Очень длинная песня

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Epic Rocking. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Очень. Длинная. Песня.

(link)

И это ещё не самая длинная песня как минимум у Дрим Театра!

(link)

Пример покороче. Сравните продолжительность куплетов и соло

(link)

Tarkus. Много, очень много электрооргана
« Древнегреческие песни были гораздо длиннее, чем шлягеры наших дней, обязанные строго вписываться в жесткий формат радиостанций. Одна из песен Аполлона звучала больше сорока минут, и ее не взяли бы ни в одну ротацию. С учетом сводок новостей, прогноза погоды, рекламных роликов и реплик ди-джея одной этой песней можно было бы заполнить весь музыкальный час. »
— Сергей Мусаниф, «Второе правило стрелка»

Всё просто — это когда песня длинная. Ничего больше и ничего меньше.

Однако тут же и начинаются сложности, такие как: а что считать длинной песней?

Среднестатистическая песня длится 3-5 минут, всё, что значительно больше, уже в каком-то смысле длинная песня. Более-менее чёткую границу можно провести по отметке 10 минут для длины песни (так как длина песни становится двухзначной, а логарифмическое восприятие человеком мира уже считает число 10 чем-то более значимым, чем 8 или 9).

Так что в этой статье мы вспоминаем только особо длинные песни (длиннее 10 минут) или сравнительно длинные песни исполнителей, для которых не характерны особо длинные песни. Здесь не идёт речь об эпически хороших или плохих песнях, тут главное — длина. Умение пользоваться — в другом месте. Другое дело, что зачастую эпически длинная песня ещё и чертовски хороша, особенно если она преподносится как самая сложная или насыщенная на альбоме.

Зачастую подобная песня имеет плавное начало и/или концовку типа «ухожу в закат», а также некое подобие сюжета, поэтому длинные песни часто называют «эпиками», что вообще-то не всегда правильно: эпический — это повествующий некую историю, легенду. То есть песня без четкого сюжета такому определению не соответствует, хотя, например, воспевание неких легендарных событий подходит к нему очень близко. А если оправдывать «эпичность» песен только тем, что они «эпично длинные», то тогда и «эпично короткие» должны быть.

Другое дело, случается, что «длинная песня» является не цельной композицией, а по сути склеенными в единое целое разноплановыми треками без логического и связного перехода и с разрывами между ними. Например, часовая «Light of day, day of darkness» от Green Carnation

Как и почему появляются длинные песни?[править]

В наше время сложилась более-менее классическая куплетно-припевная схема для любой песни, где куплеты и припев чередуются между собой, куплетов не слишком много, где-то в середине есть соло, ну и ещё вступление и заключение. Длина таких песен обычно не превышает пяти минут. Так же песни могут урезать, чтобы крутить по радио. Всё хорошо.

Однако, очевидно, такой примитивный подход к написанию музыкальных композиций многих не устраивает. Первыми примерами ухода от обычной структуры песен можно назвать группы психоделического и прогрессивного рока 60-70-ых, когда авторы уходили в полный отрыв и, устанавливая связь с космосом («психоделический рок» именно потому и назван, что зачастую писался под воздействием веществ), начинали сочинять сложные, десяти- и двадцатиминутные импровизационные композиции, в которых вся лирика сосредотачивалась в нескольких строфах. Так же в музыку стали приходить люди, которые, в отличие от некоторых популярных исполнителей тех лет, получали академическое образование, и которые начинали творить свой подход к музыке.

Насколько длинной может быть песня? В теории — бесконечной. На практике же всё долгое время упиралось в объём носителей памяти. Так, во времена пластинок (как раз расцвет прогрессивного рока) на одной стороне вмещалось максимум приблизительно 20-25 минут музыки, и поэтому все огромные песни тех лет длились приблизительно столько. С появлением CD-дисков, максимальная длина которых около 79 минут, стало возможным писать более длинные песни.

В настоящее время длинные песни встречаются постоянно. Помимо прогрессивного рока и прогрессивного металла (вспоминаем шутки про соло на 28 минут), к длинным песням склонен весь металл (в особенности фьюнерал-дум-металл и дроун-металл, например) в общем и целом, некоторые жанры электронной музыки (самый очевидный пример — эмбиент).

Примеры[править]

Абсолютный рекорд[править]

  • Композитор-авангардист Джон Кейдж написал композицию для органа с говорящим названием Organ²/ASLSP (As Slow as Possible). Суть — на орга́н вешаются грузы и переставляются раз в сколько-то лет. Изначальная версия произведения исполняется с 2001 года на специальном, постоянно перебираемом органе, и продлится 639 лет (если инструмент протянет). Педаль (органа) продавлена, пожалуй, в другую вселенную. При этом орган еще и накрыт сверху акриловым колпаком, чтобы не так громко гудел.
    • Есть ускоренная версия этого произведения, длится каких-то 14 часов 56 минут.

Старше, чем феодализм[править]

  • Библия — псалом 118, на все лады восхваляющий закон Божий (Тору). 176 стихов, даже если исполнять речитативом — 10 минут может не хватить.

Старше, чем печать[править]

  • «Хэйкэ моногатари», или «Повесть о доме Тайра», теперь известная нам в виде романа, изначально представляла собой сказание-поэму, которую бродячие сказители исполняли под аккомпанемент бива (для этого существовала даже особая разновидность инструмента — хэйкэ-бива). Исполнение «Хэйкэ моногатари» целиком занимало несколько дней, поэтому чаще пели отдельные главы, ограничиваясь парой часов.
    • Вокруг этой поэмы как раз завязан сюжет кайдана «Безухий Хоити» — о том, как слепой монах-музыкант несколько ночей кряду ходил петь «Хэйкэ моногатари» для призраков Тайра на кладбище. В одной из версий он исполнял поэму с начала, в другой — сразу предупредил слушателей, что в одну ночь не уложится, и в итоге ему разрешили ограничиться отрывком про битву при Данноура.

Народное[править]

