Не политурить

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это действительно страшный монстр — он может убить вас или сделать чего похуже, глазом не успеете моргнуть! К счастью, он не причинит вам абсолютно никакого вреда, если вы не будете делать рядом с ним одну-единственную вещь…

Под этот троп попадают две похожие, но всё-таки разные ситуации. В первом случае означенное действие провоцирует врага на атаку или показывает ему ваше местоположение, однако ему ничего не мешает напасть и по другому поводу. Во втором он буквально неспособен причинить вам вред, даже если очень хочет, но определённым поступком вы снимете с него это ограничение. Также он может включать целые ситуации, когда нельзя, например, оглядываться, иначе случится что-то очень нехорошее.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Древнегреческая мифология:
    • Миф об Орфее, которому нельзя было оглядываться на Эвридику, чтобы не потерять её навсегда. Типичная ошибка Ботвинника.
    • А Персефона не должна была ничего есть в подземном царстве.
  • Библейская история о жене Лота.
  • В сказке об окаменелом царстве, чтобы его расколдовать, нужно три дня и три ночи читать книгу, ни на что не отвлекаясь. А разные страшные существа будут пугать читающего. Впрочем, он в безопасности, пока в руках у него книга. Если вырвут — живым не быть.
    • Откровение у холодильника — а что он читает, не Псалтырь ли?
  • При добыче неразменного пятака/рубля тоже нужно возвращаться домой, не оглядываясь и ни с кем не заговаривая. Есть несколько ограничений и при их использовании, но среди них встречаются и взаимно-противоречивые: по некоторым сказкам, нельзя брать сдачу, по другим — наоборот, нельзя тратить целиком, надо получить хоть грош назад.
  • Вампиры и некоторые черти не могут войти в ваш дом, если вы не позволите им этого.
  • Русалки на Руси спрашивали приблудившихся путников «Полынь или петрушка?» Если сказать «Петрушка» — защекатывали насмерть с криками «Наша душка!» А вот если сказать «Полынь» — убегали с воплем «Полынь, сгинь!»
  • Кто помнит, как зовут монстра, который появляется, если три раза назвать его по имени?
    • Хастур. Назови три раза, и он похитит душу и рассудок произнесшего.
    • Битлджус заявится/исчезнет с третьего призыва.
    • Кэндимэн, Кэндимэн, Кэндимэн… Не пытайтесь повторить перед зеркалом. И Кровавую Мэри тоже перед зеркалом звать трижды не надо.
    • Candlejack. Достаточно одного ра
  • В детских «страшилках» регулярно повторяется сюжет о детях, нарушивших родительский запрет, казалось бы, совершенно бессмысленный, и поплатившихся за это.
  • Взрослые страшилки не отстают.
  • А вот в традиционных сказках нарушение запрета, хоть и приводит ко многим бедам, в итоге может стать причиной счастливого конца.

Литература[править]

