Тюнибё

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Чунибьё»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Chuunibyou. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Обыкновенный человек — не супергерой — по жизни отыгрывает художественный образ, который считает крутым, без оглядки на реальность.

Либо:

Ролевик (буквальный или фактический) отыгрывал некие способности, у него в реале отсутствующие — и малость тронулся умом, искренне уверовав, что эти способности у него, мол, и в реале были… или появились.
Примерно так они себя видят

Тюнибё (от японского «Chuunibyou», букв. «болезнь второго года средней школы»), также известное как «чунибьё», «синдром восьмиклассника» или просто «чунька» — состояние, в котором человек воображает себя обладателем магических (или каких-то ещё необычных) сил, и начинает вести себя соответственно. Обычно синдром наблюдается у подростков, отчего и носит такое название.

Наиболее частая «роль» — чародей/волшебник/колдун/ведьма/псионик/странник по астралу и тому подобное. Хотя возможны и другие: великий воитель, ниндзя, супергерой, супершпион… Но мага отыгрывать проще всего, поэтому ничего удивительного, что подростки идут по пути наименьшего сопротивления.

Бывают и криминальные варианты тюнибё, когда тинейджер, насмотревшийся на Арсена Люпена, Артемиса Фаула или отечественного Дубровского, начинает строить из себя «вора-джентльмена» и вступает в (или даже сам создаёт) подростковую банду. Этот вариант нередко заканчивается трагически: в лучшем случае отсидкой в колонии, а в худшем — гибелью горе-преступника. Попытка отыграть в реале роль подростка-суперсыщика тоже может иметь печальный исход, если такой чунька нарвётся на реальных бандитов.

Отдельный подвид чунибья — подростки, воображающие себя всевозможной нежитью и нелюдью. Вампиры, оборотни, демоны, инопланетяне… Этих даже прыщавые «маги и ведьмы» нередко считают чокнутыми.

Несмотря на то, что кодифицировали это явление в Японии, встречается оно во всех странах мира, только герои у подростков разные. В США это супергерои из комиксов, в СССР это были, конечно же, космонавты (а до космонавтов — советские разведчики, полярники [1]), а в годы развала СССР стали популярны герои Толкина. Глобализация и создание мировых брендов во многом унифицировали мечты чунек: теперь получить письмо из Хогвартса мечтает как юный Джон Смит из Нью-Йорка, так и юный Иван Сидоров из Челябинска. В России синдром наблюдается в основном с уклоном в перебор ухода в роль в ролевых играх, и в возрасте, близком скорее к старшим классам, если не к студенческому.

Чаще всего чунибье заканчивается за год-два, и особых следов в увлечениях и жизни не оставляет, но иногда тех кто раньше этим страдал (или наслаждался), заносит в реконструкторы (чаще всего «воинов» и любителей представлять себя реинкарнацией исторического деятеля), «магов» обычно несет в оккультизм, как диванный (в виде гаданий, и книжек про магию для домохозяек), так и условно серьезный, и обе категории часто становятся также ролевиками.

У любителей преступной тематики, будь то участие в криминале или защита кого-нибудь от него, отголоски чунибье чаще проявляется уже в профессиональных стремлениях и карьерном выборе, любители криминала которые смогли избежать проблем чаще всего оседают в мошеннической деятельности, как в свободное время так в качестве основного заработка, а те, кто представляли себя сыщиками, нередко идут работать в полицию.

Часто пересекается с тропами Житель Страны Эльфов (в «добром» варианте) и Житель Страны Тёмных Эльфов (если, наоборот, избыток фантазии сочетается с недостатком моральных ограничений).

Описание[править]

« Это важный момент на всех уровнях практики: чтобы совсем ёбнуться на голову, вы должны не только видеть волшебство, но и всё время его ощущать. »
— Сказки тёмного леса

Попавший под действие чунибья (порою такого человека называют «чунькой») начинает представлять себя кем-то другим, более сильным и могучим. Как правило, речь идёт о присвоении магических способностей, однако чунька может воображать себя и мастером боя, учёным и так далее. Основные отличия от просто фантазёра: чунька, во-первых, старается придерживаться одного образа (разве что поначалу может переключаться, выбирая наиболее приемлемый для себя), во-вторых, нередко стремится играть на публику и вообще выделиться из толпы, в-третьих, стремится посвящать этому большую часть дня и жизни (что отличает его от тех же косплееров или ролевиков). Нередко чунька может даже одеваться в соответствующем стиле, вроде готического платья или магической мантии, и использовать обычные предметы в своих фантазиях (например, воспринимая зонтик как щит).

Хотя со стороны чунибьё может показаться едва ли не психической болезнью, это совсем не так. В основном потому что в большинстве случаев это банальная клоунада, и чуньки при необходимости вполне адекватно реагирует на окружающий мир и происходящие события, просто в стиле «тёмные силы опять пытаются меня одолеть». У многих чунибьё вообще протекает в лёгкой форме, и в действительно серьёзные моменты они о нём либо быстро забывают, либо используют как оружие. Кроме того, чунибьё — явление временное, может пройти буквально через год, а то и раньше.

Что же до причин возникновения чунибья, то они могут быть самыми разнообразными, но в большинстве случаев происходит та же ситуация, что и с уходом в виртуальную реальность — проще говоря, если человек погружается в воображаемый мир и начинает считать себя кем-то другим, то очень даже возможно, что ему нынешнему в реальности крайне плохо и неуютно. Ну, или просто экстремально скучно.

Бывают случаи когда чунибье из человека можно выдавить острым стрессом и проблемами, особенно если они предполагали необходимость действовать самостоятельно для спасения своей шкуры, а не только предаваться ангсту, но обычно это хреновое лекарство, за счет того что обычно сопровождается депрессией, и близкие знакомые такого «вылечившегося», обычно предпочитают чтобы персонаж вернулся к прошлой клоунаде, лишь бы вышел из депрессии, а то и ПТСР.

В произведениях чунька может быть кем угодно — от главного героя до штатного клоуна. Однако стоит заметить, что обычно у чуньки имеется харизма (умеющий в злобный смех и жестикулирование Лелуша не может ею не обладать), храбрость (раз уж назвался крутым боевым магом, то и не прячься за спинами товарищей), наплевательство на чужое мнение (без комментариев) и ум, или хитрость, или хотя бы начитанность (придумать себе волшебное альтер-эго и воплощать его не так уж и просто). Нередко пересекается с тропом крутой в дурацком колпаке. Всё это привлекает к нему большое внимание как зрителей, так и персонажей.

Впрочем, как отмечалось выше, в некоторых произведениях чунибье может оказаться типичным жителем Страны Тёмных Эльфов. В этом случае, как правило, является лидером шайки не очень умных поклонников. Для своих подпевал он исполняет роль злого ментора, промывая им мозги с разнообразными целями. Масштаб влияния такого чунибья может варьировать от детско-подростковой банды до полноценной обширной секты.

Троп нередко играется зигзагом: к примеру, персонаж может лишь мастерски прикидываться сабжем в конкретном окружении, а за его пределами вновь становиться самим собой. Ещё один популярный зигзаг — персонаж может на самом деле обрести столь желанные сверхспособности… и после этого радикально сменить имидж и манеру поведения, чтобы «ничего не напоминало о прежнем неудачнике». Как вариант, приобретённые-таки способности могут оказаться невероятно отстойным даром и персонаж будет из кожи вон лезть, чтобы стать прежним безобидным чунькой.

Chuunibyou demo Koi ga Shitai![править]

Знак «Тюнибёшничать воспрещается» с изображением героини сериала, замеченный на железнодорожной платформе. Выражаясь по-русски: «Железная дорога — не место для игр».

Аниме, наиболее полно раскрывающее суть чунибья и популяризировавшее сам термин. Чунькой в нём является каждый второй персонаж, причём в разных стадиях: и начинающие, и глубоко подсевшие, и избавившиеся от этого синдрома. Также показана и различная реакция на чунек обычных людей: от положительной до «что за фигнёй вы маетесь». Отдельное внимание уделено причинам возникновения чунибья: Юта ощущал себя чужим среди одноклассников, Шинка испытывала неуверенность в себе, Санаэ явно бунтует против своего образа «идеальной девочки» и лишь Сатонэ просто веселится. Но хуже всех, вместе взятых, пришлось Рикке: она потеряла отца, мать и родной дом. Там же прослеживается мысль о том, что обладатели чунибья «заражают» друг друга: Сатонэ заразила Юту и Шинку, Шинка заразила Санаэ и Рикку, и Юта тоже внёс вклад в заражение Рикки, которая едва не заразила Кумин.

