Протагонист-неудачник: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
(→‎Аниме и манга: расставил по алфавиту)
 
м (1 версия импортирована)
 
(не показана 1 промежуточная версия 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
{{TVTropes|LoserProtagonist|Loser Protagonist}}
{{TVTropes|LoserProtagonist|Loser Protagonist}}
'''Протагонист-неудачник''' — постоянный типаж персонажа, чаще всего встречается в американском кинематографе и мультипликации. Заезженный штамп в комедийном шоу: главный герой всегда — парень (иногда и девушка), не блещущи (ая) красотой, умом, силой и богатством, который (ая) имеет проблемы с работой, не имеет друзей, если они есть, то либо тоже лузеры, либо ненастоящие, всегда обделён вниманием противоположного пола, по какой-то причине ненавидим другими персонажами. Разумеется, такого товарища в каждой серии избивают по несколько раз, и он, получив множество несовместимых с жизнью травм, по [[Правило прикольности|правилу прикольности]] всё равно остаётся жив. Ещё рядом с таким, как правило, всегда находится более успешный персонаж, соперничающий с ним, на чьём фоне он выглядит более ущербным. Если по каким-то причинам требуется, чтобы читатели или зрители не сочувствовали лузеру, его наделяют [[Козёл|козлиными]] чертами, в основном ленью, похотью и зашкаливающим самомнением. Типаж был очень популярен в XX в. и в  2000-е гг., сейчас традиция себя изжила, и её подвергают [[Деконструкция|деконструкции]].
'''Протагонист-неудачник''' постоянный типаж персонажа, чаще всего встречается в американском кинематографе и мультипликации. Заезженный штамп в комедийном шоу: главный герой всегда — парень (иногда и девушка), не блещущи (ая) красотой, умом, силой и богатством, который (ая) имеет проблемы с работой, не имеет друзей, если они есть, то либо тоже лузеры, либо ненастоящие, всегда обделён вниманием противоположного пола, по какой-то причине ненавидим другими персонажами. Разумеется, такого товарища в каждой серии избивают по несколько раз, и он, получив множество несовместимых с жизнью травм, по [[Правило прикольности|правилу прикольности]] всё равно остаётся жив. Ещё рядом с таким, как правило, всегда находится более успешный персонаж, соперничающий с ним, на чьём фоне он выглядит более ущербным. Если по каким-то причинам требуется, чтобы читатели или зрители не сочувствовали лузеру, его наделяют [[Козёл|козлиными]] чертами, в основном ленью, похотью и зашкаливающим самомнением. Типаж был очень популярен в XX в. и в  2000-е гг., сейчас традиция себя изжила, и её подвергают [[Деконструкция|деконструкции]].


