Гангста, рэп и баскетбол: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 153: Строка 153:


=== [[Музыка]] ===
=== [[Музыка]] ===
* Народная песня «Жёлтая роза [[Одинокая Звезда|Техаса]]» (The Yellow Rose of Texas) про [[Роковая женщина|светлокожую мулатку]] из Техаса.
* Народная песня «Жёлтая роза [[Одинокая Звезда|Техаса]]» (The Yellow Rose of Texas) — про [[Роковая женщина|светлокожую мулатку]] из Техаса.
* Тол Мириам — «Барон Суббота», про негров-рабов. Негры любят веселиться и не хранят зла (отомстят и забудут).
* Тол Мириам — «Барон Суббота», про негров-рабов. Негры любят веселиться и не хранят зла (отомстят и забудут).
* Запрещённые Барабанщики — «Убили негра», обыгрывание стереотипов о неграх, баскетболе, хип-хопе и магии вуду.
* Запрещённые Барабанщики — «Убили негра», обыгрывание стереотипов о неграх, баскетболе, хип-хопе и магии вуду.
* Clawfinger — «Nigger», белейшие шведы осуждают проблемы чёрных.


=== Прочее ===
=== Прочее ===

Версия 02:29, 14 марта 2023

« Только мёртвый негр не идёт играть в баскетбол. »
— Одна «очень запрещённая» группа

«Афроамериканцы»… Кто же они такие?

Живой негр, который играет в баскетбол

Википедия утверждает, что это «жители США, имеющие полное или частичное происхождение от африканцев, принадлежавших к негроидной расе». И тут же оговаривается: «Как правило, под „афроамериканцами“ подразумеваются потомки рабов XVII—XIX вв». С другой стороны, кто скажет, что кубинцы или бразильцы африканского происхождения — не афроамериканцы?

Так что есть предложение принять определение: «жители США, происходящие от ввезённых из Африки рабов». Почему? Потому что в ходе нескольких столетий рабства, а затем — после ликвидации рабовладения — расовой дискриминации, у них сформировались своё самосознание, культура, кухня и даже диалект английского, которые отличаются от таковых у белых американцев.

Обама — не афроамериканец. Он — сын иммигранта из Кении и белой американки. Шарлиз Терон — тоже не афроамериканка. Она — натурализованная в США евроафриканка. Вот так! Более сложный пример — например, Колин Пауэлл: вроде как афронегритянские предки налицо и родился в Нью-Йорке, но его родители родом с Ямайки — и этого оказалось достаточно, чтобы в Гарлеме его отказывались признавать за своего. Точно так же не считаются своими уроженцы Барбадоса, не говоря уже про франко- и испаноязычных гаитянцев или доминиканцев; как итог — в 1970-90-е нередка была ситуация «гетто» в «гетто».

Ах, да! Самое главное! Их нельзя называть нигерами, потому что nigger — оскорбительное расистское словцо. (Неграмиможно, это слово в русском языке никаких отрицательных коннотаций не несёт, а по-английски Negro — уже нельзя[1]). Употреблять это N-слово могут только сами, м-м-м… негры. Правда, они говорят немного по-другому: niggah (нигга). Это одна из черт диалекта чернокожих американцев, так называемого «эбоникса» — гипертрофированное редуцирование конечной r (в языковой норме она хоть немного, да обозначается). Также в «эбониксе» редуцируются дифтонги, например, не «май нигга», а «ма нигга».

Из-за т. н. «правила одной капли», по которому человек с 1/32 африканских генов считался чёрным, афроамериканцы могут быть похожими не на негров, а на азербайджанцев или вообще европейцев. По причине этого же правила в США вышли из употребления понятия «мулат», «квартерон» и т. д. — они все афроамериканцы, и не надо их выделять отдельно.

(link)

Все стереотипы о чернокожих старого кино в одном ролике

Уровень жизни и образования среди чернокожих американцев ниже, чем среди белых, а уровень преступности ожидаемо выше (однако разница в этом между черными и белыми в США снижается через каждое поколение, что вполне естественно). Зато среди них почти нет маньяков-убийц. Так говорит статистика. Но и той разницы, что есть, хватает для ситуации «белый полицейский пристрелил подозрительно ведущего себя чёрного чувака». Когда в мае 2020 Дерек Шовин задушил уже арестованного Джорджа Флойда, начались массовые протесты, в которых участвовало 15-26 млн.[2]

А ещё они придумали джаз, блюз и рок-н-ролл. (В советской книге 1932 г. «Люди и нравы Америки» песни в стиле блюз названы «синявками»). Но потом что-то пошло не так, и начали получаться хип-хоп и рэп[3]. Конкретно «что-то» — это нью-йоркский блэкаут 1977 г.: из-за накалённой социальной обстановки в обесточенном городе начались массовые разграбления магазинов, которые и дали чернокожей бедноте доступ к дорогому диджейскому оборудованию. Вот так случай помог продвинуть стиль музыки, ранее известный лишь в чёрных кварталах Бронкса.

