Антиреклама наркотиков

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Наркотики — это плохо»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Drugs Are Bad. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

(link)

Социальная реклама с участием Буратилло

Наркотики — это полезно? Да вы что?! Наркотики — это плохо! Наркотики медленно убивают человека, разрушают его организм и психику, портят ему всю жизнь и в конце концов превращают в бессмысленное растение, и автор произведения из кожи вон лезет, чтобы продемонстрировать зрителю/читателю всё это и навеки внушить ему отвращение к любым наркотическим веществам, кроме, может быть, никотина. Пристрастие к наркотикам делает любого злодея ещё более мерзким, а у нейтральных героев приводит к ужасным последствиям. От наркотиков никогда, слышите, никогда не может быть ничего хорошего!

Примеры[править]

Литература[править]

Так как по законодательству Российской Федерации показ приёма наркотиков и алкоголя без осуждения их употребления приравнивается к пропаганде, авторы могут прибегать к штампу для того, чтобы попросту избежать метки «+18», а также упаковки каждого экземпляра книги в плёнку — и просто привлечь молодых читателей.

Русскоязычная[править]

  • Николай Гоголь, «Невский проспект»: «Персиянин на минуту вышел и возвратился с баночкою, наполненною темною жидкостью, бережно отлил часть ее в другую баночку и дал Пискареву с наставлением употреблять не больше как по семи капель в воде. С жадностию схватил он эту драгоценную баночку, которую не отдал бы за груду золота, и опрометью побежал домой. Пришедши домой, он отлил несколько капель в стакан с водою и, проглотив, завалился спать». Опиум не очень-то помог художнику Пискареву.
  • Н. Некрасов, «Три страны света» — в конце книги один из персонажей читает газетную заметку о «персиянине», под влиянием гашиша выбросившегося из окна; он думал, что на улице его поймает толпа любовниц.
  • Лев Толстой. Анна Каренина увлеклась морфием и вскоре бросилась под поезд.
    • Справедливости ради, 2/3 романа это практически журнал наблюдения за больным с прогрессирующей депрессией. Там и без морфия все было плохо.
  • Н. Гумилев, «Путешествие в страну эфира».
  • М. Булгаков, «Морфий». Автору можно верить — он сам через это прошёл.
  • Александр Беляев, «Остров погибших кораблей» — один из обитателей Острова пристрастился к курению опиума. Результат закономерен: докурился до сумасшествия, устроил взрыв и пожар, едва не погубивший всех.
  • Л. Соловьёв, «Повесть о Ходже Насреддине» — из троих негров-великанов, стороживших сокровищницу халифа, один, накурившись гашиша, спал на ходу. На радость багдадскому Вору.
  • Братья Стругацкие, «Хищные вещи века». Наркотик не столько химический, сколько волновой — но… бррррр…
  • З. Юрьев, «Белая болезнь» — педаль в пол.
  • Больничные воспоминания Александра Галича — аналогично.
  • «Волкодав» — моральное падение боярина Лучезара, подсевшего на героин Серые Кристаллы. На этой почве он превратился в предателя рода и Родины.
    • В последней книге вскользь упоминается сторчавшийся рудничный распорядитель Шаркут, да и до того прозрачно намекалось, что хозяева Самоцветных Гор плотно сидят на этой дряни.
  • В. Примост, «Мы — лоси». Курил-покуривал анашу солдат Андрей Тыднюк… Ну, ещё поиздеваться над «молодыми» любил под настроение… Ну убьёт кого, подумаешь… Вроде был быдло как быдло парень как парень, за сорок лет до того в Schutzstaffeln таких хватало. Но вот произошли в части трагические события, при непосредственном участии его обкуренного друга по кличке Обдолбыш. И сломался Андрюха, рассыпался так, что не собрать. И что, характерно, произведение-то — антипропаганда армейского быта и порядков, но виноваты всё-равно наркотики…
  • «Хроники странного королевства» — в тексте неоднократно демонстрируются неприятные последствия передоза, а в последних книгах — и полноценная «ломка». Описана жутковато и убедительно, кроме того, эффективно играет на руку плохим парням. Причем пережил это персонаж, ранее обладавший иммунитетом к привыканию и потому демонстрировавший обратный троп.
  • Людмила Петрушевская «Глюк». Как ни странно, этот страшный рассказ в своё время обвиняли в пропаганде наркотиков, но он скорее вызывает отвращение к наркомании.
  • Трилогия Баяна Ширянова, из которой наиболее известен «Низший пилотаж». На первый взгляд, в категорию антипропаганды не подходит, ибо представляет собой набор безбашенных историй про употребление «винта» (кустарно приготовленного метамфетамина) и «мульки» (меткатинона) в духе Хантера Томпсона. Но при прочтении невольно задумываешься о том, что подражать героям не хочется от слова «совсем». Собственно, такого эффекта автор и добивался. А заключительная часть, «Улица мёртвых наркоманов», — так и вовсе педаль в пол: безо всяких купюр описан бессмысленный конец героев предыдущих частей.
  • Иар Эльтеррус, «Раскрой свои крылья» — ой, зря магистр Колсен, известный в галактике общественный деятель, популярный публицист и ещё пират, решил развернуть почти угробленную наркоторговлю, а в процессе занялся ещё и захватом рабов для плантаций. И ладно бы просто занялся но допустил две ошибки: решил использовать для плантаций покинутые планеты Аарн-Сарт, а потом сначала захватил Тину Барселат и решил отправить её на плантации, чтобы она подумала над своим поведением и не отказывалась от работы пилотом на Колсена. Ну да, она — прирождённый пилот. Но далеко НЕ только прирождённый пилот, это скорее уж самая минимальная и безопасная грань ее Дара. Она подумала. Итог — побег её и ещё двух рабов с планеты и активация спящих систем безопасности, в результате чего наркотики там просто больше не растут, а принуждать рабов опасно для жизни. Локальный контроль она выдала местному охраннику, Аарн засекли активацию аппаратуры, и это было одним из поводов таки официально вернуться.
  • Вадим Панов, «Тайный город» — золотой корень/стим. В малых дозах — компонент лекарств. Но и усилитель магических способностей для некоторых рас (с весьма неприятными последствиями), вызывающий привыкание наркотик практически для всех (правда, при этом дающий способности даже немагам). Привыкание не лечится никак а метаморфам и лечиться не надо. Гиперборейцы вот тоже люди. Были. И употребляли много. Из высших иерархов Гипербореи человеческий вид сохраняют только три Наложницы Великого Господина Гипербореи. Хорошо хоть, что сохранить адекватность, если уже сидишь на нём и есть возможность его получать/запасы, в принципе возможно. Доказано Яной.
  • М. Агеев, «Роман с кокаином» — собственно, отношения Вадима с упомянутым кокаином и постепенная деградация и так-то не особо симпатичного персонажа.
  • Александр Бачило, «Помочь можно живым» — содержимое неведомых ампул, найденных в Большой Яме, явно наркотическое, и вред от него тоже явный. Но там же высказывается и альтернативная точка зрения, причем вполне логичная, которой главгерой чуть было не поддался.
  • Широко разошедшийся по Рунету стишок Егора Трубникова «Детская народная микстура от наркотиков» (известная по своему нецензурному рефрену, который здесь приведён быть не может, а также по строчке «Ешь наркотик никогда»). Несмотря на очевидный назидательный посыл, в неудачную басню не превращается.
  • В. Крапивин «Острова и капитаны. Наследники» — от наркотиков скончался главный музыкант «таверны» Кама, после чего главарь «таверны» велел начисто избавиться от любых таблеток. Когда двое младших решили забалдеть, их жестко избили. Увы, вскоре тот сам загремел на нары за попытку угона машины, после чего новый главарь Курбаши решил все-таки заняться «колесами», на чем и погорел, и «таверна» в итоге развалилась.
  • цикл «Путь индюка» Вадима Проскурина — тут страшным наркотиком считается доступный лишь людям алкоголь, а вот «травка» и опиум потребляются свободно, хотя и с ограничениями (считается вредным курить опиум чаще, чем раз в 100 дней). Тем не менее, показанный в первой книге сэр Роджер, рыцарь-пастух, скурившийся почти до уровня пасомых им умственно отсталых орков, наглядно демонстрирует троп. Чуть позже троп демонстрирует местный государь, самый дорогой господин Моррис Триссам, докурившийся до умственной отсталости.
  • Алексей Пехов «Пересмешник» — внутримировой пример Данте, друг ГГ, как-то рассказал ему о воздействии слюны местных вампиров, оказывающей яркий наркотический эффект. Настолько яркий, что сам Данте, едва не «улетел без возврата». Выводы ГГ сделал весьма однозначные. Если такой эффект пришелся на чистокровного лучэра, который ведрами глушит абсент с доп.присадками, то для менее закаленных людей эффект будет куда страшнее.
    • Его же «Хроники Сиалы». Травка-красавка (местный аналог гашиша или конопли) — вызывает быстрое привыкание, нарушает кординацию движений, помутнение сознания и тяжелую ломку. Гаррет упоминает, что знал нескольких воров, хороших в общем-то парней, которых глава местной воровской гильдии посадил на красавку. Парни протянули очень недолго, а сам Маркун — вроде как и не при делах.
  • Андрей Уланов и Владимир Серебряков, «Из Америки с любовью» — довольно мягкий вариант. Специальный агент Третьего управления Сергей Щербаков на нервах выкурил всего-то одну сигарету с гашишем (полностью легальное средство, врачи рекомендуют в качестве успокоительного средства, особенно для невротиков, склонных к меланхолии) и впал в состояние неконтролируемого веселья. Если бы не его помощник Анджей Заброцкий — мог бы и в неприятности угодить, но даже и так в гостинице на него смотрели неодобрительно, а лифтёр чуть не отказался везти, приняв за в стельку пьяного. Стыдно, в общем, но хоть без последствий.

