Шоу в бутылке: различия между версиями
(Новая страница: «Заимствованное у американцев обозначение шоу, которое снимается в одних и тех же декорациях одной и той же локации. «Бутылочным» может быть один эпизод, может — несколько, а бывает и весь сериал/фильм. Плюсы: такие эпизоды дешевы в производстве. Минусы...») |
|||
(не показано 7 промежуточных версий 4 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
Заимствованное у американцев обозначение шоу, которое снимается в одних и тех же декорациях одной и той же локации. «Бутылочным» может быть один эпизод, | {{TVTropes|BottleEpisode|Bottle Episode}} | ||
Заимствованное у американцев обозначение шоу, которое снимается в одних и тех же декорациях одной и той же локации. «Бутылочным» может быть один эпизод, может — несколько, а бывает и весь сериал/фильм. | |||
Плюсы: такие эпизоды дешевы в производстве. | Плюсы: такие эпизоды дешевы в производстве. | ||
Строка 5: | Строка 6: | ||
Минусы: если сценарист/драматург не тянет развитие сюжета, а актёры недостаточно профессиональны, шоу может быть убийственно скучным. | Минусы: если сценарист/драматург не тянет развитие сюжета, а актёры недостаточно профессиональны, шоу может быть убийственно скучным. | ||
'''Пятиминутка истории:''' несмотря на относительную новизну термина и самого явления (телевидению всего-то 70 лет, | '''Пятиминутка истории:''' несмотря на относительную новизну термина и самого явления (телевидению всего-то 70 лет, кино — едва за сто), сама концепция бутылочного шоу [[старше, чем феодализм]]: по сути дела, это аристотелевский [[:w:Три единства|принцип трех единств]], практиковавшийся в античной драме, а затем — в театре эпохи классицизма XVII—XVIII вв. | ||
Если это детектив, то возникает ситуация [[Убийца — один из нас]]. Часто и [[Демографический минимализм|персонажей мало]]. | Если это детектив, то возникает ситуация [[Убийца — один из нас]]. Часто и [[Демографический минимализм|персонажей мало]]. | ||
Строка 12: | Строка 13: | ||
=== [[Театр]] === | === [[Театр]] === | ||
* Робе́р Тома́, | * Робе́р Тома́, «8 женщин» (в России обычно ставится под названием «Восемь любящих женщин»). На загородной вилле убит хозяин дома. Под подозрением: жена, дочь, падчерица, тёща, сестра жены, служанка, горничная и родная сестра жертвы. | ||
* [[Agatha Christie|Агата Кристи]], | * [[Agatha Christie|Агата Кристи]], «Мышеловка» и «Нежданный гость». | ||
* Рэй Куни, | * Рэй Куни, «Номер 13». Действие происходит в гостиничном номере. | ||
* Валентин Красногоров, | * Валентин Красногоров, «Комната невесты». Действие разворачивается в гостиной дворца бракосочетаний. Несколько сцен происходит в кабинете заведующей. В том же дворце. | ||
* Автору правки попадалась неплохая советская (а ныне грузинская) пьеса, в которой автор выдавил [[педаль в пол]], умудрившись вставить остросюжетное действие (фактически шпионский детектив) в пределы... одного купе пассажирского поезда. Из коридора вагона иногда слышны реплики, но собственно действие за пределы одного купе не выходит. | |||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* Та же Агата Кристи, романы | * Та же Агата Кристи, романы «Убийство в Восточном экспрессе» и «[[Ten Little Niggers|Десять негритят]]» — почти всё действие развивается в поезде и на острове у южных берегов Англии соответственно. И если в советской экранизации второго романа был старинный [[замок]] (замок-новодел Ласточкино Гнездо в [[Ханы, виноградники и курорты|Крыму]]), то в романе дом совершенно современный, и в книге упоминается что от этой современности узникам на острове только хуже. Они менее бы боялись, будь то скрипучий старый дом с потайными ходами и тёмными углами, а от этой новой, отлично освещённой современности им ещё более не по себе. А еще в таком доме постороннему совершенно негде спрятаться, а это значит… | ||
* [[Братья Стругацкие]], | ** Леди Агата вообще была мастером этого тропа, поскольку он характерен для идеального детектива: логической загадки, в которой все возможные подозреваемые заранее должны быть известны читателю, чтобы тот мог - или, по крайней мере, имел возможность - разгадать ее сам. | ||
* Джозефина Тэй, | * [[Братья Стругацкие]], «[[Отель „У погибшего альпиниста“]]» - действие ограничено горным отелем-турбазой в [[Франглиспания|среднеевропейской стране]] | ||
