Фраг

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Гимли: Леголас, сколько у тебя фрагов? »
— Из пародии на «Властелин Колец»
(соперничество вовсю шло и в оригинале)

Фрагом (frag) на геймерском сленге называется убитый враг в контексте игровых очков. Во многих режимах победа достаётся тому, кто больше всего фрагов наберёт; в остальных это просто показатель крутизны. Наиболее характерно для различного PvP и иногда превращается в настоящее яблоко раздора, если фраги как-нибудь оплачиваются, например, в MOBA и сессионках. Поэтому разработчики всячески усложняют систему награждения за убийства, вводя понятие помощи. Если ты снёс врагу почти всё здоровье, а последний удар сделал кто-то другой (застилил, как говорят), то не факт, что именно он получит больше денег/опыта. То есть добивание ценно, потому что выводит из боя, но не только оно имеет значение. Кстати, не всякое убийство называется фрагом, а именно игрока как событие редкое и важное для хода игры: так, в MOBA, где есть огромные толпы NPC-крипов, их фрагами не называют и оплачивают по упрощённой схеме — только последний удар, потому стил фарма всё ещё серьёзное преступление. А в стратегиях если вообще говорят в о фрагах, то как о побеждённых командирах и ни в коем случае не убитых юнитах.

А за пределами игр о фрагах можно говорить, когда убийства начинают считать. Причём это может быть как нормальным явлением в силу специфики работы, например, военных лётчиков, так и показателем проблем с психикой у бойца. Нередко черта считать фраги добавляется снайперам, которые, ну, как минимум точно знают, что это они убили, в то время как большинство бойцов просто стреляет в сторону противника.

Этимология[править]

У английских и американских солдат есть старый способ избавиться от неадекватного командира: бросить в него гранату (хороших командиров, наоборот, берегли). Даже если известно, кто бросил, часто сложно доказать злой умысел: в бою вполне могут покоситься руки, граната отскочить от чего-то, и т. д. Это называется fragging, от fragmentation grenade (осколочная граната). Фрэггинг расцвёл махровым цветом во Вьетнаме.

В Doom есть два режима: в первом космодесантник мочит орды монстров. Во втором он сражается с однополчанами, и экстравагантный Джон Ромеро предложил назвать очки за убийства фрагами.

Особые виды фрагов[править]

  • Телефраг — убийство путём телепортации в то место, где находится противник. Реализован уже в Doom, из-за высокой скорости игры нечасто встречается в реальной перестрелке, но попортил немало задниц в кооперативном режиме. В Unreal Tournament появился карманный телепорт, вполне себе пригодный для телефрагов.
« Что?! Хотят экранизировать Quake?! У меня уже готов сюжет: Шварценеггер видит shambler’а, Шварценеггер находит ящик гвоздей, другой Шварценеггер делает Шварценеггеру телефраг! »
— «Великий Дракон»
  • Спаункилл — убийство врага, только появившегося на респауне, безоружного и часто не готового к этому. Для борьбы со спаункиллами игроку могут сразу же дать неплохое оружие, воскрешать в местах, где можно быть спокойным за свою спину, или же делать его временно неуязвимым/малоуязвимым (так, в Quake III у воскресшего 130 % жизни, медленно падающие до 100).
    • В режиме игры типа «Конквест» это является вынужденной необходимостью.
  • Тайпкилл/чаткилл — убийство игрока, печатающего что-то в чате. Презирается всеми. Но с другой стороны (или согласно обычаям некоторых игровых комьюнити), если боец отвлёкся — на общение или на что-то ещё, — он сам себе злобный буратино.
  • Ганк — в командной игре убийство одинокого/незащищённого врага. Особенно — неоднократное, когда на слабого (или вовсе не сражающегося) наезжают снова и снова, чтобы невозбранно набивать на нём фраги. «Что ты меня заганкал! На сильных наедь! Модеры, куда вы, @#$%, смотрите?!»
  • Мультикилл — фраг нескольких врагов за ограниченный промежуток времени. Показатель мастерства (или везения), обычно премируется хотя бы объявлением, чтобы игрок потешил своё ЧСВ.

Примеры[править]

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Комплексные франшизы[править]

  • Warhammer 40000 — специальное устройство в шлеме Кхарна Предателя. В ходе кампании этот псих с топором умудряется набивать на нём немыслимые значения в тысячи фрагов, после чего счётчик обнуляется, оставив только рекорд за кампанию. Сколько у него фрагов набралось за десять тысяч лет мясорубки, вряд ли знает даже Кхорн.
    • Особенно иронично это смотрится в свете того, что до Ереси Хоруса Кхарн был самым адекватным командиром в легионе Пожирателей Миров. Именно на нём лежала «почётная» обязанность во время боя за ноги оттаскивать Ангрона, когда у того окончательно ехала крыша и он кидался с цепными топорами на титана или схожую по убойности боевую единицу.
    • У Имперской гвардии на вооружении состоит, собственно, фраг-граната — по сути, обычная лимонка. Но цимес в том, что само слово «фраг» на местном жаргоне используется как эвфемизм для другого слова из четырёх букв, первая из которых тоже f.

Литература[править]

  • «Властелин Колец»: известное каждому толкинисту соревнование между Леголасом и Гимли, кто больше врагов грохнул.
    • В фильмах П. Джексона — в целом не скрупулёзно каноничных — эта линия бережно сохранена и даже дополнительно расцвечена («Убитый мумак считается всего за единицу!», «А этот засчитывается мне!»).

