Балет: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
 
(не показаны 2 промежуточные версии 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{q|pre=1|— Димон, чё за балет? Играй жёстче!
— Поцелуй меня в пачку!|[[Реклама]] «Snickers»}}
{{q|Балерину — видали? Она вертится — аж в глазах рябит. Привяжи к ноге динаму! Пусть она ток даёт в недоразвитые районы!|Аркадий Райкин, «Мысли рационализатора»}}
{{Video|Wz_f9B4pPtg|width=220|align=right|«Щелкунчик», танец Феи Драже}}
{{Video|Wz_f9B4pPtg|width=220|align=right|«Щелкунчик», танец Феи Драже}}
'''Балет''' — вид сценического искусства, столь же древний, сколь и [[опера]] (а то и постарше), и столь же выжимающий [[педаль в асфальт]] своими [[Допустимая жанровая условность|жанровыми условностями]]. Если в опере всегда поют вместо того, чтобы говорить, то здесь всё время танцуют.
'''Балет''' — вид сценического искусства, столь же древний, сколь и [[опера]] (а то и постарше), и столь же выжимающий [[педаль в асфальт]] своими [[Допустимая жанровая условность|жанровыми условностями]]. Если в опере всегда поют вместо того, чтобы говорить, то здесь всё время танцуют.
Строка 9: Строка 12:
Жёсткая плоская юбка, в которой танцуют балерины, называется «пачка».
Жёсткая плоская юбка, в которой танцуют балерины, называется «пачка».


Хореографические номера в балете, подобно ансамблям в опере, имеют особые названия, все на французском языке: па-де-де — танец для двух солистов; па-де-труа — для трёх и т. п. Все хореографические позиции также имеют свои названия, их огромное количество, и никто, кроме специалистов, их знать не обязан. Ну разве что фуэте — это когда балерина, стоя на носке одной ноги, быстро крутится вокруг своей оси, откидывая при каждом повороте вторую ножку в сторону. Если она умеет сделать это 32 раза подряд — она крута.
Хореографические номера в балете, подобно ансамблям в опере, имеют особые названия, все на французском языке: па де де — танец для двух солистов; па де труа — для трёх и т. п. Все хореографические позиции также имеют свои названия, их огромное количество, и никто, кроме специалистов, их знать не обязан. Ну разве что фуэте — это когда балерина, стоя на носке одной ноги, быстро крутится вокруг своей оси, откидывая при каждом повороте вторую ножку в сторону. Если она умеет сделать это 32 раза подряд — она крута.


Балеты бывают классические — это всё, что создано до XX века, — и современные (это всё, что в XX и сейчас). Стиль танца в них разный, и не все балерины умеют одинаково хорошо танцевать и то, и другое.
Балеты бывают классические — это всё, что создано до XX века, — и современные (это всё, что в XX и сейчас). Стиль танца в них разный, и не все балерины умеют одинаково хорошо танцевать и то, и другое. Страшно сказать, в современном балете даже слова бывают, но проговаривают их, разумеется, не сами танцовщики, а услужливая фонограмма.


В балете самая важная фигура — это хореограф. Да, даже важнее композитора, по крайней мере, сейчас. Хореограф — это то же самое, что режиссёр в кино: он заправляет тем, как всё это на сцене должно выглядеть, и лично ставит все танцы и движения. Так что не удивляйтесь, если в двух разных театрах вы увидите два разных «Лебединых озера». Ну, такие вот дела, другая редакция, другой хореограф. Например, балет «Спартак» со дня его создания ставился четыре раза, и всякий раз хореография была другая.
В балете самая важная фигура — это хореограф. Да, даже важнее композитора, по крайней мере, сейчас. Хореограф — это то же самое, что режиссёр в кино: он заправляет тем, как всё это на сцене должно выглядеть, и лично ставит все танцы и движения. Так что не удивляйтесь, если в двух разных театрах вы увидите два разных «Лебединых озера». Ну, такие вот дела, другая редакция, другой хореограф. Например, балет «Спартак» со дня его создания ставился четыре раза, и всякий раз хореография была другая.
Балет — не самая важная, но неотъемлемая часть [[клюква|клюквы]]. Если самые известные на Западе русские после [[Красный Октябрь|революции]] — это [[Владимир Ленин|Ленин]], Сталин и Гагарин, то до революции это Чайковский, Анна Павлова и Сергей Дягилев. Если русский не дикий ''cossack'' и не люмпен, только вчера выпущенный из ''Gulag'' — значит, он ''intelligentsiya'' и ходит по выходным в ''Bolshoy theatre'' на балет.


