Смерть — это только начало: различия между версиями
м (→Кино) |
Izanami (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Q| — Наверное, это наш конец.<br> — Конец? Нет. Наш путь не кончается смертью. Смерть — лишь продолжение пути, начертанное всем.|«Властелин колец»}} {{Q|То что мертво умереть не может, но восстает вновь, сильнее и крепче, чем прежде|Утонувший Бог}} {{Q|Ну что ж...») |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Q| | {{Q| | ||
— Наверное, это наш конец.<br> | — Наверное, это наш конец.<br> | ||
— Конец? Нет. Наш путь не кончается смертью. | — Конец? Нет. Наш путь не кончается смертью. Смерть — лишь продолжение пути, начертанное всем.|«[[Властелин колец]]»}} | ||
{{Q|То что мертво умереть не может, но восстает вновь, сильнее и крепче, чем прежде|Утонувший Бог}} | {{Q|То что мертво умереть не может, но восстает вновь, сильнее и крепче, чем прежде|Утонувший Бог}} | ||
{{Q|Ну что ж. Сейчас вас, ребята, ждёт повесть о моей смерти в агонии. Предупреждаю заранее, что умирать в агонии - это не круто, поэтому даже и не пытайтесь повторить это дома и не заваливайте меня вопросами типа: «Можно я тоже умру в агонии, Магнус? Это ведь так весело!». Нет, нельзя.|[[Magnus Chase and the Gods of Asgard|Магнус Чейз]] поясняет за сабж}} | {{Q|Ну что ж. Сейчас вас, ребята, ждёт повесть о моей смерти в агонии. Предупреждаю заранее, что умирать в агонии - это не круто, поэтому даже и не пытайтесь повторить это дома и не заваливайте меня вопросами типа: «Можно я тоже умру в агонии, Магнус? Это ведь так весело!». Нет, нельзя.|[[Magnus Chase and the Gods of Asgard|Магнус Чейз]] поясняет за сабж}} | ||
Персонаж умер, а книга прочитана дай бог на треть? Думаете, фокус переключится на нового POV? Может быть… А может | Персонаж умер, а книга прочитана дай бог на треть? Думаете, фокус переключится на нового POV? Может быть… А может быть — приключения персонажа на этом только начинаются. | ||
Суть в том, что в этом мире | Суть в том, что в этом мире смерть — это не конец всего, а лишь некий переход из одного состояния в другое. Не факт, что к классической загробной жизни в аду или раю — может статься, что всё куда сложнее и интереснее, а может быть, и страшнее… | ||
Родственный троп [[Умер — не беда, починим]]. | Родственный троп [[Умер — не беда, починим]]. | ||
== Немного теории == | == Немного теории == | ||
С древних времён тема смерти пугает и манит людей. Даже из неведомых краев смелые путешественники иногда возвращались (хотя, между прочим, во многих | С древних времён тема смерти пугает и манит людей. Даже из неведомых краев смелые путешественники иногда возвращались (хотя, между прочим, во многих культурах — считались «живыми мертвецами» вплоть до получения хоть какой-то весточки) и рассказывали о песьеглавцах и драконах, живущих в Terra Incognita. | ||
Из-за Грани не возвращался никто. Точнее, несколько случаев было заявлено… Но, во-первых, подтверждения они не получили, а во-вторых, не горели вернувшиеся желанием рассказать правду о том, что ждёт там каждого из нас. Даже самый информативный вариант ограничивался неким Царствием Божьим… Без немаловажных уточнений о содержании. | Из-за Грани не возвращался никто. Точнее, несколько случаев было заявлено… Но, во-первых, подтверждения они не получили, а во-вторых, не горели вернувшиеся желанием рассказать правду о том, что ждёт там каждого из нас. Даже самый информативный вариант ограничивался неким Царствием Божьим… Без немаловажных уточнений о содержании. | ||
Строка 18: | Строка 18: | ||
В разных религиях и культурах сложились представления о рае, аде, шеоле, посмертном воздаянии и мытарствах, колесе Сансары и нирване… И вся эта куча противоречащих друг другу историй только усложнила ситуацию. А попытка осознать посмертие нашим, весьма ограниченным, сознанием может привести к жесточайшему [[ангст]]у и тяжёлым экзистенциальным переживаниям. | В разных религиях и культурах сложились представления о рае, аде, шеоле, посмертном воздаянии и мытарствах, колесе Сансары и нирване… И вся эта куча противоречащих друг другу историй только усложнила ситуацию. А попытка осознать посмертие нашим, весьма ограниченным, сознанием может привести к жесточайшему [[ангст]]у и тяжёлым экзистенциальным переживаниям. | ||
Допустим, после смерти нас ждёт некая форма существования… Но где? В рамках нашей Вселенной? А насколько она конечна, и что, если Вселенную ждёт тепловая смерть? Что | Допустим, после смерти нас ждёт некая форма существования… Но где? В рамках нашей Вселенной? А насколько она конечна, и что, если Вселенную ждёт тепловая смерть? Что тогда — получается, наше бессмертие не совсем полноценно? Это отсрочка? А если нет, то что будет с нами после смерти нашей Вселенной? Ещё одна смерть — как переход? Сколько таких смертей впереди и где конец? И есть ли он? | ||
