Все оттенки чёрного

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Все оттенки черного»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Emblem-important.pngНе надо здесь реальной жизни!
Особенность темы этой статьи в том, что её нельзя применить к реальной жизни. В реальной жизни нет, к примеру, объективного добра и зла, а вторжение в личную жизнь реальных людей выходит за рамки приличия. Пожалуйста, помещайте только вымышленные примеры.
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья A Lighter Shade of Black. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Противостояние объективно злого персонажа, которому сочувствует читатель/зритель, другому объективному злу
« Кто невинен? Невинных просто нет. »
— Disturbed — Innocence
« Мы убийцы (Мы все). »
— Xandria — We are murderers (We all)
« Невинные? Икарий, глупец, как ты не понимаешь? Невинность — ложь. Никто из нас не невинен. Никто! Покажи мне хоть одного, прошу тебя, умоляю — докажи, что я ошибаюсь! »
— «Малазанская книга павших», книга «Охотники за костями»

Протагонист: сдирает кожу с людей, ест младенцев, мечтает о мировом господстве. Антагонист: сдирает кожу с людей, ест младенцев, мечтает о мировом господстве. Казалось бы, стандартная ситуация, зло против зла? Не совсем. Протагонист хоть и бесспорный злодей, не герой даже с приставкой «анти», и даже на фоне антагониста его качества не блекнут…

Тем не менее — авторскими стараниями — ты парадоксальным образом ему сочувствуешь, а антагонисту — нет. Хотя порой никаких стараний оказывается недостаточно, и в лучшем случае хочется просто плюнуть, перекреститься и пройти мимо, на прощание пожелав обеим (всем, если больше двух) сторонам конфликта сожрать друг дружку, а в худшем — собрать всю эту… чёртову братию на главной площади и показательно расстрелять (причём иногда, в частности в некоторых играх, такой шанс — пусть и не показательно, и не на площади, и не обязательно именно расстрелять — но таки-даётся).

Чем может обеспечиваться сочувствие?

Также этот троп порой невольно получается у МТА, прознавших (спасибо ведьмакам и играм престолов) про то, что серо-серая мораль — это очень круто, прогрессивно и реалистично, но не умеющих правильно её применить. В итоге моральные тормоза слетают и у протагонистов, и мы получаем разборки двух злодеев. 15 бонусных баллов, если протагонист искренне считает, что всё делает правильно.

Как правило, этот троп характерен не для фэнтези с фантастикой, а для реалистичного нуара (или, если по-русски, чернухи). Сама суть нуара как жанра в том, что все так или иначе ублюдки: преступник, жертва, копы, свидетели, сам детектив, который ведёт расследование. В клинических случаях книга целиком посвящена непростой житухе профессиональных бандитов («И пожрёт пёс пса…» Эдварда Банкера, «Грязные белые парни» Стивена Хантера), или детектив сам работает на мафию («Стеклянный ключ» Дэшила Хэммета).

Где встречается[править]

Литература[править]

