Жуткие увеселения

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Вау! Это обещает быть весёлым! »
— Калеб о темном карнавале культистов
« Странные праздники… Что-то меня знобит от этого веселья! »
— Лекарь Орландо из фильма «Сказка странствий»
« ВЕ-СЕ-ЛУ-ХА!!! »
— Крестанутые знают толк в сабже.

Жуткие увеселения — категория приемов, применяемых в жанре ужасов. Заключается в том, что образы, которые обычно вызывают у людей радость, при нестандартном использовании превращаются в источник страха. Для этого надо всего лишь намекнуть на чуждость, мертвость или опасность того, чему в обычных условиях человек бы обрадовался.

Разновидности[править]

(link)

Прогулка по парку ужасов
  • Злобный клоун. С клоунами проще всего: некоторые их и так боятся, самых обыкновенных. А если клоун еще и мерзкое, желающее всех уничтожить существо, то его испугается любой.
  • Дед Отмороз. Новогодняя версия злобного клоуна, с той лишь разницей что Дед Мороз вызывает больше доверия чем клоун, особенно в снежную погоду, в тёплой комнатке с ёлкой. И всегда этот персонаж радует подарками — от топора на шее до пули в груди родственника.
  • Страшный парк развлечений. Луна-парк, или парк культуры и отдыха, подсознательно воспринимается нами как нечто светлое, полное людей, сладкой сахарной ваты и тщательно проверенное на безопасность. Но если ничего из этого не соблюдается — парк становится твердыней зла. Там наверняка темно и пусто, аттракционы так и норовят разбить тебя в мясокостную муку, а в аллеях прячутся зомби.
  • Цирк ужасов — аналогично предыдущему случаю.
  • Круизный лайнер. Роскошное судно, на котором наслаждаются красивой жизнью «сливки общества»? Не спешите радоваться: наверняка у них у всех есть скелеты в шкафу, а возможно, они вообще все призраки, и ваш маршрут пролегает через Бермудский треугольник…
  • Диссонирующий саундтрек. Что может быть лучше весёлой, бодрой и радостной (или красивой и лирической) музыки? Ничего. Но только если этой музыкой не сопровождается лютый кромешный ад. Особенно эффектно в этой ситуации могут быть использованы ярмарочный органчик — каллиопа, колокольчики или детский хор наподобие «Вместе весело шагать по просторам», которые приобретают всю зловещесть своих старших братьев.
    • Жуткая фальшивая музыка. Для подчеркивания неуместности и неестественности веселой музыки в этой ситуации ее часто делают скверно исполненной: фальшивой, растянутой, с помехами.
  • Жуткий танец — если танцы прилагаются они будут такими.
  • Шоу уродов. Довольно жутко наблюдать за представлениями с калеками и уродами. Но многие авторы делают ставки не них, а на людей, наживающихся на их горе, и публике, которая наслаждается зрелищем. Дополнительные баллы, если артисты изначально были здоровыми людьми, которых искалечили насильно.
  • Жуткие увеселения могут получиться, если представители первых двух пунктов (или другие не самые приятные личности) захватывают обычное развлекательное заведение и устанавливают там свои порядки.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • Эдгар Аллан По:
