 | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Suspicious Videogame Generosity. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Закон подозрительной щедрости в видеоиграх гласит, что в видеоигре ничего не даётся просто так, а если кажется, что что-то дали просто так — жди угрозы, от которой поможет этот предмет. Если герой в FPS находит никак не замаскированную комнату, полную оружия, патронов и здоровья — значит, скоро прибежит либо невдолбенная толпа головорезов, либо Босс в головорезьей шкуре, против которого всё это нужно будет применить. Если в JRPG герои находят точку записи и целебный источник в одной комнате — значит, где-то рядом Этот гадкий босс. Если босс слабый и почти не бьет — значит, в следующей фазе он разозлится или позовет кого-нибудь на помощь, а вам просто дают время пробаффаться и изучить его повадки. Если найден бесхозный станковый пулемёт, значит следует ожидать толпы врагов. Если в стратегии игроку дают время спокойно отстроить базу — значит, на неё потом нападёт огромная армия.
- Из той же серии «Закон агорафобии в играх». Его суть в том, что если игрок выходит на широкую ровную площадку, то он тут же подвергается либо зерг-рашу простых головорезов, либо нападению полноценного босса.
- В терминальной стадии на открытой местности персонажа ждут не толпа головорезов и даже не босс, а «привет» от засевшего вдали снайпера — без загрузки сохранения такие места проходятся только после хорошей прокачки параноидальности и зависящего от неё напрямую навыка поиска укрытий: не только укрытий для самого персонажа, но ещё и потенциальных укрытий, где мог засесть противник. В посттерминальной стадии вражеский снайпер прячется не в укрытии, а за «туманом войны», а персонажу вместо укрытий предлагается использовать «ускорение» и «аптечки».
- DOOM, что классический, что переиздание — весь про это. Помните комнатку перед Кибердемоном? А комнатку, всю заставленную радиоприёмниками с картой?
- Старый, классический Wolfenstein 3D: пулемёт (самое мощное оружие в игре) приветливо лежит на полу на последнем уровне первой главы, перед самой дверью в логово финального босса.
- Left 4 Dead — на пути встретился станковый пулемет? Значит, сейчас произойдет что-то очень шумное, что всколыхнет огромную толпу зомби. Что характерно, наибольший поток мертвечины вылезет аккурат на линию стрельбы из пулемета.
- Serious Sam пародирует этот закон. Стоит лишь догнать хихикающую таблетку, которая дает аж +1 к здоровью…
- Впрочем, чаще троп отыгрывают напрямую. Перед появлением боссов или замесом с толпами нередко выдаются ранец боеприпасов, самое мощное оружие и сердечко, дающее сотню к здоровью при любом его уровне.
- S.T.A.L.K.E.R.: Тени Чернобыля. Во время зачистки саркофага ЧАЭС попадается экзоскелет, а значит, здравствуй, Монолит и его прислужники. Также на Радаре на вышке встречается Броня Долга.
- Karryn’s Prison — на каждом уровне перед логовом босса почти наверняка будет комната охраны, где можно перевести дух и подлечиться.
- Might & Magic VII: For Blood and Honor — при выполнении первого квеста некий тип предлагает героям мощный магический жезл, в обмен на, как окажется, не очень приятную услугу спустя некоторое время.
- Seiken Densetsu 3 — капитан корабля согласен везти бесплатно. Разве это может оказаться проклятый корабль?
- Общий случай — если игроку дают солидное время на отстройку базы почти, а то и вовсе без нападений врагов и всяких неприятных ивентов, или на старте вручают под командование огромную базу или мощную армию — значит, надо ждать в гости вражеский десболл, а то и не один.
- Heroes of Might and Magic — характерно для всей серии. Если у игрока тихий и спокойный старт из-за того, что к его стартовой позиции ведут один-два перевала, перекрытых высокоуровневыми монстрами, это лишь означает, что противник решил заграбастать себе всю остальную часть карты и попрёт в освободившийся проход огромными армиями.