* Борис Акунин, «Левиафан» — [[Эраст Фандорин]] расследует совершённое в [[увидеть и умереть|Париже]] убийство, к которому причастны пассажиры первого класса одноимённого парохода. | |||
* Джозефина Тэй, «Дочь времени». Все действие происходит в больничной палате, где лежит сломавший ногу главный герой. Свое расследование исторической загадки он ведет с помощью добровольных помощников, не вставая с больничной койки. | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* | * «[[12 Angry Men|Двенадцать разгневанных мужчин]]» (оригинал и оба [[ремейк]]а) — действие все время развивается в замкнутом пространстве комнаты для заседания присяжных. | ||
* Многие фильмы про подводников полностью или частично подпадают под троп ( | * Многие фильмы про подводников полностью или частично подпадают под троп («Das Boot», «К-19», «Багровый прилив» и пр.). Ибо «куда ты, блин, с [[подводная лодка|подводной лодки]] денешься?» («Шматрица»). | ||
==== Отечественные фильмы ==== | ==== Отечественные фильмы ==== | ||
* | * «[[Обыкновенное чудо]]» [[фильмы Марка Захарова|Захарова]] — экранизация пьесы, что весьма ощутимо. Локаций всего две: дом Волшебника да трактир, но актёрам большего и не требуется. | ||
* [[Фильмы Рязанова]]: | * [[Фильмы Рязанова]]: | ||
** | ** «[[Ирония судьбы, или С лёгким паром!]]» — основное действие происходит в квартире Нади, и еще часть оставшегося — в почти точно такой же квартире Жени. И еще чуть-чуть хронометража в аэропортах и сцена под домом, в котором живет Надя. Неудивительно, ибо фильм — экранизация пьесы Брагинского и Рязанова «С лёгким паром!», и декорация там одна — типовая квартира (играет роль то квартиры Жени, то Нади). | ||
** | ** «Гараж» — заседание гаражного кооператива в музее с чучелами. Хоть и не экранизация пьесы, но три единства — сферические в вакууме. | ||
** | ** «Дорогая Елена Сергеевна» — почти все действие происходит в одной квартире. Впрочем, и там первоисточник — пьеса, так что это почти телеспектакль. | ||
* | * «Ищите женщину» Суриковой — телефильм по пьесе, все действие происходит в помещении нотариальной конторы. Актерам большего не требуется тоже. | ||
* | * «Премия» (СССР, 1974 г., реж. С. Микаэлян). По сценарию А. Гельмана, который позже был переработан в пьесу «Протокол одного заседания». Действие происходит в парткоме стройки. [[Субверсия]] — декорации помещения парткома были поставлены на реальной стройке, и конструкции, оборудование и рабочие на фоне — самые настоящие, а не бутафория с актёрами. | ||
* | * «Мы, нижеподписавшиеся» (СССР, реж. Т. Лиознова). Опять по сценарию А. Гельмана. Действие происходит в вагоне поезда. | ||
* | * «Кукушка» — собрались однажды в одном сельском доме с приусадебным участком саамка, финн и русский. А дело было во Вторую Мировую… | ||
* | * «Коллектор» — мало того, что почти всё действие фильма происходит в офисе коллекторской службы, так ещё актёр в кадре всего один. | ||
* | * «Окно» — если не считать воспоминания персонажей, всё действие происходит в больничной палате. | ||
* | * «Не было бы счастья» (СССР, 1983 г., реж. Э. Шейкин, в главных ролях А. Мягков, М. Светин и другие). Педаль в пол: почти всё главное действие происходит в кабинке застрявшего лифта девятиэтажки. Иногда показывают машинное помещение лифта, где монтёр смотрит футбол. | ||
* | * «Чисто английское убийство» — единственная дорога завалена снегом. Пополам с [[Убийца — один из нас]]. | ||
* | * «Хочу вашего мужа» — все действие в одной квартире. | ||
* Адаптация «Идеальных незнакомцев» — фильм | * Адаптация «Идеальных незнакомцев» — фильм «Громкая связь»: действие происходит на даче. И сиквел этого фильма «Обратная связь»: действие происходит на другой даче и ведущему к ней шоссе. | ||
==== Зарубежные фильмы ==== | ==== Зарубежные фильмы ==== | ||
* | * «Окно во двор» — герой сломал ногу и сидя в инвалидной коляске убивает время, наблюдая за соседями в окошко. Это могло бы быть смертельно скучно, но только не у Хичкока. | ||
** И его же | ** И его же «Верёвка», «Спасательная шлюпка», «В случае убийства набирайте „М“» … Хичкок любил этот троп. | ||
* | * «Клуб „Завтрак“» — пятеро подростков в наказание заперты на целый день в [[школа обыкновенная|школьной]] [[библиотека|библиотеке]]. Все они очень разные и в повседневной жизни не общаются между собой. | ||