    • «Прыг-Скок» — безымянный злой король, козёл и отвратительный толстяк, любит именно такие развлечения. На фоне других примеров из статьи его шутки, конечно, смотрятся блекло, но и их хватило, чтобы злопамятный шут в отместку за все унижения придумал ему розыгрыш со смертельным исходом.
    • «Маска Красной Смерти» — бал у принца Просперо. Когда устраиваешь пир во время чумы, не забывай, что чума ходит в гости без приглашения.
    • «Король Чума» — пир короля Чумы и его придворных.
  • В. Гюго, «Человек, который смеётся» — в некоторых главах описаны специфичные развлечения английских лордов XVII—XVIII вв.
  • Карло Коллоди, «Приключения Пиноккио» — Страна Развлечений, настоящий рай для детей, где маленькие любители забав от безделья превращаются в ослов, которых потом продают как скот.
  • Рэй Брэдбери, «Надвигается беда» (и экранизация). «Этот Луна-Парк ничем не отличается от людей. Мужчина, женщина, вместо того чтобы разойтись в разные стороны или убить, готовы всю жизнь истязать друг друга, драть волосы, вырывать ногти, боль одного другому — наркотик, придающий смак существованию. Луна-Парк за километры чует терзающиеся души и мчится туда, чтобы погреть руки на их боли».
  • Братья Стругацкие, «Хищные вещи века». «— Их много пришло… Это она их привела… И принесли ее… Была луна… Они отпилили ей макушку… Она кричала, так кричала… А потом стали есть ложками… И она ела, и все смеялись, что она кричит и бьется… А потом завалили деревом и сожгли… И плясали у костра… А потом все зарыли в саду… — …Дураки от безделья и от жира угощаются мозгом живой обезьянки. Это просто противно. Тем более что это они не сами придумали. Это еще тысячу лет назад — и тоже с жиру — придумали толстые тираны на Дальнем Востоке».
  • Король сплаттерпанка Ричард Лаймон, роман «Луна-парк» — парк аттракционов населяют агрессивные и совершенно безумные бомжи, а по ночам к веселухе подключается не менее отмороженная подростковая банда.
  • Р. Л. Стайн, «Один день в Парке Ужасов» — заехавшая не туда семья оказывается в парке Кошмария, все служители которого являются монстрами. Есть продолжение «Возвращение в Парк Ужасов», спин-офф на 20 с лишним книг, экранизация в рамках сериала «Мурашки» и несколько компьютерных игр.
  • Стивен Кинг:
    • Пеннивайз же! Мы здесь все летаем, и, если ты возьмешь шарик, ты тоже полетишь…
    • «Страна радости» («Джойленд»). Хотя в целом там парк обычный, маньяком является лишь один из его сотрудников
    • «Страна Рождества» Джо Хилла — сынка создателя Пеннивайза. Неунывающий психопат Чарли Мэнкс похищает детей и увозит в страну, где всегда Рождество. Правда, дети там превращаются в бессердечных чудовищ с острыми зубами, зато они всегда счастливы, а Чарли за их счет молодеет.
  • Внезапно — пример из советской литературы, причём вовсе не мистической. Финальные главы книги «Перекрёсток» Юрия Слепухина. Весёлый выпускной бал, у юных героев, вчерашних школьников, успешно сдавших экзамены, большие планы на будущее. Почему увеселение жуткое? Потому что происходит оно в ночь на 22 июня 1941 года. И параллельно с описанием бала автор описывает начало войны, и ясно даёт понять, что случится с большей частью этих весёлых, жизнерадостных молодых людей.
  • Юрий Нестеренко, «Пещера ужасов».