  • Удивительно, но одноимённый четвёртый роман из цикла «Тайный Город» Вадима Панова кодификатором тропа не является.
  • Первый том цикла «Чёрный отряд» Глена Кука. На одной стороне Госпожа — жестокая и беспринципная Чёрная Властелинша. На другой — повстанцы, которые сами не сильно лучше Госпожи (а в конце выясняется, что верхушка повстанцев служит ещё худшему Чёрному Властелину).
    • В дальнейших томах ситуация меняется: конфликт, как правило, происходит между серыми и чёрными. В крайнем случае серые в союзе с чёрными сражаются против угольно-чёрных.
  • Агата Кристи, «Десять негритят». И хозяин Негритянского острова, и его гости — «чёрные». При этом главными героями романа становятся самые «чёрные» персонажи: инспектор Блор, Филипп Ломбард и Вера Клейторн.
  • Фёдор Сологуб, «Мелкий бес» — не то чтоб там совсем не было симпатичных персонажей, но и к ним есть некоторые неприятные вопросы…
  • Цикл «Князь пустоты» Р. Скотта Бэккера. Персонажи напропалую обманывают, предают, убивают, грабят и насилуют друг друга. И над всем этим возвышается хладнокровный лжец и манипулятор Анасуримбор Келлхус, который строит жутенькую с виду империю, подозрительно похожую на царство Антихриста. А противостоит всем им древний культ, желающий воскресить создание настолько страшное, что во время его воплощения младенцы умирали в утробах матерей. А потом оказывается, что древний культ хотел убить почти всех человеков, чтобы спасти мир, а Келлхус превратить мир в ад, чтобы спасти лишь собственную душу и стать богом. Ну и куда крестьянину податься?
  • Владимир Брайт, «32. Агония мира». Пара параллельных миров обязательно уничтожат друг друга в физическом катаклизме через некоторое время, но есть способ по крайней мере для одного мира спастись — успев уничтожить заранее другой. Главный герой книги и является эмиссаром, посланным в параллельный мир, чтобы его уничтожить, ничуть не считая себя при этом «белым и пушистым», но понимая, что жители этого мира сделали бы то же самое, позволяй им уровень их технологий.
  • Ольга Славнейшева, «Нет прощения!» Экотеррористы-эмпи, которые стремятся ни много ни мало уничтожить человечество и остаться единственным разумным видом на Земле, против федерального правительства, создавшего их в качестве суперсолдат и готовящегося скрыться под герметичными куполами экопоселений на фоне надвигающегося Апокалипсиса.
  • Дж. Аберкромби, «Лучше подавать холодным».
  • Владимир Козлов. Повести «Гопники» и «Школа». Первая — откровенная чернуха с моральными уродами главными героями, нафталиновыми учителями, глупыми милиционерами и равнодушными спивающимися родителями. Вторая написана более тепло, но и там герои занимаются мерзкими вещами — насилуют умственно отсталую девушку, избивают приезжих вьетнамцев.
  • «Одлян, или Воздух свободы», Леонид Габышев. Художественное произведение про колонию малолетних преступников по мотивам жизни самого автора.
  • Михаил Елизаров, «Мультики»: первые 80 % романа — история становления юного гопника. Финальные 20 % — мозголомное (буквально) перевоспитание в детской комнате милиции.
  • «Путь отступника» Энди Чамберса. Только первая книга! Произведение по миру Warhammer 40,000, первое в трилогии, рассказывающее об интригах внутри темноэльдарского города Коморры. Главгерой книги, архонт Иллитиан, поначалу вызывает немного сочувствия тем, что хочет свергнуть тысячелетнего тирана Асдрубаэля Векта. Развитие сюжета и живописное описание дел и досуга местного населения, впрочем, не оставляет от сочувствия и следа — разнообразные тираны (большие и маленькие), моральные (а иногда — и физические) уроды, садисты, мелкие шкурные эгоисты, готовые предать кого угодно, и ублюдки, не гнущающиеся абсолютно ничем — таковы и лоялисты Векта, и приспешники Иллитиана, и ковен Гомункулов. Собственно, а чего еще можно было ожидать от тёмных эльдар? Тем не менее, чтобы хоть как-то разбавить этот мрачняк, автор ввёл парочку более положительных персонажей, приведённых в Коморру извне, дабы с сопереживанием читателю было бы чуть проще. В двух последующих книгах, «Путь Инкуба» и «Путь Архонта» (и особенно во вбоквеле «Маска Вайла») слегка сглажено — сеттинг всё такой же чёрный, но хотя бы центральный POV-персонаж — арлекин Пёстрый, не настолько конченый и искренне старается помочь кому может.
    • Тот же Warhammer 40,000, практически любые книги о Повелителях Ночи (хоть «Повелитель Ночи» Спурриэра, хоть трилогия Аарона Дембски-Боудена «Ловец Душ» — «Красный Корсар» — «Разведчик пустоты»). Повелители Ночи — те ещё добряки, но авторы, выписывающие их главными условно-положительными героями, умеют, сволочи, сделать это так, что берёт за душу.
    • Трилогия про Несущих Слово Э. Рейнолдса (Тёмный Апостол, Тёмный Послушник, Тёмное Кредо) — основной акцент сделан на дрязги внутри Воинств означенного легиона предателей и наблюдать за изворотливым сукиным сыном Мардуком, активно идущего к успеху, довольно заниметельно.
  • Луи Жаколио, «Грабители морей» — первая треть книги представляет именно сабж. Кто тут есть: самый грозный пират северных морей, перебивший всех кто не дал ему повышение и не щадящий никого из команд захваченных кораблей, за исключением тех матросов которые нужны ему. Великолепный мерзавец Надод — опасный рецидивист, собирающийся вырезать целый род за свои увечья, нанесённые ему за то, что в детстве он отдал сына своего господина незнакомому капитану из зависти, адмирал английской эскадры, ради должности убивший всю семью своего брата, двое слуг, верных своему господину, но при этом за людей не считающих всех остальных и пытавших ребёнка. Да, в книге есть и светлые персонажи (Ольдгам), светло-серые (Гарольда, Олафа и Эдмунда), серые (команда Ингольфа), но их роль в текущих событиях незначительна.
  • Александр Варго — во многих произведениях — ни единого положительного персонажа. Например, «Кристмас», «Молитва отверженного».
  • Практически любое произведение Михаила Харитонова. Практически все герои абсолютно аморальны, включая главного героя.
  • Метавселенная Рудазова — любые разборки внутри или между Тёмными мирами являют собой сабж. Понятно, что обаяшка Корграхадраэд гораздо приятнее и человечнее деспота Гламмгольдрига, порядочный и прагматичный Фурундарок — своего нарциссичного и эмоционально дубового бонвивана-брата, а культурно-вежливый Носящий Жёлтую Маску — упоротого кровожадного Шаб-Ниггурата… но по сути все они те же демоны, которым от вас нужно только одно.

