Чёрная топь

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
Blackswamp.jpg

«Черная Топь» (также выходила как Чёрная Нежить) — хоррор-роман 1999—2000 г. за авторством Юрия Нестеренко, его первое произведение, появившееся в печати (изд-во «Эксмо», 2002). На настоящий момент бумажный экземпляр невозможно найти даже на сайте автора, поэтому доступен лишь в электронном виде.

Сюжет[править]

1999 год. Где-то между Омском и Красноярском Сергей Коржухин подбирает автостопщика, который представляется Алексом. Вскоре после этого из-за ремонта дороги им приходится съехать с шоссе, после чего Сергей, отвлёкшись на анекдот про чукчей, пропускает поворот обратно.

Решив не разворачиваться в надежде найти другой съезд на шоссе, Сергей и Алекс попадают в затерянный в тайге город Игнатьев, в дореволюционные времена называвшийся Чёрной Топью, так как он расположен неведомо где и жили в нём лишь беглые уголовники. Город производит впечатление очень недружелюбного места, к тому же изолированного от внешнего мира и застрявшего во временах Советского Союза.

Герои останавливаются переночевать в доме Николая Кондратьевича Лыткарёва и его дочери Лиды. Уехать из города им не удаётся — дорогу, по которой они приехали, затопило дождём, а по другой их легковая машина проехать не может. Следующей же ночью их машину разбирают на запчасти, а чуть позже они узнают, что городом управляют вампиры-коммунисты, уже составившие план по захвату мира…

Персонажи[править]

Сергей Коржухин — главный герой, загнанный в долги программист, из-за чего вынужденный перебиваться случайными заработками вроде перегона машин. Любитель анекдотов и фильмов ужасов, убеждённый антисексуал и полный абстинент. Считает себя сторонником рационального мышления, из-за чего первое время не верит посвящённым в секрет Игнатьева, но потом выбора просто не остаётся.

Алоизий «Алекс» Ситников — студент, неформал-автостопщик, путешествующий во Владивосток из Тюмени. Моложе и легкомысленнее Сергея, поэтому с самого начала начинает подозревать неладное.

Лида Лыткарёва — молодая девушка, дочь учителя местной школы. Хочет увидеть мир вне Игнатьева и совсем не довольна положением вещей в городе, но ничего не может поделать, так как очень боится умирать во второй раз.

Николай Лыткарёв — школьный учитель, отец Лиды. Единственный в городе из появлявшихся в романе жителей пьёт не потому, что это ему жизненно необходимо. Давным-давно пытался собрать улики против Березина, но из-за жены и дочки побоялся довести дело до конца. Его сообщников казнили, а у самого Николая Кондратьевича убили единственную дочь.

Петя Дробышев — далёкий потомок Егора Михайловича, 12-ти летний мальчик. Благодаря влиятельным предкам ведёт себя очень дерзко, но перспектива перестать быть человеком его несильно радует, поэтому он решает помочь Сергею и Алексу.

Егор Михайлович Дробышев — мэр города. С трудом воспринимает порядки новой России, поэтому даже на двери его кабинета написано, что он «мэр», а не «глава города» или «глава администрации». По сравнению с Березиным кажется злодеем по должности: дал бессмертие многим жителям города и был против экспансии из Игнатьева.

Сержант Сермягадобродушный с первого взгляда сотрудник полиции. Из-за запаха водки можно подумать, что он бывалый алкоголик, но не всё так просто. На самом деле — дракон капитана Березина, разъезжающий по городу на мощнейшем мотоцикле, словно призрак коммунизма[1], и выполняющий за капитана работу, требующую грубой силы.

Доктор Барлицкий — уехавший из страны до революции врач, мечтавший обрести секрет бессмертия и в конце концов узнавший способ воскрешать мертвецов, оставляя им личность. В начале 30-х вернулся, но был обвинён в шпионаже и был бы расстрелян, если бы не помощь поверившего ему Березина. Больше интересуется наукой, чем захватом власти, поэтому в управлении особо не участвует, но имеет огромный вес как единственный человек, знающий ритуалы.