Другие примеры[править]

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • «Бесы» Достоевского — Степан Трофимыч Верховенский. Мужику уже шестой десяток идёт, а он был глубоко и искренне убеждён в том, что является «карбонарием», сосланным в губернский город политкаторжанином, не только находящимся под наблюдением органов правопорядка, но и ещё состоящим на особом учёте у местных губернаторов.
    • Конкретно это больше похоже на обычный бред величия и преследования, встречающийся чаще всего как раз у не совсем здоровых на голову пожилых людей. В более запущенных случаях появляются всякие «императоры Нортоны» и им подобные.
  • Л. Соловьёв, «Повесть о Ходже Насреддине» — когда богач Агабек уверовал в силу магии и вознамерился применить её на практике, это кончилось довольно печально:
«

Обуянный гневным неистовством, Агабек выхватил из пояса тыквенный кувшинчик с волшебным составом. — Лимчезу! Пуцугу! Зомнихоз! — грозно возопил он, брызгая из кувшинчика на стражников. — Каламай, дочилоза, чимоза, суф, кабахас! — Держи его! Держи! Хватай! Вяжи! Тащи! Не пускай!.. — разноголосо отвечали стражники своими заклинаниями. Их заклинания, как и следовало ожидать, оказались неизмеримо могущественнее: через минуту Агабек был повергнут и связан по рукам и ногам.

»
— А он поверил Насреддину
  • Юрий Сотник:
    • «Ясновидящая, или Эта ужасная „улица“». Двенадцатилетняя Матильда вообще-то просто любит присочинить, но, когда раз за разом ее враньё начинает сбываться, как не признать в себе сверхъестественные способности? На самом деле ребята из новостройки, не знающие друг друга и не способные проверить её слова, разносят их по «сарафанному радио» как достоверные новости, а дальше круги расходятся все шире…
    • Рассказ «Ищу „Троекурова“». Начитавшись повестей Пушкина, главный герой решил стать благородным разбойником, как Дубровский. Ничего, кроме мелкого хулиганства, из этого не получилось.
  • Латынина:
    • «Проповедник» — последователи миссионера ван Роширена воображают себя под защитой божьей благодати, видят чудеса и считают что Бог их защищает вплоть до читерской неуязвимости в перестрелках, в то время как в книге Бог явно действует в форме божественного провидения.
    • Вейский цикл зигзагом — вейцы не только достаточно суеверны, но существуют и по настоящему отмороженные сектанты. Но вот идеалистов на Вее не бывает — вейский сектант может верить, что гамбургер создал дьявол с неба, чтобы развратить вейцев, а когда рядом не будет братьев, сам с удовольствием им перекусит — логика примерно такая же, как у вейского чиновника, осознающего, куда катится страна, но мимо своего кармана взяток не пропускающего.
  • Г. Л. Олди, цикл «Чистая фэнтези» — очень похоже на тюнибё местное заболевания «синдром ложной маны», оно же «слом», оно же «шмагия», при котором заболевшие видят себя магами (в остальном, однако, они нормальны и вполне способны вести обычную жизнь). Не проходит с возрастом. И да, здесь это совсем не смешно.
  • Андрей Белянин:
    • «Рыжий рыцарь» — чернокнижник Дима и его сатанисты-любители.
    • «Сестрёнка из преисподней» — Таня, племянница настоящей ведьмы Наташи, воображает себя самой настоящей Сейлор Мун. Что ей от всей щедрой демонической души и предоставляет Велиар.
      • Впрочем, судя по всему, у Тани тоже есть волшебная сила. Когда Велиар отбирает у нее то, что предоставил во временное пользование, Таня перевоплощается самостоятельно.
  • Иван 'Djonny' Фолькерт, «Сказки темного леса» — почти все антагонисты героев. Примечательно то, что в них мало что положительного и привлекательного — они в основном обычные самоуверенные мерзавчики, поехавшие эзотерики, или чуть менее поехавшие сектоводы. Анализу сабжа в книге (посвященной ролевому движению 90-х) отведена целая глава. Правда, стоит учесть важный момент: «Сказки» не претендуют на документальность. Художественных преувеличений и откровенного вымысла в книге столько, что она скорее подходит под троп основано на реальных событиях. Некоторые реалии питерской ролевой среды намеренно поданы неверно ради фишки. Например, прототип Паука из книги в реале вообще никакого отношения к Коту не имел.
    • Толмуд (именно так, от слов толстый мудак) и Кот-Фотограф, взрослые дядьки — псевдо-маги, растлевавшие девушек-подростков (хотя иногда и не только их) под предлогом фотосессий.
    • Ученик Кота-Фотографа Паук персонаж еще более карикатурный — если прошлые извлекали из своих художеств хоть какую-то, пусть и аморальную, выгоду, то этот клоун вознамерился вести с героями бессмысленную и беспощадную «магическую войну». Нет, они его даже не избили, а побили на собственном поле боя, до смерти запугав суеверного Паука своими «проклятиями».
    • Княжна, по собственным словам, реинкарнация Жака де Моле и могущественная колдунья. Обладательница феерически зашкаливающего самомнения, кумир чокнутых оккультистов и объект насмешек для всего ролевого движения. Что характерно, этим маялась довольно взрослая женщина лет 30-40.
    • Многочисленная братия из той же тусовки: Лора, «жрица сатаны и сестра вампиров» Ханна и прочие.
    • Самопровозглашенные мастера боевых искусств Тайбо и Карантин. Первый был пнут героями, второй загремел в дурдом.
    • Смеха ради — Алекс Добрая Голова, тупой приспешник героев, напрочь поехавший крышей на почве эзотерики.
    • Ну и, наконец, гомосексуалист и насильник Тони Лустберг, самый феерический персонаж книги, умудрившийся на ролевке устроить полевой бордель с участием обдолбавшихся в хлам малолеток, пару которых он сдал в аренду главным героям за несколько косяков конопли, тоже «маг по жизни» и «потомок Сногхая — мифологической (со слов Лустберга) полухимеры, полудракона», хотя и несколько менее упоротый, чем остальные.
  • Елена Чапаева, «Близнецы и Робин Гуд» — про подростка Роберта Кудинова, воображавшего себя Робином Гудом; они с друзьями назывались именами лесных разбойников из легенд, пользовались рогатками вместо луков, вымогали деньги у «плохих» богатых и помогали бедным. В итоге оказалось, что их использовал в своих целях очень опасный взрослый преступник; к счастью, закончилось всё благополучно.
  • Яна Тимкова, «Повесть о каменном хлебе» — вариант с ложным тюнибё. Пользуясь тем, что девушки ролевой среды — зачастую весьма экзальтированные и изголодавшиеся по вниманию персонажи, Лави рассказывает им, что «помнит» их альтернативное воплощение в фэнтезийных мирах, и тем привязывает к себе. Впрочем, как знать — может, она и искренне вживается в роль, только использует это для весьма манипулятивных отношений.
    • Едва ли — в телефонном разговоре с Аэниэ она практически открыто признает, что всё это ложь. Да и однотипные истории для каждой девочки говорят о том, что она всё понимает.
  • Дарья Бобылёва, «Вьюрки» — Юки. Ещё до Вьюрков считала себя ведьмой, получивший силу от бабки, пыталась проводить обряды и колдовать. Потом попала в заколдованную деревню, где магия и нечисть более чем реальны — но именно её почти ничего не коснулось.