  • Вообще характерно для различных старинных баллад — нередко они кажутся бесконечными. Скажем, «The Twa[1] Sisters» в среднем длится минут восемь-девять. Эффект усиливается тем, что некоторые фразы повторяются в каждом куплете, поэтому под конец песни это «A hey ho and me bonny o», «Binnorie, o Binnorie» (в зависимости от варианта) намертво въедается в мозги.
  • Уже не очень старинная (сложена в середине XIX века), но очень длинная для более-менее современных времён шведская эмигрантская песня песня Vi sålde våra hemman. 21 куплет.
  • Украинская песня «При канонi стояв и фурт-фурт ладував» про пушкаря, которому в каждом куплете пуля отрывает что-либо, но он продолжает снова и снова заряжать орудие. В зависимости от того, насколько подробно перечислять потерянные им части тела — может хватить куплетов больше чем на двадцать.
    • Есть и чешский вариант, упомянутый в «Похождениях бравого солдата Швейка» и посвящённый историческому лицу — канониру Ябуреку. Мотив другой. Русский перевод выглядит так: «Он пушку заряжал И песню распевал. Снаряд вдруг принесло, Башку (плечо, ступню, и кисть, и грудь, ребро, бедро, живот, и зад, ел*у, м*де...) оторвало. А он всё заряжал И песню распевал... Идёт наш офицер, Поодаль видит *ер. А малый стал во фронт, Под козырёк берёт. Поручик поглядел — С катушек и слетел».
      • В переведённом виде это очень любил петь Борис Натанович Стругацкий.
  • С прикрученным фитильком — белорусская «Як служыў жа я ў пана» (даже экранизирована в виде мультфильма). Есть и украинская версия.
    • Американская The Cat Came Back — тоже с прикрученным. Но ее при желании можно искусственно растянуть.
  • Французы отметились как минимум шестью локально-знаменитыми образцами — что ни песня, то своеобразный мем:
    • «Жан-Малыш танцует» (Jean-Petit qui dance). Долго и со вкусом перечисляются части тела, которыми он танцует. Все, перечисленные ранее, подряд повторяются в каждом куплете, снова и снова, после каждой дополнительной. А в полной версии есть ещё и довольно длинный и энергичный финал-«посылка», уже не перечисляющий что-либо, а многословно восхваляющий танцевальное мастерство Жана и призывающий почтеннейшую публику заплатить танцору.
      • А почему у неё такое печальное звучание?.. А изначально это было метафорическое описание страданий казнимого (колесуемого). Потом подоплёка забылась, и с тех пор французских детей учат анатомическим терминам именно с помощью этой песенки, из поколения в поколение.
    • Пресловутая пародийно-похабная «Бали-Бало» (Bali Balo), про мраккультиста, наслаждающегося множеством различных пороков и злодейских наклонностей. Бали Фарвэн по прозвищу «Бали-Бало» с детства привык трахать всё, что движется... и кое-что неподвижное тоже. Этот месье и после смерти отжигал не по-детски — и наконец загремел в ад. Сочиняли и дополняли различные, оставшиеся неизвестными авторы на протяжении где-то семидесяти лет; к тому же творчески перерабатывались сальные куплеты XIX века про папашу Дюпанлу и даже про святого Николая. Итак, к началу XXI века годных, представляющих интерес куплетов накопилось около восьмидесяти — и еще с полсотни тупых, безблагодатных и однообразных. В отличие от нескольких предыдущих примеров, фантастическая длина набрана отнюдь не благодаря повторам/вариациям одного и того же: рассказывается связная история, или, если угодно, длинный цикл забавно-жутковатых случаев, объединённых одним героем. А это, между прочим, еще и пародия на жития святых.
      • Эта самая «Бали-Бало» написана на мотив невинной, пристойной шуточной песенки XVIII века «Кадэ Руссель» (Cadet Rousselle), в которой куплетов как минимум 15; одним из них Дантон троллил зануду Робеспьера. Первые пять строф написал известный поэт тех времён, а дальше уж подключилась масса... У Гийома Русселя по прозвищу Кадэ («Младший», «Малыш», «Мелкий»), если верить автору песни, было три сына, три дочери, три любовницы, три дома, три собаки, три кота, три друга, три кафтана, три шляпы, и даже три туфли: третью, рваную чуть-чуть, он взял, чтоб милую обуть... Но некоторые куплеты посвящены вовсе не обыгрыванию числа 3, а другим остроумным байкам про этого человека (реальное лицо, жившее в 1743—1807). Перед нами римейк средневековой песни про Жана Нивелля, исполнявшейся на другой мотив, и тоже очень длинной.
    • Частушкоподобная песня «Про бретонцев» (Vive la Bretagne!). Известно около сорока фривольных куплетов. Вот обычай нашей Жанны: не торгуется она, покупает баклажаны, ибо честная вдова. Три разбойника в избушке, взять колун им западло, посреди избы насрали — вот, ребята, и тепло!.. И так далее, и тому подобное.
    • И наконец, «Наш кюре из Камарэ» (Le curé de Camaret). Полная версия насчитывает 15 шутейно-похабных пятистиший (первые «две строки» — повтор одной и той же), а полагаются ещё и проигрыши, и «ля, ля-ля, ля-ля, ля-ля». Быстрый, энергичный вариант мотива — он и есть быстрый; но даже он длиннее среднестатистической песни, если исполнять полностью. А вот медленный (протяжно-пьяный, традиционный для простецких застолий) поётся довольно долго. При этом пресловутый патер-развратник упоминается только в одной трети всей песни. Бретонский город Камарэ-сюр-Мер — несколько чаще.
  • Среди непохабных французских — есть три, построенные на демонстративно-занудных повторах и потому хором исполняемые в походах и поездках: «Слон, как по канату, ходил по паутинке» (ему это занятие так понравится, что он позовёт второго слона, они позовут третьего... и так пока не надоест петь), «[указать количество бутылок] висели на стене» и «Шаг за шагом, стоптаны ботинки».
    • И, помимо песни о Жане-Малыше, ещё один песенный урок анатомии: «А капусту как сажать? Мы её руками (ногами, боками, ушами, носами, глазами, зубами, макушкой, затылком, спиною, и брюхом, и шеей, и задом...) садим!».
  • «Что нам делать с пьяным матросом?» в принципе можно исполнять пока у запевалы не иссякнет фантазия.
    • А упомянутая в «Острове сокровищ» баллада, из которой Джим запомнил только «Все семьдесят пять не вернулись домой — они потонули в пучине морской», была настолько длинной, что ни разу за время плавания не была допета до конца.
  • Частушки. Просто частушки. Если памяти у исполнителей хватает — исполнение может затянуться надолго. «Страдания» в ту же степь (самый известный представитель жанра — «Самара-городок»).
  • У полярников была популярна песенка «Десять медвежат» — пародия на стишок «Десять негритят». Когда медвежата заканчивались, последний находил жену и все начиналось по новой.
    • У байдарочников есть целый ассортимент поющихся на переходе «резиновых» песен. «Сарай ты мой, сарай», «На переднем Стенька Разин, Стенька Разин на втором, и на третьем Стенька Разин, на четвёртом тоже он…», «Наш младший лейтенант Иванов», «Проклятый крокодил» (она же «Я вчера поймал жучка», на мотив Yellow Submarine), и другие.
    • А у ролевиков есть вариант «Меч (вставь героя) переломлен пополам, его перековали, но он лучше не стал» (на мотив «Всё идёт по плану»). Поскольку персонажей у Профессора очень много, куплеты можно множить от станции до полигона, сколько бы километров их ни разделяло.
  • Смеху ради: пародия «С высоких гор спускается грузин» А. Пушного — «Вообще-то, в этой песне 18 куплетов, но я вижу вы устали и хотите выпить!»
  • Целый жанр монгольских песен под названием «уртын дуу», что в переводе и означает «длинные песни». Отличаются не только большим количеством строф, но и растягиванием вокалистами каждого слога, в результате чего десять слов можно петь десять минут.
  • «Что вижу, то пою» у некоторых народов.
  • Хасидский русскоязычный нигун «Эх ты, земляк…», перечисляющий понятия иудейской религии, связанные с числами от 1 до 14, начиная с «Один у нас Б-г» и заканчивая «Четырнадцать книжечек Рамбама», всего 14 куплетов, каждый из которых повторяет предыдущий, с добавлением новой строки. Итого - 260 строк, со всеми повторами.
  • Шуточная песня ролевиков «Мория-Мория» (считается практически народной, хотя ее авторы известны). Точное количество куплетов исчислению не поддается, многие импровизируются прямо по ходу пения. Есть несколько «гнездовых» тем: сама Мория («А <объект> в Мории самые <эпитет>…»), гномы, мост в Казад-Дум («По мосту бежит <персонаж>, а за ним бежит <персонаж>»), Эгладор («<Персонаж> в Эгладоре <какое-то качество> проявляет…») и т. д., но и не связанных с ними куплетов — десятки и сотни. Есть много охотничьих баек на тему «однажды я слышал, как „Морию“ пели N часов без остановок». Периоды называются разные — вплоть до суток.
  • Популярная среди археологов песня «Скифы» (она же «Там, за Танаис-рекой») включает в себя 25 куплетов (по легенде ещё столько же было утрачено).
    • Есть и толкинистский вариант, в котором уже не «скифы пьют-гуляют», а «орки жить мешают». Исполняется, что характерно, от лица орка, а процитированная фраза — не самокритика, а злорадный сарказм.

