Они все были плохие: различия между версиями
(Новая страница: «{{TVTropes|ALighterShadeOfGray|A Lighter Shade of Gray}} {{Q|— А вот поглядим, — говорил казак, — погляди-им, какой ты «хороший»: хороших моя сабля не секёть.|В. Шукшин, «До третьих петухов»}} {{Q|Люблю наёмных убийц. Делай с ними что угодно, и совесть потом не мучает.|Марв}} Вот...») |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{TVTropes|ALighterShadeOfGray|A Lighter Shade of Gray}} | {{TVTropes|ALighterShadeOfGray|A Lighter Shade of Gray}} | ||
{{Q|— А вот поглядим, | {{Q|— А вот поглядим, — говорил казак, — погляди-им, какой ты «хороший»: хороших моя сабля не секёть.|В. Шукшин, «До третьих петухов»}} | ||
{{Q|Люблю наёмных убийц. Делай с ними что угодно, и совесть потом не мучает.|[[Sin City|Марв]]}} | {{Q|Люблю наёмных убийц. Делай с ними что угодно, и совесть потом не мучает.|[[Sin City|Марв]]}} | ||
Вот есть у нас, допустим, [[антигерой]]. Настолько анти-, что занимается каким-нибудь совсем некошерным делом. Например, он [[наемный убийца]]… Стоп-стоп-стоп, если он убивает людей за деньги, то какой он антигерой? Он самый натуральный [[злодей]]! | Вот есть у нас, допустим, [[антигерой]]. Настолько анти-, что занимается каким-нибудь совсем некошерным делом. Например, он [[наемный убийца]]… Стоп-стоп-стоп, если он убивает людей за деньги, то какой он антигерой? Он самый натуральный [[злодей]]! | ||
Строка 12: | Строка 12: | ||
Не путать с тропом [[Всегда плохие]]. | Не путать с тропом [[Всегда плохие]]. | ||
Родственные | Родственные тропы — [[Головорезов не считают]], [[Жертва — козёл]] и [[Пнуть сукиного сына]]. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* М. Булгаков, «[[Мастер и Маргарита]] | * М. Булгаков, «[[Мастер и Маргарита]]» — Воланд и его гоп-компания. Они кого лишают жизни, на кого напускают проклятия и магические извраты с неясным исходом, кого просто до психушки пугают… Но они все были плохие. Ни одного честного комсомольца, ни одного ветерана колчаковских фронтов, ни одного инженера-бессребреника не пострадало. | ||
** Ну он же сатана (скорее, впрочем, иудейского типа), профессия у него | ** Ну он же сатана (скорее, впрочем, иудейского типа), профессия у него такая — грешников наказывать. Абилка видеть насквозь — прилагается. | ||
** | *** По альтернативной версии, в данный момент Воланд не на работе. Просто развлекается. Но в качестве развлечения он, будучи плохим подражателем Богу, выбрал именно игру в «справедливое воздаяние грешникам». Иначе… почему обычный «рублёвый» взяточник получает концерт на тему «Сдавайте валюту!»? | ||
* «Пожиратель Душ» Антона Орлова — заглавный персонаж, Дэлги, Король Сорегдийских гор, является чудовищем в самом прямом смысле: он древний монстр, питающийся телами и душами людей. Существа, подобные ему, традиционно считаются воплощением зла и подлежат уничтожению. Но только сам он — едва ли не единственный во всей Иллихейской империи цивилизованный монстр, герой безо всяких «анти-», обладатель золотого сердца (но при этом и [[нечеловеческая психология|нечеловеческой психологии]]), да и в политике и экономике Империи далеко не последнее лицо. Но с физиологией не поспоришь — и Дэлги питается только такими мерзавцами и моральными уродами, которые ни на что иное не годятся. | |||
* | * «Подвал» Ричарда Лаймона — наемный убийца Джад Ракер. По его словам, «Если какой-то парень достаточно плох, всегда найдутся люди, готовые заплатить за его смерть». | ||
