Мистер Экспозиция: различия между версиями
м (→Видеоигры) |
|||
(не показаны 4 промежуточные версии 3 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{TVTropes|MrExposition|Mr. Exposition}} | {{TVTropes|MrExposition|Mr. Exposition}} | ||
{{Вкратце|Персонаж, который расскажет обо всём, что случилось в отсутствие читателя.}} | {{Вкратце|Персонаж, который расскажет обо всём, что случилось в отсутствие читателя.}} | ||
{{Q|Каждый раз, когда Морган Фриман объясняет происходящее, у него появляется новая веснушка|[[South Park]] иронизирует}} | |||
{{Q|А давайте-ка я пролью свет на события, о которых читатель ещё не знает…|Из пародии на «[[A Song of Ice and Fire|Песнь льда и пламени]]»}} | {{Q|А давайте-ка я пролью свет на события, о которых читатель ещё не знает…|Из пародии на «[[A Song of Ice and Fire|Песнь льда и пламени]]»}} | ||
{{Q|Проблема недопонимания рядовым зрителем сюжета «[[Neon Genesis Evangelion|Евы]]» ровно в одном: в сериале просто не было [[JoJo's Bizarre Adventure|Спидвагона]].|Старая шутка фанатов «[[NGE|Евангелиона]]»}} | {{Q|Проблема недопонимания рядовым зрителем сюжета «[[Neon Genesis Evangelion|Евы]]» ровно в одном: в сериале просто не было [[JoJo's Bizarre Adventure|Спидвагона]].|Старая шутка фанатов «[[NGE|Евангелиона]]»}} | ||
Итак, автор решил познакомить нас со своим миром, прописанным (как ему самому кажется) [[Типа я Толкин|не хуже, чем у этого вашего Толкина!]] Но вот | Итак, автор решил познакомить нас со своим миром, прописанным (как ему самому кажется) [[Типа я Толкин|не хуже, чем у этого вашего Толкина!]] Но вот незадача — как донести до читателя, игрока или зрителя [[Мешок информации|гору информации о мире]], причем в кратчайшие сроки? Сноски в тексте? Они могут занимать, и зачастую занимают (особенно если автор — заклёпочник) больше половины страницы. [[Читай грёбаную инструкцию|Энциклопедия о мире]] в конце книги? Для стратегий типа X-com — годится, но для книг — не комильфо. И вот тут на помощь призывается [[персонаж]], который будет рассказывать нам о всех замыслах автора. Знакомьтесь — '''мистер Экспозиция'''. | ||
Он сможет рассказать всю предысторию герою или объяснить [[Попаданец|попаданцам]], как следует себя вести в незнакомом мире, чтобы не сдохнуть в следующие же пять минут, что-то не то [[ | Он сможет рассказать всю предысторию герою или объяснить [[Попаданец|попаданцам]], как следует себя вести в незнакомом мире, чтобы не сдохнуть в следующие же пять минут, что-то не то [[Игра престолов (телесериал)|сказав]], [[Alice in Wonderland|съев]] или [[Planescape: Torment|подумав]]. Его можно найти в [[Таверна «Кружка эля»|таверне]], он может ошиваться в предместьях [[Город Приключенск|города Приключенска]] (и при этом оснащается головкой самонаведения на героя, дабы подбежать и заговорить, чтобы тот точно не пропустил инструктаж). Зачастую является профессором, читающим лекции по истории, географии или популяризации науки, великим магом, представителем сил охраны правопорядка, или даже [[Код доступа: РАЙ|бомжом]]. Иногда он не появляется в кадре, а является голосом в голове (или по рации), внезапным озарением в виде флэшбэка или донельзя говорливой голограммой. | ||