Всё это, с одной | Всё это, с одной стороны — весьма «вымораживающие» вещи, а с другой — огромное пространство для писателей, художников и режиссёров. И они этим пространством с удовольствием пользуются! Одним из пионеров тропа стал Джон Кендрик Бэнгс, автор цикла книг об Ассоциации Теней — мёртвых исторических и культурных деятелях прошлого (среди которых Адам, Шекспир, Уолтер Рэлей и барон Мюнхгаузен) и их приключениях в загробном мире. В честь него весь жанр часто называют «Бэнгсианское фэнтези». | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
Строка 26: | Строка 26: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* «Кентервильское привидение» Оскара Уайльда и его экранизации. | * «Кентервильское привидение» Оскара Уайльда и его экранизации. | ||
* Толкин, «Лист работы Мелкина». Достаточно понятно, что | * Толкин, «Лист работы Мелкина». Достаточно понятно, что Путешествие — это именно смерть; а зная, что Профессор был католиком, нетрудно догадаться, что дальнейший сюжет — пребывание протагониста в чистилище, а затем в раю. | ||
* «Боги Марса», вторая книга из «Барсумского цикла» Э. | * «Боги Марса», вторая книга из «Барсумского цикла» Э. Р. Берроуза, начинается именно с того, что главный герой умирает и во второй раз оказывается на Марсе-давным-давно. | ||
* [[Астрид Линдгрен]], «Братья Львиное сердце». | * [[Астрид Линдгрен]], «Братья Львиное сердце». | ||
* Андрей Белянин, дилогия «Казак в раю» и «Казак в аду». | * Андрей Белянин, дилогия «Казак в раю» и «Казак в аду». | ||
* Сэм Мартинес, рассказ «Ради всего святого». | * Сэм Мартинес, рассказ «Ради всего святого». | ||
* «Там» Анны Борисовой (псевдоним Б. Акунина). | * «Там» Анны Борисовой (псевдоним Б. Акунина). | ||
* «[[Метавселенная Рудазова|Призрак]]» Александра | * «[[Метавселенная Рудазова|Призрак]]» Александра Рудазова — книга [[Педаль в пол|начинается]] тем, что главный герой погибает в автокатастрофе и начинает познавать прелести загробной жизни, выясняя, что быть мёртвым, в принципе, гораздо круче, чем живым. И карьерный рост тоже более солидный. | ||
* «Милые | * «Милые кости» — всё начинается с убийства главной героини. | ||
* Святослав Логинов «Свет в | * Святослав Логинов «Свет в окошке» — протагонист, умирая, попадает в загробный мир, где главная ценность — память живых. | ||
* Нил Шустерман, трилогия о | * Нил Шустерман, трилогия о Междумире — [[субверсия]]. {{spoiler|Потусторонний мир для коматозных подростков…}} | ||
* Генри Лайон Олди, «Мессия очищает | * Генри Лайон Олди, «Мессия очищает диск» — программист, один из главных героев, умирает ещё до своего первого появления в сюжете. Однако, из-за очередного глюка «системы», вместо какого-нибудь загробного мира [[Попаданец в чью-то голову|попадает в голову мальчика]] в средневековом Китае. | ||
* [[Discworld]] | * [[Discworld]] — Нак Мак Фигли считают, что они все уже умерли и живут в раю: здесь ведь так много выпивки, чужого скота для кражи и интересных противников для драки! | ||
** Ну и, конечно, иногда нам показывают посмертную судьбу некоторых персонажей. В частности, для леди Ле Гион («Вор времени») | ** Ну и, конечно, иногда нам показывают посмертную судьбу некоторых персонажей. В частности, для леди Ле Гион («Вор времени») смерть — это наконец-то надёжно обретённая собственная личность и возможность интересных приключений. Но сами эти приключения нам не показывают. | ||
* Редьярд Киплинг «Томлинсон» | * Редьярд Киплинг «Томлинсон» | ||
{{Q|<br /> | {{Q|<br /> | ||
Строка 53: | Строка 53: | ||
|https://www.inpearls.ru/}} | |https://www.inpearls.ru/}} | ||
* Андрей Валентинов, | * Андрей Валентинов, «Дезертир» — педаль в такое место, дальше которого её продавить невозможно чисто технически. Роман, и довольно приличный по объему, ''начинается'' с фразы «Я умер». | ||
* [[Нарния]], «Последняя | * [[Нарния]], «Последняя битва» — Юстас и Джил только в самом конце узнают, что в своем мире они погибли в железнодорожной катастрофе. | ||
* Д. Андреев, «Роза | * Д. Андреев, «Роза мира» — довольно много описаний как разных слоев мира, куда попадают умершие, так и посмертия исторических личностей. И если душа не столь пропащая, что ею даже демоны побрезгуют, то всё только начинается. | ||
* Ю. Вознесенская, «Мои посмертные приключения». Кое-что почерпнуто у Андреева. | * Ю. Вознесенская, «Мои посмертные приключения». Кое-что почерпнуто у Андреева. | ||
* [[Game of Thrones]] | * [[Game of Thrones]] — с фитильком: железнорождённых не просто окунают в воду, они должны в ней реально захлебнуться и утонуть, после чего их откачивают делая им искусственное дыхание | ||