Стереотипные негры

  • Трудолюбивый, покорный/верный и добрый раб, с которым обращаются хорошо. Примеры из Т. Майн Рида: «Всадник без головы» — Плутон; «Квартеронка» — Сципион; «Оцеола, вождь семинолов» — Чёрный Джек.
    • Педаль в пол — с ним обращаются плохо, но он настолько забитый, что не способен на протест. Эталонный пример: Гарриет Бичер-Стоу, «Хижина дяди Тома», многие персонажи.
    • Сам Том под этот типаж, однако, не попадает, поскольку стойко оказывает пассивный протест (архетип не героя, как в следующем примере, а христианского святого мученика) — перед лицом смерти отказывается выдать беглянок, перестать говорить о Боге и пр. С другой стороны, кротко, но твёрдо увещевал в лицо за беспутный и нехристианский образ жизни доброго хозяина Сен-Клера, что немыслимо для персонажей из предыдущих примеров.
    • Тем не менее Uncle Tom и Aunt Sally у афроамериканцев принято называть тех, кто подлизывается к белым.
    • Педаль в могилу своих жертв — злобный управляющий из «Джанго освобождённый». Он был настолько верным рабом, что теперь командует поместьем, включая не только рабов, но и некоторых белых.
  • Гордый раб, стремящийся к свободе. Пример: Элиза в той же «Хижине дяди Тома», которая с ребёнком на руках (причём не грудным, а 4-5 лет) перебежала через реку, прыгая с льдины на льдину.
  • Красивая рабыня, как правило, мулатка или квартеронка, обычно горничная мамы/жены/дочки хозяина и одновременно — наперсница или воспитанница. Становится объектом любовного интереса хорошего протагониста/белого злодея/раба из следующего пункта. Пример: Т. Майн Рид, «Квартеронка», Аврора Безансон (по фамилии владельцев); «Рабыня Изаура» (по тексту тоже квартеронка, кстати) Бернарду Гимарайнша.
  • Злобный раб, который стремится не обрести свободу, а нагадить хозяевам и другим рабам. Пример: Т. Майн Рид, «Оцеола, вождь семинолов» — Жёлтый Джек («жёлтый» означало мулата со светлой кожей, вплоть до человека с африканскими чертами лиц при белой коже), Андре Лори «Капитан Трафальгар» — Зиновия Пелле.
  • Негр, ставший юридически свободным, но всё равно бедный, бесправный, трудолюбивый, добрый, не способный на протест. Пример: Харпер Ли, «Убить пересмешника» — Том Робинсон, Странники — дядя Фи Кармайкл, но только в манге, причём там он ещё и аутист к тому же.
  • Негр, ставший юридически свободным, но сохранивший привязанность к добрым хозяевам. Неполиткорректный стереотип, но что поделать? Пример: О.Генри, «Город без происшествий» — извозчик Цезарь, «Таинственный остров» Жюль Верна — Наб.
    • Педаль в пол: чернокожие солдаты в армии Конфедерации во время Гражданской войны в США — при том, что под принудительный набор они не попадали. Были, и было их не так мало, как могло бы показаться. Так как были мулаты сами владевшие собственными чернокожими рабами.
  • Типаж «чернокожий трикстер». Негр, ставший юридически свободным (или уже родившийся таким) и с удовольствием кинувшийся в аферы или хотя бы авантюры. Он не обязательно жулик — может быть, подённый рабочий или путешественник в поисках работы/счастья. Но в любом случае живчик (quick), ёрник, ловкач. Язык у него подвешен так, что ого-го; некоторые представители типажа тарахтят по-пулемётному. В старых произведениях такой персонаж к тому же нередко любил играть на банджо. По изначальной задумке С. Фостера, белого автора песни Oh Susanna!, протагонист в ней именно такой (а не «белый ковбой», как пытались представить дело расисты-конфедераты, сделавшие «Сюзанну» одним из своих неофициальных гимнов). Подобный персонаж по имени Зип Кун (что-то вроде «Продувного ниггера»), щегольски одетый, для контраста фигурирует в песенках про Джима Кроу, простоватого негра. Обратите также внимание на образ, сыгранный Эдди Мёрфи во многих его ранних фильмах, в том числе в дилогии «48 часов»/«Другие 48 часов». Если перегнуть палку, получится отрицательный вариант стереотипа — «чернокожий шут» (пример — Руби Род из «Пятого Элемента»).