Фламенко[править]

  • Хоть большинство жанров фламенко и имеет чёткую структуру (т. е. определённое количество разнородных частей в одной композиции и определённое число строк и компáсов в каждом куплете), но за счёт длины каждой части (особенно фальсеты и йамад, длина которых никакими неписаными правилами не регламентирована) исполнители могут козырнуть выносливостью: композиции, звучащие 13-15 минут — не такая уж и редкость.

Джаз[править]

  • Ранний джаз (новоорлеанский и чикагский), а также свинг, в общем, вся джазовая музыка от ее появления до рождения стиля бибоп в 1940-х, это, по понятным причинам, композиции короткие, от 2 до 4 минут. Ведь джаз тогда был музыкой исключительно клубной. Записи пластинок служили лишь средством фиксации своих произведений для истории, а не источником заработка и целью творчества. Настоящий джаз звучал только в барах и кабаре, а там длинющие музыкальные полотна никто слушать бы не стал, люди приходили туда потанцевать и расслабиться, а не сосредоточенно втыкать в чьи-то попытки творить высокое искусство. Но уже тогда были исключения, например 13-минутный эпик Джорджа Гершвина «Rapsody In Blue», который впрочем к джазу относится весьма опосредственно, но поклонники стиля все равно считают Гершвина за своего. Но вот после 40-х, когда джаз из песенок негритянских трущоб и легкомысленной клубной музыки стал превращаться в элитарное искусство, и появились такие направления, как боп (бибоп, хард боп, пост боп), кул-джаз и, конечно, авангардный джаз, длина композиций начала стремительно увеличиваться. Например, у Дэйва Брубека хватает композиций по 10 — 11 минут («Bru’s Blues», «These Foolish Things», «Little Girl Blue»), много таких вещей и у Орнетта Коулмена («Free Jazz» длиной в 37 минут или 16-минутная «W.R.U»), у Чарли Паркера (17-минутная «Lover Come Back To Me», 14-минутная «The Squirrel») и так далее.

Прогрессивный рок и прогрессивный метал[править]

Как жанры, которые буквально существуют на длинных песнях, состоящих из множества подчастей, проще назвать группы, у которых в активе нет длинных песен. Здесь будут приведены самые одиозные или самые известные примеры.

