Попал — пропал: различия между версиями
Yemao (обсуждение | вклад) м (→Кино) |
|||
Строка 9: | Строка 9: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* Н. | * Н. В. Гоголь, «Записки сумасшедшего». | ||
* А. | * А. П. Чехов, «Палата номер 6» — эталон и возможный [[кодификатор]] подобных историй. | ||
* ''Другой рассказ'' Чехова, где некий чиновник приезжает в родную деревню и в итоге умирает. | * ''Другой рассказ'' Чехова, где некий чиновник приезжает в родную деревню и в итоге умирает. | ||
* Истории про нацистские лагеря смерти чаще всего кончаются хэппи-эндом для героя/ев, но для всех остальных узников троп отыгрывается целиком и полностью (если, конечно, им не удается дожить до освобождения). Сюда | * Истории про нацистские лагеря смерти чаще всего кончаются хэппи-эндом для героя/ев, но [[просто они не герои|для всех остальных узников]] троп отыгрывается целиком и полностью (если, конечно, им не удается дожить до освобождения). Сюда же — истории про еврейские гетто на оккупированной нацистами территории (чаще всего — даже без хэппи-энда для ГГ). | ||
* Солженицын и Шаламов в историях про [[гулаги и рабы|ГУЛаг]] пересказывают процесс в деталях, превращая полудокументальную автобиографию в данный троп, где для них всё кончилось хэппи-эндом, а для остальных | * Солженицын и Шаламов в историях про [[гулаги и рабы|ГУЛаг]] пересказывают процесс в деталях, превращая полудокументальную автобиографию в данный троп, где для них всё кончилось хэппи-эндом, а для остальных персонажей — сабжем. | ||
* [[Деконструкция|Деконструкции]] [[попаданец|попаданческого жанра]], когда ГГ вместо того, чтобы добиться в новом мире славы и почёта, оказывается там в полной заднице из-за… да-да, неприспособленности. | * [[Деконструкция|Деконструкции]] [[попаданец|попаданческого жанра]], когда ГГ вместо того, чтобы добиться в новом мире славы и почёта, оказывается там в полной заднице из-за… да-да, неприспособленности. | ||
* Стивен Кинг: | * Стивен Кинг: | ||
** Рассказ «Рок-н-ролльные | ** Рассказ «Рок-н-ролльные небеса» — об уютном городке, населённом мёртвыми рок-звёздами. | ||
** «Дети кукурузы». | ** «Дети кукурузы». | ||
** Город Салимов Удел, захваченный вампирами. Фигурирует не только в одноименном романе, где описывается сам процесс, но и в рассказе, где становится таким местом уже после окончательной победы вампиров. | ** Город Салимов Удел, захваченный вампирами. Фигурирует не только в одноименном романе, где описывается сам процесс, но и в рассказе, где становится таким местом уже после окончательной победы вампиров. | ||
** «Крауч-энд». Хотя в принципе выбраться оттуда можно, но это как повезет. | ** «Крауч-энд». Хотя в принципе выбраться оттуда можно, но это как повезет. | ||
* Творчество Кафки наполовину состоит из сабжа. А на | * Творчество Кафки наполовину состоит из сабжа. А на вторую — из [[вывих мозга|вывиха мозга]]. | ||
* «Реквием по мечте» весь об этом. | * «Реквием по мечте» весь об этом. | ||
* Юрий Нестеренко | * [[Юрий Нестеренко]] — регулярно. Ну ненавидит этот пейсатель человечество как таковое! | ||
** «Черная | ** «Черная Топь» — в город Игнатьев, он же Черная Топь, трудно попасть, а выбраться практически невозможно. | ||
** | ** «Комбинат» — герою даже почти удается уехать из Красноленинска… почти. | ||
** | ** «Место» — субверсия. Вернуться из Места в обычный мир действительно нельзя, но не во всех случаях это плохо. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === |
Текущая версия на 09:51, 15 декабря 2023
Герой случайно/псевдослучайно/по какому-то делу попадает в некое закрытое место или сеттинг и, как полагается, между ним и местным лидером/окружением/ситуацией происходит сюжетообразующий конфликт. Однако ближе к концу истории зрителю становится понятно, что скорее всего, герой проиграет в этом конфликте — местность и безысходность затягивают героя в свои путы, и сбежать из неё оказывается невозможно. Так и происходит — в конце героя вместо кавалерии и победы ждёт в лучшем случае несчастливый конец и смерть или, если режиссёр со сценаристом сплоховали/стебутся, будет Дьявол из машины. Вполне вероятна и участь хуже смерти, когда герой сам превращается в одного из местных монстров (в физическом или психическом смысле) или же их раба, лишенного шансов на спасение.