На других языках[править]

  • Мигель Сервантес, «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» — первопример. Дон Кихот всерьёз ощутил себя чудесным рыцарем из сказок и легенд, сокрушителем злых сил. Правда, здесь это больше походит на старческие регрессивные изменения.
    • Интересно, что вернуть мятежного идальго домой у одного из второстепенных персонажей наконец получилось, только подыграв ему — переодевшись странствующим рыцарем и победив Дон Кихота в поединке. Правда, только со второго раза.
  • Марк Твен — Том Сойер. Чаще всего просто играется, но в «пираты»-то на остров сам сбежал и Джо с Геком за собой увёл на полном серьёзе. А уж разбойничество во второй книге!
  • Всеволод Нестайко, «Тореадоры из Васюковки» — Ява и Павлуша в течении трёх книг перемерили на себя целый ворох героических образов: строители метро, герои шпионской саги, запорожские козаки, робинзоны, борцы с преступностью, руководители театра, охотники за привидениями и, собственно, тореадоры. Каждый раз парни воспринимали происходящее максимально серьёзно — до очередного скандала или членовредительства.
  • Ярослав Стельмах «Митькозавр с Юрковки, или Химера лесного озера» — с прикрученным фитильком. Во-первых, герои не воображают кем-то себя, а просто считают, что в озере за деревней обитает Лох-несское чудовище. Во-вторых, на идею их натолкнули некоторые местные легенды вернее, как оказалось в итоге, один местный хулиган, который решил над главными героями постебаться; легенды выдумал он и «следы чудовища» генерировал он же. Но итог полностью в духе тропа: ребята взялись за дело всерьез, начиная с изучения всей доступной информации о пресмыкающихся (попутно даже обзавелись ругательствами в духе «ах ты ж диплодок несчастный!»), заканчивая ночевками в лесу и даже попытками охоты на существо. Когда выяснили, что никаких реликтов в озере все-таки не живет, закономерно забросили это дело, но тем, как прошло лето, остались полностью довольны. А вот для шутника все закончилось не то, чтобы плохо, но куда менее весело: чуть не утонул и знатно опозорился.
  • «Плоский мир» — Люси Чокли aka Диаманда. Внушив наивным деревенским девчонкам, что она — могущественная ведьма, собрала около себя целый кружок восторженных почитательниц, жаждущих «научиться ведовству». Разумеется, никакими магическими способностями Люси не обладала, но её самоуверенность привлекла внимание Прекрасного Народа. И заверте…
    • С прикрученным фитильком — Агнесса Нитт и Аннаграмма. В отличие от Люси, обе действительно являются ведьмами. Но Агнесса придумала себе куда более сильное и уверенное альтер-эго, а Аннаграмма умело внушает юным ведьмам, что ей известны некие древние тайны — и, похоже, сама в это верит.
    • Педаль в пол и подсветка — в романе «Carpe Jugulum» синдромом восьмиклассника страдают… юные вампиры, которые воображают себя людьми. «Гуляют чуть ли не до полудня, носят яркие одежды, дают друг другу странные имена…»
  • Стивен Кинг, «Лангольеры» — парень-скрипач Альберт Косснер любит вообразить себя ганфайтером с Дикого Запада: «Туз Косснер, самый быстрый еврей к западу от Миссисипи». Что характерно, переболел после того, как по-настоящему поднял уровень крутизны, обезвредив вооруженного ножом маньяка кистенём из тостера, завёрнутого в скатерть.
  • «Досье Дрездена»: в рассказе «Выходной» на Гарри наезжают «Подражатели Смерти» во главе с «Дартом Эпигоном» — кучка подростков, возомнивших себя мраккультистами — за то, что он снял с пожилой дамы наложенное ими проклятие (реакция Гарри: «Там было какое-то проклятие? Я ж так, для фен-шуя пошаманил») и вызывают его на магическую дуэль (реакция Гарри: достал револьвер, Подражатели струхнули и смылись). Покажи он им настоящую магию — к примеру, забавный трюк под названием «карманное лицеплавильное солнышко» (не пугайтесь, это не боди-хоррор в стиле «Molten Light» Чада ван Гаалена, а всего лишь очень яркий и жаркий файербол в паре сантиметров от носа воспитуемого объекта) — воспитательный эффект был бы куда сильнее, но ему было лениво, выходной же.
  • Джек Вэнс, «Книга Грёз» (цикл «Властители зла») — Говард Алан Трисонг. Выдумал себе целых семь альтернативных личностей, с разными характерами и способностями. Преступления, впрочем, совершал вполне реальные, вот только главной целью себе поставил отомстить за пережитые в детстве унижения бывшим одноклассникам.
  • Глен Кук, «Зловещие латунные тени» из цикла о Гаррете — Лаббок, богач, воображающий себя чернокнижником из-за того, что среди его предков когда-то были таковые. Предпринимает реальные шаги для того, чтобы получить колдовскую власть.
  • «Королевская битва» — Мидзуо Инада воображает себя Избранной Космической Воительницей с магическим талисманом. Как и почти всем остальным школьникам, не помогло
  • Реинкарнация Безработного — японская ранобэ о реинкарнации хикки в мире «меча и магии», манга по ней не в счёт. Собственно хикки он стал из-за «синдрома восьмиклассника» — в восьмом классе он возомнил себя супер-пупер знатоком программирования и забил на учёбу, из-за провала на экзаменах попал в самую негодную старшую школу в префектуре, где в первый же день по глупости попытался осадить главное местное гопо-быдло. В итоге был избит и так унижен, что полностью сломался как личность. Перестал ходить в школу и не поступил в Университет. Кончил тем, что во время похорон родителей дрочил на видео с купающимися лолями. Ах, да — эти лоли были его племянницами, снятыми на скрытую камеру. После такого «подвига» Хикки был избит родными братьями и выброшен на улицу, где примерно через полчаса умер и потом реинкарнировался

Кино[править]

  • «Я шагаю по Москве» — главные герои в какой-то момент ощутили себя начинающими псиониками (тогда говорили «экстрасенсами») и попытались загипнотизировать случайного прохожего (Р. Быков). Получилось смешно.
  • «Недопёсок Наполеон Третий» — дошкольник Серпокрылов (сын директора школы) вовсю тюнибёшничает в образах «храбрый воин Великой Отечественной», «полярник» и т. п. По большей части это обычная сюжетно-ролевая игра, являющаяся ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Но порой мальчик слишком уж увлекается — хорошо ещё, что без тяжких последствий.
  • «Большое приключение» (1985) — двенадцатилетний Олег Зубренок на полном серьёзе считает себя инопланетянином, и пытается внушить это товарищам. Кроме маленькой Яны, никто ему не верит, и мальчик обижается.
  • С прикрученным фитильком — в фильме «Криминальный квартет». Один из четвёрки главных героев, а конкретно — журналист, не имеющий НИ МАЛЕЙШЕЙ боевой подготовки (и имеющий почти ноль физической), явно мается комплексом неполноценности в лёгкой, но докучающей ему форме. Поэтому он порой начинает ощущать себя героем боевика — в реальной боевой ситуации, то есть в столкновениях с бандитами! — и на полном серьёзе пытается повторить то, что откалывают в крутых боевиках крутые герои. У него не получается. Его жизнь пару раз повисала на волоске — хорошо ещё, верные друзья (настоящие, в отличие от него, бойцы) каждый раз вовремя приходили на помощь и вырубали злодея.
  • Автор правки не помнит названия, но был бы рад уточнению. Возможно, фильм «Джош и Сэм» (Josh And S.A.M) (1993). Всё началось с того, что старший брат довольно жестоко разыграл младшего. Существует американский фильм о двух братьях, младший из которых вообразил себя каким-то агентом со вживлённым чипом и постоянно скрывается от врагов, ФБР, людей в чёрном. Уговаривает брата бежать в Канаду, но затем передумывает и на полпути возвращается с ним домой. Брат советует успокоиться, и мальчик принимает оригинальное решение — посещает солярий, чтобы якобы сжечь чипы. Если в реальности никаких шпионов и чипов не было, то это как раз наш пример.
  • В нескольких фильмах про «Моих счастливых звёзд» один из Банды Сиротского Дома на некоторое время всерьёз начинал «жить в шкуре» чародея (вариант — человека-невидимки), а остальные ему радостно подыгрывали в целях розыгрыша.
    • Подробнее о человеке-невидимке: «Мои самые счастливые звёзды» — один из героев находит трактат по магии о том, как стать невидимым, причём невидимка должен быть голым, а все остальные, включая и девушку, решают его разыграть и притворяются, что его не видят.
  • «Мост в Терабитию» — Лесли Бёрк, выдумавшая целую страну Терабитию и втянувшая в свою выдумку Джесса Ааронса.
  • «Антикиллер» — бандитский авторитет Амбал в этой экранизации представлен не циничным молодым отморозком, каким он был в книге, а пожилым психом, фанатеющим от Средних Веков и воображающим себя «современным викингом». Ношение кожаного шлема и пафосные речи о Вальгалле, от которых тихо офигевает его банда, прилагаются. Впрочем, полным чудовищем, несмотря на закидоны, остался, просто в фильме он не только отморозок, а еще и чунька, причем в удобном для отморозка образе викинга. Однако если в книге под пытками выдал всё, что нужно, то в фильме настолько вжился в образ, что пытать оказалось бессмысленно, просто пристрелили.
  • Kick-Ass — Дейв Лизевски настолько зачитывается историями про супергероев, что загорается желанием стать одним из них и воплощает задуманное. И если бы не приобретённая нечувствительность к боли, другие супергерои (вроде бы тоже фальшивые, но на поверку почти подлинные) и невероятное везение, то всё могло бы кончиться фатально. Впрочем, для отца Дейва все так и кончилось. И для одного из тех «супергероев» — Папаши, в экранизации косившего под Бэтмена — тоже.
  • Defendor (именно так, с ошибкой: «Защитнег») — история примерно как в Kick-Ass, но с существенными отличиями: 1) чунька — больной на всю голову взрослый мужик, а не подросток; 2) предельно горькая деконструкция; 3) несчастливый конец.
  • Super — ещё одна история про как бы супергероя (немного умственно отсталого), который борется против банды «злобного» наркоторговца, «укравшего» у него жену (на самом деле, девушке слабоумный парень просто надоел). Из суперспособностей у парня только разводной ключ, выкрашенный в красный в том числе кровью избитых гопников, и вигилантит он вполне правдоподобно. Кончается, впрочем, всё не очень хорошо…
  • «23» — юный немецкий хакер-конспиролог Карл Кох, возомнивший себя «борцом против системы», взял себе псевдоним «Хагбард Челине», взломал военные базы данных США и продал информацию КГБ. Закончилось трагически: вначале он сел на кокаин и постепенно утратил связь с реальностью, а затем погиб при странных обстоятельствах (вполне вероятно, что был убит).