  • Типаж «чернокожий лентяй». Негр, ставший юридически свободным (или уже родившийся таким), но большую часть жизни предпочитающий проводить в расслаблении. Есть крохотный заработок, поэтому голодная смерть не грозит, а всё остальное — гори оно синим пламенем, буду просто полёживать! Как правило, такой лодырь ходит сутулясь и шаркая (когда вообще ходит, а не валяется, пожёвывая табак), а говорит медленно, вяло, растянуто, т. е. ему лень даже слова произносить как следует. См. книги Марка Твена (какие? да любые, хотя бы того же «Тома Сойера», где кстати это описание и встречается а точнее, в какой главе?) и персонаж миниатюр и комедийных фильмов «Стэпин-Фетчит» (англ. Подай-Принеси, роль исполняет Линкольн Перри), а также старый мультфильм Уолтера Ланца Scrub Me, Mama, with a Boogie Beat (ныне признан шовинистическим и запрещён к показу), где подобными персонажами просто напичкан местный городок. Более «современный» стереотип — «porch monkey», живет на пособие и целый день сидит на крыльце с бумбоксом и дружбанами. Впрочем, неполиткорректный термин пытаются приспособить и под белых тунеядцев (которые вообще вайт трэш).
  • Негр, который борется за свободу. Примеры: Анджела Дэвис (за которую заступался герой Высоцкого), Джесси Джексон, Луис Фаррахан. И двое весьма известных и диаметрально противоположных деятелей: Мартин Лютер Кинг, который мечтал о мультирасовом обществе, борясь за права своей расы ненасильственными способами, и Малькольм Икс, буревестник расовой революции, который сам был изрядным расистом, только в пользу чёрных.
    • Совершенно замечательный случай — Катай Уильямс, первая чернокожая военнослужащая в США.
    • С другой стороны есть и стереотип «обидчивого афроамериканца», который во всем видит расизм и постоянно меняет термины, которыми его следует называть. Пример — Эрл Монтгомери из фильма «Национальная безопасность».
    • Само собой, негр-расист тоже из этой категории. Ответ «вайт паверу» из чёрных кварталов, да.
  • Толстая и немолодая негритянка, работающая у хозяев горничной, няней или просто служанкой. Часто комический персонаж. Примеры: Мамушка из «Унесенных ветром», Мамочка-Два-Тапочка из «Тома и Джерри». Сейчас это считается ужасно неполиткоректным, но по прежнему присутствует в кино в качестве приходящей уборщицы — хотя и вытесняется «понаехавшей латиноамериканкой».
    • Она же может являться мамкой тех же трикстера или лентяя. Или быть женой чернокожего мудреца.
  • Вариация предыдущего типа — в современном кино: толстая (хотя не всегда пожилая) негритянка, которая работает в сфере услуг (продавщица, барменша) или в медицине (медсестра, акушерка, врач). Она чуть насмешлива, в обращении с клиентами — сама доброта и спокойствие (как правило), иногда — проявляет твёрдость и даже жёсткость. Никогда не кричит и не впадает в истерики, в сложных ситуациях всегда хладнокровна.
  • Любопытные негритята. В старых произведениях часто едят арбузы и называются словом «пиканинни» (pickaninny), сейчас это слово считается неполиткорректным, хотя по-португальски означает всего лишь «маленькие». Ещё для негров считается неприличным есть арбузы, потому что сочетание «негр+арбуз» ассоциируется с эпохой торжествующего расизма.
    • Помимо арбузов имеются ассоциации и с курятиной, поскольку обычного мяса рабы практически не ели, а в качестве праздничного мясного у них на столе была курица. Хотя сейчас стереотип про негров-любителей курятины существует, и не в последнюю очередь «благодаря» KFC. Но вообще любовь к курятине и арбузам — настолько клише, что его даже сержант из «Цельнометаллической оболочки» упоминает: «здесь не подают цыплят и арбузы ежедневно!»
  • Музыкант/певец/танцор. Примеры: Луи «лет май пипл гоу» Армстронг[4], Поль Робсон, Рэй Чарльз, Дюк Эллингтон, Джеймс Браун, Би Би Кинг, Майлз Дэвис, артистка кабаре Жозефина Бейкер. И Майкл Джексон, конечно!
    • Про бесчисленное количество деятелей хип-хопа, пожалуй, и говорить не стоит…
  • Спортсмен. Примеры: Майкл Джордан, Майк Тайсон, Кассиус Клей aka Мухаммед Али, сёстры Винус и Серена Уильямс.
    • Почему-то из всех видов спорта на ум приходят бокс и баскетбол. Даже фильм есть «Белые парни не умеют прыгать» («Баскетбол — игра для чёрных»). И Рокки Бальбоа в первых трёх фильмах старался одолеть именно чернокожих боксёров (доброго в первых двух фильмах, злого в третьем).