* Филип Пулман «[[His Dark Materials]] | * Филип Пулман «[[His Dark Materials]]» — Ли Скорсби и Джо Парри гибнут в конце второй книги. Чтобы познакомиться и [[повысить уровень крутизны]] в третьей. | ||
* [[Виктор Пелевин]] «Вести из | * [[Виктор Пелевин]] «Вести из Непала» — само упоминание здесь — уже спойлер… | ||
==== Сетевая литература ==== | ==== Сетевая литература ==== | ||
* Множество произведений [[МТА]], где [[попаданцы]] отправляются в миры, где происходит основная часть действия, после смерти в самом начале книги. | * Множество произведений [[МТА]], где [[попаданцы]] отправляются в миры, где происходит основная часть действия, после смерти в самом начале книги. | ||
* Стюарт Слейд, дилогия «Война за спасение». Начинается Апокалипсис, и силы ада вторгаются на Землю, где [[А двести двадцать не хочешь?|получают эпичное 220]]. Правительства Земли находят способ забросить людей живыми в загробный мир и поднять в аду восстание грешников, чтобы подготовить военное вторжение в ад с танковыми клиньями, ковровыми бомбометаниями и тактическим ядерным оружием. Среди | * Стюарт Слейд, дилогия «Война за спасение». Начинается Апокалипсис, и силы ада вторгаются на Землю, где [[А двести двадцать не хочешь?|получают эпичное 220]]. Правительства Земли находят способ забросить людей живыми в загробный мир и поднять в аду восстание грешников, чтобы подготовить военное вторжение в ад с танковыми клиньями, ковровыми бомбометаниями и тактическим ядерным оружием. Среди героев — как умершие (в том числе давно умершие), так и живые. И это только начало истории. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «[[w:RoboCop|Робокоп]]» Пола | * «[[w:RoboCop|Робокоп]]» Пола Верховена — ну, вы поняли… | ||
* «Куда приводят | * «Куда приводят мечты» — целиком про приключения в загробном мире. | ||
* «Милые кости». | * «Милые кости». | ||
* «[[Beetlejuice]] | * «[[Beetlejuice]]» — главные герои умирают почти в самом начале. | ||
* «Призрачный патруль» («R.I.P.D.»). | * «Призрачный патруль» («R.I.P.D.»). | ||
* «Возвращение мушкетёров» (2009, Россия). | * «Возвращение мушкетёров» (2009, Россия). | ||
* | * «Мумия» — по мнению автора правки, едва не кодификатор тропа. Да вообще, с этого-то история и начинается! | ||
** В «Кэндимене 2» всё-таки было раньше, такова тоже предыстория заглавного героя. | ** В «Кэндимене 2» всё-таки было раньше, такова тоже предыстория заглавного героя. | ||
* | * «Другие» — {{spoiler|главная героиня, её дети, слуги — это всё призраки. Странные звуки и голоса в доме — живые люди.}} | ||
* «Знакомьтесь, Джо | * «Знакомьтесь, Джо Блэк» — девушка и парень беседуют в кафе, после расходятся по своим делам, и вдруг оглянувшегося парня сбивает машина. Всё, его мы больше не увидим? А вот и нет: ведь его тело позаимствовала смерть, чтобы провести свой отпуск среди людей. | ||
* «Шерлок Холмс» Гая | * «Шерлок Холмс» Гая Ричи — именно это произносит главный злодей перед казнью. {{spoiler|На самом деле - имитирует собственную смерть при соучастии палача, чтобы потом сымитировать воскрешение и сыграть на страхах народа.}} | ||
* «Привидение» же! | * «Привидение» же! | ||
* И «[[The Crow|Ворон]]» с Брэндоном Ли в главной роли. | * И «[[The Crow|Ворон]]» с Брэндоном Ли в главной роли. | ||
=== [[Телесериал]]ы === | === [[Телесериал]]ы === | ||
* «[[Lexx|Лексс]]». Планеты Огонь и Вода в 3-м | * «[[Lexx|Лексс]]». Планеты Огонь и Вода в 3-м сезоне — это же натуральные ад и рай! Те, кто на них умер, тут же там же возрождаются. | ||
* «[[Grimm|Гримм]] | * «[[Grimm|Гримм]]» — Мейснер, убитый в конце 5-го сезона, активно вмешивается в события в 6-м сезоне. | ||
** Помимо него неупокоенными мертвецами в сериале являются Ла Йорона из одноимённой серии и Джек-потрошитель, действовавший на протяжении практически всего 4-го сезона. А в финальной битве, Ник сражается бок-о-бок с мамой и тётей, правда Беда их не видит. Но | ** Помимо него неупокоенными мертвецами в сериале являются Ла Йорона из одноимённой серии и Джек-потрошитель, действовавший на протяжении практически всего 4-го сезона. А в финальной битве, Ник сражается бок-о-бок с мамой и тётей, правда Беда их не видит. Но Диана — видит. | ||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
* [[Requiem Chevalier Vampire]]: в сеттинге этого графического романа грешники в Воскресении (не совсем | * [[Requiem Chevalier Vampire]]: в сеттинге этого графического романа грешники в Воскресении (не совсем Ад — скорее «негатив» Земли) перерождаются во всякую нечисть, зависимо от совершённых грехов. И вся эта нечисть между собой воюет… | ||
