Неадекватное возмездие

Материал из Posmotreli
Версия от 16:44, 2 апреля 2022; Izanami (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{TVTropes|DisproportionateRetribution|Disproportionate Retribution}} {{Q|Отплати ему вдвойне. Втройне. Око за око? Нет! Оба ока за око! Зуб за зуб? О нет! Все зубы за зуб!|Цирилла Фиона Элен Рианнон (не первоисточник тропа и даже не первоисточник фразы)}} {{Q|Есть способы влия...»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Disproportionate Retribution. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Отплати ему вдвойне. Втройне. Око за око? Нет! Оба ока за око! Зуб за зуб? О нет! Все зубы за зуб! »
— Цирилла Фиона Элен Рианнон

(не первоисточник тропа и даже не первоисточник фразы)

« Есть способы влиянья на Сальери:
Угроза… Ссора… Острый разговор…
Ну, в морду можно дать… Но к высшей мере —
Уж это, сударь, явный перебор!
»
— Леонид Филатов
« Тракторист Иван Степанов
Укусил за нос жену…
Прокурор просил полгода,
А судья дал двадцать пять.
У судьи ни к чёрту нервы,
Мог и нафиг расстрелять.
»
— Тимур Шаов

(link)

Неадекватное возмездие в мире WarHammer 40 000 во всей своей неприглядной красе.

Представьте, что вас отправили на расстрел за переход дороги на красный свет или, например, отправили на пожизненную каторгу за отправление естественной нужды в общественном месте. Представили? Вот это и есть неадекватное возмездие.

Вопрос, тем не менее, не так прост, каким кажется на первый взгляд. Особенно когда речь идет не о мелких нарушениях закона из примеров выше, а о чем-то посерьезнее, вроде убийства, изнасилования или воровства в крупном размере.

Итак, что же считать адекватным возмездием?

  • Участь хуже смерти — никогда, ни за какие преступления, без каких-либо поправок на сеттинг. Да, персонаж может быть полным чудовищем c вдавленной в пол педалью, но даже он такого не заслуживает. Исключение может быть сделано разве что для божества во плоти, которое убить нельзя, а наказать всё же нужно.
  • Мучительная смертная казнь — неприемлема в любом современном сеттинге, а также сеттинге будущего (кроме совсем мрачного будущего, вроде Вархаммера). Если сеттинг соответствует, то подвергать такой казни можно только за самые тяжкие преступления, в том числе по меркам сеттинга. Обычно это преступления, связанные с лишением жизни, но далеко не всегда (например, такой казни может быть подвергнут осквернитель культовых предметов).
  • Простая смертная казнь — может быть обоснована в любом сеттинге, но только за преступления с самой высокой степенью общественной опасности. К таковым безусловно относится убийство. Вопрос о том, можно ли казнить тогда, когда трупа нет, уже сложнее. Например, изнасилование — достаточно серьёзное преступление, чтобы казнить за него было справедливо, однако сейчас так обычно не делают, ведь уголовные кодексы ставят своей целью не только достижение социальной справедливости, но и предотвращение новых преступлений.
  • Пожизненное тюремное заключение — те же правила, что и с простой казнью.
  • Срочное тюремное заключение — только за что-то очевидно общественно опасное, вроде получения взятки или воровства в ощутимых размерах.
  • Калечащие наказания (клеймление, членовредительство) — примерно равны срочному тюремному заключению, но допустимы в сеттинге с менее развитыми представлениями о гуманизме.
  • Штраф — назначается, если общественная опасность незначительна или неочевидна. То же самое — для телесных наказаний.

АнтитропНагадили посреди берлоги. Близкие тропы — Каратель-отморозок и все преступления одинаковы.

Примеры

Предания

  • Библия. Особенно отличился пророк Елисей.
« Когда он шёл дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребёнка. »
— 4-я книга Царств 2:23-24
  • «Сокровенное сказание» рассказывает о том, как Чингисхан:
    • убил своего сводного брата за то, что тот отнял у него добытую на охоте дичь;
      • справедливости ради - с дичью вряд ли это был единичный случай, и вообще, отношения между братьями были такие, что рано или поздно кто-нибудь непременно бы кого-нибудь убил.
    • за то, что татары убили его отца, женившись на двух сёстрах-татарках, в свадебную ночь убил всех татар мужского пола ростом выше колеса телеги.
  • Трагическая история царицы Ниобы в древнегреческих мифах. Имея семь прекрасных сыновей и семь дочерей-красавиц, она возгордилась и начала насмехаться над своей подругой Лето: у тебя, мол, только двое детей, да и те — незаконорожденные. Беда в том, что этими бастардами были не кто-нибудь, а Апполон и Артемида, прижитые от самого Зевса, и они не собирались терпеть, чтобы их мать оскорбляла какая-то смертная фря… В итоге добрые брат и сестрица перебили стрелами всех детей Ниобы, а сама царица от горя превратилась в камень.
  • Когда Зевс хвастался скорым рождением Геракла, то, по просьбе Геры, поклялся, что первый родившийся его смертный потомок станет великим правителем, и все остальные будут ему служить. Если бы он в это время посмотрел бы на Геру, то раскрыл бы её хитрость, но в это время Ата, по наущению Геры, отвлекла внимание Зевса. Тогда Гера сделала так, чтобы Еврисфей родился раньше Геракла. Зевсу пришлось исполнить свою клятву. Гере он за это ничего не сделал, а Ату навсегда изгнал с Олимпа.

Фольклор

  • Христианский (и не только) ад. Вечная кара, за, как ни крути, конечный список прегрешений. Причем, далеко не только для грешников калибра Чикатило.
  • Мнение христианских апологетов о реинкарнации: говорят, что за грехи, связанные с кровопролитием, человек обречён переродиться волком, за грехи, связанные со сладострастием, — свиньёй и так далее. Что это за странное наказание: тебе обеспечивают наилучшие условия для повторного совершения греха, да ещё и стирают память, чтобы даже совесть не мучила?
  • «Собака и Дятел». С продолжением в стиле «Так грубо, что уже смешно». Когда какой-нибудь горе-патриот заведёт разговор о звериной жестокости западных сказок по сравнению с добрыми русскими народными… просто покажите ему это.
  • Испанская сказка о двух горбунах и корредах (что-то вроде гномов). Фермер-горбун возвращался домой и увидел танцующих корредов, напевающих песенку о днях недели. Он стал подпевать, прибавив ещё один день. В благодарность, корреды избавили его от горба. Сосед героя, тоже горбун решил таким же макаром избавится от недуга и пошёл к корредам. Но он запнулся, когда стал подпевать. Корреды настолько разозлились, что приставили бедолаге второй горб, от которого избавили его предшественника. Прекрасный народ, такой прекрасный.
  • Восточная сказка «Старуха и кот». Кошак слопал еду, которую приготовила старуха, и за это она его жестоко убила. Должно быть создатель сказки ненавидел котеек.
    • И на эту же тему у русских — общеизвестная «бесконечная байка»: у попа была собака, он её любил, она съела кусок мяса, он её убил…
      • Просто еда была гораздо ценнее чем сейчас.

Театр

  • «Отелло»: Яго организовал свою интригу, унёсшую несколько жизней, из-за того, что Отелло не произвёл его в лейтенанты.
    • Необходимое примечание: имеет место устоявшийся неточный перевод: «лейтенантом» (т. е. заместителем) Отелло делает Кассио, а Яго остаётся «поручиком» («помощником»). Особенно смешно, что 100 лет назад поручик соответствовал старшему лейтенанту (например, у того же Гашека поручик Лукаш на немецком языке неоднократно именуется обер-лейтенантом).

