Не в ладах с мифологией: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(нет различий)

Текущая версия на 10:11, 5 июня 2024

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Sadly Mythtaken. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Автор имеет какое-то представление о мировых мифах и религиях, но очень смутное, а книгу открывал в лучшем случае в школе. Поэтому всякий раз, когда он пытается поместить в своё бессмертное произведение мифологические элементы, получается откровенная глупость. Локи — сын Одина? Валькирии — викинги женского пола в бронелифчиках? Единорог и пегас — это одно и то же? Аид — бог зла? Локи — бог зла? Анубис — тоже бог зла? Нет, автор точно не в ладах с мифологией!

Правда, есть нюанс: даже библейская традиция приведена к жестко определенному каноническому виду только отдельными протестантскими течениями. И у католиков, и у православных, и в крупных протестантских течениях есть как авторитеты, настаивающие на строго буквалистическом восприятии Библии, так и сторонники ее аллегорического толкования. С канонами других религий все еще сложнее — буддийская Трипитака, индуистские Упанишады или зороастрийская Авеста худо-бедно кодифицированы, но устойчивые традиции их восприятия как-то не припоминаются… А уж когда дело доходит до цветущей сложности классического политеизма, в которой в разных версиях мифа один и тот же персонаж может сменить имя, позицию в конфликте, уровень могущества, красоты, интеллекта

Поэтому, прежде чем помещать сюда пример, погуглите — а вдруг вы имеете дело с другим изводом мифа? И даже если это действительно неканон — автор имеет право на интерпретацию и собственную фантазию в рамках своего мира. Вот именно такие у него греческие боги и ангелы! Троп вполне можно назвать и «У нас не такая мифология».

Примеры[править]

Мета-примеры[править]

Общее[править]

  • Мнения всевозможных «экспертов» о фольклоре вроде бы любимого ими народа. Призваны возвеличить его во что бы то ни стало, обычно с пропагандистской целью (выпятить то, что автор считает хорошим). Так появляется «глубокая лиричность, доброта и православность» русских\украинских\белорусских народных сказок, например. С реальностью имеет очень мало общего.
  • Сгорающие на солнце вампиры. Это ахиллесова фигня, которую вампирам приписали в кино XX века. Фольклорный вампир орудовал по ночам, потому что он нечистая сила, а не потому, что он от солнца полыхает, как спирт от спички. Да и зачем нужны были бы колы, святая вода и прочие приёмы, если бы спящего в гробу упыря можно было просто вынести на солнышко?

Славянская мифология[править]

  • Русалки, которые в славянской мифологии внешне похожи на обычных девушек, под влиянием фольклора западноевропейского с его морскими девами тоже стали восприниматься существа с рыбьим обликом ниже пояса. И практически на всех иллюстрациях к «Руслану и Людмиле» русалку из вступления изображают с рыбьим хвостом.
    • Тут ещё проблемка в том, что некоторые почему-то думают, будто «мавка — это русалка на украинском языке». Хотя вообще-то это разные виды нечисти: наяды-мавки и дриады-русалки. Так что русалке на ветвях самое место.
    • Чего? Мавка — буквально синоним русалки, более распространённый на территории Украины и Юга России. Как и например Лоскотуха. По крайней мере если верить Левкиевской.
    • А на Закарпатье вместо мавки — нявка.
    • В опере Дворжака Русалка, хотя и дочь Водяного, но с двумя ногами. И у Бабы-Яги она просит себе не ноги, а человеческую душу.
  • С советских времён в языке живёт выражение «кикимора болотная»[1][2]. Выражение прижилось, и как-то забылось, что «болотная» из всей русской нечисти — только болотница (особенно забавно, что кикиморой могут назвать не самую красивую женщину, а болотница выглядит как красавица с лягушачьими лапами вместо ног, завлекает она мужчин — охотников, рыбаков — и топит в болоте). Кикимора живёт за печкой в доме и по некоторым поверьям даже является женой домового. Только домовой — добрый, а кикимора — злая, всячески пакостит людям и даже похищает детей.
    • Юному поколению может показаться, что виноват в этом Владимир Высоцкий с его строчками «В заколдованных болотах / Там кикиморы живут». Но поэт ни при чём, он следовал в русле более давней традиции: в народе ругательство «кикимора болотная» отмечено с 1920-х годов.
    • Эдуард Успенский, «Вниз по волшебной реке» — кикимора здесь не только болотная, но и пугает людей в лесу с лешим за компанию. А этим на самом деле занимается лешачиха или лисунка, жена лешего.
    • «Алая аура протопарторга»: кикимора здесь правильная — женский вариант домового. Зато Анчутка становится личным именем одного из домовых, хотя анчутки — опять-таки отдельный вид нечисти, ближайшие родичи чёрта.
      • Однако если людям можно носить личные имена в честь ангелов и добродетелей (Михаил, Гавриил, Вера, Надежда, Любовь), отчего бы нечисти не носить личное имя в честь чертей?
  • Некоторые исследователи считают, что домовые являются умершими родственниками хозяев дома. В ранних легендах, может и так, однако в поздних домовой такой же демон, как и чёрт.

Греческая мифология[править]

  • Персей (в запущенных случаях Геракл или ещё кто похуже) верхом на Пегасе. Кто такой Беллерофонт? Впрочем, этому заблуждению уже скоро тысяча лет стукнет, благо, архетипы у сына Зевса и сына Посейдона очень схожи, так что уже в средние века при «оптимизации» греческих геройских штатов Беллерофонту остался только тот кусок легенды, где он на Пегасе пытался взлететь на Олимп, но был сброшен на землю и остаток жизни скитался никем не узнанным калекой.
  • Никто не любит Аида — богов смерти всегда принято представлять злодеями, даже если в реальной мифологии они были самыми положительными и адекватными из богов.
    • Что самое обидное — Аид не бог смерти, он бог посмертия и, по совместительству, последний судья, бог смерти — это Танат, вот этому в ненависти не отказывали никогда, но в дальнейшем совершенно ускользает из фокуса.
    • Что касается греческой мифологии, то вторым злодеем после Аида может стать Гера. Хотя преследовала она лишь бастардов и любовниц Зевса, а в остальном была вполне нормальной.
      • Ну по-хорошему, единственная кто тянет на полноценного антагониста (а не мелкого пакостника аля Атэ) среди богов — Гея, но даже она с точки зрения греков оставалась положительным персонажем.
        • Не просто положительным, она была наиболее почитаемой из богинь. Храмов Геры — герионов — было заметно больше, чем храмов, например, Афродиты или Афины.
    • А вот кого часто делают антагонистом, так это Ареса, хотя по факту он максимум на смешного громилу походит.
  • Спарты (иногда спартои) — воины из посеянных в землю клыков дракона, которого убил Кадм. В оригинале вполне живые существа, разве что чрезмерно агрессивные в момент «рождения». Более того — для греческих аристократов в порядке вещей было возводить свой род к одному из уцелевших спартов. Но в современной массовой культуре (например, у Рика Риордана) спартов почти всегда изображают как древнегреческую боевую нежить, в основном, скелетообразную (зубы = кости = скелеты). Первоисточником тут является культовый в своё время фильм «Ясон и аргонавты» 1963 года. Зигзагом тут идёт Ахейский цикл Олди, где спарты живые, но тела их имеют костяную твёрдость.

Европейский фольклор[править]

  • Как назывался меч, который король Артур вытащил из камня? «Экскалибур» — неправильный ответ, Меч в Камне называется Кларент, а Экскалибур он получил позже, от Леди Озера. Заблуждение настолько популярно, что проще назвать произведение, где его нет.
    • Любители заблуждаться даже привели вялый обоснуй: мол, Экскалибур это и есть Кларент, потерянный Артуром и апнутый Владычицей Озера. В добавок, имена мечей на кельтском созвучны, а в некоторых источниках их даже называют мечами-близнецами. Вот только не все мифы уточняют, что Экскалибур был получен именно после потери Кларента. Некоторые вообще утверждают, что Артур владел двумя одновременно, причём Кларент после обретения Экскалибура использовал только для тренировок и состязаний.
  • Драконы — могучие разумные четвероногие рептилии, летающие на кожистых крыльях, дышащие огнём и накапливающие сокровища? Да если бы. Нужно постараться, чтобы найти фольклорного дракона, в котором сочеталось бы больше двух вышеописанных черт. Современный образ драконов основан на двух основных персонажах — Фафнире и драконе из «Беовульфа», но в основном английские и скандинавские драконы (или драки, или вирмы, или вурмы) описываются как гигантские змеи, иногда с ядовитым дыханием, неразумные и питающие интерес исключительно к мясу. В других же областях Европейского континента… см. Тарраск.
    • Таких драконов можно часто увидеть в геральдике (например, красный дракон красуется на гербе Уэльса; черный на гербе Москвы; белый на гербе волости Балтув в Польше). Собственно, среди фанатов драконов конструкция «четыре лапы, два крыла» так и называется — геральдический дракон.
      • На гербе Москвы дракон таки двулапый. Но вот в английской геральдике драконом действительно называли только четвероногих рептилий.