На других языках[править]

  • Чарльз Диккенс, «Холодный дом» — Немо (псевдоним):
« — Он умер от слишком большой дозы опиума, — говорит врач, - в этом сомневаться не приходится. Комната вся пропахла опиумом. Да вот еще сколько осталось, — добавляет он, взяв из рук мистера Крука чайник, — человек десять отравить можно.

— А как по-вашему, он это — нарочно? — спрашивает Крук. — Принял слишком большую дозу? ... Не могу сказать. По-моему, это маловероятно — ведь он привык к таким дозам. Но наверное знать нельзя.

»
  • А. Конан Дойл:
    • «Пропавший регбист»: «Мы действительно переживали один из периодов бездействия. Это всегда доставляло мне немало беспокойства, ибо я по опыту знал, как опасно оставлять без работы его чрезвычайно активный мозг. Много лет я боролся с его пристрастием к наркотикам, которое одно время чуть было не погубило его поразительный талант. И теперь, даже в состоянии безделья, он не испытывал влечения к этому искусственному возбудителю. Но я понимал, что опасная привычка не уничтожена совсем, она дремлет; и всякий раз, как я замечал его осунувшееся аскетическое лицо и беспокойный блеск в глубоко посаженных глазах, я чувствовал, что сон неглубок и пробуждение близко. И я благословлял этого мистера Овертона, кто бы он ни был, нарушившего своей загадочной телеграммой покой моего друга, который грозил ему бoльшими бедствиями, чем все опасности его беспокойной жизни».
    • «Человек с рассеченной губой»: «Вероятно, Уотсон, — сказал Холмс, — вы вообразили, что вдобавок к уколам кокаина я стал курить опий и вообще погряз в пороках, по поводу которых вы благосклонно высказали свои медицинские взгляды».
    • «Знак четырех»:
  • Э. Бёрджесс, «Заводной апельсин» — протагонист Алекс с приятелями, такими же отморозками, пьют молочные коктейли с добавками наркотиков.
    • Алекс вкалывает себе какой-то стимулятор, чтобы у него появилась эрекция на двух несовершеннолетних девочек, после чего многократно насилует их. Их он перед этим тоже напичкал какой-то наркотой — но успокаивающей и пробивающей на «хи-хи». А предварительно, еще до встречи с Алексом, девчонки по собственной воле выкушали по «молочному коктейлю» из предыдущего примера.
  • Уильям Берроуз, «Naked Lunch» (вариантов перевода много) — чтобы доказать, что этот вывих мозга является антирекламой, потребовалось целое судебное разбирательство (протокол заседания иногда даже включают в издания). Заслуженный поэт-битник Аллан Гинзберг долго и проникновенно убеждал судью и присяжных, что это просто очень эмоционально написанная книга о галлюцинациях деградирующего наркомана и она совершенно необходима Соединённым Штатам, чтобы бунтующая молодёжь осознала их опасность и даже не притрагивалась к опиатам и кокаину.
  • Филип К. Дик, «Помутнение» — корпорации используют труд выгоревших наркоманов в реабилитационных центрах на плантациях для выращивания наркотиков. Бонусом идёт посвящение книги длинному списку сторчавшихся друзей Дика с подробным описанием, кто и от чего умер. Книга — настоящий вывих мозга.
  • «Саргассы в космосе» Андре Нортон — сидящие на местном наркотике «крексе» (слово склеено из «крэк» и «кокс»?) космические пираты. По совместительству — озверин и боевой стимулятор. Впрочем, аддиктивность высокая и распад личности настолько быстрый, что разумный человек стал бы им пользоваться разве что в безнадёжном бою, из которого всё равно ногами вперёд вынесут, так что в этом качестве он тоже дерьмище.
  • «Сага о ведьмаке». В какой именно момент банда Крыс (молодых преступников, которые косплеят благородных разбойников) расклеилась, потеряла берега, стремительно заскользила по наклонной навстречу своему краху? Когда начала употреблять фисштех — местный кокаин.
    • Бандит, который имел все шансы победить ослабленного Геральта, лишился головы, потому что во время боя чихнул от фиштеха (чихают от этой дряни знатно).
  • Шальные карты (Wild Cards): на фоне стандартных наркотиков выделяются:
    • Синтетический наркотик «Откровение» («rapture»), производимый тузом со способностью контроля биохимических процессов внутри своего организма. Вполне пробирает даже других тузов.
    • Ти Малис — джокер-туз, паразит-кукловод с наркотической слюной.
    • Кройд «Спящий» Кренсон — туз-наркоман с полувековым стажем, получивший своё прозвище за многомесячные регенеративные спячки с некоторыми побочными эффектами. Кройд регулярно употребляет всевозможные возбуждающие средства с целью отодвинуть наступление очередной спячки, и знаменит воистину энциклопедическими познаниями в данной области (нелегальной) фармацевтики. В конце периодов бодрствования Кройд часто употребляет несовместимые с жизнью комбинации и дозы наркотиков, а его поведение вошло в поговорку «Sleeper speeding — people bleeding!».
  • «Досье Дрездена»: в одной из первых книг Гарри сталкивается с колдуном, который научился производить вещество, открывающее у не-магов «третий глаз». Мало того, что маги и сами предпочитают третьим глазом без необходимости не пользоваться — уж больно дикую картинку представляет собой магическая сторона мира — и некоторые потребители сходят с ума ещё до того, как их отпустит, вещество ещё и вызывает привыкание.
  • «Сумерки Империи» Саймона Грина — зигзаг. Валентин Вольф перепробовал все известные наркотики и постоянно находится под кайфом. Это сделало его крутым бойцом, позволило расширить сознание и прокачать интеллект… а также завело за моральный горизонт событий.
  • Хосе Рисаль, «Не прикасайся ко мне» — капитан Тиаго в эпилоге.
  • Дж. Роулинг, «Случайная вакансия» — вся история Терри Уидон и её детей. Да и сцены, где Пупс и Энди курят анашу, тоже показаны без малейшей симпатии к процессу.
  • Внезапно, Мова! Через всю линию Джанки идут постоянные самооправдания вроде «мова не наркотик, так как она воздействует на разум напрямую» и «скучать по мове — все равно что скучать по новому способу мышления». А в конце, после получения книги - вовсе прекращает любое взаимодействие с миром и планирует остаток жизни провести в одном нескончаемом трипе, что вызывает в читателе лишь бесконечное отвращение к некогда приятному персонажу.
  • Чайна Мьевиль, «Вокзал потерянных снов» — книга посвящена борьбе главного героя против существ, буквально воспроизводящих наркотик. Помимо того, что подобным способом существа питаются и выедают у любого существа душу, так еще и наркоманы в книге — это опустившиеся маргиналы самого низкого пошиба.
  • Ребекка Куанг, «Опиумная война» — собственно, те, кто начинают курить опиум, обычно заканчивают плохо. Главная героиня, которая выросла в семье контрабандистов, знает об этом достаточно.
  • Барбара Росек, «Дневник наркоманки». Российские издатели, видимо, с целью усилить эффект, сообщали, что Барбара умерла в юном возрасте из-за наркотиков. На самом деле она оправилась от зависимости и прожила ещё много лет (умерла она только в апреле 2020), но прочитав эту книжку, всё равно повторять не захочешь.
  • Кристиана Фельшеринов, автобиографическая «Мы, дети станции Зоо» — главная героиня в подростковом возрасте подсаживается на наркотики из-за проблем дома и желания влиться в новую компанию. А станция Зоо — берлинский ж/д вокзал, где собирались проститутки обоих полов, за дозу готовые на все. Описаны ломки, воровство, смерти друзей, проституция и безнадежные попытки отколоться.
  • Джеймс Боуэн, «Уличный кот по имени Боб» — главному герою удалось выбраться, но все прелести наркомании показаны очень живо.
  • Джордан Белфорт, «Волк с Уолл-стрит» — если первую половину книги невероятное количество и разнообразие наркотиков, которые принимает Белфорт, еще компенсируется его хитроумными аферами, то дальше он все-таки постепенно теряет рассудок и в итоге окончательно переходит моральный горизонт событий, избив в припадке гнева и паранойи жену и решив увезти с собой их еще совсем маленькую дочку, но врезавшись в закрытые двери гаража. Только это заставляет его пойти на реабилитацию.
  • Мэтью Стовер, «Уязвимая точка» — педаль в пол — в местных наркотиках любят жить личинки ос, которые очень любят влажные и тёплые места — например человеческий мозг.
  • Нора Сакавич, серия «Всё ради игры» — и в основном романе, и в дополнительных материалах множество упоминаний наркотиков, но максимум в нейтральном ключе. В сухом остатке, один из лисов был вынужден покинуть команду и университет из-за своих учебных долгов, которые образовались из-за его пристрастия к наркоте, Сет погибает из-за передоза антидепрессантами (правда тут ему помогли, но предыдущие передозы были его собственной инициативой), Аарон чуть не сломал себе жизнь наркотиками, Мэтт таки сломал и едва-едва выбрался, а Эндою что под действием назначенных таблеток, что под действием «крекерной пыли» хотя и вменяем, но малоадекватен. В общем попробовать наркоту, после прочтения, читателю вряд ли захочется.
  • Френсин Паскаль, «Школа в Ласковой долине» — очень часто.
    • «На грани» — когда Регина Морроу впервые попробовала наркотики, то умерла от остановки сердца.
    • В серии про старшую школу Бетси Мартин так увлечена алкоголем и наркотиками, что забывает о похоронах сестры. Впоследствии она делает попытку завязать, но неудачно. При этом она прекрасная художница, но и с творчеством у нее в итоге не складывается по тем же причинам.
    • В серии про университет одна из героинь, Изабелла, после приема наркотиков прыгает с балкона и в итоге остается парализованной.
  • Рю Мураками, «Все оттенки голубого». Все оттенки треша, произошедшего со стайкой упорышей — сцена оргии с американскими военными в качестве апогея, после которого, казалось бы, хуже уже некуда.
  • Просто Страх и ненависть в Лас-Вегасе, где главгерои наглядно демонстрируют поведение упоротых известным длинным списком наркотиков[1]

