История одного преступления

Материал из Posmotreli
Версия от 15:51, 1 февраля 2022; 46.216.41.18 (обсуждение)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

«История одного преступления» — советский сатирический мультфильм, режиссёрский дебют Фёдора Савельевича Хитрука, снятый в 1962 г. Сюжет чем-то напоминает классическое мультяшное «герою не дают заснуть, а он бесится» (как это случалось с Дональдом Даком и героем мультфильма «Ш-ш-ш» Уолтера Лантца). Но тут налицо игра с тропом: Хитрук подробно показывается как предысторию, так и последствия бессонной ночи.

Сюжет

Главный герой, Василий Васильевич Мамин (классический «маленький человек») — обычный советский гражданин, добрейшей души человек. С утра он едет на работу в метро, уступает место старику (пусть его в итоге и занимает какой-то хам) и честно зарабатывает свой хлеб. Вернувшись домой, ему хочется спокойно отдохнуть, но у соседей другие планы.

Сначала старики во дворе играют в домино так, что чуть земля не трясётся. Потом сверху из громогласных колонок раздаётся элвисовское «Long Tall Sally». Когда Мамин приходит к соседу-меломану и умоляет сделать музыку потише, здоровенный наглый быдляк явно показывает ему своё неуважение — отвечает презрительными фразами, переданными лишь музыкально-звуковыми эффектами, в которых, однако, угадываются конструкции вроде «Мне пох…!»; скромняга не отвечает ему взаимностью. Ночью издевательства соседей достигают апогея. Соседи пьяными голосами поют цыганский романс «Эх, раз, ещё раз». Потом муж-картёжник приходит к жене, громко скандалит с ней, разбивая вещи в доме, а затем, помирившись, не менее громко выбрасывает их в мусоропровод. А влюблённые подростки «романтично» перестукиваются по батареям.

В итоге бессонная ночь доводит беднягу до белого каления, и он отоварил чугунной сковородой по головам двух дворничих, которые утром перекрикивались. Неизвестно, насмерть ли, но даже при самом благополучном исходе обеим тёткам гарантировано сотрясение мозга. Меломан хватает его за руку, чтобы тот не сбежал от милиционера. Кончается мультфильм на трагикомической ноте — «благопристойные» соседи содрогаются от громкого шума, а нашему Мамину всё равно, он уже «познал дзен».

Что тут есть

Значимость мультфильма

«История…» (явно испытавшая влияния югославского «Суррогата») породила волну минималистичной анимации в Советском Союзе, которая впоследствии стала не менее популярна, чем каноническая, околодиснеевская. Тут царит настоящий полёт рисованной фантазии, которая становится не менее важна, чем сюжет. Благодаря этому мультфильму у нас есть «Три толстяка» (сёстры Брумберг, 1963), «Кот в сапогах» (они же, 1968), «Храбрый портняжка», «Большие неприятности» и, конечно же, «Бременские музыканты» (первая часть, у второй уже стиль немного другой).