Словесная дуэль
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Не каждый разговор — спор.
Не каждый спор — словесная дуэль.
Критерии просты:
- Без рук! Если в ход идёт ещё и физическое насилие, то это — простая дуэль или даже обычная драка, сопровождаемая тактическими дразнилками.
- Без магии, псионики и вторжения в черепную коробку! Это уже поединок воли.
- Можно и по рации.
- Хотя бы для одного персонажа результат дуэли имеет высокую значимость. Обычно, конечно, для обоих, но ведь есть ещё и
троллитрикстеры… - Словесная дуэль заканчивается результативно. Если спор ни к чему не привёл — это просто перебранка.
Если слова сопровождаются музыкой, это уже поединок на песнях.
Примеры[править]
Литература[править]
- Хроники странного королевства: дуэль Кантора и Артуро. Так как на абсолютно любом оружии изнеженный бард не имел бы и тени шанса против профессионального убийцы, Ольга настояла, чтобы поединок происходил только на словах. И отыскала в судьи умелого менталиста, отлично определяющего ложь.
- Задачи Г.Остера про "поле брани". Противостоят там "враги" и "наши". В задачах требуется определить сколько раз какая из сторон обозвала другую, или общее число оскорблений.
- Князь Пустоты — разговор Келлхуса с другими дунианами превращается именно в это.
Мультфильмы[править]
- «Ух ты, говорящая рыба!» — между Ээхом и юношей, постояльцем старика и старухи.
Телевидение[править]
- Игра для подростков «Звёздный час» (выходила в 1990-х). Финальный конкурс поначалу назывался «Дуэль». Игроки за отведённое время составляли из букв большого слова небольшие слова, а потом называли их по очереди. Кто не мог назвать слово — тот проигрывал.
- Постепенно кое-где в школах «дуэльный» вариант «игры в слова» вытеснил прежний, где просто (или с некоторыми специфическими тонкостями) подсчитывалось количество составленных игроками слов за отведённое время.
- В игре «Зов джунглей» тоже был конкурс «Дуэль»/«Словесная дуэль». Правила похожие, но слова для каждого «выстрела» игроками назывались на определённую тему. Тему в начале конкурса объявлял ведущий.
- Этот конкурс отлично прижился в школах. Интересно и незатратно.
Комиксы[править]
- The Sandman — именно таким образом обессиливший Морфей забирает свой шлем у одного из демонов в аду. Как он справедливо замечает для себя, обычную дуэль он бы не сдюжил.
Видеоигры[править]
- В принципе, часто именно так выглядит «дипломатическое» прохождение RPG.
- Monkey Island — интересно обыграно. Формально поединки ведутся на шпагах, реально победа или поражение определяются обменом словесными оскорблениями и остроумными ответами на них.
- The Curse of Monkey Island выжимает педаль в пол — «в море мы сражаемся иначе», здесь при абордажах оскорбления ещё и рифмовать надо.
- Deus Ex: Human Revolution — некоторые диалоги, в которых успех зависит от реплик игрока. Впрочем, у Дженсена есть определённое преимущество в виде импланта, который позволяет определять состояние оппонента и своевременно менять манеру и направление разговора. Кроме того, иногда есть ещё возможность «схитрить», когда удалось дойти до нужной степени убеждения а после «дожать» при помощи феромонов.
- Но действует это не на всех — некоторые персонажи догадываются о наличии такого импланта, но как правило, разговор всё равно заканчивается успешно.
- Oh … Sir! The Insult Simulator — Файтинг. Словами.
- Ведьмак 3 — добродушная отсылка к уже упомянутому Monkey Island в квесте о кулачных боях. Этот квест состоит из кучи дуэлей на кулаках. Но в одной из них, прежде чем вступить в бой, ведьмак может унизить оппонента (подозрительно смахивающего на Гайбраша Трипвуда) множеством закрученных рифмованных оскорблений… и тот с улыбкой признает своё поражение, даже не начиная бой, потому что считает себя мастером именно словесных дуэлей.
- Внезапно, именно этим являются поединки между драконами в TES, из-за того, что драконы сражаются при помощи Ту’умов.
- В данном случае это всё же магические поединки с озвучиванием заклинаний.
- Detroit: Become Human — диалог Маркуса и Коннора, от которого зависит весь финал.
Визуальные романы[править]
- Danganronpa — часть миниигр являются словесными дуэлями с теми или иными участниками классного суда.
- Rebuttal Showdown, впервые появившийся во второй части заставлял игроков буквально прорезать слова оппонента, и ударить по слабому месту «мечом правды».
- В каждой части игры, каждый суд заканчивается словесной перестрелкой с разными персонажами, что обыгрывается ритм-игрой.
Музыка[править]
- Рэп-баттлы — кристаллизованное воплощение тропа. Впрочем, скорее уже соседнего.
- Король и шут — диалог разбойников в песне «Два вора и монета». Результат провальный для обоих: на шум из могилы вылез скелет.
Реальная жизнь[править]
- Судебные заседания в идеале должны наказывать виновных и оправдывать невинных, но могут превратиться и в троп.
- Философия, особенно древнегреческая, прославилась созданием условий для подобных дуэлей.
- Как субпродукты были получены также парадоксы (которые имели целью завести оппонента в логическую ловушку) и полемика (как набор универсальных инструментов для победы над новичками).
- Дебаты — по определению. Да и вообще любая (около-)политическая дискуссия. Если «на поле брани» встретились представители двух противоборствующих сил (реже их «почитатели»), то зачастую сводится к одному из двух вариантов. Первый — кто красивее наобещает и расскажет о прежних заслугах, второй — кто кого обидней обзовет и покажет в худшем свете. Или к обоим в разных пропорциях.
- Поединок на песнях и рэп-батлы.
- "Импровизация" - раунд "Я протестую".