Весьма изящно с проблемой сваливания на зрителя экспозиции справился Пол Верховен (это тот, который помимо прочего, снял Робокопа и [[Starship Troopers|кинцо по задней обложке книги Хайнлайна]]): в начале каждого фильма он показывал… новостную программу, периодически прерываемую рекламой и разнообразными вставками, которая весьма органично врубала зрителя в суть происходящего в мире. Если бы «[[Interstellar|Интерстеллар]]» снимал Верховен, то вопроса «да что, чёрт возьми, случилось с этим миром?!» попросту бы не возникало (зато возникло бы много других вопросов, не относящихся, впрочем, к теме). Достоинством данного подхода является лицо любого | Весьма изящно с проблемой сваливания на зрителя экспозиции справился Пол Верховен (это тот, который помимо прочего, снял Робокопа и [[Starship Troopers|кинцо по задней обложке книги Хайнлайна]]): в начале каждого фильма он показывал… новостную программу, периодически прерываемую рекламой и разнообразными вставками, которая весьма органично врубала зрителя в суть происходящего в мире. Если бы «[[Interstellar|Интерстеллар]]» снимал Верховен, то вопроса «да что, чёрт возьми, случилось с этим миром?!» попросту бы не возникало (зато возникло бы много других вопросов, не относящихся, впрочем, к теме). Достоинством данного подхода является лицо любого общества — массмедиа. Уже по внешнему виду и форме подачи материала можно сказать какое это общество, ибо массмедиа всегда или прогибаются под целевую аудиторию, или льют ей в уши то, что заготовило министерство пропаганды. Так что, когда мистером Экспозиция работает ведущий теленовостей — это куда лучше чем несколько страниц текста, плывущего по экрану (<S>Звездные войны</S> очень многие типа-исторические фильмы про войну), ряд надерганных из хроники картинок с закидыванием «молотовыми» каких-то машин непонятно где (половина боевиков), анимированные картинки с пропагандистской риторикой в сопровождении закадрового голоса (Call of Duty) и тому подобного. [[Starship Troopers|Хотите знать больше?]] | ||
Сходный троп, но с упором на изложение позиции, отношения автора к тем или иным происходящим в его мире событиям — [[Авторский рупор]] | |||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* Л. Кэрролл, «[[Alice in Wonderland|Алиса в Зазеркалье]] | * Л. Кэрролл, «[[Alice in Wonderland|Алиса в Зазеркалье]]» — Чёрная (в оригинале Красная) Королева. Даёт Алисе [[мешок информации]] о том, что ей встретится на её пути проходной пешки. | ||
** На самом деле это [[хитрый план]] играющего чёрными: позиция их почти безнадёжна, но если белые оставят свои фигуры и начнут проводить проходную пешку, у чёрных появится шанс. Вот только на Королеве всё и кончается: Чёрный Король засыпает, его фигуры начинают тупить, а белые делают по нескольку ходов сразу. | ** На самом деле это [[хитрый план]] играющего чёрными: позиция их почти безнадёжна, но если белые оставят свои фигуры и начнут проводить проходную пешку, у чёрных появится шанс. Вот только на Королеве всё и кончается: Чёрный Король засыпает, его фигуры начинают тупить, а белые делают по нескольку ходов сразу. | ||
* Д. Дюморье, | * Д. Дюморье, «Ребекка» — миссис Дэнверс. Проводит для [[Безымянный герой|безымянной]] [[POV-персонаж|героини]] импровизированную экскурсию в комнате [[Посмертный персонаж|покойной]] [[Козёл с золотым сердцем|Ребекки]]. А в мюзикле вообще давит [[педаль в пол]]. | ||
* «[[Arda/Lord of the Rings|Властелин колец]]»: вся вторая глава первой книги, «Тени | * «[[Arda/Lord of the Rings|Властелин колец]]»: вся вторая глава первой книги, «Тени прошлого» — бенефис Гэндальфа. | ||
* Е. Шварц, «[[Убить дракона (фильм)|Дракон]] | * Е. Шварц, «[[Убить дракона (фильм)|Дракон]]» — [[Кавайная нэко|Кот]] Машенька [[Кот — умник|всё рассказал]] Ланцелоту о Драконе. | ||
