Слепое чудовище

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Не путать с тропом Слепой и чудовище!

Gears of War, берсерк

Когда жуткий слепец недостаточно жуток, автор делает слепым что-то, опасное само по себе. Монстр, которому не нужно тебя видеть, чтобы убить — это ещё как страшно!

Строго говоря, слепые чудовища делятся на две категории:

  • Слепые по своей природе. Ориентируются на звук, запах содержимого подштанников или на какое-то незнакомое людям ощущение.
  • Ослеплённые героями, которые так стремятся уравнять шансы в борьбе или ускользнуть.

Слепота монстра делает развязку противостояния непредсказуемой. Герои получают фору — особенно во втором случае: будь чудовище зрячим, они бы против него не выстояли. С другой стороны, слепой монстр остаётся грозным противником, и справиться с ним чаще помогает смекалка, чем грубая сила. Понятно, что в этом случае чудовище должно быть сильнее героев, иначе художественный приём работать не будет.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • «Одиссея» — старше, чем феодализм. Не ослепи Одиссей циклопа Полифема, не видать ему родной Итаки.
    • Ровно в той же ситуации оказался Синдбад во время третьего путешествия. Всё то же, что и в предыдущем пункте, только у великана-людоеда было (именно было) два глаза и самка того же роду-племени.
    • Этот же сюжет встречается в одной из русских сказок о Лихо Одноглазом. В нашем случае троп А он вовсе не такой!, потому что обычно Лихо Одноглазое представляют в облике злыдня, который садится на шею человеку с плачевными для того последствиями.

Литература[править]

  • «Гарри Поттер и тайная комната»: Гарри вряд ли смог бы противостоять василиску, если бы феникс не выклевал тому глаза.
    • Дементоры по книгам не имеют глаз.
    • В седьмой книге самое жуткое чудовище — слепой дракон, на котором Золотому трио пришлось спасаться бегством из ограбленного ими банка. Впрочем, трёх человек у себя на спине он даже не заметил.
      • Или же самые жуткие чудовища — гоблины, которые сумели «приручить» этого дракона при помощи раскалённых мечей и потом об этом пожалели. Они же выжгли ему глаза.
        • Да сам он ослеп, от старости и жизни в тёмном подземелье. Гоблины всего лишь его мучили, чтобы приучить бояться Звякалок.
        • Вообще не троп, поскольку глаза у упомянутого дракона не выжжены и функционируют. Возможно, его зрение ослабло из-за длительного сидения на цепи в тёмном подземелье, но не настолько, чтобы считать это чудовище слепым.
  • Dune — песчаный червь. Огромное безглазое чудовище (глаза на некоторых иллюстрациях — вопиющий неканон), способное проглотить целый комбайн по добыче спайса. При этом почти беспомощен перед фременами, которые спокойно на нём катаются и направляют его через боль от острых крюков.
    • Фримены направляют червя, используя инстинктивную реакцию животного избежать контакта открытых сегментов тела с песком, про «боль от крюков» в каноне ни слова.
      • «Нахлестывают задние сегменты, чтоб червь двигался быстрее» (с). Так что некоторое сочетание.
  • «Кристиан Тринадцатый» Дмитрия Суслина — слепой ящер, с которым должны были биться на арене герои.
  • А. К. Дойл, «Ужас пещеры Голубого Джона» — вовсе не про гея-маньяка, а про реликтовое подземное чудовище, слепое от природы.
  • «Последний Единорог» — Красный Бык. Инфернальный слуга короля Хаггарда, отлавливающий для него единорогов.

Кино[править]

