Заши-бу: различия между версиями
ЗаяцВолк (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{q|pre=1| Где разок махнёт — стала улица, Где другой махнёт — и с переулками!|Былинное}} {{Video|ytPIafhupAM|width=240|Возможный первоисточник названия}} 360px|thumb|right|Он может '''Заши-бу''' можно назвать своеобразным аналогом Дак...») |
|||
(не показаны 4 промежуточные версии 4 участников) | |||
Строка 2: | Строка 2: | ||
Где разок махнёт — стала улица, | Где разок махнёт — стала улица, | ||
Где другой махнёт — и с переулками!|[[Богатыри и чудища лесные|Былинное]]}} | Где другой махнёт — и с переулками!|[[Богатыри и чудища лесные|Былинное]]}} | ||
{{Video| | {{Video|KbaAQByZmgs|width=240|Возможный первоисточник названия}} | ||
[[Файл:...зашибу.png|360px|thumb|right|Он может]] | [[Файл:...зашибу.png|360px|thumb|right|Он может]] | ||
'''Заши-бу''' можно назвать своеобразным аналогом [[Дакка|дакки]] для рукопашного боя. Это, гм, стиль, который стремится вообще не быть каким-либо стилем фехтования или боевого искусства, и основан на более или менее беспорядочном размахивании кулаками или оружием (нередко [[Импровизированное оружие|импровизированным]]) [[Именно то, что написано на упаковке|в надежде кого-нибудь зашибить]], а [[Мамонт-танк|также всесокрушающих, но ужасно медленных и оттого неточных ударах]]. Прибегают к нему в основном те, кто по какой-либо причине [[Сила есть — ума не надо|может не заморачиваться упомянутыми выше искусствами]], и оружие подбирается | '''Заши-бу''' можно назвать своеобразным аналогом [[Дакка|дакки]] для рукопашного боя. Это, гм, стиль, который стремится вообще не быть каким-либо стилем фехтования или боевого искусства, и основан на более или менее беспорядочном размахивании кулаками или оружием (нередко [[Импровизированное оружие|импровизированным]]) [[Именно то, что написано на упаковке|в надежде кого-нибудь зашибить]], а [[Мамонт-танк|также всесокрушающих, но ужасно медленных и оттого неточных ударах]]. Прибегают к нему в основном те, кто по какой-либо причине [[Сила есть — ума не надо|может не заморачиваться упомянутыми выше искусствами]], и оружие подбирается соответствующее — которым можно нанести максимально страшный удар, но по этой же причине не подходящее для изворотов вроде парирования, как то [[боевой молот]] во всех вариантах и его ещё более зашибательная модификация — [[боевой цеп]]. В условиях [[Физическая суперсила|очевидного физического превосходства над противником]] — [[круто и практично]], иначе — эталонное [[кунг-фуфло]]. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
Строка 10: | Строка 10: | ||
=== [[Фольклор]] === | === [[Фольклор]] === | ||
* Анекдот про дуэль трёх богатырей с [[Les trois mousquetaires|тремя мушкетёрами]]. Д’Артаньян берёт кусочек мела и рисует точку на груди Ильи Муромца: «Именно в этом месте я проколю вас шпагой, сударь!» Илья, поднимая булаву: «Добрыня, посыпь-ка его мелком…» | * Анекдот про дуэль трёх богатырей с [[Les trois mousquetaires|тремя мушкетёрами]]. Д’Артаньян берёт кусочек мела и рисует точку на груди Ильи Муромца: «Именно в этом месте я проколю вас шпагой, сударь!» Илья, поднимая булаву: «Добрыня, посыпь-ка его мелком…» | ||
** [[сало и горилка|Украинский]] | ** [[сало и горилка|Украинский]] вариант — те же мушкетёры против [[Тарас Бульба|Тараса Бульбы]]/[[казак|запорожцев]]: «Хлопці, посипте його крейдою та дайте сюди мою булаву!» | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* [[Метавселенная Рудазова]]: один из фирменных штампов этого | * [[Метавселенная Рудазова]]: один из фирменных штампов этого автора — «[[великан|амбал]] с [[странный грамматика|трудностями]] [[фефекты фикции|с речью]]». | ||
** Рарийские дэвкаци. В бою стараются не подходить близко к своим, чтобы ненароком не заши-бить офигенно большими тяжёлыми предметами. | ** Рарийские дэвкаци. В бою стараются не подходить близко к своим, чтобы ненароком не заши-бить офигенно большими тяжёлыми предметами. | ||
** [[сверхгигант|Султан Земли и Мерзость]]. | ** [[сверхгигант|Султан Земли и Мерзость]]. | ||
** Огры Земли-1691. | ** Огры Земли-1691. | ||
** Алкмореги Золотого Кольца, от них же первый есть Остап. | ** Алкмореги Золотого Кольца, от них же первый есть Остап. | ||
** Лёлик, ассистент профессора Гадюкина. Единственный из перечисленных никого не заши-бает на страницах книг, но учитывая любовь к беготне с ЗиЛом на | ** Лёлик, ассистент профессора Гадюкина. Единственный из перечисленных никого не заши-бает на страницах книг, но учитывая любовь к беготне с ЗиЛом на плечах — может. | ||
: Кое-кто из не попадающих под троп тоже может: | : Кое-кто из не попадающих под троп тоже может: | ||
** Эйнхерии. Злое колдовство лишило их оружия? Но сверхчеловеческая силища осталась! | ** Эйнхерии. Злое колдовство лишило их оружия? Но сверхчеловеческая силища осталась! | ||
** Колдун Кромги Сильный. Кушайте, детки, на ночь мельдоний… | ** Колдун Кромги Сильный. Кушайте, детки, на ночь мельдоний… | ||
* Марк Твен, «Принц и | * Марк Твен, «Принц и нищий» — Гуго, желая проучить мнимого Тома Кенти (на самом деле короля Эдуарда VI), взял дубину и напал, размахивая как дикарь. [[А 220 не хочешь?|Но принц был обучен искусству фехтования…]] | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «[[Arda/LotR/Фильм|Властелин Колец]] | * «[[Arda/LotR/Фильм|Властелин Колец]]» — в прологе, когда Саурон машет своей палицей, его противники разлетаются целыми пачками. | ||