Литература[править]

  • Угодивший даже в русский перевод «Непричёсанных мыслей» Станислова Ежи Леца ляпсус «как Иов во чреве кита». Из библейских персонажей во чреве кита побывал не Иов, а пророк Иона.
  • Густав Майринк, «Растения доктора Синдереллы» — у египетского бога Анубиса голова цапли, а не шакала, как по канону. Судя по тому, что в конце Анубис в «глюках» главного героя принимает облик писца, автор его спутал с Тотом. То ли Майринк перепутал, то ли пользовался какой-то очень ненадёжной литературой по египетский мифологии.
  • Роджер Желязны, «Создания Света, Создания Тьмы» — Осирис у мэтра фантастики щеголяет головой птицы, хотя в мифологии Египта таковой обладал его сын Гор. Гор и Сет в книге выглядят как обычные люди.
    • Учитывая дикую степень постмодернизма всего произведения, это не баг, а фича. Достаточно поглядеть на то, какой здесь Тифон (сын Сета, кстати, хотя они вообще из разных мифологий) и вспомнить, что дело происходит не в Древнем Египте, а в космическом и даже частично пост-сингулярном будущем. Так что все перечисленные персонажи скорее косплеят египетских богов, чем являются ими.
  • Японист Лафкадио Херн издал сборник японского фольклора под названием «Квайдан». В одной из историй он описывает, как странствующего монаха попытались сожрать чудовища рокуро-куби, которые днём выглядят как люди, а вот ночью их голова отделяется от тела и летает. Такие чудовища действительно есть в японском фольклоре, но они называются нукекуби. А рокуро-куби просто могут очень сильно вытягивать шею; они не особо злобные и не людоеды, а вот подшутить любят. В результате многие авторы взяли у Херна колоритных монстров с летающими головами, сохранив неправильное название: например, Далия Трускиновская в повести «Монах и кошка».
  • Анри Левенбрюк, трилогия «Знак Мойры». Действие происходит на острове Гаэлия, в котором можно без труда признать Ирландию с друидами и фэйри. Откуда здесь, среди кельтского сеттинга взялась собственно древнегреческая богиня Мойра (да ещё и без своих двух сестёр) — непонятно.
    • Может быть, подразумевается богиня войны Морриган?
    • Или автор просто где-то слышал распространённое ирландское имя «Мойра» (местный вариант имени «Мария»).
  • В. Губарев, «Преданье старины глубокой». «Главного волхва Новгорода» зовут Фарлафом — скандинавское имя, довольно странное для славянского жреца (и наверняка потыренное у Пушкина). Ещё страннее то, что он ведёт себя как христианский инквизитор, подозревая в детях-попаданцах неких «духов Чернобога», которым надо рубить головы во славу Перуна. В реальности вера в Чернобога никакой охоты на ведьм не предполагала — наоборот, ему приносили жертвы, чтобы задобрить и отвратить гнев.
    • Имя как раз самое подходящее для новгородца — эти товарищи имели со Скандинавией самые тесные связи, а вот всё остальное…
  • И. Ефремов, «Таис Афинская». Таис в разговоре со своим наставником-орфиком называет кровососущих чудовищ из свиты богини Гекаты: ламий и мормо — вампирами. Хотя вампиры — существа, в первую очередь, из славяно-балканского фольклора (да и само слово ѫпырь славянское, как и замствованное новогреческим βρυκόλακας из волко(д)лак, античности неизвестное и первоначально означавшее то же, что λυκάνθρωπος, волка-оборотня) и имеют мало сходства со спутницами Гекаты. Хотя Ефремов и грешил историческими и мифологическими неточностями, в данном случае скорее условность «кросскультурного перевода», позволяющая не утяжелять текст художественного произведения сносками.
  • Ник О’Донохью, цикл «Перекрёстки». У здешних химер львиное тело и голова, перепончатые крылья и скорпионий хвост. По всем признакам они не химеры, а мантикоры.
  • Йозеф Томан, «Калигула, или после нас хоть потоп» — знаменитая «Пусть я погиб за Ахероном». Широко простирались амбиции Римской Империи, аж на загробный мир!
    • Амбиции Рима простирались действительно широко, в том числе и на Ахерон (река в греческой провинции Эпир, в окрестностях есть римские поселения), и даже на Олимп (горный массив на границе Фессалии и Македонии, крупная римская колония в предгорьях). И это не «назван в честь…», согласно древнегреческой мифологии это Та Самая Река и Та Самая Гора. Стараниями предыдущего автора троп съехал на «не в ладах с географией».
  • Джон Шеттлер, «Киров» — в 11 книге эпупеи есть экскурс в около-сибирские мифы, в частности, персонажи находят т. н. Вилюйский котел где-то у Подкаменной Тунгуски (это недалеко, конечно, километров восемьсот). Также. «Чучуна описывался как мощно сложенный человек огромного роста, больше двух метров. У него были длинные руки и обезьяноподобная внешность. Некоторые полагали, что это могли быть древние неандертальцы, сохранившиеся до наших дней. У существа было много имен, но на западе их именовали „Йети“» — Чучуны это ЛЮДИ, носящие одежду из звериных шкур, ходят с ножом и луком, крадут скот и вещи, и вообще, скорее всего, занесенные в Якутию на льдинах чукчи. Также упоминается «… инопланетное существо, которое бродило по кладбищу маленькой деревни под Челябинском, ростом меньше 30 сантиметров, но с серой кожей, покрытой коричневыми пятнами, когтями на руках, огромными глазами и двумя крошечными отверстиями на месте ушей. Это существо называли „Сибирским Чупакаброй“, но женщина, нашедшая его, называла его „Алешенька“» — не сибирский чупакабра, а Кыштымский карлик, и живым это существо никто, кроме страдавшей шизофренией Тамары Просвириной не видел. Это вообще мумифицированный выкидыш с кучей пороков развития.
  • Сакариус Топелиус, «Сампо-Лопарёнок» — антагонистом в сказе выступает Хииси, дух-покровитель леса в карело-финской мифологии. Хииси не имеет чёткого описания, обычно изображается похожим на лешего, иногда — с лосиными рогами. В сказке же он больше напоминает скандинавского инеистого великана-хримтурса. Нередко таким его изображают и на иллюстрациях к сказке (например, в диафильме с иллюстрациями В. Бордзиловского).
  • Михаил Ахманов, «Далёкий Сайкат» — Фонд присылает Тревельяну закодированное сообщение на языке майя, которое он расшифровывает как «Кетцалькоатль». Для несведующих он объясняет, что Кетцалькоатль был кровожадным богом майя, требующему огромных жертвоприношений. Вот только на самом деле Кетцалькоатль был наименее кровожадным из богов. Плюс Кетцалькоатлем его звали ацтеки, а майя — Кукульканом.

Театр[править]

  • Ария Индийского гостя из «Садко»: «На том камне Феникс, Птица с ликом девы, Райские все песни Сладко распевает, Перья распускает, Море закрывает. Кто ту птицу слышит, Всё позабывает». Феникс вообще-то — это огненный хищный журавль, возрождающийся из пепла. Птица из арии — это Сирин, она же Сирена.
    • В экранизации то же самое: Сирин в исполнении актрисы Лидии Вертинской упёрто называется фениксом.