  • Н. В. Гоголь, «Вий» — протагониста не увидят, если он сам не посмотрит на Вия.
  • Точно так же действует Око Мавута в дилогии М. Семёновой и Д. Тедеева «Бусый Волк».
  • Роберт Шекли, «Опека» — тропнеймер. Чтобы защититься от фиггов, достаточно держать все шкафы в доме запертыми, а трэнг нападает только на тех, кто политурит. Ну, это то, что люди делают постоянно. Как там вы это называете…[1]
    • Его же «Запах мысли» — герой попадает на планету, населённую слепыми и глухими животными, ориентирующимися по телепатии. Местные хищники его совершенно не замечают… пока он о них не думает.
    • «Призрак-5» — психотропный газ вызывает галлюцинации, «материализующие» детские ужасы субъекта. К счастью, от монстра можно спрятаться под одеялом.
      • Впрочем тут всё целиком и полностью зависит от того, что подсознание посчитает защитой. Так одну из галлюцинаций изгоняли волшебным словом, а другая вполне осмысленно и целенаправленно двигалась к лежащему на кровати герою.
    • «Наконец-то один». В человеческую культуру очень плотно вписано: нельзя надолго оставаться в одиночестве. Все знают, что от этого будут плохие последствия, хотя никто точно не скажет, какие. Главный герой, изрядный социофоб, всё-таки решил отдалиться от общества и в одиночестве зажить на астероиде со своим андроидом. Окружающие его долго уговаривали бросить эту затею, но он был непреклонен. Рассказ заканчивается фразой его андроида, до того молчаливого: «Да. Наконец-то мы одни».
  • Метавселенная Рудазова знает и таких.
    • Каабарский раптор гветелквир ненавидит человеческий голос, но ежели вы молчите, нападать не станет.
    • В Кввецоль-Иине есть демоны под названием егрущщики. Безвредны, если их не трогать. Буквально. Но эта изворотливая тварь наверняка найдёт способ хитростью вас заставить… «Ты дотронулся до меня! Дотронулся! Ххик!..» Далее вас превратит в то, что этот конкретный демон больше всего любит — и тут ещё вопрос, кто хуже, любитель чтения или пола, противоположного вашему…
    • Упоминаются, но не демонстрируются демоны, нападающие только на заговоривших с ними, а также те, кому для атаки нужно знать имя жертвы.
  • Властелин Колец — назгулы почти слепы в реальном мире, но стоило Фродо надеть Кольцо, его тут же увидели.
  • Рассказ «Белая трость калибра 7.62» Онджея Неффа — всякий, увидевший инопланетных Существ (точнее, посмотревший им в глаза), станет одним из них. Заражение происходит даже через видеозапись независимо от её качества. А что тогда, если послать против них слепого бойца? Заразят через слух. Правда гораздо медленнее: полоса передачи сильно уже.
    • Не совсем «независимо от её качества». Старенький (и очень близорукий) профессор, посмотревший на Существ не в лицо на сильно смазанном экране видеонаблюдения, просто умер через пару дней от множественной онкологии — слишком мало данных получил для полноценного превращения, а что пропихнулось — проявилось в виде опухолей. Заливающаяся слезами лаборантка тоже превращалась достаточно медленно, чтобы успеть описать Существ по радио.
  • Е. Грушко, «Берёза, белая лисица». На планете, где происходит действие рассказа, каждый кто попробует заговорить исчезает.
  • Эрик Фрэнк Рассел,
    • «Пробный камень». Туземцы планеты Шаксембендер к землянам относятся положительно, но обожествляемый ими исследователь с Земли завещал уничтожать всех членов любой экспедиции, от которой будут услышаны два слова. Земляне узнают об этом с помощью прибора для чтения мыслей и осторожничают. При виде портрета косморазведчика на провокационный вопрос туземцев капитан, решив что «была-не была», смело говорит туземцам, что косморазведчик не был Богом. Он человек. Обыкновенный, простой косморазведчик эпохи первооткрывателей. Местные это воспринимают спокойно и с улыбкой говорят людям, что они прошли проверку: те самые слова — это «чёртов ниггер». Исследователь был чернокожим и натерпелся в жизни, а потому решил, что если в будущем люди останутся такими же расистами и ксенофобами, то лучше подготовить местных к прилёту «несущих бремя белого человека». Вот только всё обошлось: за многие годы люди изжили в себе любой шовинизм не только по отношению к людям и гуманоидам, но даже и к существам негуманоидной природы. Причём настолько, что даже не знают этого слова и не могут понять — а что это вообще за зверь такой «ниггер»?
    • «И не осталось никого» — аверсия. Коронное словечко аборигенов «зассд» оказывается вовсе не жаргонизмом и не результатом мутации речи за века изоляции. Это акроним «занимайся своим собственным делом».
  • Генри Каттнер, «Порог» — главгерой заключает с дьяволом контракт: неограниченная жизнь плюс иные ништяки. Дьявол заберёт душу только после того, как главгерой добровольно войдёт в красную дверь. Также дьявол возьмёт в залог некоторую весьма малозначительную часть тела главгероя. Как оказалось, дьявол забрал колбочки, ответственные за восприятие красного цвета.
  • Собака Баскервилей — «Если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот».
  • «Сказки для горчичников» — домик, купленный рассказчиком, оказался с сюрпризом. Впрочем, хозяину совершенно ничего не угрожает… если только ему не вздумается пропеть «Очень, очень буду рад Ведьме дать пинка под зад!»