* «Путь демона» Глушановского: главному герою претит идея убивать ни в чем неповинных людей, но и морить голодом пошедшую ему на службу вампирессу — тоже не дело. Решение: отправить ее в открытом наряде гулять по злачным кварталам. Кто пристанет — [[А двести двадцать не хочешь?|Сам виноват]]. | |||
* «Подвал» Ричарда | |||
* «Путь демона» Глушановского: главному герою претит идея убивать ни в | |||
* Мария Семёнова, «Те же и Скунс» с продолжениями. Наёмный убийца по кличке Скунс ни за что не примет заказ, пока вы не убедите его, что «клиент» действительно заслуживает смерти. И пока он сам не перепроверит это по своим каналам. | * Мария Семёнова, «Те же и Скунс» с продолжениями. Наёмный убийца по кличке Скунс ни за что не примет заказ, пока вы не убедите его, что «клиент» действительно заслуживает смерти. И пока он сам не перепроверит это по своим каналам. | ||
** Там же субверсия: другой наёмный убийца претендует на такой же модус операнди, но своей информационной службы у него нет, да к тому же он «сам обманываться рад» и легко верит, что жертвы действительно ужасные злодеи. И несколько раз убивает хороших людей. | ** Там же субверсия: другой наёмный убийца претендует на такой же модус операнди, но своей информационной службы у него нет, да к тому же он «сам обманываться рад» и легко верит, что жертвы действительно ужасные злодеи. И несколько раз убивает хороших людей. | ||
* Рассказ Бормора «[http://bormor.livejournal.com/416268.html Обличия Зла]»: [[деконструкция]]. После победы над Чёрным Властелином герой-паладин лично казнит его на площади. Потом казнит его | * Рассказ Бормора «[http://bormor.livejournal.com/416268.html Обличия Зла]»: [[деконструкция]]. После победы над Чёрным Властелином герой-паладин лично казнит его на площади. Потом казнит его жену — та участвовала в делах покойного мужа и тоже сотворила много зверств. Потом казнит дочь-тинейджерку — та мало что успела совершить, но всё-таки на её счету уже есть пытки, если не убийства. Потом казнит юного принца — тот ещё ничего не успел сделать, но обещает отомстить. И наконец казнит второго принца, двухмесячного младенца — наверняка потомок Чёрного Властелина вырастет злодеем. В финале меч паладина, чувствующий зло, почему-то продолжает его чувствовать даже после последней казни… | ||
* [[Алексей Пехов]], | * [[Алексей Пехов]], [[Страж]] — каждый раз когда главный герой и коллеги что-то у кого-то крадут или проявляют другую агрессию, подчеркивается что на другой стороне исключительно мерзавцы, которые либо сами украли предмет интереса, либо из злодейства действуют даже себе во вред. О простых охранниках, которые гибнут при этом, нередко десятками, как-то не задумываются. А в конце вообще перегиб: {{Spoiler|в войне «они или мы», моральный облик некоторых из «нас» уже явно не играет достаточной роли, чтобы оправдать фактическое предательство Людвига}}. | ||
* Роберт Хайнлайн «Уплыть за | * Роберт Хайнлайн «Уплыть за закат» — ''комитет эстетического устранения''. Идеальная террор-группа, уничтожающая «больших шишек», причём каждый член группы смертельно болен, и потому не заморачивается самосохранением. Однако ''комитет'' — вовсе не благородные [[вигилант]]ы, а сами те ещё моральные уроды. | ||
* Серия | * Серия при Ехо Макса Фрая - именно так позиционировал себя Джуффин Халли, когда ещё был Кеттарийским Охотником: да, он убивает людей за деньги - но только потому, что такие люди, как его жертвы, способны пошатнуть равновесие Мира, а больше с ними связываться особо никто и не хочет. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* Кодификатор тропа: фильм [[True Lies]] с Арнольдом Шварценеггером. Супруга главного героя, узнав, что он спецагент, в ужасе спрашивает: «Ты убивал людей?» На что он отвечает как можно более убедительным тоном: «Они все были плохие!» | * Кодификатор тропа: фильм [[True Lies]] с Арнольдом Шварценеггером. Супруга главного героя, узнав, что он спецагент, в ужасе спрашивает: «Ты убивал людей?» На что он отвечает как можно более убедительным тоном: «Они все были плохие!» | ||
