Попал — пропал: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
 
(не показаны 3 промежуточные версии 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
Герой случайно/псевдослучайно/по какому-то делу попадает в некое закрытое место или сеттинг и, как полагается, между ним и местным лидером/окружением/ситуацией происходит сюжетообразующий конфликт. Однако ближе к концу истории ''зрителю становится понятно, что скорее всего, герой проиграет'' в этом конфликте — местность и безысходность затягивают героя в свои путы, и сбежать из неё оказывается невозможно. Так и происходит — в конце героя вместо кавалерии и победы ждёт в лучшем случае [[несчастливый конец]] и [[Смерть героя|смерть]] или, если режиссёр со сценаристом [[Неприемлемый финал|сплоховали]]/[[стеб]]утся, будет [[Дьявол из машины]]. Вполне вероятна и [[участь хуже смерти]], когда герой сам превращается в одного из местных монстров (в физическом или психическом смысле) или же их раба, лишенного шансов на спасение.
Герой случайно/псевдослучайно/по какому-то делу попадает в некое закрытое место или сеттинг и, как полагается, между ним и местным лидером/окружением/ситуацией происходит сюжетообразующий конфликт. Однако ближе к концу истории ''зрителю становится понятно, что скорее всего, герой проиграет'' в этом конфликте — местность и безысходность затягивают героя в свои путы, и сбежать из неё оказывается невозможно. Так и происходит — в конце героя вместо кавалерии и победы ждёт в лучшем случае [[несчастливый конец]] и [[Смерть героя|смерть]] или, если режиссёр со сценаристом [[Неприемлемый финал|сплоховали]]/[[стеб]]утся, будет [[Дьявол из машины]]. Вполне вероятна и [[участь хуже смерти]], когда герой сам превращается в одного из местных монстров (в физическом или психическом смысле) или же их раба, лишенного шансов на спасение.


Чаще всего действие тропа происходит в кино про [[темница сырая|пенитенциарные заведения]] (тюрьмы, лагеря и т. п.), [[Психиатрия — это страшно|психиатрические больницы]] или закрытые от общего мира [[секта]]нтские общины и [[Деревня со зловещим секретом|деревни/городки со зловещим секретом]], но бывают и исключения. Хороший отыгрыш тропа — давать зрителю надежду до самой последней минуты, что протагонист выберется. Противотроп — [[Ад его не удержит]].
Чаще всего действие тропа происходит в кино про [[темница сырая|пенитенциарные заведения]] (тюрьмы, лагеря и т. п.), [[Психиатрия — это страшно|психиатрические больницы]] или закрытые от общего мира [[секта]]нтские общины и [[Деревня со зловещим секретом|деревни/городки со зловещим секретом]], но бывают и исключения. Хороший отыгрыш тропа — давать зрителю надежду до самой последней минуты, что протагонист выберется. Противотроп — [[Выбрался из ада]].


== Где встречается ==
== Где встречается ==


=== [[Фольклор]] ===
=== [[Фольклор]] ===
* Пословица «Коготок увяз — всей птичке пропасть» как раз об этом (редакторам — можно и в заголовок внести по желанию).
* Пословица «Коготок увяз — всей птичке пропасть» как раз об этом (редакторам — можно и в заголовок внести по желанию).