Кино[править]

Отечественные фильмы[править]

  • «Петровка, 38». Бандит-наркоман Саша-Сударь, бывший спортсмен — очень впечатляющий образ, да ещё и божественно сыгран молодым Михаилом Жигаловым. «Начальник, ну один укольчик! Ну дозку, одну, что тебе стоит??!!!»
  • Перестроечный фильм «Трагедия в стиле рок» — троицу подростков подсаживает на траву, а затем и на более серьёзные вещества крайне мутный Учитель. Всё это было хитрой комбинацией с целью заполучить денежки папаши главного героя — «цеховика», осуждённого в начале фильма.
  • «Игла» — главгерой пытается отучить свою девушку от морфина и ставит палки в колёса местной наркомафии.
  • «Викинг». Побаловался Владимир отваром грибочков, лишился внутренних моральных тормозов и изнасиловал юную красавицу Рогнеду на глазах у родителей. Нехорошо, князь…
  • «Ворошиловский стрелок». В сцене, когда Иван Фёдорыч целится из своей снайперки в бутылку шампанского, стоящую прямо в паху у Зворыкина — заметно (если приглядеться), что три молодых насильника курят не обычный табак, а анашу. И, кажется, у них там еще и «кокс» (кокаин). Вот у них, значит, какие забавы, помимо разврата и изнасилований…
  • «Все умрут, а я останусь» — окончание сюжетной линии Вики. Девушка курит травку с новыми знакомыми и начинает целоваться (намекается, что поцелуем тут не ограничилось) с их лидером Сашей. Показано это всё крайне неприятно. Увы, но многие не поняли всего ужаса происходящего.
  • «Морфий» — по мотивам булгаковских «Записок юного врача» и «Морфия». Все началось с обезболивания…

Зарубежные фильмы[править]

  • «Ворон» — Эрик Дрэйвен отучает мать Сары от морфина.
  • «Гибель богов» Лукино Висконти — зоонекропедофил Мартин ещё и «колется».
  • «Грибы 3D» (One Way Trip), 2011 — компания молодых людей отправляется в горные леса Швейцарии покушать грибочков, расширяющих сознание. Под влиянием псилоцибинов и общего антуража они принимают друг друга за персонажей молодёжного ужастика и полфильма занимаются взаимным уничтожением. Успешно.
  • «Добро пожаловать в Zомбилэнд» — обкуриться и пойти разыгрывать в гриме зомби вооружённого Коламбуса? Прекрасная идея, достойная премии Дарвина!
  • «Казино»: наркотой балуются Джинджер и Ники — жена и друг Сэма Ротштейна. И заканчивается для них это весьма печально. Ники слетает с катушек и становится беспредельщиком-отморозком — за что его заживо похоронят собственные мафиозные боссы. Джинджер сбегает от Сэма, связывается со всяким сбродом и помирает от заботливо устроенной передозировки.
  • «Kingsman: Золотое Кольцо» — в практически все известные наркотики стали подмешивать вирус, медленно убивающий человека, что и показали в фильме. Настолько антиреклама, что в конце один излечившийся торжественно клянётся завязать с наркотой.
  • «Кэнди». Молодая пара подсаживается на героин и вся их жизнь летит под откос.
  • «Криминальное чтиво» — очень красочно показан передоз, случившийся с Миа Уоллес. С прикрученным фитильком — идиотизм Винсента Веги, возможно, имеет причиной деградацию мозга от употребления героина. А может, он просто идиот по жизни, а героин поспособствовал хроническому запору (все неприятности с ним происходят, когда он отлучился в сортир).
  • «Леон» — полицейский-полное чудовище, убивший семью Матильды, ещё и наркоман.
  • «Оружейный барон» — кокаиновая зависимость Виталия и приходы Юрия в Африке, отягощённые грузом вины из-за убийства Симеона.
  • «Реквием по мечте». Просто «Реквием по мечте».
  • «Робокоп» (1987). Успешный бизнесмен, не нюхай кокаин — нарвёшься на этом. Крутые блатные пацаны, не употребляйте тот же кокс — превратитесь в полных чудовищ с налётом дебильности, придёт какой-нибудь Робокоп и убьёт нафиг.
  • «Робокоп 2» — Робокоп против производителей нового наркотика. И какие же жуткие вещи этот наркотик делает с людьми, в том числе с детьми…
  • «Пипец» и «Пипец 2» — вы тоже регулярно фейспалмили, глядя на Криса Д’Амико (он же Кровавый Угар)? В первом фильме он представлял собой ходячее позорище (и нет, внешность тут ни при чём, хоть она у него и гротескная), с дотлевающими в нём остатками душевности и порядочности. Сиквел: в бедняге Крисе всё хорошее уже «дотлело», и рухнул он в бездну не только реального злодейства, но и сугубого позора (уже под именем Мазафакер/Матьёб). Не все обратили внимание, что он заядлый анашист со стажем — см. сцену в «угаромобиле» в первом фильме. «Люблю „дунуть“!».
  • «Помутнение» — экранизация вышеупомянутой книги Дика, на редкость каноничная.
  • «Спящий лагерь 3» — сатира на грани гротеска, карикатурного и преднамеренного неправдоподобия. Телеведущая прекрасна собой? Да. На вид прилична, вроде бы успешна? Н-ну то такое… Она наркоманка — видимо, не справляется со стрессом (и небось в личной жизни всё плохо, и не хватает, как сказал Элвис Костелло, «покоя, любви и понимания»). Ведущую так припёрло, что она просит «граммчик кокаина» у совершенно незнакомой девушки, которая ей всего лишь показалась наркоманкой-доходягой (и подтвердила эту версию устно). А когда девица приносит даже больше чем «граммчик» и не берёт за это ни цента («это подарок, я ваша фанатка!») — телеведущая принимает это как должное! А девушка-то оказалась главной злодейкой сюжета (замаскированной), безумной маньячкой-убийцей, да ещё и карикатурной «борицей за нравственность»… Разумеется, отравила.
  • «Судья Дредд» (2012) — двое судей ликвидируют производство наркотика слоу-мо.
  • «Трасса-60» — Бентон — город легализованных наркотиков. Толпы людей, в большинстве — подростков, «севших» на тяжёлый синтетический наркотик, вся жизнь которых: грязная работа днём, танцы под дозой вечером и сон в палатке. Никто не заставляет, не подсаживает, более того — тебя сто раз предупредят, что пробовать не следует. Но ты свободен, и можешь попробовать, а если один раз попробовал — ты раб на всю оставшуюся жизнь. Реально страшно выглядит женщина, которая приехала искать сына, но сама решила принять наркоту, её искреннее восхищение открывшимся перед глазами «прекрасным видом» вызывает ужас и омерзение.
  • «Косяковое безумие» — преступники раздают молодым людям бесплатные косяки, желая пристрастить их к марихуане. В результате чего половина главных героев сходит с ума, вторую половину сажают, — а третья убивает друг друга. С течением времени превратилось в противоположный троп
  • «Малышка из парка Плацшпиц» — девочка Мия живёт с матерью-наркоманкой.
  • «Я Кристина» — снято по упомянутой выше «Мы, дети станции Зоо». В эпизоде мелькнула даже одна из настоящих героинь книги.
  • «Сид и Нэнси» — дети, не употребляйте наркотики, серьёзно. А то закончите как эти двое.
  • «Шёпоты мёртвого дома», он же «Что видел Иосия» (2021) — схваченный цыганами Илай угостил стерегущего его громилу пакетиком чистейшего герыча во всём Техасе. После пары поню́шек громила схватился за сердце и умер.