Кино[править]

  • Гротескный трэш «Розовые фламинго» — центром сюжета является противостояние между двумя семьями, которые все члены являются моральными уродами. Что семейство Джонсон, что семейство Марбл, они оба не только совершают всякие злодейства, но и ведут аморальный образ жизни.
  • «Фредди против Джейсона» — прикольный маньяк против молчаливого. А детишки — не главные участники, а средство для сведения этих двух персонажей.
  • «Окраина» Петра Луцика (1998) — антагонисты представлены продажными партийными работниками и злой нефтяной компанией, которые без зазрения совести отстреливают и травят собаками мирных крестьян. Протагонисты представлены мирными крестьянами, которые берут ружьё и разбираются со своими обидчиками. И делают они это очень интересными методами. Загрызть зубами заживо продажного негодяя, отрезать другому продажному негодяю голову, поджечь здание московской нефтяной компании и смотаться восвояси, прихватив с собой в уральское село красивую секретаршу? Легко! Но, тем не менее, Полное чудовище здесь именно незаконно захвативший их землю и убивший их товарищей «новый русский», а не крестьяне, за которыми всё-таки есть своя правда.
  • «Суини Тодд: демон-парикмахер с Флит-стрит» — главный злодей в экранизации мюзикла Стивена Сондхайма — похотливый и властолюбивый судья Терпин, возжелавший жениться на своей воспитаннице и отправивший главного героя на каторгу, чтобы заполучить его жену. Но Суини Тодд и Миссис Ловетт пекут из клиентов Суини пирожки с человечиной… Особенно морально деградирует Суини, превращаясь из вигиланта в полное чудовище. К моменту, когда он по случайности убивает свою жену, считавшуюся им мёртвой, никого из них уже не жалко.
  • «Прирождённые убийцы». Достаточно сказать, что наиболее безобидным среди основных персонажей является меркантильный журналист Тони Старк Уэйн Гэйл, стремящийся поднять рейтинг своего шоу за счёт кроваво-любовного турне парочки полных чудовищ. В итоге вошедший во вкус убийств Гейл с ужасом обнаружил, что в роли оставленного парочкой убийц свидетеля будет не он сам, а его камера!
  • «Доберман» — в красном углу ринга банда фриков-извращенцев означенного Добермана с некоторыми остатками человечности, в синем — вконец поехавший комиссар Кристини, от которого шарахаются даже коллеги, не блистающие деликатностью методов.
  • «Жмурки» — все более-менее важные персонажи являются мразями. Некоторые — кончеными.
  • «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн» — одни творят зло из мести, другие — ради выгоды, третьи — просто потому, что могут. Титульная героиня как раз из последних.