Кино[править]

  • Gangs of New York — зарубки на дубине у одного из пероснажей за каждый фраг
  • Томирис — чтобы получить право выйти замуж нужно три черепа, потому девы и занимаются набегами

Видеоигры[править]

  • Doom — первоисточник понятия «фраг».
    • А также все сетевые FPS до единой.
  • В онлайне самой первой Diablo (1996) это было отыграно со смаком: когда один игрок мочил другого в PvP, в инвентарь победителя добавлялось «Отрезанное ухо» с указанием, чьё именно. Здесь слово frag как бы истолковали иначе — ведь отрезанное у врага ухо это «одно очко почёта за победу», и при этом оно есть фраг[мент] вражеского тела (как, например, и снятый скальп, выполнявший в культуре некоторых коренных североамериканских племён ту же функцию).
    • Да оно и понятно — на фоне фэнтези-сеттинга отсылка к осколочной гранате, т. е. технологическому оружию, смотрелась бы «как-то не того».
  • Heroes of the Storm — опыт здесь общий, денег нет вообще. Поэтому чей именно фраг, значения не имеет. Главное, что враг выбыл.
  • Mechwarrior Online — весьма сложная система подсчёта, в которой смертельный удар оценивается дешевле помощи, а также есть дополнительные бонусы если ты ты действительно убил врага один или нанёс большую часть урона.
  • DotA 2 — делёжка фрагов здесь стала одним из ярких примеров конфликтности дотеров и кодификатором фрага как яблока раздора наряду с World of Tanks.
  • Mount & Blade — самые популярные режимы это Осада и Битва и фраги там не играют особой роли (в первой победу команде может принести игрок, который вообще никого не убил).
    • Даже в режиме Invasion автор правки не замечал большой охоты за количеством тушек убитых ботов, там обычно играют на победу (продержаться нужное количество волн) или просто на интерес — погибнуть как можно позднее и эпичней.
    • В сингл-плеере на турнирах если игрока выбили в раунде он может пройти в следующий раунд за проявленное мастерство, если наберет необходимое число фрагов. Чиосло фрагов равно номеру раунда турнира — 1 в первом раунде, 2 во втором…
  • Pokémon — опыт за павшего противника делится между всеми, кто его ударил, но некоторые абилки дают бонус только тому, кто нанёс последний удар.
  • Divinity IIразбойник по имени Утюг имел привычку отмечать крестиком на своём топоре каждого убитого им человека.

Реальная жизнь[править]

  • Такого рода шутливое «состязание» могло вестись между викингами или древними саксонскими воинами, даже в тех случаях, когда они физически ничего не отрезáли у убитых врагов. «Я троих завалил!» — «А я в этом же бою — четверых, проиграл ты сегодня, Эйнар! (или, скажем — Тидда!)». Лгать считалось крайне позорным, счёт вёлся «на честность». Толкин, собственно, из обычаев древних саксов и позаимствовал это дружеское «меряние пиписками понтами» между Леголасом и Гимли (см. выше эпиграф, а также Литература).
  • Звёздочки на борту танка или самолёта за каждого подбитого им противника — классика! Время от времени пародировалось в духе https://www.youtube.com/watch?v=pp8TJDk-6nE Дошло даже до пародий в фотошопе изображающих деда на запорожце с количеством мерседесов в которые он врезался.
    • Союзники рисовали миниатюрные опознавательные знаки сбитых — крестики (железные кресты или прямые кресты с белой каемкой), свастики или хиномару. Немцы на самолетах рисовали «абшюссбалкены» (вертикальные прямоугольники с датой, типом и принадлежностью фрага), на танках и ПТ-пушках — белые кольца на стволах.
    • Сбитые «в группе» у немцев засчитывались каждому, участвовавшему в свалке. В СССР считались отдельно от индивидуальных побед, и на корпус их наносить было не принято. Союзники рисовали половинку или четверть опознавательного знака сбитого.
  • Ну и да, снайпера убитых врагов считают. За всю войну набирается несколько сотен.
  • Перья у индейцев, а за пределами Америки черепа мелких животных у некоторых племён. Одно из племён по слухам вогнало педаль в земную кору, хитроумным способом обрабатывая человеческий череп и высушивая его до размеров кулака вероятней всего, это черепа просто мелких обезьян, а у соседей, рассказывающих, что человеческие черепа, у страха глаза велики
    • Ганзелка и Зикмунд в одной из своих книг (кажется, «Через Кордильеры») утверждали, что обрабатывалась как раз человеческая голова: из неё вынимались кости черепа, она набивалась раскалённым песком, отчего кожа сжималась; при этом черты лица сохранялись. Волосы оставались прежней длины. Назывался полученный амулет: «тсанса». В описываемое время (1947—1948 год) тсанса стала редким, труднодоступным и потому особо желанным сувениром; продавать тсансу, которая обыкновенно делалась из головы побеждённого врага и потому была очень сильным амулетом, мало кто хотел, поэтому на продажу их наладились делать из обезьяньих голов, возможно даже и в самом деле, не вынимая из них кости черепа.
  • А еще подобным развлекались японцы во время Нанкинской резни. Соревнование между двумя офицерами «кто быстрее порубает катаной 150 китайцев» даже освещалось японскими газетами.
    • И хорватские усташи в лагерях смерти собственной системы.
  • Выражение «набивать фраги» часто используют по отношению к Брейвику, потому что то, что он натворил, похоже на одну компьютерную игру.
  • В русском языке неожиданная рифма: был враг — стал фраг.