* | * «[[12 разгневанных мужчин]]» — всё действие, кроме открывающей сцены и эпилога, происходит в совещательной комнате присяжных. | ||
* | ** Аналогично российский ремейк «12» от Никиты Михалкова. | ||
* | * «Собачий полдень» — действие фильма разворачивается в банке, который решили ограбить три незадачливых героя. Вот только там незадолго до того произошла инкассация и практически нет денег. | ||
* | * «Оскар» — почти всё действие фильма происходит в течение одного утра в доме Снэпса Проволоне. | ||
** Точно по такому же принципу Тарантино снял и | * «[[Reservoir Dogs|Бешеные псы]]» — большинство сцен сняты на складе, где лежали завёрнутые в плёнку гробы и стоял катафалк. Это же место, по иронии судьбы, стало местом гибели почти всех персонажей фильма. А завязка сюжета — ограбление ювелирного магазина — осталось за кадром. | ||
* Фильм | ** Точно по такому же принципу Тарантино снял и «[[Омерзительная восьмёрка|Омерзительную восьмерку]]». | ||
* | * Фильм «Резня» — действие полностью происходит в одной квартире. | ||
* | * «Кто боится Вирджинии Вульф?» — за весь фильм герои всего один раз выходят из квартиры. | ||
* Криминальная комедия | * «Альбино Аллигатор» — в режиссёрском дебюте актёра Кевина Спейси бандиты и их заложники весь фильм торчат в маленьком баре. | ||
* | * Криминальная комедия «Липучка» про [[ограбление банка]]. Вернее, сразу несколько ограблений. Одного банка. [[педаль в пол|Одновременно]]. | ||
* | * «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» — персонажей в сей драме хватает, а вот место действия всего одно. Периодически ещё мелькает зал суда и воспоминание про лошадку в чистом поле, но они только усиливают давление на психику. | ||
* | * «Вечерний экспресс „Сансет Лимитед“» — одна комната, два актёра. Финальный монолог Томми Ли Джонса [[украсть шоу|сносит крышу]]. | ||
* | * «Страна в шкафу» — и снова два героя в комнате. Только тут уже не разговор, а допрос. | ||
* | * «Нервы на пределе» — к парню в гости приходит много разного народу, но он сам (и зритель вместе с ним) весь день проводит дома. | ||
* | * «Большая сделка» (или «Большой вождь») — Дэнни ДеВито, Кевин Спейси и юный [[Сумерки|папа Эдварда]] проводят весь день в номере отеля за болтовнёй и выпивкой. | ||
* | * «Смерть и девушка» Романа Полански — поиском ответа на вопрос «Фашист наш гость или не фашист?» герои занимаются, не выходя из дома. | ||
* | * «Кордебалет» — экранизация мюзикла, где по сюжету все танцуют и поют на одной, вполне конкретной сцене. | ||
* | * «1408» — по [[Стивен Кинг|Стивену нашему Кингу]]. Героя пытается убить… гостиничный номер, в котором он поселился. | ||
* | * «Игра навылет» и её ремейк «Сыщик» — старый богач и молодой любовник его жены играют в кошки-мышки, часто меняя роли, но не локацию. | ||
* | * «Тайная честь» — это уже фактически моноспектакль (ОДИН актёр, ОДНА декорация, сценарий на основе пьесы). Но разве настоящему мастеру нужно что-то ещё? | ||
* | * «[[Телефонная будка]]». [[То, что написано на упаковке|Вы не поверите…]] | ||
* | * «Погребённый заживо» (2010, не путать с дилогией триллеров 1990 и 1997 годов, а также с ужастиком 2007 года). [[Педаль в пол]]. Мало того, что актёр один, так и место действия ограничено деревянным ящиком. | ||
* | * «Человек с Земли» — весь фильм представляет собой изложение главгероем своей биографии в кругу друзей, при этом все они уютно сидят в доме главгероя. Именно изложение, а не экранизацию — зритель просто слушает рассказ и до конца фильма вынужден гадать, говорит герой правду или просто хорошо фантазирует. | ||
* | * «Клерки» — фильм про один безумный день двух продавцов. Почти все сцены происходят в магазинчике и рядом с ним. | ||
* | * «Плёнка» Ричарда Линклейтера — гостиничный номер, два приятеля. Ну, потом ещё Ума Турман подгребается. | ||
* | * «Лок» — один персонаж в автомобиле и несколько [[голос]]ов по телефону. | ||
* «2036: Происхождение неизвестно» — где только не проходит действие | * «Идеальные незнакомцы» — основное действие происходит в одной квартире. | ||
* «2036: Происхождение неизвестно» — где только не проходит действие — на Марсе, в Антарктиде, в открытом космосе… но главная героиня и [[ИИ|ARTI]] находятся в одной-единственной комнате центра управления. | |||