  • «Дрожь земли» — грабоиды же ж! А вот скрежетуны и жопобластеры — уже с прикрученным фитильком, поскольку зрение у них всё-таки есть, на основе теплового излучения жертвы.
  • «Чёрная дыра» (2000) — подземные инопланетные монстры не выносят света от слова вообще, поэтому вылезают на поверхность лишь во время солнечных затмений.
  • «Тихое место» — инопланетные монстры слепы, однако благодаря сверхтонкому слуху их это вообще не беспокоит.
  • «После нашей эры» — урсы слепы и глухи, поэтому ориентируются на запах человеческого страха.
  • Знаете, почему Чудовище Франкенштейна принято изображать с вытянутыми вперед руками? Потому что в фильме «Призрак Франкенштейна» Монстр ослеп из-за несовпадения группы крови с донором пересаженного ему мозга. Факт позабылся, а походка осталась.
  • «Лабиринт Фавна» — Бледный человек. С прикрученным фитильком: глаза у него съёмные и вставляются в глазницы на ладонях.
  • «Хоббит. Битва пяти воинств» — на стороне зла среди троллей был слепой безногий-безрукий. Конечности у него были заменены протезами. А вместо зрения - погонщик. Один из гномов смог перехватить управление гигантом.
  • «Джон Картер» — Белый примат.
  • «Заклинание джинна» (2020) — прежде чем джинн согласиться исполнить загаданное желание, нужно провести с ним наедине целый час, в течение которого он будет путаться убить загадавшего. Уже в середине фильма главному герою удалось ослепить джинна, и дальше тот искал его на слух, да на ощупь. Но поскольку во время этого ритуала джинн принимает человеческие облики, выглядел он не как слепое чудовище, а как чреда жутких слепцов.
  • «Нечто. Монстр из глубин» (в оригинале «The Tank») (2023) — безглазые подземные амфибии, которые живут в старом резервуаре для воды, сообщающемся с подземным родником, и иногда выходят на сушу, чтобы покушать человечинки.

Телесериалы[править]

  • «Приключения Синдбада» — команде пришлось драться с местным дендроидом. Поняв, что монстр ничего не видит и ориентируется только на слух, Синдбад заманил врага к обрыву, а потом тот получил пинка от Дубара и рухнул вниз.
  • «Доктор Кто» — слепой инопланетянин из серии «Винсент и доктор».
  • Южно-Корейский «Милый дом» — после того, как одному из монстров отсекли верхнюю половину головы, на которой находились глаза, он отрастил очень чуткое ухо, как у летучей мыши, и научился быстро удлинять когтистую руку, чтобы атаковать на слух.
  • Нетфликсовская «Обитель зла» (2022)
    • Таковы в большинстве своём все здешние зомби. Вскоре после заражения их начинают раздражать яркий свет и громкие звуки, а потом глаза высыхают, уши сгнивают, а обоняние усиливается. С фитильком: судя по кадрам от лица зомби, они таки не совсем слепые, но видят действительно очень плохо.
    • А в третей серии завезли знаменитых лизунов, коих показали в темноте и ажно на цельных три минуты — радуйтесь, фанаты. Здесь они зовутся слухачами и, как и в играх, лишены глаз.
  • «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо» (2022) — весьма необычный монстр, которому не требуется ориентироваться на звук. У инопланетного похитителя тел из новеллы «Вскрытие» (равно как и у остальных представителей его вида) нет глаз. Нет также и ушей, и голосовых связок, и органов обоняния, и двигательной системы — «ни плавников, ни ножек, ни перьев, ни крючков, ни присосок, ни пальцев». Им это совершенно ни к чему, ведь всё необходимое уже есть у хозяев.

Видеоигры[править]

