Балет: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «{{Video|Wz_f9B4pPtg|width=220|align=right|«Щелкунчик», танец Феи Драже}} '''Балет''' — вид сценического искусства, столь же древний, сколь и опера (а то и постарше), и столь же выжимающий педаль в асфальт своими жанровыми условностями. Ес...»)
 
(не показана 1 промежуточная версия 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
{{q|pre=1|— Димон, чё за балет? Играй жёстче!
— Поцелуй меня в пачку!|[[Реклама]] «Snickers»}}
{{q|Балерину — видали? Она вертится — аж в глазах рябит. Привяжи к ноге динаму! Пусть она ток даёт в недоразвитые районы!|Аркадий Райкин, «Мысли рационализатора»}}
{{Video|Wz_f9B4pPtg|width=220|align=right|«Щелкунчик», танец Феи Драже}}
{{Video|Wz_f9B4pPtg|width=220|align=right|«Щелкунчик», танец Феи Драже}}
'''Балет''' вид сценического искусства, столь же древний, сколь и [[опера]] (а то и постарше), и столь же выжимающий [[педаль в асфальт]] своими [[Допустимая жанровая условность|жанровыми условностями]]. Если в опере всегда поют вместо того, чтобы говорить, то здесь всё время танцуют.
'''Балет''' — вид сценического искусства, столь же древний, сколь и [[опера]] (а то и постарше), и столь же выжимающий [[педаль в асфальт]] своими [[Допустимая жанровая условность|жанровыми условностями]]. Если в опере всегда поют вместо того, чтобы говорить, то здесь всё время танцуют.


== Что в балете делают ==
== Что в балете делают ==
Танцуют. Много. Всегда. Никогда не произносят ни единого слова и все сюжетные повороты, коллизии и чувства выражают хореографией и пантомимой. Есть специальный язык пантомимы, не всегда с ходу понятный, но большинство ситуаций в балете всё-таки достаточно ясны любому зрителю.
Танцуют. Много. Всегда. Никогда не произносят ни единого слова и все сюжетные повороты, коллизии и чувства выражают хореографией и пантомимой. Есть специальный язык пантомимы, не всегда с ходу понятный, но большинство ситуаций в балете всё-таки достаточно ясны любому зрителю.


В 90 % случаев в классическом балете балерины танцуют на пуантах — в специальных балетных туфлях, позволяющих встать на кончики пальцев. Мужчины, за редкими исключениями, танцуют без пуантов и на полупальцах (ну то есть просто на цыпочках). Характерные танцовщицы танцуют в специальных туфлях на каблучках.
В 90 % случаев в классическом балете балерины танцуют на пуантах — в специальных балетных туфлях, позволяющих встать на кончики пальцев. Мужчины, за редкими исключениями, танцуют без пуантов и на полупальцах (ну то есть просто на цыпочках). Характерные танцовщицы танцуют в специальных туфлях на каблучках.
{{Video|arVnNSCFAME|width=220|align=right|Фуэте}}
{{Video|arVnNSCFAME|width=220|align=right|Фуэте}}
Жёсткая плоская юбка, в которой танцуют балерины, называется «пачка».
Жёсткая плоская юбка, в которой танцуют балерины, называется «пачка».


Хореографические номера в балете, подобно ансамблям в опере, имеют особые названия, все на французском языке: па де де — танец для двух солистов; па де труа — для трёх и т. п. Все хореографические позиции также имеют свои названия, их огромное количество, и никто, кроме специалистов, их знать не обязан. Ну разве что фуэте — это когда балерина, стоя на носке одной ноги, быстро крутится вокруг своей оси, откидывая при каждом повороте вторую ножку в сторону. Если она умеет сделать это 32 раза подряд — она крута.
Хореографические номера в балете, подобно ансамблям в опере, имеют особые названия, все на французском языке: па де де — танец для двух солистов; па де труа — для трёх и т. п. Все хореографические позиции также имеют свои названия, их огромное количество, и никто, кроме специалистов, их знать не обязан. Ну разве что фуэте — это когда балерина, стоя на носке одной ноги, быстро крутится вокруг своей оси, откидывая при каждом повороте вторую ножку в сторону. Если она умеет сделать это 32 раза подряд — она крута.


Балеты бывают классические — это всё, что создано до XX века, и современные (это всё, что в XX и сейчас). Стиль танца в них разный, и не все балерины умеют одинаково хорошо танцевать и то, и другое.
Балеты бывают классические — это всё, что создано до XX века, — и современные (это всё, что в XX и сейчас). Стиль танца в них разный, и не все балерины умеют одинаково хорошо танцевать и то, и другое. Страшно сказать, в современном балете даже слова бывают, но проговаривают их, разумеется, не сами танцовщики, а услужливая фонограмма.


В балете самая важная фигура — это хореограф. Да, даже важнее композитора, по крайней мере, сейчас. Хореограф — это то же самое, что режиссёр в кино: он заправляет тем, как всё это на сцене должно выглядеть, и лично ставит все танцы и движения. Так что не удивляйтесь, если в двух разных театрах вы увидите два разных «Лебединых озера». Ну, такие вот дела, другая редакция, другой хореограф. Например, балет «Спартак» со дня его создания ставился четыре раза, и всякий раз хореография была другая.
В балете самая важная фигура — это хореограф. Да, даже важнее композитора, по крайней мере, сейчас. Хореограф — это то же самое, что режиссёр в кино: он заправляет тем, как всё это на сцене должно выглядеть, и лично ставит все танцы и движения. Так что не удивляйтесь, если в двух разных театрах вы увидите два разных «Лебединых озера». Ну, такие вот дела, другая редакция, другой хореограф. Например, балет «Спартак» со дня его создания ставился четыре раза, и всякий раз хореография была другая.
 