Кино[править]

  • Советский «Полёт в страну чудовищ» — жутковатый механический придворный цирк короля Дуляриса, где актёров-роботов, например, распиливают пилой по-настоящему.
  • Х/ф «Отправь их в Ад, Мэлоун».
  • В фильме культового трэшедела Гершелла Гордона Льюиса «2000 маньяков» и его ремейке «2001 маньяк» заблудившиеся туристы из северных штатов оказываются на общегородском празднике в маленьком южном городке Плэзент-Вэлли. Поскольку южане до сих пор помнят Гражданскую Войну и понесенные в ней «обиды», практически все праздничные игрища завершаются мучительной смертью гостей.
  • В фильме Тоби Хупера «Фанхаус» и новеллизации Дина Кунца урод-психопат и его отец преследуют на аттракционах припозднившихся подростков, ставших свидетелями убийства.
  • Культовый черно-белый фильм «Карнавал душ» Герка Харви и его неудачный цветной ремейк.
  • В фильме ужасов Уильяма Ластига «Дядя Сэм» переодетый в костюм этого самого дяди зомби жестоко убивает «непатриотичных» граждан во время празднования 4-го июля.
  • Большинство итальянских фильмов ужасов и триллеров 1970-80-х годов демонстрируют идеальный пример саундтрекового диссонанса. Так, в триллере Лючио Фульчи «Не терзай утенка» молодую деревенскую колдунью забивают насмерть под красивейшую песню Quei Giorni Insieme A Te Рица Ортолани. Позднее Ортолани напишет не менее светлую и лиричную композицию Love With Fun для фильма с говорящим названием «Ад каннибалов».
  • Фильмы ужасов про Рождество и Новый год — великое множество! «Гремлины», «Черное Рождество» (оригинал и ремейк), «Снеговик», «Тихая ночь, смертельная ночь» (пять фильмов и ремейк), «Санта-Киллер», французский фильм ужасов «Позвоните Деду Морозу» — всех примеров не перечесть.
  • «Клоуны-убийцы из космоса» — именно то, что написано на упаковке.
  • «Бомж с дробовиком» — Дрейк и сыновья знают толк в жутких увеселениях. «Адреналин семейного отдыха!» (с)
  • «Внезапный удар» (четвёртая часть пенталогии о Грязном Гарри). Приблизительно в духе сабжа использована детская карусель, хоть это полицейский боевик-триллер, а не фильм ужасов.
  • «Машинист» — сцена, где протагонист ведет ребенка своей подруги в комнату страха. Аттракцион оказывается наполнен по-настоящему жуткими, сюрреалистичными, а местами и непристойными образами, а у ребенка под конец маршрута случается эпилептический припадок. Впрочем, ближе к финалу становится ясно, что эта сцена происходила исключительно в воображении протагониста, в искаженном виде отражая событие, из-за которого он страдает бессонницей.
  • «Чарли и шоколадная фабрика» — во-первых, сам фильм (когнитивный диссонанс — кто бы мог подумать, из чего на самом деле делаются знаменитые конфеты и на что шли покупатели билетов?), а во-вторых — затянутая сцена с «миленьким» кукольным спектаклем. +Звуковой диссонанс. Короче, надо видеть (хотя лучше не видеть).
    • (шёпотом) Простите, а из чего такого страшного всё-таки делаются сладости? Единственное более-менее «жуткое» изготовление сладостей, что нам показали — это коротенький эпизод со «взбитыми сливками», где демонстрируется избиение бедной коровки розгами. В «Очень эпическом кино», где был спародирован в том числе этот фильм, троп отыгран в большей степени: «Дети, вы хотите понять, что делает все эти сласти такими вкусными? Это особый, тайный ингредиент. Всего лишь (театральная пауза) человеческие органы. Сейчас мы добавим по кусочку каждого из вас в чудесные и вкусные сласти. Понимайте это буквально».
  • «Уродцы» (1993, не путать с фильмом 30-х годов!) — хозяин цирка уродов делает уродов из попавшихся к нему в лапы зрителей.
  • «От заката до рассвета», фильмы и сериал, где вампиры используют ацтекскую пирамиду под видом стриптиз-бара «Titty Twister» («Кручёная сиська») для заманивания байкеров и дальнобойщиков с последующей переработкой в мясо.
  • «Интервью с вампиром» — в «вампирском театре», который посещают Лестат с Луи, убийства французской публики совершаются по-настоящему!
  • «Собибор» — день рождения одного из сотрудников лагеря. Из развлечений — «крещение» евреев-заключенных (обливание спиртом с поджиганием), гонки на заключенных, впряженных в телегу (с расстрелом проигравшего) и прочие забавы.
  • «Клаустрофобы» — сабж теперь в современности! Под личиной квеструма скрывается реалити-шоу для любителей снафф-видео, а у его хозяев в анамнезе явно не без менгелеевщины.

Телесериалы[править]