* Короткометражка «[[Секс-бомба (короткометражка, 2005)|Секс-бомба]]» (2005) — всё действие происходит в квартире главгероини Шарлотты. А точнее — в одной комнате этой квартиры. Мы даже не узнаем, как выглядят комнаты, из которых верный пёсик Рэмбо приносит предметы для своей связанной хозяйки. | |||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* | * «[[Секретные материалы]]» (1993) — эпизоды «Лёд», «Космос», «И пала тьма». | ||
* | * «[[Светлячок]]» (2002) — восьмой эпизод. С фитильком, так как в серии полно [[Флэшбэк|флэшбэков]], посвященных появлению на «Серенити» тех персонажей, чье появление в сериале не показали в первой серии. | ||
* | * «[[Всё тип-топ, или Жизнь Зака и Коди]]» (2005) — ВЕСЬ 1 сезон и отдельные серии двух последующих происходят строго в гостинице «Тип-топ». | ||
* | * «Следствие ведут ЗнаТоКи» — действие серии «Ваше подлинное имя» почти целиком происходит в кабинете следователя Знаменского. | ||
* | ** В целом первые 5-6 серий сняты как телеспектакли, с крайне ограниченным набором локаций (хотя упомянутое выше "Дело второе" выделяется даже из них). Дальше пришла популярность и возможность тратить больше денег на съемки. | ||
* | * «33 квадратных метра» — в зависимости от сезона, действие происходит на даче Звездуновых, в городской квартире Звездуновых или в общаге, куда вселился Андрюша, поступив в вуз. | ||
* Сериал | * «[[Моя прекрасная няня]]» — действие практически полностью происходит в квартире Шаталиных. | ||
* Комедийный сериал | * «[[Интерны]]» — как известно, в больнице Кисегач есть только два отделения: терапевтическое, где главенствует Быков, и кожно-венерологическое, в котором пьянствует Купитман. Изредка подключаются интерьеры съемных квартир, 1-2 кабака и прочие второстепенные декорации. | ||
* | * «Без ума от тебя» — эпизод 6, сезон 9: самый бутылочный эпизод из всех бутылочных. Одна точка съемки, один кадр, двое героев. Джейми и Пол ломают голову, пытаясь помочь своему ребёнку выплакаться за закрытой дверью. | ||
* | * «[[Star Trek|Звездный путь]]», 12й эпизод 6го сезона TNG — «Корабль в бутылке» ([[кодификатор]]). | ||
* | * Сериал «[[Friends|Друзья]]», большая часть действия которого проходит в квартирах главных героев, а также в их любимом кафе. | ||
* | * Комедийный сериал «Тонкая голубая линия» с Роуэном Аткинсоном — практически все события происходят в полицейском участке, с редкими выездами на местность. | ||
* | * «Элен и ребята» — большая часть действия происходит либо в любимом кафе компании, либо в гараже, где репетирует мужская часть компании. Ну, ещё спортзал и общежитие. | ||
* | * «Клубничка» — действие происходит собственно в кафе «Клубничка» и переулке, в котором оно находится. | ||
* «Дежурная аптека» — все сцены сериала в пять сезонов сняты в трёх помещениях в павильоне: торговый зал аптеки, склад и маленькая площадь с фасадом, тоже построенная в павильоне. | |||
* | * «Кенан и Кэл» — два основных места действия: дом семьи Кенана и магазинчик «Ригби», в котором он работает. | ||
* | * «Сайнфелд» — серии «Китайский ресторан», на протяжении которой Джерри, Джордж и Элейн стоят на ресепшене ресторана в ожидании столика, и «Парковка», где действие разворачивается на парковке ТЦ, по которой герои бродят в тщетных попытках отыскать свою машину. | ||
* «[[Во все тяжкие]]» — серия «Муха». Уолт провёл весь этот эпизод, пытаясь убить муху, попавшую в его метамфетаминовую лабораторию. В конце серии ему это удалось. | |||
* | * «[[Brooklyn Nine-Nine|Бруклин 99]]» — 14 эпизод 5 сезона, «Коробка». В 99-е отделение бруклинской полиции вызывают на допрос дантиста, обвиняемого в убийстве коллеги. Детективы Джейк и Холт всю ночь допрашивают подозреваемого. | ||
* «Убойный отдел» — пятая серия первого сезона «Трое мужчин и Адена». Детективы Пемблтон и Бэйлисс пытаются выбить из Рисли Такера признание в убийстве одиннадцатилетней Адены Уотсон. У них всего 12 часов на то, чтобы заставить мужчину сознаться в содеянном. | |||
* «[[Последний министр]]» — действие 13-й серии первого сезона («20 минут») почти целиком происходит в машине Тихомирова, а из значимых действующих лиц только водитель и голоса в телефонной трубке. | |||
* серия сериалов Криминал — все действие проходит в полицейских участках той или иной европейской страны, а львиная часть — в комнате допроса главного персонажа серии. | |||
* «[[iCarly|АйКарли]]» — действие двух серий происходит полностью в квартире Шэев. | |||