* «[[Туманность Андромеды]] | * «[[Туманность Андромеды]]» — Веда Конг и лекция по истории Земли, которую она читает. | ||
* [[Братья Стругацкие]], «[[Пикник на обочине]] | * [[Братья Стругацкие]], «[[Пикник на обочине]]» — в первой главе протагонист Рэдрик Шухарт вспоминает про Зону. | ||
* «[[Harry Potter|Гарри Поттер]] | * «[[Harry Potter|Гарри Поттер]]» — аж два мистера Экспозиции: Альбус Дамблдор в начале «Философского камня» и Рубеус Хагрид спустя несколько глав. | ||
* «[[Хроники странного королевства]]» О. Панкеевой: Жак, королевский шут, является главным специалистом по адаптации переселенцев-попаданцев, что и демонстрирует в начале саги, знакомя Ольгу с окружающим миром. Кроме того, в его главах рассказывается | * «[[Хроники странного королевства]]» О. Панкеевой: Жак, королевский шут, является главным специалистом по адаптации переселенцев-попаданцев, что и демонстрирует в начале саги, знакомя Ольгу с окружающим миром. Кроме того, в его главах рассказывается предыстория — события пятилетней давности. | ||
* Б. Хэмбли, «Хроники | * Б. Хэмбли, «Хроники Дарвета» — Ингольд Инглорион. | ||
* «[[Сердце меча]]» Ольги | * «[[Сердце меча]]» Ольги Чигиринской — Рэй Порше. | ||
* Джанет Эдвардс любит этих мистеров: | * Джанет Эдвардс любит этих мистеров: | ||
** «[[Earth Girl|Девушка с планеты Земля]] | ** «[[Earth Girl|Девушка с планеты Земля]]» — главная героиня сама себе мистер Экспозиция и задвигает лекции по истории Земли всем, до кого дотягивается. | ||
** «Разум | ** «Разум улья» — Эмбер о мире ничего не знает, зато знает ее парень Лукас, которому по <s>сюжету</s> импритингу положено, и охотно ее просвещает. | ||
* Пирс Энтони, «Воплощения | * Пирс Энтони, «Воплощения бессмертия» — Судьба для Танатоса, Хроноса и… самой себя, Гея для Марса, Лилит для Сатаны и диктор новостей Чистилища — для всех Воплощений. | ||
* В цикле «Изгой» Руслана «Дема» Михайлова повествование ведется от лица главного | * В цикле «Изгой» Руслана «Дема» Михайлова повествование ведется от лица главного героя — потерявшего память попаданца из нашего мира, чья душа попала в тело местного барона Кориса Ван Исер. Соответственно, вся получаемая из внешнего окружения информация подвергается тщательному анализу, строятся планы, ведутся многостраничные рассуждения и делаются логические выводы, объясняющие происходящее и движущие сюжет. Впрочем, в этой роли ГГ время от времени помогают и окружающие его люди, а иногда — и сторонние действующие лица, появляющиеся в Отступлениях. | ||
* Игорь Лавриненко, «Чаша Добра». Во многих главах герои пересказывают друг другу легенды и мифы Мугайи. Особенно часто в роли мистера Экспозиции выступает колдун Урфах. | * Игорь Лавриненко, «Чаша Добра». Во многих главах герои пересказывают друг другу легенды и мифы Мугайи. Особенно часто в роли мистера Экспозиции выступает колдун Урфах. | ||
* «Обречённые» Сергея | * «Обречённые» Сергея Тармашева — хозяин ареала, рассказывающий протагонисту о сути происходящего во время вербовки. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* Чуть ли не все роли Моргана Фримена заключаются именно в | * Чуть ли не все роли Моргана Фримена заключаются именно в этом — объяснять, что же происходит на экране. Традиционное амплуа для такой цели — [[Экзотический ментор]]. | ||
* Inception Кристофера Нолана балует зрителя Джозефом Гордоном Левитом в роли рассказчика о законах мира сновидений, в которых пройдут чуть менее чем все события фильма. | * Inception Кристофера Нолана балует зрителя Джозефом Гордоном Левитом в роли рассказчика о законах мира сновидений, в которых пройдут чуть менее чем все события фильма. | ||