Литература

Русскоязычная

  • Н. В. Гоголь, «Страшная месть»: конечно, предатель и детоубийца Петро заслуживал самой страшной кары, но зачем было портить карму всем его потомкам? А главное — сколько невинных людей пострадало от рук этих самых потомков, которых бог по совету Ивана сделал полными чудовищами?
  • Он же, «Тарас Бульба». «Тарас выжег восемнадцать местечек, близ сорока костелов и уже доходил до Кракова. … Не уважали козаки чернобровых панянок, белогрудых, светлоликих девиц; у самых алтарей не могли спастись они: зажигал их Тарас вместе с алтарями. Не одни белоснежные руки подымались из огнистого пламени к небесам, сопровождаемые жалкими криками, от которых подвигнулась бы самая сырая земля и степовая трава поникла бы от жалости долу. Но не внимали ничему жестокие козаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя. „Это вам, вражьи ляхи, поминки по Остапе!“ — приговаривал только Тарас».
    • Гоголь не написал, что ровно то же самое и в тот же самый период с рядом украинских сёл, которые помогали повстанцам, боровшимся против власти князя Яремы Вишневецкого, сделали воины князя…
  • Magnum Opus (также известен как «Потому что могу») — отрезать груди и клитор, а потом залить расплавленный свинец во влагалище и рот за попытку украсть телефон? Отпилить куратору практики руку и съесть у него на глазах, а потом дать ему попробовать его собственных мозгов за недостаточно хвалебную характеристику? Без анестезии вырезать яичники и выжечь паяльником соски навязчивой влюбленной цыганке? Заживо снять всю кожу за надпись «лох» на заборе? Это ещё цветочки. Протагонист совмещает фантазию гения, эмпатию Менгеле и жестокость младенца, упиваясь человеческими страданиями.
  • Николай Гумилев, «Пять быков». «Двум другим (быкам) подсыпал мой сосед В пойло ядовитой белены… Заколол последнего я сам, чтобы было, чем попировать В час, когда пылал соседский дом И вопил в нем связанный сосед.»
  • Исаак Бабель, «Соль». Нехорошую бабу, виновную в том, что она обманула красноармейцев, чтобы её взяли в поезд (везла свёрток соли под видом спелёнутого младенца), а будучи разоблачённой, обругала «жидов» и большевиков, красноармейцы берут и убивают[1]. Никаких признаков авторского сочувствия к гоям в рассказе не видно.
  • Л. Соловьёв, «Повесть о Ходже Насреддине». «Как раз на днях вышел фирман о прелюбодеяниях, по которому неверные жены подлежали наказанию плетьми, а мужчины — лишению своего естества под ножами лекарей». С прикрученным фитильком: тут есть и изменившаяся мораль.
    • В продолжение темы мусульманских казней: курд Панахи Макулу в своём романе «Саттар-хан» описал, как кастрировали юношу, который пытался сбежать с рабыней местного принца (дело было в Азербайджане), и изуродовали эту самую рабыню.
  • М. Булгаков, «Мастер и Маргарита» — Воланд и компания к этому склонны. Превратить Варенуху в вампира за хамство по телефону или оторвать голову Бенгальскому за пошлую болтовню? Обоих потом вернули в изначальное состояние, но психическую травму они получили навсегда. Ещё поганее ситуация с Берлиозом — фактически прямо убив его, потом посмеялись в отрезанную голову.
    • Писатель-фантаст А. Мирер (под псевдонимом А. Зеркалов, «Этика Михаила Булгакова») считал, что сатира Булгакова в этом и заключается. Неадекватное возмездие за малые прегрешения (а Римский наказан вообще ни за что, он показал себя умным человеком с хорошо развитой профессиональной интуицией) в СССР… Ничего не напоминает?
  • В. Астафьев, «Прокляты и убиты». Братья Снегиревы, два молодых солдата-новобранца из запасного полка в глубоком тылу, на четыре дня ушли к матери в деревню подкормиться и принести еды товарищам, причем вернулись в полк сами. Приговор военного трибунала — расстрел, без всяких скидок на юность, несознательность и раскаяние. Приговор привели в исполнение перед строем, в назидание остальным. Пополам с В своём праве: в военное время правонарушение «самоволка» (до 6 суток по УК 1926 года) отменялось, наказание шло сразу как за дезертирство — а за него положен расстрел. К сожалению, штрафбатов зимой 1941/1942 года еще не было.
  • В повести Крапивина «Гуси-гуси, га-га-га…» из соображений экономии на тюрьмах наказанием за любые преступления была смертная казнь. Правда, с разной вероятностью. За мелкое воровство — 10 %, рецидивистам назначают не менее 50 %, за убийство — 96 %. За неправильный переход улицы — 0,0001 %. Главный герой как раз нарушил правила дорожного движения…[2]
    • Неадекватность описываемой системы была ещё и в том, что документы государственного образца, содержавшие смертный приговор, то ли было слишком легко подделать, то ли проверялись на подлинность с потрясающей халатностью. И это при том, что приговоры выносятся централизованно и существует глобальная информационная сеть, так что проверить приговор — дело буквально нескольких секунд. Допустим, персонаж повести совершил подлог шутки ради. А если бы не шутки ради? А если бы подобную схему взяла на вооружение организованная преступность — узнавать о мелких правонарушениях неугодных людей и штамповать фальшивые приговоры?
  • «Хроники странного королевства» — именно этим закончилась детская вражда Шери и Алёны. В ярости из-за очередной подлянки Шери обратилась к магии, поставив целью лишить обидчицу всего, чем она могла гордиться. Раз — и у Алёны в семье скандал, два — и её отец отправлен в тюрьму за взятки, три — и саму Алёну поражает неизвестная болезнь, изуродовавшая её внешность и лишившая возможности ходить. Результат шокировал не только окружающих, но и саму Шери.
    • Проклятие сработало только потому, что проклятые и взаправду были теми ещё «агнцами» — мачеха Алёны была меркантильной стервой и взаправду изменяла её папе, Алёнин папа и правда был взяточником, сама же Алёна действительно была вредной и зазнавшейся поганкой. О чём отец Александры и поведал проклятым, снимая «излишнее проклятие».
    • По мнению многих наказание, постигшее Шери и правда было излишним — она в течении шести лет не росла, оставаясь внешне одинадцатилетней девочкой.
      • А не росла она потому, что с тех пор так ни разу и не поступила, как взрослый человек — её поступки и поведение соответствуют именно что ребенку, который творит что вздумается, а потом скрывает последствия от родителей. Как только Саша повела себя как взрослая — проклятие тут же исчезло и она начала взрослеть.
    • Шархийская магия и строится на концепции справедливого возмездия — проклинать можно только за реальные проступки и только соразмерно им. Избыточное проклятие перенаправляется богами проклинающему в произвольном виде — это называется «откат».
    • Месть Кайдена Шеллару выглядит совершенно дико и несоразмерно. Король быстро и без каких-то явных мучений отравил брата Кайдена — могущественного мага, который в этой войне однозначно проходит как комбатант. Кайден за это зверски пытает Шеллара, наводя ему ложные воспоминания о том, как его родных и близких подвергают кошмарным пыткам и казни у него на глазах. Вероятно, пытал бы и дальше, если бы не обещание, данное Азиль. Особенно несусветно это смотрится с учётом того, что у них обоих одна цель: уничтожить Повелителя.
  • Марина и Сергей Дяченко, «Привратник». Однажды Марран попытался обмануть и своего учителя, и его закадычного врага. За это они превратили его в вешалку (при сохранении сознания и восприятия окружающего мира) и продержали в таком виде три года (а изначально вообще не собирались расколдовывать). За это время он лишился магической силы; к тому же девушка, которую он любил с детства, не имея надежды на его возвращение, вышла за другого. Неадекватным подобное возмездие считают не только Марран и девушка — в дальнейшем его признает таковым и учитель.
    • Те же авторы, «Электрик». Любой из жителей и гостей Загоровска, совершив плохой поступок, получает квитанцию, которую необходимо оплатить. Суммы, правда, разнятся, но в случае неуплаты человек погибает от удара током.
    • Те же авторы, «Казнь». Вся книга представляет из себя месть бывшего мужа главной героине за развод. Достаточно сказать, что её судят как серийную убийцу детей, после чего она оказывается в рабстве у вампира, которому нужна суррогатная мать — и это всё только в первом мире, куда она попала.
      • До казни, впрочем, ни разу не дошло, по сути бывший муж просто устроил ей серию интересных приключений.
  • Альберт Гумеров, «Дорогой паука». Педаль в пол. Ну обозвал тебя интернет-тролль школьного возраста «жирным ублюдком» во время игры в «танчики», что теперь, вычислить в реале и морду набить? Главный герой пошёл дальше — он похитил школьника, запер в подвале, пытал, попутно снимая на камеру, и выкладывал видео в своей группе ВКонтакте, попутно предоставляя зрителям выбор, какую пытку применить следующей. Больной жирный ублюдок. Под конец педаль уходит в асфальт — маньяк похитил НЕ ТОГО школьника, а когда узнал — решил похищать и пытать вообще ВСЕХ, у кого те же имя и фамилия.
  • Юрий Никитин, цикл «Русские идут» — в основном этому тропу соответствуют (в режиме педаль в асфальт) моменты, когда в произведении фатально «карают» кого-то вне заданий.
    • Убийство группы байкеров в ресторане, где главные герои кутили перед отправкой на задание. Ну да, они пытались устроить дебош и раздражали пьяными воплями, но устроить резню посреди ресторана, проламывая людям головы и протыкая их насквозь ломами или ножами, убивая в том числе и женщин, как «подстилок ублюдков», это «слегка» неадекватный ответ на их действия. Особенно неприятно то что одной из основных причин бойни было то, что один из главных героев на них напал, потому что посчитал мажорами, что, собственно, и послужило оправданием убийствам. Начальство, что характерно, их только похвалило, слегка пожурив за несдержанность.
    • Наказание интернет-тролля, по принципу «чтобы другим неповадно было». Его долго и зверски избивают, ломают пальцы каблуками, и всё это подробно и с чувством описано.
      • Учитывая ярую ненависть автора к интернет-троллям и тем, кого он считает таковыми, получается смешно.
  • Василий Ян, «На крыльях мужества» — Мухаммед Бен-Салих, бывший фаворит хорезмской царицы Туркан-Хатун, справедливо наказанный хорезм-шахом за наглость и за интриги против сына шаха, Джелаль эд-Дина, поклялся за это отомстить и шаху, и его сыну. Вскоре после этого разразилось нашествие Чингисхана, и хорезмские правители потеряли все. Но все-таки через много лет Бен-Салих, изуродованный монголами, отомстил Джелаль эд-Дину: устраивал несколько покушений на него, и, в итоге, заколол его, спящего, в спину.
  • Г. Л. Олди, «Богадельня». «Перебивать нас, — без малейшей тени улыбки бросил Густав Быстрый, — является государственным преступлением. Совершенное простолюдином, карается усекновением главы». С фитильком, т. к. «Но я прощаю тебя, ибо не ведал, что говоришь».
  • Сергей Лисочка, «Хроники Ицкаронской стражи» — профессор Штейн сделал вешалки из двоих алхимиков, которые входили в его кабинет без стука. У него для этого и объяснение есть: «Да, жестоко. Но, с другой стороны, если они не могли выучить даже это правило, обязательно нарушили бы что-то посерьёзнее. А это, между прочим, могло привести к тому, что пострадали бы не только они сами и их коллеги, но и на работе могло сказаться. Зато теперь они пользу приносят: в фойе на них зонтики и плащи вешают».
  • Михаил Щукин, «Цикл о Майе» («Рабыня» и остальные) — продать детей в рабство за то что при аварии флаера был причинен ущерб (и родители погибли). Ладно. Оно по закону (уж какой закон). При этом заблокировать доступ к счетам родителей до совершеннолетия кого то из них? Ну да по закону (хотя судья мог тут решать). Продать обоих под видом того что сумма ущерба велика? Прямое нарушение закона. Вот только многие персонажи прямо говорят что даже 'законная' продажа в данной ситуации - троп, этот закон изначально для совсем других ситуаций был предназначен. Требование (законное правда это закон давно не использовали) Императрицы Адилы казнить рабыню Майю за похищение принцессы Иллис - с самого начала выглядит как троп (хотя Майя вообщем то вполне понимает что ей светит если поймают). То, что после авиакатастрофы и тяжелых ранений Адила отдает Майю дочери в качестве личной рабыни (вместо казни кнутом, там правда фиксированное количество ударов было запланировано, в старом варианте текста - Майя чудом выжила) - тоже выглядит для окружающих тропом выглядит а то что это по просьбе Иллис - выглядит что Иллис себе хочет игрушку получить и отыгрытся за похищение и тоже троп. Вот только - почему то (в тексте не сказано прямо но учетом того как описаны способности измененных правящих, определенные версии возникают, с учетом дальнейших событий) - Адиле никто не сказал как о том, что Иллис через несколько дней после начала побега - сражалась с Майей на холодном оружии (в сеттинге использование огнестрельного оружия против людей имеет не особо много смысла а вот проблем с ним - хватает) и при этом - не было следов крови, и все признаки - что это тренировка, как и том, что когда Майя вакцину требовала - у Иллис был свой меч. Иллис вовсе не игрушку себе хотела, она именно спасала Майю, в первую очередь как подругу(которой она стала) (спасти было бы проще если бы она рассказала кое что о Майе - что та прямо запретила рассказывать). Адила потом раскаивалась, Майя вообщем то ее простила.