* [[Marvel Cinematic Universe|Кинематографическая вселенная Marvel]] | * [[Marvel Cinematic Universe|Кинематографическая вселенная Marvel]] — данный стиль особенно уважает Халк. Кроме него «стиль за-ши-бу» практикуют Тор ([[Рыбки плавали|предпочитал]] действовать молотом) и Кэп ([[Рыбки плавали|предпочитал]] действовать щитом). Железный человек в своей броне тоже отлично умеет за-ши-бать. | ||
** После Гражданки у Кэпа больше нет щита, а Тор в «Рагнареке» поднял уровень крутизны и теперь швыряется молниями прямо из тела, но из этого тропа ни тот, ни другой не вышли. | ** После Гражданки у Кэпа больше нет щита, а Тор в «Рагнареке» поднял уровень крутизны и теперь швыряется молниями прямо из тела, но из этого тропа ни тот, ни другой не вышли. | ||
** В [[Avengers: Infinity War|Войне Бесконечности]] Тор, вооружившись секирой Штормбрейкер, уверенно выжимает педаль сквозь асфальт. Ничего удивительного, что с такой оглоблей {{spoiler|почти зашиб самого Таноса, только по башке не бил, а надо}}. | ** В [[Avengers: Infinity War|Войне Бесконечности]] Тор, вооружившись секирой Штормбрейкер, уверенно выжимает педаль сквозь асфальт. Ничего удивительного, что с такой оглоблей {{spoiler|почти зашиб самого Таноса, только по башке не бил, а надо}}. | ||
** Наконец, в [[Avengers: Endgame]] сильно поднял уровень Кэп {{spoiler|получивший назад свой фирменный щит и сумевший-таки поднять Мьёльнир}}. {{spoiler|Но круче всех оказался Танос, без всяких камней и перчаток раскидавший Старка в новом костюме, Кэпа с Мьёльниром и щитом и Тора со Штормбрейкером.}} | ** Наконец, в [[Avengers: Endgame]] сильно поднял уровень Кэп {{spoiler|получивший назад свой фирменный щит и сумевший-таки поднять Мьёльнир}}. {{spoiler|Но круче всех оказался Танос, без всяких камней и перчаток раскидавший Старка в новом костюме, Кэпа с Мьёльниром и щитом и Тора со Штормбрейкером.}} | ||
* Тетралогия режиссёра Стено | * Тетралогия режиссёра Стено «Громила» — главный герой сражается именно в этом стиле, причём, как правило, голыми руками. | ||
** В принципе, Бад Спенсер всегда воплощает этот троп, в противоположность своему частому партнёру Теренсу Хиллу (тоже псевдоним). | ** В принципе, Бад Спенсер всегда воплощает этот троп, в противоположность своему частому партнёру Теренсу Хиллу (тоже псевдоним). | ||
* [[Hellboy|Хеллбой]], когда у него кончаются патроны, вспоминает что <s>[[Левша|левая]]</s> правая его | * [[Hellboy|Хеллбой]], когда у него кончаются патроны, вспоминает что <s>[[Левша|левая]]</s> правая его рука — это огромная каменная лапа, и… | ||
* Аверсия в фильме «Восход красного солнца». Там персонаж Чарльза Бронсона пытается применить этот стиль к японскому самураю. Зря это он… | * Аверсия в фильме «Восход красного солнца». Там персонаж Чарльза Бронсона пытается применить этот стиль к японскому самураю. Зря это он… | ||
* [[Звёздные Войны]] | * [[Звёздные Войны]] — меметичная сцена с Гривусом, который пафосно надвигается на Оби Вана, вращая светошашками в четырёх механических руках. Рук от тут же лишился, но нет, не самостоятельно. | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* «[[Три богатыря и Шамаханская царица]] | * «[[Три богатыря и Шамаханская царица]]» — [[кодификатор]]. | ||
** Вообще это любимая манера боя мультяшных богатырей и встречается во всех частях. При этом они и к нормальному бою вполне способны, что демонстрировали в том же совместном фильме, когда вышли против демонов, даже со щитами. Но простых смертных вроде тугар и византийцев раскидывают на пофиг. | ** Вообще это любимая манера боя мультяшных богатырей и встречается во всех частях. При этом они и к нормальному бою вполне способны, что демонстрировали в том же совместном фильме, когда вышли против демонов, даже со щитами. Но простых смертных вроде тугар и византийцев раскидывают на пофиг. | ||
*** Классическая [[оптимизация билда]]. При столкновении с многочисленным, но слабым противником, нет необходимости тратить ресурсы на точность, куда ни | *** Классическая [[оптимизация билда]]. При столкновении с многочисленным, но слабым противником, нет необходимости тратить ресурсы на точность, куда ни ударь — в кого-нибудь да попадешь, в какую часть тела этого «кого-нибудь» ни попади — результат смертельный. | ||
* Советские мультики на тему богатырей тоже затрагивали тему в полном соответствии с эпиграфом. | * Советские мультики на тему богатырей тоже затрагивали тему в полном соответствии с эпиграфом. | ||
* Советский же «[[The Jungle Book|Маугли]] | * Советский же «[[The Jungle Book|Маугли]]» — примерно так действуют Багира и особенно Балу против [[3872 орка|рыжих собак]]. | ||
* «[[Как казаки…|Как казаки кулеш варили]] | * «[[Как казаки…|Как казаки кулеш варили]]» — Тур, вооружившись реально огромной дубиной, попытался отмахаться в таком стиле от толпы крымчан. Не вышло: в конце концов [[Сила толпы|взяли числом]]. | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* [[Самурай Джек]] | * [[Самурай Джек]] — в одном из эпизодов главную роль играют тяжеленные, [[Безумные оружейники|скажем так]], мечи с ручкой в виде кольца<ref>Похоже, сия вундервафля могла существовать и в реальной жизни: [http://www.hevasof.com/images/61a.JPG 1] [http://www.zyama.com/benin/743benin.jpg 2] [http://www.zyama.com/benin/N3B8B887.jpg 3]</ref>. Естественно, сражаться ими как обычными мечами из-за этого очень трудно, а нужно использовать на манер кистеня — крутить за кольцо и направлять инерцию. Именно освоив это заши-бу, Джек побеждает своих противников. | ||