Телесериалы[править]

  • «Бригада» — история о том, как друзья детства делают криминальную карьеру и в итоге получают по заслугам. Причём в преступный мир их привела жажда наживы, а не поиск убийц родителей, как в «Бандитском Петербурге». Впрочем, на фоне своих оппонентов Саша Белый и его бригада немного выигрывают.
  • «Её звали Никита» — ближе к концу сериала методы борьбы с терроризмом у оперативников Первого отдела становятся настолько экстремальными, что порой непонятно, где террористы, а где антитеррористы. И даже живая совесть Отдела — Никита́ (с ударением на «а») — к финалу изрядно морально испортилась.
  • «Твоё милое личико отправится в ад» — все основные персонажи являются демонами, босс — Сатана, а протагонист — злодей-недотёпа.
  • «Парни из стали» — педаль в пол, гопники-боксёры из района сталь становятся бандитами, чтобы не «гнить на грёбаном заводе», тренер для порядка пытается их отговорить, но вскоре сам становится паханом и полным чудовищем, готовым убить родную дочь. Им противостоят коррумпированные политики, бандиты девяностых и генералы «стремящиеся навести порядок» методом тирании. Ни один из героев сочувствия не вызывает абсолютно.
  • «Гадалка» — что за фигня, автор? Большинство персонажей — неправдоподобно гнусные козлы. Неужели нельзя было хотя бы главных героев наделить какими-то положительными качествами и моральными принципами, чтобы они были похожи на нормальных людей и им можно было сопереживать?!
  • «Сын» — американский сериал 2017 г. Мотивация у всех героев разная, зачастую противоречивая, но все они — полные моральные уроды.
  • «Игра. Реванш» — если в «Игре» существовали строго определённые стороны добра и зла, пусть и периодически слегка размытые (Круглов и Денисов), то в «Реванше» уже почти невозможно понять, кто из героев стоит на более правильном пути. Беспощадный убийца, чья рука, держащая пистолет, не дрогнет ни перед лицом ни в чём не повинной девушки, ни перед лицом случайного прохожего, после первых серий начинает у нас вызывать сопереживание, олигарх, берущий в заложники и расстреливающий детей, безвозмездно финансирует множество детдомов и больниц, бравые чекисты берут пенсионеров в заложники и пытают мало в чём повинных людей, а Белов с его женой, немного порассуждав о том, что убивать плохо, постепенно скатываются до откровенных мразей под предлогом защиты семьи. Позитивных героев тут единицы, и все они отошли на второй план.
    • В принципе характерно для «позднего» Куликова и уверенно проходит по соседству с тропом что за фигня, автор?.
  • «Военный прокурор Доберман» — протагонист не лучше своих противников из армейского руководства. Капитан Бэ-Ман До — насквозь продажный, лицемерный и подлый военный прокурор. На службу пошел только из-за перспективы получать большие взятки. Начинает следовать закону лишь тогда, когда репутация коррумпированной сволочи становится помехой планам мести за родителей. Но он хотя бы не убивает мешающих ему следователей, не занимается рейдерскими захватами и не подсовывает за откат солдатам неисправные гранаты.