* [[Пираты Карибского моря]] | * [[Пираты Карибского моря]] — Джошами Гиббс — старпом капитана Джека Воробья, обладающий энциклопедическими знаниями. Своими рассказами даёт информацию о важных элементах лора. | ||
* Все персонажи «Защитников» выдают тонны экспозиции, которая, по ходу фильма, вообще не нужна. | * Все персонажи «Защитников» выдают тонны экспозиции, которая, по ходу фильма, вообще не нужна. | ||
* В мини-сериале [[Чернобыль]] мистером Экспозиция работает Валерий Легасов, в каждой серии простыми словами объясняя остальным персонажам (и заодно зрителю) что, собственно, происходит. | * В мини-сериале [[Чернобыль]] мистером Экспозиция работает Валерий Легасов, в каждой серии простыми словами объясняя остальным персонажам (и заодно зрителю) что, собственно, происходит. | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
* [[JoJo's Bizarre Adventure]] | * [[JoJo's Bizarre Adventure]] — Спидвагон только этим и занимается. Он не участвует в боях, но может пространно описать 5-минутным монологом удар, который длится долю секунды. | ||
** В какой-то степени, в каждой части этой манги или экшн-сцене есть такой персонаж, комментирующий и объясняющий невероятно крутые умозаключения и решения | ** В какой-то степени, в каждой части этой манги или экшн-сцене есть такой персонаж, комментирующий и объясняющий невероятно крутые умозаключения и решения героя — при этом, в других моментах уже он может быть в центре событий, а сторонний наблюдатель — комментатором. Если стороннего наблюдателя нет, эту роль может взять на себя противник или даже сам герой. | ||
** Кира Йошикаге при первом ом же появлении выступает в роли Мистера Экспозиции для самого себя, закатив длинную речь, рассказывающую Шегечи и зрителям о том, кто он такой и чего желает. | ** Кира Йошикаге при первом ом же появлении выступает в роли Мистера Экспозиции для самого себя, закатив длинную речь, рассказывающую Шегечи и зрителям о том, кто он такой и чего желает. | ||
* [[Blue Exorcist|Синий экзорцист]] | * [[Blue Exorcist|Синий экзорцист]] — [[деконструкция]]. Во втором эпизоде Юкио пытался быть сабжем для Рина, рассказывая об академии. В итоге всё заканчивается ссорой братьев. | ||
* [[Хроники Эвиллиоса]] | * [[Хроники Эвиллиоса]] — Уиллус Зорах и Эйн Анкор в Пятом Пьеро. | ||
* [[Mōryō no Hako]] | * [[Mōryō no Hako]] — Кёгокудо. Мало того, что он даёт [[Роман-учебник|пространные справки]] по вопросам [[оммёдо]] и японской нечистой силы, так ещё и в конце феерически расставляет точки над загадочным преступлением в присутствии почти всех действующих лиц, как и положено в классическом детективе. | ||
* | * Tsugumomo — в 62 главе Канеяма рассказывает героям об устройстве мира богов, почему богам нельзя сходиться вместе на земле и как в таком случае они могут помочь героям одолеть враждебную фракцию. Правда, делает она это, с невозмутимым лицом раздевая лоли-богиню Кукури, надевая ее трусы на голову и подкладывая в постель к обездвиженному герою, так что экспозиция выходит весьма фансервисной. | ||
* | * Aposimz — [[Мисс Фансервис|Титания]]. Нихэй решил отойти от своей старой практики минималистичности повествования, потому все существенные детали, что не были замечены другими персонажами, будут подробно описаны Титанией. {{spoiler|А ещё она умеет читать чужие мысли через прикосновение, потому внутренние переживания и хитрые планы оказываются скрыты не так уж и долго.}} | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