* «[[Victorious|Виктория-победительница]]» — серия «Вай-фай в небе» почти полностью происходит в самолёте с сёстрами Вега на борту, лишь иногда отклоняясь в квартиры других главгероев, однако всё действие происходит строго в самолёте. | |||
* «[[H2O: Just Add Water|H2O: Просто добавь воды]]» — действие серии «Эффект Сирены» (1 сезон) происходит в большей части в доме Сертори, немногим меньше в кафе JuiceNet, другой основной локации сериала. | |||
* «[[Mr. Robot|Мистер Робот]]» — эпизод «407 Proxy Authentication Required», задействующий всего 6 актёров, действия которого разворачиваются в одной-единственной квартире. В списке лучших эпизодов телесериалов всех времен на IMDb занимает третье место (первое, если не считать аниме-сериалы). Такое широкое признание получил из-за необычной структуры, представляющей собой пять актов, которые символизируют собой стадии принятия протагонистом неизбежного. В этой серии [[Автобус вернулся|вернувшийся в автобусе]] преступник Фернандо Вера похищает Эллиота и его психолога, пытаясь морально сломить первого и наконец-то познакомиться с [[Раздвоение личности|другой его личностью]], в результате чего Эллиот узнаёт страшную правду из своего прошлого, которую «Мистер Робот» так тщательно прятал в его бессознательном. | |||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
* | * [[Fireball]]. Абсолютно все события происходят в башне, в которой живут главные герои. Хотя, в теории жизнь вроде бы кипит и снаружи. | ||
{{Nav/TV}} | {{Nav/TV}} | ||
{{Nav/Кино}} | {{Nav/Кино}} |
Текущая версия на 16:30, 8 июля 2024
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Bottle Episode. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Заимствованное у американцев обозначение шоу, которое снимается в одних и тех же декорациях одной и той же локации. «Бутылочным» может быть один эпизод, может — несколько, а бывает и весь сериал/фильм.
Плюсы: такие эпизоды дешевы в производстве.
Минусы: если сценарист/драматург не тянет развитие сюжета, а актёры недостаточно профессиональны, шоу может быть убийственно скучным.
Пятиминутка истории: несмотря на относительную новизну термина и самого явления (телевидению всего-то 70 лет, кино — едва за сто), сама концепция бутылочного шоу старше, чем феодализм: по сути дела, это аристотелевский принцип трех единств, практиковавшийся в античной драме, а затем — в театре эпохи классицизма XVII—XVIII вв.
Если это детектив, то возникает ситуация Убийца — один из нас. Часто и персонажей мало.
Примеры[править]
Театр[править]
- Робе́р Тома́, «8 женщин» (в России обычно ставится под названием «Восемь любящих женщин»). На загородной вилле убит хозяин дома. Под подозрением: жена, дочь, падчерица, тёща, сестра жены, служанка, горничная и родная сестра жертвы.
- Агата Кристи, «Мышеловка» и «Нежданный гость».
- Рэй Куни, «Номер 13». Действие происходит в гостиничном номере.
- Валентин Красногоров, «Комната невесты». Действие разворачивается в гостиной дворца бракосочетаний. Несколько сцен происходит в кабинете заведующей. В том же дворце.
- Автору правки попадалась неплохая советская (а ныне грузинская) пьеса, в которой автор выдавил педаль в пол, умудрившись вставить остросюжетное действие (фактически шпионский детектив) в пределы... одного купе пассажирского поезда. Из коридора вагона иногда слышны реплики, но собственно действие за пределы одного купе не выходит.
Литература[править]
- Та же Агата Кристи, романы «Убийство в Восточном экспрессе» и «Десять негритят» — почти всё действие развивается в поезде и на острове у южных берегов Англии соответственно. И если в советской экранизации второго романа был старинный замок (замок-новодел Ласточкино Гнездо в Крыму), то в романе дом совершенно современный, и в книге упоминается что от этой современности узникам на острове только хуже. Они менее бы боялись, будь то скрипучий старый дом с потайными ходами и тёмными углами, а от этой новой, отлично освещённой современности им ещё более не по себе. А еще в таком доме постороннему совершенно негде спрятаться, а это значит…
- Леди Агата вообще была мастером этого тропа, поскольку он характерен для идеального детектива: логической загадки, в которой все возможные подозреваемые заранее должны быть известны читателю, чтобы тот мог - или, по крайней мере, имел возможность - разгадать ее сам.