* [[Hellboy]] | * [[Hellboy]] — ведьма Нимуэ (та самая, которая усыпила Мерлина) была убита Хеллбоем, но успела вполне буквально [[взять в ад компанию]]: вырвала сердце Хеллбоя и утащила своего противника за собой в ад. Но вы же не думаете, что приключения Хеллбоя закончатся из-за такой мелочи? | ||
=== [[Манга]] и [[аниме]] === | === [[Манга]] и [[аниме]] === | ||
Популярный сюжетный ход в | Популярный сюжетный ход в «исекаях» — историях про попаданцев. Часто попаданец попадает в иной мир после смерти в своём. | ||
* [[Bleach]] | * [[Bleach]] — значительная часть действия в загробном мире. | ||
* [[Gantz]] | * [[Gantz]] — умершие при разных обстоятельствах персонажи обнаруживают, что их воскресила сферическая штуковина, и независимо от желания становятся солдатами на войне с пришельцами. | ||
** Впрочем, позже становится ясно, что они не воскрешенные умершие, а просто их копии. | ** Впрочем, позже становится ясно, что они не воскрешенные умершие, а просто их копии. | ||
* [[Yu Yu Hakusho]] | * [[Yu Yu Hakusho]] — троп в чистом виде: в самом начале аниме главный герой гибнет под колесами машины, спасая ребенка, после чего получает в загробном мире полномочия детектива/суперагента для межмирового расследования. | ||
* [[Tensei Shitara Slime Datta Ken]] | * [[Tensei Shitara Slime Datta Ken]] — главный герой был убит в нашем мире, спасая друга, и реинкарнировал в разумную слизь в фэнтези-мире. | ||
* "Секрет Небес" из известной серии отоме-игр — главная героиня, погибшая в {{spoiler|устроенном по поручению главгада}} ДТП. | * "Секрет Небес" из известной серии отоме-игр — главная героиня, погибшая в {{spoiler|устроенном по поручению главгада}} ДТП. | ||
** К этому можно добавить [[знаменитые последние слова]] {{spoiler|серафима Торендо}} в одном из вариантов развития событий. {{Spoiler| Смерть — это не плохо. За смертью приходит рождение чего-то нового.}} | ** К этому можно добавить [[знаменитые последние слова]] {{spoiler|серафима Торендо}} в одном из вариантов развития событий. {{Spoiler| Смерть — это не плохо. За смертью приходит рождение чего-то нового.}} | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* «[[Doom]]». Первый | * «[[Doom]]». Первый эпизод — вообще бесплатная завлекаловка с урезанным монстрятником и арсеналом. Основная веселуха заваривается после того, как в его конце главный герой погибает и попадает в ад. Мессия, правда, из него вышел сомнительный по стилю, но всю положенную программу схождения в ад, воспитания чертей жёсткими мерами и выходом оттуда уже в статусе спасителя человечества он, несомненно, выполнил. Бензопилой, плазмой, пулемётом, благодетельным 12-м калибром и, разумеется, BFG9000!!! | ||
* «Grim | * «Grim Fandango» — вся об этом. Главный герой, умерев, становится той самой Смертью с Косой и проводит души в загробный мир. | ||
* «[[Clive Barker's Jericho]] | * «[[Clive Barker's Jericho]]» — практически всю игру мы будем управлять погибшим командиром, да и воевать придётся, в общем, тоже против мертвецов. | ||
* «Dante’s | * «Dante’s Inferno» — после начала игры в виде удара ножом в спину умерший Данте встречается со [[Смерть с косой|Смертью]]. Что из этой встречи вышло? Данте [[Ктулху с побитой мордой|убил Смерть]], забрал ее [[Боевая коса|косу]] и, проложив себе путь через Ад, отделал [[Педаль в пол|самого]] [[Дьявол|Люцифера]]. | ||
* «[[The World Ends with You]] | * «[[The World Ends with You]]» — игра начинается с того, что главный герой Неку был убит и попал в альтернативную Сибую. И теперь ему предстоит вернуть себе свою жизнь. | ||
* | * «Rune» — ГГ погиб в начале вместе со всеми товарищами, но Один решил, что рано ему еще в Вальхаллу. | ||
* «[[Blood]] | * «[[Blood]]» — всё началось с того, что Чернобог призвал своих Избранных и убил их. Вот только Калеб помирать окончательно отказался. | ||
* «[[Disgaea]] | * «[[Disgaea]]» — после смерти персонажи возрождаются в виде пингвинов-принни и служат демонам, пока не искупят свои грехи. Соответственно, все принни в игре уже умирали в прошлом. Более того, киборг Кёртис после своего героического самопожертвования возвращается в виде принни. | ||
** А один | ** А один персонаж — Ваерс, он же Мидбосс — судя по всему, уже один раз умер и недавно реинкарнировал. В прошлой жизни это был {{spoiler|король Кричевской}}. | ||
* Серия «[[Blackwell]] | * Серия «[[Blackwell]]» — Контесса. Погибла в конце второй игры, но это её не остановило, и она наворотила немало дел в третьей игре, будучи призраком. | ||