== Самые известные балеты ==
== Самые известные балеты ==
* П. И. Чайковский — «Лебединое озеро», «[[Nusknacker und Mausekönig|Щелкунчик]]», «Спящая красавица». «Щелкунчика» неизменно показывают на Рождество и Новый Год, и музыка из этого балета [[Узнаваемая классическая музыка|звучит из каждого утюга]]. «Танец маленьких лебедей» вы тоже все знаете.
* П. И. Чайковский — «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица». «Щелкунчика» неизменно показывают на Рождество и Новый Год, и музыка из этого балета [[Узнаваемая классическая музыка|звучит из каждого утюга]]. «Танец маленьких лебедей» вы тоже все знаете.
* А. Адан — «Жизель».
* А. Адан — «Жизель».
* Л. Минкус — «Баядерка», «[[El ingenioso hidalgo Don Quijote de la Mancha|Дон Кихот]]».
* Л. Минкус — «Баядерка», «Дон Кихот».
* С. Прокофьев — «[[Ромео и Джульетта]]».
* С. Прокофьев — «Ромео и Джульетта».
* А. Хачатурян — «Спартак».
* А. Хачатурян — «Спартак».
=== Не столь известные ===
* [[Наше Всё|А. С. Пушкин]]: «Бахчисарайский фонтан» — Борис Асафьев, «Золотая рыбка» — Людвиг Минкус, «Медный всадник» — Рейнгольд Глиэр.
* «Весна священная», «Жар-птица» и «Петрушка» — Игорь Стравинский для «Русских балетов» Сергея Дягилева.
** А также «[[Тысяча и одна ночь|Шехеразада]]» на музыку симфонической сюиты Н. А. Римского-Корсакова.
* «[[Драгоценности]]» — использована музыка Чайковского, Стравинского и француза Габриеля Форе.
* «[[Собор Парижской Богоматери]]»: «Нотр-Дам де Пари» — Ролан Пети на музыку Мориса Жарра, «Дочь Гудулы» — А. А. Горский, «Эсмеральда» — Цезарь Пуни.
* «[[Конёк-Горбунок]]» — тоже Пуни.
* «[[пират|Корсар]]» — сборная солянка авторов: Адольф Адан, Лео Делиб, Рикардо Дриго и примкнувший к ним Пуни.
* «Золотой век» — Дмитрий Шостакович, антикапиталистическая [[пропаганда]].
* «Пламя Парижа» — Борис Асафьев про [[Великая Французская Революция|ВФР]].
* «[[Золушка]]» и «[[Малахитовая шкатулка|Каменный цветок]]» — Сергей Прокофьев.
* [[Кармен]] — Родион Щедрин на основе одноимённой оперы, поставлен для Майи Плисецкой.
* «Коппелия» — Лео Делиб.
* «Легенда о любви» — [[Страна огней|азербайджанец]] Ариф Меликов по драме [[Янычары, курорты и Великолепный век|турка]] Назыма Хикмета «Ферхад и Ширин».
* «Половецкие пляски» — фрагмент оперы «[[Слово о полку Игореве|Князь Игорь]]», иногда исполняется отдельно в концертах.
* «Сильфида» — Герман Левенскольд. Её Пушкин смотрел!


== Балет в массовой культуре ==
== Балет в массовой культуре ==
* Фильм «Билли Эллиот».
* Фильм «Чёрный лебедь».


=== [[Кино]]фильмы ===
{{stub}}
* «Билли Эллиот».
* «Чёрный лебедь».
* «Большой».
* «Танцующие призраки» (1992).
* «После тебя» (2016).
* «Красные башмачки» (1948).
 
=== [[Мультфильмы]] ===
* Несколько мультфильмов Барби:
** Лебединое озеро
** Щелкунчик
** 12 танцующих принцесс
** Балерина в розовых пуантах
* Мультфильм «Балерина» 2017 года.
* «Балерина на корабле» (1969).
* «Балерина и зеркало», реж. Наталья Суринович.
 
=== [[Мультсериалы]] ===
* «Ангелина Балерина».
 
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
* «Принцесса Тютю».