Мультфильмы[править]

  • «Ограбление по…», «американская» часть пародирует фильм, снятый в жанре тропа. Бравый шериф, ждущий своего часа, пока бандиты с упоением жрут друг друга, выделяется на общем фоне только железной выдержкой.

Комиксы[править]

  • Комикс Wanted описывает гражданскую войну в организации суперзлодеев, в которой одна сторона представлена типичными чёрными властелинами с замашками апокалиптических маньяков, а другая — злодеями-прагматиками.
  • «Орда» Игоря Баранько: Чеченский террорист против диктатора Апельсинова. Пьяные солдаты, коррумпированные генералы, Патриарх-предатель, убивающий тирана, Ленин, Чингисхан… Клюква и антиутопия под соусом психоделии и трэша.

Аниме и манга[править]

  • Берсерк:
    • Противостояние Гриффит — Ганишка в арке «Фалькония». Гриффит — великолепный мерзавец, тёмный мессия и крутой генерал, в армии которого в одном строю сражаются люди и Апостолы. Ганишка — безумный король, полное чудовище и генерал Горлов, желающий поработить местный аналог Европы и использующий суперсолдат, которых он создаёт из людей с помощью садистских экспериментов. Выбор очевиден даже для Гаттса, который Гриффита ненавидит.
    • Противостояние инквизитора Мозгуса и сатанинской секты. Мозгус и его подручные — фанатики и храмовники, пытающие людей за один лишь недостаток веры. Сектанты же сдирают кожу с людей, едят младенцев и устраивают массовые оргии с целью вызова демонов. Особой пикантности ситуации добавляет то, что они, де-факто, служат одному и тому же богу.
  • Texhnolyze — все стороны конфликта не имеют светлых сторон. Власть в виде Класса и Органа, являющиеся по сути обычной преступной группировкой, религиозная секста Союз Спасения, не гнушающаяся лицемерием и устраивающая террористические акты, обычные гопники, не присоединяющиеся ни к к одной из сторон, а просто прожигающие свою жизнь, и, наконец, простые жители и работяги, которым нет дела ни до других, ни до себя.

Видеоигры[править]