Телесериалы[править]

  • «Меч» — секта совершенно никчёмных молодых «сатанистов».
  • «Глухарь», третий сезон, серия «Цемент» (явно основано на Kick-Ass, а также на Defendor, хотя в последнем всё кончилось гораздо хуже). «Я супергерой!» — таково самоощущение Лаптева. Но он просто долговязый придурок, который даже драться толком не умеет…
    • А ранее Глухарёву сотоварищи пришлось расследовать деятельность «вампира». Сначала думали, что сабж статьи. Но Зимина опасалась, что как бы даже не настоящий вампир! А Глухарёв её успокаивал, «возвращал на землю»… Потом оказалось — нет, ни то ни другое, всего лишь ловкий жулик (молодой красавец), одновременно (!) наивный и немного циничный.
  • «Лесник»: пропивший свои мозги (как позже выяснилось — не до конца) Василий Большаев регулярно воображает себя мастером боевых искусств. Он то и дело говорит «Возьму на болевой!». Но это не искренняя и полная утрата чувства реальности, а в значительной мере актёрство и враки ввиду комплекса неполноценности.
    • Одному профессиональному егерю он втирал (кажется, в этот момент сам почти веря в собственную ложь), что однажды «взял в лесу на болевой»… свирепого кабана-секача. Егерь решил, что имеет дело с безобидным сумасшедшим, и спорить-изобличать не стал.
    • А в четвёртом сезоне — зигзаг (субверсия?): Вася этот знаменитый «болевой» действительно освоил! И ряд других приёмов тоже. По учебнику, вручённому Зубовым (протагонистом, бывшим спецназовцем ГРУ). Изучая «болевой», Василий произносит его название чуть ли не с благоговением.
  • «Третья смена» — секта «вампиров».
  • «Счастливы вместе» — на протяжении нескольких серий Даша подсела на мыльную оперу «Любовная Любовь» и из-за внешнего сходства с главной героиней начала считать, что является ей в жизни. Даже в кому впала вслед за сериальной.
  • Castle — в одной серии был такой.

Мультфильмы[править]

  • «Вольт» 2008 г. — главный герой пёс киноактёр Вольт. Считает себя супергероем со сверхспособностями, но на деле является самым обычным псом.
  • «История игрушек» — игрушечный Базз считает себя… настоящим космическим рейнджером Баззом. В том числе верит (и даже случайно получает подтверждение), что умеет летать, а лазерная указка на его руке — мощное и опасное оружие. Разочарование оказывается горьким.
  • Daffy Duck the Wizard — стопроцентное попадание. Даффи воображает, что левитирует камни (эскалатор), швыряется файерболами (микроволновка, впрочем взрывается от перегрева еда по настоящему), и так далее.
  • «Собачья Дверца», экранизация книги "До Свидания, Овраг" 2007 года. Добавлен новый персонаж, кот Ямамото, который на полном серьёзе верит в то, что он самурай и у него есть "меч лапы". Когда он пытается это доказать, он доказывает только то, насколько он неуклюжий.

Мультсериалы[править]

  • «Царь Горы»:
    • В секту тюнибё-сатанистов чуть не попал Бобби.
    • Разумеется, Дэйл Гриббл.
  • Robot Chicken: в одной из сценок таковым оказывается Дарт Вейдер! Он любит душить персонал Звезды Смерти за разные прегрешения — но на самом деле он не умеет душить Силой, а его жертвы просто притворяются, чтобы он не порубил их лайтсейбером. А так они остаются в живых и потом возвращаются на работу в маскировке и под новым именем.
  • «Чип и Дейл спешат на помощь» — Дейл частенько теряет связь с реальностью. Насмотрелся Бондианы — сделал для себя «шпионский набор», с которым еще и лихо надавал злодеям по щам. Увлёкся супергеройским боевиком — украл из игрушечного магазина одежду кумира, вырядился в него и возомнил себя обладателем суперспособностей. И, что характерно, его буйное подражание масскультовым кумирам нередко спасает всю команду.
  • My Little Pony: Великая и Могучая Трикси — скорее просто хвастунья, чем тюнибё, но из своего сценического образа крутой волшебницы выходит нечасто, вплоть до того, что именует себя в третьем лице. Впрочем, она действительно волшебница, просто довольно-таки посредственная.
    • А вот её вариант из Equestria Girls при той же репутации (и очевидно меньшем распространении магии) спокойно исчезает в облаке дыма и появляется ПО ДРУГУЮ сторону закрытой двери, а потом таким же образом вытаскивает Сансет (сама правда при этом возвращается обратно)… Стоп, она что реально владеет магией и не слетает от неё с катушек?
  • «Элиот Кид» — сериал про мальчика фантазёра, который умеет входить на свой «уровень реальности». Где его бабушка — ведьма, домашний кот — страшный монстр, статуя супергероя — настоящий супергерой который его учит, главный школьный враг (подозрительно похожий на Малфоя) — колдун, урок спорта — эпическая кунг-фу битва, и так далее.
  • «Ледибаг и Кот Нуар» — директор Дамокл на старости лет начитался комиксов и завёл себе супергеройский костюм и кучу гаджетов, но из-за неуклюжести только выставил себя на посмешище. Потом подвергся влиянию акумы, и в качестве злодея стал НАМНОГО компетентнее и опаснее. Ну, а после спасения стал заниматься благотворительностью.
  • «Смешарики» же! Серия «Добро, зло и девочки» пародирует троп по полной программе.
  • Total Drama - рыжий гик Гарольд с его "эпичными навыками". Но всё же некоторые из них у него действительно есть.
    • Но куда ему до "волшебника" Леонарда из 6 сезона...
  • «Чокнутый». Могучий Мамонт, играя супергероя в сериале, возомнил, будто на самом деле умеет пробивать стены, стрелять лазерами из бивней и сдувать врагов хоботом. В общем, как Вольт, только на пятнадцать лет раньше.
  • Крутые бобры — временами Дэг воображает себя супергероем, чем радует своего брата. «Думаешь, ты в силах одолеть… МОГУЧЕГО БОБРА!?»
  • «Щенячий патруль» — однажды Крепыш, насмотревшись приключений местного супергероя, решил тоже посупергеройствовать. С мелкими проблемами сильный и крепкий бульдожка, действительно, справился, но вот раскидать обвал в железнодорожном туннеле в одиночку уже не смог, пришлось-таки звать на помощь остальной патруль.
  • Дикая Семейка Торнберри - как-то раз герои приехали в гости к видному зоологу, занимавшемуся летучими мышами. Встретил их там зловещий лысый коротышка, ведущий себя как стероетипный вампир. Почти всю серию Торнберри терпели причуды коротышки, думая "ну имеет право на эксцентричность"... Пока настоящий ученый не нашелся запертым в чулане. Оказалось, коротышка был деревенским дурачком, которому недавно подарили телевизор, и насмотревшись фильмов про вампиров - начал считать себя "созданием ночи". А в конце серии дурачок посмотрел шоу Найджела и начал считать себя им...