  • Buffy the Vampire Slayer — на Хэллоуин студенты решили устроить в своем общежитии «комнату ужасов». Стараниями демона ужасы стали настоящими.
  • Mortal Kombat Conquest, серия «Праздник смерти» (Festival of Death) — по дорогам разъезжает передвижной балаганчик бродячих скоморохов. Скоморохи решили проводить весёлые массовые празднества, сочетая их со вполне легальными призовыми боями всех желающих, если тем не понаслышке знаком благородный путь боевых искусств. Шоу всего лишь стилизовано под «готишность»: труппа развлекателей одета упырями и прочей нежитью… Постойте-ка, да труппа и есть упыри и прочая нежить! Как и охранники шоу. Руководят же труппой две прекрасных молодых (на вид) женщины, из которых одна — демоница из Ада, а другая — адский стажёр, мечтающий о таком же статусе. А приз победителю упомянутого турнира рукопашников — не более чем фальшивка: все побеждённые на турнире умирают, и души их коллекционируются, а победитель каждого локального тура также расстаётся с земной жизнью и становится не просто нежитью, а её офицером — ещё одним «стажирующимся на демона».
  • «Доктор Кто», серия «Ночные кошмары»: милые детские песенки и игрушечный домик, превратившийся в подпространственную ловушку.
    • А в более поздней серии в инопланетной кунсткамере Доктор и Клара нарываются на оживших киберменов.
  • Вавилон 5, серия «And the Rock Cried Out, No Hiding Place»: под бодрый и весёлый мотивчик госпела нарнские повстанцы мучительно забивают до смерти центаврийского лорда Рифу. Правда, нельзя сказать что лорд Рифа, уконтропупивший орбитальными бомбардировками 89 миллионов нарнов и сделавший много еще чего нехорошего, того не заслужил.
  • Отечественные «Менты» самый первый сезон. В серии «Целую. Ларин» преступники устроили в баре бойню под «Маленькой елочке холодно зимой», а в серии «Страховочный вариант» бандиты восстанавливают справедливость (при помощи физического устранения коллег) под лиричную песню «Crazy». Т. е. саундтрековый диссонанс
  • Аналогично российский «Марш Турецкого» серия «Мертвый сезон в агентстве „Глория“». Преступники прикрепляют мину к днищу автомобиля свидетеля-чиновника, когда тот едет давать показания. Причем разыгрывают сценку — киллер изображает пьяного мужика, купившего яблоки. Преступление совершается под лиричную музыку, которая вполне подошла бы и для романтической сцены.
    • Кстати, в российских криминальных сериалах поначалу любили подобный диссонанс.
  • «В Филадельфии всегда солнечно» — придуманная Шайкой настольная игра «Чарди Макденнис». «Это не игра, это война». Включает в себя ритуальные пляски маори, внутривенное введение вина в качестве штрафа, склеивание разбитой пивной бутылки с последующим отпиванием из нее, второй раунд посвящен боли и выносливости, третий — эмоциональному унижению (в одной игре Ди вынесла два часа унижений, но потом «плакала целый месяц и попыталась покончить с собой»), а Фрэнк пытался ввести еще и четвертый раунд — «Ужасы», в духе «Пилы», где закоаннные в подвале игроки должны выковырять у себя из рук ключи пинцетами под током. А в беспрецедентном случае ничьей вскрывается Черная Карта, гласящая, что «победитель должен быть определен любой ценой: киньте монетку».
  • «И никого не стало» (2015) — довольно жуткая сцена, когда оставшиеся четыре жертвы устраивают «пир во время чумы», закидываясь алкоголем и кокаином и танцуют под голос с пластинки, зачитывающий их преступления. В оригинале ничего подобного не было, все сидели по комнатам и дрожали.

Мультфильмы[править]

  • «Мы вернулись! История динозавра» — эксцентрический цирк профессора Дурноглаза. Мрачные безумные шоу уродов, на которые ходят в основном готы и панки. За кулисами добрый профессор не прочь и сам создать пару монстров для своего представления.
  • «Пиноккио» — (см. Литература) большинство экранизаций. Особенно милыми и веселыми в огромных кавычках получились театр кукол в аниме-версии 70-х годов и таинственный океанский лайнер в полнометражке (только это как бы продолжение) «Пиноккио и Император Ночи». В «Пиноккио 3000» в парке детей превращают в роботов.
    • а ещё есть комикс где в Стране Развлечений штампуют из детей армию волков-оборотней.

Мультсериалы[править]

  • «Дэнни Призрак» — Цирк Готика. Руководитель с говорящим именем Фрик Шоу, циркачи — мрачные личности все в пирсинге, публика — сплошные готы и асоциальные типы… На самом деле всё ещё хуже: артисты — призраки, а Фрик Шоу — псих и заклинатель духов.
  • Недалеко ушёл от Фрик Шоу Зомбозо из «Бен 10» — клоун, хозяин цирка уродов, высасывающий из людей их радость. Ах да, он ещё и зомби-мутант.
  • «Кураж — трусливый пёс» — театр Великого Фусилли, где всех превращают в марионеток.
  • «Небесные рыцари» — ещё один театр, который захватила двухголовая ктулхоподобная тварь.
  • «Настоящие охотники за привидениями». Парк развлечений, который оккупировал Бугимен (переведен как Страшилище, а до этого как Домовой).
    • А ещё там были демонические весёлые горки, захваченные духами умерших животных из сгоревшего цирка, и тоннель ужасов демона Карро Занса.
    • В другом эпизоде охотники попадают на веселую телеигру с конкурсами и призом в виде поездки на Гавайи. Вот только игру устроил демон-трикстер, а все конкурсы — смертельно опасны и унизительны.
  • «Южный парк» — выдуманные Картмэном в припадке особого вдохновения милые рождественские зверушки, устраивающие кровавые оргии. В эпизодах про Воображляндию шокируют даже кинозлодеев.
  • «Непобедимая команда суперобезьянок» — 12 эпизод 1 сезона посвящён бродячему космическому цирку, попавшему под влияние Короля-Скелета. Получилось как раз это.
  • Такой же адский цирк (где все циркачи набирались из превращённых в мутантов людей с промытыми мозгами) был и в Totally Spies!. Управлялся четырёхруким уродцем — в некотором роде копиркиным Мистера Дарка из повести «Что-то страшное грядёт» Рея Брэдбери и Элайджи Скаггса из фильма «Уродцы».