Кино[править]

  • «Битва титанов» 1981 года и её ремейк: Медуза Горгона живёт в Аду, у Цербера две головы, на Андромеду нападает не кит, а Кракен (скандинавский спрут-монстр, в ремейке ещё и превращённый в какого-то дракона с лапами вместо щупалец), в ремейке пошли дальше — там есть даже племя… джиннов. То, что Аид опять злой, уже не удивляет. Это не говоря уже про то, никакой битвы титанов в фильме не было, а единственный титан здесь — это Крон/Хронос, появившийся в сиквелле ремейка.
    • NB: число голов Цербера — очень спорный вопрос. В основном каноне их три, но упоминаются и пятьдесят, и две, и одна, и сто. Так что распространённое «У Цербера (в терминальных случаях у любого адского пса) должно быть три головы» — необоснованная категоричность из той же оперы, что и отравитель Сальери, дедуктив Холмс ет цетера ет цетера.
    • NB: согласно мусульманским представлениям, у джиннов есть общество. А вы думали, они только в лампах сидят и дворцы смертным строят?
      • Оно понятно, но что джинны забыли в Древней Греции? Неужели трудно было вместо них, раз уж так приспичило, каких-нибудь сатиров или кентавров сделать? А ещё лучше — гениев.
    • Строго говоря, Медуза Горгона была смертной, и после её убийства Персеем-таки попала в Аид в виде тени. Другой вопрос, что в фильме к месту её обитания в Аиде как раз и отправляется Персей, чтобы убить. Зачем, если в Аиде обретаются УЖЕ мёртвые, — большой вопрос.
    • Если в фильме 1981-го года Персей хотя бы канонично жениться на спасённой Андромеде, то в ремейке (где Андромеда осталась) его любовью внезапно стала Ио (не имеющая ничего общего с мифической, хотя возможно это разные персонажи). Впрочем, во второй части его таки сводят с Андромедой, правда, к этому времени её успели рекастнуть.
    • Сюжет «Гнева титанов» — это отдельный разговор. Тут и ослабевшие без веры людей боги и Аид с Аресом, объединившиеся против Зевса и Кронос, больше похожий на титанов из диснеевского Геркулеса и побеждаемый с помощью супер-оружия, собираемого весь фильм.
  • «Троя» — что за фигня, автор?:
    • Почему Хрисеида — внезапно дочь Приама, хотя само слово Хрисеида означает буквально «дочь Хриса»? Если уж понадобилась отсебятинка — то пусть бы Ахилл захватил бы ну хотя бы Кассандру. А она бы ему попророчила, а он бы ей не поверил — был бы хоть интересненький поворот… Авторы неумело смешали образы Хрисеиды и Поликсены.
    • Менелай убит в начале фильма, хотя по канону вернулся с Еленой домой и жил с ней счастливо. Кстати, такой поворот вообще лишал осаду смысла (кроме как «пограбить»), и герои вроде Одиссея, припёршиеся на войну неохотно из-за обязательств лично перед Менелаем, на этом месте могли бы спокойно собрать манатки до дому.
    • Ахиллес спрятался в Троянском коне, хотя по канону был поражён в свою ахиллесову пяту стрелой, которую выпустил Парис и направил Аполлон. Сам же Парис вскоре был ранен ядовитой стрелой Филоктета и скончался. Так что они никак не могли встретиться в ходе разрушения Трои. А в коне прятался уже сын Ахилла Неоптолем. Кстати, Неоптолема и Филоктета в фильме нет совсем.
    • В фильме Агамемнон погиб от руки Брисеиды при разграблении Трои, хотя по канону вернулся домой и был убит своей женой и/или её любовником.
    • А то, что Аякс в фильме только один, Теламонид — мелочи. Как и то, что он там вооружён двуручным молотом и погиб от руки Гектора.
    • События фильма никак не тянут на каноничную десятилетнюю осаду и занимают от силы несколько месяцев.
    • Впрочем, как раз история Троянской войны в разных произведениях ну очень противоречива (например, средневековые фанфики — это вообще отдельный и по-своему самодостаточный сюжет), так что авторы просто добавили свою версию к уже имеющимся.
    • Боги в фильме отсутствуют как класс, мать Ахилла нереида Фетида превратилась в обычную смертную женщину.
  • Фильм «Ной», конечно же, намеренно не в ладах с библейской мифологией и деконструирует её — такой фэнтези-угар, что даже злиться трудно. Но всё же для не читавших напомним: Ной никого от Ковчега не отгонял — наоборот, погрязшие в пороках собратья над ним смеялись и ни в какую не хотели всходить на борт корабля. Никакие каиниты-хаоситы в чёрных доспехах корабль не осаждали. Библейский Ной не стремился прервать род людской (даже наоборот), а потому не страдал от приступов ярости в связи с возможным рождением девочки (пролайферы негодуют). Ну и нефалемы, похожие на инферналов из World of Warcraft — это отдельная песня!
    • Последнее может быть отсылкой к исключенной из канона, но всё же аутентичной Книге Еноха.
  • «Геракл: Начало Легенды» Ренни Харлина — тут ещё и Изменившаяся мораль и Иисус Одобритель:
    • Мать Геракла горько плачется, что её муж-царь своими победоносными походами приносит боль и страдание. Реальная греческая царица вместо этого бурно радовалась бы успехам мужа и богатой добыче, благодаря которой она может жить припеваючи и безопасно растить потомство.
    • На жалобы отзывается Гера, из грозной, мстительной и гордой богини сделавшаяся каким-то подобием милосердной и сострадательной Богородицы, и сообщает, что Зевс пошлёт избавителя от злобного царя путём оплодотворения царицы, от чего родится Геракл и, повзрослев, всё наладит. Но ведь в мифах Гера страшно ненавидела и Геракла, и вообще всех бастардов Зевса, превращала их в чудовищ и насылала беды! Любовницам доставалось тоже. С чего она вдруг сделалась сводницей?
    • Царица вместо того, чтобы плюнуть и самой зарезать или отравить муженька (как сделали в мифах Данаиды, Клитемнестра и многие другие), соглашается на этот долгоиграющий план, явно навеянный непорочным зачатием Христа.
    • Из двенадцати подвигов присутствует только Немейский Лев, дальше миф вообще никак не отражается в сюжете.
    • Сцена бичевания Геракла в распятой позе с взыванием к небесному отцу подозрительно похожа на распятие Христа — только Христос ответа так и не получил.
    • В финале действия Геракла вообще превращаются в некий крестовый поход по утверждению культа Зевса, который ниспосылает сыну волшебный бич из молний. Мифический прототип, решавший все проблемы дубиной и луком, снисходительно усмехается.
    • Да и Амфитрион никогда не был злодеем (ну, по мифологическим меркам), а Геракла вполне себе любил, как родного (учил его ездить на колеснице, участвовал с ним вместе в войнах и т. д.), а вот сам Геракл… Просто, напомню, что подвиги он свои совершал во искупление.
  • В серии фильмов «Исполнитель желаний» утверждается, что все джинны — это полные чудовища (фактически демоны), которые обманывают людей и жаждут заполучить их души. А сказку про Аладдина, дескать, придумали, чтобы смягчить ужасную правду[3]. Мифологические же джинны бывают как добрые (если они правоверные мусульмане), так и злые (шайтаны).
    • В РЕАЛЬНОЙ (а не диснеевской) сказке-первоисточнике нигде не указывается, что джинн (точнее, там их двое, один из лампы, второй — из кольца) — ДОБРОЕ существо. Скорее, наоборот, Аладдину сильно повезло, что ему попались именно такие джинны, которые подчинялись его приказам как своему хозяину.
  • Многие фильмы про короля Артура и его команду:
    • «Меч короля Артура»: педаль в Австралию! Вортигерн здесь — младший (!) брат Утера и главный противник Артура. Мордред здесь не сын-племянник Артура, а злой колдун, который старше своего деда и ездит на слоне, Меч-в-камне назван Экскалибуром и даёт суперспособности… Чтобы было понятно, как это выглядит для знатока артурианы, приведём пересказ российской истории в стиле фильма:
« Благородный король Горбачёв победил злобного колдуна Медведева, ездящего на медведе. Но Сталин, младший брат Горбачёва, сверг законного правителя, воздвиг башню во славу Гитлера и начал продавать детей в рабство Талибану.

Законный наследник трона Ельцин вырос при борделе в Киеве, промышляя рэкетом. Но однажды он случайно залез на броневик и вытащил апрельские тезисы. После чего рыцари Собянин и Прохоров рассказали ему, что он законный президент и должен свергнуть Сталина. Расшвыривая врагов могучим броневиком, героический Ельцин ворвался в Кремль и победил тирана.