* «Киллеры» (2010) — именно так главный герой «успокоил» свою жену, когда она узнала его прежнюю профессию | |||
* «Киллеры» (2010) | * «Мистер и миссис Смит» — когда зрителю показывают героев-киллеров в деле, то жертва мистера Смита — гангстер, а жертва миссис Смит — продавец оружия террористам. | ||
* «Мистер и миссис | * «Мусорщик» (2001) — главный герой киллер, а в свободное от работы время собирает мусор на улицах. Олигархи и бандиты, которых ему заказывают, для него тоже — мусор. | ||
* «Мусорщик» (2001) | * [[Deadpool (2016)]] — Уэйд Уилсон зарабатывает тем, что кошмарит тех, кого ему заказали, и не гнушается при том наемными убийствами. Но показанная нам жертва — негодяйчик, преследовавший девушку, и Уэйд возвращает девушке деньги. Разве он не милашка? | ||
* [[Deadpool (2016)]] | ** Только при этом он обирает совершенно постороннего человека. Ну да ладно, разве тип, носящий такие джинсы, может быть хорошим? | ||
* [[Hitman's Bodyguard]] | * [[Hitman's Bodyguard]] — Кинкейд работает по своему кодексу чести и никогда не убивает невинных. | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* [[Dexter]] | * [[Dexter]] — обаятельный серийный убийца Декстер расчленяет исключительно преступников и конченных подонков. | ||
* | * «Меч» — группа [[вигилант]]ов убивает только плохих. Их девиз: «Невиновного кровь — беда. Виноватого кровь — вода». | ||
* [[Agents of S.H.I.E.L.D.]] | * [[Agents of S.H.I.E.L.D.]] — Робби Рейес/Призрачный Гонщик сам подсвечивает троп в бою с Дрожью: «Ты убил детектива! — Он замарал руки кровью. — Учителя! — Педофила!». Саму Дрожь, хоть и она считает себя виновной, не убивает. | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* [[Mr Pickles]] | * [[Mr Pickles]] — демонический пёс пытает и казнит людей самыми зверскими способами. Среди его жертв [[педофил]]ы, сектанты, охотники за головами, неэтичный доктор и так далее. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* [[Hitman]]: практически все жертвы Сорок | * [[Hitman]]: практически все жертвы Сорок Седьмого — всякие там наркоторговцы, педофилы, международные террористы и прочая сволота. Однако, есть и относительно нейтральные жертвы, вроде близнецов-хакеров из второй части, а в Blood Money он безо всяких сомнений убивает невинных свидетелей: {{spoiler|рассыльного в катсцене и священника с журналистом в финальной миссии.}} | ||
* Assassin’s Creed I, II, Brotherhood, Revelations. Абсолютно все показанные в данных играх жертвы ассасинов в лучшем случае отъявленные мерзавцы, а в | * Assassin’s Creed I, II, Brotherhood, Revelations. Абсолютно все показанные в данных играх жертвы ассасинов в лучшем случае отъявленные мерзавцы, а в худшем — полные чудовища. Шаблон начали ломать в третьей части и окончательно доломали в четвёртой и спин-оффах. Попутно с посерением тамплиеров шло и посерение ассасинов. На данный момент разобраться, кто из них хуже, довольно затруднительно. | ||