Комиксы[править]

Веб-комиксы[править]

Аниме и манга[править]

  • Chuunibyou demo Koi ga Shitai! — там почти все такие.
  • Steins;Gate — Ринтаро Окабэ воображает себя безумным злым гением, за которым следит зловещая организация. Большинство из вышесказанного – правда. Остальные персонажи к этому уже привыкли и не обращают особого внимания, Фейрис же и вовсе подыгрывает. После того как заработал ПТСР, чунибье быть перестал, чем скорее напугал друзей, нежели обрадовал.
  • Inou Battle wa Nichijou-kei no Naka de — Андо Дзюрая окружающие прямо зовут чунькой из-за его поведения. Включая Томоё, которая сама бывшая чунька. Однако именно такое поведение даёт ему не только возможность наслаждаться жизнью, но и адекватно оценивать обрушившиеся на компанию сверхспособности.
  • Isekai Quartet — отношения чунек из разных вселенных обыгрываются в 7-й серии 2-го сезона. Это просто надо видеть!
    • KonoSuba и особенно спин-офф Kono Subarashii Sekai ni Bakuen wo! (предыстория Мэгумин) — педаль в пол давит народ Алых Мазоку: они там все такие. Зигзаг — они действительно маги, причём одни из сильнейших в этом мире, но ведут себя при этом как типичные тюнибё: принимают нелепые позы, пафосно представляются («Имя мне Комекко, та, кто присматривает за домом, когда все ушли, и величайшая не по годам развитая младшая сестра в клане Алых Мазоку!»), придумывают дурацкие имена себе и своим заклинаниям, которые эпично выкрикивают при касте… Глазные повязки и бинты прилагаются. Что характерно, у них весь народ такой, разве что в разной степени.
      • Исторически всё наоборот, не маги стали чуни, но чуни согласились на эксперимент по становлению магами. При этом привычки не только не поменяли, но и заботливо передают их новым поколениям: например пафосные представления являются частью школьной программы.
    • Overlord (anime) — Актёр Пандоры и внезапно сам Аинз Оал Гоун. Первый, был создан Айнзом ещё во время его юности, когда он сам страдал любовью к пафосу, и даже не догадывался что он может загреметь в другой мир. Сам Айнз вынужден отыгрывать Тёмного властелина перед своими подчинёнными, так как они так его видят, хотя поведение Актёра Пандоры смущает даже его (в отличии от его подчинённых, которых это не удивляет). Эта деликатная ситуация, была подсвечена в isekai quartet.
      • Лакюс Алвейн Дэйл Айндра, глава «Синей Розы», разговаривает со своим Мечом Тьмы, несмотря на то что меч действительно магический. На самом деле меч говорить не умеет и захватывать тело владельца тоже — сама же Лакюс держит свои причуды в секрете, так как стыдится их. Хотя члены команды замечали, как она в тайне по ночам, держа меч, «борется» со своей Тёмной Стороной — и приняли это за чистую монету, полагая что меч действительно проклят.
  • Full Metal Panic — в глазах одноклассников главный герой является именно этим — помешанным на оружии чудаком, который воображает себя крутым воякой. Однако на самом деле всё в точности до наоборот: Сагара — крутой вояка под прикрытием, который старательно (но не всегда успешно) изображает обыкновенного японского школьника.
  • Monster Musume — ГГ был таким, а потому уличил дуллахана Лалу в этом синдроме. А потом подъехала мисс Смит и полностью опровергла все её слова про «Вестника Смерти». Правда, несмотря на её бафосное поведение, силушки духа смерти таки есть: говорит с ГГ возле подобия реки Стикс, когда он туда заглядывает (ненадолго), и одного злобного старого духа прогнала из мира живых.
  • The IDOLM@STER — Кандзаки Ранко в Cinderella Girls и Асселин BB II в SideM. Первая считает себя падшим ангелом и одевается в готическом стиле, второй считает себя прислужником Сатаны, которым называет плюшевого монстрика, обычно прикрепленного у него к плечу. Пафосный «темный» стиль речи прилагается. И оба ударились в это из-за низкой самооценки и отсутствия друзей.
  • Love Live! Sunshine!! — Йошико Цушима. Из-за своего невезения считает себя «падшим ангелом» и не любит, когда её называют по имени, предпочитая прозвище «Йохане». Как и полагается тюнибё, говорит вычурными фразами и зовёт всех «маленькими демонами». Также, ведёт интернет-трансляции.
  • OreGairu — толстяк Ёситэру Дзаймокудза, MTA, который обратился в клуб волонтеров, чтобы там прочитали его великое творение. Несмотря на убийственную критику, с писаниной не завязал и с Хатиманом не рассорился. В дальнейшем не раз пытался навязать Хатиману свои творения, но от своего «сумасшествия» не отказывается, а откровенно им наслаждается
  • Joshikousei no Mudazukai — Минами Ямамото «Ямай», эталонная тюнибё. Весь юмор строится на обламывании ее фантазий реальностью (думала красиво спрыгнуть с дерева — залезла и сидела как котенок, боясь высоты. Намотала бинты на руки и шею — от трения и недостатка воздуха вылезла сыпь) и другими персонажами.
  • Black Lagoon — Лоттон «Волшебник». Строящий из себя пафосного героя боевика неумеха с парой маузеров. Впрочем, герой он вполне положительный, да и живучестью и везучестью явно не обделён.
  • Paranoia Agent — Макото Кодзука, фальшивый Парень с битой, настолько помешан на фентезийной книге-игре, что искренне считает себя главгероем оттуда, Святым Воином. Соответственно, погнутая бита для него — волшебный меч, золотые роликовые коньки — крылатые сандалии, а все те, кого наш малолетный «рыцарь» бьёт по башке — естественно, одержимые демонами люди. И было бы это даже забавно, не будь данное аниме психологическим триллером…
    • Нечаянная правда — люди, которых Макото ударил по голове, страдали от разных довольно серьёзных проблем в личной жизни и не только: серьёзных травм он никому не нанёс, но само попадание в больницу дало им небольшую «передышку» на жизненном пути, а «шок» от встречи с самим «Парнем-с-Битой» выбил их из колеи ровно настолько, чтобы они задумались о том, куда катится их жизнь — в некотором смысле он действительно «изгнал из них демонов», пусть эти самые «демоны» и были по факту застарелыми комплексами (что примечательно, последствия встречи с «Настоящим Парнем-с-Битой» для многих оказались такими же, так что сложно говорить о том, что Макото был совсем «ненастоящим»).
  • Gakkou Gurashi — разворот тропа на 180 градусов: главная героиня искренне уверена, что входит в школьный клуб, посещает занятия и болтает с одноклассниками. Подруги уже оставили попытки объяснить ей, что на самом деле они в школе одни, и не клуб это, а группа чудом выживших школьниц в захваченном зомби городе…
    • Фактически у неё жесткое ПТСР и её преследуют галлюцинации.
  • Arifureta Shokugyou de Sekai Saikyou — весьма яркая инверсия — в оригинальной новелле Хадзимэ периодически (когда никто не видит) предаётся рефлексии по поводу того, что по мере развития событий он всё больше и больше начинает походить на эталонное тюнибё (выцвевшие волосы, волшебный глаз под повязкой, искусственная рука с навороченным функционалом), при всём том что в начале повествования он вполне натуральный ОЯШ, а заодно открытый отаку (педаль в пол — его мать и отец тоже отаку и работают мангакой и игроделом соответственно).
    • А вот клан Хаурия после полученной от Хадзимэ больше походящей на оздоровительную порку весьма интенсивной тренировки «чунибянкой» заражается повально (регулярно принимают пафосные позы, когда не скрываются, придумывают себе многокилометровые имена, разговаривают со своим оружием), причём со временем это у них только прогрессирует. При этом никакими именно магическими талантами они так и не обзаводятся (полученные в подарок артефакты не в счёт). Они так и сохраняют всего две свои основные сильные стороны: незаметность и наблюдательность — вот только тренер родом из измерения, где войны давным-давно ведутся совсем не по правилам, научил их правильно пользоваться этими сильными сторонами, в итоге создав натуральный сказочный спецназ.
  • Ranma 1/2 — Хикару Госункуги, пытающийся воздействовать на главных героев подобием ритуалов вара нингё (в западных переводах их обычно называют вуду).
  • Kamisama ni Natta Hi — Хина Сато постоянно представляется великой богиней знаний Один, жительницей Асгарда, но случайно может и проговориться о своем настоящем имени. Впрочем, к обращению к ней по настоящему имени она относится нормально.
  • Ore no Kanojo to Osananajimi ga Shuraba sugiru — Химэка Акишино, искренне верящая, что была возлюбленной ГГ-«Огненного воина» в прошлой жизни.
  • Gabriel DropOut — Сатаникия МакДауэлл Курумидзава, тюнибё от мира демонов. Воображает себя великим архидемоном, будущей королевой Ада и самым страшным злом во Вселенной, хотя на деле идиотка, каких поискать, чьи попытки творить великие злодеяния не выходят за рамки мелких пакостей. Падшего ангела Габриэль, которую та выбрала своей главной соперницей, это вкрай достало. А вот другая представительница ангельского состава, Рафиэль, не прочь подыграть Сатаникии, чтобы устроить над ней очередную шутку.
  • Nidome no Yuusha — деконструировано, как и многое в попаданческом жанре — в 6-томе новеллы там аж целая террористическая организация из таких чунек и ни капли забавно и смешно они там не выглядят. Призыв там не за так — за счёт жестокого жертвоприношения на обеих сторонах, ГГ этого не знал какое-то время, а вот весь его родной Мир узнал про гибель и исчезновение пары сотен школьников. Уйма чунек сделала верные выводы и посчитали свои надежды обманутыми, после временного возврата ГГ — взяли целую школу в заложники и потребовали раскрытия секрета. ГГ в другом мире качал не гуманизм так, что они все так и умерли.
  • Полнометражка «Aura: Maryuuin Kouga Saigo no Tatakai» («Аура: Последняя битва Светлого клыка, избранного Демонами-Драконами») — деконструкция тропа. Одним своим появлением девочка-«чунька» делит класс на две враждующие группировки: других чунибё и «элиту», которые яростно стремятся сделать «этих выскочек с манией величия» такими же «нормальными», как и они сами (а по факту — с садистским удовольствием травят ту самую девочку-«чуньку»). Главному герою, который сам бывший чунибё и тоже раньше побывал жертвой буллинга, предстоит нелёгкий выбор, чью сторону принять в данном конфликте…
  • Sailor Moon — с прикрученным фитильком и шутки ради, в 32 серии очкарик Умино наряжается в Такседо Маска, чтобы произвести впечатление на Нару, к которой Умино неравнодушен. Почему фитилёк прикручен? Во вселенной «Сейлор Мун» Такседо Маск — реально существующий человек, помогающий воинам в матросках сражаться с демонами.
  • С этим клубом точно что-то не так! — с прикрученным фитильком: Мария Имари такая же отаку, как и Учимаки, но еще и любит разыгрывать сценки и сыпать фразами из любимых манг и аниме в реальности. Тем не менее, тюнибё у нее включается лишь периодически, а в целом она совершенно адекватна.
  • Komi-san wa, Comyushou desu — Омохару Наконака. Те же бинты на руках, повязка на глазу и запечатанная в ней сила Дракона, что и у Рики Таканаши, разве что зовет себя служительницей зла и любит злодейски похохотать… чтобы скрыть одиночество и неуверенность.
  • Bang Dream! Girls Band Party! — к такому склонна сама Ако Удагава. А всё из-за того, что она часто играет в онлайн-игры.
  • Восхождение в тени — игра с трупом тропом: в нашем мире главный герой был именно таким, он захотел стать серым кардиналом мира поэтому тщательно изучал политологию, экономику, культурологию боевые искусства и тому подобное … и ведь стал! В другом мире куда он попал после встречи с грузовиком саном, самое смешное что он сам не понимает этого.
  • Wagaya no Oinari-sama — в 20-ой серии кицуне насмотрелась телевизора и вообразила себя гениальным детективом, к концу серии, правда немного отпустило… только потому, что насмотрелась фильмов про самураев.
  • AoButa — реконструкция данного тропа с особым цинизмом: тут «синдром восьмиклассника» — это не просто «придурь», а вполе реальное серьёзное расстройство — нет, не психическое, а мистическое: именно в этом возрасте с персонажами изображённого мира начинает твориться всякая чертовщина — проблемы с головой оказываются уже последствиями, а не сойти с ума от творящегося надо ещё постараться.

