Сказочная смерть

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Disney Death. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Смело мы в бой пойдём —
Ведь нам неймётся!
И Поттера убьём…
Но он вернётся.
»
— Фольклор поттероманов

Смерть. Непоправимое горе. Невосполнимая потеря. Был человек — и нет человека. Стоп. Знаете, а на самом деле всё не так. В смерти ничего плохого нет. А этот самый чувак, над которым вы рыдаете, сейчас наслаждается покоем и блаженством в раю. Я только что от него, кстати, он вам привет передаёт и просит не беспокоиться.

Сказочная смерть — на самом деле вообще не смерть. Да, человеку можно отрезать голову, да, он может заразиться атипичной пневмонией — но его душа же бессмертна, так что и смерть будет выражаться в телепортации на тот свет, в реинкарнации, в кратковременной потере сознания с последующим воскрешением. В зависимости от замысла автора так может проявляться его милосердие к героям (если жанр сам по себе добрый и к тому располагает), или же сказочная смерть может использоваться для того, чтобы серьёзно рассмотреть проблемы жизни и смерти.

Наличие того света не всегда подразумевает сказочную смерть. Сказочная смерть начинается тогда, когда исчезает неопределённость — есть всё-таки загробный мир, или нет? И способны ли мы осознать его суть, находясь по эту сторону грани? Если на эти вопросы даются однозначно положительные ответы, то можете быть уверены — перед вами она самая.

Примеры

Мифология и фольклор

  • Абсолютно все существующие и когда-либо существовавшие религии обещают именно это.
    • Не все, есть варианты — просто вы о них не слышали.

Литература

Русскоязычная

  • Г. Л. Олди, «Живущий в последний раз». У людей девять жизней. Буквально — как в старых компьютерных играх.
  • «Хроники странного королевства»: здесь сказочная смерть является движущей силой сюжета.
    • Некоторые персонажи после смерти становятся призраками, сохранившими личность и память — и остаются такими, если их не похоронить по обычаю, принятому в обществе умершего. Большинство людей не видят призраков и едва-едва способны слышать их голоса, принимая их обычно за галлюцинации. Эльфы же видят их и слышат хорошо. Шеллар ухитрился проделать этот трюк (и вернуться к жизни) трижды! И это не считая тех случаев, когда все только думали, что он мёртв.
    • У гномов есть особая способность — общаться с духами предков. При необходимости могут, скажем, попросить предков начистить хлебальник посторонним духам-шпионам.
    • В особо важных случаях судьбой умершего могут распорядиться боги — либо приблизить к себе (да так, что даже Повелитель не достанет), либо вернуть в материальный мир с какой-то особой миссией.
    • Да и, собственно говоря, само понятие переселения. Из-под ножа маньяка попасть в мир, полный магии, принцев и эльфов — чем не сказочная смерть?
  • Анна Орлова, Кира Измайлова, «Оборотень по особым поручениям» — призрак покойного хозяина дома шарится по своему бывшему особняку, хихикает над балбесами-потомками, подглядывает за купающимися девушками, а в конце и вовсе разъясняет всем, зачем он составил такое странное завещание.
  • Алексей Герасимов, «Тайны столичных предместий». В замке эрла О`Раа обитает призрак бывшего узурпатора. А дух бывшей жены хозяина и вовсе переродился в монстра, тянущего из людей жизненную силу и наводящего на окружающих непреодолимый ужас.
  • Элеонора Раткевич, цикл «Деревянный меч» — все, погибшие в бою с армией злодея Инсанны, не то что воскресают — в новой реальности и гада-то такого никогда не было, поэтому они никогда и не погибали.
  • Макс Фрай, «Лабиринты Ехо» — Харумба же!
  • А.Белянин — трилогия «Меч без имени». Андрей «Скиминок» так полюбился местной госпоже Смерти в качестве собеседника и собутыльника, что та очень не желала давать ему вторую попытку, пусть и по божественной протекции. Здесь же есть и натуральный Загробный мир, правда, больше похожий на вполне материальное подземелье, по крайней мере, та версия Ада, которую удалось дважды под именем Тьмы посетить компании героев, а местная версия Рая нам показывается мельком, и не совсем понятно — происходит действие в подсознании ландграфа, или Катариада действительно устроила ему небольшую экскурсию перед чудесным воскрешением.
  • Метавселенная Рудазова — здесь вообще смерть — это только начало. Праведники отправятся наслаждаться благостью ближайшего Светлого мира (можно даже податься в небожители и служить в небесной канцелярии), грешники — вариться в воздаяте (а когда вся гадость выварится — наслаждаться благостью ближайшего Светлого мира), личности нерелигиозные, но достойные — станут освобождёнными духами. Конечно, кого-то могут заграбастать демоны или сожрать голодные духи, но это означает всего лишь ускоренное попадание в бхавачакру, из которой очищенный от прежней личности Атман уйдёт на реинкарнацию. Смыть, повторить.