** В эпизоде «Принцесса и охотники за головами» в таком стиле сражается [[Клюква|русский]] охотник за головами Борис. | ** В эпизоде «Принцесса и охотники за головами» в таком стиле сражается [[Клюква|русский]] охотник за головами Борис. | ||
Строка 52: | Строка 52: | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
* [[Onepunchman]] | * [[Onepunchman]] — Сайтама (см. картинку). Название произведения описывает стандартный ход боя для Сайтами — подошёл, один раз ударил, грустно вздохнул при виде кровавых ошмётков, пошёл дальше по своим делам. При этом [[Аверсия]] — Сайтама, в довесок к стандартным для тропа силе и живучести, обладает прокачанным восприятием, а также чудовищно быстр и ловок. Но видно это всего в трёх боях — с Боросом, Орочи и Гароу. | ||
** Под троп куда больше подходят стили боя Мастера-в-Майке (и большинства его маечников) и Воронёного Суперсплава на фоне мастера БИ Гароу, прописывающего им по 220. | ** Под троп куда больше подходят стили боя Мастера-в-Майке (и большинства его маечников) и Воронёного Суперсплава на фоне мастера БИ Гароу, прописывающего им по 220. | ||
* [[Berserk]] | * [[Berserk]] — Гаттс же. Чаще всего действует именно таким образом, используя [[офигенно большой меч|Драконобой]], а начиная с определённого момента и [[артефакт|Доспех Берсерка]]. | ||
** Зодд и | ** Зодд и Вьяльд — первый, что называется, прокачал скилл и умеет драться чем угодно и как угодно, а второй наоборот — драться не умел, полагаясь на сверхсилу, реакцию, живучесть и общую отмороженность. Еще апостол Грюнбельд, вооружённый огромной кувалдой. | ||
* [[Bleach]] | * [[Bleach]] — Зараки Кенпачи истинное воплощение тропа. Умеет только махать катаной и … двумя руками махать катаной. Ни школы фехтования, ни собственной магии катаны, ни магии шинигами у него нет. | ||
** Собственно говоря, его | ** Собственно говоря, его занпакто — как раз-таки взять катану двумя руками. | ||
*** В фанатской среде существует теория о том, что выглядящие одинаково удары на самом деле разные, а настоящая способность Зараки-тайчо в понимании устройства того, против чего он бьётся, из чего и проистекает его презрительное отношение к владельцам кидо-занпакто, обладающим минимальным пониманием способностей своих мечей. Так в битве с Ннойтрой присутствует прямое указание на то, что он подбирал удар, а в битве со скульптором реальности и ещё того ярче подсвечено. {{spoiler|Сама первая Кенпачи отмечала, что он способен нанести больше разных ударов, чем она сумела придумать — и это при всём том, что за количество придуманных гарантированно смертельных ударов она сама наградила себя самолично же придуманным титулом Ячиру.}} | *** В фанатской среде существует теория о том, что выглядящие одинаково удары на самом деле разные, а настоящая способность Зараки-тайчо в понимании устройства того, против чего он бьётся, из чего и проистекает его презрительное отношение к владельцам кидо-занпакто, обладающим минимальным пониманием способностей своих мечей. Так в битве с Ннойтрой присутствует прямое указание на то, что он подбирал удар, а в битве со скульптором реальности и ещё того ярче подсвечено. {{spoiler|Сама первая Кенпачи отмечала, что он способен нанести больше разных ударов, чем она сумела придумать — и это при всём том, что за количество придуманных гарантированно смертельных ударов она сама наградила себя самолично же придуманным титулом Ячиру.}} | ||
*** Ближе к концу он таки обзаводится полноценной раскрытой формой клинка (приказ активации [[ | *** Ближе к концу он таки обзаводится полноценной раскрытой формой клинка (приказ активации «[[Извращенец поневоле|глотай]]»), а следом внезапно и банкаем (хотя тут похоже дух меча сам решил пойти ему навстречу), который по всей видимости позволяет не только ломать всё, устройство чего он понял, но ещё и игнорировать разнообразные эффекты понятого. | ||
* [[One Piece]] | * [[One Piece]] — стандартный стиль боя великанов. Протагонист сеттинга, Луффи (Раффи), хотя формально и владеет магией съеденного в детстве дьявольского фрукта, использует эту магию практически только для того, чтобы бить больнее и по большей площади. | ||
* [[Rurouni Kenshin|Бродяга Кэнсин]] | * [[Rurouni Kenshin|Бродяга Кэнсин]] — Сано же! С начала манги успел лишиться своей [[офигенно большой меч|боевой оглобли]] и перешел на кулачный бой, но остался верен заши-бательной тактике. Утопил педаль в асфальт, попытавшись голыми руками заши-бить [[Крутой фехтовальщик|Сисио Макото]]. Уточнение: вооруженного крутым мечом Сисио Макото, который только что раскатал в хлам двух наикрутейших бойцов в лице самого ГГ и Сайто. Надо ли говорить, что идея была… м-м, [[Тупое самопожертвование|неудачной]]? | ||
* [[Helck]] | * [[Helck]] — собственно сам Хельк. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