  • Pink Floyd. Echoes (23:22), Atom Heart Mother (23:45) и Shine On You Crazy Diamond (26:00). Последняя — с фитильком, так как на альбоме присутствует в двух треках в начале (13:32) и конце (12:30) альбома. Песен от 10 до 20 минут выше крыши. Средняя длина песен тяготеет к 6-7 минутам.
  • King Crimson. В «золотые годы» на альбоме была минимум одна песня за 10 минут и несколько песен за 6-7 минут. Самая длинная песня — Lizard (23:24) с одноимённого альбома. Педаль в пол, если считать песенный цикл Larks' Tongues in Aspic одной песней — 43:19.
  • Yes. Педаль в пол вдавливает альбом Tales from Topographic Oceans — четыре (в переиздании — шесть) песен, самая короткая из которых идёт 17 минут. Остальные — по 20. В итоге получается на два часа всего шесть песен. На остальных альбомах, особенно 1971—1977 годов, тоже хватает эпиков. Так, альбом Fragile бросается из крайности в крайность — 5 песен длиной по 8-10 минут (в т. ч. легендарная Roundabout длиной 8:29), 2 из которых добавили в переиздании, и 6 небольших вставок, самая короткая из которых идет 0:35.
  • Genesis. Как и положено классикам прога, по паре 8-10 минутных песен на каждом из альбомов 1970—1973-го годов плюс эпик Supper’s Ready длиной 23 минуты.
  • Emerson, Lake and Palmer. Помимо упомянутого выше «Таркуса», есть еще Memoirs Of An Officer And A Gentleman (20:16) и Karn Evil 9 (29:53).
  • Dream Theater — долгое время у пионеров прог-метала на альбоме была как минимум по одной песне длиннее 10 минут. Самые значительные образцы: Octavarium (24:00), In the Presence of Enemies (25:38 — но тут так же, как и «безумный бриллант» у Флойдов — два трека (9:00 и 16:38) в начале и конце альбома) и Six Degrees of Inner Turbulence (42:04 — на альбоме разбито на восемь треков, переходящих без перерыва друг в друга)
  • Раз зашла речь о них, то Liquid Tension Experiment, супергруппа, состоявшая из двух нынешних на тот моментов членов Дрим Театра (гитарист Джон Петруччи и ударник Майк Портной), одного будущего (клавишник Джордан Рудесс) и текущего басиста Кинг Кримсон (Тони Левин), выпустила два альбома, и на первом была сюита Three Minute Warning — 28 с половиной минут чистой импровизации. Название трека происходит от того, что, Тони Левин грозился уехать из студии домой, если через три минуты не начнут записывать музыку (Левин предпочитал импровизации, в то время как Петруччи и Портной были приверженцами последовательного подхода к написанию музыки). На задней обложки первого альбома даже было предупреждение: Caution: «Three Minute Warning» is not for the musically faint-hearted, impatient, or critics of extreme self-indulgence. If you fall into any of the above categories, please hit the stop button on your CD player after track #8
  • Symphony X — The Odyssey: 24:15. Прогрессив-металл как он есть.
  • Tool. Несмотря на то, что катастрофически длинных песен нет, средняя длина их песен всё равно выше, чем у обычных групп. А если учесть, что некоторые песни перетекают друг в друга, то могут получиться длинные «цепочки» под 20 минут. На альбоме Fear Inoculum ситуация усугубилась: на альбоме 6 основных песен, каждая длиннее 10 минут и 4 инструментальные интерлюдии. Что занятно, песня 7empest (15:44), выигравшая Гремми-19 в номинации «лучшее метал-исполнение», является самой длинной песней, когда-либо получавшей Гремми.
  • Opeth. До тех пор, пока не перешли от прогрессивного-дет-метала к прог-року часто писали очень длинные песни. Педаль в пол — альбом Morningrise: 5 песен, самая короткая — 10 минут, а самая длинная, Black Rose Immortal, ещё и самая длинная песня Opeth — 20:15. К слову, Аккерфельт, вокалист, гитарист и главный идейный лидер группы, не любит эту песню, считая, что ей ценят исключительно потому что она длинная.
  • Jethro Tull. Альбом Thick as a Brick — пионер формата «одна композиция, разделенная на две стороны пластинки». Аналогично выполнен следующий альбом, A Passion Play.
  • Майк Олдфилд писал таким жe образом альбом Tubular Bells — это две композиции (по одной на сторону), одна 25 минут, другая 23. Да и многие из последующих записей сделаны по аналогичному шаблону: &albumname: Part 1, Part 2 и т. д.
  • Camel. Песни в среднем короче, чем у других классиков прога, но длинные опусы, хоть и реже одного раза на альбом, но все же попадаются — песни Nimrodel (9:17) и Lady Fantasy (12:45), а также инструментал Ice (10:17).
  • Soft Machine. Третий альбом (под названием Third), аналогично Tales From Topographic Oceans, состоит из четырех песен по 18-19 минут. Но очень коротких треков, меньше минуты длиной, у группы тоже хватает.
  • Caravan. Несколько эпиков по 10-20 минут во главе с Nine Feet Underground, длиной 22:43.
  • Fates Warning. У них достаточно просто длинных песен, но на их фоне выделяется A Pleasant Shade of Gray (55:46) — альбом-песня, разбитый на 12 треков-частей, перетекающих друг в друга.
  • Meshuggah. Как и предыдущий пример, просто длинных песен много, а упомянутая ранее Catch Thirtythree (47:15) — тоже альбом-песня из 13 частей. Более классический вариант просто длинной песни — I (21:00)
  • Ayreon. Помимо того, что все альбомы, кроме одного, это концептуальные метал-оперы, так ещё и две последние представляют собой четыре 20-минутые песни каждая.
  • Оргия Праведников. На первом альбоме средняя длина песен, за исключением вступления и интерлюдии, превышает 7 с половиной минут. «Присутствие» со следующего альбома — 18:26. На последних альбомах не так выражено. Заметное исключение — «Королевская свадьба», а именно версия с сингла «Шитрок» — 10:12, почти половина всей длины сингла.
  • Van der Graaf Generator. Четыре альбома подряд с песнями длиной не менее семи минут, самая длинная из которых — «A Plague of Lighthouse Keepers» (23:04) с альбома «Pawn Hearts».
  • Porcupine Tree. Anesthetize (17:43), Arriving Somewhere But Not Here (12:03) — самые известные представители, но в ранние годы у группы были и более продолжительные, перетекающие друг в друга треки, а именно Voyage 34 — 70:40 (эксперимент мастермайнда коллектива, Стивена Уилсона, с электронной музыкой) и The Sky Moves Sideways — 35:23. Причём с последним занятно вышло: это два трека, в начале и конце альбома (18:37 и 16:46), а на переиздании помимо этих двух композиций есть «альтернативная версия», длиной «всего лишь» 34:42. Так же можно упомянуть песенный цикл The Incident (55:14). Несмотря на то, что это 14 песен, которые лишь изредка перетекают друг в друга, они всё же считаются одним целым.
    • Кстати, у самого Стивена Уилсона в его сольных альбомах также хватает таких песен. Особенно выделяется альбом The Raven That Refused to Sing (And Other Stories), что неудивительно для альбома, который бережно и трепетно передаёт классическое прог-рок звучание.
  • Рик Уэйкман писал скорее даже не песни, а полноценные симфонии, занимавшие целиком одну сторону пластинки. Пример — Journey to the Centre of the Earth, состоящая из двух треков по 20 минут.
  • Edge of Sanity, одни из праотцов жанра прогрессив-дет-метала (и, к слову, коллеги Opeth) отметились дуалогией концептуальных альбомов Crimson. Два альбома, два трека: Crimson (40:00), Crimson II (43:00)
  • К слову, в прог-роке (на самом деле, не только в нём, но тут это выражено ярче всего) часто бывает, когда на концертах песня удлиняется в разы и может идти до тех пор, пока не надоест музыкантам. Один из таких примеров — песня Cicatriz ESP группы The Mars Volta. Она и без того длинная (12:29), так ещё на первом лайв-альбоме группы разрослась почти в четыре раза (42:58). Еще есть альбом Frances The Mute, на котором либо пять, либо шесть треков (там всё сложно). Час пятнадцать или полтора часа музыки, а последняя песня — Cassandra Gemini (32:32)
  • Muse — большей частью аверсия, немногие из их песен превышают 5 минут. Но иногда Мэттью Бэллами пробивает «дать длинняка» и получается «Citizen Erased» (7:19) или даже «The Globalist» (10:07). Отдельного упоминания заслуживает Exogenesis: Symphony (12:51), которая разбита на три части (хоть и мало связанные между собой)
  • Общучено во 2 серии 18 сезона «Симпсонов» — «Восьмичасовой джазовый концерт. В программе две песни».

Металл[править]

Среди металл-групп считается обычным делом писать песни длиннее 6-7 минут. Помимо прог-металла и производных от него жанров, к безумно длинным песням тяготеют дум-металл, атмосферный блэк-металл, пост-метал и ещё ряд других жанров. Тут просто сборная солянка разных жанров