Кино[править]

  • «Парк Юрского периода» — ти-рекс видит только движущиеся объекты, потому что сделан с помощью ДНК лягушки. Пока он глядит в вашу сторону, не шевелитесь.
    • Только вот проблема — лягушка не видит то, что неподвижно относительно сетчатки её глаза. То есть мало не шевелиться самому, нужно ещё убедить ти-рекса не шевелить головой.
    • По некоторым источникам, мы тоже не видим неподвижные объекты. Просто наши глаза все время немного подергиваются, и таким образом мы получаем полную картину. Лягушка не видит неподвижные предметы просто потому, что у нее неподвижные глаза и неподвижная шея.
  • «Тихое место» — монстры реагируют исключительно на звук. Что вышло бы без роялей в кустах — написано здесь.
    • «Молчание» — аналогично.
  • «Птичий короб» — местные «дементоры» совершенно неопасны, если на них не смотреть. Ну, и не слушать телепатические просьбы снять повязку и открыть глаза.
  • «После нашей эры» — урсы чувствуют только феромоны, выделяемые человеком, который испытывает страх. Единственный способ стать для них невидимым — перестать бояться. Скафандры, дезодоранты и прочие методы не помогут, иначе персонажи пользовались бы ими, верно? Как эти существа ориентируются в пространстве и находят другие формы жизни — загадка великая есть.
  • Дилогия «Гремлины» — своего рода пародия на троп (во второй части пошёл совсем уже голимый стёб). Милые, няшные разумные зверьки… Но их надо держать подальше от воды — иначе они «растиражируются», причём «копии» будут злобными, глумливыми, буйными и садистичными. И ни в коем случае не кормить в ночное время! Иначе превратятся в больших, сильных (и отмороженных) монстров. И эта монстрота опять-таки способна «умножаться» от соприкосновения с водой!
  • «Лабиринт Фавна» — Бледный человек не пробудится от своего сна, если ничего не есть из того, что лежит у него на столе… Но как не есть, если виноград такой аппетитный?!
    • Сюжетный ход явно позаимствован из фольклора, только там обычно нельзя есть, находясь в волшебной стране, иначе останешься в ней навеки.
  • «Десятое королевство». Что нельзя делать на болоте? Правильно, нельзя пить болотной воды, есть местных грибов (даже если они сами просятся) и засыпать. А то Волк может и не успеть.
  • «Вторжение похитителей тел», все экранизации — жуткие безэмоциональные инопланетяне растительного происхождения захватывают тела и подменяют собой людей, когда те спят. Поэтому единственный способ защититься — это не спать. Вот только насколько долго человек способен продержаться без сна?

Телесериалы[править]

  • «Доктор Кто» — Плачущие ангелы же — стоят смирно, когда на них смотришь, но стоит лишь отвести взгляд или хотя бы моргнуть…
    • Касается это не только Ангелов наяву, но и на записи. Единственный способ не допустить выхода Ангела с экрана в реальность — суметь вырубить экран. И, опять же, не отрывая взгляд от экрана!
    • А в одной из аудиопьес — педаль в пол: если изначально можно было смотреть на Ангелов хотя бы одним глазом (так делала Эми в серии «Время ангелов»: прикрывала то один глаз, то другой), то тут даже так делать нельзя!

Мультфильмы[править]

  • «Полигон» — танк телепатически чувствует, чего человек боится, и делает именно это. Остановился только когда на острове остались в живых лишь туземцы (им и в голову не пришло бояться железной коробки).
  • «Два богатыря» — Дэв буквально питается чужим страхом, и стоит начать его бояться (ну, или притвориться, что боишься) — мигом начинает расти и вымахивает в восьмиметрового гиганта. Работало это в обе стороны, так что Богатырь (Иван-Царевич) его перехитрил: сначала не боялся, пока Дэв не сравнялся с ним ростом, потом заманил в пещеру, а затем в притворном ужасе убежал оттуда, оставив мгновенно выросшую громадину в заточении.