См. также [[Лох против козла]], [[Анти-Сью]].
См. также [[Лох против козла]], [[Анти-Сью]].
Строка 6: Строка 6:
== Примеры ==
== Примеры ==
=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* Дарья Донцова любит этот троп. Его отыгрывают сразу две протагонистки — Евлампия Романова и Татьяна Сергеева. Впрочем, это касается только первых 3-4 книг, далее каждая из них начинает соответствовать, скорее, тропу [[Крутой в дурацком колпаке]].
* Н.В. Гоголь, «Шинель» — Акакий же свет Акакиевич Башмачкин! Произвёл такое мощное впечатление на читающую публику, что породил новый тип персонажей — «[[маленький человек]]».
** Да все протагонистки (и один протагонист) там такие — влезают в самое пекло, ломают дров, а потом друг-милиционер по их горячим следам арестовывает настоящих злодеев и объясняет, как всё было на самом деле. Дома всех протагонисток шпыняют многочисленные домочадцы, доводя бытовыми претензиями и разборками и часто объявляя её же виновной.
* Ф.М. Достоевский, «Бедные люди» — Макар Девушкин. Большой привет предыдущему произведению.
* Юрий Олеша, «Зависть» — Николай Кавалеров. Нашёл себе в друзья такого же неудачника Ивана Бабичева.
* Михаэль Энде, «Бесконечная книга» — Бастиан, затравленный одноклассниками толстячок-второгодник. После спасения страны Фантазии [[Поднять уровень крутизны|поднимает уровень крутизны]] и получает почести, но начинает вести себя так идиотски, а потом и скотски, что сочувствовать его прежним страданиям уже тяжеловато…
* Вадим Шефнер, «Человек с пятью „не“» — главный герой. [[Подсветка|Подсвечено]] соперничеством с [[Блистательный соперник|талантливым братом Виктором]]. Вот только из Виктора вышел спекулянт на науке, а из Стефана — порядочный человек.
* Дарья Донцова любит этот троп. Его отыгрывают сразу две протагонистки — Евлампия Романова и Татьяна Сергеева. Впрочем, это касается только первых 3-4 книг, далее каждая из них начинает соответствовать, скорее, тропу [[Крутой в дурацком колпаке]].
** Да все протагонистки (и один протагонист) там такие — влезают в самое пекло, ломают дров, а потом друг-милиционер по их горячим следам арестовывает настоящих злодеев и объясняет, как всё было на самом деле. Дома всех протагонисток шпыняют многочисленные домочадцы, доводя бытовыми претензиями и разборками и часто объявляя её же виновной.
*** Надо сказать, Донцова сама иронизирует над тропом: её Виола Тараканова сама писательница и не очень лестно характеризует свою главную героиню Таню как наивное, беспомощное, но удивительное крепкое существо, постоянно влезающее в неприятности, откуда она, Виола, порой устает её доставать (притом что пишет только на основе своих же похождений).
*** Надо сказать, Донцова сама иронизирует над тропом: её Виола Тараканова сама писательница и не очень лестно характеризует свою главную героиню Таню как наивное, беспомощное, но удивительное крепкое существо, постоянно влезающее в неприятности, откуда она, Виола, порой устает её доставать (притом что пишет только на основе своих же похождений).
** Таня Сергеева большую часть преступлений раскрыла сама. Да и остальные зависят от друга-милиционера первые 10-15 книг, а потом нарабатывают опыт и становятся способны к самостоятельному распутыванию дел. Шпыняющие домочадцы тоже со временем отсеялись практически у всех.
** Таня Сергеева большую часть преступлений раскрыла сама. Да и остальные зависят от друга-милиционера первые 10-15 книг, а потом нарабатывают опыт и становятся способны к самостоятельному распутыванию дел. Шпыняющие домочадцы тоже со временем отсеялись практически у всех.
* Ф.М. Достоевский, «Бедные люди» — Макар Девушкин. Большой привет предыдущему произведению.
* Юн Айвиде Линдквист, «Впусти меня» — Оскар, затравленный подросток с лишним весом и энурезом ([[похорошеть в адаптации|в экранизациях]] [[выздороветь в адаптации|пофикшено]]), страдающий из-за развода родителей.
* Михаэль Энде, «Бесконечная книга» — Бастиан, затравленный одноклассниками толстячок-второгодник. После спасения страны Фантазии [[Поднять уровень крутизны|поднимает уровень крутизны]] и получает почести, но начинает вести себя так идиотски, а потом и скотски, что сочувствовать его прежним страданиям уже тяжеловато…
* Юн Айвиде Линдквист, «Впусти меня» — Оскар, затравленный подросток с лишним весом и энурезом ([[похорошеть в адаптации|в экранизациях]] [[выздороветь в адаптации|пофикшено]]), страдающий из-за развода родителей.
* Юрий Олеша, «Зависть» — Николай Кавалеров. Нашёл себе в друзья такого же неудачника Ивана Бабичева.
* Вадим Шефнер, «Человек с пятью „не“» — главный герой. [[Подсветка|Подсвечено]] соперничеством с [[Блистательный соперник|талантливым братом Виктором]]. Вот только из Виктора вышел спекулянт на науке, а из Стефана — порядочный человек.
* Н.В. Гоголь, «Шинель» — Акакий же свет Акакиевич Башмачкин! Произвёл такое мощное впечатление на читающую публику, что породил новый тип персонажей — «[[маленький человек]]».