Видеоигры[править]

  • Danganronpa 2: Goodbye Despair — Гундам Танака, Абсолютный селекционер.
  • Disco Elysium — Гарри Дюбуа при соответствующих выборах игрока. Переименоваться в Рафаэля Амброзия Кусто, элегантного джентельмена-сыщика, специализирующегося на древних тайнах и произведениях искусства, или вступить в тайный отряд полицейских экстрасенсов, существующих в собственном воображении — легко!
  • Genshin Impact — Фишль фон Люфтшлосс-Нарфидорт, Prinzessin der Verurteilung, настоящее имя — Эми. Чунька развилась из-за отсутствия друзей и родительского внимания, и ушла настолько глубоко, что девочка практически не желает ассоциировать себя с настоящим именем. Зигзаг, ибо она пусть не так сильна, как говорит, крайне умело обращается с луком, обладает очень большим магическим потенциалом(мало кому возможно создать, ещё и неосознанно, разумного фамильяра при помощи магии), и, более того, является превосходным разведчиком, одним из лучших в гильдии.
  • Fallout 3 — зигзаг с Механистом (Mechanist) и НеМирмикой (Antagonizer (игра слов «муравей» и «антагонист»)). «Парочка придурков в карнавальных костюмах», вообразившие себя супергероем и суперзлодейкой, соответственно, из довоенных комиксов, сражающиеся за деревню Кентербери. С одной стороны, она действительно умеет управлять муравьями, а он — высококвалифицированный робототехник и программист, что на постапокалиптических пустошах можно считать гением уровня Тони Старка. С другой — ведет себя эта парочка в лучших традициях супергероев и суперзлодеев из Серебряного Века комиксов с соответствующей мотивацией.
    • Тараканий Король — некий псих (может быть любого пола) возомнивший себя повелителем радтараканов и даже соорудивший себе трон. Фитилек прикручен: этот тип тоже сумел приручить несколько радтараканов.
    • «Монстры овертайма». В сущности, обыкновенные рейдеры, но рядящиеся в хоккейные костюмы, и использующие спортивную терминологию в качестве боевых кличей и собственных званий. Убеждены, что хоккейные команды в довоенном мире устраивали на стадионах побоища и поэтому хотят во всем походить на них.
  • Fallout 4 — снова зигзаг. Отыграть Тюнибе может главный герой, став супергероем Серебряным Плащом из довоенного радиоспектакля, проходя одноименный квест. В ходе квеста и если носить броню Серебряного Плаща и дальше, в некоторых диалогах появляется возможность задвинуть пафосную фразу в «образе Плаща», а некоторые персонажи будут или узнавать супергероя и воспринимать его всерьез, или подсвечивать тюнибешность героя.
    • Хотя настоящим тюнибе в этом квесте оказывается впадающий в старческий маразм гуль Кент Конолли, заставший то время, когда радиоспектакль про Серебряного Плаща был еще популярен. И который и убеждает главного героя примерить супергеройский образ на себя. Но собственные силы он при этом оценивает достаточно грамотно и именно поэтому сам в супергерои не лезет, хотя и берется за координацию действий и модернизацию снаряжения Серебряного Плаща.
    • В DLC Automaton появляется еще один обыгранный зигзагом тюнибе — новая инкарнация Механиста, который теперь считает себя супергероем, не подозревая, что его роботы несут пустошам спасение в стиле марвеловского Альтрона. Если прорваться в его логово в образе Серебряного Плаща, он даже поверит, что по его душу явился легендарный супергерой.
    • А в DLC Nuka World стилистика и правила рейдерских группировок Ядер-Мира создают впечатление, что у них от проживания в довоенном аттракционе неслабо поехала крыша.
  • Fallout 76 — Орден Тайн. Целая организация, где образцом для подражания стала уже Таинственная Госпожа из того же довоенного спектакля. Начало организации положила Шеннон Риверс, актриса, исполняющая роль этой супергероини, она же и ударилась в тюнибё после войны (если верить записям ее дочери, Оливии).
  • Dragon Nest — Давид «Великий и Ужасный». По задумке — карикатура на тюнибё, которых в Южной Корее (где живут авторы игры) не меньше, чем в Японии. Но если говорить о сюжетных особенностях Давида — еще неизвестно, сколько тут от искреннего тюнибё, а сколько от хитрого самопиарщика («не важно быть, умей прослыть…»).
  • Pathfinder: Kingmaker — недотёпистый гоблин Нок-Нок считает себя Большим Героем, а протагониста — своим прихвостнем.
  • Ведьмак 3 — главного героя постоянно преследует некий молодой Дон Кихот, решивший защищать честь своей дамы сердца от дикого ведьмака, не желающего признать девушку Прекраснейшей на свете. Судя по объявлениям, «дама сердца» погибла от эпидемии, и дебилушка просто не смог смириться с потерей дочери/сестры/возлюбленной/кем она там ему приходилась.
  • Hotline Miami — Есть теория, что Мартин Браун только воображает себя крутым режиссёром, а все убийства из якобы «фильма» совершает по-настоящему.
    • Пользовательская кампания «Hunter: Red Star» — в миссии «Свежее мясо» Иосиф Пелевин представляет, что воюет на тренировочном полигоне с настоящими солдатами. Педаль в пол — на первой же локации одна из мишеней превращается в солдата, а позже воображаемый Николай Авилов намекает Иосифу, что броски оружием во врагов не так смертельны, как это было на полигоне.
  • Mass Effect 2 — в ходе миссии на базе Затмения мы натыкаемся на волуса, надышавшегося красного песка, и с приобретением биотических способностей ставший называть себя Богом Биотики. Можно поддержать его стремления расправиться с капитаном Васэ с понятным исходом, а можно толкнуть его, из-за чего он решит уничтожить Вселенную чуть позже.
    • А во всех трех играх таковым выступает наивный, но искренний фанат Шепарда, Конрад Вернер, чье тюнибешество в полной мере проявляется во второй части, где он всерьез пытается заменить бравого капитана после его смерти.
  • Under Night In-Birth — Фонон, судя по её ранней биографии.