  • Gears of War: берсерки. Громадные, неуязвимые для обычного огнестрела, злющие и стремительные хорошо хоть неповоротливые. Как уже догадался читатель, они слепы. А ещё они самки саранчи.
  • Darkest Dungeon — босс Слепой Пророк ослепил себя сам.
    • В ещё большей степени под троп попадает Свиной Король. Сам он персонажей игрока не видит, полагаясь на помощь Пятачка Уилбура. Убивать Уилбура сразу – ОЧЕНЬ плохая идея.
  • Fallout: New Vegas — слепой коготь смерти, обитающий в проходе Примм (и ещё несколько бродят вблизи товарного депо). Сколько же игроков думали: «Да он же слепой, значит, проскочу мимо него» — и умирали раз за разом на узкой горной тропе, осознавая, что зверюга благодаря остальным чувствам выслеживает добычу не хуже зрячих сородичей, то есть может обнаружить Курьера с высоким навыком скрытности.
  • Little Nightmares: монстр Сторож слеп, но компенсирует это хорошим слухом и длинными чувствительными руками.
  • Half-Life
    • В первой игре придётся сразиться с тремя слепыми тентаклями, сидящими в ракетной шахте. Они неуязвимы для обычного оружия (убить их можно, только запустив ракетный двигатель), но находят игрока на слух — можно отвлечь их гранатами. И такой же «тентакль» может встретиться одиночным (его убивать не надо, да и нечем)
    • Барнклы, в больших количествах встречающиеся в обеих частях и дополнениях. Крепятся к потолку и тянул к себе в пасть всё, что прикоснётся к их длинному свешенному вниз языку, даже не отличая живых существ от всякого неорганического мусора.
    • Во второй игре появляются муравьиные львы, слепые и глухие, ориентирующиеся по запаху и вибрациям. Когда протагонист побеждает стража муравьиных львов и завладевает вырезанным из его тела фероподом, муравьиные львы начинают принимать его за своего, и он получает возможность командовать ими.
  • Until Dawn — Вендиго не слеп, но различает только движущуюся цель, если стоять не двигаясь, он чуть ли не упрется в вас, но не заметит.
  • Lost Planet — андипы, гигантские подземные черви, котоыре могут заглотить игрока в один присест. Во второй части глаз нет у Ультра-G, но право слово, зачем они ему?
  • Minecraft — в 1.18 обещали добавить огромного подземного монстра черно-бирюзовой расцветки, и невероятной силы.
  • Prototype — гидры, отдалённо напоминающие вышеупомянутых тентаклей и до кучи умеющие прицельно бросаться грузовиками на пару кварталов.
  • TES: Skyrim — фалмеры, деградировавшие снежные эльфы. Лучшим оружием против них будут скрытность, заклинание бесшумности или сапоги Темного Братства, а также лук или арбалет.
  • «Ведьмак 3», дополнение «Кровь и вино» — слепые дракониды ослизги. А также шарлеи, подземные чудовища, похожие на кротов.
  • Heroes of Might and Magic (III и IV): у троглодитов фитилёк си-и-ильно прикручен. Да, монстры. Да, слепые. Но совершенно не опасны.
  • The Binding of Isaac — Ларри Младший и его «посмертная» версия Пустой, а также Пожиратель.
    • У червей есть глаза, просто они к Айзеку в целом индифферентны.
  • Silent Hill — Медсёстры слепы, но реагируют на свет.
  • Resident Evil — ликеры.
  • «Styx: Master of Shadows» и сиквел «Styx: Shards of Darkness» — гигантские жуки тарабисы. Зрение у них отсутствует, зато неимоверно развит слух. Рядом с ними недостаточно просто красться, нужно делать это медленно и мелкими шажками.
  • Doom 3 — с прикрученным фитильком Страж в Аду — сам по себе слеп, за него смотрят летающие дроны-глаза, которых нужно отстреливать. После их уничтожения, Страж выпускает новых и на какое-то время становится уязвим. Пинки тоже слепые.
  • Castlevania: Lords of Shadow — стараниями протагониста к финальной стадии сражения таковым становится босс-огр.
  • Анабиоз: Сон разума — одно из творений Холода — «Слуга».
  • The Dark Pictures: House of Ashes — вампиры.
  • Maid of Sker — таковы все здешние противники. Хотя дядя Абрахам преследует протагониста столь целенаправлено и настойчиво, что в его слепоту верится с большим трудом.
  • It Takes Two — главные герои, превращённые в кукол, попадают под землю и пробираются через логово гигантских (по сравнению с ними самими) кротов. Субверсия: кроты, бесспорно, слепы, как и полагается кротам, однако на этой их особенности не делается акцента. И даже стелс-отрезок, где нужно пробираться мимо множества кротов, стараясь не шуметь, обусловлен не тем, что кроты ничего не видят, а тем что в данный момент они спят.
  • CrossCode (2018) — живые сухопутные акульи скелеты Шаркстеры, бороздящие просторы Бордовой долины, слепы по причине отсутствия у них глаз, а потому атакуют, ориентируясь на вибрации песка.
  • Dredge (2023) — среди полузатонувших руин древней цивилизации на архипелаге Хребет Дьявола обитает гигантская (намного больше корабля) безглазая рыбина по прозвищу Незрячая Мать. Полностью оправдывая своё имя, она ничего не видит, зато отлично умеет находить своих детей на слух. Её дети — это многочисленные рыбёшки поменьше, которые, завидев корабль протагониста, сплываются к нему и начинают виться вокруг, громко призывая Мать.

Настольные игры[править]

  • Gamaslayers — черта "Слепота" имеется у гигантского червя и цепеша (мутировавшая пресноводная гидра).
  • GURPS Horror может и в этот троп.