На других языках

  • В. Скотт, «Айвенго» — поймав браконьера с поличным (у того ещё руки были в крови оленя), барон Реджинальд Фрон де Беф приказал привязать его к рогам оленя живого, и тот разорвал беднягу в клочья за пять минут. Ясно, что барон карал не потому, что жалко оленей, а потому, что охотиться на них имели право только дворяне, и так не страдавшие от недостатка мясной пищи.
    • Есть ещё теория, согласно которой браконьер по обычаям того времени виновен, в первую очередь, в том, что имел оружие и учился им пользоваться. Барона можно понять: и так в лесах полно вольных стрелков! Но даже в этом случае наказание неадекватное. И в плане жестокости, и в том смысле, что через некоторое время английские короли поняли пользу стрелков на войне и стали, напротив, поощрять и развивать стрельбу из лука в массах.
    • Сомнительно. Мы ведь не знаем, каков был социальный статус браконьера. Если он йомен, то имел полное право на оружие.
    • Да чего ещё ждать от Фрон де Бефа, он и без того полное чудовище, и справедливость наказания его волнует меньше всего. Об инциденте-то этом он сам рассказывает между делом, и вроде бы даже удивляется: а за что это его потом в лесах несколько раз пытались подстрелить?
  • В. Гюго, «Отверженные» — главный герой, Жан Вальжан, мало того что оттрубил девятнадцать лет на каторге за украденную буханку хлеба и две попытки побега, так ещё и, выйдя после тюрьмы на свободу, не может найти работу и жильё из-за своего паспорта с пометкой об отсидке.
  • М. Твен, «Принц и нищий» изобилует примерами. Причём это вполне реальные средневековые порядки в Англии того времени.
    • «Она была такой отличной гадалкой и так ловко предсказывала будущее, что прослыла ведьмой. Её изжарили, как велит закон, на медленном огне».
    • «… мелкие фермеры, у которых землю отнимают под овечьи пастбища. Такой начнёт просить милостыню, его привяжут к телеге, снимут с него рубаху и стегают плетьми до крови; он опять идёт просить милостыню, — опять угостят плетьми и отрежут ухо; за третью попытку к нищенству клеймят раскалённым железом и продают в рабство; он убегает, его ловят и вешают».
  • История Хельма Молоторукого из приложений «Властелина колец». Наглый Фрека попросил у Хельма руки его дочери для своего сына, получив вместо вменяемого ответа насмешки. Когда Фрека в ответ оскорбил короля, Хельм вывел его в поле и убил одним ударом, а его сына и сторонников провозгласил врагами Рохана. Да, во Фреке текла кровь данлендцев, но это слабое оправдание…
  • «Песнь Льда и Пламени»:
    • Грегор Клиган сжёг своему восьмилетнему брату пол-лица за то, что тот взял поиграть его игрушку.
    • Как бы ни накосячил Теон, но то, что сотворил Рамси Сноу…
      • Местью как таковой это, впрочем, не было: что Рамси до псевдостарков? Но Болтоны до поры до времени на всех углах кричали, что это «справедливое возмездие и акт лояльности к Старкам», а Русе Болтон подарил Кейтилин кожу, содранную с Теоновского пальца. (Та не приняла этакий подарочек — но её так и тянуло принять.)
    • Красная Свадьба. Знатный лорд пообещал чуть менее знатному лорду взять его дочь в жены в обмен на услугу, а потом женился на другой девушке. Что можно сделать с обманщиком? Можно потребовать компенсации, например, выдать дочь замуж за чуть менее знатного друга этого лорда. Можно оскорбить лорда-обманщика самыми плохими словами, ославить его на весь континент и всю оставшуюся жизнь не подавать руки. Можно отказать ему в помощи в самом разгаре войны, тем более что лорды не связаны вассальной клятвой, что, скорее всего, приведёт к гибели обманщика. На всё это у Уолдера Фрея было если не законное, то как минимум полное моральное право. И что же он сделал? Великодушно «простил» Робба Старка, пообещал помощи, пригласил на свадьбу своей дочери, разделил с ним пищу, а потом убил «предателя», его мать и его друзей (а в сериале — ещё и его беременную жену)[3]. Мир Мартина сам по себе мрачный и жестокий и населяют его далеко не самые приятные люди, но поступок Фреев подаётся как из ряда вон выходящий даже на фоне всего остального.
    • Сам Тайвин Ланнистер был убит своим же сыном или не сыном, судя по говноспойлерам 9 сезона сериала, Дед же пока отмалчивается. Трудно отрицать, что он унижал его человеческое достоинство десятилетиями, но адекватность возмездия — тут спорный вопрос.
      • По мнению самого Мартина, убийство Шаи даже больший моральный косяк Тириона, какой бы продажной шкурой она ни была.
      • Здесь ещё стоит заметить, что Тириона конкретно перемкнуло после двух уже даже не унижений: сначала суд из-за смерти Джоффри (возможно Тирион и догадывался, что отец не даст его казнить, но так-то ему всерьёз грозила смертная казнь за то, чего он не совершал), а затем правда насчёт Тиши.
  • Эдуард Лабулэ, «Бац-бац». За две пощёчины, полученные в возрасте десяти лет от девочки, повзрослевший Душка, женившись на ней, в первую брачную ночь заключает её в темницу, где и намеревается держать до конца её дней.
  • Троп особенно любим авторами ужастиков, в частности, Кингом. Зачастую раздвигается до целых цепочек возмездий, нарастающих по неадекватности.
  • Гарри Поттер. Азкабан с дементорами. Никто такого не заслуживает, даже полное чудовище. Смертная казнь куда гуманней.