Визуальные романы[править]

  • Danganronpa — Гандам Танака, конечно же! Считает своего отца адвокатом демоном, своих хомячков — богами хаоса и разрушения, всех вокруг — простыми смертными, и при этом еще в него влюблена одна из героинь! А в экранизации он называет себя «Танака — Тот, чье имя нельзя называть».
    • Юмено из третьей части: «Аз есмь Юмено Химико, прекрасная волшебница — ибо всяк людина знает меня, у кого ни поинтересуйся!»
  • Hatoful Boyfriend — Ангел Хигурэ. Крайне не любит, когда его называют настоящим именем (Ёсио Акаги). Считает себя заточённым в смертное тело падшим ангелом, а главную героиню — когда-то победившим его «апостолом». Да и вообще Ангел воспринимает школьную жизнь в терминах фэнтези-РПГ. Всё это не просто выдумка: Ангел выделяет феромоны-галлюциногены, которые действуют и на него, и на окружающих. Любопытно ещё вот что: практически все его фэнтезийные «загоны» довольно точно, хоть и метафорически отражают реальность. Например, он считает, что школьный доктор растит в медпункте инфернальное дерево, которое своими «злыми спорами» скоро отравит мир. На самом же деле школьный доктор — засланный Партией Ястребов в школу гениальный микробиолог, и он работает над биологическим оружием.
  • Fate/Stay Night — судя по всему сабжем в лёгкой форме страдает Фуджимура Тайга. Да, школьный учитель, которой далеко за двадцать. Всё ещё больше усугубляется тем что она ещё и девчушка-попрыгушка. Просто диву даёшься как такую особу могли нанять преподавать в школе!

Музыка[править]

  • «Ария», «Твой новый мир» — лирический геройсчитал что родился не в то время, вдохновился онлайн шутерами и отправился на войну. В итоге конец немного предсказуем.
  • «Иван Петров» Канцлера Ги — о заигравшемся ролевике.
  • Питерские алко-фолк-металисты Infornal FuckЪ знают толк в этом (осторожно, много мата!). Зачастую получается реальность:
    • Баба-Яга Бонус за то, что бомжи в последних строчках тоже со страху уверовали, что наш чунька — реинкарнация Её
    • «Храброе Сердце». Тут не то что бы тюнибё, просто под псилоцибиновыми поганками и не в такое поверишь…
    • В ту же степь и «Манёвры северной алкодивизии». Бухло и наркотики — страшная вещь!
    • «Потому что мы дебилы» — там целая толпа таких. «Мы язычники лихие, верим в северных богов…»
    • А как же «Д’Артаньян»? Там явно современный человек возомнил себя персонажем Дюма, по каковой причине и отхватывает люлей, «поскольку, как всегда, в хламину пьян». Настолько, что даже шпагой воспользоваться не в состоянии…
    • «Ролевики» же!
    • А так же «Клиника Вальхалла» и «Мир молота войны» с закономерным финалом в дурдоме.
      • А секрет (если это так можно назвать) в том, что творчество коллектива ориентировано на вполне конкретную целевую аудиторию и из неё же периодически черпает вдохновение вплоть до того, что за несколькими произведениями стоят вполне конкретные реальные события (а вот за какими именно — это вы самих музыкантов спрашивайте).
    • «Довакин-зоофил» (это не ИФ, а сторонний проект Алексея Медведева Necrostupidity). Увы, Драконорождённый проснулся в обезьяннике, где узнаёт, что он разнёс живой уголок и обесчестил игуану.
    • «О любви к рептилиям» — главный герой ищет не то рептилоидов, не то динозавров. Лучше всего получается после нескольких тюбиков клея.
  • Raubtier — клип на песню «En Hjältes Väg»: мальчишка, над которым издеваются ребята постарше, и чьим родителям нет ни дела, ни времени до его проблем, воображает себя бесстрашным древним викингом и мечтает попасть в Вальгаллу. Собравшись с духом, он выходит подраться с обидчиками всерьёз, и его забивают до смерти (а викинг, которым он себя воображал, погибает в бою, в котором не было победителей).

Прочее[править]

  • «Страна в SHOPе» — охранник торгового центра Анатолий, косплеящий американского «крутого копа». В наличии накладные мускулы, крутые тёмные очки и отчаянное желание погеройствовать где надо и не надо.
  • «Каламбур»:
    • В одном из выпусков «Бар Каламбур» Неудачник, глядя как Байкер глумится над Барменом, Завсегдатаем и Официанткой, представил себя в костюме Бэтмена, избивающим ублюдка и получающим признание, завернулся в скатерть и бросился в бой. Байкер отделал неудавшегося супергероя именно так, как воображал себе победу Неудачник, но потом Бармен воспользовался моментом и вырубил его ударом бутылки по голове, а очнувшегося неудачника чествовали как победителя.
    • А в одном из выпусков «Деревни дураков» Мужику приспичило совершить героическое самопожертвование (которое в его фантазиях стабильно превращалось в тупое), после которого ему всей деревней поставили бы памятник. В итоге навернулся с крыши хаты, переломал себе всё, что можно, а когда, загипсовав его по рукам и ногам, Баба с Морячком не сумели занести Мужика в хату, так и остался во дворе памятником самому себе.

