Балет: различия между версиями
(Новая страница: «{{Video|Wz_f9B4pPtg|width=220|align=right|«Щелкунчик», танец Феи Драже}} '''Балет''' — вид сценического искусства, столь же древний, сколь и опера (а то и постарше), и столь же выжимающий педаль в асфальт своими жанровыми условностями. Ес...») |
|||
(не показана 1 промежуточная версия 1 участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{q|pre=1|— Димон, чё за балет? Играй жёстче! | |||
— Поцелуй меня в пачку!|[[Реклама]] «Snickers»}} | |||
{{q|Балерину — видали? Она вертится — аж в глазах рябит. Привяжи к ноге динаму! Пусть она ток даёт в недоразвитые районы!|Аркадий Райкин, «Мысли рационализатора»}} | |||
{{Video|Wz_f9B4pPtg|width=220|align=right|«Щелкунчик», танец Феи Драже}} | {{Video|Wz_f9B4pPtg|width=220|align=right|«Щелкунчик», танец Феи Драже}} | ||
'''Балет''' | '''Балет''' — вид сценического искусства, столь же древний, сколь и [[опера]] (а то и постарше), и столь же выжимающий [[педаль в асфальт]] своими [[Допустимая жанровая условность|жанровыми условностями]]. Если в опере всегда поют вместо того, чтобы говорить, то здесь всё время танцуют. | ||
== Что в балете делают == | == Что в балете делают == | ||
Танцуют. Много. Всегда. Никогда не произносят ни единого слова и все сюжетные повороты, коллизии и чувства выражают хореографией и пантомимой. Есть специальный язык пантомимы, не всегда с ходу понятный, но большинство ситуаций в балете всё-таки достаточно ясны любому зрителю. | Танцуют. Много. Всегда. Никогда не произносят ни единого слова и все сюжетные повороты, коллизии и чувства выражают хореографией и пантомимой. Есть специальный язык пантомимы, не всегда с ходу понятный, но большинство ситуаций в балете всё-таки достаточно ясны любому зрителю. | ||
В | В 90 % случаев в классическом балете балерины танцуют на пуантах — в специальных балетных туфлях, позволяющих встать на кончики пальцев. Мужчины, за редкими исключениями, танцуют без пуантов и на полупальцах (ну то есть просто на цыпочках). Характерные танцовщицы танцуют в специальных туфлях на каблучках. | ||
{{Video|arVnNSCFAME|width=220|align=right|Фуэте}} | {{Video|arVnNSCFAME|width=220|align=right|Фуэте}} | ||
Жёсткая плоская юбка, в которой танцуют балерины, называется «пачка». | Жёсткая плоская юбка, в которой танцуют балерины, называется «пачка». | ||
Хореографические номера в балете, подобно ансамблям в опере, имеют особые названия, все на французском языке: па де | Хореографические номера в балете, подобно ансамблям в опере, имеют особые названия, все на французском языке: па де де — танец для двух солистов; па де труа — для трёх и т. п. Все хореографические позиции также имеют свои названия, их огромное количество, и никто, кроме специалистов, их знать не обязан. Ну разве что фуэте — это когда балерина, стоя на носке одной ноги, быстро крутится вокруг своей оси, откидывая при каждом повороте вторую ножку в сторону. Если она умеет сделать это 32 раза подряд — она крута. | ||
Балеты бывают | Балеты бывают классические — это всё, что создано до XX века, — и современные (это всё, что в XX и сейчас). Стиль танца в них разный, и не все балерины умеют одинаково хорошо танцевать и то, и другое. Страшно сказать, в современном балете даже слова бывают, но проговаривают их, разумеется, не сами танцовщики, а услужливая фонограмма. | ||
В балете самая важная | В балете самая важная фигура — это хореограф. Да, даже важнее композитора, по крайней мере, сейчас. Хореограф — это то же самое, что режиссёр в кино: он заправляет тем, как всё это на сцене должно выглядеть, и лично ставит все танцы и движения. Так что не удивляйтесь, если в двух разных театрах вы увидите два разных «Лебединых озера». Ну, такие вот дела, другая редакция, другой хореограф. Например, балет «Спартак» со дня его создания ставился четыре раза, и всякий раз хореография была другая. | ||
Балет — не самая важная, но неотъемлемая часть [[клюква|клюквы]]. Если самые известные на Западе русские после [[Красный Октябрь|революции]] — это [[Владимир Ленин|Ленин]], Сталин и Гагарин, то до революции это Чайковский, Анна Павлова и Сергей Дягилев. Если русский не дикий ''cossack'' и не люмпен, только вчера выпущенный из ''Gulag'' — значит, он ''intelligentsiya'' и ходит по выходным в ''Bolshoy theatre'' на балет. | |||
== Самые известные балеты == | == Самые известные балеты == | ||
* П. | * П. И. Чайковский — «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица». «Щелкунчика» неизменно показывают на Рождество и Новый Год, и музыка из этого балета [[Узнаваемая классическая музыка|звучит из каждого утюга]]. «Танец маленьких лебедей» вы тоже все знаете. | ||
* А. | * А. Адан — «Жизель». | ||
* Л. | * Л. Минкус — «Баядерка», «Дон Кихот». | ||
* С. | * С. Прокофьев — «Ромео и Джульетта». | ||
* А. | * А. Хачатурян — «Спартак». | ||
== Балет в массовой культуре == | == Балет в массовой культуре == |
Текущая версия на 12:31, 8 апреля 2024
« | — Димон, чё за балет? Играй жёстче!