»
— из рунета
      • Добавим, что никаких Мерлина и Морганы нет и в помине, Британию позорно называют «Англией» (хотя Артур тем и известен, что навалял захватчикам-англам), столица страны — Лондиний вместо Камелота, персонажи с типично кельсткими именами Билл, Эльза и Рубио… Перечислять можно долго. И ладно ещё Бедивер и Тристан старше Артура, но как они оказались неграми — в Британии шестого века нашей эры?
      • Вообще фильмы про короля Артура очень часто не в ладах с мифами о нём, просто этот действительно идёт на рекорд. Фактически, если поменять имена и названия, никто и не догадается, кого имели в виду создатели.
    • «Первый рыцарь» — эпизодический злодей Малагант вырастает чуть ли не до тёмного властелина, который лично убивает Артура. Мордред? Кто такой Мордред? А перед смертью Артур назначает преемником Ланселота, который ему даже не родственник (а в версии фильма вообще крестьянин, произведённый в рыцари) при том, что у него куча канонических племянников.
    • Мюзикл «Камелот»: Артур тут правит Англией, а в финале появляется мальчик Том с толстым намёком на Мэлори… которого от реальной эпохи отделяло примерно тысячелетие. Впрочем, тут и весь антураж очень условный, без претензии.
    • «Король Артур» (2004) — фильм был попыткой рассказать «реальную историю» короля Артура, согласно которой он был римским командиром Арториусом Кастом, а его рыцари — воинами-сарматами (теория основана только на созвучии имён и в общем-то больше ни на чём). При этом мало того, что они носят такие типично сарматские имена как Тристан, Гевейн, Галахад или Дагонет, авторы ещё не в курсе, что артуровский цикл создавался не одно поколение и появлялись новые герои в нём постепенно. Особенно забавно видеть среди сарматский наёмников Ланселота, который появился в артуровском цикле лишь в XII веке
    • Несчастный сэр Гавейн, племянник и правая рука Артура, в куче фильмов по Артуриане. Даже в «Экскалибуре», который в остальном очень близок к первоисточнику, из него сделали эпизодического подлого клеветника, на вид старше Артура. А в «Туманах Авалона» Артур лично подкладывает жену под Ланселота, чтобы родился наследник… лишь бы не отдавать трон «отродью Моргаузы», то есть Гавейну. Ну то есть человеку, который в легендах был чуть ли не вернейшим его соратником. В «Легенде о Зелёном рыцаре» — игра с тропом: создатели явно в ладах с мифологией (видно по многим деталям), но всё равно сознательно слили беднягу Гавейна, потому что уж очень хотели кино про маленького человека.
    • «Библиотекари» — серия фильмов о хранителе магических реликвий. Одна из них — это меч в камне, упорно называемый Экскалибуром. Экскалибур — это тоже меч короля Артура, но другой, дарованный ему Владычицей Озера. Меч в камне звался Кларент.
      • Впрочем, теории о том, что Экскалибур и Кларент — одно и тоже — очень распространённая ошибка в фильмах и мультиках. Даже, уже можно сказать, стандартное упрощение, а не ошибка. Особенно забавно, что в анимешной франшизе «Fate», где король Артур вообще женщина, эту деталь не забыли. Кларент и Экскалибур там разные мечи, и Артурия пользовалась ими в разное время.
      • Это ещё ладно, как вам понравится, что «Экскалибур» в «Библиотекарях» до сих пор в камне?
  • «Мумия» (1999) — какое отношение библейские «десять казней египетских» имеют к собственно египетской мифологии? А если авторы преднамеренно делают библейскую историю частью сеттинга, то они не в ладах ещё и с Библией: десять казней показывают превосходство Яхве над всем египетским пантеоном, так что их было бы не под силу наслать всем жрецам Египта, вместе взятым.
    • Да и откуда могли узнать во времена Имхотепа о «египетских казнях», чтобы напророчить о них тому бедолаге, кого угораздит открыть саркофаг и пробудить жреца?
    • Книга мёртвых, по фильму, является чем-то тайным и скрытным. На самом деле сцены из Книги были написаны на стенах многих гробниц во время Нового царства. Книга мёртвых служила для попадания в загробный мир, а не для воскрешения, как описано в фильме.
      • Более того, пелены, в которые заворачивались мумии, в погребениях побогаче как раз и представляли собой… текст «Книги Мёртвых» на папирусе. Короче, это был стандартный и общеизвестный священный текст, ч не нечто тайное и эзотерическое.
  • «Мумия» (2017) — египетский бог Сет в фильме именуется богом смерти, хотя на деле он считался богом бурь и хаоса. Должность бога смерти занимал Осирис.
    • А ещё египетское захоронение запихнули в Ирак. Это ещё и не в ладах с историей и географией: чтобы провернуть такое, древним египтянам пришлось бы вторгнуться в Вавилонское царство, с которым у них даже границы не было. Впрочем, там сами персонажи поражены такой находкой в неположенном месте.
  • «Чудо-женщина» весьма вольно обращается с древнегреческой мифологией: так, Арес из бога войны превратился в самопровозглашённого «бога истины» (если можно доверять тому, что он о себе говорит), развязывающего войны, чтобы убить всех людей. А ещё он, согласно легендам амазонок, убил всех своих собратьев по древнегреческому пантеону, кроме Зевса.
  • Японский «Звонок» — Садако Ямамура вернулась с того света в виде мстительного привидения онрё. Однако, согласно японской мифологии, онрё (да и, шире, любое привидение-юрэй) должен быть безногим. Тем не менее у призрачной Садако обе ноги на месте и она ходит, а не парит над землёй, как полагается уважающей себя онрё.
    • Некоторые способности у неё были ещё при жизни, герои предпологают, что возможно её отец был каким-то сверъестественным существом, возможно в силу происхождения из неё и привидение получилось нестандартным.
  • «Ясон и аргонавты» (2000): Гера обеими руками за Ясона, а Зевс его по этой причине ненавидит. Посейдон — это такой километровый исполин, который маскируется под острова. Ну и Геракл в походе аргонавтов, конечно, участвовал, но вернулся из него целым и невредимым.
    • Собственно, его, по классической трактовке легенды, выдернули с корабля ещё до того, как аргонавты добрались до Трои, то есть ещё в Эгейском море.
  • «Догма» — Она очень не любит, когда Её относят к мифологии.
  • «Домовой» (2019) — зигзаг. В целом, образ домового каноничен. Однако одна деталь выбивается. Опустим то, что он живёт в квартире, это из современной мифологии. Домовой в фильме боится святых символов. В мифологии он к такому приспособлен.
  • «Геракл» (2014) — желая подбодрить солдат, Иолай рассказывает им про убийство Гераклом Немейского Льва — дескать, вот какой у вас славный военачальник и тренер. Но вдруг один из солдат верно подмечает: «Если шкура Немейского Льва была неуязвимой, как Геракл смог освежевать его?», в ответ на что Иолай заметно стушевался. Он (как и создатели фильма, видимо) не знал, что для этого Геракл использовал вырванные клыки самого Льва?..

Телесериалы[править]

