Последнее дело комиссара Берлаха |
|
Общая информация |
Жанр | Триллер / Детектив / Драма |
Страна производства | СССР |
Киностудия | Одесская киностудия |
Режиссёр | Вадим Левин |
Автор сценария | Андрей Шемшурин |
Когда вышел | 1971 |
Продолжительность | 100 минут/125 минут |
В главных ролях: |
Николай Симонов | Ганс Берлах, комиссар полиции |
Андрей Попов | доктор Неле/Эменбергер |
Светлана Коркошко | доктор Марлок, ассистентка Эменбергера |
Людмила Войнова-Крутикова | Клэри, медсестра в клинике Эменбергера |
Николай Гринько | Гулливер, бывший узник концлагеря Штутхофф |
Николай Волков | доктор Самуэль Хунгертобель |
Ева Мурниеце | Хильда, помощница Хунгертобеля |
Александр Бениаминов | Ульрих Фридрих Форчиг, журналист |
«
|
Вера… надежда… любовь… Веру и любовь мы, арестанты, посылали в Штутхоффе к чёрту! Но надежда оставалась — надежда на спасение. И Неле, скользя белым призраком по баракам Штутхофа, всегда носил её при себе в кармане — и предлагал каждому надежду… надежду… надежду…
|
»
|
— Воспоминания Гулливера
|
«Последнее дело комиссара Берлаха» — советский триллер 1971 г. по мотивам повести Фридриха Дюрренматта «Подозрение», второй книги в цикле о смертельно больном комиссаре полиции Берлахе, который решил свести старые счёты с преступным миром. Один из самых страшных советских фильмов, снятый в позабытой на тот момент манере немецкого экспрессионизма — Хичкок и Кубрик нервно курят в сторонке. Особенно эффект усиливает стильная чёрно-белая картинка. Если вы считаете, что ничего страшнее «Десяти негритят» в Союзе не снимали, эта картина здорово вас удивит.
В столице Швейцарии Берне при весьма таинственных обстоятельствах погибает в аварии некто Шульц; его последними словами были «Доктор… Неле». Со стороны всё выглядит как автокатастрофа, и никто не замечает маленькую фигурку карлика, выскользнувшую из машины. Прибывший на место происшествия пожилой комиссар Берлах с ходу берётся за расследование, но внезапно теряет сознание. В больнице друг комиссара, доктор Самуэль Хунгертобель выносит неутешительный диагноз — у комиссара рак, жить ему осталось каких-то несколько месяцев.
Некоторое время спустя Берлах выясняет, что доктор Неле проводил на заключённых концлагеря Штутхофф садистские операции без наркоза, а после войны погиб в заштатной гостинице — предположительно, покончив с собой. Сохранилась лишь одна фотография Неле, да и на той его лицо скрыто хирургической маской; однако увидевший снимок Хунгертобель вздрагивает — похожие глаза были у его однокурсника Фрица Эменбергера; однако Эменбергер с нацистами вроде бы не сотрудничал, а в годы войны находился в Чили, откуда регулярно присылал научные работы. После войны он вернулся в Швейцарию и теперь заведует успешной клиникой Зонненштайн в Цюрихе. Однако Хунгертобелю не даёт покоя эпизод студенческой жизни — однажды он стал свидетелем того, как Эменбергер, спасая пострадавшего товарища, проводил операцию без наркоза.
«
|
И вот, когда Эменбергер сделал разрез, его глаза широко раскрылись, лицо исказилось какой-то неуёмной радостью мучителя. В нём было что-то дьявольское. Мне стало жутко. Такой человек мог работать в нацистском лагере и быть причастным ко всем его ужасам.
|
»
|
— Доктор Хунгертобель
|
Берлах высказывает сомнения, однако сам практически уверен в том, что Эменбергер и Неле — одно и то же лицо. Это косвенно подтверждается, когда комиссару сообщают, что погибший Шульц некогда был помощником «Неле». Вечером комиссара навещает в палате человек, называющий себя Гулливером, один из немногих выживших узников Штутхоффа и единственный, кто пережил садистские опыты «Неле». Поражённый его рассказом, комиссар решает перед смертью во что бы то ни стало вывести нацистского палача на чистую воду. Он передаёт полученную информацию эксцентричному журналисту Форчегу, а сам убеждает Хунгертобеля перевести его в Зонненштайн…
- Ганс Берлах, смертельно больной комиссар полиции. Честный, принципиальный и несгибаемый, беззаветно ненавидит нацизм и презирает всё, что связано с теорией «сверхчеловека», превосходства одних людей над другими. В литературном первоисточнике, точнее в предыдущей книге о комиссаре — «Судья и его палач» — объяснена причина: в юности Берлах самонадеянно поспорил с товарищем, что тот не сможет совершить убийство на глазах у Берлаха так, чтобы тот не смог ничего доказать; товарищ не только спор выиграл, но и стал преступным гением, а Берлах годами жил с чувством вины. Впрочем, книжный комиссар и сам хитроумный манипулятор, так что злодея он путём сложных интриг и провокаций успешно ликвидировал незадолго до настоящих событий. В фильме комиссара значительно облагородили, сделав настоящим рыцарем без страха и упрёка.