Чаще всего действие тропа происходит в кино про пенитенциарные заведения (тюрьмы, лагеря и т. п.), психиатрические больницы или закрытые от общего мира сектантские общины и деревни/городки со зловещим секретом, но бывают и исключения. Хороший отыгрыш тропа — давать зрителю надежду до самой последней минуты, что протагонист выберется. Противотроп — Выбрался из ада.
Где встречается[править]
Фольклор[править]
- Пословица «Коготок увяз — всей птичке пропасть» как раз об этом (редакторам — можно и в заголовок внести по желанию).
Литература[править]
- Н. В. Гоголь, «Записки сумасшедшего».
- А. П. Чехов, «Палата номер 6» — эталон и возможный кодификатор подобных историй.
- Другой рассказ Чехова, где некий чиновник приезжает в родную деревню и в итоге умирает.
- Истории про нацистские лагеря смерти чаще всего кончаются хэппи-эндом для героя/ев, но для всех остальных узников троп отыгрывается целиком и полностью (если, конечно, им не удается дожить до освобождения). Сюда же — истории про еврейские гетто на оккупированной нацистами территории (чаще всего — даже без хэппи-энда для ГГ).
- Солженицын и Шаламов в историях про ГУЛаг пересказывают процесс в деталях, превращая полудокументальную автобиографию в данный троп, где для них всё кончилось хэппи-эндом, а для остальных персонажей — сабжем.
- Деконструкции попаданческого жанра, когда ГГ вместо того, чтобы добиться в новом мире славы и почёта, оказывается там в полной заднице из-за… да-да, неприспособленности.
- Стивен Кинг:
- Рассказ «Рок-н-ролльные небеса» — об уютном городке, населённом мёртвыми рок-звёздами.
- «Дети кукурузы».
- Город Салимов Удел, захваченный вампирами. Фигурирует не только в одноименном романе, где описывается сам процесс, но и в рассказе, где становится таким местом уже после окончательной победы вампиров.
- «Крауч-энд». Хотя в принципе выбраться оттуда можно, но это как повезет.
- Творчество Кафки наполовину состоит из сабжа. А на вторую — из вывиха мозга.
- «Реквием по мечте» весь об этом.
- Юрий Нестеренко — регулярно. Ну ненавидит этот пейсатель человечество как таковое!
- «Черная Топь» — в город Игнатьев, он же Черная Топь, трудно попасть, а выбраться практически невозможно.
- «Комбинат» — герою даже почти удается уехать из Красноленинска… почти.
- «Место» — субверсия. Вернуться из Места в обычный мир действительно нельзя, но не во всех случаях это плохо.
Кино[править]
- Экранизации «Палаты», подробные и не очень.
- «Остров проклятых» Мартина Скорсезе.
- «Плетёный человек».
- «Фиктивный брак» с Вячеславом Шалевичем и Петром Вельяминовым, поучительный забытый перестроечный фильм.
- «Полёт над гнездом кукушки».
- «Дом 1000 трупов».
- «Человеческая многоножка».
- «Город Зеро» Карена Шахназарова.
- «Поворот» Оливера Стоуна: главный герой из-за поломки машины застревает в маленьком городке, помимо своей воли ввязывается в местные криминальные разборки, и местные как будто специально не дают ему уехать. В конце концов он уезжает со множественными ранениями и сломанной ногой… тут машина вновь ломается, и герой умирает на жаре в глуши.
- «Степфордские жены» — для женщин, переехавших с мужьями в милый город Степфорд, все заканчивается именно так.
Телесериалы[править]
Любая криминальная драма про начавшего свой путь простого обывателя и кончающаяся для него полным разрушением всего регулярно подходит под троп.
- «Агент национальной безопасности», серия про дурдом — субверсия. Николаев неоднократно пытается выбраться оттуда, но всякий раз это пресекается. Тем не менее, сериал продолжать надо, потому в конце к Николаеву приходит кавалерия.
- «Во все тяжкие» — пополам с одноимённым тропом: это следует уже из названия. Уолтер Уайт и его ученик попадают в мир наркоторговли, попадают с юмором, но чем дальше, тем больше зритель понимает — при любом раскладе Уолтеру придёт конец: или тюрьма, или смерть.
Видеоигры[править]
- Незабвенная Another World. Попаданец решает головоломки, рвётся на свободу и находит в том мире настоящего друга, но понятно, что он не выберется. К тому же около самого конца он получает серьёзную травму.
- Mafia: The City of Lost Heaven. Как и в любой криминальной драме.
Музыка[править]
- Hotel California же!