Мультсериалы[править]

  • «Байки хранителя склепа» (1993) — 2 сезон, 9 серия. Здешний тролль не станет вас трогать до тех пор, пока вы не перейдёте через старый мост, под которым он живёт. К несчастью для Эдди и его приятеля Шелдона, именно это они и сделали.
  • «RWBY» — бездушные монстры гримм реагируют на отрицательные эмоции людей. Получается, если быть на позитиве, или вообще подавлять эмоции (что способно сделать проявление Рена), гримм тебя и не заметят.
    • Не совсем так: увидеть глазами жертву они всё равно могут. Вот почуять — нет.
  • «Аватар: Легенда об Аанге» — если при общении с духом Кохом Похитителем Лиц не держать постоянно морду кирпичом, он её у вас украдёт.
  • «Царевны» — инструкция к безопасному, в принципе, заклятию зимы обрывается после слов «ни в коем случае не прикасайтесь к». После колдовства в воздухе появляется магический шар, а на улице начинает идти снег. Одна из Царевен задаётся вопросом, к чему же нельзя прикасаться, и сразу же трогает шар.

Комиксы[править]

  • Oglaf — монстр совершенно честно говорит, что его заколдовали, и проклятие может снять только поцелуй. Разумеется, суть проклятия в том, что он может жрать только тех, кто его поцелует.

Аниме[править]

  • «Суперпоросёнок» — в параллельном мире нельзя оглядываться, иначе случился какая-нибудь бякость. Героям пришлось идти вперёд и вперёд, сделав огромный круг, чтобы выйти обратно к порталу.
  • JoJo's Bizarre Adventure: кроме «обычных» стендов, которые незатейливо дотягиваются до цели и делают с ней страшные вещи (или сперва идут по следу, а потом делают), хватает и таких, у которых очень оригинальные условия активации (или перехода в агрессивный режим). Во многих схватках единственный способ выживания — понять, на что реагирует стенд, и ни при каких обстоятельствах не делать это (найти/вычислить юзера и открутить ему голову — это уже второй этап). Вот несколько триггеров:
    • Death 13 — не засыпать в присутствии его обладателя.
    • Osiris и Atum — не проигрывать его владельцу в предложенную игру, иначе лишитесь души.
    • Anubis — не вынимать меч из ножен. И не позволять этого делать другим!
    • Bastet — не совать пальцы куда не следует трогать подозрительные розетки.
    • Sethan — не стоять на тени владельца стенда.
    • Black Sabbath — если зажигалка стенд-юзера потухла, не пытаться зажечь её снова. Если правило уже нарушено, и стенд появился — опять же держаться подальше от любых теней.
    • Notorious B.I.G — не делать резких движений.
    • Green Day — не опускать части тела ниже текущего положения. Просто ходить, как ни странно, можно, хотя, чтобы сделать шаг, ногу надо сначала поднять, потом опустить.
    • Paper Moon King — не прикасаться к оригами.
    • California King Bed — не нарушать условия, которые задал владелец стенда.
    • Born This Way — не открывать ничего. Даже записную книжку.
    • Doobie Wah! — не дышать! Надолго ли вы умеете задерживать дыхание?
      • Субверсия с Aerosmith. Когда цель не в поле зрения, Наранча выслеживает её по выделяемому углекислому газу. То есть, по тому же дыханию. Чтобы уйти и не схлопотать пулемётную очередь, нужно либо дышать поменьше, либо понаставить «тепловых ловушек».
    • Vitamin C — избегать отпечатков рук стенда (проблематично — отпечатков обычно очень много).
    • Blue Hawaii — не притрагиваться к частям телам владельца стенда. Держаться подальше от зомби, которые уже притронулись.
  • Danganronpa 3: Hope — у каждого участника свое табу, нарушение которого карается смертью. Есть и относительно нормальные (не лгать), но большей частью намеренно почти невозможные (не бегать по коридорам, не открывать двери, не класть еду в рот и т. д.)

Видеоигры[править]