Часто в играх любой ближний бой выглядит как заши-бу в силу просто того, что разработчики не стали заморачиваться с фехтованием или игра совсем не про это. Например, жанр [[Hack'n'Slash]] как раз об укладывании кучи врагов, и потому заши-бу там очень даже уместно и круто, а фехтование встречается ну максимум с боссами. Также они сами могут действовать в этой манере, как и некоторые менее крутые враги с целью не дать герою просто так подойти для удара или погонять его по арене. Иногда так можно воспринимать АоЕ-атаки ближнего боя в RPG и подобном, особенно если их много и они составляют основу. | Часто в играх любой ближний бой выглядит как заши-бу в силу просто того, что разработчики не стали заморачиваться с фехтованием или игра совсем не про это. Например, жанр [[Hack'n'Slash]] как раз об укладывании кучи врагов, и потому заши-бу там очень даже уместно и круто, а фехтование встречается ну максимум с боссами. Также они сами могут действовать в этой манере, как и некоторые менее крутые враги с целью не дать герою просто так подойти для удара или погонять его по арене. Иногда так можно воспринимать АоЕ-атаки ближнего боя в RPG и подобном, особенно если их много и они составляют основу. | ||
* [[DotA 2]] | * [[DotA 2]] — предмет Battle Fury может дать сплэш любому ближнику, однако некоторые герои могут позашибать и сами. | ||
** ''Sven the Rogue Knight'' с его офигенно большим мечом и родной способностью на АоЕ-атаку. А под ультой его урон становится таким огромным что может случайно парой ударов зашибить насмерть пробегающего мимо в невидимости ассасина. | ** ''Sven the Rogue Knight'' с его офигенно большим мечом и родной способностью на АоЕ-атаку. А под ультой его урон становится таким огромным что может случайно парой ударов зашибить насмерть пробегающего мимо в невидимости ассасина. | ||
** ''Yurnero the Juggernaut'' хоть по размеру не соответствует имени, но его знаменитый устрашающий стиль боя катаной очень напоминает заши-бу: герой просто бешено вращается вокруг своей оси, выставив меч и коцая всех врагов рядом. | ** ''Yurnero the Juggernaut'' хоть по размеру не соответствует имени, но его знаменитый устрашающий стиль боя катаной очень напоминает заши-бу: герой просто бешено вращается вокруг своей оси, выставив меч и коцая всех врагов рядом. | ||
Строка 73: | Строка 73: | ||
** ''Bradwarden the Centaur Warrunner'' активной способностью «двойное лезвие» наносит урон себе и врагам в небольшом радиусе. | ** ''Bradwarden the Centaur Warrunner'' активной способностью «двойное лезвие» наносит урон себе и врагам в небольшом радиусе. | ||
** ''Leviathan the Tidehunter''. Как вам огромный [[Рыболюди|рыбогуманоид]], раскрашенный под арбуз, делающий то же самое что и Акс из примера выше, но по команде игрока и при помощи корабельного якоря? При этом «Арбуз керри» перестало быть шуткой, когда урон от этой способности стал равен урону героя. | ** ''Leviathan the Tidehunter''. Как вам огромный [[Рыболюди|рыбогуманоид]], раскрашенный под арбуз, делающий то же самое что и Акс из примера выше, но по команде игрока и при помощи корабельного якоря? При этом «Арбуз керри» перестало быть шуткой, когда урон от этой способности стал равен урону героя. | ||
* [[League of Legends]] | * [[League of Legends]] — Гарен, эталон, хранить вечно. Три способности из четырёх — концентрированное «заши-бу»: Удар сверху вниз, заставляющий врагов заткнуться; Вращение с мечом (примерно как у Джаггернаута с примера выше); Удар мечом сверху вниз, но теперь вместо насильной игры в молчанку противник пребольно получает столбом света. | ||
** Туда | ** Туда же — Сион, который доооолго размахивается, а потом заши-бает по немаленькой (для обычного умения, а не ульты) площади, нанося урон и подкидывая противников (подкидывание тут работает так же, как оглушение, но еще эффективнее). | ||
* [[Fallout 3]] | * [[Fallout 3]] — супермутанты бегемоты. Слишком велики для любого огнестрельного оружия, поэтому орудуют молотами, сделанными из пожарных гидрантов. | ||
** Обычные супермутанты в ближнем бою тоже не поражают изяществом фехтования. | ** Обычные супермутанты в ближнем бою тоже не поражают изяществом фехтования. | ||
* [[Overwatch]] | * [[Overwatch]] — немецкий спецназ «Крестоносцы» в силовой броне с реактивными ускорителями и реактивными же молотами исповедовал такой стиль боя, а особенно эпично превозмог командир, взяв сразу два молота и на последнем издыхании покрошив огромную толпу роботов. Собственно, к Райнхардту тоже никто подходить не спешит. | ||
* [[Mount & Blade]] и его | * [[Mount & Blade]] и его подражатели — стиль применяется в мультиплеере. В M&B, правда, из-за системы защиты и контроля дистанции не работает против опытных игроков. | ||
* Почти все [[босс]]ы в [[Resident Evil]], как в играх, так и в экранизациях. А что с них | * Почти все [[босс]]ы в [[Resident Evil]], как в играх, так и в экранизациях. А что с них возьмёшь — они биооружие, по сути продвинутые [[зомби]] — на тактику и утончённые приёмы мозгов не хватает, а вот силушки богатырской — немеряно. | ||
* [[Darkest Dungeon]] | * [[Darkest Dungeon]] — прокажённый. Может одним ударом меча сваншотить двоих вражеских файтеров, и анимации его выглядят соответствующе. У выродка тоже есть ближняя аое абилка подобного вида. Из врагов — здоровенные двухслотовые скелеты с булавой, которые одним ударом зашибают весь отряд, и опять же двухслотовые гиганты с ''деревом'' — эти уже специализируются на соло-цели. Наконец, карга-великанша с молоточком для мяса. | ||