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «В погоне за счастьем» — главный герой. Пополам с [[обнять и плакать]].
* Фантоцци.
* Лео Кавацци (торговец игрушками из «дерьма») в «Бонни и Клайд по-итальянски». В этой роли тот же Паоло Вилладжо.
* Лео Кавацци (торговец игрушками из «дерьма») в «Бонни и Клайд по-итальянски». В этой роли тот же Паоло Вилладжо.
* «В погоне за счастьем» — главный герой. Пополам с [[обнять и плакать]].
* «Рок-н-ролл для принцесс» — принц Филофей. Такой балбес, что ни одна принцесса не хочет за него замуж. Приходится хитрить и объявлять турнир, неявка на который грозит проклятием.
* Маленький бродяга Чарли из ранних фильмов с участием Чарли Чаплина.
* Маленький бродяга Чарли из ранних фильмов с участием Чарли Чаплина.
* «Рок-н-ролл для принцесс» — принц Филофей. Такой балбес, что ни одна принцесса не хочет за него замуж. Приходится хитрить и объявлять турнир, неявка на который грозит проклятием.
* Фантоцци.


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
* «[[Future Man]]» — задрот и хронический неудачник Джош Фаттерман.
* «[[Fargo|Фарго]]» — все четыре сезона и фильм. Разве что Эд из второго сезона более или менее старается держаться, но и у него не получается.
* «#ЯЖОТЕЦ» главный герой, рукожоп широкого профиля и образцовый глупый папочка.
* «[[Осторожно, модерн! 2]]» Паша Задов.
* «33 квадратных метра» — Андрюша Звездунов.
* «33 квадратных метра» — Андрюша Звездунов.
* «[[Осторожно, модерн! 2]]» — Паша Задов.
* «[[Future Man]]» — задрот и хронический неудачник Джош Фаттерман.
* «[[Счастливы вместе]]» — Гена Букин. Все ему об этом твердят, он старается доказать обратное, но всегда проигрывает — по своей вине или по чужой.
* «[[Счастливы вместе]]» — Гена Букин. Все ему об этом твердят, он старается доказать обратное, но всегда проигрывает — по своей вине или по чужой.
* «[[Fargo|Фарго]]» — все четыре сезона и фильм. Разве что Эд из второго сезона более или менее старается держаться, но и у него не получается.


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
* [[Ну, погоди!|Волк]]!
* [[DuckTales|Дональд Дак]].
* [[DuckTales|Дональд Дак]].
* И [[Tom and Jerry|кот Том]].
* И [[Tom and Jerry|кот Том]].
* [[Ну, погоди!|Волк]]!


=== [[Мультсериал]]ы ===
=== [[Мультсериал]]ы ===
* «Бешеный Джек Пират» — титульный персонаж.
* «Шоу Нудника» — заглавный герой, педаль в асфальт.  
* «[[Гриффины]]» — Мэг.
* «[[CatDog|Котопёс]]» — оба героя, особенно Кот.
* «[[CatDog|Котопёс]]» — оба героя, особенно Кот.
* «Огги и тараканы» — [[зигзаг]]. В разных сериях не везёт то коту Огги, то тройке [[Тараканище|таракан]]ов.
* «Огги и тараканы» — [[зигзаг]]. В разных сериях не везёт то коту Огги, то тройке [[Тараканище|таракан]]ов.
* «[[Private Snafu|Рядовой Снафу]]» — главному герою не везёт вплоть до того, что в некоторых сериях он погибает. Впрочем, винить он в этом может [[Несовместимая с жизнью тупость|только себя]].
* «[[Private Snafu|Рядовой Снафу]]» — главному герою не везёт вплоть до того, что в некоторых сериях он погибает. Впрочем, винить он в этом может [[Несовместимая с жизнью тупость|только себя]].
* «[[Гриффины]]» — Мэг.
* «Шоу Нудника» — заглавный герой, педаль в асфальт.  
* «Юные Титаны, вперёд!» — здесь таким зачем-то сделали [[Batman/Robin|Робина]].
* «Эрика достали» — собственно, Эрик. Но ни козлом, ни долбодятлом они ни является. Скорее «[[Маленький человек]]» в режиме [[педаль в пол]].
* «Эрика достали» — собственно, Эрик. Но ни козлом, ни долбодятлом они ни является. Скорее «[[Маленький человек]]» в режиме [[педаль в пол]].
* «Юные Титаны, вперёд!» — здесь таким зачем-то сделали [[Batman/Robin|Робина]].
* «Бешеный Джек Пират» — титульный персонаж.