- Stronghold — большинство миссий в кампаниях первой части (в том числе Crusaders) построено на сабже в режиме Педаль в пол, в ряде миссий в первые десять минут даже мелких набегов не происходит, но потом приходит армия, которая на высоких уровнях сложности с лёгкостью раскатает не успевшего подготовиться игрока. Особенно примечательные миссии «Первая кровь» и «Выкуп» — в первой спустя вышеупомянутые десять минут на игрока спустят мечников — самых сильных юнитов в игре, во второй — начнутся мощные и частые атаки с применением арбалетчиков и осадных лестниц, которые не прекратятся до самого конца миссии.
- Битва за Средиземье — оборонительные миссии в кампаниях Света, что в первой части, что со второй. На экране появляется таймер, до истечения которого игрока почти никто не атакует, но, как только время истекает, из-за края карты выходит огромная армия. Особенно примечательны оборона Хельмовой Пади в первой части и Эребора во второй. Дол Гулдур из сиквела тоже подходит, пускай эта миссия и не на оборону.
- Rome: Total War — в дополнении Barbarian Invasion Западная Римская Империя начинает с огромными территориями… на которые уже прут орды врагов и где вспыхивают бунты. Практически все выигрышные стратегии предполагают сдачу нескольких городов на направлениях атаки противника.
- Medieval II: Total War — схожий с ЗРИ трюк провернули здесь с Англией в кампании Kingdoms, посвящённой британским островам — на старте англичане владеют наибольшим количеством провинций, но при этом воюют со всеми, кроме Норвегии, и страдают от бунтов, а чтобы было ещё веселее — с определённого момента вспыхивает восстание баронов, и несколько английских городов мгновенно переходят под контроль новой фракции. Если союз баронов уцелеет к тому моменту, когда Англия будет уничтожена, то Англия мгновенно возродится в городах, которыми владеют бароны.
- Starcraft — в двух миссиях кампании Brood War игроку с самого начала выдают несколько баз, которые затем уничтожают орды врагов. Первая — при штурме Августграда силами ОЗД — враг сносит базы либо крейсерами, либо ядерной бомбардировкой. Вторая — в кампании зергов, где уже подконтрольные ОЗД войска разрушают все базы игрока, кроме одной, расположенной на острове.
- Warcraft III — Видимо, тогдашним близзардам так понравилась эта концепция, что они повторили её в следующей своей RTS. Впервые игрок столкнётся с внезапной потерей сразу нескольких баз в кампании Орды, в миссии, где нужно убить Кенариуса, полубога ночных эльфов, который эти базы за рекой и разрушит собственноручно. Вторая миссия в кампании эльфов крови даже по части дизайна карты сильно похожа на вышеупомянутую миссию за зергов в Broodwar, только базы игрока штурмуют армии нежити, а в помощь эльфам крови выдаются несколько юнитов наг, в том числе наги-гвардейцы.
Survival horror[править]
- Silent Hill 2 — перед главной схваткой с Пирамидоголовым (на самом деле даже с двумя Пирамидоголовыми) игроку выдают сразу пять точек сохранения. Поскольку более одной точки сохранения совершенно не нужно, перед нами явно намеренная игра с тропом.
- Crash Bandicoot — зигзаг. На локации Castle Machinery есть секретный хаб с 99 очками жизней, доступный после получения изумруда. Сделано это было из-за того, что далее следовала небезызвестная локация Stromy Accent aka «Замок снаружи», которой предстояло стать настоящим испытанием для игрока. Из-за повышенной сложности уровень был выпилен, так что в оригинальную игру 1996 года он не попал, но был восстановлен в переиздании 2017 года.
- VVVVVV — пародия, аналогичная Silent Hill. Недалеко от начала Veni Vidi Vici мы проходим узенький коридорчик с аж 11-ю чекпоинтами. При том что на выходе из коридорчика нас ждёт ещё один чекпоинт и, конечно же, ещё один непосредственно перед началом мучения.