- Фриц Эменбергер, он же «Неле» — хирург-изувер, недобитый нацист и полное чудовище. Умный, хладнокровный, изощрённый мучитель, сочетающий психологические пытки с физическими. Ускользнув от заслуженного наказания, продолжает свои кровавые развлечения — и за это ему ещё и платят! В повести, кстати, отнюдь не фанатик — прекрасно понимает абсурдность нацистской генетически-расовой теории («по имперскому закону господина Гиммлера я должен был убить лилипута как неполноценного человека, как будто гиганта арийского происхождения можно считать полноценным»). Однако свято верит в силу. Так или иначе, Эменбергер всегда любил курьёзы, а кроме того прикинул, что карлик может пригодиться впоследствии. Носит очки, разговаривает мягким, вкрадчивым голосом — милейший человек, в общем. Образ, очевидно, основан на Йозефе «Ангеле Смерти» Менгеле.
- Гулливер (прозвище: настоящего его имени не знает никто, документы его были уничтожены, а новые делать он категорически не желает, предпочитая числиться мёртвым) — друг комиссара, полусумасшедший еврей, единственный кто пережил эксперименты Неле-Эменбергера. Мало того, ухитрился пережить и последовавший расстрел. Страдает тяжелейшим ПТСР, что совершенно неудивительно. Мечтает найти своего мучителя и сторицей воздать ему за всё хорошее. При этом бесценный кладезь информации, не раз помогавший комиссару в трудных делах.
- Доктор Марлок — помощница и любовница Эменбергера. Бывшая узница концлагеря, разуверившаяся в человечестве и проникшаяся идеологией своего сожителя. Глушит отчаяние, презрение к себе и угрызения совести в наркотиках, кои добрый доктор щедро ей предлагает.
- Клэри — очаровательная медсестра в Зонненштайне. Милая, доверчивая девушка, которая, однако, уже давно заподозрила, что в клинике творятся недобрые дела. Ещё больше подозревал её жених-санитар, который — надо же, какое совпадение! — вскоре погиб в автокатастрофе.
- Доктор Хунгертобель — старинный друг Берлаха, добрый, отзывчивый, слегка наивный человек, но прекрасный специалист. Делает все, чтобы облегчить последние дни своего друга.
- Хильда, медсестра и помощница Хунгертобеля, солнечная блондинка в очках. Как и её начальник, очень добра и заботлива — словом, хорошая девушка.
- Ульрих Форчег — эксцентричный, вздорный журналист, постоянно скандалящий с полицией от того, что нарушает правила дорожного движения катаясь на велосипеде. Берлах пеняет ему на то, что его претензии к общественным проблемам порядком измельчали, и подкидывает настоящую сенсацию, а заодно и билеты в Париж — от греха подальше. Не помогло.
- Карлик — маленький да удаленький. Если вы несёте угрозу для Неле, пардон, Эменбергера — всегда проверяйте заднее сиденье своей машины. И тщательно запирайте окна. Даже в уборной.
А ещё тут есть…[править]
«
|
Я отдаюсь тому, что меня возвышает над недочеловеками. Убийству! Пыткам! Это освобождает меня от вашей так называемой «общественной морали».
|
»
|
— Эменбергер
|
- Кошмар в награду — богачи платят Эменбергеру огромные деньги за возможность лечиться у него:
«
|
…И пациенты добровольно соглашаются на неслыханные методы лечения, лишь бы продлить эту никчёмную жизнь на несколько дней, на несколько минут! А потом корчатся в судорогах от непереносимой боли под ножом Эменбергера — а он смеётся, он хохочет им в лицо!
|
»
|
— Марлок
|
- Лектор Ганнибал — Эменбергер, причём первоклассный. Отчасти и Марлок, однако она во многом повторяет слова Эменбергера.
- Мастер пыток — Эменбергер и после краха гитлеровского режима не изменяет своим привычкам.