  • Manowar. Нет такой педали, которую Короли не продавили бы в асфальт, в ад, в Вальхаллу! Песня Achilles, Agony, and Ecstasy in Eight Parts длится 28:37. И да, несмотря на «восемь частей», это единая песня, почти что мини-рок-опера, довольно точно пересказывающая «Илиаду».
    • Им же принадлежит рекорд за самый длинный рок-концерт — 5 часов 1 минута.
  • Iron Maiden. Долгое время пальму первенства удерживала Rime of the Ancient Mariner (13:36), но на старости лет мужики разошлись, начав играть что-то среднее между классическим хэви-металом и прог-металом, из-за чего длины альбомов росли до тех пор, пока не появился альбом The Book of Souls — 92 минуты, 11 песен, самая короткая — 5 минут, ну и новый рекорд — Empire of the Clouds (18:01)
  • Metallica — супердлинных вещей у них нет, просто средняя длина песен у них выше обычного. Далеко за примерами ходить не надо: Master of Puppets (8:35), а так же половина альбома «…And Justice For All». А ещё трудами покойного Клиффа Бёртона у них есть инструменталы «Orion» «The Call of Ktulu» (8:55) + «To Live Is to Die» (9:48) в память о самом Бёртоне (и составленная из его нарезок).
  • Helloween. Как и у Метлы, у них немало песен длительностью свыше 7-8 минут, но рекорд с 1987 г. и по сей день удерживает шедевральная Keeper of the Seven Keys (13:38).
    • Gamma Ray. Отколовшись и создав новую группу, Кай Хансен на первом же альбоме отметился «Heading For Tomorrow» на 14:35.
  • Ария. Сначала была «Игра с огнём» (9:04), теперь есть ещё «Кровь королей» (9:00) и «Проклятье морей» (12:06). Что интересно, одноимённый с последней песней альбом ТОЖЕ самый длинный в творчестве группы — аж 75 минут.
  • DragonForce — несмотря на фанатскую кличку «самой быстрой группы в мире», в среднем песни не особо короткие (6-7 минут, так самая известная их песня, «Through The Fire And Flames», идёт 7:20). Особняком можно выделить «Soldiers of the Wastelands», которая длится целых 9 минут и «The Edge of the World» (11 минут).
  • Nightwish — The Greatest Show on Earth: 23:58. По сути, полноценная симфония с оркестром. После этого их же Beauty of the Beast, Ghost Love Score (по 10 минут каждая), Song of Myself (13 с половиной минут) и the Poet and the Pendulum (без малого 14 минут) кажутся мелочью.
  • Rhapsody до раскола каждый альбом заканчивали особо длинной песней. Heroes of the Waterfalls' Kingdom (19:38) и Garoyles, Angels of Darkness (19:08) были самыми длинными, но и другие «закрывашки» бывали ого-го. После раскола традицию продолжила та половинка, где командует Лука Турилли.
    • В целом это норма для симфоник-металла. Therion (Adulruna Rediviva, Land of Canaan), Edenbridge (My Earth Dream, The Last of His Kind), Epica (The Divine Conspiracy, The Phantom Agony), After Forever (Dreamflight), Mechanical Poet (Natural Quaternion) — тоже вставляли песни более 10 минут, как правило, под конец альбома.
  • Mägo de Oz — Atlantia (19:14) и Finisterra (15:11). Даже в фолк-металле троп встречается.
    • Ещё как встречается! Менее известный Antti Martikainen пишет инструментальный фолк-металл треками минут по 10-20, его Kalevala — 25:00.
  • Iced Earth — Dante’s Inferno (16:26). Впечатляющий эпос-пересказ «Ада» Данте.
  • А Summoning и Caladan Brood в принципе почти не пишут коротких песен!
  • Японская группа Boris (они играют всё подряд, начиная от выносящего мозг и уши нойз-дрона, экстремального стоун-рока, заканчивая прилизанным «полу-анимешным» джей-роком и нежным дрим-попом с нежным женским вокалом), помимо того, что пишет просто длинные песни, ещё и отметилась несколькими ну совсем уж длинными опусами: Absolutego (1:00:35), The Flood (1:10:32), Boris at Last -Feedbacker- (43:51). Последние два — с фитильком, так как на диске разделены на несколько треков.
  • У Sabaton песни короткие и яростные (обычно на 3-4 минуты), но есть и исключение в лице «Rise of Evil» (8:19). Впрочем, учитывая в каком темпе нам рассказывают от восхождении Гитлера к власти, оно и неудивительно.
  • Finsterforst — коротких песен у этой группы нет в принципе, но особенно стоит отметить песни Finsterforst (23:53) и Ecce Homo (36:29). Примечательно, что все песни этой группы обладают и соответствующими по объёму текстами, а именно у этих двух песен нет даже повторяющихся припевов.
  • Вообще типично для классического готик-металла. Например, в репертуаре Lacrimosa песни длиннее 10 минут — это не эпик, это норма. Песни Type O Negative длятся в среднем минут по 7.
  • Для первопроходцев альтернативного металла Faith no More песня в 5 минут уже считается длинной (по иронии, их знаменитый Epic продолжается всего-то 4:51). Целых 8:12 продолжается заглавная песня с их самого известного альбома, The Real Thing. И кстати, «длинных» песен там практически половина.
  • Несмотря на то, что Infant Annihilator играют брутальный дэткор, в котором сложно создавать длинные композиции (а ты попробуй дольше пяти минут ебошить в темпе за 200 ударов в минуту!), у них регулярно бывают «эпики» под 7 минут. Отдельного упоминания достойна Behold the Kingdom of the Wretched Undying — 17 минут 40 секунд безостановочного зубодробительного дэткора.
  • X Japan, одни из пионеров «вижуал-кей», отметились альбомом-песней Art of Life (29:00)
  • Avantasia — не Avantasia хотя бы без одной такой песни на альбом. Ghost in the Moon, The Raven Child, Let the Storm Descend Upon You, Savior in the Clockwork, The Great Mystery, Stargazers, The Wicked Symphony, The Scarecrow, The Seven Angels и The Tower не дадут соврать.
  • Финская фолк-блэк метал группа Moonsorrow очень любит этот троп. Так, песни по 10-15 минут у неё в порядке вещей, а в 2007 г. был выпущен альбом с двумя песнями, чья продолжительность каждой была примерно полчаса. Также в следующем году Moonsorrow выпустили «Tulimyrsky», так называемый «EP» в пять песен, чья суммарная длительность была больше часа (из-за того, что заглавная песня длится 29 минут 45 секунд).

Дум-металл[править]

Выделено отдельно, потому что об этом весь жанр — тягучее звучание, крайне низкий темп. Фьюнерал-дум и дроун-метал давят педаль в магму.

  • Есть шутка, что настоящий фьюнерал-дум — это когда перед сном включаешь альбом, ложишься, просыпаешься — а он еще звучит. Как вариант — звучит та же песня, которую поставил перед сном. Многие нижеприведённые примеры эту шутку будут подтверждать.
  • Sunn O))). Разумеется, у законодателей дроун-метал песни некороткие. Недаром же есть шутка, что «если опоздать на 15 минут на концерт дроун-метал-группы, то пропустишь только первый аккорд». В случае с Сан — это чистая правда.
  • Sleep. Стоунер-дум-метал вообще жанр неспешный и неторопливый, но эти парни известны своим монументальным Dopesmoker — 1:03:35. Они несколько лет бодались с лейблом за право выпустить эту песню-альбом в свет.
  • Esoteric. Средняя длина песен — 13 с половиной минут. Практически каждый альбом — это двухдисковый альбом, длина которого превышает полтора часа. А количество песен не превышает 7-9. Самые длинные же песни: Awaiting My Death (26:07), Descent (27:40)
  • Bell Witch. На первых двух альбомах были просто длинные (до 20 минут) песни, но последний альбом давит педаль в ядро и проходит насквозь: это одна единственная песня — Mirror Reaper. Длина: 1:23:15. Прописью: один час, двадцать три минуты, пятнадцать секунд. При выпуске альбома на дисках, песню делят на две части, потому что тупо не помещается (как уже сказано в начале статьи, на CD-диске помещается час девятнадцать минут). Самое смешное, что на эту песню есть даже клип (правда, это вырезки из различных фильмов).
  • Catacombs: дум по мотивам Лавкрафта, типичная песня длится минут 12.