- В Summer Carnival '92 Recca есть скрытый режим под названием Zanki Attack (то есть «Испытание на жизни»), где на прохождение игры даётся 50 жизней, и наша задача — пройти игру, сохранив как можно больше жизней. Проблема в том, что в этом режиме из всех врагов при уничтожении выстреливается как минимум 4 пули.
- DoDonPachi II: Bee Storm — перед истинным финальным боссом нас закидывают множеством врагов, из которых выпадают пэшки и бомбы. Даже многовато, так как один игрок не может нести больше пяти бомб, да и возможности растерять павер тут особо нет.
- Финальные уровни серии Touhou Project обычно короткие и лёгкие, чтобы игрок перед последним боссом мог набрать ресурсов и восстановить мощь.
- Seihou Banshiryuu — в версии C74 добавлен экстра-уровень, являющийся сложным босс-рашем, на прохождение которого даётся семьдесят бомб.
Где НЕ встречается[править]
- Многие игры, выполненные в формате песочницы, поощряют подход к игровому процессу с позиции «Помоги себе сам». Их миры зачастую весьма богаты как проблемами, так и ассортиментом средств для их решения; но от игрока требуется некий анализ ситуации, инициатива, усилия по обеспечению себя необходимыми ресурсами. Нужен Меч Ледяного Укуса, чтобы забороть огненного демона? Получи в награду за подвиг, отбей у злодея, выкради из частной коллекции, вытащи из катакомб, кишащих нежитью. Купи в королевской кузнице за свои кровные, в конце концов. Но даже и не думай обнаружить его услужливо торчащим из земли в 15 метрах от входа в пещеру с монстром.
- Lost Planet 2, как минимум на большинстве карт. Там как раз наоборот — самое мощное оружие чаще всего валяется вдали от боссов, или до него можно добраться только после их уничтожения. В первой и третьей же частях серии такое если и наблюдается, то редко.
- Angry Video Game Nerd Adventures — местный эквивалент нубской трубы не раз попадается в середине уровня и теряется при получении самого минимального урона, поэтому донести её до финального босса надо ещё постараться.
- Kingdoms of Amalur: Reckoning — редкие или даже уникальные вещи можно найти под любым камешком. Буквально.
- Bloodrayne — наличие оружия, патронов или здоровья — чисто проблема игрока. Особенно сильно это заметно в финальной битве, где подкрепиться не от кого, а оружие, хоть и разбросано по уровню, но крайне мало и его может подобрать и Вульф.
- Многие рогалики с рандомной генерацией лута — если не повезло, то после босса начинаешь все заново.
Штампы: явления и идеи |
---|
Эффекты | Эффект бабочки • Эффект Ворфа • Эффект горностаевой мантии • Эффект Дульсинеи • Эффект Йетса • Эффект неуловимого Джо • Эффект Светлячка |
---|
Законы | Алгоритм сортировки зла • Алгоритм сортировки смертности • Бог любит троицу • Власть — это сила vs Главный — не значит сильный • Волшебные законы физики • Закон Годвина для путешествий во времени • Закон Джона • Закон злодейской смены стороны • Закон об оружии в фэнтези • Закон обратной отдачи • Закон Осмозиса Джонса • Закон По • Закон подозрительной щедрости в видеоиграх • Закон сохранения деталей • Закон сохранения ниндзюцу vs Сила толпы • Законы роботехники • Ирония отставки • Молитвы — пища богов • Не убий • Правила злого властелина (Оригинал • Кодекс • Правила дракона • Правила грамотного драконоборца) • Правило 34 • Правило 63 • Правило 85 • Правило драмы • Правило крутизны • Правило прикольности • Принцип меньшего зла • Принцип наилучшего развития событий • Скупой платит дважды • Уровень некомпетентности |