    • Чёрные атлеты сильны и в беге на короткие дистанции. Нет, в беге на длинные тоже сильны, но, как правило, уже не афроамериканцы, а просто африканцы. Породило анекдот про «чёрные сильны в беге, а белые в стрельбе»
      • Джесси Оуэнс — четырехкратный олимпийский чемпион (три золотых медали в беге и одна в прыжках в длину). И все это — на Играх 1936 года в Берлине!
    • В 1956 г. Алтея Гибсон первой из темнокожих американок выиграла турнир Большого шлема.
  • Полицейский или военный — именно в этих профессиях дискриминация первой начала сходить на нет (уже в 1950-е), поэтому там чернокожим было проще всего сделать карьеру. Часто напарник белого (или наоборот). Или грозный усатый начальник у обоих. Добрый пример: Роджер Мёрто из «Смертельного оружия». Злой пример: офицер Тенпенни из GTA San Andreas. Также часто встречаются черные судьи (а вот адвокаты — практически нет).
  • Чернокожий мудрец. Морган Фримен на таких ролях просто специализировался. А еще Шеф из «Южного парка».
  • Артист. Популярным троп стал в эпоху джаза, а до это если в каком-либо представлении был чёрный, то чаще всего это был белый с гримом blackface. Примеры: Вупи Голдберг, Морган Фримен, Дензел Вашингтон, Уилл Смит, Эдди Мёрфи, Самуэль Джексон, Эрик Ла Саль, Дэнни Гловер… всех и не перечислишь.
  • Темнокожий гопник. Он может вырасти в серьёзного уголовника. Или превратиться в аналог white trash.
  • Страшный негр. Это может быть криминальный барон, диктатор/варлорд, или просто громила. Или насильник — есть и такой стереотип.
  • Сутенёр же! Очень клюквенный и китчевый типаж, не уступающий в этом чернокожему гангста-рэперу. Характерный атрибут — крутая тачка («Пимпмобиль»). И белая шуба! И золотой символ доллара на толстенной цепи! И вообще больше цепей! И большая пушка!
  • Афромусульманин. Среди последователей вышеупомянутого Малькольма Икса распространено принятие ислама в попытке тотально обособиться от культуры белых американцев. Ислам исповедуют чаще всего весьма условно, хотя бывают и исключения. Примеры: Мухаммед Али, Майк Тайсон, Айс Кьюб, Махершала Али.
  • В последнее время наблюдается стремление сделать из негра гика, ботана или штатного умника. Замечено как минимум в «Трансформерах» (хакер Глен, сидящий у мамы на шее), «Чародейках» (Тарани), «Бумажных городах» (Радар) и «Леди Баг» (Макс). И, конечно, прости-господи, в Нетфликсовской экранизации «Тетради Смерти» (внезапно, L) и киноверсии «Голодных Игр».
    • Вариант типажа — чернокожий яппи (человек нестарых годов, получивший высшее образование и делающий научную, политическую или бизнес-карьеру). Нередко слишком уж суетится и/или ломает из себя «крутого». Сатирические примеры — офисный кокаинист Мортон в первом «Робокопе» и мэр Детройта Кьюсак во втором.
  • А ещё афроамериканцы бывают обычными, нормальными людьми, которые принципиально не отличаются от белых или смуглых коллег. Примеры: доктор Бентон из телесериала «Скорая помощь», доктор Форман[5] из телесериала «Доктор Хаус», агент Джей (J) из «Людей в чёрном» (хотя по амплуа исполнитель его роли Уилл Смит ближе к трикстеру/шуту), выживший хороший парень Луис из зомби-апокалипсиса Left4Dead. В реальной жизни — Колин Пауэлл и Кондолиза Райс.
  • Отдельные категории — чёрные латиносы и чёрные индейцы, которые в силу культурных различий при переписи могут считаться отдельно.
    • Чёрные индейцы — потомки тех, кто бежал из рабства не на Север, а к индейцам и был принят в племя. Другой вариант — какой-нибудь зажиточный индеец из цивилизованного племени мог купить у белых раба, а по прошествии некоторого количества лет даровать ему свободу. И вольноотпущенник, которому было некуда идти, оставался жить в племени.
    • Нередко в старых американских комедийных фильмах, мультфильмах и комиксах черты, характерные для афроамериканцев типа акцента и любви к джазу, переносятся и на коренных африканцев. Ненуачо, и те, и эти — негры, прикольно же будет смотреться, правда? (нет)
  • В фильмах появляется крайне редко: свободный чёрный сам владеющий своими собственными рабами. В основном встречалось в Луизиане среди французов не видевших ничего плохого в том, что официально признать своим ребёнка родившегося от рабыни и включить его в своё завещание на правах законного наследника.