* «[[Neverwinter Nights]] | * «[[Neverwinter Nights]]» — в основной игре павшая паладинка и предательница Арибет в итоге попала в плен к своему бывшему сюзерену лорду Нашеру и, как позже оказалось, была повешена. А в аддоне Hordes of the Underdark мы встречаем её душу в ледяном аду Кании. Арибет может присоединиться к главному герою в виде призрака (опционально раскаявшись при этом) и даже принять участие в бою с архидьяволом Мефисто. | ||
* «[[Mass Effect 2]] | * «[[Mass Effect 2]]» — Начинается вторая часть с того, что Нормандию уничтожают, а Шепард(а) выкидывает в открытый космос, где он и умирает. | ||
* «[[The Cat Lady]] | * «[[The Cat Lady]]» — главная героиня в первой главе [[Дойти до самоубийства|сводит счёты с жизнью]] и попадает в загробный мир, откуда её с новой миссией возвращает сверхъестественная сила. | ||
* [[Spiritfarer]] | * [[Spiritfarer]] — вся игра начинается с того, что главная героиня Стелла просыпается перед [[Психопомп|Хароном]], который заявляет ей, что ему пора на покой и она теперь будет за него. Вот и носится по неведомому океану рыжая девчонка в офигенной шляпе, помогая недавно умершим исполнить несбывшиеся желания и подготовиться к переходу куда-то дальше. {{spoiler|А в конце уходит и сама.}} | ||
* «[[Murdered: Soul Suspect]] | * «[[Murdered: Soul Suspect]]» — Главный герой умирает в самом начале и открывает для себя жизнь призрака. Неоконченное расследование держит детектива в мире живых, и, чтобы упокоиться, ему приходится распутать своё последнее дело. | ||
* [[World of WarCraft]] | * [[World of WarCraft]] — аддон «Shadowlands» полностью посвящён местному загробному миру. | ||
* «Blood Omen: Legacy of | * «Blood Omen: Legacy of Kain» — со смертью главного героя весь движ, собственно, и начинается… и будет продолжаться ещё пару тысячелетий. Финала серия, увы, не увидела. | ||
=== [[Настольные игры]] === | === [[Настольные игры]] === | ||
* [[Dungeons & Dragons]] | * [[Dungeons & Dragons]] — чтобы стать [[лич]]ем, нужно совершить [[ритуальное самоубийство]] | ||
* [[World of Darkness]] - Много вариантов для персонажей игроков: | * [[World of Darkness]] - Много вариантов для персонажей игроков: | ||
** [[Wraith: The Oblivion]] - поскольку линейка предполагала игру из Призраков или Восставших (Призраков, [[Выходец с того света|вернувшихся]] [[Ревенант|в свои тела]]) генережка игровых персонажей предполагает предварительное окончание жизни этого самого персонажа как человека (или иного супернатурала). | ** [[Wraith: The Oblivion]] - поскольку линейка предполагала игру из Призраков или Восставших (Призраков, [[Выходец с того света|вернувшихся]] [[Ревенант|в свои тела]]) генережка игровых персонажей предполагает предварительное окончание жизни этого самого персонажа как человека (или иного супернатурала). | ||
Строка 125: | Строка 125: | ||
=== [[Визуальные романы]] === | === [[Визуальные романы]] === | ||
* [[7 дней лета]] | * [[7 дней лета]] — каждый из Семёнов попадает в «Совёнок» после смерти (точнее, за мгновение до неё). | ||
** Локи после мести [[заклятый враг|заклятому врагу]] за [[конец карьеры из-за травмы|сломанную карьеру перспективного музыканта]] был повторно избит его [[головорез]]ами и брошен [[снег означает смерть|умирать на снегу]]. | ** Локи после мести [[заклятый враг|заклятому врагу]] за [[конец карьеры из-за травмы|сломанную карьеру перспективного музыканта]] был повторно избит его [[головорез]]ами и брошен [[снег означает смерть|умирать на снегу]]. | ||
** Герк работал охранником в круглосуточном магазине, попытался остановить [[звереет, когда выпьет|пьяного придурка]], пришедшего за следующей бутылкой с травматическим пистолетом. [[Пришёл с ножом на перестрелку|Получил две пули в голову с близкого расстояния]]. | ** Герк работал охранником в круглосуточном магазине, попытался остановить [[звереет, когда выпьет|пьяного придурка]], пришедшего за следующей бутылкой с травматическим пистолетом. [[Пришёл с ножом на перестрелку|Получил две пули в голову с близкого расстояния]]. |
Версия 21:15, 8 мая 2022
« | — Наверное, это наш конец. — Конец? Нет. Наш путь не кончается смертью. Смерть — лишь продолжение пути, начертанное всем. |
» |
— «Властелин колец» |
« | То что мертво умереть не может, но восстает вновь, сильнее и крепче, чем прежде | » |
— Утонувший Бог |
« | Ну что ж. Сейчас вас, ребята, ждёт повесть о моей смерти в агонии. Предупреждаю заранее, что умирать в агонии - это не круто, поэтому даже и не пытайтесь повторить это дома и не заваливайте меня вопросами типа: «Можно я тоже умру в агонии, Магнус? Это ведь так весело!». Нет, нельзя. | » |
— Магнус Чейз поясняет за сабж |
Персонаж умер, а книга прочитана дай бог на треть? Думаете, фокус переключится на нового POV? Может быть… А может быть — приключения персонажа на этом только начинаются.