---|
Явления | 555 • Адская косметология/Каннибальское бессмертие • Ангст? Какой ангст? • А вот и я! • А он вовсе не такой! • А он там был один такой (Теперь они там все такие • Раса из одного) • Аура невидимости • Ахиллесова пята (Ахиллесова фигня • Бэкдор) • Бегство от зверя • Бегство от зомби • Безумная клёвость • Бесконечный запас крови • Бесконечный источник ресурсов • Бескровная резня • Бесполезный огнестрел (Огнемёты — это отстой)/Полезный огнестрел/Огнестрел — это страшно • Бессменный телохранитель • Бессонница • Бешеный гнев • Биохимических барьеров не существует (Разум превыше биохимии vs Против биохимии не попрёшь) • Бой за скамейку • Боливар не вынесет двоих • Быстрее, чем кажется • Вам террористы, нам партизаны • Вас здесь не стояло! • Вежливость — признак слабости • Вербальный тик • Верность до конца • Вечная загадка (Жёлтый теннисный мяч • Каждому своя разгадка) • Вечное полнолуние • Вирус ненависти • Вирусное превращение • В каждой бочке затычка • Внутри больше, чем снаружи • В общем, все умерли • Воздушное ясновидение • Враг силён твоим страхом • Враг — это честь • Всесокрушающий против несокрушимого • Въевшаяся привычка (Вербальный тик • Характерный тик) • Гамбургский счет • Героическая сила воли • Героическое упорство • Гештальт • Главная тайна • Глупый пароль • Говорит сам с собой • Голливудское Вуду • Голоса в голове • Голубой экран смерти • Горизонт отчаяния • Двойная жизнь (Ночная жизнь) • Декоративные сиськи • Деньги — фетиш • Детская неуязвимость • Джаггернаут • Джва года ждут • Дискриминация убийц • Доигрался в кошки-мышки • Дом разделённый • Допустимая жанровая условность • Дофига миров • Дыхание Дарта Вейдера • Её зовут Вера • Жанровая слепота • Жанровая смекалка (Спасительное знание преданий) • Жанровая ошибка • Жестокость во благо vs Жестокое милосердие • Зависть • Закадровое гуро • Замороженное время • Запрет на ГМО • Запрет на трансгуманизм • Зашкаливающее самомнение (Комплекс бога vs Я не бог) • Земля дрожит от шагов • И всё-таки они друг друга любят… • Игра в снежки • Избыточный физиологизм • И он может улыбаться vs Не умеет смеяться • Иное время • Ирония судьбы • Исчез в клубах логики vs Вера — это сила • Карманная вселенная • Кармическая справедливость • Катастрофа, но не беда • Колотить по клавиатуре • Комплекс Пиноккио • Красивый — не значит хороший/Красивый — значит хороший • Красное Кольцо Смерти • Красота остаётся незапятнанной • Кровожадное мироздание • Кровь фонтаном • К этому привыкаешь • Легенды преувеличивают • Ловушка для любопытных (Нельзя, но очень хочется) • Ловушка для сердобольных • Луковые слёзы • Любит прикосновения • Маклаудство • Мастерство длинной руки • Меня боялся сам Флинт • Миллионы — это статистика • Минувшие приключения • Мины издают звук перед взрывом • Могущество (говорит басом, даёт эхо, левитирует, светится) • Момент губастого аллигатора (Неуместный Сталин vs Бревно Ильича) • Морда кирпичом • Моральный тупик • Мультикилл • На лицо ужасные, добрые внутри • Наплечный симпозиум/Головной симпозиум • Нарушитель личного пространства • Начальник куда пошлют • Не было гвоздя • Не в деньгах счастье • Неверие с броском • Не команда • Не любит прикосновений • Не отбрасывает тени • Неправедно нажитое впрок не идёт • Неладно скроен, но крепко сшит • Ненавидит праздник • Неправдоподобно убедительная маскировка (Слышишь, мы кошки) • Нет антагониста • Неуловимый Джо • Неуместный инвалид • Нечаянное пророчество • Нечеловеческая мимика • Нечеловеческая психология • Обнять и плакать • Образ врага • Одним миром мазаны • Одномерное мышление • Односторонне невыносимые условия • Одностороннее соперничество • Ожидалочка • Они живые! • Опошленная ситуация • Оральная фиксация • Орлангур • Остерегайтесь (глупых • добрых • тихих) • Особая примета • Отказ от страстей • Отсутствие эмпатии • Отчаянное желание внимания • Отчаянное желание привязанности • Передозировка милоты • Передозировка эликсира молодости • Перекачаешься — лопнешь • Пленных не обыскивают • Плоская Земля • Плохие эльфы • Победа скучна • Повадился кувшин по воду ходить • По нарастающей • Популярное заблуждение (Историю пишут победители • Цитата-бастард) • Поцеловать ногу • Почерки (Почерк врача, Как курица лапой, Пишет печатными буквами, Каллиграфический почерк) • Праздник непослушания/Судная ночь • Превращение в змею помогает • Предатель как бы намекает • Принцессы не какают • Принять оскорбление как комплимент • Проблема доверия • Проблемы с коммуникацией убивают (Недопонимание) • Проверенное временем • Проверка на вшивость (Докажи, что ты злодей) • Прозрение равносильно освобождению • Против биохимии не попрешь • Профессиональный риск ментора • Профессиональный риск напарника • Психиатрия — это страшно • Психическое кровотечение • ПТСР • Публика — сволочь • Пугать крокодилов • Пустая оболочка • Путь наверх (Легкая карьера) • Пятое колесо в телеге • Радиопереговоры для атмосферы • Развращающий артефакт • Реклама (ACME • Бленд-нейм • Обычный порошок • Реклама влияет на сюжет • Скрытая реклама) • Ремонт пинком и такой-то матерью (Лечение через удар) • Саймон говорит • С мануалом на коленях • Самосбывающееся пророчество • Самоубийственная самоуверенность • Сверхвыносливость • Секретный суперудар • Серийные образцы никуда не годятся • Сидеть на пианино • Сила — это плохо • Символика сторон света • Синдром Бога • Синдром Болванщика • Сказку сделать былью • Слезогонка (Улыбка сквозь слёзы) vs. Душегрейка • Слёзы творят чудеса • Слишком часто извиняется • Словесная провокация • Случайное попадание • Средство борьбы с героем • Стеклоломный звук • Стиль дурака • Странные вещи на фотографии • Страховка героя • Сюжетная способность • Так плохо, что уже хорошо • Там, где нас нет • Техника безопасности • Туше́ • Трагическая импульсивность • Трагический момент из детства • Ты волшебник, Гарри! • Тюрьма развивает • Убей их всех • Универсальное решение проблем • Унылая (непобедимость • успешность) • Ускоренное обучение • Фантастический расизм (Мы для них животные! • Человек — это звучит жутко) vs Фантастический интернационализм • Фатальная слабость • Фрейдистское трио (три лика Гекаты/три лика Адама) • Халява не впрок • Хлипкие верёвки, слабые замки • Холодная ярость • Хочу быть нормальным • Хрупкая утопия • Хэппи-энд нужно заслужить • Цветовой дресс-код • Цепь оверпауэра • Цепь случайных совпадений • Чего нет, то не отнять • Чем старше, тем лучше • Честь прежде разума • Чудесное обучение языку • Чуждая геометрия • Чужое небо • Шлем — это не круто • Шрамы навсегда • Экипаж (Минимальный • Чрезмерно раздутый) • Это не луна! • Яблоко от яблони далеко падает/Конфликт поколений • Я и мой воин/Я и мой призыватель/Я и моя армия/Я и моя турель |
---|