— Поцелуй меня в пачку! |
» |
— Реклама «Snickers» |
« | Балерину — видали? Она вертится — аж в глазах рябит. Привяжи к ноге динаму! Пусть она ток даёт в недоразвитые районы! | » |
— Аркадий Райкин, «Мысли рационализатора» |
Балет — вид сценического искусства, столь же древний, сколь и опера (а то и постарше), и столь же выжимающий педаль в асфальт своими жанровыми условностями. Если в опере всегда поют вместо того, чтобы говорить, то здесь всё время танцуют.
Что в балете делают[править]
Танцуют. Много. Всегда. Никогда не произносят ни единого слова и все сюжетные повороты, коллизии и чувства выражают хореографией и пантомимой. Есть специальный язык пантомимы, не всегда с ходу понятный, но большинство ситуаций в балете всё-таки достаточно ясны любому зрителю.
В 90 % случаев в классическом балете балерины танцуют на пуантах — в специальных балетных туфлях, позволяющих встать на кончики пальцев. Мужчины, за редкими исключениями, танцуют без пуантов и на полупальцах (ну то есть просто на цыпочках). Характерные танцовщицы танцуют в специальных туфлях на каблучках.
Жёсткая плоская юбка, в которой танцуют балерины, называется «пачка».
Хореографические номера в балете, подобно ансамблям в опере, имеют особые названия, все на французском языке: па де де — танец для двух солистов; па де труа — для трёх и т. п. Все хореографические позиции также имеют свои названия, их огромное количество, и никто, кроме специалистов, их знать не обязан. Ну разве что фуэте — это когда балерина, стоя на носке одной ноги, быстро крутится вокруг своей оси, откидывая при каждом повороте вторую ножку в сторону. Если она умеет сделать это 32 раза подряд — она крута.
Балеты бывают классические — это всё, что создано до XX века, — и современные (это всё, что в XX и сейчас). Стиль танца в них разный, и не все балерины умеют одинаково хорошо танцевать и то, и другое. Страшно сказать, в современном балете даже слова бывают, но проговаривают их, разумеется, не сами танцовщики, а услужливая фонограмма.
В балете самая важная фигура — это хореограф. Да, даже важнее композитора, по крайней мере, сейчас. Хореограф — это то же самое, что режиссёр в кино: он заправляет тем, как всё это на сцене должно выглядеть, и лично ставит все танцы и движения. Так что не удивляйтесь, если в двух разных театрах вы увидите два разных «Лебединых озера». Ну, такие вот дела, другая редакция, другой хореограф. Например, балет «Спартак» со дня его создания ставился четыре раза, и всякий раз хореография была другая.
Балет — не самая важная, но неотъемлемая часть клюквы. Если самые известные на Западе русские после революции — это Ленин, Сталин и Гагарин, то до революции это Чайковский, Анна Павлова и Сергей Дягилев. Если русский не дикий cossack и не люмпен, только вчера выпущенный из Gulag — значит, он intelligentsiya и ходит по выходным в Bolshoy theatre на балет.
Самые известные балеты[править]
- П. И. Чайковский — «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица». «Щелкунчика» неизменно показывают на Рождество и Новый Год, и музыка из этого балета звучит из каждого утюга. «Танец маленьких лебедей» вы тоже все знаете.
- А. Адан — «Жизель».
- Л. Минкус — «Баядерка», «Дон Кихот».
- С. Прокофьев — «Ромео и Джульетта».
- А. Хачатурян — «Спартак».
Балет в массовой культуре[править]
- Фильм «Билли Эллиот».
- Фильм «Чёрный лебедь».
Театр | |
---|---|
Жанры | Балет • Водевиль • Драматический театр • Кабуки • Комедия дель арте • Кукольный театр (ваянг-кулит) • Мюзикл • Но • Опера (китайская опера) • Оперетта • Пантомима (Живые картины) • Рок-опера • Театр теней • … |
Драматический театр | Бронепоезд 14-69 • Булгаков («Иван Васильевич» • «Дни Турбиных») • Александр Островский (Бесприданница • Гроза • Снегурочка) • Горе от ума • Лоренцаччо • Про Федота-стрельца, удалого молодца • Ревизор • Фауст • Шекспир (Сон в летнюю ночь • Венецианский купец • Гамлет • Отелло • Ромео и Джульетта) |
Музыкальный театр | Twisted (фанский) Бал вампиров • Дорога без возврата • Голубая камея • Иисус Христос — суперзвезда • Кармен • Кошки • Последнее испытание • Призрак Оперы • Ребекка • Садко • Сусанна • Тóска • Травиата • Трубадур • Турандот • Эвита • Элизабет |
← | Основы |