Произведения на тему

Разумеется, вносить нужно только образцы, хотя бы вторичной сюжетной линией непосредственно затрагивающие тему афроамериканской культуры, быта, проблем и т. д. Не нужно приводить все примеры, где афроамериканцы просто встречаются, даже если их национальность несколько раз подчёркивается, иначе список слишком раздуется.

Фольклор

  • Джон Генри, легендарный персонаж американской истории. Молотобоец, работавший на строительстве железной дороги и выступивший в состязании против парового молота, чтобы защитить своих товарищей от увольнения. Соревнование он выиграл, но вскоре умер от истощения.
  • «Сказки дядюшки Римуса» — афроамериканские народные сказки про Братца Кролика[6], литературно обработанные Джоэлем Харрисом.

Театр

  • Опера «Порги и Бесс» посвящена афроамериканским проблемам и культуре, в музыке использованы джазовые и блюзовые мотивы, все действующие лица чёрные. Наиболее известна композицией «Summertime» — пессимистичной колыбельной, впоследствии перепетой на тысячи ладов. Поначалу опера воспринималась афроамериканцами негативно, как представляющая их не в лучшем свете.

Литература

  • «Хижина дяди Тома» — классика, написанная в рабовладельческие времена, внёсшая бесспорный вклад в освобождение данного народа.
  • Марк Твен, «Приключения Гекльберри Финна» — Джим, раб старой девы мисс Уотсон. Удрал от неё, когда услышал, что она подумывает продать его. В конце книги оказалось, что ей стало стыдно, что она хотела продать Джима, она это сама говорила и освободила Джима в завещании.
    • А в «Приключениях Тома Сойера» чернокожих было много, в т. ч. и принадлежавший тёте Полли негритёнок (тоже Джим), но они не играли особой роли в повествовании.
  • «Прислуга» — книга и одноименный фильм про афроамериканских служанок в середине ХХ века.
  • Стивен Кинг, «Зелёная миля» — громадный, но добрый Джон Коффи, который умел исцелять любые болезни.
  • Братья Стругацкие, «Пикник на обочине». Нет, он не про негров, но афроамериканцы в советской литературе — редкость. Так что нельзя не упомянуть героя по прозвищу Гуталин. Здоровенный, чёрный, как офицерский сапог, курчавый, ручищи до колен. Пьёт. Много. Регулярно вылетает с работы. «Это у него стадия такая: проповедовать, что Зона, мол, есть дьявольский соблазн, выносить из неё ничего нельзя, а что уже вынесли, — вернуть обратно и жить так, будто Зоны вовсе нет. У него когда деньги есть, он у кого попало хабар скупает, не торгуясь, за сколько спросят, а потом ночью прёт этот хабар обратно, в Зону, и там закапывает…»
  • Харпер Ли, «Убить пересмешника» — отец маленькой протагонистки, адвокат, защищал негра, обвинённого в изнасиловании белой девушки.
  • Джеральд Даррелл, «Мама на выданье». В одной из глав выведен негр Фред, слуга в одной южноамериканской семье, который, в числе прочего, проповедует абсолютную трезвость, из-за чего спиртное в доме приходится хранить в бутылках из-под Кока-Колы…
«

Нет, это просто что-то невообразимое, — заметила миз Магнолия, просматривая местную газету. — Теперь они вздумали сделать ниггера мэром. Я тревожно посмотрел на дверь, за которой скрылся Фред. — Хотите знать мое мнение — так нами управляют белая шваль и ниггеры, честное слово, белая шваль и ниггеры, — сказала миз Магнолия, потягивая кофе. — Простите, миз Магнолия, учитывая, как чувствительны теперь чернокожие, следует ли говорить так при Фреде? — спросил я. — Как именно? — Она удивленно воззрилась на меня своими огромными голубыми глазами. — Ну, называть их ниггерами и все такое прочее. — Но Фред никакой не ниггер, — негодующе произнесла миз Магнолия. «Уж не дальтоник ли она?» — подумалось мне. — Никакой не ниггер,— продолжала она. — Мой прадед купил его деда еще в пятидесятых годах прошлого столетия. Мы до сих пор храним расписку. Фред родился здесь. Фред вовсе не ниггер. Фред член семьи.

»
— Л — логика

  • «Зелёная книга» и её экранизация.
  • Майкл Гир, «Звездный удар» — капитан спецназа США Сэм Дэниэлс. Здоровенный темнокожий громила. Попытки шутить рядом с ним насчёт арбузов, банджо и гуталина обычно заканчиваются для шутника путевкой в реанимацию.
  • Норвежец Тур Оге Брингсвярд, «Бумеранг» (1971) — ку-клукс-клановец Флеминг, вешатель и насильник, попадает в руки негритянского сопротивления. Силой науки они преображают его в негра и, временно лишив возможности говорить, высаживают в белом квартале. Уже через несколько минут его запинывают насмерть бывшие соратники.
  • «Нет царя у тараканов» Вайсса Дэниэла — Руфус, торговец наркотиками, его любовница-наркоманка и многие из знакомых.
  • Э. Ф. Рассел, «Пробный камень» — звездолётчики с Земли прибывают на планету Шаксембендер, которую когда-то давно (триста лет назад) уже открыл космический разведчик Фрейзер. Он был чернокожим — и потому, обнаружив уже в старости планету, похожую на Землю, остался там до смерти, успел дать местным жителям завещание: «Если прилетят земляне и, увидев мой портрет, произнесут два слова — убейте их на месте и никогда больше не принимайте гостей с Земли». Звездолётчики благодаря прибору, читающему мысли, узнали об условии Фрейзера — но точного звучания слов получить не смогли: туземец-контактёр сам их не знал. Нервничающие земляне пришли, вооружённые до зубов в мемориал памяти Фрейзера — и при виде его портрета наговорили много (мол, он был глупым искателем приключений, которому слишком повезло — но он не герой), но тех самых слов не произнесли. Уже когда закончилась проверка, один из землян уговорил местного лингвиста озвучить те самые слова — но они оказались полной бессмыслицей. Фрейзер перед смертью велел убить любых землян, которые отреагируют на его портрет словами: «Поганый ниггер!» Для жителей Земли это выражение — уже полная бессмыслица. «В старину это называлось смешным словом — „Абракадабра“»