Рок[править]

За пределами прог-рока и психоделик-рока встречается не так часто. Заметное исключение — пост-рок.

  • Джим Моррисон был в этом одним из пионеров — 12-минутная The End, которая и по сей день ходит в главных хитах группы The Doors.
  • Боб Дилан с Desolation Row (11:21) считается одним из пионеров длинных песен в роке. Когда My Chemical Romance делали кавер — оставили три с половиной самых запоминающихся куплета.
  • Классика из классик: Deep Purple — Child In Time и Led Zeppelin — Stairway to Heaven, длиной 10 и 8 минут соответственно.
    • А в юные годы Deep Purple играли прогрессив, и у них были ещё и песни типа River Deep, Mountain High (10:12).
  • Прародители металла Black Sabbath тоже любили писать длинные песни: Warning (10:32), God is dead? (08:52), War pigs (07:55), Sign of the Southern Cross (07:49).
    • Причём Warning является кавером на песню The Aynsley Dunbar Retaliation, которая изначально длилась всего 3:28.
    • Питеру Стилу из Type O Negative даже этого мало. Да, готик-метал и всё такое, да, они упоминались выше, но растянуть Paranoid, который даже до трёх минут чуть-чуть не дотягивает, до семи с половиной(!) — это надо уметь.
    • На концертах песни нередко удлинялись, Heaven and Hell вместо 7 минут вживую звучит почти вдвое дольше.
  • Еще одни хард-рокеры Uriah Heep: Paradise — the Spell (12 минут) и the Magician’s Birthday (10 минут). Впрочем, обе песни — вполне себе прогрессив. В ту же кассу и Salisbury, длиной больше 16 минут.
  • Dire Straits: песня Tunnel of Love на концертах вместе с intro и проигрышами исполнялась около 16 минут
  • Queen — Bohemian Rhapsody — субверсия, которая на фоне этой статьи становится уморительно смешной. Песня в то время считалась длинной по меркам поп-радиостанций, куда её из-за этого сперва не хотели брать (но в итоге взяли). А длится она, внимание, ужасающие, нескончаемые и беспрецедентные… 5:55! Это даже не самая длинная песня самих Queen: The Prophet’s Song превысила 8 минут, The March of the Black Queen и Father to Son — по 6 с лишним минут. Другое дело, что их не выпускали на синглах, а «Рапсодию», как главный хит, группа решила выпустить так.
    • Песню Brighton Rock, которая сама по себе длится 5 минут, на концертах часто играли намного дольше, самое длинное исполнение — около 15 минут.
    • Уже после смерти Фредди коллеги на посмертном альбоме Made in Heaven пошутили и поставили два рекорда. Во-первых, самая длинная композиция — Track 13, длится она 22:33. Являет собой амбиент, который кажется не то радующим слух, не то сильно пугающим. Во-вторых, ей предшествует кусок длиной всего 4 секунды Yeah, выделенный в отдельную композицию (разумеется, самую короткую в творчестве группы), но на альбоме звучающий как единое целое с Track 13.
  • «Алиса»: «Солнце-Иерусалим» длится более 9 минут, «Шабаш» — 8 минут. В 2019 году Кинчев установил новый личный рекорд с 11-минутным «Эшелоном».
  • Не редкость в готик-роке. Например, Fields of the Nephilim написали много песен по 8-10 минут, самая длинная — Sumerland (What Dreams May Come) в полной версии (11:08). Клип снимали на версию, урезанную вдвое.
  • У The Sisters of Mecry то же самое было с песней This Corrosion. 11 минут на альбоме — и 4:17 для клипа.
  • Аквариум тоже периодически даёт эпика. Самый известный пример — концертное исполнение песни «Мы никогда не станем старше» длиной 18 минут. Из студийных исполнений зачтём десятиминутного «Царя сна» с «Любимых песен Рамзеса IV», или «Магистраль» с «Гипербореи» (20:14; здесь с фитильком, потому как в песне 8 ярко выраженных частей)
  • Зоопарк тоже нельзя не упомянуть. Хотя легендарную поэму «Уездный город N» записывали с помощью закольцованного сэмпла куплета. Тем не менее, за счёт текста засчитываем.
  • ДДТ в «золотую эпоху» (1990-е — начало 2000-х) практически не обходились без эпика (а порой и не одного!) на 7+ минут, вроде знаменитой «Это всё…» (7:46). А уж что творилось на концертных альбомах… Например, «Правда на правду» (9:09) с концертной программы «Это всё» (попала на альбом «Рождённый в СССР») и конечно же заглавная песня альбома «Чёрный пёс Петербург» (11:25)! Последним таким выходом на бис стал номер «Русский рок» с альбома 2005 года «Пропавший без вести» (на котором, кстати, средняя длина треков — 6-7 минут) — почти 12 минут!
  • Калинов Мост: «Казак» (10:02). Была и «Вольница», так и не вошедшая в студийные альбомы, зато на концертах растягивающаяся почти на 15 минут (например, длительность версии с одноимённого сборника концертных записей — 13:46).
  • Ноль — двойное комбо в самом мрачном и тяжёлом альбоме «Полундра!»: «Мажорище» (8:32) и «Блуждающий биоробот» (8:54)! Вскоре после записи альбома (кстати, делали это на деньги печально известной «МММ») Фёдор Чистяков в помрачнении рассудка совершил покушение на убийство — а далее тюрьма, психушка, «Свидетели Йеговы» — и фактически похороны группы. Но есть в активе группы и более длинный номер — «Как оно есть» (11:40) с альбома «Сказки», посвящённый Октябрьской революции.
  • Китайская пост-рок группа Zhaoze часто на своих альбомах играет эпики. Самый яркий пример — последний альбом, Birds Contending — одна песня длиной 43:27
  • Nick Cave and the Bad Seeds: «O’Malley’s Bar» из альбома «Murder Ballads» — протагонист рассказывает, как убил всех в баре О’Мэлли, в течение 14 с половиной минут.
  • Крис Ри предусмотрительно разделил свою «The Road to Hell» на две части — ибо полотно на 9+ минут в формат радио не вписывается. Наиболее известной стала вторая часть.
  • Британская группа The Who однажды выкатила 8-минутную песню «Won’t Get Fooled Again», в которой по-оруэлловски критикуется как явление революция. Знаменитый выкрик «YEAAAAHHH» (https://youtu.be/6YMPAH67f4o) ,для многих символизирующий триумф, прямиком оттуда. Сюда же можно приплести примерно половину песен этой группы с длинным инструментальным вступлением(например, «Emminence Front», та самая, что играет на радио K-DST в GTA:San Andreas).
  • Iron Butterfy: «In-A-Gadda-Da-Vida» идёт 17 с лишним минут, а на концертах могли и до 25 минут дотянуть. (Песня должна была быть короче, 17-минутную запись группа сделала во время настройки студийного оборудования, да так и оставила.)