Строка 54: | Строка 57: | ||
** Особенно дружелюбен Буллит. Кстати, именно его отсутствие фанаты не могут простить в возможном римейке. | ** Особенно дружелюбен Буллит. Кстати, именно его отсутствие фанаты не могут простить в возможном римейке. | ||
* «[[Gothic II]]» — Ксардас посвящает Безымянного в последние события после разрушения Барьера и до начала игры. | * «[[Gothic II]]» — Ксардас посвящает Безымянного в последние события после разрушения Барьера и до начала игры. | ||
* Dragon Nest — Давид [[Бафос|Великий и Ужасный]], когда рассказывает о Шестерых Героях. | * Dragon Nest — Давид [[Бафос|Великий и Ужасный]], когда рассказывает о Шестерых Героях. Свежий, нестандартный ход: далеко не в каждом сюжете важную миссию (побыть сабжем) доверяют [[Штатный клоун|штатному клоуну]]. | ||
* [[Vampire: The Masquerade — Bloodlines]] — Улыбающийся Джек дает новообращенному краткий инструктаж по тому, как быть вампиром и не слиться. | * [[Vampire: The Masquerade — Bloodlines]] — Улыбающийся Джек дает новообращенному краткий инструктаж по тому, как быть вампиром и не слиться. | ||
* | * «Эадор: Сотворение» — Зарр. | ||
* Divine Divinity — Зандалар. | * Divine Divinity — Зандалар. | ||
* [[Divinity II]] — всё тот же Зандалор, Ловис и Старейший. | * [[Divinity II]] — всё тот же Зандалор, Ловис и Старейший. | ||
Строка 68: | Строка 71: | ||
=== [[Визуальные романы]] === | === [[Визуальные романы]] === | ||
* [[Ever 17: The Out of Infinity]] | * [[Ever 17: The Out of Infinity]] — роль Соры Аканэгасаки. Всё-таки она гид и системный инженер подводного комплекса, в котором застряли наши герои. {{spoiler|В истиной концовке эту роль для Блик Винкеля, гостя из четвёртого измерения, исполняет Ю’хару.}} | ||
* [[Monster Girl Quest]] | * [[Monster Girl Quest]] — Михаэла. В начале третьей главе она расскажет Луке историю Илиас и Тёмной Богини, раскроет тайну личности его матери, а также {{spoiler|объяснит ему, как пользоваться ангельскими способностями и чем может быть чревато чрезмерное их использование}}. | ||
=== Реальная жизнь === | === Реальная жизнь === |
Текущая версия на 14:32, 17 февраля 2025
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Mr. Exposition. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
![]() | Короче, Склихосовский! Персонаж, который расскажет обо всём, что случилось в отсутствие читателя. |
« | Каждый раз, когда Морган Фриман объясняет происходящее, у него появляется новая веснушка | » |
— South Park иронизирует |
« | А давайте-ка я пролью свет на события, о которых читатель ещё не знает… | » |
— Из пародии на «Песнь льда и пламени» |
« | Проблема недопонимания рядовым зрителем сюжета «Евы» ровно в одном: в сериале просто не было Спидвагона. | » |
— Старая шутка фанатов «Евангелиона» |
Итак, автор решил познакомить нас со своим миром, прописанным (как ему самому кажется) не хуже, чем у этого вашего Толкина! Но вот незадача — как донести до читателя, игрока или зрителя гору информации о мире, причем в кратчайшие сроки? Сноски в тексте? Они могут занимать, и зачастую занимают (особенно если автор — заклёпочник) больше половины страницы. Энциклопедия о мире в конце книги? Для стратегий типа X-com — годится, но для книг — не комильфо. И вот тут на помощь призывается персонаж, который будет рассказывать нам о всех замыслах автора. Знакомьтесь — мистер Экспозиция.