Кино

  • «Неуловимые мстители» — Лютый высек Даньку плетью за выплеснутый в лицо ковш кваса. А на самом деле — за непочтение и за то, что Даниил демонстративно отверг все подходцы Лютого, сделанные в стиле «Ну прямо как родитель».
  • «Иван Васильевич меняет профессию» — «Был у нас толмач-немчин. Ему переводить, а он лыка не вяжет. Мы его в кипятке и сварили».
  • «Кин-дза-дза!» На Плюке: пожизненный эцих с гвоздями за «неправильно присел». Впрочем, сжалились и заменили на без гвоздей.
    • На «доброй, продвинутой и высокоморальной» Альфе — превращение в кактус, просто потому, что ты — плюканин. Впрочем, понять можно: плюкане явно достали альфийцев по самое не могу, вот их и забанили на Альфе фундаментально и en masse.
  • «Звёздные войны: Атака клонов». Тускенские пустынные разбойники похищают и насилуют мать Энакина Скайуокера. Как поступает Энакин (до того годами не особо интересовавшийся, что там поделывает на Татуине мама)?.. Впадает в холодную ярость — и вырезает всё разбойничье стойбище поголовно. С женщинами и детьми, ага.
  • «Убить Билла»: Билл убил жениха Невесты, всех его родственников, а её — беременную! — велел избить до полусмерти, а потом добил пулей в голову. Только за то, что та собиралась выйти замуж за другого и хотела иметь нормальную жизнь. Правда, она всё равно не умерла.
    • Пэй Мэй также к этому склонен. Взять к примеру рассказ Билла о том, как он перебил всех монахов одного шаолиньского монастыря, лишь из-за того, что один из монахов не обратил внимания на малейшие кивки Пэй Мэя в знак уважения и непостижимого проявления щедрости.
  • «Кожа, в которой я живу» Педро Альмодовара — эпичный пример. Что можно сделать с обдолбанным юнцом, изнасиловавшим твою дочь? Сдать властям? Кастрировать? Кастрировать и убить? Нет, это всё слишком неинтересно. Можно его похитить, держать на цепи в подвале, а потом сделать ему принудительную операцию по перемене пола и превратить его в женщину! А потом держать её опять-таки взаперти, проводить над ней медицинские эксперименты и ломать ей психику. А потом — ещё и попытаться сделать своей любовницей.
    • Тем более, что судя по всему, Висенте не удалось изнасиловать его дочь — да он и не собирался ее насиловать, а был уверен, что она сама не против. Ну а то, что она после всего этого окончательно слетит с катушек, он предвидеть не мог, так как в принципе с ней толком не был знаком и не знал, что у нее проблемы с психикой.
  • «Коломбиана» Люка Бессона и Оливье Мегатона. Организовать аферу-пирамиду? Серьёзное преступление, но неужели настолько серьёзное, чтобы главная героиня виновного не просто убила, а живьём скормила акуле?
  • Серия фильмов «Пила». Конструктор устраивает смертельные ловушки для людей, которые, по его мнению, недостаточно ценят жизнь. Некоторые примеры вовсе примечательны.
    • Программист Уилсон (первый фильм) наказан за то, что симулировал ради больничных листов. Вам не кажется, что сгореть заживо за такое — явный перебор?
    • Эллисон Кэрри во втором фильме попадает в ловушку из-за того, что недостаточно берегла свою жизнь во время заданий. И в этом Конструктор усматривает суицидальные наклонности (да, именно подсознательные наклонности, а не стремление). Офицер полиции, присягавший рисковать жизнью ради безопасности граждан, недостаточно бережёт свою пятую точку? Это действительно требует вмешательства!
      • Эту игру устроила уже Аманда, а не Джон Крамер.
    • В четвёртом фильме в игру угодил командир спецназа Дэниэл Ригг. Конструктор решил отучить Ригга от пагубного стремления всех спасать? Вы серьёзно? Спецназовца решили наказать за стремление спасать окружающих? А наказать врача за то, что слишком стремился лечить пациентов не пробовали?
      • Ригга подвергли испытанию не за желание всех спасать, а за спешку и недооценки опасности в этот момент. Как показали события, детектива Мэтьюза он не спас именно потому, что слишком поторопился, не подумал об опасности.
    • Бинго! Лоуренс Гордон остался без ноги именно за то, что недостаточно времени уделял семье и не выказывал сочувствия пациентам, уделяя все силы на то, чтобы их качественно лечить. Но, что любопытно, Линн Денлон в третьем фильме попала в игру как раз за то, что не слишком качественно лечила пациентов, думая о ситуации в семье. На вас не угодишь, мистер Крамер!
      • Впоследствии всё же прикрутили обоснуй: Гордон поплатился не за более серьёзный проступок, чем было озвучено в первом фильме: он был в сговоре с жадными страховщиками и подтвердил, что Крамер не нуждается в прогрессивной терапии, тем самым подписав ему смертный приговор. Так что ещё очень легко отделался (похоже, что Пиле просто был нужен штатный хирург).
    • С другой стороны, Джон Крамер ещё относительно адекватен в сравнении со своими последователями — такими как отказывавшая своим жертвам в шансе Аманда и полное чудовище Марк Хоффман.
  • «Сказка странствий» — в одном флаконе с Неправым судом и Сословной моралью. «За что вы лишаете меня жизни? За пару синяков, за расквашенный нос?» — «А ты как думал? Мы — те, кому дана власть над такими, как ты. Так что очень дорого стоит мой расквашенный нос. Уж, конечно, дороже, чем твоя жизнь».
  • В первых «Пиратах Карибского моря» — Барбосса утверждает, что проклятие ацтеков, превратившее его и его пиратов в скелеты, является именно сабжем, хотя следует заметить, что они пираты — то есть грабители, насильники и убийцы.
    • Золото, ворованное по второму кругу — это вообще-то золото ацтеков, уплаченное в выкуп Кортесу. Проклятие-то Кортесу предназначалось, а не пиратам!
  • «Таксист»: сутенёры, конечно, плохие люди, но это же не повод вломиться в бордель и перебить там всех. Причём в данном случае девушку, за которую у героя якобы болела душа, даже никто силой не удерживал — она спокойно гуляла с ним по городу и могла бросить это ремесло, если бы хотела. Обоснуй: герой был не в себе, ему в тот момент было уже лишь бы кого убить. Хорошо, что подвернулись сутенёры, а не сенатор, на которого он тоже поглядывал.
  • «Чёрный рыцарь» — король Лео, чьи люди поймали бедного крестьянина, своровавшего репку с королевского огорода, приказывает главному герою казнить его. Тот вначале рассмеялся, посчитав это шуткой, что не очень понравилось королю. А король, услышав мольбу крестьянина о голодной семье, приказывает казнить всю семью. А потом ГГ понял, что то, что ему говорила Виктория о короле-изверге — сущая правда.
  • «Судья Дредд» (со Сталлоне) — судья Гриффин желает установить смертную казнь за мелкие преступления, чтобы бороться с беспределом. Верховный судья — категорически против.
    • Сам Дредд отправляет мелкого воришку на каторгу за то, что тот спрятался в роботе во время перестрелки (разрушение общественного имущества). На вопрос, что ему было делать, Дредд отвечает, что надо было прыгать в окно. Тот отвечает, что разбился бы. Ответ Дредда? «Да, но это — законно». Позже, когда сам Дредд оказывается в той же лодке, воришка требует, чтобы тот извинился. Дредд гордо кричит, что закон не приносит извинений. Тот парирует, что Дредд — больше не закон. Тогда Дредд уже смущённо говорит, что никогда в жизни не извинялся.
  • «Амели Пулен»: владелец лавки — человек мерзкий. Оздоровительную порку он более чем заслужил. Но всё-таки никак не доведение до сумасшествия и удар током.
    • Током его не било, да и доведение было не до сумасшествия, а до нервного срыва, что учитывая его замашки — ещё легко отделался.
  • «Олдбой» Пак Чхон Ука — засадить человека на 15 лет в изолированную камеру, загипнотизировать его, подстроить так, чтобы он стал любовником родной дочери и превратить практически в монстра за то, что этот человек много лет назад спалил тебя на инцесте и по подростковому легкомыслию всем об этом рассказал. Не слишком ли, Ли У Чжин?
    • Педаль в пол: Ли У Чжин стал богатейшим магнатом ТОЛЬКО ради того, чтобы отомстить О Дэ Су.
      • По сравнению со своим прототипом из оригинальной манги Нобуаки Минэгиси, Ли У Чжин — ещё верх логики и адекватности. Додзима (он же Такааки Такинума) мстил главному герою Синъити Гото только за то, что в начальной школе тот задел его самолюбие.
  • «Законопослушный гражданин». Если то, что Шелтон творил в начале фильма, ещё можно с натяжкой считать адекватным ответом, то под конец… Подрыв стоянки с сотрудниками суда, непричастными к делу героя? Попытка подрыва зала с людьми, которые к суду в принципе отношения не имеют?
    • Это уже скорее не троп, а борьба с системой, терроризм.
    • Да и с началом всё не так гладко: если Дарби получил по заслугам, то с его подельником, пытавшимся хотя бы словом одёрнуть первого, вышла вполне себе субверсия тропа.
  • «Джанго освобождённый» — одну из рабынь собирались пороть кнутом за то, что она разбила чашку…
    • И? Имущество, которое портит другое имущество, нуждается в настройке. Чашка вполне могла стоить дороже рабыни. Мораль с тех пор немного изменилась.
  • «Мой любимый марсианин» — Лиззи, положительная героиня, приняв облик инопланетного монстра заживо сожрала охранника, который побил одного из её друзей и ранил другого. Оба пострадавших друга через пять минут были совершенно здоровы.
  • «Семь» — Джон Доу «король» этого тропа. Пример: человек настолько жирный, что своим видом может вызвать отвращение? Откормить его так, чтобы желудок лопнул! Во имя Высшего Правосудия!
  • «Деточки» Дмитрия Астрахана — пополам с тропом неудачная басня. Заслужили ли высокопоставленные педофилы и родители-алкоголики, которые довели детей до самоубийства ужасной смерти? Наверное, да. Но мучительно убивать мелких торговцев марихуаной, хирурга, который отказался делать операцию, учительницу, которая орала на учеников(из-за этого школьник покончил с собой) — это как ни крути уже перебор.
  • «Venom» — грабителя, который регулярно грабит китаянку, держащую магазин, заглавный персонаж сожрал. Справедливости ради, Веном просто искал, кого бы сожрать.