Кино

« Мэр — Голди Уилсон! А чо, звучит! »
— 1955 год. «Назад в будущее»
  • «Унесённые ветром» — один из самых популярных американских фильмов, снятый по одной из самых популярных американских книг. Отдельная ирония в том что актриса Хэтти Макдэниел, сыгравшая Мамочку, стала первой афроамериканкой, получившей «Оскара» — но на церемонии ей пришлось сидеть за отдельным столиком, не с белыми.
    • На премьеру фильма в Атланте Хэтти Макдэниел сперва вообще не пригласили, но друживший с ней мужественный Кларк Гейбл заявил, что если её не позовут — то и на него пусть не рассчитывают.
    • А ещё Макдэниэл после смерти расист-директор отказался хоронить на кладбище Hollywood Forever, где покоятся голливудские звёзды. В 1999 родственникам актрисы предлагали перезахоронить её тело, но они отказались, и потому на этом кладбище появился кенотаф, посвященный Хэтти.
  • «Скованные одной цепью» (1959). Казалось бы, с этапа сбежали двое заключённых — что такого? А то, что один из них — негр, а другой — белый южанин. Но это ещё не всё: обе «противоположности» скованы кандалами и разъединиться не могут…
  • Звезда «Скованных», Сидни Пуатье, позже сыграл в нашумевшем фильме «Полуночная жара». Его герой — полицейский Тиббс, который расследует убийство, случившееся в захудалом южном городишке. И работает грамотно, и вещдоки умеет исследовать, и преступника в конце концов находит — да вот беда: на Юге (и городок Спарта не исключение) расистов пруд пруди. Половину фильма Тиббса пытаются убить местные отморозки — просто за то, что он ниггер. А вот шеф полиции (его сыграл Род Стайгер) преображается: от презрения к цветным до искреннего уважения к хорошему парню Тиббсу.
  • White Men Can’t Jump (1992) — тема чернокожих спортсменов раскрыта. Отличные роли Уэсли Снайпса и (в роли белого парня) белого Вуди Харрельсона.
  • Бытовавший в 1970-х жанр blaxploitation (из категории фильмов exploitation, которые эксплуатировали хорошо продаваемую тему, поэтому качество часто оставляло желать лучшего, хотя бывали, конечно, и жемчужины) — фильмы, ориентированные на чёрную аудиторию, и снимавшиеся, как правило, чёрными. Белые обычно были отрицательными персонажами. Повествовалось в основном о разборках в гетто, героями становились гангстеры, наркобароны и сутенёры, но в принципе, фильмы могли быть и на любую другую тематику. Здесь впервые в кино использованы стили фанк и соул. Чертами героев таких фильмов впоследствии стали наделять чёрных персонажей в прочем кино. Одни считают, что фильмы blaxploitation были символом растущего влияния афроамериканцев, другие — что они закрепляли стереотипы белых, потому с жанром велась борьба, и вскоре он сошёл на нет.
    • Классика жанра — фильмы «Шафт» (о чёрном детективе, один из первых образцов жанра), «Крутой» («Super Fly», о наркобароне, желающим покончить с прошлым), «Сутенёр» (по словам авторов, задумывался не как фильм данного жанра, а как социальный комментарий). Потом в начале 1990-х была своего рода «новая волна»: «Пацаны с района» (Boyz N The Hood), «Авторитет» (Juice), «Против течения» (South Central), «Угроза обществу» (Menace 2 Society).
    • В духе «блэксплойтейшн» была снята даже одна из серий бондианы — «Живи и дай умереть» (1973)
    • Квентин Тарантино, любящий обыгрывать фильмы категории Б, не обошёл стороной и этот жанр, и обыграл его в фильме «Джеки Браун».
    • Пародия на такое «чёрное кино» — фильм «Не грози Южному централу, попивая сок у себя в квартале».
    • Полупародийная стилизация — видеоигра Grand Theft Auto San Andreas.
  • «Джанго освобождённый».
  • Ад на границе — на основе реальной истории про Басса Ривиза, беглого раба сбежав из Техаса, ставшего маршалом в Оклахоме. Из рабства он сбежал, будучи подростком, и долго жил, прячась среди индейцев.
  • «8 миля» — фильм про черный рэп и культуру черных пацанов с рабочей окраины чуть более, чем полностью.
  • «Брат-2». Данила Багров, едва успев приехать в Чикаго, влипает в разборки с негритянской шпаной из-за русской проститутки. А заодно и переспал с чёрной телеведущей, у которой временно укрывался.
    • Говорят, американцу, сыгравшему в эпизоде полисмена, Алексей Балабанов отдельно доплатил за фразу «Долбаные ниггеры!» в адрес сутенёров, отметеливших Данилу.
  • «Назад в будущее» — музыкант Марвин Берри и официант Голди Уилсон. Первому Марти подсказал идею для его брата, Чака Берри (который и сляпал убойный хит «джонни б гуд»), а второму — идею стать мэром. Во второй части мэром Хилл-Вэлли является Голди Уилсон Третий — идея зашла на ура. Очень изящно вписывается в принцип согласованности Новикова.
  • «Крепкий орешек» — главному герою везёт на колоритных приятелей-негров. В первой части свой вклад в победу внесли коп Пауэл и водитель лимузина Аргайл. А что уж говорить про Зевса Карвера (Сёма Джексон) из третьего фильма! Там же продемонстрированы и чоткие-дерзкие обитатели Гарлема.
  • "187" (в американском УК, аналог нашей 105) - Набожный и образованный чернокожий учитель (блистательно сыгранный Сёмой Джексоном) и настоящий педагог по призванию, сначала учит подростков и вполне успешно, в неблагополучной школе в Бруклине. После, получив серьёзную травму, вынужден переехать в округ Лос-Анджелес, где так же устраивается преподавать в школу для неблагополучных детей. И конечно во второй части фильма, больше уделено места именно латиноамериканской школоте и малолетним бандитам, реалии в целом для цветного населения Америки середины 90ых, показаны максимально реалистично, грубо и грязно. Отчаянные попытки хорошего и упорного человека, достучаться до подростков из неблагополучных районов, не то что бы обречены на провал. Но на общем фоне, всё это выглядит как война с ветряными мельницами. Ученики в школу разве что оружие не проносят, спокойно отслеживают учителей до их домов, и вообще всячески "веселятся", а власти ничего не могут (да и не хотят) с этим поделать. Отлично показано, что политика "толерантности" бьёт в первую очередь по тому же цветному населению, потому что не защищает слабых от сильных - она банально не даёт властям призывать "волков" к ответу, не мешая им грызть "овец". В конечном итоге, человек которому не плевать, всё же добивается своего, и выдёргивает малолеток из грязи, наставляя их на путь истинный. Но какой ценой? Да и общий посыл фильма понятен - если для того что бы вывести этих вот детей в люди, нужно жертвовать жизнями людей, далеко ваша система не уедет.
  • "Американский Гангстер" Ридли Скотта - про вполне реальный и довольно яркий эпизод в истории города, становлении полноценной чёрной американской мафии, на фоне приобщения американского общества в такой дряни как вьетнамский героин. Учитывая что ещё и снято по реальным событиям, наверное один из лучших криминальных фильмов 21 века на сей момент вообще, и одно из самых убедительных отображений Нью-Йорка времён Никсоновской послевоенной депрессии. Да и в целом про чёрную мафию, лучше никто так ничего и не снял. Да сейчас уже и не снимут.
  • "Se7en" - вообще он не про это. Но детектив Сомерсет, персонаж достаточно характерный. Даже сквозь годы изломанного духа и сквозящий цинизм, заметно пуританское воспитание в религиозном духе и хорошая начитанность. Да и умение метко метать раскладной ножик, явно приобретено ещё в далёком и отнюдь не благополучном детстве (учитывая когда происходит фильм, и сколько Уильяму лет, надо думать - детство это было особенно "весёлым").