  • Первые две (а может, и все три) игры серии Amnesia:
    • The Dark Descent — протагонист, английский археолог по имени Даниэль, жаждет отомстить злому прусскому барону, зверски запытавшему в своём замке сотни невинных человек и убедившему Даниэля путём манипуляций помогать ему в этом. Третья сторона конфликта и второй антагонист — оживший древний кошмар под названием Тень сферы, убивающий всех и всё на своём пути, ничуть не лучше обоих предыдущих персонажей.
      • Не всё так однозначно. Да, свои преступления Данила совершал вполне осознанно, но всё же впоследствии он лишь по велению собственной совести и остатков человечности осознал, в кого превратился, раскаялся, стёр свою память, чтобы таким образом убить себя предыдущего, и принял решение искупить свои грехи, уничтожив главного виновника произошедшего, Александра. Исходя из этого, он всё-таки серый.
    • A Machine for Pigs — здесь чёрным злом работает ИИ-антагонист, исповедующий философию «Весь мир — машина для забоя свиней», и протагонист, промышленник Освальд Мандус, создавший этот ИИ и принёсший ему в жертву, помимо прочих Лондонских жителей, обоих своих сыновей.
  • Blood — старый добрый досовский шутер, где мы играем за ожившего мертвеца Калеба, бывшего члена секты, поклоняющейся Древнему злу по имени Чернобог. Сектанты убивают людей, поджигают дома и пробавляются чёрной магией, Калеб — тоже. Но он такой прикольный и стильный!
  • The Darkness 2. Главный герой, Джеки Эстакадо, является главарём преступного синдиката, а заодно и обладателем двух демонических рук и кучи пушек. На досуге любит пожирать сердца всё ещё живых врагов и кидаться в них бешеным бесом. Зато он делает это со всеми, кто встаёт у него на пути, ради своей девушки. Плюс основные враги в игре, это либо бандюки других банд, либо ещё более мерзкие культисты чернокнижники из Братсва.
  • Emperor: Battle for Dune — кампания Харконеннов. Так или иначе, после смерти барона Ракана игроку предстоит выбор между двумя его сыновьями. Копек — старший сын, злодей с партбилетом, отравитель своего отца и просто живущий по принципу «зло — это приятно»; жестокий, но хитрый. Младший сын Гансенг — злодей-прагматик, более спокойный; хитрый, но жестокий.
  • Практически все игры серии GTA, начиная с San Andreas и дальше, когда больше внимания стало уделяться раскрытию образов персонажей.
  • Postal — приключения маньяка-убийцы среди маньяков.
  • Postal 2: каким бы циником и маньяком Чувак ни был, жители города Paradise из-за своей феерической тупости (и множества других неприятных недостатков) жалости вызвать не могут даже после самой жестокой смерти от рук Чувака.
  • Manhunt: с прикрученным фитильком, ибо в данном сеттинге протагонист скорее тёмно-серый, а встречаются и светло-серые персонажи. Уголовник-рецидивист Джеймс Эрл Кэш принудительно снимается в снафф-фильме чокнутого режиссёра Старквезера. По пути выпиливает: бандитов, нацистов, сатанистов, маньяков-извращенцев, продажных ментов, штурмовиков Режиссёра, его ручного психа в маске свиньи и с бензопилой, самого Режиссёра. Ничего, кроме удовлетворённого чувства мести, финал не приносит. Но Кэш всё-таки имеет осветляющие элементы: пытается спасти родственников, выручает журналистку, готовящую разоблачение всего этого цирка с конями.
  • Spec Ops: The Line — в красном углу ринга «Проклятые», установившие в полуразрушенном Дубае диктаторский режим и не гнушающиеся никакой грязью, чтобы его удержать. В синем же «Серый Лис» чья прямая задача — похоронить вообще всех в городе: и гражданских, и солдат, чтобы США и ОАЭ не ввязались в полномасштабный военный конфликт друг с другом. Троп выжимает педаль к центру мироздания — симпатий и тяги к сопереживанию не вызывает никто.
  • WarCraft 3 Frozen Throne: Артас, отцеубийца, разрушивший собственное королевство и превративший в нежить почти весь свой народ, сражается против Иллидана и стоящего за ним демона Кил-Джедена, пытающихся уничтожить Ледяной трон и всю нежить вместе с ним.
    • Впрочем, как выяснилось в WoW: Legion, Иллидан изначально и всё время был исключительно на своей собственной стороне, а также на стороне защитников Азерота от Пылающего Легиона, и лояльность демонам разыгрывал тогда и пока это было выгодно. Другое дело, что методы у него иной раз более чем сомнительные, но всё же это максимум серый персонаж.
  • Первый Prototype: протагониста второй подавляющее большинство игроков исто ненавидит, хотя что он, что Мерсер вырезают мирных жителей, без преувеличения, тысячами. А ещё там сразу несколько чёрных антагонистов — Гентек, военные и собственно вирусные мутанты.