Телесериалы

  • «Воронины». В 220-й серии Костя говорит Лёне об отношении их отца (Коли) к своей машине: «Тут ему недавно дети мячом в колесо попали, так он им за это знаешь что сделал? Песочницу забетонировал!»
  • «Лексс», режим Его Божественной Тени. За вполне административное правонарушение можно поплатиться тремя органами (чаще всего это почка — 1 шт, глаз — 1 шт, яичко — 1 шт; руки-ноги-гениталии забирают реже). Если не успел сдать положенное к концу рабочей смены (а ведь «штраф» могут назначит и аккурат в конце дня), будешь объявлен опасным мятежником и придётся пойти на органы целиком. Ну, а за уголовку можно быть приговорённым к смерти и разбору на органы сразу, даже за не самое тяжкое лжесвидетельство при совершении коммерческой сделки.
    • Кстати Стэнли попался на органы потому, что отказался дать допуск капитану корабля, которая забыла пароль (вполне следуя уставу). К сожалению, у капитана оказались связи с начальством. Плюс, у Стэна уже было 991 выговоров (хотя там дают аж 7 только за то, что проспал работу).
  • «Мыслить как преступник» — много кто. К примеру, Тобиас Хенкель, религиозный фанатик и психопат с раздвоением (вернее, расщеплением) личности. Карает грешников смертью. Причём грех может быть вовсе не из тяжких — например, изменившую мужу женщину он скармливает собакам. А Спенсера Рида, пленного агента ФБР, он планировал зарыть живым в могилу лишь за то, что тот отправил мать в психиатрическую клинику против её желания (притом, что у неё действительно были проблемы с психикой).
  • «Параллельные миры»: в одном из миров Куина приговорили к смерти за страшное преступление — кажется, за то, что нарисовал граффити в неположенном месте (и, кстати, не он, а его аналог в том мире). В другом мире за то, что человек занимается наукой, можно загреметь в тюрьму — там правят религиозники.
    • Любопытный момент в мире, где существует достаточно большой процент экстрасенсов. Наших героев арестовывают потому, что полицейский оракул предвидел, что они совершат убийство. Их привозят в участок, проходят все формы ареста… затем отпускают, ведь они ничего ещё не сделали.
    • Ещё один постапокалиптический мир, где за то, что у тебя завалялся старый телевизор, тебя могут забросить в радиоактивную печку.
  • «Звёздные врата: Атлантида»: на одной из планет преступников, совершивших тяжкие преступления, отправляли на остров, откуда их забирали рейфы для своего питания, не трогая остальных обитателей планеты. Наказание оказалось настолько эффективным, что тяжкие преступления практически прекратились. Людей для питания рейфов становилось недостаточно, и на остров стали отправлять всех, кто совершил даже мелкий проступок.
  • «Гримм» — 5 серия 3 сезона. После отказа преследуемого положить дубье и поднять руки Ник с Хэнком высаживают в него по половине магазина на поражение. Не по ногам, без предупредительных выстрелов.
  • «Звёздный путь: Следующее поколение» — экипаж попадает на идиллическую планету, где никто не нарушает правил. Почему? Да потому, что малейшее нарушение карается смертью без суда и следствия. Уэсли этого не знал и залез в огород за мячом, а рядом оказались стражи порядка. А затем они ещё и смеют обвинять экипаж в том, что травматизируют ребёнка, не позволив им сделать ему укол ядом в неведении. Ничего себе логика! А попытка экипажа забрать Уэсли приводит к тому, что существа, оберегающие этот мир, проявляют себя и чуть не уничтожают корабль. За то, что попытались спасти подростка, которому не объяснили последствия его действий.
  • «Орвилл» — на планете, где всё решают соцсети, вполне можно получить лоботомию или даже пулю в спину за то, что не уступил место беременной женщине в автобусе.
  • Рождённая революцией — в серии «В ночь на 20-е» милиция принимает чрезвычайные меры по борьбе с нарушителями, проще говоря, расстрел на месте. Но если профашистским агитаторам — туда и дорога, то уголовника Кочеткова, поставленного к стенке за убийство опознавшего его милиционера (которое он, к слову, не совершал) становится реально жалко. Грешки за ним, конечно, были, но вряд ли такие, чтобы можно было подвести под вышку, довоенное уголовное право в Союзе (действие происходит в первые дни Великой Отечественной войны) было довольно гуманным. Впрочем, это вопрос к сценаристам.
    • В двухсерийной истории «Последняя встреча» главному герою, человеку по всем характеристикам положительному, грозит вышка за простое ограбление без отягчающих (или это всё же кража со взломом, с использованием родного ключа).
  • «Андромеда» — за попытку предложить правительству одной планеты вступить в новое Содружество, Дилана и Ромми приговаривают к пожизненной каторге. А просто сказать «нет» нельзя?
  • «Господа-товарищи» — матроса Клюева в истории «Чёрный человек» расстреливают по сути не за что. Все его преступления имели место до Революции и были направлены исключительно против представителей враждебного класса. К тому же по ходу сюжета он, наоборот, проявляет себя героем и спасает товарища от неминуемой гибели. Хотя, конечно, товарищ попал в переплёт, косвенно, по его вине.
  • «Хэппи» — Блю угрожает сыну убить его собаку (уже четвертую!), если она не прекратит попыток снять накладные оленьи рога, которые на неё надели в честь наступающего Рождества.