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
* «Grimm Fairy Tales Classic», серия «Волк и Лис» — протагонист-злодей Волк. Феерически тупой магнит для неприятностей.
* Urusei Yatsura — Атару.
* Isekai Houtei: Rebuttal Barrister — Сиба Юто к 25 годам несколько раз завалил экзамен на адвоката и друзья втихомолку смеются над ним. Впрочем, последняя шутка судьбы (смерть от грузовика после мольбы небу забрать его, такого бесполезного) оказывается лишь началом карьеры законодателя в другом мире.
* [[Watamote]] — Томоко и Комияма. Томоко просто магнит для неприятностей, примерно первые выпусков 70 манги — это почти чисто эпизоды с тем или иным её фейлом.
* ReLIFE — Арата Кайзаки был сломлен смертью от буллинга своей любимой начальницы, увольнением испортил себе резюме и к 27 годам работает продавцом в магазинчике у дома на полставки, проводя свободное время дома за пивом и играми. Став 17-летним, тоже нередко проявляет черты ОЯШа, но в целом растет над собой.
* [[Yuru Yuri]] — Акари, даром что девочка.
* Urusei Yatsura — Атару.
* ReLIFE — Арата Кайзаки был сломлен смертью от буллинга своей любимой начальницы, увольнением испортил себе резюме и к 27 годам работает продавцом в магазинчике у дома на полставки, проводя свободное время дома за пивом и играми. Став 17-летним, тоже нередко проявляет черты ОЯШа, но в целом растет над собой.
* [[Watamote]] — Томоко и Комияма. Томоко просто магнит для неприятностей, примерно первые выпусков 70 манги — это почти чисто эпизоды с тем или иным её фейлом.
* Isekai Houtei: Rebuttal Barrister — Сиба Юто к 25 годам несколько раз завалил экзамен на адвоката и друзья втихомолку смеются над ним. Впрочем, последняя шутка судьбы (смерть от грузовика после мольбы небу забрать его, такого бесполезного) оказывается лишь началом карьеры законодателя в другом мире.
* [[Yuru Yuri]] — Акари, даром что девочка.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* Deponia — Руфус, при этом творит такое, что его не жалко.
* Deponia — Руфус, при этом творит такое, что его не жалко.


{{Nav/Штампы}}
{{Nav/Штампы}}

Текущая версия на 11:08, 6 мая 2022

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Loser Protagonist. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Протагонист-неудачник — постоянный типаж персонажа, чаще всего встречается в американском кинематографе и мультипликации. Заезженный штамп в комедийном шоу: главный герой всегда — парень (иногда и девушка), не блещущи (ая) красотой, умом, силой и богатством, который (ая) имеет проблемы с работой, не имеет друзей, если они есть, то либо тоже лузеры, либо ненастоящие, всегда обделён вниманием противоположного пола, по какой-то причине ненавидим другими персонажами. Разумеется, такого товарища в каждой серии избивают по несколько раз, и он, получив множество несовместимых с жизнью травм, по правилу прикольности всё равно остаётся жив. Ещё рядом с таким, как правило, всегда находится более успешный персонаж, соперничающий с ним, на чьём фоне он выглядит более ущербным. Если по каким-то причинам требуется, чтобы читатели или зрители не сочувствовали лузеру, его наделяют козлиными чертами, в основном ленью, похотью и зашкаливающим самомнением. Типаж был очень популярен в XX в. и в 2000-е гг., сейчас традиция себя изжила, и её подвергают деконструкции.