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* Н. В. Гоголь, «Записки сумасшедшего».
* Н. В. Гоголь, «Записки сумасшедшего».
* А. П. Чехов, «Палата номер 6» — эталон и возможный [[кодификатор]] подобных историй.
* А. П. Чехов, «Палата номер 6» — эталон и возможный [[кодификатор]] подобных историй.
** ''Другой рассказ'' Чехова, где некий чиновник приезжает в родную деревню и в итоге умирает.
* ''Другой рассказ'' Чехова, где некий чиновник приезжает в родную деревню и в итоге умирает.
* Творчество Кафки наполовину состоит из сабжа. А на вторую — из [[вывих мозга|вывиха мозга]].
* Истории про нацистские лагеря смерти чаще всего кончаются хэппи-эндом для героя/ев, но [[просто они не герои|для всех остальных узников]] троп отыгрывается целиком и полностью (если, конечно, им не удается дожить до освобождения). Сюда же — истории про еврейские гетто на оккупированной нацистами территории (чаще всего — даже без хэппи-энда для ГГ).
* Т. Манн, «Волшебная гора» — местом, которое нельзя покинуть, оказывается горный санаторий для лёгочников. Ганс Касторп приехал туда навестить двоюродного брата, будучи полностью здоровым, потом остался немного отдохнуть, а в конце концов, едва не залеченный до полной невменяемости, из последних сил сбежал оттуда — [[Первая мировая война|и попал прямиком на фронт]].
* Солженицын и Шаламов в историях про [[гулаги и рабы|ГУЛаг]] пересказывают процесс в деталях, превращая полудокументальную автобиографию в данный троп, где для них всё кончилось хэппи-эндом, а для остальных персонажей — сабжем.
* Истории про нацистские лагеря смерти чаще всего кончаются хэппи-эндом для героя/ев, но для всех остальных узников троп отыгрывается целиком и полностью (если, конечно, им не удается дожить до освобождения). Сюда же — истории про еврейские гетто на оккупированной нацистами территории (чаще всего — даже без хэппи-энда для ГГ).
* Солженицын и Шаламов в историях про [[гулаги и рабы|ГУЛаг]] пересказывают процесс в деталях, превращая полудокументальную автобиографию в данный троп, где для них всё кончилось [[хэппи-энд]]ом, а для остальных персонажей — сабжем.
* Дмитрий Емец, «[[Мефодий Буслаев]]» — любой смертный, имевший неосторожность встрять в дела стражей, обречен так или иначе пребывать в их среде. Особенно это касается Мрака, чьи слуги горазды на подлянки, обманы и размывание моральных границ. Даже в царствие строгого, но справедливого Арея в резиденции Мрака в Москве мебель была сплошь проклятая, которой пользовались злодеи или преступники, бессмертные части человеческих душ-эйдосы были разменной монетой — и попавшие туда изначально обычные люди быстро привыкали к ранее вызывавшим омерзение комиссионерам, суккубам, игре на эйдосы и общению с Аидой Мамзелькиной. А уж уйти просто так сумел только Мефодий Буслаев и лишь с позволения Арея. Чимоданов, Ната и Мошкин также смогли выбраться в обычную жизнь, но лишь после потери своих способностей и опять же по милости Лигула, который счел их совершенно безвредными.
* [[Деконструкция|Деконструкции]] [[попаданец|попаданческого жанра]], когда ГГ вместо того, чтобы добиться в новом мире славы и почёта, оказывается там в полной заднице из-за… да-да, неприспособленности.
* [[Деконструкция|Деконструкции]] [[попаданец|попаданческого жанра]], когда ГГ вместо того, чтобы добиться в новом мире славы и почёта, оказывается там в полной заднице из-за… да-да, неприспособленности.
* [[Стивен Кинг]]:
* Стивен Кинг:
** Рассказ «Рок-н-ролльные небеса» — об уютном городке, населённом мёртвыми рок-звёздами.
** «Дети кукурузы».
** «Дети кукурузы».
** Город Салимов Удел, захваченный вампирами. Фигурирует не только в одноименном романе, где описывается сам процесс, но и в рассказе, где становится таким местом уже после окончательной победы вампиров.
** Город Салимов Удел, захваченный вампирами. Фигурирует не только в одноименном романе, где описывается сам процесс, но и в рассказе, где становится таким местом уже после окончательной победы вампиров.
** «Крауч-энд». Хотя в принципе выбраться оттуда можно, но это как повезет.
** «Крауч-энд». Хотя в принципе выбраться оттуда можно, но это как повезет.
** Рассказ «Рок-н-ролльные небеса» — об уютном городке, населённом мёртвыми рок-звёздами.
* Творчество Кафки наполовину состоит из сабжа. А на вторую — из [[вывих мозга|вывиха мозга]].
* Роберт Шекли:
* «Реквием по мечте» весь об этом.
** Один из эпизодов «Координат чудес» — тоже о месте, населённом мёртвыми рок-звёздами(вернее-киноактёрами Золотого Века Голливуда). Только издано 24 годами раньше.
* [[Юрий Нестеренко]] — регулярно. Ну ненавидит этот пейсатель человечество как таковое!
** Шекли, «Обмен разумов» — Искаженный мир: кто туда попал — обречён. Да, герою Марвину единственному из всех удалось побывать там и вернуться назад на родную Землю. И все же он сомневается, а все ли в порядке? {{q|pre=1|
** «Черная Топь» — в город Игнатьев, он же Черная Топь, трудно попасть, а выбраться практически невозможно.
Все оказалось на своих местах. Жизнь шла заведенным чередом; отец пас крысиные стада, мать, как всегда, безмятежно несла яйца.
** «Комбинат» — герою даже почти удается уехать из Красноленинска… почти.
<...>
** «Место» — субверсия. Вернуться из Места в обычный мир действительно нельзя, но не во всех случаях это плохо.
Он лежал под привычным зеленым небом Стэнхоупа и обдумывал это предположение. Оно казалось маловероятным. Разве дубы-гиганты не перекочевывали по-прежнему каждый год на юг? Разве исполинское красное солнце не плыло по небу в сопровождении темного спутника? Разве у тройных лун не появлялись каждый месяц новые кометы в новолуние?
Марвина успокоили эти привычные зрелища. Все казалось таким же, как всегда. И потому охотно и благосклонно Марвин принял свой мир за чистую монету, женился на Марше Бэкер и жил с нею долго и счастливо|Финал романа}}
* Хьюберт Селби-мл., «Реквием по мечте» — всё об этом.
* [[Юрий Нестеренко]]:
** «[[Черная топь]]» — в город Игнатьев, он же Черная Топь, трудно попасть, а выбраться практически невозможно.
** «[[Комбинат]]» — герою даже почти удается уехать из Красноленинска… почти.
** «Место» — [[субверсия]]. Вернуться из Места в обычный мир действительно нельзя, но не во всех случаях это плохо.
* Кобо Абэ, «Тайное свидание» — нельзя сбежать из больницы!
* Макс Фрай, «Тихий город» — из Тихого города почти невозможно выбраться. Удалось это только Мёнину, Джуффину (с помощью Макса) и самому Максу.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* Экранизации «Палаты», подробные и не очень.
* Экранизации «Палаты», подробные и не очень.
* «Остров проклятых» Мартина Скорсезе.
* «Остров проклятых» Мартина Скорсезе.
* «Плетёный человек».
* «[[Плетёный человек (1973)|Плетёный человек]]».
* «Фиктивный брак» с Вячеславом Шалевичем и Петром Вельяминовым, поучительный забытый перестроечный фильм.
* «Фиктивный брак» с Вячеславом Шалевичем и Петром Вельяминовым, поучительный забытый перестроечный фильм.
* «Полёт над гнездом кукушки».
* «Полёт над гнездом кукушки».
Строка 48: Строка 37:
* «Город Зеро» Карена Шахназарова.
* «Город Зеро» Карена Шахназарова.
* «Поворот» Оливера Стоуна: главный герой из-за поломки машины застревает в маленьком городке, помимо своей воли ввязывается в местные криминальные разборки, и местные как будто специально не дают ему уехать. В конце концов он уезжает со множественными ранениями и сломанной ногой… тут машина вновь ломается, и герой умирает на жаре в глуши.
* «Поворот» Оливера Стоуна: главный герой из-за поломки машины застревает в маленьком городке, помимо своей воли ввязывается в местные криминальные разборки, и местные как будто специально не дают ему уехать. В конце концов он уезжает со множественными ранениями и сломанной ногой… тут машина вновь ломается, и герой умирает на жаре в глуши.
* «Степфордские жены» — для женщин, переехавших с мужьями в милый город Степфорд, все заканчивается именно так.
* «Степфордские жены» — для женщин, переехавших с мужьями в милый город Степфорд, все заканчивается именно так.