Мультфильмы

  • Диснеевская «Спящая красавица»: за то, что её не пригласили на крестины принцессы Авроры, злая фея Малефисента наложила на девочку смертельное проклятие. Впрочем, тут скорее субверсия: возможно, Малефисента уже с самого начала хотела наложить на малышку заклятие и просто искала повод.
    • Безымянная колдунья из сказки-первоисточника вовсе отличилась: прокляла принцессу лишь из-за того, что не понравились столовые приборы на этих самых крестинах.
  • «Звёздный десант: Предатель Марса»: большинство марсиан недовольно тем, что им, как и другим представителям Федерации, приходится участвовать в войне c жуками. За это Главный Гад способствует уничтожению населения Марса жуками, а затем под предлогом защиты Земли пытается взорвать Марс.
    • Тут не столько месть, просто эта чокнутая «блогерша» хотела устроить кризис, чтобы поднять свой рейтинг на его разрешении, а недовольные марсиане оказались самым подходящим козлом отпущения. Если бы не они, так кто-то другой.
  • Светлячок 7 - пёс загрыз мальчика до смерти, за то что тот оторвал от дерева ветку и бросил её, чтобы он ему принёс её. Как на это реагируют окружающие взрослые ? Смеются и считают, что это ему урок. Выходит жизнь дерева ценнее жизни человека? Что за фигня, автор?
  • «Ральф» — когда к гонщикам из игры «Сладкий форсаж» возвращается память, они вспоминают что Ваннелопа их королева, и начинают извиняться за то что издевались над ней. А эта милая девчушка тут же объявляет, что все, кто дразнил и обижал её, приговариваются к немедленной казни. Спокуха — она пошутила.

Мультсериалы

  • Superjail — при ловле преступника Джека Найфа робот Тюрьминатор умудряется набедокурить куда сильнее, чем его «подопечный» — полный отморозок без тормозов.
  • «Расплющенный космос» — Чоуда Макблоба приговорили на смертную казнь на одной планете только за то, что он намусорил на улице… Спору нет — Макблоб в силу своего характера много чего творит, но кинутый мимо урны мусор — самое малое из его прегрешений.
  • «Чёрный плащ» — в альтернативной реальности свихнувшийся ЧП был готов отправить на электрический стул тех, кто не почистил зубы и ходил по улице в неурочный час. А ещё посадил в тюрьму учительницу, много лет тому назад поставившую ему двойку.
  • Мультсериал о Бэтмене 2004 года — в одной из серий Джокеру взбрело в голову самому стать Бэтменом, нарядиться в чёрный костюм и карать преступников. И кого же он карал? Детишек, рисовавших на асфальте, водителей, превышающих скорость (при том, что водители — это полицейские, преследовавшие преступника)… Карал он всех при помощи своего улыбочно-паралитического газа, а как же ещё?
  • «Аватар: Легенда об Аанге» — в правящей семье Страны Огня любят это:
    • За то, что его тринадцатилетний сын Зуко на военном совете поспорил с планом генерала, Хозяин огня Озай вызвал его на дуэль (на которой Зуко отказался сражаться со своим отцом и пытался просить прощения), а там сжёг четверть лица сына, после чего изгнал его из страны, отправив искать Аватара, которого никто не видел уже сто лет.
    • Позже, узнав о восстаниях в завоёванном им Царстве Земли, Озай решает полностью выжечь всю страну со всем населением дотла.
    • Его дочь Азула, начав в финале сходить с ума, увольняет всех слуг и стражу за малейшие провинности. Предыдущее тоже можно отнести к ней: это первоначально было её идеей.
    • После того, как Озай предложил сделать наследником престола себя вместо своего старшего брата Айро, который недавно потерял сына, его отец Азулон приказал Озаю убить собственного первенца, Зуко.
  • «Люди в чёрном» — Джей столкнулся с этим тропом в первой же серии, случайно убив инопланетянина-скрулянина. Об этой выходке, благодаря особенностям коллективного мышления, моментально узнала вся раса покойного. По их правилам за одно убийство сородича полагается смерть, а за два… могут сварить заживо в супе.
    • Сварить в супе скруляне могут и за оскорбление, а для этого достаточно высморкаться перед представителем их расы. Это настолько возмутительно, что заставляет навсегда забыть о мести за убитого сородича, чем и воспользовались герои в конце первой серии.
    • А как вам правосудие планеты Калафатик? За преступление любой тяжести — вплоть до давнишнего нарушения ПДД — там отправляют в колонию строгого режима. Нарушителю недостаточно просто улететь с планеты. На Калафатике, похоже, не знакомы с понятием «запрос на экстрадицию», поэтому спокойно посылают в погоню судебных исполнителей, которые после короткой речи телепортируют нарушителя прямиком в тюрьму. Если понадобится, они внаглую придут в офис «Людей в чёрном» и заберут сотрудника на глазах у всех. Почему же при таких порядках к ним летают? У них пляжи.
  • «Тутенштейн»: когда мальчик-мумия Тутенштейн играл с Клео в настольную игру и сжульничал, богиня Исида забрала его на тот свет за обман. С фитильком — Тутенштейн и при жизни жульничал, а для Исиды стало последней каплей то, что он обманывает свою подругу.
  • Симпсоны - только из-за того что Барт и Гомер слегка поколотили переодетых актёров, после того как дроиды взбунтовались, всю семью не пустили на эвакуацию и обрекли на верную смерть.

Комиксы

  • В мире судьи Дредда действует принцип «был бы человек, а статья найдётся». Многие судьи предпочитают закрывать глаза на мелкие преступления, вроде сидения в неположенном месте или взлом торгового автомата (в целях сохранения жизни, между прочим), но не Дредд.
    • В экранизации 2012 года аверсия: предоставив стажёру вынести приговор, Дредд предупреждает бродягу, чтобы тот убирался подобру-поздорову, но не задерживает его, пригрозив в следующий раз устроить ему кутузку. Лучше бы бродяга его послушал…
    • А судья Смерть так вообще считает, что жизнь — уже самое тяжкое преступление, и наказание тому — смертная казнь.