** Ан-нет, посерение тамплиеров началось ещё в Revelations, где Эцио после долгого пути, увешанного трупами в основном всяких властолюбивых жестоких мерзавцев, объединившихся под флагом Борджиа, встречается с персонажами вроде {{spoiler| искреннего, оказывающего неплохое впечатление, ни разу не жестокого лидера, Принца Ахмета, который искренне верил в извечную главную идею тамплиеров | ** Ан-нет, посерение тамплиеров началось ещё в Revelations, где Эцио после долгого пути, увешанного трупами в основном всяких властолюбивых жестоких мерзавцев, объединившихся под флагом Борджиа, встречается с персонажами вроде {{spoiler| искреннего, оказывающего неплохое впечатление, ни разу не жестокого лидера, Принца Ахмета, который искренне верил в извечную главную идею тамплиеров-- построение нового единого мира без войн и раздоров, и Тарика Барлетти, который вообще был убит по ошибке. Да и Мануил Палеолог не был чудовищем, он лишь хотел вернуть себе престол, на который имел наследственное право. }} Не даром даже работники Абстерго, посвящённые во внутреннюю кухню Корпорации, [[Уволен из гестапо за жестокость|считают Борджиа злодеями]]… | ||
* [[Mass Effect 2]] — [[субверсия]]: наёмный убийца Тейн не утверждает, что все его жертвы были обязательно плохими, но говорит, что он — [[Я просто исполнял приказ|всего лишь орудие в руках заказчика]], поэтому никакой личной ответственности за гибель своих жертв не несёт. | |||
* [[Mass Effect 2]] | * Дилогия [[Hotline Miami]] — Именно так можно оправдать Жакета из первой части и некоторых протагонистов второй, хоть они и [[Черно-серая мораль|сами далеко не ангелы]] | ||
* Дилогия [[Hotline Miami]] | |||
{{Nav/Штампы}} | {{Nav/Штампы}} |
Версия 18:52, 28 марта 2022
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья A Lighter Shade of Gray. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | — А вот поглядим, — говорил казак, — погляди-им, какой ты «хороший»: хороших моя сабля не секёть. | » |
— В. Шукшин, «До третьих петухов» |
« | Люблю наёмных убийц. Делай с ними что угодно, и совесть потом не мучает. | » |
— Марв |
Вот есть у нас, допустим, антигерой. Настолько анти-, что занимается каким-нибудь совсем некошерным делом. Например, он наемный убийца… Стоп-стоп-стоп, если он убивает людей за деньги, то какой он антигерой? Он самый натуральный злодей!
А вот и нет! Потому что его жертвы, все как один, мерзавцы: мафиозные главари, нечестные политики, наркоторговцы и педофилы. Ни разу он не поднял оружие против честного политика, которого заказали конкуренты, или хорошего копа, заказанного бандитами. Как? А вот так!
С прикрученным фитильком: герой просто козёл, но те, кого он обижает, самидуракивиноваты.
В этом, собственно, и вся суть тропа: подбавить герою в характер серых пятен, чтоб сделать его более выпуклым, но антагонистов сделать еще темнее, чтобы аудитория не прониклась к герою отвращением.
Не путать с тропом Всегда плохие.
Родственные тропы — Головорезов не считают, Жертва — козёл и Пнуть сукиного сына.
Примеры
Литература
- М. Булгаков, «Мастер и Маргарита» — Воланд и его гоп-компания. Они кого лишают жизни, на кого напускают проклятия и магические извраты с неясным исходом, кого просто до психушки пугают… Но они все были плохие. Ни одного честного комсомольца, ни одного ветерана колчаковских фронтов, ни одного инженера-бессребреника не пострадало.
- Ну он же сатана (скорее, впрочем, иудейского типа), профессия у него такая — грешников наказывать. Абилка видеть насквозь — прилагается.
- По альтернативной версии, в данный момент Воланд не на работе. Просто развлекается. Но в качестве развлечения он, будучи плохим подражателем Богу, выбрал именно игру в «справедливое воздаяние грешникам». Иначе… почему обычный «рублёвый» взяточник получает концерт на тему «Сдавайте валюту!»?