На других языках

  • Клайв Льюис, «Хроники Нарнии» — в конце цикла выясняется, что смерть ВСЕХ положительных персонажей оказалась сказочной (а также то, что все положительные персонажи мертвы — Армагеддон всё-таки).
  • Войцех Жукровский, «Похищение в Тютюрлистане» — убитого петуха-капрала вместе с телом отправляют на Сказочное Небо. При том, что стандартные для христиан небеса с адом тоже упоминается, и в геенну огненную уходит душа убийцы, который попался пришедшим оттуда демонам.
  • Астрид Линдгрен, «Братья Львиное Сердце» — загробный мир здесь представлен волшебной страной Нангиялой, лежащей «по ту сторону звёзд». Более того, в ней есть СВОЙ загробный мир.
  • Дин Кунц, «Единственный выживший».
  • Роберт Шекли, «Корпорация Бессмертие». С фитильком: чтобы смерть стала хеппи-эндом, необходимо ОЧЕНЬ большое везение. Или специальная обработка. Которая (вот ведь сюрприз!) отнюдь не бесплатна, и не гарантирует 100 % успех. Менее везучие же, умирая, просто идут в распыл, пополняют ряды зомби или безумных призраков.
  • В «Земноморье» Ле Гуин данная тема занимает очень важное место. Во-первых, Коб-Паук, получивший бессмертие и способный воскресать после непродолжительной прогулки по загробному миру. Кстати, совершенно бескорыстно он готов поделиться чудесным рецептом вечной жизни со всеми желающими. Вот только побочные эффекты от такого бессмертия крайне неприятны. Во-вторых, в финале цикла выясняется, что в споре Геда и Коба прав был именно Коб: на самом деле то, что обитатели Земноморья считают загробным миром - всего лишь неудачная попытка древних магов создать рукотворный рай (а то мало ли что там на самом деле, по ту сторону жизни?). Кстати, наречение Истинного Имени, якобы являющееся необходимым, на самом деле представляет собой ритуал, заставляющий душу после смерти отправляться именно в этот искусственный загробный мир.
  • Терри Пратчетт временами дарит особенно симпатичным погибшим персонажам сказочную смерть.
  • Умершие в DragonLance обретают посмертие в загробном мире (некоторых отличившихся провожает туда аватара бога).
  • «Коты-Воители» — зигзаг: после смерти воители присоединяются к Звёздному Племени, могут общаться с бывшими соплеменниками во снах и даже иногда воплощаться в реальном мире. Вот только мёртвых воителей возможно убить ещё раз — теперь уже навсегда. А ещё они со временем растворяются и исчезают сами, если о них больше не вспоминают.
  • Терри Гудкайнд, «Меч Истины» — многократно:
    • Денна, убитая Ричардом и ставшая после смерти добрым духом, не раз ему впоследствии помогавшим.
    • Первый возлюбленный Эди, послание от которого (с того света) она впоследствии получает.
    • В случае с Даркеном Ралом троп вообще сыгран зигзагом: судя по всему, статус посредника обеспечил покойному Магистру вполне сносное загробное существование, не говоря уже о вызвавшем его обратно спиритическом ритуале. Однако в своём стремлении делать гадости Ричарду даже из могилы он перегнул палку, в результате чего тот при помощи магии добился аверсии, обрекая Даркена на эквивалент вечных адских мук.
  • «Первому игроку приготовиться» — смерть в Оазисе, как и полагается MMORG, разумеется, сказочная: теряешь весь инвентарь и кредиты и отправляешься на стартовую планету сооружать себе новый аватар. А вот в реальном мире всё реально, и умереть в условиях энергетического пост-Апокалипса не просто, а очень просто.

Кино

  • «Звездные войны»: продвинутые джедаи могут организовать себе сказочную смерть: их духи являются с того света друзьям и родным. У продвинутых ситхов, как мы узнаём из Расширенной вселенной, свой вариант: они могут возвращаться в виде призрачной нежити; живые ситхи могут с ними побеседовать, явившись в их склепы, а незадачливые джедаи и маглы, построившие что-то на месте древней гробницы ситха, просто напрашиваются на неприятности.
  • Тор: Рагнарок — Один.