Суть в том, что в этом мире смерть — это не конец всего, а лишь некий переход из одного состояния в другое. Не факт, что к классической загробной жизни в аду или раю — может статься, что всё куда сложнее и интереснее, а может быть, и страшнее…
Родственный троп Умер — не беда, починим.
Немного теории
С древних времён тема смерти пугает и манит людей. Даже из неведомых краев смелые путешественники иногда возвращались (хотя, между прочим, во многих культурах — считались «живыми мертвецами» вплоть до получения хоть какой-то весточки) и рассказывали о песьеглавцах и драконах, живущих в Terra Incognita.
Из-за Грани не возвращался никто. Точнее, несколько случаев было заявлено… Но, во-первых, подтверждения они не получили, а во-вторых, не горели вернувшиеся желанием рассказать правду о том, что ждёт там каждого из нас. Даже самый информативный вариант ограничивался неким Царствием Божьим… Без немаловажных уточнений о содержании.
В разных религиях и культурах сложились представления о рае, аде, шеоле, посмертном воздаянии и мытарствах, колесе Сансары и нирване… И вся эта куча противоречащих друг другу историй только усложнила ситуацию. А попытка осознать посмертие нашим, весьма ограниченным, сознанием может привести к жесточайшему ангсту и тяжёлым экзистенциальным переживаниям.
Допустим, после смерти нас ждёт некая форма существования… Но где? В рамках нашей Вселенной? А насколько она конечна, и что, если Вселенную ждёт тепловая смерть? Что тогда — получается, наше бессмертие не совсем полноценно? Это отсрочка? А если нет, то что будет с нами после смерти нашей Вселенной? Ещё одна смерть — как переход? Сколько таких смертей впереди и где конец? И есть ли он?
Всё это, с одной стороны — весьма «вымораживающие» вещи, а с другой — огромное пространство для писателей, художников и режиссёров. И они этим пространством с удовольствием пользуются! Одним из пионеров тропа стал Джон Кендрик Бэнгс, автор цикла книг об Ассоциации Теней — мёртвых исторических и культурных деятелях прошлого (среди которых Адам, Шекспир, Уолтер Рэлей и барон Мюнхгаузен) и их приключениях в загробном мире. В честь него весь жанр часто называют «Бэнгсианское фэнтези».
Примеры
Литература
- «Кентервильское привидение» Оскара Уайльда и его экранизации.
- Толкин, «Лист работы Мелкина». Достаточно понятно, что Путешествие — это именно смерть; а зная, что Профессор был католиком, нетрудно догадаться, что дальнейший сюжет — пребывание протагониста в чистилище, а затем в раю.
- «Боги Марса», вторая книга из «Барсумского цикла» Э. Р. Берроуза, начинается именно с того, что главный герой умирает и во второй раз оказывается на Марсе-давным-давно.
- Астрид Линдгрен, «Братья Львиное сердце».
- Андрей Белянин, дилогия «Казак в раю» и «Казак в аду».
- Сэм Мартинес, рассказ «Ради всего святого».
- «Там» Анны Борисовой (псевдоним Б. Акунина).
- «Призрак» Александра Рудазова — книга начинается тем, что главный герой погибает в автокатастрофе и начинает познавать прелести загробной жизни, выясняя, что быть мёртвым, в принципе, гораздо круче, чем живым. И карьерный рост тоже более солидный.
- «Милые кости» — всё начинается с убийства главной героини.
- Святослав Логинов «Свет в окошке» — протагонист, умирая, попадает в загробный мир, где главная ценность — память живых.
- Нил Шустерман, трилогия о Междумире — субверсия. Потусторонний мир для коматозных подростков…
- Генри Лайон Олди, «Мессия очищает диск» — программист, один из главных героев, умирает ещё до своего первого появления в сюжете. Однако, из-за очередного глюка «системы», вместо какого-нибудь загробного мира попадает в голову мальчика в средневековом Китае.
- Discworld — Нак Мак Фигли считают, что они все уже умерли и живут в раю: здесь ведь так много выпивки, чужого скота для кражи и интересных противников для драки!
- Ну и, конечно, иногда нам показывают посмертную судьбу некоторых персонажей. В частности, для леди Ле Гион («Вор времени») смерть — это наконец-то надёжно обретённая собственная личность и возможность интересных приключений. Но сами эти приключения нам не показывают.
- Редьярд Киплинг «Томлинсон»
« | И стало так — |
» |
— https://www.inpearls.ru/ |
- Андрей Валентинов, «Дезертир» — педаль в такое место, дальше которого её продавить невозможно чисто технически. Роман, и довольно приличный по объему, начинается с фразы «Я умер».
- Нарния, «Последняя битва» — Юстас и Джил только в самом конце узнают, что в своем мире они погибли в железнодорожной катастрофе.