Он сможет рассказать всю предысторию герою или объяснить попаданцам, как следует себя вести в незнакомом мире, чтобы не сдохнуть в следующие же пять минут, что-то не то сказав, съев или подумав. Его можно найти в таверне, он может ошиваться в предместьях города Приключенска (и при этом оснащается головкой самонаведения на героя, дабы подбежать и заговорить, чтобы тот точно не пропустил инструктаж). Зачастую является профессором, читающим лекции по истории, географии или популяризации науки, великим магом, представителем сил охраны правопорядка, или даже бомжом. Иногда он не появляется в кадре, а является голосом в голове (или по рации), внезапным озарением в виде флэшбэка или донельзя говорливой голограммой.
Весьма изящно с проблемой сваливания на зрителя экспозиции справился Пол Верховен (это тот, который помимо прочего, снял Робокопа и кинцо по задней обложке книги Хайнлайна): в начале каждого фильма он показывал… новостную программу, периодически прерываемую рекламой и разнообразными вставками, которая весьма органично врубала зрителя в суть происходящего в мире. Если бы «Интерстеллар» снимал Верховен, то вопроса «да что, чёрт возьми, случилось с этим миром?!» попросту бы не возникало (зато возникло бы много других вопросов, не относящихся, впрочем, к теме). Достоинством данного подхода является лицо любого общества — массмедиа. Уже по внешнему виду и форме подачи материала можно сказать какое это общество, ибо массмедиа всегда или прогибаются под целевую аудиторию, или льют ей в уши то, что заготовило министерство пропаганды. Так что, когда мистером Экспозиция работает ведущий теленовостей — это куда лучше чем несколько страниц текста, плывущего по экрану (Звездные войны очень многие типа-исторические фильмы про войну), ряд надерганных из хроники картинок с закидыванием «молотовыми» каких-то машин непонятно где (половина боевиков), анимированные картинки с пропагандистской риторикой в сопровождении закадрового голоса (Call of Duty) и тому подобного. Хотите знать больше?
Сходный троп, но с упором на изложение позиции, отношения автора к тем или иным происходящим в его мире событиям — Авторский рупор
Примеры[править]
Литература[править]
- Л. Кэрролл, «Алиса в Зазеркалье» — Чёрная (в оригинале Красная) Королева. Даёт Алисе мешок информации о том, что ей встретится на её пути проходной пешки.
- На самом деле это хитрый план играющего чёрными: позиция их почти безнадёжна, но если белые оставят свои фигуры и начнут проводить проходную пешку, у чёрных появится шанс. Вот только на Королеве всё и кончается: Чёрный Король засыпает, его фигуры начинают тупить, а белые делают по нескольку ходов сразу.
- Д. Дюморье, «Ребекка» — миссис Дэнверс. Проводит для безымянной героини импровизированную экскурсию в комнате покойной Ребекки. А в мюзикле вообще давит педаль в пол.
- «Властелин колец»: вся вторая глава первой книги, «Тени прошлого» — бенефис Гэндальфа.
- Е. Шварц, «Дракон» — Кот Машенька всё рассказал Ланцелоту о Драконе.
- «Туманность Андромеды» — Веда Конг и лекция по истории Земли, которую она читает.
- Братья Стругацкие, «Пикник на обочине» — в первой главе протагонист Рэдрик Шухарт вспоминает про Зону.
- «Гарри Поттер» — аж два мистера Экспозиции: Альбус Дамблдор в начале «Философского камня» и Рубеус Хагрид спустя несколько глав.
- «Хроники странного королевства» О. Панкеевой: Жак, королевский шут, является главным специалистом по адаптации переселенцев-попаданцев, что и демонстрирует в начале саги, знакомя Ольгу с окружающим миром. Кроме того, в его главах рассказывается предыстория — события пятилетней давности.