  • «Зена — королева воинов» (1995) — здесь это не баг, а фича.
    • Бахус похож на Diablo, вакханки — типичные стокеровские вампирши. Дриады тут почему-то страшные, а фурии — наоборот (ещё и ведут себя, как суккубы).
    • Дриады совершенно неканонические, с крыльями летучей мыши и хвостами.
    • Беллерофонт почему-то сын Артемиды. Вечной девственницы, напомним. По мифам мать победителя Химеры была смертной, он полубог по отцу, морскому богу Посейдону (по другой версии он смертен и является сыном коринфского царя Главка).
    • Откуда-то взялся греческий бог раздора Страйф (Раздор). Видимо, из басни Эзопа про Геракла и Раздор.
    • Сизиф пленит не отвратительного греческого Танатоса, а няшную богиню смерти Селесту, сестру Аида (не было у него такой сестры, были Гера, Деметра и Гестия. Да и имя у нее не греческое, а латинское).
    • Агамемнон тут умер почему-то ДО падения Трои (уже в первой серии сериала упомянуто, что он мёртв, а к середине сезона Зена присутствует при штурме Трои (на стороне троянцев).
    • Одиссей выглядит старше, чем Автолик. Вообще-то, Автолик — дед Одиссея (и умер весьма вскоре после его рождения — разве что успел малыша на коленях подержать и имя ему наречь).
    • Библейский Голиаф тут не простой крутой смертный, а великан. Конечно, Библия свидетельствует, что он был ростом шесть локтей с пядью (примерно 270 см), но в сериале он выглядит на шесть не локтей, а метров. Кстати остальные филистимляне почему-то тоже великаны.
    • Греческие боги здесь смертны, хотя в оригинале бессмертны.
  • «Баффи — истребительница вампиров» (1997) — в эпизоде «Околдованные, обеспокоенные и изумлённые» Эми читает заклинание, вызывая Диану, которую она называет «богиней любви и охоты». Хотя Диана действительно была римской богиней охоты, общеизвестно, что богиней любви была Венера. Более того, Диана поклялась никогда не вступать в половую связь и так ревностно охраняла свою девственность, что превратила в оленя мужчину, случайно увидевшего, как она купается. Возможно, именно в невежестве Эми кроется причина того, что заклинание не сработало? (Оно сработало вполне логично — вся женская половина Саннидейла начала охотиться на Ксандера).
  • «Зачарованные» (1998) — хотя на мифологию нет авторских прав, сценаристы временами вводили в повествование антагонистов, носящих имена мифических персонажей.
    • Данталион не мощный демон Гоэтии, а какая-то жрица и вообще азиатка.
    • Кали не индуистская богиня, а блондинка-волшебница из зазеркалья.
    • Геката не слуга Аида (которого здесь вообще нет), а правительница Подземного Мира. Непонятно, кстати, как этот титул сочетается с существованием Хозяина/Источника всего зла, который Гекате не муж и не брат.
    • Олимпийские боги были людьми, а среди титанов затесался некий Деметрий. Повышенная до божества Пейдж получила трезубец и стала богиней войны, а не морей.
  • «Я в рок-группе» — внутримировой пример. Дерек, желая продемонстрировать свою образованность, заявляет:
« — Да я порву его, как Голиаф порвал Давида… что? Камнем? Правда? А я не дочитал, думал, всё и так ясно. »
— Серия про участие группы в реалити-шоу
  • «Настоящий детектив» — возможно, внутримировой пример: во втором сезоне отец Афины говорит дочери, что назвал её в честь богини любви. Но Афиной звали древнегреческую богиню мудрости. Богиней любви была Афродита. Тут не ясно, кто безграмотен: сценаристы или персонаж.
  • «Викинги» — обритый наголо осуждённый мечтает войти после казни в Вальгаллу, куда, согласно верованиям викингов, был открыт доступ только погибшим в бою, а ярл воображает, будто может этому помешать.
  • Сериал «Удивительные странствия Геракла» и его спин-офф про Зену/Ксену. Действие обоих сериалов происходит в одной вселенной, так что ляпы у них общие. На самом деле, ляпов тут столько, что можно написать отдельную статью.
    • В телефильмах, с которых начинался сериал, Геракл вполне канонично получает от Деяниры плащ, пропитанный кровью кентавра Несса, но не получает отравление и лишь падает в Тартар… чтобы пережив много опасностей и приключений вернутся обратно, причем ещё и возвращает с того света Деяниру. Кроме того, это событие происходит практически в начале «Странствий», а не канонично в конце.
    • Начиная с телефильмов Гера, вообще-то вполне благое божество, сделана тут едва ли не сатанинским архетипом, ненавидящим людей и мечтающей их уничтожить. Ну да, покровительница семей, которой нравится, чтобы люди плодились и размножались в рамках дозволенного. В мифах она и правда докучала любовницам и бастардам муженька, но это всего лишь от ревности. Да и с Гераклом она в итоге примирилась.
    • С какого бодуна Беллерофонт — сын богини Артемиды? Для начала, Артемида была покровительницей целомудрия, оставалась вечной девственницей, и детей у неё никаких не было. А мифический победитель Химеры действительно полубог, но по отцу (это был Главк, в других вариантах — аж сам Посейдон), а вот мать его была смертной.
    • Путаница с греческими и римскими именами богов. К примеру, главного героя зовут на римский лад Геркулесом (Гераклом его сделали наши переводчики), а отца — Зевсом, как у греков. Дионис стал римским Бахусом, а Эрида — Дискордией. При этом доблестные переводчики, ни о каких Дискордиях не слыхавшие, ещё и перевели её как «Дисгармонию».
    • Вышеупомянутый Бахус-Вакх-Дионис на рожу напоминает Diablo. Вакханки похожи не на древнегреческих буйных алкоголичек, а на стокеровских вампиресс (вплоть до того, что «вакханство» передаётся через укус в шею). Кстати, Дракула-Вакх-Cатана убивается при помощи вонзания кости дриады в сердце. А дриады тут почему-то с крыльями а-ля летучая мышь и с хвостами. Претензия на «творческое переосмыление» и «стёб», по факту же вся эта вакханская линия в сериале — это адовый ТРЭШ!
    • А в линии Орфея и Эвридики вообще всё переврали.
    • Кстати, откуда у Эриды/Дискордии взялся брат-коллега с очень греческим именем «Страйф» (англ. strife — раздор, распря)?.. Вероятно, из одной малоизвестной античной басни, где Гераклу повстречался маленький монстрик по имени Раздор, и чем больше Геракл его бил — тем крупнее и опаснее становилось чудовище.
    • Сколько глаз было у Одина? Это знать надо, если ты учился в шестом училище. Это классика! Сколько глаз, [УДАЛЕНО]? В сериале про Ксену у него повязка на глазу, в сериале про Геркулеса — нет.
      • При этом по ходу сюжета Один слепнет, правда на оба глаза сразу.
    • Локи — сын Одина. Фэйспалм: да по мифологии он вообще не ас, а ётун! И он названый брат Одина. «Один, когда-то, помнишь, кровь мы смешали? Сказал ты, что пива пить не начнёшь, если мне не нальют». Приёмным сыном его сделал уже «Марвел». Да, в каноне асы от йотунов произошли, то есть являются их потомками, но вот Локи — как раз йотун чистый и беспримесный.
    • Дахака из зороастризма (Дахок, по местному) — огненное нечто, анатомией и замашками напоминающее тентаклемонстра (в оригинале — трёхглавый дракон, либо, как Ажи-Дахака — мужик со змеями вместо рук). Тифон — просто человекообразный великан (в оригинале это та ещё НЁХ), причём добродушо-туповатый и почти безвредный. Грендель — это бывшая главвалькирия. Голиаф — не просто могучий мужик, а великан. Минотавр ранее был человеком, но его заколдовали (впрочем, это можно понять: не рассказывать же целевой аудитории про зоофилию критской царицы). А царь Гильгамеш был тайным дахакопоклонником (и вместо него на тот свет спускался Геракл).
    • Геракл встречает ветеранов Троянской войны, которая случилась когда-то давно. Пожилых ветеранов! В мифах Геракл жил лет за сто до этой войны.
      • В серии с ветеранами встречается пожилой Аякс (который вообще-то у Гомера войну не пережил[4]). В другой серии — молодой Теламон. Его отец!
      • Зато несколько позже Зена сама участвует в Троянской войне! И нет, события в «Зене» определённо происходят уже после «геракловских».
    • С возрастом героев тут вообще странности. Так, Ясон тут уже пожилой человек, гораздо старше Геракла, хотя последний вроде бы полубог и не должен быть вечно молодым.
    • Это ещё что, в одной из серий Зена встречает Цезаря! Гая, Юлия. В довольно-таки основанном на истории сюжете, где его захватывают в плен пираты.
    • Автолик, друг и Зены, и Геракла. Правда, в оригинале он наставник юного Геракла и сын Гермеса…
      • При этом в сериале «Зена» главная героиня встречает его внука Одиссея и помогает тому добраться до Итаки.
    • Мошенник Салмоней, тоже друг Геракла и Зены, в оригинальных мифах выдававший себя за Зевса, был низвергнут Громовержцем в Аид до рождения Геракла.
      • Примечательно, что в другом эпизоде появляется царь Мидас. Не умеющий превращать в золото, но считающий себя Зевсом. По сути — слегка измененный Салмоней из мифов.
    • Ну и Влад из Антиохии, вампир-стригой… это уже как говорится без комментариев.
    • Впрочем некоторые мифологические подробности (причём такие, которые не всякий вспомнит) авторы запомнили — вроде того, что Геракл спас троянскую красавицу от морского монстра, или то, что Дахака-Дайгок явится на Землю в обличье жреца (он и явился таким… в теле Иолая).
    • Да и сам Иолай — племянник Геракла, а не друг детства…
    • При этом, сериал ухитрился избежать тропа Никто не любит Аида — здесь он предстаёт вполне адекватным богом, который просто «выполняет свою работу».
  • Российский сериал забыл название. В этом сериале описывается ритуал превращения человека в Белого Умкову, благодаря которому тот может стать практически непобедимым. На самом деле превратиться в Умкову невозможно — это не какой-то там супервоин, а паукообразный монстр, созданный из человеческих костей.
  • «Однажды в сказке». Экскалибур вытащили из камня (распространённое заблуждение, но это не тот меч, тот назывался Кларент), а до этого этот меч был Граалем (который вообще-то чаша).
    • Сериал снят «Диснеем» по диснеевским же мультикам, так что это вине не его, а именно что диснеевского мультика про меч в камне.
  • «Гадалка» — зигзаг в серии о русалке. Сама русалка была каноничная — с двумя руками и двумя ногами. Но она заключила с женщиной договор, по условиям которого утонут несколько её потомков по мужской линии. В славянских мифах подобную сделку предложила бы не русалка, а водяной.
  • «Слепая» — грешит постоянно:
    • Сама работа бабы Нины выглядит неубедительно. Она как знахарка не шепчет заговоры, не проводит обряды.
    • В самой первой серии баба Нина советует сделать отворот на кладбище. На кладбище порчу наводят, а приворот и отворот делают за счёт наузов (узлов) и наговоренной еды.
  • Kamen Rider Hibiki: почему Рокуро-Куби выглядит не как человек с удлиняющейся шеей, а плод соития сколопендры и акулы -молот?
  • Перси Джексон и олимпийцы — И вариант-то подобрать затруднительно. С одной стороны авторы с мифологией вполне в ладах, видна работа с источниками, с другой многие убитые внезапно оказываются живыми и дожившими до совеременности, а то и вовсе новоделом.