Телесериалы

  • "Прослушка\Wire" - да вообще весь про это. Про "чёрный" (хотя и не только) Балтимор. Про его жителей, его полицию, банды, политику и сообщества. Причём славен сериал именно своей зашкаливающей реалистичностью аспектов как демонстрации криминала, так и полицейской работы. Не зря считается одним из лучших криминальных драм в истории телевидения вообще. Да и в целом, в какой то степени - для афроамериканцев это их "Крёстный Отец" или "Сопрано". Так реалистично и пронзительно драматично, чёрную мафию и жизнь в гетто, никто не показывал ни до, не после. Никакого переизбытка драматизма, но и никакого оптимизма. Лишь едкие и сардоничные наблюдения за жизнью города, который уже несколько десятилетий идёт ко дну, но достать до него не в состоянии, ибо дна нет. И снова - вся мысль ясна и понятна. Благие намерения ничего не решают - если система попросту ублюдская.
    • Причём происходят события сериала, в первой половину нулевых. Когда Америка всё ещё самая благополучная, богатая и могущественная держава в мире. Но бомбить как известно будут Ирак, а на малолеток толкающих наркоту на углах, всем-всем-всем по хрену.
  • Atlanta — трагикомедия с драмой про проблемы общества.
  • Black Lightning — супергеройский сериал о чернокожем герое и проблемах афроамериканцев в отдельно взятом вымышленном городе Фриланд.
    • Интересный факт: самый первый концепт этого супергероя ещё в эпоху комикса состоял в том, что белый расист мог обращаться в супергероя… но, обязательно, чёрного. К сожалению, столь интересный концепт зарубили на корню.
  • «Квантовый скачок» — главгерой регулярно попадает в разные интересные ситуации. Например, зашёл в бар «только для белых» в 1950-х и только потом обнаружил, что он — престарелый афроамериканец. Тема ценза для политических прав чернокожих, дискриминации и прочих мерзостей раскрыта по полной программе. А ещё там готовят потроха. Расовая афроамериканская кухня такая афроамериканская!
    • В другой серии он попал в белого расиста.

Мультфильмы

  • «Принцесса и лягушка» — мультфильм непосредственно задействует культуру афроамериканцев Луизианы: здесь и вуду, и джаз, и главная героиня — негритянка…
  • «Душа» (Soul) — об учителе музыки, который мечтал искать джаз, но попал на тот свет…

Мультсериалы

  • «Гетто» — сатирический мультфильм, весь об этом. Главные герои — два мальчика-брата, с детства вовлечённые во взрослые вопросы. Один косит под гангстера, другой — активист-правозащитник (иногда доходящий до провокаций и абсурда, но иногда представляющий здравый смысл).
  • My Little Pony — зебра Зекора. Говорит с характерным акцентом, часто переходит на рифму, а жители Понивилля поначалу её боятся.
  • «Total Drama» — Лешона является символическим афроамериканским подростком, выросшим в гетто. Полная девушка с апельсинами на футболке, которая обожает хип-хоп, танцы и рэп. Она лучшая подруга Гвен и многих других участников первого состава реалити-шоу.
  • «Шоу Кливленда» — юмористический мультсериал, пародирующий жизнь чернокожей семьи в духе «Гриффинов» (спин-оффом которых, собственно, и является).