- Не щадить стариков — Эменбергер не собирался щадить больного старика-комиссара и планировал провести на нём операцию без наркоза. «А может быть, не надо мучить старика?» — спрашивает Марлок. Но Эменбергер неумолим. Однако не получилось, не фартануло.
- Ой, бл…
- Когда комиссар понял, что попал в ловушку, а Эменбергер уже послал карлика за его друзьями.
- Когда сам Эменбергер вдруг увидел перед собой очень мрачного и злого бывшего пациента, которого считал убитым.
- Парад кровавых мальчиков — когда Гулливер пришёл за Эменбергером, доктору он видится облачённым в лагерную робу и сопровождаемым толпой остальных жертв.
- До этого сам комиссар устроил Эменбергеру «парад» подручными средствами, запустив плёнку с записью расстрела узников Штутхоффа в обратную сторону. На экране расстрелянные поднялись из оврага и стеной двинулись на безрезультатно стреляющих по ним нацистов.
- В киноверсии доктору Марлок видится призрак искромсанного пациента, замотанного в бинты. В телеверсии этого эпизода нет (решили не перегружать?).
- Поворот направо — карлик. Они с Гулливером дружили в Штухоффе.
- Искупление равносильно смерти — карлик. Спас Гулливера от пули охранника, но погиб сам.
- Распутинская живучесть — Гулливер: сперва пережил операцию на брюшной полости без наркоза (правда, Эменбергер сам выходил его, желая проверить результат), потом единственный уцелел под автоматными очередями эсесовцев.
- Садистский выбор — по словам Гулливера, на операции Эменбергера узники соглашались сотнями, поскольку он обещал свободу тем, кто переживёт эту изуверскую процедуру. И только Гулливер пережил её, чтобы обнаружить, что доктор и не думал выполнять обещание.
- Слишком сильная благодарность:
«
|
По имперскому приказу Гиммлера я должен был уничтожить карлика как неполноценного человека. Но я очень любил курьёзы и не убил его[1]. Маленькая обезьянка почувствовала, что обязана мне жизнью.
|
»
|
— И теперь он убивает людей, способных раскрыть Эменбергера
|
- Топливо ночного кошмара — всё, что рассказывают об Эменбергере и его операциях. Ни одной из них так и не покажут, однако к моменту появления «доброго доктора» зритель уже доведён до кондиции.
- Уходи с баркаса!: «Я представляю, Хильда, как обрадуется Ганс, когда увидит нас!» — дрожащим от избытка чувств голосом говорит доктор Хунгертобель по пути к Зонненштайну. А на заднем сиденье уже шевелится карлик-убийца…
- Плохой хороший конец — Эменбергер убит, однако его головорезы-санитары успели захватить бедняжку Клэри, а спасённый комиссар всё равно обречён на скорую смерть от рака.
- Окрутеть в адаптации — в книге Берлах, осознав, что попал в ловушку, с трудом сохраняет достоинство и доведён почти до истерики. В фильме он держится с неизменным спокойствием и презрением в отношении Эменбергера.
- Убить в адаптации:
- Карлик же. В книге остался жив и уходит вместе с Гулливером.
- Доктор Марлок. В книге её судьба остаётся за кадром, в фильме покончила с собой, направив автомобиль в стену.
- Клэри. В книге её судьба неизвестна, в фильме… неизвестна тоже, однако легко угадывается.
- Жизнь пишет сюжет и Получилась реальность — уже во время съёмок Симонов почувствовал недомогание, вскоре ему был поставлен тот же диагноз, что и его герою. Это сказалось как на и без того мрачной атмосфере фильма, так и на игре самого актёра.
- ↑ Ещё одна отсылка к Менгеле, который также очень любил курьёзы и сохранил жизнь лилипутской семье Овиц, даже тем из них, которые были нормального роста. Это, однако не избавило их от достаточно мучительных экспериментов, а двое прибывших позже карликов Менгеле заинтересовали только в качестве костей, ради извлечения которых несчастных убили и сварили.