Телесериалы[править]

Отечественные[править]

  • «Глухарь». За три сезона перед зрителем прошла целая череда наркоманов, и общее у них только одно: они все — в большей или меньшей степени, на тот или иной манер — расчеловеченные.
    • А история «Му-му», наркомана в ломке, которого Глухарёв в интересах следствия жестоко разыграл (притворился, что сейчас введёт ему наркотик, а ввёл ему аспирин) — это и вовсе топливо ночного кошмара пополам со слезогонкой. Педаль в пол благодаря бесподобной игре обоих актёров.
    • Но это всё персонажи второго-третьего плана. А вот когда Настя Клименко подсела на кокаин и переквалифицировалась в содержанки… В общем, во время этой сюжетной арки остерегайтесь, чтобы глаза ваши не выскочили из орбит от шока, горя и жалости.
      • А бизнесмен, подсадивший на кокс и Настю и себя самого — впоследствии вообразил, что «любит» эту женщину, и предстал перед ней и её женихом в трагически-беспомощном виде. Ещё одна сцена, рвущая сердце.
  • «Бомбила» (первый сезон). Персонаж второго плана — наркоман, бывший силовик. Превратился в такую мерзость (полное чудовище с лёгким налётом великолепного мерзавца), что только на роль злодейского прихвостня и годен.
  • «Простые истины» — сравнительно мягкий, но наглядный вариант: сериал для детей и подростков, поэтому не показано все в подробностях, но хватает и несчастной Лизы, состоянием которой воспользовался накодилер и уговорил накуриться (между прочим, явно собирался приобщить и к более веселым веществам, откровенно приглашая «на дачу» в компанию наркоманов), и Андрея, которого только благодаря счастливой случайности тот же наркодилер не посадил на нож.
  • «Папины дочки»:
    • В 283-й серии Маша, которой Таисия Кириловна поручила красить учительскую, надышалась ядовитых паров краски, заботливо поставленной Эдуардом, и потом вела себя как сущая наркоманка: смеялась без повода, говорила с выпученными глазами и т. д. Добивает фраза, когда она «протрезвела» после своих похождений: «Так это были обыкновенные цветы, а не добрые гномы, и мне это всё не снилось?!»
    • В другой серии Антонина Семеновна травится дихлофосом (по стечению обстоятельств сделала вывод, что тот продлевает цветение одного экзотического цветка — и стала обрабатывать цветок без средств спецзащиты) с аналогичными эффектами.
      • Вообще персонажи, отравившиеся бытовой химией и ведущие себя как наркоманы — довольно распространенный прием в ситкомах; иногда выходит этот троп, иногда — противоположный, зависит от подачи.
  • «Крот» — эпизод во втором сезоне с похищением пацана-младшеклассника. Пацана в итоге насильно сажают на иглу. Сцена, когда он уже дома, рядом с матерью, страдает от ломки и упрашивает доктора сделать ему укол наркотика — не для слабонервных. Сами похитители тоже наркоманы.
  • «Бывшие» — весь сериал об этом.
  • «Садовое кольцо» — одна из сюжетных линий.
  • «Парни из стали» — Псих подсел на героин, да так, что в самый неподходящий момент выпал из реальности. В результате «стальные» отправились на конфликтные переговоры с московской братвой без стволов и чудом не полегли там все, а Лёвка, самый юный боец, погиб. Вскоре Псих и сам умер от передоза (возможно, это было замаскированное самоубийство из-за угрызений совести).
  • «Крылья Империи» — Матвей, талантливый музыкант, из-за бездарного доктора, поверившего в волшебную силу морфия, стал морфинистом и в состоянии помраченного рассудка совершил убийство. А Софья Беккер, ответственная и серьезная девушка, подсев на кокаин превратилась в отвратительную асоциальную истеричку, чуть не пустившую под откос собственную жизнь.

Зарубежные[править]

  • «Во все тяжкие» же! Как и полагается по тематике, в сериале мелькает целый парад опустившихся на самое дно наркоманов. И именно передозировка героина (а также невмешательство наблюдавшего её агонию Уолта) погубила Джейн Марголис. Там же внутримировой пример: Хэнк показывает метамфетаминовых наркоманов Уолту-младшему в воспитательных целях.
  • «Вавилон-Берлин» — в ревущие 20-е быть торчком — скорее норма, чем отклонение, особенно в послевоенной Германии. К примеру, главный герой, Гереон Рат, и дня прожить не может без морфина, ампулы с которым он носит в портсигаре, и процесс ломки выглядит, скажем так, не слишком приятным. А экс-детектив Франц Краевский после полученных на войне травм и вовсе сторчался на героине и других хмурых веществах настолько, что еле сохраняет человеческий облик.
  • «Викинги» — Рагнар в четвертом сезоне серьезно так подсаживается на некое «китайское снадобье». Как и следовало ожидать, ничего хорошего от этого не вышло.
  • «Шерлок», четвертый сезон, вторая серия.
  • «Доктор Хаус» — в первом или втором сезоне ассистентке в одной серии попадается чемоданчик с веществами. Почему бы и не попробовать кокаин?
    • Сам же Доктор Хаус отказывается полностью лечить ногу, так как боль помогает ему сосредотачиваться (а заодно является «оправданием» его мерзкому поведению). Однако слишком сильная боль только выбивает из колеи, поэтому он крепко сидит на викодине. И довольно серьёзно стремается отказа своего ливера. Да и другие наркотики, которые он пару раз принимал «для озарения», потом никому не рекомендовал пробовать.
  • «Твин Пикс» — антирекламы много. В третьем сезоне — МНОГО.
  • «Полиция Майами: отдел нравов» — педаль в пол до упора. Наркотики убивают. Люди убивают ради наркотиков. Люди становятся полными сволочами из-за денег от торговли наркотиками. Все пять сезонов просто кричат: не связывайтесь с этой дрянью!
  • «Вавилон 5» — в эпизоде «Прах к праху» Г’Кар, приняв наркотик, пробуждающий телепатические способности, истязает Лондо Моллари физически и ментально. Впрочем, для всех участников этого инцидента все закончилось относительно благополучно.
  • Популярный в начале 2000-х бразильский сериал «Клон». Кто не помнит историю Мэл, дочери одного из главных героев, интеллигентной и наивной девушки из богатой семьи, подсевшей на наркотики на почве неодобрения матерью её романа с собственным телохранителем?
  • «Lucifer» — сам Люцифер, за счёт нечеловеческого метаболизма, ходячий противоположный троп. Однако том же сериале хватает примеров и проблем от накротиков у преступников или жертв. Ярким же примером тропа становится случай в 4-м сезоне с Эллой Лопес, решившей попробовать экстази на вечеринке в «Люксе» под очарованием Евы, с которой только что познакомилась. Под кайфом эта умница-криминалист начинает буквально тереться обо всех знакомых и облизывать их. И очень невовремя — вскоре после этого клуб захватывает какой-то бандит, ранит Люцифера и захватывает всех остальных в заложники, предупредив, что заложил в здании взрывное устройство. Как-то положительным героям удается его локализовать, не вызвав подозрений террориста с радиодетонатором, однако этого мало — бомбу надо обезвредить, а она, главный интеллектуал команды, в полном неадеквате. Люцифер ухитряется в какой-то степени нейтрализовать это имевшимся у него в загашнике кокаином, вернув Элле более-менее трезвое мышление, но теперь она в холерически-паническом настроении и тарахтит, как пулемёт. Так как антиреклама здесь все равно неявная, на всякий случай обращаем внимание: не пробуйте повторить это дома, и вообще не пробуйте, даже если уже увлеклись чем-то из них по отдельности — в реальности никаких авторитетно подтверждённых рекомендаций перебивать одно другим не существует, и в то же время, риск смерти или повреждения органов от такой комбинации в несколько раз превышает таковой от каждого из компонентов.
  • «SEAL Team» — обдолбанный кокаином Санни влип в разборку с местным картелем и чуть не спалил операцию.
  • «Настоящая кровь» — туповатые и агрессивные вервольфы. А чтобы ни у кого не оставалось сомнений, они и натурально сидят на V.
  • «Чем мы заняты в тени» (2019) — 1 сезон, 6 серия. Пополам с антирекламой наркотиков. Набухавшись и обдолбавшись с остальными вампирами, барон Афанас вернулся в особняк под самое утро и вместо того, чтобы чинно забраться в свой гроб и уснуть, по пьяни свалился с лестницы, едва не напоровшись сердцем на обломки перил. Ну а потом Гильермо, не ожидающий, что кто-то в особняке может ещё не спать, открыл входную дверь и впустил внутрь солнечный свет, который изжарил барона заживо. Как ни странно, он после этого выжил, но превратился в обугленный обрубок, состоящий из головы, одной руки и части грудной клетки, и к тому ж год с лишним провёл зарытым в землю.
  • «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо» (2022) — аверсия, а то и инверсия в новелле «Просмотр» (7 серия). Там так расхваливают чистейший перуанский кокаин, что в какой-то момент хочется его попробовать это начинает напоминать рекламу. Да, для большинства персонажей всё в итоге закончилось очень плохо, но это никак не связано с употреблением ими наркотиков.

Мультфильмы[править]

  • Есть специальный пропагандистский мультфильм от Warner Bros, под названием Cartoon All-Stars to the Rescue. Классические анимационные герои (Багс Банни, Порки, Даффи, Сильвестр, а также Кермит из «Маппетов» и вся честная компания) объясняют юному зрителю, какая плохая штука наркотики. Увы, важная тема подана довольно бездарно.
  • Мультфильм-антирекламу, в которой наркотик (представленный в виде головастика) «залез» в мозг человеку (показанным как комната управления с рычагами и кнопками) и заставил сброситься с обрыва.
  • Мультипликационный ролик по профилактике наркозависимости созданный осуждёнными в исправительном учреждении, известный как «Лебедь-наркоман».