Аниме, манга, ранобэ

  • «No Game No Life» — ещё до событий аниме Джибрил, пролетая над городом эльфов, случайно попала под охранное антиполётное заклинание и очень сильно ударилась головой. За это она СТЁРЛА ЭТОТ ГОРОД С НЕСКОЛЬКИМИ МИЛЛИОНАМИ МИРНЫХ ЖИТЕЛЕЙ С ЛИЦА ЗЕМЛИ!!! Сама она считает, что эльфы это заслужили (нечего было антиполетные заклинания ставить). Возмездие ей за это тоже сложно назвать адекватным.
  • «One Piece» — на Небесном острове простой храп (или, как они его называют, звуковое загрязнение) считается преступлением. Как за него наказывают, неизвестно, но за воровство, браконьерство и угрозы представителям власти наказание мягче.
  • «Psycho-Pass» — какова утопия! Здесь гражданин Японии рискует превратиться в кровавые ошмётки после выстрела доминатором всего-то из-за мыслепреступления, а то и вовсе из-за принятого за него ПТСР! Увы, в такие тонкости держатели доминаторов часто не вдаются. Не все же полицейские любят брать пример с Акане Цунэмори!

Видеоигры

  • Mass Effect: когда люди вышли в космос, они понятия не имели о существовании других разумных рас и о галактическом сообществе. По законам Цитадели активировать спящие ретрансляторы массы строго запрещено, но люди этого не знали. А туриане, застукав человеческий флот за этим занятием, вместо того, чтобы разъяснить новой, невежественной расе их ошибку, сразу открыли огонь. Результатом стала трёхмесячная Война Первого контакта, не превратившаяся в гору трупов с обеих сторон только благодаря вмешательству Совета Цитадели.
  • GTA: San Andreas. Что делает CJ, узнав, что его сестру оскорбили строители? Требует извинений? Бьёт морды обидчикам? Нет — он устраивает резню на стройплощадке, а запертого в туалете прораба хоронит под слоем бетона.
    • Дело не совсем в этом. В диалоге в ролике перед миссией СиДжей говорит, что «всё равно подумывал о расширении территории». Так что оскорбление сестры — это просто смехотворный casus belli.
  • Gothic: за любое правонарушение наказание одно, в виде вечной каторги без возможности выйти. Правда, объясняется суровой необходимостью скопить побольше руды для войны с орками.
  • Mafia: The City of Lost Heven. Томми однажды слышал историю о том, как дон Морелло избил до полусмерти водителя, который случайно врезался в его машину.

Музыка

  • «Король и Шут» с песенкой про садовника. Как бы нормальный садовник наказал воришку, дерзнувшего воровать в его саду цветы? Солью бы стрельнул, максимум. А заглавный герой песни что сделал?
  • Американская народная песня «Stagger Lee» (не путать с одноимённой песней Ника Кэйва). Есть разные версии песни, но в общем её герой убивает приятеля за то, что тот выиграл у него в карты любимую стетсоновскую шляпу.
  • «Эпидемия» — «Эльфийская рукопись» и далее. Дэймос Безликий. бежал с родины, потерял любимую девушку, был обманом превращён в злодея, но даже в этом обличье пытался спасти свой народ, хоть и методы у него были соответствующие, затем лишён сил, совершил поворот направо кругом, два раза спас мир. И за это его убили.
  • «Сектор Газа», «Суд»: «У меня была подруга, я её любил. Она пёрнула в постели — я её убил».
  • Янка Дягилева: «Нас убьют за то, что мы гуляли по трамвайным рельсам...».

Визуальные романы

  • Higanbana no Saku Yoru ni — Йоко Нумата, конечно, поступила нехорошо, не признавшись честно, что это она случайно разбила макет, когда бесилась во время уборки в классе. Но и наказанный вместо неё Такеши Нономия тоже перегнул палку, когда из чувства обиды и желания восстановить справедливость начал фотографировать Йоко исподтишка и анонимно распространять её фотографии по классу, чем выставил бедняжку на посмешище и подтолкнул к самоубийству. Ну, тут, положим, подлила масла в огонь Хиганбана, которая взялась за "тёпленькую", доведённую до отчаяния Йоко и подначила её на роковой шаг. Жадность сгубила: Хиганбана пожелала присовокупить к душе самоубийцы Йоко ещё и душу мучимого чувством вины Такеши и разрушила чары Директора, "стирающие" всех жертв школьных ёкаев и память о них из реальности. Вот только Йоко не хотела, чтобы Такеши мучился, потому простила его и сама перед ним извинилась, да и Мэсо-Мэсо Мариэ вовремя вмешалась.
  • Ace Attorney - Как Манфред фон Карма отомстил Грегори Эджворту,из-за которого тот проиграл дело? Приготовились? Он его убил,свалив все на Янни Йоги,потом,притворившись добрым,усыновил его сынка Майлза и научил своему искусству,чтобы потом снова использовать Янни Йоги,совершив убийство на озере и свалить все на своего "подопечного"! Уффф...