- Братья Стругацкие, «Отель „У погибшего альпиниста“» - действие ограничено горным отелем-турбазой в среднеевропейской стране
- Борис Акунин, «Левиафан» — Эраст Фандорин расследует совершённое в Париже убийство, к которому причастны пассажиры первого класса одноимённого парохода.
- Джозефина Тэй, «Дочь времени». Все действие происходит в больничной палате, где лежит сломавший ногу главный герой. Свое расследование исторической загадки он ведет с помощью добровольных помощников, не вставая с больничной койки.
Кино[править]
- «Двенадцать разгневанных мужчин» (оригинал и оба ремейка) — действие все время развивается в замкнутом пространстве комнаты для заседания присяжных.
- Многие фильмы про подводников полностью или частично подпадают под троп («Das Boot», «К-19», «Багровый прилив» и пр.). Ибо «куда ты, блин, с подводной лодки денешься?» («Шматрица»).
Отечественные фильмы[править]
- «Обыкновенное чудо» Захарова — экранизация пьесы, что весьма ощутимо. Локаций всего две: дом Волшебника да трактир, но актёрам большего и не требуется.
- Фильмы Рязанова:
- «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» — основное действие происходит в квартире Нади, и еще часть оставшегося — в почти точно такой же квартире Жени. И еще чуть-чуть хронометража в аэропортах и сцена под домом, в котором живет Надя. Неудивительно, ибо фильм — экранизация пьесы Брагинского и Рязанова «С лёгким паром!», и декорация там одна — типовая квартира (играет роль то квартиры Жени, то Нади).
- «Гараж» — заседание гаражного кооператива в музее с чучелами. Хоть и не экранизация пьесы, но три единства — сферические в вакууме.
- «Дорогая Елена Сергеевна» — почти все действие происходит в одной квартире. Впрочем, и там первоисточник — пьеса, так что это почти телеспектакль.
- «Ищите женщину» Суриковой — телефильм по пьесе, все действие происходит в помещении нотариальной конторы. Актерам большего не требуется тоже.
- «Премия» (СССР, 1974 г., реж. С. Микаэлян). По сценарию А. Гельмана, который позже был переработан в пьесу «Протокол одного заседания». Действие происходит в парткоме стройки. Субверсия — декорации помещения парткома были поставлены на реальной стройке, и конструкции, оборудование и рабочие на фоне — самые настоящие, а не бутафория с актёрами.
- «Мы, нижеподписавшиеся» (СССР, реж. Т. Лиознова). Опять по сценарию А. Гельмана. Действие происходит в вагоне поезда.
- «Кукушка» — собрались однажды в одном сельском доме с приусадебным участком саамка, финн и русский. А дело было во Вторую Мировую…
- «Коллектор» — мало того, что почти всё действие фильма происходит в офисе коллекторской службы, так ещё актёр в кадре всего один.
- «Окно» — если не считать воспоминания персонажей, всё действие происходит в больничной палате.
- «Не было бы счастья» (СССР, 1983 г., реж. Э. Шейкин, в главных ролях А. Мягков, М. Светин и другие). Педаль в пол: почти всё главное действие происходит в кабинке застрявшего лифта девятиэтажки. Иногда показывают машинное помещение лифта, где монтёр смотрит футбол.
- «Чисто английское убийство» — единственная дорога завалена снегом. Пополам с Убийца — один из нас.
- «Хочу вашего мужа» — все действие в одной квартире.
- Адаптация «Идеальных незнакомцев» — фильм «Громкая связь»: действие происходит на даче. И сиквел этого фильма «Обратная связь»: действие происходит на другой даче и ведущему к ней шоссе.
Зарубежные фильмы[править]
- «Окно во двор» — герой сломал ногу и сидя в инвалидной коляске убивает время, наблюдая за соседями в окошко. Это могло бы быть смертельно скучно, но только не у Хичкока.
- И его же «Верёвка», «Спасательная шлюпка», «В случае убийства набирайте „М“» … Хичкок любил этот троп.
- «Клуб „Завтрак“» — пятеро подростков в наказание заперты на целый день в школьной библиотеке. Все они очень разные и в повседневной жизни не общаются между собой.
- «12 разгневанных мужчин» — всё действие, кроме открывающей сцены и эпилога, происходит в совещательной комнате присяжных.
- Аналогично российский ремейк «12» от Никиты Михалкова.
- «Собачий полдень» — действие фильма разворачивается в банке, который решили ограбить три незадачливых героя. Вот только там незадолго до того произошла инкассация и практически нет денег.