- Б. Хэмбли, «Хроники Дарвета» — Ингольд Инглорион.
- «Сердце меча» Ольги Чигиринской — Рэй Порше.
- Джанет Эдвардс любит этих мистеров:
- «Девушка с планеты Земля» — главная героиня сама себе мистер Экспозиция и задвигает лекции по истории Земли всем, до кого дотягивается.
- «Разум улья» — Эмбер о мире ничего не знает, зато знает ее парень Лукас, которому по
сюжетуимпритингу положено, и охотно ее просвещает.
- Пирс Энтони, «Воплощения бессмертия» — Судьба для Танатоса, Хроноса и… самой себя, Гея для Марса, Лилит для Сатаны и диктор новостей Чистилища — для всех Воплощений.
- В цикле «Изгой» Руслана «Дема» Михайлова повествование ведется от лица главного героя — потерявшего память попаданца из нашего мира, чья душа попала в тело местного барона Кориса Ван Исер. Соответственно, вся получаемая из внешнего окружения информация подвергается тщательному анализу, строятся планы, ведутся многостраничные рассуждения и делаются логические выводы, объясняющие происходящее и движущие сюжет. Впрочем, в этой роли ГГ время от времени помогают и окружающие его люди, а иногда — и сторонние действующие лица, появляющиеся в Отступлениях.
- Игорь Лавриненко, «Чаша Добра». Во многих главах герои пересказывают друг другу легенды и мифы Мугайи. Особенно часто в роли мистера Экспозиции выступает колдун Урфах.
- «Обречённые» Сергея Тармашева — хозяин ареала, рассказывающий протагонисту о сути происходящего во время вербовки.
Кино[править]
- Чуть ли не все роли Моргана Фримена заключаются именно в этом — объяснять, что же происходит на экране. Традиционное амплуа для такой цели — Экзотический ментор.
- Inception Кристофера Нолана балует зрителя Джозефом Гордоном Левитом в роли рассказчика о законах мира сновидений, в которых пройдут чуть менее чем все события фильма.
- Пираты Карибского моря — Джошами Гиббс — старпом капитана Джека Воробья, обладающий энциклопедическими знаниями. Своими рассказами даёт информацию о важных элементах лора.
- Все персонажи «Защитников» выдают тонны экспозиции, которая, по ходу фильма, вообще не нужна.
- В мини-сериале Чернобыль мистером Экспозиция работает Валерий Легасов, в каждой серии простыми словами объясняя остальным персонажам (и заодно зрителю) что, собственно, происходит.
Аниме и манга[править]
- JoJo's Bizarre Adventure — Спидвагон только этим и занимается. Он не участвует в боях, но может пространно описать 5-минутным монологом удар, который длится долю секунды.
- В какой-то степени, в каждой части этой манги или экшн-сцене есть такой персонаж, комментирующий и объясняющий невероятно крутые умозаключения и решения героя — при этом, в других моментах уже он может быть в центре событий, а сторонний наблюдатель — комментатором. Если стороннего наблюдателя нет, эту роль может взять на себя противник или даже сам герой.
- Кира Йошикаге при первом ом же появлении выступает в роли Мистера Экспозиции для самого себя, закатив длинную речь, рассказывающую Шегечи и зрителям о том, кто он такой и чего желает.
- Синий экзорцист — деконструкция. Во втором эпизоде Юкио пытался быть сабжем для Рина, рассказывая об академии. В итоге всё заканчивается ссорой братьев.
- Хроники Эвиллиоса — Уиллус Зорах и Эйн Анкор в Пятом Пьеро.
- Mōryō no Hako — Кёгокудо. Мало того, что он даёт пространные справки по вопросам оммёдо и японской нечистой силы, так ещё и в конце феерически расставляет точки над загадочным преступлением в присутствии почти всех действующих лиц, как и положено в классическом детективе.