Аниме

  • «Блич» же! Там львиная доля всех персонажей, вообще-то, мёртвые… но с попадания в загробный мир для них жизнь только начинается!
    • Но не все так радужно. Нормальная жизнь начинается только у тех счастливчиков, что обладают духовной силой. Всех остальных после смерти ждет долгое нищенское существование в сером и унылом Обществе душ с классовым неравенством и прочими привычными проблемами. Надеетесь встретиться в загробном мире с умершими родственниками? Обломитесь. Души умерших раскидываются по районам будущего обитания совершенно хаотично, без какой-либо логики, а память о земной жизни при попадании в Общество душ полностью стирается. Причем вот это все — вариант для праведников. Грешников и вовсе ждет типичная геенна огненная.
      • Что самое фиговое, в Обществе душ тоже можно умереть. Причем, судя по всему, уже навсегда.
  • «Виндария». Умершие перевоплощаются в белых призрачных птиц, обитающих на проплывающем в небе время от времени космическом корабле. До корабля никогда никто не добирался, сами призраки с живыми в основном не взаимодействуют (хоть их и часто видят), а когда редких случаях могут являться в человеческом обличии — о своей посмертной жизни ничего не рассказывают.
  • Dungeon ni Deai wo Motomeru no wa Machigatteiru Darou ka — боги при смертельных ранениях возносятся на небеса без шанса вернуться в мир смертных.
  • Nanatsu no Taizai — после финальной битвы Эсканор сгорает в пламени собственной силы, потеряв над ней контроль. Учитывая, что в местном сэттинге есть рай для праведников, за него особо можно не переживать.
  • Dragon Ball — персонажи в бою могут погибнуть. Но с того света вполне можно вернуться.
  • Maoujou de Oyasumi — принцесса, шарохаясь по замку Царя демонов не соблюдает никакой техники безопасности регулярно губнет, и ее приходится воскрешать. Но если и не воскресят, она просто окажется в Царстве мертвых, а там тоже у нее все знакомые.

Видеоигры

  • В старых видеоиграх смерть героя или поражение в битве обычно просто поворачивает время назад, к началу уровня или точке сохранения. Иногда — ограниченное количество раз (их-то и называют «жизнями»), иногда — пока не пройдёшь или не надоест.
    • Не в старых, а почти в любых сингловых, где можно собственно умереть или проиграть в битве. РПГ, платформеры, шутеры, всё это для них норма. С большей вероятностью будет перемотка, чем её не будет. Так сказать, перманентная смерть для сингловых игр скорее исключение, учитывая большое количество казуалов среди геймеров.
    • А ещё, нет, перемотка времени назад это не троп, а скорее особенность (условность) самих игр. Троп будет, если после возрождения мы заметим последствия нашей прошлой попытки, по типу отсутствующих некоторых врагов и предметов, или на месте смерти будут лежать вещи нашего игрока.
      • Undertale — перемотка времени объяснена сюжетно. У главного героя есть сила, РЕШИМОСТЬ, которая позволяет ему это делать. Некоторые персонажи (Флауи и Санс) знают об этом.
  • Star Wars: Empire at War — убитые герои, если их смерть не приводит к поражению, возрождаются на своих планетах. Обоснуй — персонажа берут в плен, либо тяжело ранят, и ему нужно время чтобы сбежать/вылечиться/починиться.
    • Инверсия в модификации Imperial Civil War — если погибнут, то навсегда.
  • Titan Quest — убитый персонаж мгновенно телепортируется к ближайшему источнику жизни. Да, и вещи остаются при нем.
  • World of Warcraft.
  • MMORPG Runescape — павший персонаж окажется в кабинете Смерти, который его отпустит восвояси (но потребует выкупить снаряжение). А вот погибшие в ходе квестов соратники-NPC, оказывается, вполне неплохо живут себе в загробном мире. Даже помогают забороть злодея Номада, который тоже после смерти не угомонился.
  • Unreal Tournament 3 — умереть рядом с респаунером не страшно: возродишься вновь целёхонький. А вот смерть вдали от него — это смерть навсегда.
  • Skyrim — Совнгард реально существует, герои-норды действительно отправляются прямо туда, Довакин может лично это засвидетельствовать. Да, ярлу Элисиф привет от её мужа Торуга, а всем живым сторонникам Братьев Бури от Ульфрика Буревестника и его верного хускарла (если вы вступили в гражданскую войну на стороне Империи и завершили её до того, как окончательно решить вопрос с Алдуином).

Музыка

  • Владимир Высоцкий, «Баллада об уходе в рай». «Ах, как нам хочется, как всем нам хочется не умереть, а именно уснуть». Песня написана к кинофильму «Бегство мистера Мак-Кинли», где героя должны усыпить на много лет, чтобы он проснулся в лучшие для жизни времена («в раю»).
    • Как долго я спал!
      • И «Песня лётчика-истребителя» («Их восемь, нас двое») тоже, несомненно.
  • Лётчики в целом, любят этот троп:
    • Елена Камбурова — «Погибшие в небе за Родину становятся небом над ней».
    • А.Маршал, песня из сериала «Истребители» : Они ушли однажды в это небо, и небо их оставило себе.
  • ДДТ, «На небе вороны». «Взлетев на прощанье, кружась над родными, смеялась я, горя их не понимая — мы встретимся вскоре, но будем иными, есть вечная воля… Зовёт меня стая !»
  • The Couple, «Оранжевое солнце»: «И ничего не бойся, там шире все границы, ты просто станешь птицей».