Видеоигры

  • GTA San Andreas. Просто GTA San Andreas.
    • И GTA 5, но уже несколько в меньшей степени.
  • Crime Life: Gang Wars — немыслимо пафосный beat’em up про черных гопников.
  • Mafia III — Линкольн Клей — афроамериканский мафиозник, который помимо бандитских разборок ещё думает о расизме. Да и его могут пристрелить чуть ли не просто так. Обоснуй: на дворе — 1960-70 годы в Луизиане (южный штат), где по современное время остаётся расизм.

Комиксы

  • «All Negro» — первый комикс, посвящённый целиком чёрным. В продажах с треском провалился, оказавшись никому не нужен. После чего в издательстве поскребли в затылки и придумали Black Panther, оказавшийся гораздо более успешным.
  • Terraformars — манга вообще-то о мутировавших тараканах на Марсе, но выглядят и ведут себя они настолько характерно, что её не получается воспринимать иначе как расизм в стадии «так грубо, что уже смешно».
  • Эротические комиксы Джона Пёрсонса постоянно обыгрывают стереотип о гигантских (серьёзно, разряда «он встаёт — я падаю») половых органах негров, их сексуальной неутомимости и неспособности героинь (как правило, не менее стереотипных блондинок) перед этим устоять.

Музыка

  • Народная песня «Жёлтая роза Техаса» (The Yellow Rose of Texas) — про светлокожую мулатку из Техаса.
  • Тол Мириам — «Барон Суббота», про негров-рабов. Негры любят веселиться и не хранят зла (отомстят и забудут).
  • Запрещённые Барабанщики — «Убили негра», обыгрывание стереотипов о неграх, баскетболе, хип-хопе и магии вуду.
  • Clawfinger — «Nigger», белейшие шведы осуждают проблемы чёрных.

Прочее

  • Gorillaz — Рассел, барабанщик группы. Когда-то его друзья погибли в перестрелке и вселились в голову Расса. Теперь у него белые глаза и чудесное чувство ритма. А ещё из его головы очень любит вылезать и вызывать зомби-горилл/надувных обезьян/спорить с Нудл на деньги призрак Дэл.
  • Знаменитая реклама «Whazzup?!» пива «Будвайзер» 2000 г. Главные герои — как раз афроамериканцы, кричащие друг другу «Whazzup» по телефону. Была спародирована в «Очень страшном кино», а в 2008 году, в разгар президентских выборов был снят предвыборный ролик в поддержку Обамы в виде сиквела оригинальной рекламы.
  • Британская реклама напитка Kia-Ora 1984/1985/1987 года — пародия на старые американские мультфильмы: негритёнок-пиканинни с блэкфейсом, в соломенной шляпе и комбинезоне, вороны как ходячие отсылки на Джима Кроу (по порядку появления: джазмены, по типу ворон из «Дамбо», ворон-баскетболист, ворона-Мамушка, ворон-сёрфер в купальнике XIX века и ещё трое джазменов, двое из которых тащат пианино). Что характерно, персонажи разговаривают на «белом» варианте американского английского, а не на эбониксе. Есть три сиквела этой рекламы тоже 1985/1987 года, но один уже с карибским колоритом, а во втором к негритёнку прибавляется взрослый негр-толстяк.
  • Monster High — озвучка основной массы волков-оборотней (семейства Вулфов — так точно) в мультипликационных адаптациях вкупе с их коричневатой окраской, манерами себя вести и одеваться и многодетностью дают понять, что срисованы они со стереотипных афроамериканцев.

Ссылки

  • black-face.com — сайт, полностью посвященный стереотипам о чернокожих американцах.

Примечания

  1. В конце 1960-х слово Nigger, считавшееся нейтральным и использовавшееся Марком Твеном, стало оскорбительным. Слово Negro стало таким в начале 1970-х; слово Black, считавшееся изначально оскорбительным, вышло из употребления в 1970-е, но в 1990-е вернулось как нейтральное; между 1970-ми и 1990-ми вместо всех этих слов было допустимо только Afro-American.
  2. Вот 12.04.2021 опять убили — на этот раз Данте Райта. Версии сторон — полиции и матери убитого — разумеется, расходятся.
  3. Рэп — это когда плохому негру плохо, гангста рэп — когда плохому негру хорошо, джаз — когда хорошему негру хорошо, блюз — когда хорошему негру плохо. (Народное)
  4. Был воспитан в еврейской семье и бегло говорил на идише, а одну из своих самых известных песен впервые спел в синагоге Нового Орлеана.
  5. Пусть и с некоторой оговоркой, что до медицинской карьеры, Эрик был типичным мелким преступником из гетто, который резко поменял свою жизнь
  6. Образ кролика-трикстера пришёл вместе с африканскими рабами: так, в фольклоре многих народов Западной Африки аналогом Братца Кролика является заяц Лёк (Leuk-le-Lièvre). Как и в случае с афроамериканским «потомком», сказки о Лёке также литературно обрабатывались, что было проделано первым президентом Сенегала Леопольдом Сенгоро и сенегальским же писателем Абдулаем Саджи

Шаблон:Nav/Негры