* Босс Геракл в God of war 3 (особенно он, потому как не пользуется магией). Учитывая то, что Кратос едва достаёт ему до пояса и выглядит совсем бледно по сравнению с гигантом, другого как-то и не ожидается. Но всё-таки погибает, причём очень | * Босс Геракл в God of war 3 (особенно он, потому как не пользуется магией). Учитывая то, что Кратос едва достаёт ему до пояса и выглядит совсем бледно по сравнению с гигантом, другого как-то и не ожидается. Но всё-таки погибает, причём очень зрелищно — Кратос это умеет… | ||
* Майк Хаггар из серии игр Final fight. Очень сильный дядька, так что ему эти все хитроумные приёмы особо и не нужны. Удар головой применяет часто и с удовольствием. | * Майк Хаггар из серии игр Final fight. Очень сильный дядька, так что ему эти все хитроумные приёмы особо и не нужны. Удар головой применяет часто и с удовольствием. | ||
* Mortal Kombat:Shaolin | * Mortal Kombat:Shaolin Monks — предводитель демонов-они. Огромный демон, похожий на сумоиста, вооружён каменной дубиной (кусок колонны?). Впрочем сзади его можно спокойно лупить кулаками по я пятой точке- от этого демон вскорости сдохнет. Драка с этим жирдяем происходит на дне той самой арены «Яма-1»(логово Рептайла в первой части). | ||
* For | * For Honor — в наличии продуманная система фехтования, но [[Головорезы|крипов]] герои косят только так. При этом одни классы к такому занятию предрасположены больше других в зависимости от анимаций атак. | ||
* [[Total War]] | * [[Total War]] Warhammer — пришлось вводить вслед за юнитами с малым числом моделей в отряде: герои и монстры с их огромным уроном от одного удара умеют разбрасывать пехоту (а иногда и кавалерию) пачками и размазывать этот самый урон по нескольким моделькам чтобы избегать [[оверкилл]]а. При этом вне зависимости от числа задетых технически страдают фиксированное число солдат, и у ориентированных на дуэли оно меньше, чем у специалистов по борьбе с пехотой. Кроме того, такой стиль облегчает выход из окружения. | ||
* [[Hollow Knight]] | * [[Hollow Knight]] — таков стиль Великого Гуру Гвоздя и его ученика Мато, который, в свою очередь, может показать один приёмчик игроку. Причём и Гуру, и Мато сражаются мечами одного размера, но если Мато — такой [[шкаф]], что уже [[великан]] и его меч пропорционален, то Гуру {{spoiler|это Слай}}. | ||
** Ложный Рыцарь, получив по морде, принимается отчаянно молотить своей колотушкой так, что к нему не подойти. | ** Ложный Рыцарь, получив по морде, принимается отчаянно молотить своей колотушкой так, что к нему не подойти. | ||
=== [[Настольные игры]] === | === [[Настольные игры]] === | ||
* [[WarHammer 40,000]] | * [[WarHammer 40,000]] — здесь многие так могут. Примархи Вулкан, Ангрон, Феррус Манус, особо заслуженные варбоссы орков (да и вообще любой орк), карнифексы тиранидов и т. д. и т. п.. Ваха без заши-бу — и не Ваха вовсе! И особенно весело бывает, когда в бою по разные стороны баррикад встречаются мастера подобного «стиля». | ||
* D&D 3: фит Power Attack: назначаем сами себе какой угодно штраф на свой базовый бонус атаки (= шанс попадания), получая такой же бонус к повреждениям. Рекомендуется использовать именно с двуручным оружием, потому что для него бонус на повреждения удваивается. | * D&D 3: фит Power Attack: назначаем сами себе какой угодно штраф на свой базовый бонус атаки (= шанс попадания), получая такой же бонус к повреждениям. Рекомендуется использовать именно с двуручным оружием, потому что для него бонус на повреждения удваивается. | ||
Строка 99: | Строка 99: | ||
С матом и песняками, подобно гоплиту у Марафона, | С матом и песняками, подобно гоплиту у Марафона, | ||
Несётся он вниз по склону, вращая оглоблю над головой.|«Амазарский ястреб»}} | Несётся он вниз по склону, вращая оглоблю над головой.|«Амазарский ястреб»}} | ||
=== [[Реальная жизнь]] === | |||
* Абсолютно реальный приём для [[Офигенно большой меч|цвайхендера/монтанте]], рассчитанный на бой одного в окружении. Дрын в человеческий рост удерживается в движении за счёт собственного веса (при этом он куда быстрее анимешных рельс), а противники с менее внушительными железками при попытке приблизиться рискуют получить по чему попадёт. | |||
** А ещё длинным мечом можно именно что не рубить, а заши-бать: когда он достаточно затупливается в бою, его перехватывают за остриё и орудуют гардой как [[боевой молот|клевцом]]. | |||
== Примечания == | |||
{{примечания}} | |||
{{Nav/Combat}} | {{Nav/Combat}} | ||
{{Nav/Крутые}} | {{Nav/Крутые}} |
Текущая версия на 15:08, 27 ноября 2023
« | Где разок махнёт — стала улица, |
» |
— Былинное |
(link)
Возможный первоисточник названияЗаши-бу можно назвать своеобразным аналогом дакки для рукопашного боя. Это, гм, стиль, который стремится вообще не быть каким-либо стилем фехтования или боевого искусства, и основан на более или менее беспорядочном размахивании кулаками или оружием (нередко импровизированным) в надежде кого-нибудь зашибить, а также всесокрушающих, но ужасно медленных и оттого неточных ударах. Прибегают к нему в основном те, кто по какой-либо причине может не заморачиваться упомянутыми выше искусствами, и оружие подбирается соответствующее — которым можно нанести максимально страшный удар, но по этой же причине не подходящее для изворотов вроде парирования, как то боевой молот во всех вариантах и его ещё более зашибательная модификация — боевой цеп. В условиях очевидного физического превосходства над противником — круто и практично, иначе — эталонное кунг-фуфло.