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
Любая криминальная драма про начавшего свой путь простого обывателя и кончающаяся для него полным разрушением всего регулярно подходит под троп.
Любая криминальная драма про начавшего свой путь простого обывателя и кончающаяся для него полным разрушением всего регулярно подходит под троп.
* «Агент национальной безопасности», серия про дурдом — [[субверсия]]. Николаев неоднократно пытается выбраться оттуда, но всякий раз это пресекается. Тем не менее, сериал продолжать надо, потому в конце к Николаеву [[Появление кавалерии|приходит кавалерия]].
* «Агент национальной безопасности», серия про дурдом — [[субверсия]]. Николаев неоднократно пытается выбраться оттуда, но всякий раз это пресекается. Тем не менее, сериал продолжать надо, потому в конце к Николаеву [[Появление кавалерии|приходит кавалерия]].
* «[[Во все тяжкие]]» — пополам с одноимённым тропом: это следует уже из названия. Уолтер Уайт и его ученик попадают в мир наркоторговли, попадают какбэ с юмором, но чем дальше, тем больше зритель понимает — при любом раскладе Уолтеру придёт конец: или тюрьма, или смерть.
* «[[Во все тяжкие]]» — пополам с одноимённым тропом: это следует уже из названия. Уолтер Уайт и его ученик попадают в мир наркоторговли, попадают с юмором, но чем дальше, тем больше зритель понимает — при любом раскладе Уолтеру придёт конец: или тюрьма, или смерть.
 