Мультсериалы[править]

  • «Команда спасателей Капитана Планеты» — в одном из эпизодов мутант-крысолюд Верминус Скамм распространял в городе наркотики. Даже по меркам детского мультсериала, последствия и ломка показаны весьма убедительно и реалистично. А в конце серии брат одной из ГГ умирает от передоза. ЧСХ, она, её брат и дружбан, который подсадил брата — русские, но не злые. В конце вообще всем планетёрам приходится идти лечиться.
    • Особенно ввергает в шок сцена, где эта ГГ узнаёт о смерти. «НО! НО! ЁР ЛАИНГ
  • Южный Парк — в списке постоянно высмеиваемых пороков общества фигурируют и они. Полотенчик, которому «надо пыхнуть» (и который после этого вообще вырубается), вымышленный галлюциноген, якобы выделяемый котами, обдолбанные хиппи… Мультфильм жёсткий, и поэтому и антиреклама получилась термоядерная.
    • Троп подсвечивается словами Мистера Маки «Наркотики — это плохо, понятненько?». Впрочем, его педагогические приемы — скорее пародия на неудачную басню в рамках тропа.
  • Значительная часть творчества проекта «Реанимация», антинаркотическую пропаганду всё же делают, к тому же финансируются Министерством Культуры РФ. Позиционируется как единый мультсериал, но единой сюжетной линии и персонажей нет, каждый эпизод делают разные люди. Топливо ночного кошмара в промышленных количествах прилагается.
    • «Леденец». Был «слит» в сеть в 2010-м году и наделал много шума в рунете, по стилистике напоминает работы Тима Бёртона. Мальчик пристрастился к светящимся зелёным леденцам с надписью PSY (намёк на психоактивные вещества) и постепенно исчезает — то глаз пропадёт, то рука, то нога… В конце останется одно ухо, но и оно уходит за заветным леденцом, как только мама засыпает. Саундтрек в стиле фильмов ужасов только усиливает атмосферу.
    • АД. Голые мужики (со схематично отрисоваными гениталиями, да) разрезаются пилой, давятся прессом, разрываются змеями и т. д.. Это точно антинаркотическая агитка а не боди-хоррор?
    • Неофициальный клип на песню «Маленькая девочка» группы «Крематорий».
  • The Powerpuff Girls — в очень мягком, конечно, но одновременно довольно-таки серьезном и продуманном виде. В одной из серий злодей предлагает нескольким детишкам препарат, временно дающий суперспособности. Первая доза — бесплатно, а вот за вторую просит о небольшом одолжении — убить Суперкрошек. В другой мэр города нечаянно подсаживает самих Крошек на леденцы. Мало того, что героини (которым, напомню, лет по пять) испытывают нечто среднее между хорошим приходом и оргазмом, так они ещё и быстро катятся по наклонной. Сперва заключают с тем же самым злодеем договор о том, что они его будут ловить, получать леденцы в награду, а потом устраивать ему побег. А потом, когда он, в силу своей козлиной сущности, ворует леденцы, едва его по стенке не размазывают и только тогда понимают, как же их занесло.
  • «Бэтмен будущего» — здесь Бэйну повезло куда меньше, чем его коллеге из комиксов. Когда злодей ширялся «Веномом», он становился необычайно сильным и выносливым и мог потягаться с самим Суперменом (правда, недолго). Но за всё приходится платить, в том числе и за допинг — в одном из эпизодов мультсериала «Бэтмен будущего», мы снова видим Бэйна, но это больше не ужасный громила. Годы употребления «Венома» превратили его в жалкий овощ, прикованный к инвалидному креслу.
  • «Аватар: Легенда об Аанге» — в пустыне Сокка испил водички из неизвестного кактуса на пару с Момо. Не отпустит его еще несколько серий.
  • «Масяня»: в серии «На измене», Хрюндель упоролся веществами и видит откровенно криповые глюки. Слово Божие гласит, что эта серия была выпущена именно как предупреждение о вреде наркоты, и состояние Хрюнделя основано на личном опыте.
  • «Смешарики»: в серии «Запретный плод» Лосяш подсаживается на отвар из листьев, вызывающих привыкание. Не смотря на отвратительный вкус он не может остановиться и безумно поедает это варево, подмечая, что ко вкусу тоже со времен привыкаешь.
  • Гриффины — однажды Брайан попробовал галлюциногенных грибов. Кошмарило пса не по детски. А ещё он вообразил себя Ван Гогом и отрезал ухо. В общем, получилось страшно.

Комиксы[править]

  • «Приключения Тинтина»: время от времени голословным образом подчёркивается, что наркотики — это мерзость и пагуба. В пятом выпуске, именуемом «Синий Лотос», видный китайский мракоборец и антинаркотический деятель — почтенный старец, глава старинного китайского клана — попросту проклинает опиум, а заодно «белых дьяволов» (= европейцев и американцев), подсадивших массу китайцев на это зелье. Действие наркотиков ни разу не показано (это антиреклама алкоголя там в высшей степени наглядная), кроме всё того же пятого выпуска (там в опиекурильне все просто вырубаются и, надо полагать, смотрят глюки). А еще там показано, что в опиекурильне, управляемой ОПГ, можно и люлей получить от братков, если их авторитет принял тебя за другого (за своего врага).
    • В финальной арке старенький Эрже собирался восполнить этот пробел — и показать, как старенького Хэддока всею командой умоляют слезть с наркоты, а у него, бедняги, начался ускоренный распад личности; может, и хорошо, что автор вовремя помер и не успел «осчастливить» нас этаким жутиком?.. В результате подобное так и не оказалось внутри канона, ф-ф-фух.
  • Суперзлодей Бэйн из DC Comics когда-то регулярно употреблял экспериментальный стероид «Веном», который увеличивал его силу и выносливость до сверхчеловеческих пределов. Вот только ломка от нехватки стероида была очень жёсткой: Бэйна стали мучить кошмары и галлюцинации, из-за нехватки стероида злодей часто испытывал слабость и начал замечать, что стал чересчур агрессивным. Абстиненция была настолько жёсткой, что Бэйн не выдержал и отправился на курс реабилитации. После исцеления от зависимости Бэйн доработал стероид, и тот теперь практически не вызывает привыкания. Но даже при этом Бэйн старается понапрасну не рисковать и вводит себе «Веном», лишь если ситуация станет по-настоящему критической. И даже при этом он трижды подумает, прежде чем ширнуться — ломку он хорошо запомнил.
  • Антирекламные буклеты постоянно встречались на внутренних обложках журнала «Archie» в конце 80-х — начале 90-х и бережно переводились русскоязычными издателями. В целом общий мотив очень прост и понятен — «нахрена тебе наркота, если ты и без неё добьёшься успеха?».

Веб-комиксы[править]

  • Популярные в 2012-м году комиксы про Вонни и его компанию. В них жизнь наркоманов показана с самых неприглядных сторон. Герои опустились на самое дно и способны з дзу на любую мерзость.

Аниме и манга[править]

  • Akira — Вполне себе адекватный Тэцуо под воздействием армейских препаратов натворил ТАКОГО…
  • Charlotte — мораль седьмой серии.
  • Code Geass — в одной из серий Черные Рыцари борются с распространением наркотиков (в целях пиара). Среди наркоманов оказывается мать одной из героев (та презирает ее в том числе и за это, но все же спасает). А впоследствии, когда ситуация принимает наихудший оборот, наркотик едва не вкалывает себе и главный герой.
  • «Легенда о героях Галактики»: на наркотики своих прихожан подсаживает культ Земли, как бы не единственная абсолютно чёрная сила в этом серо-сером сеттинге; нескольким ключевым персонажам чудом удаётся избежать такой участи. Прихожане после этого проявляют себя как абсолютные фанатики, готовые без раздумий убить кого угодно, включая себя.
    • Присутствует также момент, когда Руперт Кессельринг, незаконнорожденный сын Адриана Рубинского, подсаживает на наркотики епископа Дегсби, чтобы, используя его, свергнуть своего отца. Как положительного персонажа это Кессельринга отнюдь не характеризует.
    • В гайдене «Позор» сообщается, что сиоксин опаснее всего для женщин, так как вызывает уродства у будущих детей. Экран с изображением ребенка нам не показывают, но по ужасу на лице Кирхайса все понятно и так.
  • Henshin Emergence — без комментариев.
  • JoJo's Bizarre Adventure — пятая часть. Просто пятая часть.

Видеоигры[править]

« Но для убойного эффекта недостаёт последнего штриха: введя в книгу, фильм или игру наркотики, стыдливо «забыть» смоделировать реальный эффект их воздействия. Забыть показать реальную «ломку», реальную гибель личности, а затем и тела, а вместо этого подсунуть доверчивому читателю, зрителю или игроку утопически-наркотическую идиллию.

Поэтому когда, скажем, в том же «Ведьмаке» тюремщик Юз доживает последние дни из-за привычки к фисштеху — это никоим образом не пропаганда, даже если учесть, что препарат можно добыть самому, скажем, взяв с тел убитых наёмников. Всем понятно, что фисштех — удел, грубо говоря, отбросов общества и тех, кто находится на верном пути к таковым. А вот если бы наркотик между делом употребляли Трисс Меригольд, Золтан Хивай и другие центральные персонажи, если бы его называли ласкательными и фамильярными именами, поминали через слово и со знанием дела расхваливали особо удачную партию — всё выглядело бы совсем иначе. И вот это, безусловно, было бы пропагандой, а также четким признаком неэтичности игры. Говоря максимально мягко.