См. также Лох против козла, Анти-Сью.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Н.В. Гоголь, «Шинель» — Акакий же свет Акакиевич Башмачкин! Произвёл такое мощное впечатление на читающую публику, что породил новый тип персонажей — «маленький человек».
  • Ф.М. Достоевский, «Бедные люди» — Макар Девушкин. Большой привет предыдущему произведению.
  • Юрий Олеша, «Зависть» — Николай Кавалеров. Нашёл себе в друзья такого же неудачника Ивана Бабичева.
  • Михаэль Энде, «Бесконечная книга» — Бастиан, затравленный одноклассниками толстячок-второгодник. После спасения страны Фантазии поднимает уровень крутизны и получает почести, но начинает вести себя так идиотски, а потом и скотски, что сочувствовать его прежним страданиям уже тяжеловато…
  • Вадим Шефнер, «Человек с пятью „не“» — главный герой. Подсвечено соперничеством с талантливым братом Виктором. Вот только из Виктора вышел спекулянт на науке, а из Стефана — порядочный человек.
  • Дарья Донцова любит этот троп. Его отыгрывают сразу две протагонистки — Евлампия Романова и Татьяна Сергеева. Впрочем, это касается только первых 3-4 книг, далее каждая из них начинает соответствовать, скорее, тропу Крутой в дурацком колпаке.
    • Да все протагонистки (и один протагонист) там такие — влезают в самое пекло, ломают дров, а потом друг-милиционер по их горячим следам арестовывает настоящих злодеев и объясняет, как всё было на самом деле. Дома всех протагонисток шпыняют многочисленные домочадцы, доводя бытовыми претензиями и разборками и часто объявляя её же виновной.
      • Надо сказать, Донцова сама иронизирует над тропом: её Виола Тараканова сама писательница и не очень лестно характеризует свою главную героиню Таню как наивное, беспомощное, но удивительное крепкое существо, постоянно влезающее в неприятности, откуда она, Виола, порой устает её доставать (притом что пишет только на основе своих же похождений).
    • Таня Сергеева большую часть преступлений раскрыла сама. Да и остальные зависят от друга-милиционера первые 10-15 книг, а потом нарабатывают опыт и становятся способны к самостоятельному распутыванию дел. Шпыняющие домочадцы тоже со временем отсеялись практически у всех.
  • Юн Айвиде Линдквист, «Впусти меня» — Оскар, затравленный подросток с лишним весом и энурезом (в экранизациях пофикшено), страдающий из-за развода родителей.

Кино[править]

  • «В погоне за счастьем» — главный герой. Пополам с обнять и плакать.
  • Фантоцци.
  • Лео Кавацци (торговец игрушками из «дерьма») в «Бонни и Клайд по-итальянски». В этой роли тот же Паоло Вилладжо.
  • «Рок-н-ролл для принцесс» — принц Филофей. Такой балбес, что ни одна принцесса не хочет за него замуж. Приходится хитрить и объявлять турнир, неявка на который грозит проклятием.
  • Маленький бродяга Чарли из ранних фильмов с участием Чарли Чаплина.

Телесериалы[править]

  • «Фарго» — все четыре сезона и фильм. Разве что Эд из второго сезона более или менее старается держаться, но и у него не получается.
  • «Осторожно, модерн! 2» — Паша Задов.
  • «33 квадратных метра» — Андрюша Звездунов.
  • «Человек будущего» — задрот и хронический неудачник Джош Фаттерман.
  • «Счастливы вместе» — Гена Букин. Все ему об этом твердят, он старается доказать обратное, но всегда проигрывает — по своей вине или по чужой.

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

  • «Шоу Нудника» — заглавный герой, педаль в асфальт.
  • «Котопёс» — оба героя, особенно Кот.
  • «Огги и тараканы» — зигзаг. В разных сериях не везёт то коту Огги, то тройке тараканов.
  • «Рядовой Снафу» — главному герою не везёт вплоть до того, что в некоторых сериях он погибает. Впрочем, винить он в этом может только себя.
  • «Гриффины» — Мэг.
  • «Юные Титаны, вперёд!» — здесь таким зачем-то сделали Робина.
  • «Эрика достали» — собственно, Эрик. Но ни козлом, ни долбодятлом они ни является. Скорее «Маленький человек» в режиме педаль в пол.
  • «Бешеный Джек Пират» — титульный персонаж.

Аниме и манга[править]

  • Urusei Yatsura — Атару.
  • Watamote — Томоко и Комияма. Томоко просто магнит для неприятностей, примерно первые выпусков 70 манги — это почти чисто эпизоды с тем или иным её фейлом.
  • Yuru Yuri — Акари, даром что девочка.
  • ReLIFE — Арата Кайзаки был сломлен смертью от буллинга своей любимой начальницы, увольнением испортил себе резюме и к 27 годам работает продавцом в магазинчике у дома на полставки, проводя свободное время дома за пивом и играми. Став 17-летним, тоже нередко проявляет черты ОЯШа, но в целом растет над собой.
  • Isekai Houtei: Rebuttal Barrister — Сиба Юто к 25 годам несколько раз завалил экзамен на адвоката и друзья втихомолку смеются над ним. Впрочем, последняя шутка судьбы (смерть от грузовика после мольбы небу забрать его, такого бесполезного) оказывается лишь началом карьеры законодателя в другом мире.

Видеоигры[править]

  • Deponia — Руфус, при этом творит такое, что его не жалко.