- Tsugumomo — в 62 главе Канеяма рассказывает героям об устройстве мира богов, почему богам нельзя сходиться вместе на земле и как в таком случае они могут помочь героям одолеть враждебную фракцию. Правда, делает она это, с невозмутимым лицом раздевая лоли-богиню Кукури, надевая ее трусы на голову и подкладывая в постель к обездвиженному герою, так что экспозиция выходит весьма фансервисной.
- Aposimz — Титания. Нихэй решил отойти от своей старой практики минималистичности повествования, потому все существенные детали, что не были замечены другими персонажами, будут подробно описаны Титанией. А ещё она умеет читать чужие мысли через прикосновение, потому внутренние переживания и хитрые планы оказываются скрыты не так уж и долго.
Видеоигры[править]
- «Gothic» — Диего разъясняет Безымянному, что творится под куполом и как тут выжить. Но он не единственный: вообще каждый второй персонаж на удивление дружелюбно относится к Безымянному и выдаёт ему порцию немаловажных сведений о Колонии и раскладке сил в ней.
- Реалистично. Под таким куполом надо жить дружно. Начнёшь враждовать — беды не оберёшься, и все это отлично понимают.
- В реальной тюрьме большинство заключенных охотно рассказывает новичкам о принятых порядках в данной камере/зоне. Это нетрудно, вносит разнообразие в унылый быт и дает возможность почувствовать себя опытным авторитетом.
- Особенно дружелюбен Буллит. Кстати, именно его отсутствие фанаты не могут простить в возможном римейке.
- Реалистично. Под таким куполом надо жить дружно. Начнёшь враждовать — беды не оберёшься, и все это отлично понимают.
- «Gothic II» — Ксардас посвящает Безымянного в последние события после разрушения Барьера и до начала игры.
- Dragon Nest — Давид Великий и Ужасный, когда рассказывает о Шестерых Героях. Свежий, нестандартный ход: далеко не в каждом сюжете важную миссию (побыть сабжем) доверяют штатному клоуну.
- Vampire: The Masquerade — Bloodlines — Улыбающийся Джек дает новообращенному краткий инструктаж по тому, как быть вампиром и не слиться.
- «Эадор: Сотворение» — Зарр.
- Divine Divinity — Зандалар.
- Divinity II — всё тот же Зандалор, Ловис и Старейший.
- Divinity: Dragon Commander — Максос.
- Control — Эмили Поуп. Вводит главную героиню в курс дела как нового Директора.
- Death Stranding — Игорь Франк.
- Тени Чернобыля — представитель О-Сознания.
- Zanzarah: The Hidden Portal — гоблин Рафи, который и призвал Эми в Занзару и встречает сразу после телепортации. Он же консультирует по сюжетному квесту, поскольку никакого журнала в игре не предусмотрено.
- Disco Elysium — Джойс Мессье. Никто не расскажет о мире игры больше, чем она.
- Skyrim — коллективный мистер Экспозиция в лице попутчиков главного героя на телеге, едущей в Хелген.
Визуальные романы[править]
- Ever 17: The Out of Infinity — роль Соры Аканэгасаки. Всё-таки она гид и системный инженер подводного комплекса, в котором застряли наши герои. В истиной концовке эту роль для Блик Винкеля, гостя из четвёртого измерения, исполняет Ю’хару.
- Monster Girl Quest — Михаэла. В начале третьей главе она расскажет Луке историю Илиас и Тёмной Богини, раскроет тайну личности его матери, а также объяснит ему, как пользоваться ангельскими способностями и чем может быть чревато чрезмерное их использование.
Реальная жизнь[править]
- Профессия журналиста и корреспондента вся об этом. Как, впрочем, и теле-/радиоведущего.
- Экскурсовод тоже недалеко от них ушёл.
- Любой инструктор или преподаватель, в принципе, тоже попадает под троп, если речь идёт сугубо об обозреваемой ими деятельности.