»
— Ричард Псмит, «Может ли игра быть неэтичной?»
DrugsAreBad2.jpg
  • Отечественная игра «Антинаркомания», безбожно сплагиаченная с «The Lost Vikings».
  • Grand Theft Auto: авторы последовательно, в нескольких частях серии, практикуют троп.
    • GTA III — местный наркотик СПАНК, которым торгуют колумбийцы. В одной из миссий Каталина натравливает на Клода кучу обдолбанных этой дрянью смертников. Вид у них реально омерзителен.
    • GTA: Vice City. Кокаин до добра не доводит. Рикардо Диаз на почве злоупотребления первачом стал параноиком и психом, срывающимся из-за мелочей и опасным для окружающих. Лэнс Вэнс, который и без того был чересчур импульсивным, совершил массу глупостей (чем не единожды серьёзно осложнил жизнь главному герою), к концу истории окончательно потерял всяческие тормоза (в том числе в плане совести) и предал Томми. Кен Розенберг, адвокат Форелли, из-за пристрастия к порошочку представляет из себя жалкое зрелище: нервный, импульсивный, трусливый, плохо соображающий. В сиквеле (см. ниже) это его доведёт до ручки.
    • GTA: San Andreas. Кто долбится наркотой — превращается в полного урода. Был полицейский — стало чудовище (как Фрэнк Тенпенни). Был «пацан по понятиям» — стала отморозь (Биг Смоук, а также эпизодический скурвившийся браток Би-Дап, поработивший своего товарища) или «овощ» (тот самый порабощённый товарищ по кличке Медведь; под конец, впрочем, вырвался из рабства и твёрдо вознамерился покончить с наркозависимостью).
      • Наркотики вредят не только крутым, но и задротам. Комический персонаж — молодой британский певец Маккер — чем только не долбится (кроме кокса, в ход у него идёт и мескалин, и многое другое)… и вот вам, пожалуйста, он нелепый безумец, который то несёт чушь, то публично мастурбирует. Или наш старый знакомый ещё со времён Vice City Кен Розенберг, из-за пристрастия к кокаину потерявший всё и теперь вынужденный влачить жалкое существование в Сан-Андреасе (хотя, надо сказать, к моменту событий игры Кен в завязке, однако жизнь он себе сломал очень серьёзно и во многих аспектах, например, касаемо дружбы с Томми Версетти — безвозвратно).
      • Пыхать анашу — тоже плохая идея: будете или как ничтожно-понтливый Райдер, или как живущий в мире своих фантазий мафиозный хиппарь-конспиролог Истина (англ. The Truth).
    • GTA IV. В одной из миссий Елена Фаустина рассказала Нико, что Михаил не всегда был таким деспотом которым он является сейчас. Когда-то он действительно был хорошим и любящим мужем и отцом, но героин сделал свое дело, и Михаил Фаустин является тем, кем он есть.
    • GTA V. Забавно показано, как герой воображает себя птицей в небе — а на земле от его настоящего тела, бегущего и размахивающего руками (он сам, как и игрок, этого не видит), шарахаются прохожие. Справедливости ради, транквилизаторами Майкла накачали обманом, да и «травку» он курит с осторожностью (и здорово злится, когда, несмотря на заверения «дилера», глюки всё-таки пришли).
  • Max Payne. Трипы от валькирина — это кровавый ужас, тут надо не найти себя, а не потерять себя! Замечательно передано, что такое лучше не пробовать.
  • В Batman: Arkham Origin вышеупомянутый Бэйн раздуплил, кем является Бэтмен… но из-за Венома забыл… да и, в принципе, серьёзно отупел.
  • Игры серии Fallout. Хоть и с налётом настолки, но там говорится: хочешь уколоться — будь готов бороться с зависимостью и огребать отходняки! Но это ещё довольно мягко отыграли.
    • В Fallout 2 наркотой вовсю барыжит семья Мордино из Нью-Рино, попутно проворачивая дела с повсеместно ненавидимыми работорговцами. Из Нью-Рино наркотрафик идёт в Дыру и Реддинг. Первый уже превратился в гадючник, где посреди улицы вполне могут пырнуть ножом. Во втором методично подсаживают на джет местных золотодобытчиков, которые спускают на очередную дозу последние гроши, в результате чего весь посёлок оказался на грани экономического рабства у наркобаронов. А сам Нью-Рино — эталонный «город грехов», где в погоне за сомнительными удовольствиями падают на социальное дно и ломают себе судьбы множество несчастных людей.
    • В том же Fallout 2 — Майрон, изобретатель того самого джета, собственной персоной являет собой образец нравственно опустившегося человека. Среди фанатов имеет репутацию одного из наиболее презираемых персонажей игры. И из всех возможных спутников Избранного именно он — единственная негативная личность.
    • Fallout: New Vegas — поголовно сидящие на наркоте Черти являются самыми опасными и отмороженными рейдерами в Мохаве. С поваром Чертей, Шеф-Шефом, отказались иметь дело даже беспринципные работорговцы.
    • Fallout 4 — личный квест Кейт, от тяжёлой жизни пристрастившейся к наркотикам и медленно от них умирающей. Единственный выживший может ей помочь и вылечить её зависимость.
  • Цикл Dragon Age: лириум, используемый для усиления магических способностей и приготовления волшебных зелий — наркотическое вещество. На магов он вроде бы не влияет, но когда его используют лишённые магических способностей храмовники, у них он вызывает самую настоящую зависимость, к старости превращая бедняг в растение. В «Инквизиции» один персонаж, бывший храмовник, мучительно избавляется от лириумной зависимости со всеми прелестями сопутствующего абстинентного синдрома.
  • X-Com: Apocalypse. Наркотики опасны, и их особенно любит секта «Культ Сириуса».
  • The Elder Scrolls. Начиная с третьей игры серии в Тамриэле появляется скума — мощное наркотическое средство, вызывающее сильное привыкание[2], которое получают из лунного сахара. На территории Империи оба вещества — нелегальны. В Морровинде при наличии хотя бы одного из них в инвентаре у героя, большинство торговцев отказываются иметь с ним дело. Чаще всего эти наркотики можно обнаружить у враждебно настроенных преступных шаек, контрабандистов и каджитов, раса которых известна за своё пренебрежение общественными нормами и законом. Ну а те, кто эти вещества употребляет, нередко влачат жалкое существование, и таких обычно считают пропащими людьми.
    • TES IV: Shivering Isles. По квесту Мании надо подсесть на наркотик — зелёную пыльцу и найти чашу инверсии, чтобы исцелиться от зависимости. Поначалу вызывает эйфорию, потом — жёсткие ломки.
    • Skyrim — тут есть вреднейший наркотик — Красноводная скума.
  • Аллоды Онлайн: магические кристаллы соли в Мёртвом море. Вызывают прозрения — например, что нужно свергнуть Императора. Бандой распространителей заправляет персонаж с именем Виктор Корнилин, а бороться с ним помогает его сын Михаил, нувыпонели.
  • World of Warcraft: Legion. Цепочка квестов про усмирение сломленных эльфов, подсевших на магию. Есть даже лёгкие аллюзии на «Breaking Bad» (магия содержится в кристаллах).
    • Ну и вообще, все похождения эльфов — сворачивальщиков налево, этим пронизаны. Что ночные эльфы Азжары, что иллидановцы, что обитатели Луносвета, у Кель’таса вообще педаль в асфальт.
  • Hotline Miami-2: Wrong Number. Последняя миссия под названием «Apocalypse». Босс русской мафии закидывается таблеточками собственного производства, убивает всех и вся на своём пути (выглядит всё это предельно сюрреалистично) и уходит в небо по радужному мосту на самом деле падает вниз с небоскрёба. Произнесённая им фраза «GOTTA GET A GRIP» (в русской версии «НУЖНО ВЗЯТЬ СЕБЯ В РУКИ») стала мемом.
  • Mother Russia Bleeds: Интересная субверсия: главные герои насильно подсажены на новый наркотик Некро (на них его и испытывали) и по ходу действия принимают его, так как это местные аптечки и зелье берсерка в одном флаконе. Но немалая часть того ужаса, что творится в стране (и в их родном поселении особенно), происходит из-за повального увлечения им. К тому же побочки с него показаны мерзко и натуралистично — волдыри и гнойники на теле, адовые глюки, постоянная рвота и т. д. И самое интересное в том, что финальный босс игры — это воплощение наркозависимости героев и, как и реальную наркозависимость, победить его нереально сложно, ведь чтобы получить хорошую концовку (и по-настоящему его победить) надо убить его, не используя «лечилку» (тот самый Некро), а босс даже на нормальной сложности нереально хардкорен.
  • Freelancer: кардамин — бич всего сектора Сириуса, повинный в деградации миллионов людей. Фракция пиратов «Изгои», занимающаяся его производством, разносит заразу в основные звёздные системы, откуда местные криминальные организации распространяют наркотик вглубь колоний. Из-за пагубной зависимости, в которую попадают жители систем, не только падает всеобщее качество жизни, но и происходит утечка больших денежных масс из легального экономического оборота. А увеличение капитала в руках преступных синдикатов только укрепляет дальнейший рост чёрного рынка. Многие преступники сами подсаживаются на кардаминовый крючок и становятся ещё опаснее, ожесточая свои нападения на гражданские грузовые корабли, которые они грабят ради добычи средств на покупку этой дряни.
  • LISA: местный наркотик Радость — это и аптечка, и мана, и зелье берсерка, а внутри самого сеттинга — ещё и способ почувствовать настоящую эйфорию, забыть о своих душевных травмах, скелетах в шкафу и тараканах в голове. Неудивительно, что после Белой Вспышки на нём сидит почти всё уже полубезумное население Олайта. Только вот последствия и деградация от этого наркотика — настоящее топливо ночного кошмара. Человек превращается в огромную, невероятно сильную и разрастающуюся во все стороны гору плоти, от одного вида которой Гигер и Карпентер нервно курят в сторонке. Но при этом мутанты абсолютно безынициативны и не интересуются ничем, кроме мусора на песочке и заунывной мелодии трубы, доносящейся с самого высокого холма…. Не менее страшно и то, что герои под кайфом вытворяют.
  • Haze — зловещая корпорация «Мэнтел» держит свою наёмную армию на игле: каждый её солдат носит дистанционно управляемый дозатор в районе шеи для периодической подпитки нектаром — под его действием человек не обременяет себя моральной ответственностью, не испытывает страха и, как ни странно, не видит трупов. Эффекты ломки без нектара зависят от психической стабильности человека — начиная довольно быстрым преодолением зависимости и заканчивая суицидом на фоне внезапного осознания своих действий под влиянием препарата.
  • Injustice 2 — Пугало и не скрывает, что его галюциноген Фобос имеет наркотическую природу.
  • The Suffering: Ties That Bind — в одном из уровней, герой посетит наркопритон. Хотя нарики совершенно неагрессивны, они представляют собой удручающее зрелище. А монстр Торчок, который в первой части был персонификацией смертельной инъекции, здесь является персонификацией наркомании.
  • Shadow Warrior(римейк) 2 — Демоническая наркота «Тень», от которой можно реально превратиться в безумного демона. Один из под-боссов- наркоторговец Повар, который сидел на своей же «продукции» и превратился в монстра.
  • Frostpunk — в дополнении «The Last Autumn» можно выдать рабочим кокаиновые таблетки, чтобы повысить их мотивацию и уменьшить недовольство. Рискуете получить материал для гробов, когда начнут дохнуть от передозировки, а если уменьшить выдачу наркоты (чтобы уменьшить смертность), получите падение мотивации из-за ломки.