Реальная жизнь

  • Начнём с того, что нормальному современному человеку кажутся дикими многочисленные законы прошлого, предписывывшие то за бродяжничество вешать, то за супружескую измену камнями побивать. См. подробности ниже.
  • Исторический Влад Дракула прославился тем, что за любой проступок, от мелкого воровства до неуплаты налогов, признавал лишь одно наказание — сажание на кол. В результате в его владениях можно было обронить кошелек с золотом посреди рыночной площади, и никто не осмелился бы его подобрать. Впрочем, существует и точка зрения, что на самом деле Дракула ничего такого не творил (был не более жесток, чем любой современный ему феодал), а все эти истории — клевета врагов, возведённая на него уже после его смерти; также есть версия, что он сам про себя такие слухи и распускал, «чтобы все дрожали, чтобы уважали». Судя по всему Влад III отличался от других феодалов ровно одним — казнил высокородных господ наравне с чернью, что есть верный способ увековечить себя как небывалого изверга и тирана. Исследователи (молдавский литературный классик Алеку Руссо, например), отмечают, что простые крестьяне и столетия спустя лестно отзываются о «Владе-воеводе». Однако ж страсть к казням у Влада всё же была, прозвище «Цепеш» (Колосажатель/Протыкатель) народ (тем более любящий) просто так не даёт.
    • Например, Мария I Тюдор aka Кровавая Мэри, будучи дочерью Генриха VIII, казнившего около 70 000, но крестьян, получила прозвище за казнь чуть менее 300 человек, но в том числе и дворян, и протестантских церковных иерархов.
    • А союзник Дракулы, князь соседней Молдавии, ныне канонизированный (!) Стефан Великий, согласно летописям, вполне восхищался умением соседа решать проблемы. Злые языки утверждают, что, руководствуясь этим принципом, Стефан казнил вдвое больше людей, чем Дракула — что вполне естественно, поскольку он и правил на 41 год (!) дольше.
  • Что-то вроде этого было в государственных законах и у древнегреческого архонта Драконта по прозвищу «Дракон». Он утверждал, что ни за какие преступления не видит более подходящего наказания, но от имевшегося ранее устного устава они, скорее всего, не сильно отличались. Собственно, «драконовские законы» как раз оттуда.
  • Законы Хаммурапи из Вавилона — за половину упомянутых преступлений предусмотрена смертная казнь. Причём действовали они, несмотря на многократную смену династий, целых 12 веков! Впрочем, в Китае не менее «гуманные» законы действовали ещё дольше (см. ниже).
    • А по сравнению с современными им т. н. Среднеассирийскими законами Законы Хаммурапи представляются просто образцом гуманности! Как вам, к примеру, предписание отрезать жене уши за то, что без разрешения мужа дала рабу или рабыне что-то из домашнего имущества?! А в наказание за изнасилование отцу пострадавшей предписывалось… изнасиловать жену насильника!
  • Великая Яса Чингисхана. За 99 % правонарушений — смертная казнь. Без комментариев.
  • Законы Шан Яна. Особо доставляет, что главный обоснуй с претензией на гуманность — т. н. «искоренение наказаний через наказания»: наказания должны быть такими строгими, чтобы из страха перед ними все боялись нарушать закон — а тогда и наказывать будет некого! ЧСХ, несмотря на многократную смену династий, почти без изменений действовали более 22 веков (!) — до Синьхайской революции 1911 года.
  • Что может мужчина сделать с девушкой, которая отказала ему в женитьбе под предлогом того, что этот мужчина не чистокровный, а бастард? Князь Владимир Святославович (он же Владимир Святой, он же Владимир Красно Солнышко) изнасиловал Рогнеду на глазах всей её семьи, после чего казнил её семью на глазах Рогнеды.
    • В первую очередь это была месть Рогволду, т. к. в династических браках мнения невест не спрашивают (ответ Владимиру передали через сватов). А изнасилование в данном случае это способ показать, что и без его, Рогволда, согласия могут свадебку сыграть и унизить хотели именно отца невесты. Что интересно, после этого Владимир Рогнеду и в жены взял, и настрогал ей семерых детей, потомки которых в дальнейшем получили особый политический статус («Рогволдовы внуцы»).
  • В Великобритании вплоть до 1815 года даже за мелкую кражу (на сумму более 12 пенсов) можно было угодить на виселицу или, что ещё хуже, получить ссылку в Австралию. Да что там за кражу! Охотно вешали и за бродяжничество. Причём попадали под статью, например, крестьяне, которых прогнали с земель в ходе пресловутого огораживания.
    • Если судья не был полным отморозком, то он, чтобы избежать вынесения смертного приговора за мелкую кражу, преднамеренно вместо термина «кража» использовал эвфемизмы: «…даже судейские, на что хитрые люди, а и те должны быть осторожны, должны называть всё как следует! Если кто не пойман на настоящем воровстве, они не смеют назвать его вором. Они говорят, что он „присвоил“, совершил „похищение“ или „сплутовал“.» (Джеймс Гринвуд, «Маленький оборвыш»). Либо же судья занижал сумму кражи, нередко многократно: «Имярек обвиняется в краже на сумму 10 фунтов. Признать виновным в краже на сумму в 12 пенсов» (Кто не в курсе: в фунте до 1970-х было 240 пенсов).
    • Там же и тогда же существовали два закона: о смертной казни за то, что пристал к цыганскому табору и кочует с ним (видимо, в рамках борьбы с бродяжничеством) и о смертной казни за «имперсонацию египтянина», то есть, за то, что подсудимый выдавал себя за цыгана. При этом он вполне мог быть цыганом…
  • Сталинский уголовный кодекс какое-то время тоже был неоправданно суров к мелким кражам (а чего вы хотели в период голода?). Можно было огрести несколько лет отсидки за один сорванный на колхозном поле огурец, причём кара постигала и несовершеннолетнего. Составители отличились завидной педантичностью, подробно расписав, за какой вид урожая сколько лет давать.
    • Справедливости ради, власти сами выпали в осадок от практики применения пресловутого «указа семь-восемь» и уже через полгода советовали применять его осторожнее, а через пару лет и вовсе стали массово пересматривать дела.
  • В СССР вплоть до 1991 г. спекуляция и незаконные валютные операции влекли за собой наказание вплоть до смертной казни (для сравнения, по УК РСФСР убийство без отягчающих обстоятельств смертной казни не предусматривало). Причем реальные прецеденты расстрела спекулянтов и «валютчиков» вполне себе были.
  • Вообще любое возмездие, мишенью которого являются не непосредственные виновники, а их близкие/семья/сограждане и др. Именно поэтому массовые теракты типа 9/11, Будённовска и Беслана не могут быть оправданы даже с позиции противников войн в Ираке и Чечне.
    • Следуя такой логике когда на ваш дом упадет авиабомба, мстить вы должны конкретному пилоту бомбардировщика, но никак не государству-агрессору в целом. 9/11 осуждается только потому что убили нонкомбатов. Грохнулся бы самолет на какие-нибудь там тыловые войска, видевшие Ирак только по телевизору, и было бы все окей. Хотя, по идее, тыловые войска тоже имеют весьма отдаленное отношение к войне в Ираке.
      • Тут есть определённая тонкость: классификация возмездия может зависеть от того, как подаёт свою мотивацию сам мститель. Если он пытается придумать хоть какой-нибудь сколь угодно левый обоснуй для обвинения жертвы (пилот только выполнял приказ, мстить надо генералу; генерал тоже только выполнял приказ, отомщу министру обороны, и пофиг, что он без погон; министра назначил президент, которого выбрало население, значит, виноваты все, кто голосовал за этого президента и так далее) — это одно. А если он и сам признаёт, что мстит невинным только ради того, чтобы наказать виновного (убью годовалого ребёнка пилота, который виноват лишь в том, что родителей не выбирают; убью первых попавшихся заложников, если за 24 часа мне не выдадут этого пилота) — это чуть-чуть, но другое. Называется — террор.
  • С точки зрения некоторых, законы трёх ошибок кажутся такими. В этом случае, если человека, который уже сидел дважды, признают виновным даже в мелкой краже, ему может грозить пожизненное заключение.
  • Законы современных государств с сильным лобби религиозных фундаменталистов или конституционной теократией, включающие в себя смертную казнь (нередко квалифицированную), телесные наказания, переходящие в квалифицированную смертную казнь, и реальные тюремные сроки за «святотатство», «нарушение приличий» или «оскорбление чувств верующих». Например в некоторых штатах США можно сесть за ловлю насекомых возле церкви, занятие сексом на церковном кладбище, посещение церкви с накладными усами или непристойные звуки во время богослужения.
    • В последних случаях, это скорее старые законы, о которых давно забыли, несмотря на то, что они формально ещё в действии. Есть многие сайты, перечисляющие эти «дурацкие» законы. А если вспомнят, то вряд ли прокурор или судья захотят стать посмешищем, особенно в эпоху соцсетей.

См. также

Примечания

  1. С точки зрения большевиков, конечно, вину образовывало ещё и намерение эту соль продать или обменять.
  2. Самое смешное для тех, кто понимает цену лишнего нуля после запятой: шансы смертной казни бампером на месте в реальной жизни в разы больше. Всего, на единицу населения (включая тех, кто вообще не нарушает или даже ходить не может), шансы за год попасть под машину насмерть больше в 60-80 раз! Остаться полным инвалидом — и того больше. Если прикинуть, сколько в среднем человек, от младенца до глубокого старика, от горожанина до жителя глухого села, в год реально неправильно переходит улицу, окажется, что на одного казнённого придётся нехилая гора изувеченных кровавых тел на грязном асфальте. Впрочем, и автор, и герой об этом прекрасно знают. Ибо на получение от полисмена своего «миллионного шанса» Глас лишь деланно разводит руками: «…гораздо вероятнее погибнуть от прямого попадания метеорита или от редчайшей болезни „африканский волос“…».
  3. Для справки: убийство человека, с которым ты разделил пищу, — самый страшный грех в религии Старых богов, которой следовал Робб и другие северяне, и один из самых в Семибожии, которое исповедовал сам Фрей. Уолдер Фрей не особо религиозен, но опасаться человеческого остракизма и мести как нарушителю законов божеских и человеческих ему все основания налицо. На такое идут, только заручившись гарантиями безопасности из валирийской стали, и Русе Болтон и батька Тайвин ему их предоставили. Впрочем, с каждым днём этих гарантий остаётся всё меньше и меньше: Тайвин скончался от отравления арбалетными болтами в живот и в гарантах остался один Болтон, у которого у самого рыло в пуху как у соучастника и созачинщика Красной Свадьбы). Так что семейство Фреев начинают потихоньку прореживать старыми и надёжными методами, включая засовывание в пироги. Ну а в сериале, раз уж он ушёл вперёд, таки не стало ни Болтона (в начале 6-го сезона), ни Фрея (в конце того же сезона). А в начале седьмого сезона показано как милая детка Арья надевает лицо (а вместе с ним, голос и интонации) старика Фрея, собирает на пир *всех* его взрослых детей, внуков и правнуков, и аккуратно травит. Всех, Карл! То есть, возможно, остались дети в колыбелях, но фактически дом Фреев истреблён на корню. Последней жене старика (да, после Красной Свадьбы он себе быстро новую нашёл, как и обещал), она выпить не даёт, а после того как все Фреи скончались в лужах кровавой рвоты, она снимает лицо старика и говорит замершей в ужасе девушке; «Когда люди спросят тебя, что здесь случилось, скажи им, что Север помнит. Скажи им, что в дом Фрейев пришла зима.» Ай да Арья! Ай да молодец! Коли мстить за убийства матери и брата, так мстить стильно и с размахом!. Причём последний зарезан таким же манером и в том же самом зале. Какая ирония!