=== [[Видеоигры]] ===
* Танец смерти:
** Последнее адажио
** Мулен Руж
** Роковые письма
** Наваждение
** Клятва влюблённых
* Чёрный Лебедь.
* Темные измерения: Пируэты теней.
=== [[Музыка]] ===
* [[Владимир Высоцкий]] – ответное письмо мужа жене в деревню. Куплет имеет смысл привести целиком:
{{Q|pre=1|Был в балете – [[Комическое непонимание сути|мужики девок лапают]],
Девки все как на подбор, в белых тапочках.
Вот пишу, а слёзы душат и капают.
Не давай себя хватать, моя лапочка!|«Письмо из Москвы в деревню»}}
* «Ленинград», клип на песню «Экстаз» (с припевом «Ты просто космос, Стас!»). Протагонист, впервые в жизни посещая балет, спрашивает «а он её не ё..?» (в смысле «не уронит»), на что слышит от соседа (внезапно [[Нет, не тот|Александра Васильева]], который историк моды): «Не должен». Опять-таки попытка воспринять искусство балета немножко не той аудиторией, для которой оно предназначено.
=== [[Реальная жизнь]] ===
* Балет «Лебединое озеро» стал [[Музыкальный символ|музыкальным символом]] августовского путча, так как его крутили по телевизору в перерывах между экстренными выпусками новостей.
{{stub}}
{{Nav/Жанры}}
{{Nav/Жанры}}
{{Nav/Театр}}
{{Nav/Театр}}

Текущая версия на 12:31, 8 апреля 2024

« — Димон, чё за балет? Играй жёстче!

— Поцелуй меня в пачку!

»
— Реклама «Snickers»
« Балерину — видали? Она вертится — аж в глазах рябит. Привяжи к ноге динаму! Пусть она ток даёт в недоразвитые районы! »
— Аркадий Райкин, «Мысли рационализатора»

(link)

«Щелкунчик», танец Феи Драже

Балет — вид сценического искусства, столь же древний, сколь и опера (а то и постарше), и столь же выжимающий педаль в асфальт своими жанровыми условностями. Если в опере всегда поют вместо того, чтобы говорить, то здесь всё время танцуют.

Что в балете делают[править]

Танцуют. Много. Всегда. Никогда не произносят ни единого слова и все сюжетные повороты, коллизии и чувства выражают хореографией и пантомимой. Есть специальный язык пантомимы, не всегда с ходу понятный, но большинство ситуаций в балете всё-таки достаточно ясны любому зрителю.

В 90 % случаев в классическом балете балерины танцуют на пуантах — в специальных балетных туфлях, позволяющих встать на кончики пальцев. Мужчины, за редкими исключениями, танцуют без пуантов и на полупальцах (ну то есть просто на цыпочках). Характерные танцовщицы танцуют в специальных туфлях на каблучках.

(link)

Фуэте

Жёсткая плоская юбка, в которой танцуют балерины, называется «пачка».

Хореографические номера в балете, подобно ансамблям в опере, имеют особые названия, все на французском языке: па де де — танец для двух солистов; па де труа — для трёх и т. п. Все хореографические позиции также имеют свои названия, их огромное количество, и никто, кроме специалистов, их знать не обязан. Ну разве что фуэте — это когда балерина, стоя на носке одной ноги, быстро крутится вокруг своей оси, откидывая при каждом повороте вторую ножку в сторону. Если она умеет сделать это 32 раза подряд — она крута.

Балеты бывают классические — это всё, что создано до XX века, — и современные (это всё, что в XX и сейчас). Стиль танца в них разный, и не все балерины умеют одинаково хорошо танцевать и то, и другое. Страшно сказать, в современном балете даже слова бывают, но проговаривают их, разумеется, не сами танцовщики, а услужливая фонограмма.

В балете самая важная фигура — это хореограф. Да, даже важнее композитора, по крайней мере, сейчас. Хореограф — это то же самое, что режиссёр в кино: он заправляет тем, как всё это на сцене должно выглядеть, и лично ставит все танцы и движения. Так что не удивляйтесь, если в двух разных театрах вы увидите два разных «Лебединых озера». Ну, такие вот дела, другая редакция, другой хореограф. Например, балет «Спартак» со дня его создания ставился четыре раза, и всякий раз хореография была другая.

Балет — не самая важная, но неотъемлемая часть клюквы. Если самые известные на Западе русские после революции — это Ленин, Сталин и Гагарин, то до революции это Чайковский, Анна Павлова и Сергей Дягилев. Если русский не дикий cossack и не люмпен, только вчера выпущенный из Gulag — значит, он intelligentsiya и ходит по выходным в Bolshoy theatre на балет.

Самые известные балеты[править]

  • П. И. Чайковский — «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица». «Щелкунчика» неизменно показывают на Рождество и Новый Год, и музыка из этого балета звучит из каждого утюга. «Танец маленьких лебедей» вы тоже все знаете.
  • А. Адан — «Жизель».
  • Л. Минкус — «Баядерка», «Дон Кихот».
  • С. Прокофьев — «Ромео и Джульетта».
  • А. Хачатурян — «Спартак».

Балет в массовой культуре[править]

  • Фильм «Билли Эллиот».
  • Фильм «Чёрный лебедь».