Примеры[править]
Фольклор[править]
- Анекдот про дуэль трёх богатырей с тремя мушкетёрами. Д’Артаньян берёт кусочек мела и рисует точку на груди Ильи Муромца: «Именно в этом месте я проколю вас шпагой, сударь!» Илья, поднимая булаву: «Добрыня, посыпь-ка его мелком…»
- Украинский вариант — те же мушкетёры против Тараса Бульбы/запорожцев: «Хлопці, посипте його крейдою та дайте сюди мою булаву!»
Литература[править]
- Метавселенная Рудазова: один из фирменных штампов этого автора — «амбал с трудностями с речью».
- Рарийские дэвкаци. В бою стараются не подходить близко к своим, чтобы ненароком не заши-бить офигенно большими тяжёлыми предметами.
- Султан Земли и Мерзость.
- Огры Земли-1691.
- Алкмореги Золотого Кольца, от них же первый есть Остап.
- Лёлик, ассистент профессора Гадюкина. Единственный из перечисленных никого не заши-бает на страницах книг, но учитывая любовь к беготне с ЗиЛом на плечах — может.
- Кое-кто из не попадающих под троп тоже может:
- Эйнхерии. Злое колдовство лишило их оружия? Но сверхчеловеческая силища осталась!
- Колдун Кромги Сильный. Кушайте, детки, на ночь мельдоний…
- Марк Твен, «Принц и нищий» — Гуго, желая проучить мнимого Тома Кенти (на самом деле короля Эдуарда VI), взял дубину и напал, размахивая как дикарь. Но принц был обучен искусству фехтования…
Кино[править]
- «Властелин Колец» — в прологе, когда Саурон машет своей палицей, его противники разлетаются целыми пачками.
- Кинематографическая вселенная Marvel — данный стиль особенно уважает Халк. Кроме него «стиль за-ши-бу» практикуют Тор (предпочитал действовать молотом) и Кэп (предпочитал действовать щитом). Железный человек в своей броне тоже отлично умеет за-ши-бать.
- После Гражданки у Кэпа больше нет щита, а Тор в «Рагнареке» поднял уровень крутизны и теперь швыряется молниями прямо из тела, но из этого тропа ни тот, ни другой не вышли.
- В Войне Бесконечности Тор, вооружившись секирой Штормбрейкер, уверенно выжимает педаль сквозь асфальт. Ничего удивительного, что с такой оглоблей почти зашиб самого Таноса, только по башке не бил, а надо.
- Наконец, в Avengers: Endgame сильно поднял уровень Кэп получивший назад свой фирменный щит и сумевший-таки поднять Мьёльнир. Но круче всех оказался Танос, без всяких камней и перчаток раскидавший Старка в новом костюме, Кэпа с Мьёльниром и щитом и Тора со Штормбрейкером.
- Тетралогия режиссёра Стено «Громила» — главный герой сражается именно в этом стиле, причём, как правило, голыми руками.
- В принципе, Бад Спенсер всегда воплощает этот троп, в противоположность своему частому партнёру Теренсу Хиллу (тоже псевдоним).
- Хеллбой, когда у него кончаются патроны, вспоминает что
леваяправая его рука — это огромная каменная лапа, и… - Аверсия в фильме «Восход красного солнца». Там персонаж Чарльза Бронсона пытается применить этот стиль к японскому самураю. Зря это он…
- Звёздные Войны — меметичная сцена с Гривусом, который пафосно надвигается на Оби Вана, вращая светошашками в четырёх механических руках. Рук от тут же лишился, но нет, не самостоятельно.
Мультфильмы[править]
- «Три богатыря и Шамаханская царица» — кодификатор.
- Вообще это любимая манера боя мультяшных богатырей и встречается во всех частях. При этом они и к нормальному бою вполне способны, что демонстрировали в том же совместном фильме, когда вышли против демонов, даже со щитами. Но простых смертных вроде тугар и византийцев раскидывают на пофиг.
- Классическая оптимизация билда. При столкновении с многочисленным, но слабым противником, нет необходимости тратить ресурсы на точность, куда ни ударь — в кого-нибудь да попадешь, в какую часть тела этого «кого-нибудь» ни попади — результат смертельный.
- Вообще это любимая манера боя мультяшных богатырей и встречается во всех частях. При этом они и к нормальному бою вполне способны, что демонстрировали в том же совместном фильме, когда вышли против демонов, даже со щитами. Но простых смертных вроде тугар и византийцев раскидывают на пофиг.
