Балет

Материал из Posmotreli
Версия от 21:28, 29 марта 2022; Taskforce304 (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Video|Wz_f9B4pPtg|width=220|align=right|«Щелкунчик», танец Феи Драже}} '''Балет''' — вид сценического искусства, столь же древний, сколь и опера (а то и постарше), и столь же выжимающий педаль в асфальт своими жанровыми условностями. Ес...»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

(link)

«Щелкунчик», танец Феи Драже

Балет — вид сценического искусства, столь же древний, сколь и опера (а то и постарше), и столь же выжимающий педаль в асфальт своими жанровыми условностями. Если в опере всегда поют вместо того, чтобы говорить, то здесь всё время танцуют.

Что в балете делают

Танцуют. Много. Всегда. Никогда не произносят ни единого слова и все сюжетные повороты, коллизии и чувства выражают хореографией и пантомимой. Есть специальный язык пантомимы, не всегда с ходу понятный, но большинство ситуаций в балете всё-таки достаточно ясны любому зрителю.

В 90 % случаев в классическом балете балерины танцуют на пуантах — в специальных балетных туфлях, позволяющих встать на кончики пальцев. Мужчины, за редкими исключениями, танцуют без пуантов и на полупальцах (ну то есть просто на цыпочках). Характерные танцовщицы танцуют в специальных туфлях на каблучках.

(link)

Фуэте

Жёсткая плоская юбка, в которой танцуют балерины, называется «пачка».

Хореографические номера в балете, подобно ансамблям в опере, имеют особые названия, все на французском языке: па де де — танец для двух солистов; па де труа — для трёх и т. п. Все хореографические позиции также имеют свои названия, их огромное количество, и никто, кроме специалистов, их знать не обязан. Ну разве что фуэте — это когда балерина, стоя на носке одной ноги, быстро крутится вокруг своей оси, откидывая при каждом повороте вторую ножку в сторону. Если она умеет сделать это 32 раза подряд — она крута.

Балеты бывают классические — это всё, что создано до XX века, — и современные (это всё, что в XX и сейчас). Стиль танца в них разный, и не все балерины умеют одинаково хорошо танцевать и то, и другое.

В балете самая важная фигура — это хореограф. Да, даже важнее композитора, по крайней мере, сейчас. Хореограф — это то же самое, что режиссёр в кино: он заправляет тем, как всё это на сцене должно выглядеть, и лично ставит все танцы и движения. Так что не удивляйтесь, если в двух разных театрах вы увидите два разных «Лебединых озера». Ну, такие вот дела, другая редакция, другой хореограф. Например, балет «Спартак» со дня его создания ставился четыре раза, и всякий раз хореография была другая.

Самые известные балеты

  • П. И. Чайковский — «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица». «Щелкунчика» неизменно показывают на Рождество и Новый Год, и музыка из этого балета звучит из каждого утюга. «Танец маленьких лебедей» вы тоже все знаете.
  • А. Адан — «Жизель».
  • Л. Минкус — «Баядерка», «Дон Кихот».
  • С. Прокофьев — «Ромео и Джульетта».
  • А. Хачатурян — «Спартак».

Балет в массовой культуре

  • Фильм «Билли Эллиот».
  • Фильм «Чёрный лебедь».