Животное в роли рассказчика
Версия от 03:15, 27 марта 2022; Taskforce304 (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Прошу помощи зала}} Мы начинаем знакомство с произведением, и… Стоп, а кто это у нас в роли рассказчика? Это же не человек! Да, всё правильно, повествование (или его часть) ведется от лица животного. Надо признать, что это довольно оригинально, особенно ес...»)
Прошу помощь зала. Автор статьи начал её писать, но не уверен, что сможет доработать до соответствия стандартам. Поэтому он просит других участников помочь в написании статьи. |
Мы начинаем знакомство с произведением, и… Стоп, а кто это у нас в роли рассказчика? Это же не человек! Да, всё правильно, повествование (или его часть) ведется от лица животного. Надо признать, что это довольно оригинально, особенно если другие персонажи — люди.
С прикрученным фитильком: события описываются автором в третьем лице, но подаются с точки зрения животного. То есть оно не является рассказчиком в буквальном смысле, но может быть названо POV-персонажем.
Более общий троп — Странный рассказчик.
Примеры
Литература
Русскоязычная
- Лев Толстой, «Холстомер» — рассказ мерина Холстомера о своей жизни.
- Саша Чёрный, «Дневник фокса Микки» — фокстерьер по кличке Микки, заядлый мыслитель и поэт.
- Михаил Булгаков, «Собачье сердце» — в начале и конце повествование ведется от лица милейшего пса Шарика. Благодаря этому читатель узнаёт, что личность Шарика не имеет ничего общего с Шариковым, в которого его превратила операция Преображенского.
- Владимир Кунин, цикл «Кыся» — кот Мартын, забияка, философ и плейбой.
- Алексей Лютый, цикл «Рабин Гут» — половину книги (через каждую главу) мы видим глазами Мурзика, и он, как ни странно, не кот, а немецкая овчарка. Что ещё более странно, он в серии единственный нормальный человек.
- Алекс Экслер, «Полные записки кота Шашлыка» — кот Шашлык собственной персоной.
- Григорий Служитель, «Дни Савелия» — кот Савелий.
- Фазиль Искандер, новеллы «Рассказ мула старого Хабуга» и «Широколобый».
- Михаил Самарский, «Радуга для друга» и её продолжения — пес-поводырь по кличке Трисон.
- Николай Гоголь, «Записки сумасшедшего» — собачья переписка между Меджи и Фидель, которую читает герой.
- Олег Кузнецов, «Похождения хитрого Соленопсиса», «Однажды в кабаньем детстве…», «Бычок из консервной банки», «Тарбаганьи приключения» — от лица соответственно муравья-соленопсиса, детёныша кабана, черноморского бычка-песочника и сурка-тарбагана.
На других языках
- Гофман, «Житейские воззрения кота Мурра».
- Киплинг, «Книга джунглей» — это не только про Маугли: изрядную часть книги составляют небольшие отдельные произведения, где главными героями выступают те или иные животные.
- Эрнест Сетон-Томпсон, сборники «Рассказы о животных» и «Жизнь и повадки диких животных» — значительная часть рассказов.
- Все истории Джеймса Кервуда, где главными героями являются животные. И некоторые другие (скажем, роман «В дебрях Севера» посвящен приключениям благородного разбойника Роджера Мак-Кея и его возлюбленной Нейды, но некоторые эпизоды и даже главы поданы с точки зрения их пса Питера).
- Джордж Оруэлл, «Скотный двор» — от лица хряка, да и вообще показана жизнь животных на ферме.
- Роджер Желязны, «Ночь в одиноком октябре» — дневник лондонского пса по кличке Снафф, последний роман автора.
- Тэд Уильямс, «Хвосттрубой, или Приключения молодого кота» — фэнтези про котов; главный герой — рыжий кот по имени Фритти Хвосттрубой
- Джордж Боуэн, «Кот по имени Боб».
- Урсула Морей Уильямс, «Гобболино — ведьмин кот» — кота (вернее, ещё котёнка) Гоббелино бросила его хозяйка-ведьма, и его ждут большие приключения.
- Фрауке Шойнеманн, серия «Приключения кота-детектива» — необычный пример: кот Уинстон поменялся телом с 12-летней девочкой, и теперь ему предстоит научиться вести себя как человек.
- Джессика Цимерман, Серьял Мотье, «Дневник взбалмошной собаки» — именно то, что написано на упаковке.
- Фредерик Пуйе, Сюзи Жуффа, цикл «Дневник дебильного кота» — приключения котёнка Эдгара, которого приютила одна семья.
- Бернар Вербер, «Её величество кошка» — научная фантастика, Кошка в шоке от этих безумных двуногих — и решает действовать.
- Кэтрин Эпплгейт, «Айван — единственный и неповторимый» — Айван горилла.
- Сосэки Нацумэ, «Ваш покорный слуга кот». В этом сатирическом романе рассказчик-кот выступает как способ взглянуть на японское общество как бы извне.
- Павел Мисько, «Приключения Бульбобов» — рассказчиком в этой книге белорусского автора выступает щенок Булька.
- Терри Прэтчетт, «Как стать счастливым котом» — пособие для котов, как выбирать хозяина или укрощать собак.
- Франтишек Непил, «Я, пёс Барик» — рассказчиком в книге чешского автора выступает, собственно, пёс и его друзья-животные.
Кино
- «Водоворот» (2000) — повествование ведётся от лица умирающей рыбы, которую заживо разделывает рыботорговец.
Мультфильмы
- «Алёша Попович и Тугарин Змей» — в конце выясняется, что рассказчиком был осёл Моисей.
- «Спирит: Душа прерий» — конь Спирит. Причём весь рассказ является своего рода мыслями героя, а сам он, как и остальные животные, не разговаривает.
- «Лунтик» — в каждой серии опенинг переходит в сюжет через слова рассказчика Пескаря Ивановича: «А вот что было дальше, мы с вами сейчас и узнаем…»
- А подходит ли? Перед нами Звериный сеттинг (где местная живность развита почти как люди, а самих людей нет), да и за вычетом интро (в котором скорее принцип А что, пусть будет!) нет никаких намёков на его роль в мультсериале как рассказчика. Голос тот же, но это запросто может быть следствием экономии на актёрах которой в сериале хватает.
- «Мы с Шерлоком Холмсом» — повествование ведётся от лица (точнее, от морды) старого пса Тома, который служил напарником у Шерлока Холмса до его знакомства с доктором Ватсоном. Причём, Том рассказывает эту историю ни сколько зрителям, сколько своим многочисленным внучатам.
- «Доктор Айболит» Д. Черкасского — приключения доброго доктора и его друзей обрамлены в истории, которые повествует зрителям попугай Карудо.
Аниме, манга, ранобэ
- «Волчица и пряности» — несколько глав оригинального ранобэ написаны от лица Энека, верного пса Норы Арент.
Видеоигры
- Escape from Delirium — в конце выясняется, что всю историю главного героя одна рыба рассказывает другой.