Неволя | Брать живым • Вождь краснокожих • Дева в беде (Кража невесты)/Парень в беде • Тюрьма — дом родной • Мешок на голове/Связали и заткнули (Привязан к кровати) • Побег (Выгнан из плена • Хлипкие верёвки, слабые замки) • Попасть в плен (Добровольное пленение • Похищение • Похищение инопланетянами) • Рабство (Герой — раб • Добрый рабовладелец/Даровать вольную vs Жестокий рабовладелец vs Аболиционист • Работорговец • Рабский ошейник • Рынок рабов) • Тюремщик • Тюрьма развивает • Умер свободным
Темница сырая: Азкабан • Каземат • Персональная тюрьма • Планета-тюрьма • Тюремная зона
Добровольная неволя: В тюрьме — как на свободе • Защищать свою тюрьму • Не бедный раб • Раса слуг • Собачье послушание • Стокгольмский синдром • Шея мёрзнет без ошейника |
---|
Жанровые условности | Анатомия свинки Пеппы • Взрывы в космосе • Графическое выделение • Киношная биология (Африканская кукабара • Безобидная рана vs Неубедительно смертельная рана • Сотряс – не простатит, за часок пролетит • Тупые предметы не опасны • Увёртливые внутренние органы • Хищный зверь) • Мультяшная физика • Мультяшные точечные глаза • Неизменяемый ландшафт • Несоответствие масштаба • Под водой — как над водой • Пуленепробиваемый картон • Четыре пальца |
---|
Вражда | Враги в рогатых шлемах • Враг мой vs Заклятый враг • Достойный противник • Дружба, закалённая в огне • Дружба начинается с поражения • Закадычные враги vs Заклятые друзья |
---|
Двойники | Близнецы меняются местами • Два тебя • Доппельгангер • Злой двойник • Кванк • Клон (Дефектный клон)
Не двойники: Мастер маскировки • Метаморф (Предпочтительная форма) (Оборотень • Анимаг) • Мистер Хайд • Под прикрытием • Подменыш • По следам себя любимого • Раздвоение личности • Самозванец |
---|
Мета-явления | Художественная камасутра: Апокалиптическое порно • Архитектурное порно vs Архитектурное гуро (Дорого-богато) • Батальное гуро vs Батальное порно (Дуэльное порно) • Гурман-гуро vs Гурман-порно • Интерьерное порно • Наркотическое порно • Национальное порно • Костюмное порно • Пейзажное порно (Прекрасная зима) vs Пейзажное гуро • Техническое порно (Автомобильное порно • Оружейное порно • Список кораблей) vs Техногуро
Художественный медсправочник: Синдром внезапной смерти в сиквеле • Синдром Дарта Вейдера • Синдром Кларка Кента • Синдром Лайки • Синдром Мэри Поппинс • Синдром Рубинского • Синдром хронического героизма • Синдром штурмовика • Синдром Элджернона
Чеховские приёмы– см. в отдельном перечне
Басня (Без связи * Зелёная • Злая • Красная • Лицемерная • Неудачная • Неудобная • Понята неправильно • Псевдобасня • Увесистая • Фантастическая • Это не басня!) • Вывих мозга (Безумная тролльская логика) • Грызть реквизит (Доить гигантскую корову/Безумная мимика • ЭТО! СПАРТА!/Перейти на КРИК) vs Читать, как пономарь • Знают именно за это (Музыкальный символ • Ходячий мем) • МТА/МТХ • Моральный закон природы • Никто не смотрит Шекспира (Гомер немного предсказуем) • Ошибка позиционирования • Очучеливание • Подавление недоверия • Просочиться в канон (Мем просочился в канон) • Украсть шоу • Фрейд был прав • Чудо одной сцены • Эффект альфы • Чудо одного трека • Шоковая терапия |
---|
Парадоксы | Не думай о белом медведе • Парадокс корабля Тесея |
---|
Переборы | Такой серьезный, что уже смешно • Такой крутой, что уже смешно • Так грубо, что уже смешно • Так мрачно, что уже пофиг • Такой мрачный, что уже смешно • Так неостроумно, что уже смешно • Так страшно, что уже смешно • Одноногая собачка • Пересластить пилюлю • Шоковая терапия |
---|
← | Штамп • Основы |
---|