- Д. Андреев, «Роза мира» — довольно много описаний как разных слоев мира, куда попадают умершие, так и посмертия исторических личностей. И если душа не столь пропащая, что ею даже демоны побрезгуют, то всё только начинается.
- Ю. Вознесенская, «Мои посмертные приключения». Кое-что почерпнуто у Андреева.
- Game of Thrones — с фитильком: железнорождённых не просто окунают в воду, они должны в ней реально захлебнуться и утонуть, после чего их откачивают делая им искусственное дыхание
- Филип Пулман «His Dark Materials» — Ли Скорсби и Джо Парри гибнут в конце второй книги. Чтобы познакомиться и повысить уровень крутизны в третьей.
- Виктор Пелевин «Вести из Непала» — само упоминание здесь — уже спойлер…
Сетевая литература
- Множество произведений МТА, где попаданцы отправляются в миры, где происходит основная часть действия, после смерти в самом начале книги.
- Стюарт Слейд, дилогия «Война за спасение». Начинается Апокалипсис, и силы ада вторгаются на Землю, где получают эпичное 220. Правительства Земли находят способ забросить людей живыми в загробный мир и поднять в аду восстание грешников, чтобы подготовить военное вторжение в ад с танковыми клиньями, ковровыми бомбометаниями и тактическим ядерным оружием. Среди героев — как умершие (в том числе давно умершие), так и живые. И это только начало истории.
Кино
- «Робокоп» Пола Верховена — ну, вы поняли…
- «Куда приводят мечты» — целиком про приключения в загробном мире.
- «Милые кости».
- «Beetlejuice» — главные герои умирают почти в самом начале.
- «Призрачный патруль» («R.I.P.D.»).
- «Возвращение мушкетёров» (2009, Россия).
- «Мумия» — по мнению автора правки, едва не кодификатор тропа. Да вообще, с этого-то история и начинается!
- В «Кэндимене 2» всё-таки было раньше, такова тоже предыстория заглавного героя.
- «Другие» — главная героиня, её дети, слуги — это всё призраки. Странные звуки и голоса в доме — живые люди.
- «Знакомьтесь, Джо Блэк» — девушка и парень беседуют в кафе, после расходятся по своим делам, и вдруг оглянувшегося парня сбивает машина. Всё, его мы больше не увидим? А вот и нет: ведь его тело позаимствовала смерть, чтобы провести свой отпуск среди людей.
- «Шерлок Холмс» Гая Ричи — именно это произносит главный злодей перед казнью. На самом деле - имитирует собственную смерть при соучастии палача, чтобы потом сымитировать воскрешение и сыграть на страхах народа.
- «Привидение» же!
- И «Ворон» с Брэндоном Ли в главной роли.
Телесериалы
- «Лексс». Планеты Огонь и Вода в 3-м сезоне — это же натуральные ад и рай! Те, кто на них умер, тут же там же возрождаются.
- «Гримм» — Мейснер, убитый в конце 5-го сезона, активно вмешивается в события в 6-м сезоне.
- Помимо него неупокоенными мертвецами в сериале являются Ла Йорона из одноимённой серии и Джек-потрошитель, действовавший на протяжении практически всего 4-го сезона. А в финальной битве, Ник сражается бок-о-бок с мамой и тётей, правда Беда их не видит. Но Диана — видит.
Комиксы
- Requiem Chevalier Vampire: в сеттинге этого графического романа грешники в Воскресении (не совсем Ад — скорее «негатив» Земли) перерождаются во всякую нечисть, зависимо от совершённых грехов. И вся эта нечисть между собой воюет…
- Hellboy — ведьма Нимуэ (та самая, которая усыпила Мерлина) была убита Хеллбоем, но успела вполне буквально взять в ад компанию: вырвала сердце Хеллбоя и утащила своего противника за собой в ад. Но вы же не думаете, что приключения Хеллбоя закончатся из-за такой мелочи?
Манга и аниме
Популярный сюжетный ход в «исекаях» — историях про попаданцев. Часто попаданец попадает в иной мир после смерти в своём.
- Bleach — значительная часть действия в загробном мире.
- Gantz — умершие при разных обстоятельствах персонажи обнаруживают, что их воскресила сферическая штуковина, и независимо от желания становятся солдатами на войне с пришельцами.
- Впрочем, позже становится ясно, что они не воскрешенные умершие, а просто их копии.
- Yu Yu Hakusho — троп в чистом виде: в самом начале аниме главный герой гибнет под колесами машины, спасая ребенка, после чего получает в загробном мире полномочия детектива/суперагента для межмирового расследования.
- Tensei Shitara Slime Datta Ken — главный герой был убит в нашем мире, спасая друга, и реинкарнировал в разумную слизь в фэнтези-мире.
- "Секрет Небес" из известной серии отоме-игр — главная героиня, погибшая в устроенном по поручению главгада ДТП.
- К этому можно добавить знаменитые последние слова серафима Торендо в одном из вариантов развития событий. Смерть — это не плохо. За смертью приходит рождение чего-то нового.