- Советские мультики на тему богатырей тоже затрагивали тему в полном соответствии с эпиграфом.
- Советский же «Маугли» — примерно так действуют Багира и особенно Балу против рыжих собак.
- «Как казаки кулеш варили» — Тур, вооружившись реально огромной дубиной, попытался отмахаться в таком стиле от толпы крымчан. Не вышло: в конце концов взяли числом.
Мультсериалы[править]
- Самурай Джек — в одном из эпизодов главную роль играют тяжеленные, скажем так, мечи с ручкой в виде кольца[1]. Естественно, сражаться ими как обычными мечами из-за этого очень трудно, а нужно использовать на манер кистеня — крутить за кольцо и направлять инерцию. Именно освоив это заши-бу, Джек побеждает своих противников.
- В эпизоде «Принцесса и охотники за головами» в таком стиле сражается русский охотник за головами Борис.
Комиксы[править]
Множество супергероев и суперзлодеев, например Халки и криптонцы.
Аниме и манга[править]
- Onepunchman — Сайтама (см. картинку). Название произведения описывает стандартный ход боя для Сайтами — подошёл, один раз ударил, грустно вздохнул при виде кровавых ошмётков, пошёл дальше по своим делам. При этом Аверсия — Сайтама, в довесок к стандартным для тропа силе и живучести, обладает прокачанным восприятием, а также чудовищно быстр и ловок. Но видно это всего в трёх боях — с Боросом, Орочи и Гароу.
- Под троп куда больше подходят стили боя Мастера-в-Майке (и большинства его маечников) и Воронёного Суперсплава на фоне мастера БИ Гароу, прописывающего им по 220.
- Berserk — Гаттс же. Чаще всего действует именно таким образом, используя Драконобой, а начиная с определённого момента и Доспех Берсерка.
- Зодд и Вьяльд — первый, что называется, прокачал скилл и умеет драться чем угодно и как угодно, а второй наоборот — драться не умел, полагаясь на сверхсилу, реакцию, живучесть и общую отмороженность. Еще апостол Грюнбельд, вооружённый огромной кувалдой.
- Bleach — Зараки Кенпачи истинное воплощение тропа. Умеет только махать катаной и … двумя руками махать катаной. Ни школы фехтования, ни собственной магии катаны, ни магии шинигами у него нет.
- Собственно говоря, его занпакто — как раз-таки взять катану двумя руками.
- В фанатской среде существует теория о том, что выглядящие одинаково удары на самом деле разные, а настоящая способность Зараки-тайчо в понимании устройства того, против чего он бьётся, из чего и проистекает его презрительное отношение к владельцам кидо-занпакто, обладающим минимальным пониманием способностей своих мечей. Так в битве с Ннойтрой присутствует прямое указание на то, что он подбирал удар, а в битве со скульптором реальности и ещё того ярче подсвечено. Сама первая Кенпачи отмечала, что он способен нанести больше разных ударов, чем она сумела придумать — и это при всём том, что за количество придуманных гарантированно смертельных ударов она сама наградила себя самолично же придуманным титулом Ячиру.
- Ближе к концу он таки обзаводится полноценной раскрытой формой клинка (приказ активации «глотай»), а следом внезапно и банкаем (хотя тут похоже дух меча сам решил пойти ему навстречу), который по всей видимости позволяет не только ломать всё, устройство чего он понял, но ещё и игнорировать разнообразные эффекты понятого.
- Собственно говоря, его занпакто — как раз-таки взять катану двумя руками.
- One Piece — стандартный стиль боя великанов. Протагонист сеттинга, Луффи (Раффи), хотя формально и владеет магией съеденного в детстве дьявольского фрукта, использует эту магию практически только для того, чтобы бить больнее и по большей площади.
- Бродяга Кэнсин — Сано же! С начала манги успел лишиться своей боевой оглобли и перешел на кулачный бой, но остался верен заши-бательной тактике. Утопил педаль в асфальт, попытавшись голыми руками заши-бить Сисио Макото. Уточнение: вооруженного крутым мечом Сисио Макото, который только что раскатал в хлам двух наикрутейших бойцов в лице самого ГГ и Сайто. Надо ли говорить, что идея была… м-м, неудачной?
- Helck — собственно сам Хельк.
Видеоигры[править]
Часто в играх любой ближний бой выглядит как заши-бу в силу просто того, что разработчики не стали заморачиваться с фехтованием или игра совсем не про это. Например, жанр Hack'n'Slash как раз об укладывании кучи врагов, и потому заши-бу там очень даже уместно и круто, а фехтование встречается ну максимум с боссами. Также они сами могут действовать в этой манере, как и некоторые менее крутые враги с целью не дать герою просто так подойти для удара или погонять его по арене. Иногда так можно воспринимать АоЕ-атаки ближнего боя в RPG и подобном, особенно если их много и они составляют основу.
- DotA 2 — предмет Battle Fury может дать сплэш любому ближнику, однако некоторые герои могут позашибать и сами.
- Sven the Rogue Knight с его офигенно большим мечом и родной способностью на АоЕ-атаку. А под ультой его урон становится таким огромным что может случайно парой ударов зашибить насмерть пробегающего мимо в невидимости ассасина.
- Yurnero the Juggernaut хоть по размеру не соответствует имени, но его знаменитый устрашающий стиль боя катаной очень напоминает заши-бу: герой просто бешено вращается вокруг своей оси, выставив меч и коцая всех врагов рядом.
- Mogul Kahn the Axe с некоторым шансом делает круговой взмах топором, когда его атакуют.
- Bradwarden the Centaur Warrunner активной способностью «двойное лезвие» наносит урон себе и врагам в небольшом радиусе.