- Ну он же сатана (скорее, впрочем, иудейского типа), профессия у него такая — грешников наказывать. Абилка видеть насквозь — прилагается.
- «Пожиратель Душ» Антона Орлова — заглавный персонаж, Дэлги, Король Сорегдийских гор, является чудовищем в самом прямом смысле: он древний монстр, питающийся телами и душами людей. Существа, подобные ему, традиционно считаются воплощением зла и подлежат уничтожению. Но только сам он — едва ли не единственный во всей Иллихейской империи цивилизованный монстр, герой безо всяких «анти-», обладатель золотого сердца (но при этом и нечеловеческой психологии), да и в политике и экономике Империи далеко не последнее лицо. Но с физиологией не поспоришь — и Дэлги питается только такими мерзавцами и моральными уродами, которые ни на что иное не годятся.
- «Подвал» Ричарда Лаймона — наемный убийца Джад Ракер. По его словам, «Если какой-то парень достаточно плох, всегда найдутся люди, готовые заплатить за его смерть».
- «Путь демона» Глушановского: главному герою претит идея убивать ни в чем неповинных людей, но и морить голодом пошедшую ему на службу вампирессу — тоже не дело. Решение: отправить ее в открытом наряде гулять по злачным кварталам. Кто пристанет — Сам виноват.
- Мария Семёнова, «Те же и Скунс» с продолжениями. Наёмный убийца по кличке Скунс ни за что не примет заказ, пока вы не убедите его, что «клиент» действительно заслуживает смерти. И пока он сам не перепроверит это по своим каналам.
- Там же субверсия: другой наёмный убийца претендует на такой же модус операнди, но своей информационной службы у него нет, да к тому же он «сам обманываться рад» и легко верит, что жертвы действительно ужасные злодеи. И несколько раз убивает хороших людей.
- Рассказ Бормора «Обличия Зла»: деконструкция. После победы над Чёрным Властелином герой-паладин лично казнит его на площади. Потом казнит его жену — та участвовала в делах покойного мужа и тоже сотворила много зверств. Потом казнит дочь-тинейджерку — та мало что успела совершить, но всё-таки на её счету уже есть пытки, если не убийства. Потом казнит юного принца — тот ещё ничего не успел сделать, но обещает отомстить. И наконец казнит второго принца, двухмесячного младенца — наверняка потомок Чёрного Властелина вырастет злодеем. В финале меч паладина, чувствующий зло, почему-то продолжает его чувствовать даже после последней казни…
- Алексей Пехов, Страж — каждый раз когда главный герой и коллеги что-то у кого-то крадут или проявляют другую агрессию, подчеркивается что на другой стороне исключительно мерзавцы, которые либо сами украли предмет интереса, либо из злодейства действуют даже себе во вред. О простых охранниках, которые гибнут при этом, нередко десятками, как-то не задумываются. А в конце вообще перегиб: в войне «они или мы», моральный облик некоторых из «нас» уже явно не играет достаточной роли, чтобы оправдать фактическое предательство Людвига.
- Роберт Хайнлайн «Уплыть за закат» — комитет эстетического устранения. Идеальная террор-группа, уничтожающая «больших шишек», причём каждый член группы смертельно болен, и потому не заморачивается самосохранением. Однако комитет — вовсе не благородные вигиланты, а сами те ещё моральные уроды.
- Серия при Ехо Макса Фрая - именно так позиционировал себя Джуффин Халли, когда ещё был Кеттарийским Охотником: да, он убивает людей за деньги - но только потому, что такие люди, как его жертвы, способны пошатнуть равновесие Мира, а больше с ними связываться особо никто и не хочет.