- «Оскар» — почти всё действие фильма происходит в течение одного утра в доме Снэпса Проволоне.
- «Бешеные псы» — большинство сцен сняты на складе, где лежали завёрнутые в плёнку гробы и стоял катафалк. Это же место, по иронии судьбы, стало местом гибели почти всех персонажей фильма. А завязка сюжета — ограбление ювелирного магазина — осталось за кадром.
- Точно по такому же принципу Тарантино снял и «Омерзительную восьмерку».
- Фильм «Резня» — действие полностью происходит в одной квартире.
- «Кто боится Вирджинии Вульф?» — за весь фильм герои всего один раз выходят из квартиры.
- «Альбино Аллигатор» — в режиссёрском дебюте актёра Кевина Спейси бандиты и их заложники весь фильм торчат в маленьком баре.
- Криминальная комедия «Липучка» про ограбление банка. Вернее, сразу несколько ограблений. Одного банка. Одновременно.
- «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» — персонажей в сей драме хватает, а вот место действия всего одно. Периодически ещё мелькает зал суда и воспоминание про лошадку в чистом поле, но они только усиливают давление на психику.
- «Вечерний экспресс „Сансет Лимитед“» — одна комната, два актёра. Финальный монолог Томми Ли Джонса сносит крышу.
- «Страна в шкафу» — и снова два героя в комнате. Только тут уже не разговор, а допрос.
- «Нервы на пределе» — к парню в гости приходит много разного народу, но он сам (и зритель вместе с ним) весь день проводит дома.
- «Большая сделка» (или «Большой вождь») — Дэнни ДеВито, Кевин Спейси и юный папа Эдварда проводят весь день в номере отеля за болтовнёй и выпивкой.
- «Смерть и девушка» Романа Полански — поиском ответа на вопрос «Фашист наш гость или не фашист?» герои занимаются, не выходя из дома.
- «Кордебалет» — экранизация мюзикла, где по сюжету все танцуют и поют на одной, вполне конкретной сцене.
- «1408» — по Стивену нашему Кингу. Героя пытается убить… гостиничный номер, в котором он поселился.
- «Игра навылет» и её ремейк «Сыщик» — старый богач и молодой любовник его жены играют в кошки-мышки, часто меняя роли, но не локацию.
- «Тайная честь» — это уже фактически моноспектакль (ОДИН актёр, ОДНА декорация, сценарий на основе пьесы). Но разве настоящему мастеру нужно что-то ещё?
- «Телефонная будка». Вы не поверите…
- «Погребённый заживо» (2010, не путать с дилогией триллеров 1990 и 1997 годов, а также с ужастиком 2007 года). Педаль в пол. Мало того, что актёр один, так и место действия ограничено деревянным ящиком.
- «Человек с Земли» — весь фильм представляет собой изложение главгероем своей биографии в кругу друзей, при этом все они уютно сидят в доме главгероя. Именно изложение, а не экранизацию — зритель просто слушает рассказ и до конца фильма вынужден гадать, говорит герой правду или просто хорошо фантазирует.
- «Клерки» — фильм про один безумный день двух продавцов. Почти все сцены происходят в магазинчике и рядом с ним.
- «Плёнка» Ричарда Линклейтера — гостиничный номер, два приятеля. Ну, потом ещё Ума Турман подгребается.
- «Лок» — один персонаж в автомобиле и несколько голосов по телефону.
- «Идеальные незнакомцы» — основное действие происходит в одной квартире.
- «2036: Происхождение неизвестно» — где только не проходит действие — на Марсе, в Антарктиде, в открытом космосе… но главная героиня и ARTI находятся в одной-единственной комнате центра управления.
- Короткометражка «Секс-бомба» (2005) — всё действие происходит в квартире главгероини Шарлотты. А точнее — в одной комнате этой квартиры. Мы даже не узнаем, как выглядят комнаты, из которых верный пёсик Рэмбо приносит предметы для своей связанной хозяйки.
Телесериалы[править]
- «Секретные материалы» (1993) — эпизоды «Лёд», «Космос», «И пала тьма».
- «Светлячок» (2002) — восьмой эпизод. С фитильком, так как в серии полно флэшбэков, посвященных появлению на «Серенити» тех персонажей, чье появление в сериале не показали в первой серии.
- «Всё тип-топ, или Жизнь Зака и Коди» (2005) — ВЕСЬ 1 сезон и отдельные серии двух последующих происходят строго в гостинице «Тип-топ».
- «Следствие ведут ЗнаТоКи» — действие серии «Ваше подлинное имя» почти целиком происходит в кабинете следователя Знаменского.
- В целом первые 5-6 серий сняты как телеспектакли, с крайне ограниченным набором локаций (хотя упомянутое выше "Дело второе" выделяется даже из них). Дальше пришла популярность и возможность тратить больше денег на съемки.