- Leviathan the Tidehunter. Как вам огромный рыбогуманоид, раскрашенный под арбуз, делающий то же самое что и Акс из примера выше, но по команде игрока и при помощи корабельного якоря? При этом «Арбуз керри» перестало быть шуткой, когда урон от этой способности стал равен урону героя.
- League of Legends — Гарен, эталон, хранить вечно. Три способности из четырёх — концентрированное «заши-бу»: Удар сверху вниз, заставляющий врагов заткнуться; Вращение с мечом (примерно как у Джаггернаута с примера выше); Удар мечом сверху вниз, но теперь вместо насильной игры в молчанку противник пребольно получает столбом света.
- Туда же — Сион, который доооолго размахивается, а потом заши-бает по немаленькой (для обычного умения, а не ульты) площади, нанося урон и подкидывая противников (подкидывание тут работает так же, как оглушение, но еще эффективнее).
- Fallout 3 — супермутанты бегемоты. Слишком велики для любого огнестрельного оружия, поэтому орудуют молотами, сделанными из пожарных гидрантов.
- Обычные супермутанты в ближнем бою тоже не поражают изяществом фехтования.
- Overwatch — немецкий спецназ «Крестоносцы» в силовой броне с реактивными ускорителями и реактивными же молотами исповедовал такой стиль боя, а особенно эпично превозмог командир, взяв сразу два молота и на последнем издыхании покрошив огромную толпу роботов. Собственно, к Райнхардту тоже никто подходить не спешит.
- Mount & Blade и его подражатели — стиль применяется в мультиплеере. В M&B, правда, из-за системы защиты и контроля дистанции не работает против опытных игроков.
- Почти все боссы в Resident Evil, как в играх, так и в экранизациях. А что с них возьмёшь — они биооружие, по сути продвинутые зомби — на тактику и утончённые приёмы мозгов не хватает, а вот силушки богатырской — немеряно.
- Darkest Dungeon — прокажённый. Может одним ударом меча сваншотить двоих вражеских файтеров, и анимации его выглядят соответствующе. У выродка тоже есть ближняя аое абилка подобного вида. Из врагов — здоровенные двухслотовые скелеты с булавой, которые одним ударом зашибают весь отряд, и опять же двухслотовые гиганты с деревом — эти уже специализируются на соло-цели. Наконец, карга-великанша с молоточком для мяса.
- Босс Геракл в God of war 3 (особенно он, потому как не пользуется магией). Учитывая то, что Кратос едва достаёт ему до пояса и выглядит совсем бледно по сравнению с гигантом, другого как-то и не ожидается. Но всё-таки погибает, причём очень зрелищно — Кратос это умеет…
- Майк Хаггар из серии игр Final fight. Очень сильный дядька, так что ему эти все хитроумные приёмы особо и не нужны. Удар головой применяет часто и с удовольствием.
- Mortal Kombat:Shaolin Monks — предводитель демонов-они. Огромный демон, похожий на сумоиста, вооружён каменной дубиной (кусок колонны?). Впрочем сзади его можно спокойно лупить кулаками по я пятой точке- от этого демон вскорости сдохнет. Драка с этим жирдяем происходит на дне той самой арены «Яма-1»(логово Рептайла в первой части).
- For Honor — в наличии продуманная система фехтования, но крипов герои косят только так. При этом одни классы к такому занятию предрасположены больше других в зависимости от анимаций атак.
- Total War Warhammer — пришлось вводить вслед за юнитами с малым числом моделей в отряде: герои и монстры с их огромным уроном от одного удара умеют разбрасывать пехоту (а иногда и кавалерию) пачками и размазывать этот самый урон по нескольким моделькам чтобы избегать оверкилла. При этом вне зависимости от числа задетых технически страдают фиксированное число солдат, и у ориентированных на дуэли оно меньше, чем у специалистов по борьбе с пехотой. Кроме того, такой стиль облегчает выход из окружения.
- Hollow Knight — таков стиль Великого Гуру Гвоздя и его ученика Мато, который, в свою очередь, может показать один приёмчик игроку. Причём и Гуру, и Мато сражаются мечами одного размера, но если Мато — такой шкаф, что уже великан и его меч пропорционален, то Гуру это Слай.
- Ложный Рыцарь, получив по морде, принимается отчаянно молотить своей колотушкой так, что к нему не подойти.
Настольные игры[править]
- WarHammer 40,000 — здесь многие так могут. Примархи Вулкан, Ангрон, Феррус Манус, особо заслуженные варбоссы орков (да и вообще любой орк), карнифексы тиранидов и т. д. и т. п.. Ваха без заши-бу — и не Ваха вовсе! И особенно весело бывает, когда в бою по разные стороны баррикад встречаются мастера подобного «стиля».
- D&D 3: фит Power Attack: назначаем сами себе какой угодно штраф на свой базовый бонус атаки (= шанс попадания), получая такой же бонус к повреждениям. Рекомендуется использовать именно с двуручным оружием, потому что для него бонус на повреждения удваивается.
Музыка[править]
- О. Медведев:
« | А тот, кто тебе поможет, уже проявляется — видишь, вон он, |
» |
— «Амазарский ястреб» |
Реальная жизнь[править]
- Абсолютно реальный приём для цвайхендера/монтанте, рассчитанный на бой одного в окружении. Дрын в человеческий рост удерживается в движении за счёт собственного веса (при этом он куда быстрее анимешных рельс), а противники с менее внушительными железками при попытке приблизиться рискуют получить по чему попадёт.
- А ещё длинным мечом можно именно что не рубить, а заши-бать: когда он достаточно затупливается в бою, его перехватывают за остриё и орудуют гардой как клевцом.