Балет — не самая важная, но неотъемлемая часть [[клюква|клюквы]]. Если самые известные на Западе русские после [[Красный Октябрь|революции]] — это [[Владимир Ленин|Ленин]], Сталин и Гагарин, то до революции это Чайковский, Анна Павлова и Сергей Дягилев. Если русский не дикий ''cossack'' и не люмпен, только вчера выпущенный из ''Gulag'' — значит, он ''intelligentsiya'' и ходит по выходным в ''Bolshoy theatre'' на балет.


== Самые известные балеты ==
== Самые известные балеты ==
* П. И. Чайковский — «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица». «Щелкунчика» неизменно показывают на Рождество и Новый Год, и музыка из этого балета [[Узнаваемая классическая музыка|звучит из каждого утюга]]. «Танец маленьких лебедей» вы тоже все знаете.
* П. И. Чайковский — «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица». «Щелкунчика» неизменно показывают на Рождество и Новый Год, и музыка из этого балета [[Узнаваемая классическая музыка|звучит из каждого утюга]]. «Танец маленьких лебедей» вы тоже все знаете.
* А. Адан — «Жизель».
* А. Адан — «Жизель».
* Л. Минкус — «Баядерка», «Дон Кихот».
* Л. Минкус — «Баядерка», «Дон Кихот».
* С. Прокофьев — «Ромео и Джульетта».
* С. Прокофьев — «Ромео и Джульетта».
* А. Хачатурян — «Спартак».
* А. Хачатурян — «Спартак».


== Балет в массовой культуре ==
== Балет в массовой культуре ==

Текущая версия на 12:31, 8 апреля 2024

« — Димон, чё за балет? Играй жёстче!

— Поцелуй меня в пачку!

»
— Реклама «Snickers»
« Балерину — видали? Она вертится — аж в глазах рябит. Привяжи к ноге динаму! Пусть она ток даёт в недоразвитые районы! »
— Аркадий Райкин, «Мысли рационализатора»

(link)

«Щелкунчик», танец Феи Драже

Балет — вид сценического искусства, столь же древний, сколь и опера (а то и постарше), и столь же выжимающий педаль в асфальт своими жанровыми условностями. Если в опере всегда поют вместо того, чтобы говорить, то здесь всё время танцуют.

Что в балете делают[править]

Танцуют. Много. Всегда. Никогда не произносят ни единого слова и все сюжетные повороты, коллизии и чувства выражают хореографией и пантомимой. Есть специальный язык пантомимы, не всегда с ходу понятный, но большинство ситуаций в балете всё-таки достаточно ясны любому зрителю.

В 90 % случаев в классическом балете балерины танцуют на пуантах — в специальных балетных туфлях, позволяющих встать на кончики пальцев. Мужчины, за редкими исключениями, танцуют без пуантов и на полупальцах (ну то есть просто на цыпочках). Характерные танцовщицы танцуют в специальных туфлях на каблучках.

(link)

Фуэте

Жёсткая плоская юбка, в которой танцуют балерины, называется «пачка».

Хореографические номера в балете, подобно ансамблям в опере, имеют особые названия, все на французском языке: па де де — танец для двух солистов; па де труа — для трёх и т. п. Все хореографические позиции также имеют свои названия, их огромное количество, и никто, кроме специалистов, их знать не обязан. Ну разве что фуэте — это когда балерина, стоя на носке одной ноги, быстро крутится вокруг своей оси, откидывая при каждом повороте вторую ножку в сторону. Если она умеет сделать это 32 раза подряд — она крута.

Балеты бывают классические — это всё, что создано до XX века, — и современные (это всё, что в XX и сейчас). Стиль танца в них разный, и не все балерины умеют одинаково хорошо танцевать и то, и другое. Страшно сказать, в современном балете даже слова бывают, но проговаривают их, разумеется, не сами танцовщики, а услужливая фонограмма.

В балете самая важная фигура — это хореограф. Да, даже важнее композитора, по крайней мере, сейчас. Хореограф — это то же самое, что режиссёр в кино: он заправляет тем, как всё это на сцене должно выглядеть, и лично ставит все танцы и движения. Так что не удивляйтесь, если в двух разных театрах вы увидите два разных «Лебединых озера». Ну, такие вот дела, другая редакция, другой хореограф. Например, балет «Спартак» со дня его создания ставился четыре раза, и всякий раз хореография была другая.

Балет — не самая важная, но неотъемлемая часть клюквы. Если самые известные на Западе русские после революции — это Ленин, Сталин и Гагарин, то до революции это Чайковский, Анна Павлова и Сергей Дягилев. Если русский не дикий cossack и не люмпен, только вчера выпущенный из Gulag — значит, он intelligentsiya и ходит по выходным в Bolshoy theatre на балет.

Самые известные балеты[править]

  • П. И. Чайковский — «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица». «Щелкунчика» неизменно показывают на Рождество и Новый Год, и музыка из этого балета звучит из каждого утюга. «Танец маленьких лебедей» вы тоже все знаете.
  • А. Адан — «Жизель».
  • Л. Минкус — «Баядерка», «Дон Кихот».
  • С. Прокофьев — «Ромео и Джульетта».
  • А. Хачатурян — «Спартак».

Балет в массовой культуре[править]

  • Фильм «Билли Эллиот».
  • Фильм «Чёрный лебедь».