Видеоигры
- «Doom». Первый эпизод — вообще бесплатная завлекаловка с урезанным монстрятником и арсеналом. Основная веселуха заваривается после того, как в его конце главный герой погибает и попадает в ад. Мессия, правда, из него вышел сомнительный по стилю, но всю положенную программу схождения в ад, воспитания чертей жёсткими мерами и выходом оттуда уже в статусе спасителя человечества он, несомненно, выполнил. Бензопилой, плазмой, пулемётом, благодетельным 12-м калибром и, разумеется, BFG9000!!!
- «Grim Fandango» — вся об этом. Главный герой, умерев, становится той самой Смертью с Косой и проводит души в загробный мир.
- «Clive Barker's Jericho» — практически всю игру мы будем управлять погибшим командиром, да и воевать придётся, в общем, тоже против мертвецов.
- «Dante’s Inferno» — после начала игры в виде удара ножом в спину умерший Данте встречается со Смертью. Что из этой встречи вышло? Данте убил Смерть, забрал ее косу и, проложив себе путь через Ад, отделал самого Люцифера.
- «The World Ends with You» — игра начинается с того, что главный герой Неку был убит и попал в альтернативную Сибую. И теперь ему предстоит вернуть себе свою жизнь.
- «Rune» — ГГ погиб в начале вместе со всеми товарищами, но Один решил, что рано ему еще в Вальхаллу.
- «Blood» — всё началось с того, что Чернобог призвал своих Избранных и убил их. Вот только Калеб помирать окончательно отказался.
- «Disgaea» — после смерти персонажи возрождаются в виде пингвинов-принни и служат демонам, пока не искупят свои грехи. Соответственно, все принни в игре уже умирали в прошлом. Более того, киборг Кёртис после своего героического самопожертвования возвращается в виде принни.
- А один персонаж — Ваерс, он же Мидбосс — судя по всему, уже один раз умер и недавно реинкарнировал. В прошлой жизни это был король Кричевской.
- Серия «Blackwell» — Контесса. Погибла в конце второй игры, но это её не остановило, и она наворотила немало дел в третьей игре, будучи призраком.
- «Neverwinter Nights» — в основной игре павшая паладинка и предательница Арибет в итоге попала в плен к своему бывшему сюзерену лорду Нашеру и, как позже оказалось, была повешена. А в аддоне Hordes of the Underdark мы встречаем её душу в ледяном аду Кании. Арибет может присоединиться к главному герою в виде призрака (опционально раскаявшись при этом) и даже принять участие в бою с архидьяволом Мефисто.
- «Mass Effect 2» — Начинается вторая часть с того, что Нормандию уничтожают, а Шепард(а) выкидывает в открытый космос, где он и умирает.
- «The Cat Lady» — главная героиня в первой главе сводит счёты с жизнью и попадает в загробный мир, откуда её с новой миссией возвращает сверхъестественная сила.
- Spiritfarer — вся игра начинается с того, что главная героиня Стелла просыпается перед Хароном, который заявляет ей, что ему пора на покой и она теперь будет за него. Вот и носится по неведомому океану рыжая девчонка в офигенной шляпе, помогая недавно умершим исполнить несбывшиеся желания и подготовиться к переходу куда-то дальше. А в конце уходит и сама.
- «Murdered: Soul Suspect» — Главный герой умирает в самом начале и открывает для себя жизнь призрака. Неоконченное расследование держит детектива в мире живых, и, чтобы упокоиться, ему приходится распутать своё последнее дело.
- World of WarCraft — аддон «Shadowlands» полностью посвящён местному загробному миру.
- «Blood Omen: Legacy of Kain» — со смертью главного героя весь движ, собственно, и начинается… и будет продолжаться ещё пару тысячелетий. Финала серия, увы, не увидела.
Настольные игры
- Dungeons & Dragons — чтобы стать личем, нужно совершить ритуальное самоубийство
- World of Darkness - Много вариантов для персонажей игроков:
- Wraith: The Oblivion - поскольку линейка предполагала игру из Призраков или Восставших (Призраков, вернувшихся в свои тела) генережка игровых персонажей предполагает предварительное окончание жизни этого самого персонажа как человека (или иного супернатурала).
- Vampire: The Masquerade - вампиры в процессе Становления тоже умирают, так что большинство персонажей игроков тоже начинает с отыгрыша своей смерти.
- Kindred of the East - восточные Вампиры, которые больше похожи на некий сорт Восставших. Получаются из азиатских смертных, вернувшихся с того света в рамках искупления кармических грехов (ну или какой вы там Дхарме следуете).
Визуальные романы
- 7 дней лета — каждый из Семёнов попадает в «Совёнок» после смерти (точнее, за мгновение до неё).
- Локи после мести заклятому врагу за сломанную карьеру перспективного музыканта был повторно избит его головорезами и брошен умирать на снегу.
- Герк работал охранником в круглосуточном магазине, попытался остановить пьяного придурка, пришедшего за следующей бутылкой с травматическим пистолетом. Получил две пули в голову с близкого расстояния.
- Дрищ безвылазно сидел в своей квартире, работая фриланчером и заказывая продукты через интернет. В кои-то веки выбрался на улицу для личной встречи с очередным заказчиком и по иронии судьбы из-за аварии оказался внутри тонущего автобуса.