    • Справедливости ради стоит отметить, что ответственность за убийства мирных жителей во второй части лежит на игроке, ибо её можно пройти, ни разу не убив ни одного мирного жителя.
  • Вся серия Carmageddon. Играем за психопата-гонщика — и оппоненты точно такие же!
  • Starcraft: Brood War — кампании за терранов и зергов. Объединённый Земной Директорат, согласно лору, — это очень плохое государственное образование (именно поэтому Джим Рейнор соглашается вступить в союз с Керриган, что подсвечено в их диалоге). Очень хорошо показано в начальной заставке, когда флагман землян оставляет на верную гибель от лап зергов несколько доминионских десантников. Режим Арктуруса Менгска, который ради власти предал Керриган и её отряд, а также обрёк на смерть миллиарды людей Тарсониса — ещё хуже. Ну и Керриган в дальнейшем показывает себя с самой неприглядной стороны. Так что её противостояние с новым Надмозгом и поработившим его «чёрными» землянами — из той же оперы. Конец игры заставляет испытать жестокий ангст любого нормального игрока.
    • В аддоне «Insurrection» этот троп появляется, когда в смертельную схватку вступают «Кулак возмездия» во главе с жестоким харизматичным призраком Аттикусом Карпентером и «Совет расследования», чью военные силы возглавляет безжалостный и неумолимый бывший сержант Конфедерации Цунами. Обе стороны активно практикуют геноцид против мирных поселений и гражданских, причём за Цунами игроку приходится проходить несколько миссий.
  • Heroes of Might and Magic IV — кампания за Хаос. Помогаем Тауни Балфор стать самой крутой и беспощадной пираткой среди себе подобных.
  • Halo — выбирайте, за кого вы: человечество — скатившиеся в махровый фашизм США с программами по созданию суперсолдат из похищенных детей, замененных дефектными клонами и гэбней, способной составить достойную конкуренцию Инквизиции из Вахи. Ковенант — сборище верунов с менталитетом века эдак 15-го… До нашей эры. Начали с людьми войну на уничтожение из-за кривого перевода, который сочли угрозой своей вере. Потоп — корявые зомби, желающие сожрать всю галактику. Продолжения добавили еще солистов до ансамбля: Предтечи: завернувшиеся на идее Мантии — то есть, что они смотрящие за Галактикой, имеющие чуть ли не обязанность на геноцид тех, кто не согласен. Древние люди (оказывается, 100 000 лет назад человечество было круче нынешнего и сопоставимо с предтечами). Эти просто анально покоряли всех, до кого дотягивались. Предшественники — а это тот самый ныне Потоп. Потому, что потоп это не корявые зомби, эта та самая Мантия — преобразовать всю галактику в единую биомассу, которая не будет знать конфликтов и никогда не поднимется против них, как Предтечи… В общем, весело.
  • Серия Saints Row. Если в GTA протагонисты хотя бы по сюжету серые или тёмно-серые, то Босс тут и по сюжету отмороженный беспредельщик, для которого убийство десятков невинных и обстрел города из авиации — это приятный досуг и способ заработка, и которого от статуса полного чудовища отделяет лишь бережливое отношение к своим соратникам.
  • Первая игра из серии Drakengard. Просто… без комментариев.
  • The New Order: Last Days of Europe — да, можно и такой сценарий отыграть, особенно при объединении России. На выбор даются: Октан (алчный до потери сознания клептократ, готовый продать родную мать по сходной цене), Добровольский/Вагнер (воинствующий Смердяков, насаждающий типа-арийские типа-сверхчеловеческие взгляды среди соратников), Емельянов/Шульц/Велимир (в пику предыдущему — славянский языческий горе-патриот, которому везде мерещатся враги), Родзаевский (спивающийся параноик и открытый фашист, разругавшийся вдрызг даже с соратниками), Таборицкий (в край отбитый маньяк, верующий в возвращение царевича Алексея Романова), Язов (повёрнутый на мести Рейху военный диктатор, готовый устроить Третью Мировую)…

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000. По сути, сеттинг предлагает выбор между почти полными отморозками с некоторыми тормозами (Империум, Тау, Звёздные Эльдар) и отморозками без всяких тормозов (Хаос, Орки, Некроны, Тираниды, Тёмные Эльдар).
    • Причём у некоторых представителей «тёмного» лагеря тормоза всё же есть (некроны, начиная с пятой редакции, бывают вполне вменяемыми и договороспособными), а у многих и многих представителей «светлого» — нет совсем. И уже давно.
  • Красная земля. Пускай Чёрным называется только одно движение, но оттенками чёрного являются все четыре Движения, что прямо говорится в Правилах. Впрочем, последователей Движений, которые являются положительными персонажами довольно много.