Панк-рок[править]

  • Гражданская оборона. Несмотря на то, что у группы в основном короткие песни, есть два значительных исключения: «Русское поле экспериментов» (14:17) и «Невыносимая лёгкость бытия» (14:53). Впечатляет и «Прыг-скок» (10:27). А также как бы дилогия «На той стороне — на другом берегу» (10:20) и «Убивать» (8:46).
    • И это если не вспоминать авангардные опусы всяких там «Коммунизмов», в особенности душераздирающий «Человеческий фактор в действии» (33:26).
  • Green Day со своей около-рок-оперой Jesus of Suburbia (9 минут).
    • На том же альбоме American Idiot есть и менее известная Homecoming, длится на десять секунд дольше Jesus of Suburbua.

Авторская песня и фолк[править]

« Хорошая песня. Длинная. »
— Старый устный КСПшный мем.
.Говорится иронически, когда песня, может, и хороша (а может, и не очень),
но гораздо длиннее, чем те, к которым привыкли данные слушатели.
  • Бранимир, «Евангелие от Макиавелли» (10:44).
  • Льюис Льяк — «Campanades a morts» (17:39) и «Viatge a Ítaca» (15:20).
  • Евгений Лукин, «Казачья раздумчивая» — шутки ради, с подсветкой: «И так по всем сфероидам, пока степь не кончится».

Поп-музыка[править]

Встречается крайне редко — всё-таки поп-музыка ориентирована на широкого потребителя, а не у каждого хватит терпения и усидчивости слушать что-то дольше 5 минут.

  • Joe Dassin — Le Jardin du Luxembourg. Баллада-симфония длиной 12 минут. При трансляциях на поп-радио и ТВ иногда вырезают инструментальный проигрыш в середине.
  • Donna Summer — Love To Love You Baby (16:53). Фанк с длинными инструментальными проигрышами. А вот текст, который Донна поёт, на 90 % сводится к протяжно-сексуальному повторению названия песни.
  • Pizzicato Five — Porno 3003 (9:50). Фактически, миниатюрная монопьеса.

Классическая музыка[править]

Встречается повсеместно. Собственно говоря, различные сюиты, симфонии и их части, идут очень долго. Никакой конкретной длины у них обычно не бывает, но на физических носителях продолжительность академической музыки значительна. Тут можно указать какие-нибудь особенно длинные примеры… Или же какие-то экспериментальные варианты.

  • Оперы Вагнера требуют от певцов и оркестра недюжинной выносливости. «Гибель богов», например, звучит более пяти часов (без антрактов). «Нюрнбергские мейстерзингеры» — тоже примерно столько же. «Кольцо нибелунга» — это 15-16 часов чистого звучания, и если уж какой-нибудь театр и решается поставить весь цикл целиком, то между представлениями обычно делают день-два перерыва, потому что иначе есть риск загнать всю труппу на больничный.
  • Композитор XX века Оливье Мессиан и его единственная опера «Святой Франциск Ассизский». 4,5 часа музыки, 119 музыкантов, 150 человек хора.
  • «Страсти по Матфею» И. С. Баха звучат, если дирижёр не загоняет темп (а исполнения в стиле «дирижёр опаздывает на поезд», к сожалению, встречаются), около трёх часов без перерыва — для оратории это если не рекорд, то в принципе очень много (и без того длинные барочные оратории, в том числе и «Страсти по Иоанну» того же Баха длятся обычно около 2-2,5 часов). Оратория изначально должна была исполняться с перерывом на проповедь, сейчас же обычно между двумя частями делается антракт.

Электронная музыка[править]

Встречается часто, и не в первую очередь благодаря относительной «простоте» написания музыки.

  • Жанр эмбиент как таковой и все его разновидности.
    • Яркий пример — en Attendant Cousteau Жана Мишеля Жарра. 46:50. Но это в некотором роде «жульничество», потому что композиция (в отличие от остального альбома) звучит как несложный эмбиент в духе «заснул на синтезаторе и иногда ворочается».
    • Лейбл Cryo Chamber даёт Жарру прикурить. Средняя продолжительность максисинглов - час, что, учитывая то насколько они хороши, ещё и мало...
  • Klaus Schulze — электронная симфония Dune. 29:53.
  • Kraftwerk — Autobahn. 22:42 — как раз целая сторона пластинки.
  • Джереми Соул выпустил альбом The Northerner Diaries — набор эмбиент-зарисовок по мотивам саундтрека к Скайриму (о котором ниже). Песни там обычной длины, кроме завершающей композиции: ginnung — 17:32
  • Merzbow. Просто Merzbow. Педаль пробивается и улетает в глубины Ада. Помимо того, что Масами Акита пишет нойз (причём тот самый нойз, от которого из ушей у любого неподготовленного слушателя идёт кровь), так ещё композиции на альбомах могут длиться сколько угодно и как угодно. Вишенка на торте: в год может выйти до десятка альбомов. Например, на одном из самых известных его альбомов, Venereology, вступительный трек, Ananga-Ranga, длится 29:02. Может, есть и дольше треки, но ты попробуй отыщи такой среди ТРЁХСОТ ДВАДЦАТИ ШЕСТИ выпущенных на данный момент альбомов (если верить Вики, то их столько!)
  • Master of the Heavenly Yard за авторством Akuno-P. Длится 16 минут без пары секунд, что для вокалоидной песни нечто из ряда вон.

Саундтреки[править]

Встречается регулярно. Сюда можно писать как саундтрек к фильмам, сериалам, играм, аниме, а так же полные версии заставок к телесериалам или аниме (в самих сериалах заставки редко идут дольше полутора минут)