=== [[Манга]] ===
* Josou Shounen Anthology — миленький парень ради подруг вынужден стать членом женского клуба плавания, трапом. Ему обещают, что отпустят, как только наберут достаточно участников - ага, набрали... только мужиков, а девушки и не посмели вступать в клуб со столь раскованными красавицами в купальниках. Так что придется герою и дальше служить фансервисным идолом клуба.
* Да и вообще касается попаданцев и тега "гендерная интрига". Существуют считанные единицы произведений, где герой все-таки возвращается в свой мир из фэнтези-вселенной или к своему полу.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===

Текущая версия на 09:51, 15 декабря 2023

Герой случайно/псевдослучайно/по какому-то делу попадает в некое закрытое место или сеттинг и, как полагается, между ним и местным лидером/окружением/ситуацией происходит сюжетообразующий конфликт. Однако ближе к концу истории зрителю становится понятно, что скорее всего, герой проиграет в этом конфликте — местность и безысходность затягивают героя в свои путы, и сбежать из неё оказывается невозможно. Так и происходит — в конце героя вместо кавалерии и победы ждёт в лучшем случае несчастливый конец и смерть или, если режиссёр со сценаристом сплоховали/стебутся, будет Дьявол из машины. Вполне вероятна и участь хуже смерти, когда герой сам превращается в одного из местных монстров (в физическом или психическом смысле) или же их раба, лишенного шансов на спасение.

Чаще всего действие тропа происходит в кино про пенитенциарные заведения (тюрьмы, лагеря и т. п.), психиатрические больницы или закрытые от общего мира сектантские общины и деревни/городки со зловещим секретом, но бывают и исключения. Хороший отыгрыш тропа — давать зрителю надежду до самой последней минуты, что протагонист выберется. Противотроп — Выбрался из ада.

Где встречается[править]

Фольклор[править]

  • Пословица «Коготок увяз — всей птичке пропасть» как раз об этом (редакторам — можно и в заголовок внести по желанию).