- «33 квадратных метра» — в зависимости от сезона, действие происходит на даче Звездуновых, в городской квартире Звездуновых или в общаге, куда вселился Андрюша, поступив в вуз.
- «Моя прекрасная няня» — действие практически полностью происходит в квартире Шаталиных.
- «Интерны» — как известно, в больнице Кисегач есть только два отделения: терапевтическое, где главенствует Быков, и кожно-венерологическое, в котором пьянствует Купитман. Изредка подключаются интерьеры съемных квартир, 1-2 кабака и прочие второстепенные декорации.
- «Без ума от тебя» — эпизод 6, сезон 9: самый бутылочный эпизод из всех бутылочных. Одна точка съемки, один кадр, двое героев. Джейми и Пол ломают голову, пытаясь помочь своему ребёнку выплакаться за закрытой дверью.
- «Звездный путь», 12й эпизод 6го сезона TNG — «Корабль в бутылке» (кодификатор).
- Сериал «Друзья», большая часть действия которого проходит в квартирах главных героев, а также в их любимом кафе.
- Комедийный сериал «Тонкая голубая линия» с Роуэном Аткинсоном — практически все события происходят в полицейском участке, с редкими выездами на местность.
- «Элен и ребята» — большая часть действия происходит либо в любимом кафе компании, либо в гараже, где репетирует мужская часть компании. Ну, ещё спортзал и общежитие.
- «Клубничка» — действие происходит собственно в кафе «Клубничка» и переулке, в котором оно находится.
- «Дежурная аптека» — все сцены сериала в пять сезонов сняты в трёх помещениях в павильоне: торговый зал аптеки, склад и маленькая площадь с фасадом, тоже построенная в павильоне.
- «Кенан и Кэл» — два основных места действия: дом семьи Кенана и магазинчик «Ригби», в котором он работает.
- «Сайнфелд» — серии «Китайский ресторан», на протяжении которой Джерри, Джордж и Элейн стоят на ресепшене ресторана в ожидании столика, и «Парковка», где действие разворачивается на парковке ТЦ, по которой герои бродят в тщетных попытках отыскать свою машину.
- «Во все тяжкие» — серия «Муха». Уолт провёл весь этот эпизод, пытаясь убить муху, попавшую в его метамфетаминовую лабораторию. В конце серии ему это удалось.
- «Бруклин 99» — 14 эпизод 5 сезона, «Коробка». В 99-е отделение бруклинской полиции вызывают на допрос дантиста, обвиняемого в убийстве коллеги. Детективы Джейк и Холт всю ночь допрашивают подозреваемого.
- «Убойный отдел» — пятая серия первого сезона «Трое мужчин и Адена». Детективы Пемблтон и Бэйлисс пытаются выбить из Рисли Такера признание в убийстве одиннадцатилетней Адены Уотсон. У них всего 12 часов на то, чтобы заставить мужчину сознаться в содеянном.
- «Последний министр» — действие 13-й серии первого сезона («20 минут») почти целиком происходит в машине Тихомирова, а из значимых действующих лиц только водитель и голоса в телефонной трубке.
- серия сериалов Криминал — все действие проходит в полицейских участках той или иной европейской страны, а львиная часть — в комнате допроса главного персонажа серии.
- «АйКарли» — действие двух серий происходит полностью в квартире Шэев.
- «Виктория-победительница» — серия «Вай-фай в небе» почти полностью происходит в самолёте с сёстрами Вега на борту, лишь иногда отклоняясь в квартиры других главгероев, однако всё действие происходит строго в самолёте.
- «H2O: Просто добавь воды» — действие серии «Эффект Сирены» (1 сезон) происходит в большей части в доме Сертори, немногим меньше в кафе JuiceNet, другой основной локации сериала.
- «Мистер Робот» — эпизод «407 Proxy Authentication Required», задействующий всего 6 актёров, действия которого разворачиваются в одной-единственной квартире. В списке лучших эпизодов телесериалов всех времен на IMDb занимает третье место (первое, если не считать аниме-сериалы). Такое широкое признание получил из-за необычной структуры, представляющей собой пять актов, которые символизируют собой стадии принятия протагонистом неизбежного. В этой серии вернувшийся в автобусе преступник Фернандо Вера похищает Эллиота и его психолога, пытаясь морально сломить первого и наконец-то познакомиться с другой его личностью, в результате чего Эллиот узнаёт страшную правду из своего прошлого, которую «Мистер Робот» так тщательно прятал в его бессознательном.
Аниме и манга[править]
- Fireball. Абсолютно все события происходят в башне, в которой живут главные герои. Хотя, в теории жизнь вроде бы кипит и снаружи.