  • Полные версии опенингов первого и третьего сезона Kami Nomi zo Shiru Sekai идут 8:09 и 12:53 соответственно
  • Эндингом первого сезона ДжоДжо служит упомянутая ранее песня Yes — Roundabout (8:29). В разных сериях проигрывались разные отрывки, но наиболее меметичный эндинг — фрагмент, стартующий c 0:40.
  • Четвёртый диск саундтрека Скайрима занимает только одна композиция — Skyrim Atmospheres (42:35), представляющей собой эмбиент с характерным настроением Скайрима.
  • Gunbuster Symphonic Poem (19:38). А то некоторые думают, что это спортивная комедия, а не научно-фантастическая драма…
  • Особый случай — «Delirium Cordia» от Fantomas. Саундтрек к выдуманному фильму ужасов, посвящённому операции без наркоза, занимает 74 минуты. Человек и танк Майк Паттон любит и умеет в вывих мозга.
  • Ar tonelico: Эндинги истинных концовок всех игр: EXEC_PHANTASMAGORIA (7:49), EXEC. with. METHOD_METAFALLICA (7:23) и Ec Tisia (8:48) уже достаточно длинные, но это ещё цветочки по сравнению с темами EXEC_HIBERNATION (17 минут) или EXEC. over METHOD_SUBLIMATION (полная версия, не разделённая на части, идёт около 15 минут).
  • Final Fantasy VI — Dancing Mad, тема финального босса Кефки в четырёх частях (по количеству фаз боя). Последняя как-то подозрительно напоминает вышеупомянутую песню про Таркуса.
    • Final Fantasy VII с её One-Winged Angel не отстаёт. А ещё там есть хоралы.
    • Final Fantasy VIII - финальная сюита в трёх частях: Legendary Beast - Maybe I'm a Lion - The Extreme.
    • Final Fantasy IX - The Dark Messenger + Grand Cross.
    • Final Fantasy XII - симфоническая фантазия "Надежда" ("Hope"), ВСЯ, а не только кусочек с этим самым названием!
  • Sacred — в первых двух играх длинных композиций хватает, но Way to Hell (MUSIC_WAYTOHELL.mp3) из первой части с её 10:46 в игре выделяется даже на фоне мелодий по 6-8 минут. Правда, если рассматривать сами альбомы саундтреков, то там Highelves Day Suite, сама длинная, длится только 7:39.
  • Undertale — весь саундтрек состоит из довольно коротких (MEGALOVANIA — 2:36; Spider Dance — 1:46) и очень коротких (Anticipation — 0:22) мелодий, но особняком стоит одноименный трек, оформляющий окончательный рассказ сюжета (Undertale — 6:22)
  • Предположительно, если говорить о любых мелодиях, написанных именно для компьютерных игр, рекорд удержит Tetris для Commodore 64 (1988 год) — 25:50. Она синтезируется самим компьютером, поэтому при всей своей длине файл .sid с кодом этой музыки занимает удивительные 13 килобайт. Но её никогда не выпускали в составах саундтрека.
  • Hetalia: Axis Powers — в самом аниме не звучит, но всё-таки в саундтрек входит: White Flame, песня России, длится более 17 минут.
  • Doom 64 - очень много треков превышает 6, 7, 8 минут, а есть 3, длительностью больше 15 минут. Самый долгий - 17:38. Впрочем, это всё дарк-эмбиент, так что это неудивительно.

В кино[править]

  • В одной из экранизаций «Таинственного острова» моряк знает песню о капитане Немо, состоящую из, ни много ни мало, 70 (семидесяти!) куплетов. Когда герои идут на лодке к острову Табор, он её исполняет целиком (за кадром); других неприятностей за время этого путешествия с ними не случилось.
  • «Папины дочки» — бард пришёл к папе на консультацию из-за того, что влюбился в участницу сбора бардов. Папа посоветовал ему признаться во всём и извиниться, но совет оказался неудачным — до извинений дело не дошло, потому что жена не стала дожидаться и свалила. Положение внезапно спасла секретарша Тамара. После этого бард сочинил благодарственную песню, настолько длинную, что папа успел договориться со старшей дочерью Машей об очередной хитрости. И это ещё 6 куплетов автор выбросил!

P.S. Эпично короткие?[править]

Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Очень. Короткая. Песня.

(link)

Ты страдаешь... но зачем?

Возникает вопрос: раз есть эпично длинные песни, до есть и эпично короткие? Ответ: «да, естественно!». Насколько короткой может быть такая песня? Ну, пока что рекорд сейчас — одна секунда. Меньше уже практически невозможно технически. А верхняя граница? Ну, если вернуться к началу текста и считать, что средний размер песни — от 3 до 5 минут, то тогда эпично короткие будут меньше трёх минут. Но лучше уменьшить верхнюю границу до одной минуты — достаточно исполнителей, у которых песни идут две минуты или больше одной. Сюда стоит заносить только особенно необычные примеры.

  • ВНЕЗАПНО даже тут появляется прогрессивный рок и прогрессивный метал! Особенности этих двух жанров в том, что они ОБОЖАЮТ сложные структуры на альбомах, которые могут выражаться в двадцатиминутных эпиках, так и в различных интерлюдиях, интро, аутро, которые могут (или не могут) перетекать в другую, более длинную песню. Ну а если это какой-нибудь концептуальный альбом, то в этой интерлюдии будут какой-нибудь сюжет пихать.
  • Короткие интро альбома, аутро или интерлюдии — прерогатива очень многих жанров, если их все перечислять, то можно сойти с ума.
  • Грайндкор, леди и джентльмены! Жанр, в котором писать песни длиннее минуты — дурной тон (почти что). Помните, раньше в статье была шутка, что «если опоздать на 15 минут на концерт дроун-метал группы, то пропустишь всего лишь первый аккорд»? Обычно у этой шутки есть вторая часть: «А если опоздать на 15 минут на фестиваль грайндкора, то пропустишь половину выступающих». Столь короткие песни связаны с экстремально быстрым темпом игры в грайндкоре, а так же поголовной отбитостью музыкантов.

Ну и, собственно, особенно выдающиеся экземпляры!

  • Napalm Death — You Suffer. 0:01 — короче уже чисто технически некуда. Притом это действительно песня, тут есть вокал, игра на инструментах и даже текст («You suffer, but why?»)! Песня, между прочим, занесена в книгу рекордов Гиннеса! На эту песню есть самый короткий клип, и эта песня даже вышла на виниле, который тоже попал в книгу рекордов.
    • Napalm Death — классики, и потому самый известный пример. На самом деле многие грайндкор группы этот рекорд умудрились побить. Но они неизвестны, и творчество их объективно художественной ценности не представляет и создается чисто для прикола. Пример: российская группа (?) «Взрыв кабачка в коляске с поносом», у которой есть песня продолжительностью менее секунды и из-за этого ее невозможно воспроизвести. Тем не менее, тоже считается песней.
  • Wehrmacht — E! Те же 0:01, но по сути просто вокалист произносит «И». Этой песней и вдохновлялись Напалмы при сочинении своего «эпика».
  • Король и Шут — «Муха — это маленькая птичка» (0:02). Горшок просто произносит эти слова.
  • Queen — Yeah (0:04), за которой сразу же идёт самая длинная мелодия в их дискографии, Track 13 (смотрите выше)
  • Rage - XIII (0:04). 4 секунды тишины, чтобы на альбоме XIII было 13 треков.
  • Nanowar of Steel - Power of the Power of the Power of the Power (of the Great Sword) (0:08). Эпичная металлическая песня с угадайте каким текстом.
  • Fizzy Bangers — Short Attention Span (0:08) — открывает альбом «Short Music for Short People», где 101 группа уложилась всего в 50:20, но эта даже среди них самая короткая, при этом в ней целый куплет длиной три строчки.
  • Шутки ради — в фильме «Скотт Пилигрим против всех» звучит песня «I’m So Sad, So Very, Very Sad»… состоит она из двух слов «so sad», по аккорду на слово.

Примечания[править]

  1. Это „two“ по-шотландски.