Капитан Березин — почти столетний вампир, фактический глава города. В органах с 1921 года. Будучи следователем НКВД, встретил доктора Барлицкого, открывшего в далёких джунглях секрет вечной жизни. Убедившись в его правоте на личном опыте, добился своего перевода во всеми забытый городок, где радикально насаждал социализм и полвека подготавливал свой грандиозный план по выходу во внешний мир.

Тропы[править]

  • Алекс сел не в ту машину, Сергей повернул не туда, и они приехали в деревню со зловещим секретом.
  • Авторский рупор — программист-антисоветчик, испытывающий отвращение к сексу и алкоголю и не верящий в мистику. Даже год рождения у Сергея Коржухина тот же, что и у Юрия Нестеренко (1972).
  • Адская гостиница — единственная гостиница Игнатьева, уже давно заброшенная, но раньше именно там вампиры хватали ревизоров с большой земли.
  • Алибабаевич — Лида. Не хочет помогать упырям, но страх смерти перевешивает.
  • А чего нас бояться? — сыграно аж два раза. Вначале герои узнают от Лиды, что вся администрация в городе состоит из живых мертвецов, причём мертвецом является и Лидин папа Николай Кондратьевич. Потом оказывается, что Лида и доктор Барлицкий тоже мертвецы, а вот Николай Кондратьевич — живой. Впрочем, бояться стоит даже, на первой взгляд, доброй и милой Лиды.
  • Вампиры — хотя они так в романе ни разу не называются, но всё-таки это пьющие кровь живые мертвецы (они же — энергетические вампиры, питающиеся «жизненной силой» живых). Получаются из трупов, воскрешённых страшным колдунством по суперсекретному ритуалу. Судя по всему, чеснока и осиновых кольев не боятся. Невероятно живучи, не чувствуют боли, не стареют и видят в темноте лучше живых. Но и физиологического удовольствия тоже не испытывают.
  • Гнусный алкаш — все представители коммунистической нечисти должны пить очень много водки. Правда, они от неё не пьянеют (мертвецы же), поэтому субверсия.
  • Гулаги и рабы — в Игнатьеве красная нечисть поддерживает подчёркнутые до абсурда советские порядки: выехать можно по произвольно выдаваемому разрешению, информация извне не поступает, жизненно важные товары отпускаются через систему централизованного распределения, власть не меняется, горожане сидят по домам в страхе быть задержанными, важнейшие лица города, формально из разных ведомств и организаций, собираются на партсобраниях, чтобы решать вопросы управления, повсюду пьют водку, а жители города готовы убить приезжих гостей за «партбилет», роль которого играет жизнь после смерти. А ещё раньше капитан НКВД проводил эксперименты над заключёнными ГУЛага.
    • Не в ладах с историей — главный герой всерьёз убеждён в том, что в СССР убивали двенадцатилетних детей, а занесение работающих странностей под гриф «совершенно секретно» с ликвидацией свидетелей — это сугубо советская практика. В реальности самому молодому расстрелянному в Союзе было четырнадцать лет, и это был беспризорник с богатым уголовным прошлым за спиной по типу казнённого много лет спустя Аркадия Нейланда. Вдобавок, бывший НКВДшник на полном серьёзе выражается уголовной «феней», а рассказ о службе в «органах» у него начинается с «своего первого я расстрелял (так и хочется добавить: „В шестнадцать лет“), когда Вас в проекте не было.». Это — притом, что в двадцать первом году вовсю ещё шла война, где именно служил Березин в этот момент, мы не знаем, да и к уголовникам, как таковым, чекисты могли относиться лучше, чем к политическим, но это выражалось в чуть меньшей враждебности. Максимум, чего мог добиться уголовник — возможности охранять бывших со-сидельцев где-нибудь в Воркуте. Не то, что вольнонаёмным, чекистом у них стать шансов не было. Впрочем, отдадим должное: это — немногие моменты с отклонениями от действительности.
  • И ты, Брут? — дважды. Первый раз — во время смещения мэра Дробышева бывшим НКВДшником Березиным. Во второй же — когда Лида захватила в плен Алекса, наивно побежавшего её спасать от красных вурдалаков (отнюдь не фигура речи, в данном случае).