Визуальные романы[править]

  • SubaHibi — последователи Мамии под действием «святой воды» практически полностью теряют человеческий облик.
  • Love, Money, Rock’n’Roll — Эли потребляет кокаин, который, вполне возможно, смешан с другой дрянью. В одной из плохих концовок она умирает от передозировки. А чуть позже и главный герой.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000. В одной из книг про Рейвенора (ученика Эйзенхорна) инквизитор ищет распространителей наркоты, превращающей в одержимых демонов.
    • Тёмные эльдары наркоту кушают на завтрак, обед и ужин. Ничем хорошим при этом не занимаются и положительных персонажей среди них нет ни единого. Да и хотя бы просто адекватных немного.
  • Werewolf: the Apocalypse — Пентекс среди прочего промышляет наркотиками (как и Биоинженеры через Синдикат). Впрочем, в Мире Тьмы человечеству не нужны слуги Змея, чтобы устроить себе наглядную антирекламу наркотиков.
  • Cyberpunk 2020 — наркотики и наркотические стимуляторы в этом мире достаточно распространены и даже могут быть полезны… вот только одно перечисление возможных побочных свойств (вплоть до летального исхода без шансов на спасение или накапливающихся штрафов на всю оставшуюся жизнь) способно отбить желание «сосать отстой химических отбросов». Кроме того, при получении наркоманской черты в предыстории вы НАВСЕГДА теряете один бесценный уровень рефлексов и одно очко дополнительных умений.
« Помни - наркотики опасны. Поведешься с ними, и они наверняка погубят твоего персонажа. Выбор за тобой. »
— Рулбук честно предупреждает.
    • Следует упомянуть, что есть более дорогие и сложные безвредные стимуляторы без наркотического эффекта.
  • Нудмер. Город-ключ — один из предлагаемых сюжетов посвящен появлению в городе нового наркотика, созданного правлением города, чтобы совершить незаметное жертвоприношение, которое в свою очередь нужно чтобы остановить культ Чистой Воды. Нужно говорить что ждет наркоманов в тёмном технофентези?
  • GURPS — нарко- и алко- зависимости одни из самых неприятных недостатков. В том числе и потому, что могут понижать уровень какого-то из базовых атрибутов вплоть до минимума.
    • Чтобы вы понимали алкоголизм максимум дает столько очков, что хватает на 1-2 уровня одного из базовых атрибутов (смотря какого).

Музыка[править]

  • Тикки Шельен, «Зельевар» — в несколько фэнтезийном антураже: человек, подсевший на зелье Синего Огня, в конце концов становится ингредиентом для варки новых порций этого зелья:
«

Я почти не шевелюсь, дышать и то тяжело, В моих жилах не кровь, а жидкое стекло, А Зельевар — это дьявол, он улыбается как змей — И варит новые зелья из крови моей.

»
  • «Алиса», «Умереть молодым» — педаль в пол на и без того мрачном альбоме «Чёрная метка»:
«

Когда тебе вдруг станет ясно, что без дозы невозможен контакт, Когда твои друзья один за другим встанут под криминал, Когда твою муть растворит кислота, а сущность съедят грибы, Тогда поймешь, что в этой жизни ты успел в самый раз Умереть молодым!

»
  • «Ария», «Ангельская пыль». Кстати, «angel dust» — это не героин, а анестетик фенциклидин, диссоциатив, вроде кетамина (или в песне имеется в виду, что персонаж подсядет на этот наркотик впоследствии?). Впрочем, сама Пушкина предполагала, что «angel dust» — это кокаин, и объясняла возникновение в песне героина тем, что «кокаин» попросту звучит неблагозвучно «с такой музыкой», а героин «больше соответствует стилю».
    • Подано весьма изящно. Первый куплет выглядит противотропом, но уже с припева начинается троп. Восторг у холодильника — ведь наркозависимость так и развивается: сначала психическая — приятные ощущения, которые хочется повторить, затем физическая — ломки.
  • «Гражданская оборона», «Система» — о тяжёлой физической зависимости, которую это слово в наркоманском жаргоне и обозначает
«

Намеченной жертвы распростёртый взгляд, Утраченных иллюзий запоздалых гнев. В очередь за солнцем на холодном углу. Я сяду на колёса, ты сядешь на иглу.

»
  • Впрочем, Летов к психоделикам относился более положительно: они же зависимости не вызывают и едва ли захочется повторить. А вот против опиатов и химии был всегда и даже был замечен на антинаркотических фестивалях.
«

Ты как обычно стоишь в углу и молишься за меня, А я — уголь на грязном полу, а я — серая простыня… Я испарившаяся моча, я язык, запавший в гортань, Я брезгливые руки врача, я понятые — ранняя срань, Я — не выпитая роса, я — трава под лунным дождём, Я растущие в небо леса, я мир — куда мы уйдём, КОГДА ЗАКОНЧАТСЯ ЧЕРНЫЕ БЕЛЫЕ ТАНЦЫ.

»
  • Наутилус Помпилиус, «Нежный вампир» — «Подруги твои нюхают клей, и с каждым днем они становятся немного глупей».
  • «Сектор Газа» грешил рекламой, и много, но в конечном счёте получилась всё-таки антиреклама. Сбылись «часы пробили сорок раз, кукушка гаркнула в трубу» — вроде и завязал, а всё равно печень спасти не удалось, и стёр его красный мак в песок.
  • «Ноль», «Человек и кошка» — согласно распространённому мнению, описывает наркотическую ломку:
«

Доктор едет, едет сквозь снежную равнину, Порошок целебный людям он везёт, Человек и кошка порошок тот примут, И печаль отступит, и тоска пройдёт.