Телевидение[править]

  • Телеканал Рен-ТВ часто делает заявления, которые идут вразрез с мифологией.
    • Утверждалось, что в Европе все поклонялись вампирам. Их представляли как утончённых аристократов, которые изящно попивают кровь. А в России вампиров представляли как мерзких уродливых тварей. Кто не помнит, классических вампиров придумали у нас и в Румынии (а ещё на них немного похожи скандинавские драугры и немецкие нахцереры) — и с распространением легенд о них в Европе была связана натуральная «вампирская истерия», когда крестьяне сваливали на ходячих мертвецов все мыслимые и немыслимые беды и конкретно задолбали полицию требованиями проверить подозрительные могилы. Вампиры-аристократы же в массовом сознании появились только после публикации рассказа «Вампир» Полидори.
      • По иронии, версия «Сказания о Дракуле воеводе», ходившая на Руси, описывает главного антигероя с большей симпатией, чем западные легенды, сочинённые ради демонизации Влада Дракулы. Именно в русской версии им хоть немного, да восхищаются.
    • Также говорилось, что на Руси люди были православными и поэтому в отличие от загнивающей Европы никакой нечисти не боялись и верили, что вампиров очень просто победить — достаточно бросить в вампира пригоршню зёрен, и он начнёт их пересчитывать. Снова неверно! На Руси, как и в Западной и Центральной Европе, верили, что вампира можно уничтожить, если пронзить его тело колом, а потом сжечь. А странные истории о том, как вампира отвлекли зёрнами, пришли из Румынии.
    • По словам авторов, согласно мифам вампиры ненавидят оборотней и считают их низшими существами. А ещё зубастые служат силам смерти и поэтому ненавидят мохнатых, поскольку те служат силам жизни. Полуправда-полувраньё. Естественно, пассаж о том, кто кому служит, цельностянут из Werewolf: The Apocalypse (причём дана только точка зрения местных оборотней — поиграй авторы в Vampire: The Masquerade, они бы узнали, что местные вампиры никаким силам смерти не служат), а по фольклору образы вампира (вурдалака) и оборотня (волкодлака) смыкаются до неразличимости (даже считалось, что оборотни после смерти становятся вампирами). Но в реальном фольклоре были положительные оборотни, например, итальянские Бенанданти, и служили они по собственным заявлениям не языческим силам жизни, а вполне христианскому богу.
    • Исследователь сект рассказал, что покемоны делятся на разные виды (огненные, водяные и т. д.) как элементали. А элементали — это бесы ну один точно, следовательно, покемоны — пропаганда сатанизма. Этот сектовед в мифологии не смыслит от слова совсем — стихийные духи элементали были придуманы средневековыми алхимиками, и они не имеют никакого отношения к бесам, более того, Парацельс считал их подобными людям. И независимо от того, бесами ли являются все существа нехристианской мифологии, или нет — логика автора поразительна.
      • В другом выпуске этот исследователь сект обозвал мексиканский католический праздник День Мёртвых (местную версию Дня Всех Усопших Верных, в которую, как и положено, поминают покойников) скрытым поклонением дьяволу. Вероятно, он что-то слышал о культе Святой Смерти (Санта-Муэрте, который действительно осуждён Ватиканом за сатанизм и кощунство), приверженцы которого тоже чтут День Мёртвых, но не разобрался в вопросе. Впрочем, при желании можно придраться к тому, что мексиканцы христианизировали ацтекские обряды поклонения богине Миктлансиуатль, но в какой народной версии христианства не было подобного?

Мультфильмы[править]

  • Мультфильм «Геркулес». Нет, во многом это, конечно, ради тропа Иисус одобряет — мы ведь не будем показывать детишкам, как Геркулес Геракл убивает своих малышей, рождённых Мегарой? И то, что Зевс и Гера — брат и сестра, тоже немножко лишнее для детской аудитории (хотя эти 2 момента особого отношения к сюжету не имеют — детей у Геракла и Мегары пока ещё нет, а родство Зевса и Геры вообще имеет значение только в истории про Кроноса). И сын у Зевса от законной жены, он же не какой-нибудь бабник. И Аид… Никто не любит Аида, однако в истории должен быть злодей. С двумя чёртиками (сатирами?) на побегушках. Но из каких соображений потребовалось показывать Амфитриона и его супругу ветхими старцами и простыми крестьянами? Что не давало изобразить Амфитриона царём (и офигенно крутым героем), которым он и был? Не говоря уж о том, что Алкмена, естественно, была молодой и красивой — иначе с чего бы Зевс на неё запал?
    • Титаны, просто титаны. Мифы их изображают такими же разумными и человекоподобными, как и богов. Мультфильм их показывает вообще не человекоподобными, а просто какими-то неразумно-деструктивными сгустками стихий.
      • Геракл из мифов участвовал в гигантомахии, а не в титаномахии. Впрочем, гиганты тоже не похожи на воплощения стихий из мультфильма.
      • Более того, люди были сотворены титанами, и именно во времена власти титанов у человечества был Золотой Век, а тот самый титан Прометей наш то ли прародитель, то ли создатель, то ли родственник, и уж точно благодетель. Сами же боги боялись своих «кузенов» и хотели уничтожить.
    • Перечисляя Геркулесу своих учеников — Ясона, Одиссея, Тесея, Персея, Ахилла — сатир допускает дичайшие анахронизмы: эти ученики в лучшем случае были современниками Геракла, а многие жили намного позже (в частности, Ахиллес, который в мультсериале уже дедушка-ветеран и вдобавок жив-здоров). Ну и наставником большинства этих граждан в мифах был Хирон… К тому же он упоминает Клеопатру, до рождения которой ещё остаются столетия. Очевидно, Фил привирает, чтобы набить себе цену. Вообще, вывод сатира в качестве наставника — так себе идея. Мифологический сатир скорее обучил бы лишь искусству дуть вино цистернами в одно рыло, не пьянея, и тащить в кусты интима ради всё, что шевелится.
      • Ещё одна ошибка, пополам с не в ладах с астрономией: сатир сокрушается, что ни один из его учеников не удостоился собственного созвездия. Вообще-то созвездие Персея вполне существует. Более того, Персей отхватил сразу два созвездия — на себя и на свою пассию Андромеду. Плюс ещё созвездия для тестя и тёщи — Цефей и Кассиопея.
    • Там же Минотавр и Медуза Горгона — это, судя по разным словам, целые расы (хоть в кадре и появляются в единичных экземплярах). Тогда как в мифологии Минотавр был один, а Горгон — три сестры, и одна из них — Медуза (которую, к слову, убил Персей, прадед Геракла). Кстати, в мультике Минотавр отмечал «Да, я чудовище, родителей не выбирают». Если вспомнить, кто родители мифологического Минотавра, эта фраза прозвучит циничнее.
    • В одной серии Геркулес отправляется в Скандинавию, где встречается с местными богами, которые оказываются двойниками олимпийцев. Вроде неплохая фишка, но как реализована? Почему Тор — двойник Аполлона? Ну, положим, Зевсом он не мог быть, потому что аналог Зевсу выбрали не по функции громовержца, а по величественности и верховности (то бишь, здесь двойник Зевса — Один, почему бы нет). Но Аполлон тут каким боком (единственное, что между ними общего, — они сыновья верховного бога)? Ну сделали бы Тора хотя бы двойником Ареса, тоже бога войны!
      • Двойником Ареса был не Тор, а Тюр aka Циу. Кстати, Вотана (Одина) древние римляне отождествляли с… Меркурием (Гермесом) — ибо тоже трикстер ещё тот! Скажем, один из основных эпитетов Всеотца — Погубитель Воинов, ибо военная удача (которой он и командовал) ох как переменчива.
      • Очень сомнительно, ибо Тюр — бог справедливости, а вовсе не любой войны как таковой. Богиня справедливой войны у греков — Афина.
      • Это скорее пародийная инверсия по правилу прикольности. Аполлонность Тора — как раз штука неожиданная и оттого забавная.
        • Вариант истолкования: здесь, скорее всего, сделана отсылка к американской комиксовой традиции. Ну а марвеловский Тор всегда подавался как крутой красавец, а не просто как крутой.
      • К слову, и культ Аполлона, и культ Тора был тесно связан с плодородием и земледелием. И оба рассекают по небу на божественных колесницах!
    • Мойры, богини судьбы, изображены в виде трёх старух, пользовавшихся одним глазом, который передавали друг другу. Этот облик (за исключением, быть может, уродства) соответствует другой триаде богинь, известных как «грайи».
    • Орион — победитель хтонического чудовища Скорпиона? В мифах обычный скорпион смертельно ранил Ориона. В обоих случаях скорпион стал созвездием, но в реале созвездия Ориона и Скорпиона одновременно на небе не появляются.
    • Ну и мелочь: Аид был богом мёртвых, богом смерти был Танатос.
    • В сериале школьными друзьями Геркулеса становятся Икар и Кассандра, а противником — Адонис. Из них только Икар был его современником, остальные жили позже (хотя тут данные разнятся). По версии мультсериала, Икар выжил после своего падения, хотя в мифах его тело было похоронено, причём самим Гераклом.
  • «Скуби-Ду и монстр из Мексики» — чупакабра. В современном фольклоре это создание описывается как ящероподобное низкорослое существо с шипами на теле, крупной клыкастой пастью и горящими глазами. В мультфильме же действует подобие снежного человека, у которого общее с каноничным козьим вампиром лишь глаза. Правда, монстр не настоящий (это не спойлер, франшизу про Скуби знают именно за это) и те, кто создал его костюм, могли быть не знакомы с мексиканским фольклором.
  • Мультфильм «Аладдин. Принц воров» (третья диснеевская полнометражка). Среди приглашённых на свадьбу Аладдина и Жасмин упоминается Осирис. Джинн окликает Осириса, фигура с соколиной головой разворачивается и возмущённо клекочет. Только вот с головой сокола изображался сын Осириса — Гор.
    • Потому и клекочет возмущённо — видать, у синего память дырявая, бывали уже прецеденты…
    • К слову (хотя и не меет отношеня к мифологии, а в основной статье об этом говорится), как там диснеевский первый мультфильм начинается в русском переводе? «Добрый путник, войди в славный город — Багдад». Хотя вся диснеевская франшиза та ещё условность, и действие там происходит не в Китае, как в оригинале. но всё же в сказочной Аграбе, а не в Багдаде, где отродясь не было султана.
  • Советский мультфильм «Прометей» Снежко-Блоцкой: когда Гефест отказывается преследовать Прометея, орёл Зевса угрожает ему: «Неужели ты забыл, как тебя сбросили с Олимпа? До сих пор хромаешь!». Подразумевается, что это было во взрослом возрасте и, возможно, в наказание за что-то. По наиболее же распространённому изводу мифов, Гефеста с Олимпа сбросила его мать Гера, когда увидела, что он родился уродливым (как вариант — Зевс). После этого падения он и охромел. По другому варианту, хромота у него тоже врождённая. На третий вариант, самый поздний, и опирается мультфильм, так что фитилёк прикручен. Из попыток популяризаторов согласовать варианты появляется даже версия, что сбрасывали его дважды — оттого он и «Хромец обеногий».