Кино
- Кодификатор тропа: фильм True Lies с Арнольдом Шварценеггером. Супруга главного героя, узнав, что он спецагент, в ужасе спрашивает: «Ты убивал людей?» На что он отвечает как можно более убедительным тоном: «Они все были плохие!»
- «Киллеры» (2010) — именно так главный герой «успокоил» свою жену, когда она узнала его прежнюю профессию
- «Мистер и миссис Смит» — когда зрителю показывают героев-киллеров в деле, то жертва мистера Смита — гангстер, а жертва миссис Смит — продавец оружия террористам.
- «Мусорщик» (2001) — главный герой киллер, а в свободное от работы время собирает мусор на улицах. Олигархи и бандиты, которых ему заказывают, для него тоже — мусор.
- Deadpool (2016) — Уэйд Уилсон зарабатывает тем, что кошмарит тех, кого ему заказали, и не гнушается при том наемными убийствами. Но показанная нам жертва — негодяйчик, преследовавший девушку, и Уэйд возвращает девушке деньги. Разве он не милашка?
- Только при этом он обирает совершенно постороннего человека. Ну да ладно, разве тип, носящий такие джинсы, может быть хорошим?
- Hitman's Bodyguard — Кинкейд работает по своему кодексу чести и никогда не убивает невинных.
Телесериалы
- Dexter — обаятельный серийный убийца Декстер расчленяет исключительно преступников и конченных подонков.
- «Меч» — группа вигилантов убивает только плохих. Их девиз: «Невиновного кровь — беда. Виноватого кровь — вода».
- Agents of S.H.I.E.L.D. — Робби Рейес/Призрачный Гонщик сам подсвечивает троп в бою с Дрожью: «Ты убил детектива! — Он замарал руки кровью. — Учителя! — Педофила!». Саму Дрожь, хоть и она считает себя виновной, не убивает.
Мультсериалы
- Mr Pickles — демонический пёс пытает и казнит людей самыми зверскими способами. Среди его жертв педофилы, сектанты, охотники за головами, неэтичный доктор и так далее.
Видеоигры
- Hitman: практически все жертвы Сорок Седьмого — всякие там наркоторговцы, педофилы, международные террористы и прочая сволота. Однако, есть и относительно нейтральные жертвы, вроде близнецов-хакеров из второй части, а в Blood Money он безо всяких сомнений убивает невинных свидетелей: рассыльного в катсцене и священника с журналистом в финальной миссии.
- Assassin’s Creed I, II, Brotherhood, Revelations. Абсолютно все показанные в данных играх жертвы ассасинов в лучшем случае отъявленные мерзавцы, а в худшем — полные чудовища. Шаблон начали ломать в третьей части и окончательно доломали в четвёртой и спин-оффах. Попутно с посерением тамплиеров шло и посерение ассасинов. На данный момент разобраться, кто из них хуже, довольно затруднительно.
- Ан-нет, посерение тамплиеров началось ещё в Revelations, где Эцио после долгого пути, увешанного трупами в основном всяких властолюбивых жестоких мерзавцев, объединившихся под флагом Борджиа, встречается с персонажами вроде искреннего, оказывающего неплохое впечатление, ни разу не жестокого лидера, Принца Ахмета, который искренне верил в извечную главную идею тамплиеров-- построение нового единого мира без войн и раздоров, и Тарика Барлетти, который вообще был убит по ошибке. Да и Мануил Палеолог не был чудовищем, он лишь хотел вернуть себе престол, на который имел наследственное право. Не даром даже работники Абстерго, посвящённые во внутреннюю кухню Корпорации, считают Борджиа злодеями…
- Mass Effect 2 — субверсия: наёмный убийца Тейн не утверждает, что все его жертвы были обязательно плохими, но говорит, что он — всего лишь орудие в руках заказчика, поэтому никакой личной ответственности за гибель своих жертв не несёт.
- Дилогия Hotline Miami — Именно так можно оправдать Жакета из первой части и некоторых протагонистов второй, хоть они и сами далеко не ангелы