Литература[править]

  • Н. В. Гоголь, «Записки сумасшедшего».
  • А. П. Чехов, «Палата номер 6» — эталон и возможный кодификатор подобных историй.
  • Другой рассказ Чехова, где некий чиновник приезжает в родную деревню и в итоге умирает.
  • Истории про нацистские лагеря смерти чаще всего кончаются хэппи-эндом для героя/ев, но для всех остальных узников троп отыгрывается целиком и полностью (если, конечно, им не удается дожить до освобождения). Сюда же — истории про еврейские гетто на оккупированной нацистами территории (чаще всего — даже без хэппи-энда для ГГ).
  • Солженицын и Шаламов в историях про ГУЛаг пересказывают процесс в деталях, превращая полудокументальную автобиографию в данный троп, где для них всё кончилось хэппи-эндом, а для остальных персонажей — сабжем.
  • Деконструкции попаданческого жанра, когда ГГ вместо того, чтобы добиться в новом мире славы и почёта, оказывается там в полной заднице из-за… да-да, неприспособленности.
  • Стивен Кинг:
    • Рассказ «Рок-н-ролльные небеса» — об уютном городке, населённом мёртвыми рок-звёздами.
    • «Дети кукурузы».
    • Город Салимов Удел, захваченный вампирами. Фигурирует не только в одноименном романе, где описывается сам процесс, но и в рассказе, где становится таким местом уже после окончательной победы вампиров.
    • «Крауч-энд». Хотя в принципе выбраться оттуда можно, но это как повезет.
  • Творчество Кафки наполовину состоит из сабжа. А на вторую — из вывиха мозга.
  • «Реквием по мечте» весь об этом.
  • Юрий Нестеренко — регулярно. Ну ненавидит этот пейсатель человечество как таковое!
    • «Черная Топь» — в город Игнатьев, он же Черная Топь, трудно попасть, а выбраться практически невозможно.
    • «Комбинат» — герою даже почти удается уехать из Красноленинска… почти.
    • «Место» — субверсия. Вернуться из Места в обычный мир действительно нельзя, но не во всех случаях это плохо.

Кино[править]

  • Экранизации «Палаты», подробные и не очень.
  • «Остров проклятых» Мартина Скорсезе.
  • «Плетёный человек».
  • «Фиктивный брак» с Вячеславом Шалевичем и Петром Вельяминовым, поучительный забытый перестроечный фильм.
  • «Полёт над гнездом кукушки».
  • «Дом 1000 трупов».
  • «Человеческая многоножка».
  • «Город Зеро» Карена Шахназарова.
  • «Поворот» Оливера Стоуна: главный герой из-за поломки машины застревает в маленьком городке, помимо своей воли ввязывается в местные криминальные разборки, и местные как будто специально не дают ему уехать. В конце концов он уезжает со множественными ранениями и сломанной ногой… тут машина вновь ломается, и герой умирает на жаре в глуши.
  • «Степфордские жены» — для женщин, переехавших с мужьями в милый город Степфорд, все заканчивается именно так.

Телесериалы[править]

Любая криминальная драма про начавшего свой путь простого обывателя и кончающаяся для него полным разрушением всего регулярно подходит под троп.

  • «Агент национальной безопасности», серия про дурдом — субверсия. Николаев неоднократно пытается выбраться оттуда, но всякий раз это пресекается. Тем не менее, сериал продолжать надо, потому в конце к Николаеву приходит кавалерия.
  • «Во все тяжкие» — пополам с одноимённым тропом: это следует уже из названия. Уолтер Уайт и его ученик попадают в мир наркоторговли, попадают с юмором, но чем дальше, тем больше зритель понимает — при любом раскладе Уолтеру придёт конец: или тюрьма, или смерть.

Видеоигры[править]

  • Незабвенная Another World. Попаданец решает головоломки, рвётся на свободу и находит в том мире настоящего друга, но понятно, что он не выберется. К тому же около самого конца он получает серьёзную травму.
  • Mafia: The City of Lost Heaven. Как и в любой криминальной драме.

Музыка[править]

  • Hotel California же!