  • Мор (Утопия) — фанатики-поджигатели атакуют героя, только если он заражён песчаной язвой. Поджигатели, которые настроены агрессивно вне зависимости от заражения, встречаются только в побочном квесте Бакалавра.
  • Minecraft — Странники Края безобидны… если не смотреть им в лицо.
    • Пиглины не будут кидаться на вас до тех пор, пока вы не снимете с себя золотую броню.
  • Left 4 Dead — Ведьма не атакует игроков, если они не трогают её и не светят в глаза фонариком.
    • Ещё она реагирует на шум, причем почему-то только от выживших. Однако если просто шуметь рядом с ней, она кинется убивать не сразу, а сперва медленно встанет и даже немного порычит. Если дружно перестать прыгать и стрелять (а это бывает сложно, если прёт орда), и вообще отойти подальше, она спокойно сядет плакать дальше.
  • Silent Hill Homecoming — здешние медсёстры реагируют на любой громкий звук, даже на слишком громкие шаги героя при беге. Если передвигаться аккуратно, монстров можно просто обойти. В отличие от предыдущих частей, где они ковыляли к герою вполне осознанно и целеустремлённо, чтобы проломить ему череп какой-нибудь ржавой трубой.
  • Metro 2033 — библиотекари не атакуют игрока, если он смотрит в их глаза.
  • Emily wants to play — вся игровая механика построена на этом принципе. В наличии кукла по имени Кики, на которую надо смотреть, не отводя взгляд, пока она не исчезнет, клоун, в присутствии которого нельзя шевелиться, и не совсем подходящий под троп Честер, от которого надо немедленно убегать в другую комнату. Для непросвещённого игрока задача осложняется тем, что внутриигровые подсказки на доске в одной из комнат дают совершенно противоположные советы.
  • Серия Oddworld — парамайты не нападают первыми, все время держась на расстоянии, пока их не загонят в угол. Но вот если их окажется сразу двое…
  • Don't Starve — нейтральные к игроку кроликолюды звереют и набрасываются толпой, если у него в инвентаре или руках есть мясо или мясосодержащие блюда.
  • Avorion — корабли ксотанцев изначально неагрессивны к игроку, но любой выстрел из турели провоцирует их на атаку, даже если «выстрелить» из безобидной шахтёрской турели в астероид, находясь при этом на другом конце карты.
  • StarControl II — не надо расспрашивать Орзов об Андросинтах. Ну просили же, не надо! Что, опять? Умри, наглый тупица!

Музыка[править]

  • «Князь Тишины». В стихах венгерского поэта Эндре Ади он — эдакое олицетворение фатальной депрессии, которая мгновенно раздавит человека, если он замолчит, остановится, позволит миру вокруг себя погрузиться в ту самую тишину. «Наутилус» положил на музыку перевод известного поэта Л. Мартынова, взятый из советского сборника венгерских стихов. Там стихотворению придана такая буквальность, что Князь во все свои десять сажен (около 22 м!) вступает в этот троп.
  • Михаил Щербаков, «Заклинанье». Не ходи болотной тропой. Ты можешь ходить где хочешь, и вообще заниматься чем угодно — лишь держись подальше от болотной тропы! Но, разумеется, запрет ты игнорируешь… Постой, а не от тебя ли самого защищает всех остальных этот запрет?

Интернет-проекты[править]

  • SCP Foundation — огромное множество различных объектов, самые известные из которых — SCP-096, на которого нельзя смотреть, и SCP-173, на которого нельзя НЕ смотреть.
    • Педаль в пол: при неудачном стечении обстоятельств они могут оказаться рядом.
      • Также 380-KO (корейского филиала), который НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ нельзя располагать близко к печатным материалам. Относится и к текстам о 380-KO.

Реальная жизнь[править]

  • Некоторые верят, что ради безопасности надо строго соблюдать те или иные табу, даже, на первый взгляд, совершенно иррациональные.
  • Некоторые гейсы являются разновидностью этого тропа. «С имяреком не случится [чего-то нехорошего], пока он не [сделает нечто]».
  • Знакомая всем с детства табличка «Не влезай! Убьёт!» обычно предупреждает о том, что за дверью, на которой она висит, находится оборудование под высоким напряжением. И действительно, если туда не лезть, ничего плохого оно вам не сделает.
  • Детские игры. Пол — это лава! «Да» и «нет» не говорить! Не думай о белом медведе!

Примечания[править]

  1. На самом деле, весьма неудачный перевод ничего не значащего слова «lesnerize». У русского «политурить» есть вполне определённый смысл — «употреблять низкокачественное спиртное». И это сбивает читателя с толку, потому что, судя по тому, на чём закончился рассказ, на самом деле имелось в виду чихание, и пришелец просто ухитрился переврать до неузнаваемости слово «sneeze». В переводе можно было хотя бы использовать похожее по звучанию слово, например «чеканить» — так уже достаточно непонятно, что именно имелось в виду. Есть перевод с вариантом «гунькать»