Советское искусство |
---|
Мета | Соцреализм |
---|
Литература | А зори здесь тихие… • Александр Беляев (Властелин мира • Голова профессора Доуэля • Остров погибших кораблей • Продавец воздуха • Человек-амфибия) • Алиса Селезнёва • Амурские сказки • Аэлита • Братья Стругацкие (Град обреченный • Мир Полудня (Обитаемый остров • Трудно быть богом) • Пикник на обочине • Понедельник начинается в субботу/Сказка о Тройке • Улитка на склоне) • Бронепоезд 14-69 • Булгаков (Мастер и Маргарита, Собачье сердце) • Великий Кристалл • Вниз по волшебной реке • Волшебник Изумрудного города • Гринландия • Два капитана • Ефремов (Великое Кольцо (Туманность Андромеды + Час Быка) • Лезвие бритвы) • Живые и мёртвые • Кондуит и Швамбрания • Королевство кривых зеркал • Лунная Радуга • Люди как боги • Малахитовая шкатулка • Меховой интернат • Мой дедушка — памятник • Момент истины (В августе сорок четвёртого) • Наследник из Калькутты • Небесный гость • Незнайка • Остап Бендер • Повесть о суровом друге • Повесть о Ходже Насреддине • Приключения капитана Врунгеля • Продавец приключений • Про Федота-стрельца, удалого молодца • Птица-слава • Рассказы о Суворове и русских солдатах • Республика ШКИД • Руки вверх! или Враг №1 • Тихий Дон • Тореадоры из Васюковки • Угрюм-река • Фаэты • Штирлиц |
---|
Кино и телефильмы | Жанры: Детское кино • Истерн • Кино сталинской эпохи • Кино эпохи развитого социализма • Многосерийный телефильм • Перестроечное кино • Советская кинофантастика • Киножурналы
Студии: Госкино • Другие студии СССР • Ленфильм • Мосфильм
Авария — дочь мента • Александр Невский • Андрей Рублёв • Белое солнце пустыни • Большое космическое путешествие • В бой идут одни «старики» • Фильмы Гайдая (Бриллиантовая рука • Иван Васильевич меняет профессию • Кавказская пленница • Операция «Ы» и другие приключения Шурика) • Гардемарины • Глубокий рейд • Гостья из будущего • Дина • Достояние республики • Иванко и царь Поганин • Игла • Иди и смотри • Кин-дза-дза! • Кто заплатит за удачу? • Курьер • Люми • Морозко • Москва слезам не верит • Не бойся, я с тобой! • Отряд • Пираты XX века • После дождичка, в четверг… • Приключения Электроника • Пятнадцатилетний капитан • Рыжий, честный, влюблённый • Садко • Свадьба в Малиновке • Свой среди чужих, чужой среди своих • Сказка странствий • Служебный роман • Неуловимые мстители • Танк «Клим Ворошилов-2» • Убить дракона • Фронт • Чапаев • Чародеи • Человек-амфибия • Человек с бульвара Капуцинов • Чучело
Советская космическая фантастика: Большое космическое путешествие • Дорога к звёздам • Космический рейс • Луна (фильм 1965) • Марс (фильм 1968) • Мечте навстречу • Мир Полудня (Трудно быть богом • Обитаемый остров) • Москва — Кассиопея / Отроки во вселенной • Планета бурь • Семь стихий • Через тернии к звёздам • Я был спутником Солнца • …
Фильмы Рязанова: Берегись автомобиля • Ирония судьбы, или С лёгким паром! |
---|
Мультипликация | Студии: Пилот • Союзмультфильм • ТО «Экран»
Режиссёры: Гарри Бардин • Иван Иванов-Вано • Натан Лернер • Сёстры Брумберг
Мультфильмы: Бременские музыканты • Бюро находок • Вовка в Тридевятом царстве • Возвращение блудного попугая • Двенадцать месяцев • Доктор Бартек и Смерть • Домовёнок Кузя • Дракон • Ёжик в тумане • Жил-был пёс • Ивашка из Дворца пионеров • История одного преступления • Келе • Конёк-горбунок • Кот Леопольд • Крокодил Гена • Легенды перуанских индейцев • Летучий корабль • Мама для мамонтёнка • Маугли • На задней парте • Ну, погоди! • Падал прошлогодний снег • Перевал • Пластилиновая ворона • Пиф-паф, ой-ой-ой • По дороге с облаками • Приключения капитана Врунгеля • Приключения поросёнка Фунтика • Разлучённые • Тайна третьей планеты • Трое из Простоквашино • Ух ты, говорящая рыба! • Фильм, фильм, фильм • Чудовище • Шкатулка с секретом |
---|
Музыка | Жанры: Авторская песня • Русский рок
Группы: Аквариум • Агата Кристи • Ария • Браво • ДДТ • Звуки Му • Зоопарк • Кино • Крематорий• Машина времени • Наутилус Помпилиус • Пикник • Смысловые Галлюцинации • Сектор Газа• Чайф • Чёрный Кофе • Чёрный Обелиск
Люди: Владимир Высоцкий • Сергей Курёхин • Гарик Сукачёв |
---|