Комиксы[править]

  • При первом своем появлении в комиксах Marvel Тор и Локи были олимпийскими богами[5]. С тех пор пошло-поехало…
    • Тор. Начнем с того, что в оригинальных мифах он рыжебородый, а вовсе не гладко выбритый блондин (в фильмах «пофиксили» — у Тора есть борода). И пускай и там Тор назван защитником богов и людей, его образ не является однозначно-положительным. Он буйный силач, большой любитель подраться и поесть, а не рыцарь в сияющих доспехах. Что касается его главного оружия — Мьельнира — то в мифах не было условий на счёт «достойности» поднимающего. Однажды молот вовсе украл великан, из-за чего бедняге пришлось примерять на себе роль прекрасной невесты.
    • Локи — высок, строен и черноволос? (Правильный ответ: невысокий, худощавый и, вероятно, огненно-рыжий). Что касается внешности, то в комиксах Локи «наградили» довольно неприятной физиономией, хотя в мифах он хорош собой (исправлено в экранизации красавчиком Хиддлстоном). Что касается морального облика, то в комиксах Локи злодей, в то время как в мифах это более неоднозначный персонаж, способный и на хорошие поступки (опять же исправлено в поздних фильмах и связанных с ними комиксах). При том, что комиксах его наказывают КУДА мягче, без приговоров на участь хуже смерти и расправы над детьми.
      • Насчёт чёрных волос обоснуй: рыжий у скандинавов считался благородной мастью, такому малоуважаемому персонажу его бы не приписали. А всё-таки приписали из-за путаницы с чуть-чуть не тёзкой — богом огня Логе.
    • Хель (Хела) — тоже дочь Одина, причём старше вышеупомянутых? (Правильный ответ: нет, она дочь Локи). Ох, промолчу про её внешность… (Правильный ответ: половина лица цвета свежего мяса, вторая половина иссиня-чёрная, про ноги лучше к ночи не вспоминать). И далее по тексту.
      • Своего рода запоздалым оправданием всей этой ситуации служит описанный в комиксах «Цикл Рагнарёка» — мол, был когда-то и рыжий Тор-буян, и рыжий Локи-побратим Одина, и всё прочее, канонично-мифологическое, а нынешние асгардцы — далеко не первая инкарнация.
        • Да и вообще, местные боги — достаточно развитые инопланетяне. Так что авторы могут писать любую хрень и не париться.
          • Автор выше, видимо, комиксов не читал, иначе бы знал, что Хела в комиксах не дочь Одина, это из КВМ. В Кинематографической Вселенной Марвел она вообще-то два в одном — воплощает и Королеву Хельхейма, и Анжелу — тайную дочь Одина. Про «достаточно развитые инопланетяне» тоже мимо.
    • В славянском пантеоне появились греческие и кельтские боги.
    • В японской мифологии был бог из первичного хаоса, создатель неба, не добрый и не злой, а нейтральный — Ама-цу-Микабоси. В комиксах Marvel он выступает как антагонист, похлеще Дискорда и Дахака вместе взятых.
  • Punderworld — в пятнадцатом выпуске Аид с Персифоной при первой встрече случайно устроили обвал в подземном мире, разбудив Стикс… когда Харон перевозил душу недавно скончавшегося Эдипа (кто не знает хронологии мифов, это примерно как если бы Владимиру Красно Солнышко явился призрак Сталина).

Аниме и манга[править]

  • Angel Sanctuary.
  • The Twelve Kingdoms — оригинальный кирин (он же цилинь) вовсе не единорог, а полудракон-полуконь. Хотя здесь с прикрученным фитильком: кирин и европейский единорог в азиатском массовом сознании давно и прочно перепутались, так что черты единорогов у киринов есть почти во всех аниме и мангах, где они появляются.
  • Bishoujo Senshi Sailor Moon — мангака перепутала функции Кроноса/Сатурна (бога времени с серпом) и Аида/Плутона (бога подземного мира), в результате чего Сейлор Сатурн с серповидной глефой превратилась в воина смерти и разрушения, а Сейлор Плутон получила возможность останавливать время.
    • Впрочем, есть также версия, что Сатурн стала воином смерти из-за японских особенностей произношения данной планеты, а именно, «Сатаан».
  • Digimon Adventure — дигимон-кентавр Центамон живёт в лабиринте, хотя в мифах в лабиринте жил Минотавр, а не кентавры. Впрочем, это простительно — у нас антисеттинг, а ещё тут есть Унимон, который в анализаторе дигимонов прямо назван гибридом единорога и Пегаса, так что почему тут не может быть других подобных созданий?

Видеоигры[править]