  • Жуткий прохожий — единственным прохожим во всём городе, которого встретили Алекс и Сергей, оказался угрюмый тип с сумкой с шестью бутылками водки. Волей-неволей заподозришь неладное.
  • Заливать гореНиколай Кондратьевич Луктарёв, товарищи. Власти не сделали ничего, чтобы спасти его жену, а потом зверски убили его дочь. Чтоб знал место своё. С тех пор пытается забыться изо всех сил, но то Сермяга нагрянет, то какие-то непонятные люди из внешнего мира...
  • Зловещий козёл — гуляющий по Игнатьеву козёл с обломанным рогом, на котором Барлицкий ставил эксперименты. Впрочем, ничего зловещего в нём, кроме вида, — нет.
  • Каннибальское бессмертие и дефективное бессмертие — для поддержания жизни вампирам не нужна еда и вода. Обычно они обходятся только кровью и спиртом — двумя самыми популярными жидкостями России 90-х годов, тем более, что кровь не обязательно должна быть человеческой. Всё было бы хорошо, если бы раз в несколько лет мертвецу не нужно было перекачивать в себя «жизненную силу» из живого донора, и уж донор-то должен быть человеком, который при этой процедуре мучительно умрёт.
  • Коронный момент — пополам с «Искупление равносильно смерти»: Николай Кондратьевич, когда-то из-за семьи выбывший из заговора против чекиста-ренегата Березина, в одиночку встречает его со всей его свитой, вооружённый только лишь двустволкой-переломкой. И мог бы выжить и победить, если бы не предательство Лиды...
  • Мне на самом деле семьсот лет — правящая верхушка города не стареет и находится у власти примерно с 1930-х годов.
  • Милый злодей — Сермяга — типичный хороший советский милиционер, просто выполняющий приказы нехорошего начальника. А Барлицкий вовсе не желает причинять никому страданий и работает над улучшением метода воскрешения мёртвых.
  • Неэтичный учёный и Жуткий доктор — доктор Барлицкий, узнавший секрет некромантии и проводивший эксперименты над людьми. Считает проблему доноров решаемой и работает над ней.
  • Не щадить детей"А мне плевать, Дробышев ты или кто! Надо будет - оживят!" (выстрел Петьке в горло)...
  • ОНО НЕ ДЕЙСТВУЕТ!!! — нечисть не умирает от выстрела в голову. Сами собой, однако, такие раны не заживают — нужен донор «жизненной силы», который после процедуры будет долго болеть.
  • Открытый финал — Сергей, не до конца оправившись от пережитого, иногда замечает по телевизору непонятно откуда знакомые лица…
  • Побить за 60 секунд — судя по выкрикам «Стой, контра!» одного из всадников, убитых в последнем и единственном бою, Николай Кондратьевич в одиночку уничтожил всю верхушку Игнатьева, представлявшую хоть какую-нибудь опасность, включая самого Березина
  • Подсветка — «нет, у этого города нет зловещего знака на въезде, нет, внутри брошенного грузовика нет скелета, нет, машина сразу завелась, посмотрите, как оригинально»…
  • Секс — это плохо — Алекс сначала повредил ногу, когда гулял с девушкой, а после пошёл на корм вампирам из-за того, что побежал её спасать. Антисексуал Сергей спасся и продолжил жить в блаженном неведении.
    • Неудачная басня — даже если признать сексофильский мотив намерения спасти Лиду, что плохого в спасении этой совсем незлой девушки из столь адского места? С учётом того, что про то, что она мертва, Алекс не знал?
      • Плохо, видимо, то, что Алекс руководствовался эмоциями, а не разумом.
  • Шкала человечности нежити — здешние мертвецы, в принципе, вариант 4, у них сохраняется прижизненная внешность, личность, и они могут вести в целом нормальный образ жизни. Однако проблема в том, что раз в несколько лет им нужно перекачивать в себя жизненную энергию из живого донора, который при этом мучительно умирает. Беспринципным советским функционерам не привыкать, а вот доброй девушке Лиде это очень сильно претитно она слишком боится умереть второй раз, в первый её специально убивали долго и мучительно, чтобы запомнила.

Примечания[править]

  1. Эта метафора взята из романа, если что