»
  • Хардбасс же, в своих наиболее известных исполнениях. «Наркотик — не класс», «бутираты и спиды — наши злейшие враги», «…в клубе до утра топтать и ничё не принимать», «Если ты не знал, наркотик — кал», и так далее.
  • Рок-группа «Северный флот», «Старый крысолов» — опиаты представляются в виде злобного музыканта с флейтой.
  • Творчество тульской группы «Антиматерия» и так не отличается особенной жизнерадостностью, а в песне «Новогоднее чудо» педаль пробила пол и асфальт. Торчок-героинщик, исполняющий роль Дедушки Мороза в детском саду, сначала ведёт утренник, мучаясь от ломки, потом «вмазывается» прямо при детях и у них же на глазах «отбрасывает коньки». Проблемы с психикой малышам обеспечены. Также неплохо антирекламирует наркоту их песня «Падшая ANGEL’a», хотя она и не оставляет такого осадка, как первая.
  • «Многоточие», «Новичок» — инструкция, как стать наркоманом, и последствия этого. Многие члены группы бывшие наркоманы, поэтому знают, о чем говорят, не единожды затрагивая эту тему в треках.
  • «Психбригада»: «Голубая грусть», «Одинокая звезда», «Декадент».
  • «Птицу ЕМЪ», «Нумеро Уно».
  • «Сатана печёт блины», «Героин». Всю песню можно разобрать на цитаты. При этом сама песня — очень лиричная, о большой дружбе… двух нариков, один из которых мёртв. Исполняется мерзким наркоманским голосом — либо обдолбанным, либо ломочным.
  • «Технология», «Скорая помощь»: «Тебе закрыты дороги назад — добро пожаловать в ад!»
  • Метал-группа Tracktor Bowling, «Она».
  • Madevil, «Его девчонка — наркоман» — наркозависимая девушка постоянно изменяет своему парню ради веществ.
  • Доктор Александров, «Stop Narcotics». Вроде бы весёлая и пародийная песня, но если вслушаться в текст, то всё очень мрачно и пессимистично. И абсурдистский мультяшный клип на самом деле аллегорически показывает различные состояния наркомана — от кайфа до абстиненции.
  • Рэперы:
    • ATL, «Роди меня обратно». Да и вообще львиная доля его творчества посвящена теме наркозависимости.
    • Noize MC — «Жизнь без наркотиков». Сложный случай, поскольку местами заезжает в противоположный троп.
    • Гуф (тот, про которого ходит шутка, якобы он RIP) нередко так живописует наркоманские будни, что вряд ли кому-то захочется оказаться на месте героя его песен.
«

«Выхино, в холодном подъезде жду барыгу. На кумаре, без копейки, прошу в долг половинку. Облом! Меня корчит, два часа ночи, Метро кончилось, выбирайся отсюда как хочешь».

»
— «Новогодняя»

.

    • Львиная доля творчества Мистера Мало́го (Андрея Цыганова) и его текстовиков Tengiz’а и Хота (последний докурился до туберкулёза и умер в 2009).
    • Овсянкин, «Карфентанил».
    • Хаски, «Иуда». Клип на эту песню запретили в РФ за «пропаганду наркотиков», а особо одарённые умудрились ещё и оскорбление чувств верующих разглядеть. Но Дима на самом деле очень умный и образованный человек и читает совершенно об обратном: наркоманов ничего не интересует, кроме очередной дозы, они отказываются признавать проблему и то, что им нужна медицинская и психологическая помощь, у них стёрлись моральные барьеры и ради наркотиков они готовы на любую подлость. Увы, исход у них печален: смерть от передоза, несчастного случая в неадекватном состоянии или предательство своих же «друзей».
  • Metallica, Master Of Puppets — кодификатор из мира музыки.
  • Элис Купер, Hey Stupid. Заодно антиреклама суицида и экстремального вождения.
  • Rammstein, «Kokain». Вот перевод — автор явно не видит ничего хорошего в кокаиновой зависимости.
  • Wolfsheim, «Heroin, She Said». Лиричная и в чём-то печальная, как обычно у Хеппнера, но всё же — антиреклама.
  • W.A.S.P., «Thunderhead». Лирический герой песни — «человек, у которого одна проблема». Музыка, исполнение и жуткий голос этой самой проблемы в середине песни являются неплохими ингредиентами для жуткий голос
  • Black Sabbath, «Hand of Doom» — лирический герой с помощью наркотиков пытался избавиться от ПТСР. Кончилось трагически.
  • клип «Hinder — Better Than Me». Текст — вполне обычная песня о расставании, а вот видео можно смело использовать как социальную рекламу о вреде наркотиков.
  • GRENDEL — «Timewave Zero» весь об этом.
  • Кровосток — «Уральская моча». Лирический герой понёс в поликлинику на анализы банку мочи, по дороге неоднократно останавливался пыхнуть/нюхнуть/ширнуться…
« …Я забыл, зачем пришёл. Сушняк, хочется воды напиться.

Нащупал в кармане банку с жидкостью — на вид лимонад, И цвета такого же. Отпил и очень рад. Сушняк прошёл. Пиздатый был день.

»

Интернет[править]

Статья «Героин» на почившем Лурке (бережно сохранена в архивах). Если типичные статьи о психоактивных веществах содержали трип-репорты и советы, где взять и как употребить, статью про героин писали не иначе как врачи-наркологи. Нет, трип-репорты и методы употребления там тоже есть, но в основном статья составлена из причин, почему делать этого ни в коем случае нельзя — и подробных малоприятных описаний того, что происходит, если все же сделать. Обязательно к прочтению до 16 и старше.

Реальная жизнь[править]

  • Но все выдуманные примеры и антинаркотическую агитку легко заткнет за пояс суровая реальность в виде трудовых будней врачей наркодиспансеров [[1]] [[2]] и подборки обдолбышей со стороны [[3]] [[4]], снятые на любительскую камеру.
  • Элизабет Сиддал — натурщица, поэтесса и художница эпохи викторианской Англии, которая позировала для известнейшей картины с Офелией — впала в депрессию, начала злоупотреблять опиатами и умерла от передозировки.
  • Брайан Эпстайн, менеджер Битлз, из-за постоянной работы и стрессов (а также, возможно, неудачной личной жизни) подсел на успокоительные препараты — и в один ужасный день скончался от случайной передозировки (хотя существует версия, что это таки было самоубийство). За пару месяцев до его смерти вышел альбом Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band, вершина творчества группы — а почти сразу после того, как умер Брайан, дела Битлз стремительно покатились по наклонной.
    • Однако немалую роль в распаде Битлз сыграло и то, что в конце 60-х годов Леннон под воздействием наркотиков стал откровенно «забивать» на группу, что вызывало недовольство Маккартни — который, впрочем, и сам тогда был любителем пыхнуть (подсвечено им самим в A Day in the Life: «Found a way upstairs and had a smoke, and somebody spoke, and I went into a dream…»).
  • Да и вообще многие рок-звёзды преждевременно отправились в мир иной после злоупотреблений веществами: Джими Хендрикс (запивал снотворное шампанским), Дженис Джоплин, Джим Моррисон (этот вроде как не непосредственно из-за передоза, но наркотики изрядно подорвали его здоровье и почти разрушили личность), Сид Вишес, Михаил Горшенёв… Гастроли (нередко с необходимостью таскать оборудование на себе), даже если просто пьёшь снотворное, чтобы уснуть, и тонизирующее, чтобы проснуться, здоровья не прибавляют.
    • Рок-звездам предшествовали джаз-мэны, которых наркотики губили с не меньшей силой. Показательна, например, судьба легендарного Чарли Паркера, карьеру которого сгубил героин. И самого музыканта он свел в могилу в 34 года.
    • Кит Ричардс в своей автобиографии не то чтобы особо сожалеет о том, что когда-то торчал, но подчёркивает, что решение завязать принял после того, как вместо натуральной дури, на которой было принято сидеть в шестидесятые, начали продавать разбавленную синтетикой, разрушительные последствия от которой наступают куда как быстрее.
  • Владимир Семёныч тоже подходит под троп.
  • Мало кто знает, что Виктор Цой — никогда, кроме одного раза, не куривший анашу — был живой антирекламой каннабиса. По части алкоголя прославленный рокер абстинентом, мягко говоря, не был, «принять» пива или вина любил всю жизнь (и, по слухам, «отходняк» после очередной пьянки и стал причиной того, что он в 1990 году заснул за рулём). Но вот от анаши Виктор Робертович воздерживался полностью. Некоторые не хотят этому верить (ведь у Цоя даже есть шуточная незаконченная песня, вроде бы воспевающая анашу), но факт остаётся фактом: после первой же «пробной» затяжки анашой в ранней юности… мигом выяснилось, что у Цоя редкое противопоказание против каннабиса, мгновенный коллапс: потеря сознания, а потом полная потеря сил надолго. Придя в себя и полежав несколько часов в изнеможении, не в состоянии даже пошевелить рукой («Сначала говорить вообще не мог, испугался, что навсегда онемел — а потом некоторое время разговаривал, как пластинка, пущенная на малой скорости»), юный музыкант и поэт сказал «Ну офигеть организм!» и с тех пор неизменно отказывался, когда ему совали косячок и предлагали «Витя, пыхни». Даже всегда отходил в сторону, чтобы не вдыхать такой дым.
    • А бывает и аналогичная непереносимость этанола (который де-факто является наркотиком, ибо психоактивен и вызывает при определённых условиях физическую зависимость). Автор этой правки с любого количества спиртного начинает страдать головными болями, причём сразу, а не на следующее утро, посему пьёт меньше, чем аятолла Хомейни, который не пьёт вовсе, будучи покойником, а при жизни — фанатичным исламистом. Веществами тоже не пользуюсь, попробовал дунуть в первый и последний раз в Амстердаме в 2007 году уже в возрасте за 40, ни чуточки не понравилось. Зачем же тратить на эту дурь деньги и нарываться на неприятности с законом?

Примечания[править]

  1. "У нас было два пакетика травы, семьдесят пять ампул мескалина, 5 пакетиков диэтиламида лизергиновой кислоты или ЛСД, солонка, наполовину наполненная кокаином, и целое море разноцветных амфетаминов, барбитуратов и транквилизаторов, а так же литр текилы, литр рома, ящик «Бадвайзера», пинта чистого эфира, и 12 пузырьков амилнитрита. Не то, чтобы всё это было категорически необходимо в поездке, но если уж начал собирать коллекцию, то к делу надо подходить серьёзно."
  2. Так гласит канон, однако в игровой механике «Морровинда», «Обливиона» и «Скайрима» эффектов пристрастия к этим субстанциям не предусмотрено.