Реальная жизнь[править]

« ...Отсюда явственно следует важный вывод, что без поддержания определенного игрового поведения культура вообще невозможна. Но и в обществе, совершенно одичалом из-за отказа от каких бы то ни было правовых норм, агональный инстинкт вовсе не исчезает, ибо он коренится в самой природе человека. Врожденное стремление быть первым и тогда сталкивает отдельные группы друг с другом и в безумном самовозвышении может их привести к неслыханным крайностям ослепления и безрассудства. »
— Homo ludens, 1938.
  • Николай Владиславович Бессонов, «Суды над колдовством. Иллюстрированная история». «Не будем забывать ещё об одной категории подсудимых. Это умалишённые. Люди, возомнившие себя волшебниками или чародейками, были истинным подарком для следствия. Их даже не требовалось пытать — только успевай записывать сбивчивый монолог. В сущности, самооговоры ведьм были формой мании величия. Грезя наяву, сумасшедшие полагали, будто могут повелевать людьми и стихиями».
    • Существует довольно логичная версия, что по крайней мере часть таких самоогоговоров (или наговоров на соседей) была вызвана отравлением спорыньей (из которой в двадцатом веке получили ЛСД). А получившим аналогичное отравление жителям Пон-Сент-Эспри в 1951 году мерещились не колдуны и демоны, а инопланетяне, о которых тогда было много разговоров.
  • Джордано Бруно — вовсе не астроном, сожжённый за науку, а оккультист с нарциссическим расстройством. Считал себя единственным носителем древнего тайного знания, находил везде «смыслы», намекал на высшие силы, подвластные ему. Настолько уверовал в свою исключительность, что пошёл на конфликт с церковью, разругался со всеми возможными покровителями. А костёр стал закономерным итогом.
  • В российском ролевом движении 1990-х — 2000-х было полно таких. Ошибкой было бы думать, будто оно сплошь из таких состояло… И всё же тюнибё (в ту пору именовавшиеся «глюколовами») были в нём очень типичны. Прочитать о самых одиозных представителях можно в разделе «Литература > Русскоязычная».
    • Автор этой правки знает от своей матери, которая заведовала студенческой самодеятельностью в Одесской Академии связи, реальную историю, как студент-толкинист заговорил на непонятном языке, чем поставил половину преподавательского состава на уши. Проблема разрешилась, только когда пришёл ещё один толкинист и сказал, что это диалект эльфийского, правда, не помнит какой. К реальности его уже возвращали «эльфоговорящие» студенты.
  • В нулевых на место эльфов пришли готы-вампиры. Всячески стебать их внутри субкультуры было правилом хорошего тона.
  • А еще есть териантропы, отождествляющие себя с разными зверями, чаще всего с волками, и просто народ, угорающий по оборотням. Впрочем, та часть, с которой довелось общаться автору правки, в целом вменяема, бегать по лесу с голым задом и обзаводиться клыками не рвётся, зато на почве интереса к дикой природе там много грамотных походников и выживальщиков.
  • В Африке чуньке нашли практичное применение.
  • Боксёрское восстание в Китае против европейских колонизаторов — тогда было много религиозных фанатиков, веривших, что лента с заклинаниями, налепленная печатью на лоб, убережёт от пуль.
  • Украинский политик, известный как Дарт Викторович Вейдер. Носил костюм сабжа и официально сменил имя. Баллотировался в президенты, но был со скандалом исключён из президентской гонки (формулировка была чем-то вроде «да вы издеваетесь, какой, нахрен, Вейдер?!»). Хотя в этом случае были еще и некоторые проблемы с бюрократическими тонкостями, вроде неправильно заполненных бланков. Впрочем, тут скорее косплей сабжа. Все это (одним Дартом Викторовичем дело далеко не ограничилось) было просто намеренным бафосом, навроде избирательной кампании кота. Крайне маловероятно, что хоть один из членов Интернет-партии Украины — действительно тюнибё.
    • Несколько лет назад в горсовет Одессы прошел еще и некто Дмитрий Палпатин. А его помощницу звали Дарт Александровна Вейдер.
    • Веселье продолжается — на смену Вейдеру пришли весёлые ребята из ДемОрды, переименованной в «Демократичну Сокиру». Как понятно из названия, фанатеют от WOW и используют образы орков из Орды. Разве что они уже точно не тюнибё, а просто тролли (и орки!), хотя и могут показаться продолжателями дела Вейдера…
    • Президентские выборы 2019 выиграл человек, который 15 лет высмеивал местную политику и пародировал президентов.
      • Все закономерно. Цирком управляет клоун.
        • Не совсем. Цирком управляет совет директоров, а клоун просто выступает.
  • Автор этой правки аналогично угорал по (внезапно!) Doom. Какодемоны на Землю за эти годы так и не прилетели, а вот выработанная способность на руках таскать грузы за центнер весом в быту всё-таки пригождается.
  • Mass Effect не одного, не двоих и даже не троих сподвиг серьёзно заняться своей физической формой. Баш полнится такими историями:
« Мой сосед после того, как открыл для себя Mass Effect, решил готовиться к вторжению инопланетной расы Жнецов. Для этого он начал каждый день под саундтрек оттуда тягать гири, бегать, регулярно стрелять. Это было 2 года назад. Сейчас он — резкий, здоровенный лось, неплохо стреляет и собирается заняться рукопашным боем. «Чтобы ходить в штыковую атаку на хасков». Этот человек меня пугает. Что мне делать? »
— Цитата №418217
  • Фанаты «Assassin’s Creed» (как и автор правки) зачастую увлекаются фехтованием, метанием ножей, паркуром, рукопашным боем и прочими интересными вещами. А также угорают по мировой литературе, искусству, мифологии и истории, пусть даже и с довольно конспирологических позиций. Как ни взгляни, сплошная польза…
  • Стратегии Paradox Interactive породили после себя специфичное коммьюнити, наиболее упоротые из которых представляют кристаллизованный сабж только в вопросах политики. Часовые рассуждения о военном деле, политике и истории перемежающиеся со своими вариантами построения общества? С фанатами «пароходов» и не такое возможно.
    • Например, у автора правки хороший знакомый после длительной игры в Stellaris стал всерьёз причислять себя к идеологии технократии, за которую любил играть чаще всего. Соответствующие идеологические речи прилагаются.
  • Скорее фольклор, но гуляет, гуляет история о том, как один мужик-чунька заказал в слесарке себе Dragonslayer (здоровенная такая железная плита, за которой амбал спрячется) из манги и аниме Берсерк. Слесарям-то пофигу, они сделали. И он за ним пришёл (пешком). И спросили они, где ваша газелька стоит, куда грузить-то? И только в этот момент от начал осознавать, насколько же он не Гаттс. И окончательно осознал при попытке всё-таки оторвать от верстаков это поделие.
  • Те оккультисты и эзотерики, которые честно считают себя носителями реальных магических способностей и умений. Не путать с шарлатанами — эти прекрасно понимают, что магия есть только в голове у их клиентов.
  • «Поединок века»
  • Автору правки известно несколько историй о горе-грабителях, веривших в собственную невидимость.
  • Автор небезызвестной серии фентезийных романов не нашла общего языка с авторами настольной игры по сеттингу её книг (если верить авторам игры, то имела место устная договоренность, автор книг против выхода игры не возражала, но тема была ей не интересна). После выхода игры автор принялась обвинять разработчиков в паразитировании на чужом творчества, а также весьма эмоционально угрожать разнообразными проклятиями, которые, по её словам, в её исполнении всегда сбываются. Не похоже, что это была фигура речи или шутка. История легко гуглится по запросу «настольная игра по книгам Макса Фрая» и далее по ссылкам.
  • В западных интернетах в начале 2000-х распространилась история про «дом Final Fantasy», обитатели которого настолько угорали по Final Fantasy VII, что стали воспринимать себя как персонажи этой игры. Руководила всем движем лесбийская семейная пара — Дженинифер и Рене, которые считали себя соответственно Дженовой и Ходжо. Постепенно эти ребята стали вербовать в свои ряды таких же отбитых фанатов, назначая им роли героев Final Fantasy VII. Впоследствии их движ распался. Историю в аудиоформате можно прослушать здесь, для понимания всеё сути требуется знание английского языка

Примечания[править]

  1. Хотя все же косить под кого-то несуществующего куда психологически комфортнее, чем под реальных героев: чувствуешь себя «фальшивым ветераном»
  2. Но собственную мать — ту ещё тупую стерву, бандитскую вдовушку — убил по-настоящему.