  • God of War — повсеместно, хотя там это скорее переосмысление исходя из правила крутизны. Однако есть и вопиющие расхождения.
    • Титаны. Как и в диснеевском мультике про Геркулеса, их (кроме Прометея) тут сделали громадными, уродливыми и не шибко умными. Ну сколько раз повторять: титаны — это предыдущее поколение богов, а громадные тупые громилы, мало похожие на людей — это гиганты, их в ходе гигантомахии били, при участии Геракла!
    • Кстати, почему Гея причислена к титанам? И кто ЕЁ, мать-Землю, в Тартар заточил? Притом, что Тартар находится во чреве земли, а значит, её заточили внутрь самой себя…
    • Поразительно, но разработчики упустили возможность сделать эпического босса. В игре Тифон — это просто ещё один титан, а если бы его перенесли таким, каким он был в мифах, это был бы если не самый крутой босс в серии, то самый громадный — уж точно.
  • God of War (2018) — а вот здесь аверсия на субверсии едет и умышленным расхождением погоняет. Например, Бальдр — сын Фрейи, а не Фригг? Так ведь это когда-то и была одна богиня (в продолжении оказалось, что и в сей игре это одна богиня)!
    • Игра 2018 года в целом обращается с мифологией чуть бережнее предыдущих игр. В некоторых случаях авторы даже пытаются дать основание вольностям. К примеру, почему герои спокойно ходят по Нифльхейму и Муспельхейму, если по мифам там невыносимо холодно и жарко соответственно? Ответ — потому что стихии этих миров успели остыть со времён сотворения мира. Почему у валькирий есть физические оболочки, если по мифам они являются духами? Потому что телесные оболочки имеют только осквернённые валькирии. И так далее.
  • Age of Mythology. В первой же миссии кампании в Атлантиду заплывают кракены. Эта игра — кроссовер трёх мифологий, но скандинавская на горизонте даже ещё не маячит, откуда кракены взялись? И не будем говорить о вратах в Тартар, обнаруженных в Нифльхейме…
    • Нидхёгг в мифах не летал (в прорицании Вельвы таки летал и носил под крыльями трупы) и огнём не дышал. То, что Бальдр тренирует огненных великанов и призывает Рагнарёк, тоже по меньшей мере странно[6].
    • Там же мифические существа участвуют в боях наравне с людьми, хотя многие из них были враждебны всем людям и никогда не стали бы сражаться за них. Уникальных существ вроде Минотавра или Немейского льва можно нанимать массово.
    • По сюжету Аякс Теламонид пережил Троянскую войну, помог Одиссею спастись от Цирцеи и был жив спустя десять лет. А Одиссей по пути домой успел поприключаться в Скандинавии и поучаствовать в падении Атлантиды (там же засветился и вполне зрячий Полифем), в аддоне он и вовсе защищал Олимп от Кастора. В финальной миссии аддона на помощь атлантам приходят греки во главе с Ахиллом, и это спустя десять лет после Троянской войны.
    • Хирон погибает, прикрывая отход героев из Нифльхейма. Вот только в мифах он был бессмертным и умер только когда сам отказался от бессмертия, чтобы не страдать вечно от нанесённой Гераклом раны.
    • Титаны в аддоне — злобные тупые великаны. Даже Прометей, тот самый, который подарил людям огонь и расплатился за это печенью.
    • Среди египетских существ есть несколько не имеющих к Египту никакого отношения: левиафан (библейский), птица рух (арабская) и человек-скорпион (шумеро-аккадский). В аддоне также есть библейский бегемот на стороне Атлантиды.
    • В аддоне также есть Аргус, который в мифологии стоглазый гигант, а здесь — что-то типа бехолдера из D&D.
  • В Ghost Recon: Future Soldiers (2012) утверждается, что в русском фольклоре существуют два типа оборотней: одни — ставшие таковыми в результате проклятия, другие — ставшие оборотнями по собственному желанию. Последних называют бодарками. Сценаристы игры не изобрели бодарков (они упоминаются, например, в списке ролей фильма Bloodz vs. Wolvez 2006 года), но откуда эти бодарки взялись изначально — совершенно непонятно. Во всяком случае, никаких упоминаний о бодарках в работах фольклористов не найдено. Есть гипотеза, что «бодарк» — это искажённое слово «бирюк» или «волколак».
  • Rise of the Tomb Raider — называется «слышали звон, да не знают, где он». Лара Крофт ищет легендарный город Китеж, только он во вселенной игры находится не на дне озеро Светлояр в Нижегородской области, а на Алтае, и его основал не Юрий Всеволодович, а византийцы… Да, византийцы на Алтае. Именно так.
    • Ну так известно же, что история России начинается с Ивана Грозного. А что, при нем уже умели города строить? Нет, серьезно, всякая редкая попытка западного кинематографа показать более древнюю Русь неизбежно скатывается в анал-карнавал. Взять хотя бы «Викингов» с князем Олегом, летающем на параплане и ведущем войско, одетое в доспехи конкистадоров и татаро-монголов, в крестовый поход на Скандинавию…
  • «Zeus: Master Of Olympus» — в некоторых сценариях Посейдон может наслать на город игрока Кракена, который выглядит как Ктулху без крыльев.
  • В Mortal Kombat: Deadly Alliance Молох не ханаанский бог, который ест детей, а демон-они, которого контролируют Куан Чи и Шанг Цунг.
  • Assassin's Creed: Odyssey — при приближении к острову Крит кормчий Варнава рассказывает протагонисту миф о Минотавре, причём несёт какую-то ахинею, до которой грек времён Пелопонесской войны не додумался бы даже по синьке. По его версии, Тесей победил Минотавра и «освободил минойский народ». От кого освободил, от Минотавра? Так он на минойцев и не покушался, ему скармливали присылаемых в качестве живой дани афинян.
    • Преступников критяне тоже Минотавру скармливали, так что можно предположить, что и сами минойцы были не в восторге от того, что при дворце живёт сын посланца Посейдона, вот только поделать ничего не могли: для жителей острова гневить лазурноволосого бога, колебателя тверди, было бы смерти подобно.
  • Warlords Battlecry — субверсия с банши. Здесь это юнит-генерал расы фей, и в одной русскоязычной статье по игре автор задаётся вопросом — в банши после смерти превращаются неверные жёны, так что процесс найма этих юнитов должно быть интересный. Вот только банши-нежить — это осовремененный вариант, а фольклорная банши — это именно фея.
  • Succubus — Главная героиня для восполнения здоровья, вырывает у беременной женщины ее ребенка и сворачивает шею. Суккубы такое не делают не их профиль. А вот вырвать сердце у девственицы, чтобы его съесть самое то (взято из книги для охотников на демонов 18 века издательство Ватикан)! Автор правки написал это разработчикам, но ему ответили Мы авторы, Мы так видим…

Музыка[править]

«

В заколдованных болотах там кикиморы живут — Защекочут до икоты и на дно уволокут.

»
— «Песня-сказка о нечисти»

На самом деле кикиморы живут в постройках, а защекотать и утащить на дно — занятие русалок.

  • Илья Кормильцев — «Труби, Гавриил». Гавриил — не серафим, а ангел (если следовать только тексту Библии) и, возможно, архангел (в православной традиции). Серафимы — совсем другой чин.
    • Не счесть всевозможных иерархий ангелов небесных. В самой библии по этому поводу мало что говорится. Гавриил, как один из главнейших ангелов, наряду с Рафаилом и Михаилом, по многим из них относится именно к высшему чину высшего Лика ангелов, к Серафимам (к Серафим, если быть точнее, ибо Серафим — это уже множественные число, и в русском языке возникает путаница).
  • «Чёрная кошка», «Орёл шестого легиона[7]» — речь идёт от лица погибшего римского легионера, но в одном из куплетов звучит «Слава Зевсу, вечен Рим». Римляне, конечно, присоединяли богов других народов к своему огромному пантеону, но вот в случае с греческими — забрали в полном составе и переименовали[8], так что легионер мог возносить славу только Юпитеру.
  • Рок-опера «Орфей» — есть упоминание об ангелах («Бал забвения»), и царство Аида несколько раз называют адом.

Примечания[править]

  1. Спорный пример, фольклор развивается и не стоит на месте. Раз угодно носителями поселить кикимору на болоте, значит так тому и быть.
  2. А это развитие и произошло ближе к XIX веку, когда кикиморой стали называть вообще любую нечисть женского пола (и просто в качестве ругательного слова).
  3. Впрочем, наличие ссылки на мифологию, с которой расходится автор, автоматически превращает «не в ладах с мифологией» в «творческое переосмысление мифологии».
  4. Это не мог быть и Аякс Оилид, потому что его (в наказание за изнасилование Кассандры) утопили боги вскоре после войны. К тому же сериальный Аякс с войны вернулся в Коринф, так что это воскресший Теламонид.
  5. На самом деле не совсем — богами то они были как раз Асгарда, просто олимпийцы существовали с асгардийцами в рамках одной вселенной, что приводило к забавным конфузам — в частности, Тор был сыном Одина и богини Йорд, которую смертные знают еще как… Гею. Вот такие пироги.
  6. Обоснуй-то найдётся. Ну, скучно ему стало сидеть в Хельхейме, вот и решил поторопить Час Рагнари, по результатам которого он должен вернуться в мир живых. А что ради этого занимается всякими непотребствами — так мало ли какой лапши сумели навешать ему на уши, пока он там амнистии ждёт? Ну да, с точки зрения мифологемы, после подобных выкрутасов Рагнарёк он пережить не должен, но до этого же ещё догадаться нужно, а Бальдр не мудрейший, он прекраснейший.
  7. Конкретно в их варианте, ибо эта песня, больше известная как „Гимн археологов“, имеет различные варианты текста.
  8. Так, да не так. Образы греческих богов довольно сильно повлияли на римских, причём направления этого влияния иногда оказывались крайне необычными. Например, Марс, изначально защитник римских рубежей, покровитель скотоводов и земледельцев, главным атрибутом которого был щит, попал под влияние образа Ареса (а вовсе не Афины Эгидоносной, как можно было бы подумать), превратился в натурального бога завоевательной войны и утратил своё место в триумвирате богов на вершине пантеона (последнее, впрочем, скорее всего произошло раньше и связано было с тем, что трибы рамнов и тициев после сервилианских реформ разобщились и утратили влияние, а луцеры, наоборот, сохранили единство и идентичность, так что триумвират латинского Квирина, сабинянского Марса и этрусского Тина-Юпитера сменился тремя этрусскими божествами — Юпитером, Юноной и Минервой).