Комиксы[править]

  • Girl Genius — развлечения династии Гетеродин. Особенно по случаю вступления на престол нового любителя, кхм, воплощать чёрный юмор.
  • Джокер, ребята, просто Джокер.
  • Crossed — развлечения заражённых. Порой весьма изобретательны и всегда очень кровавы, ведь вирус полностью убивает у человека все желания, кроме жажды совокупляться, разрушать и убивать.

Аниме и манга[править]

  • Sailor Moon: Цирк Мёртвой Луны королевы Нехелении.
  • Hellsing — классика саундтрекового диссонанса: погром Лондона солдатами Миллениума под дискотечную музыку. Весьма обоснованно: для бойцов расстрелы мирных жителей и уличные бои с армией и полицией — именно тот праздник, который они ждали пятьдесят лет.
  • Black Butler — цирк барона Кельвина.

Видеоигры[править]

  • Blood — 4-ый уровень первого эпизода «Dark Carnival». Практически полный набор: фальшивая цирковая музыка, карусели с горгульями, аттракционы с пинанием отрубленных голов, и полно всякой нечисти. Атмосферно.
  • CarnEvil — вся игра об этом.
  • Джонни Кейдж очень любит этот троп — то из противника куклу для чревовещания сделает, то «Сияние» спародирует…
  • Silent Hill, часть первая. Парк аттракционов тот ещё.
    • В третьей части присутствует тот же парк, но в ещё более эффектном исполнении.
  • Painkiller: Battle Out Of Hell — одна из локаций так и называется — «Парк Развлечений».
  • Left 4 Dead 2 — уровни с парком аттракционов и концертным залом, заполненные зомби.
  • Forbidden Syren 2 — парк развлечений на острове Ямидзима.
  • Hitman: Blood Money — парк аттракционов давно уже превратился в нарколабораторию, пора покончить с этим!
    • В Contracts — Садо-мазо вечеринка на мясокомбинате.
  • Fallout 4, DLC Nuka World — парк развлечений, заселённый рейдерами и прочей постапокалиптической живностью.
    • А в New Vegas — совершенно инфернальное заброшенное казино Сьерра-Мадре, окружённое ядовитым облаком. Из населения - голограммы охранников и гостей, а также загадочные Люди-призраки в противогазах.
  • Bully — комната смеха, где качки заперли ботанов. Протагонисту их надо спасти.
  • «Мор (Утопия)» — Караван Бубнового Туза — бродячий цирк, члены которого похищали приглянувшихся им детей и зверски убивали их родителей. К моменту начала событий игры разгромлен, а большая часть его артистов перебита. Немногие уцелевшие циркачи прячутся по глухим местам, как например Анна Ангел.
  • BioShock — довольно много элементов на протяжении всей трилогии. Можно вспомнить и безумного художника Сандера Коэна, обитающего на уровне Форт Весёлый, и мутантов-сплайсеров в карнавальных масках, и каток с ледяным мутантом из Burial at Sea, и, конечно, торговые автоматы с клоунским лицом. "Welcome to the Circus of Values!"
  • Five Nights at Freddy's — аниматроники, призванные дарить радость детям, по ночам из-за действий ГлавГада превращаются в жестоких убийц.

Настольные игры[править]

  • WarHammer 40,000 — тёмные Эльдар. И даже от представлений Арлекинов люди бывает сходят с ума.
    • А в Warhammer Fantasy Battles есть Карнавал Хаоса, порождённый больной фантазией Дедушки Нургла, бога болезней и разложения. Бродячие артисты оказываются служителями бога чумы и разложения Нургла, о чем жители деревни узнали слишком поздно. «Толпа взорвалась смехом еще раз, когда шутовской Рыцарь Пантер, в жестяной броне и с деревянным мечом, поскользнулся на внутренностях. Это была сцена битвы; свиная кровь, веревки и кишки животных покрыли подмостки в процессе этой глумливой резни».
    • Был еще короткий комикс Карнавал Превращений, про карнавал Тзинча.
  • GURPS — GURPS Horror описывает и такие варианты.
  • Magic: The Gathering — культ Ракдоса с Равники очень-очень любит очень-очень своеобразно веселиться.

Телевидение[править]

  • WWE — передача внутри передачи: «Увеселительный дом светлячков» (Firefly Fun House) с ведущим Брэем Уайттом. Стилизовано под телепередачи для детей дошкольного возраста: слащаво-весёлая музыка, яркие краски, жизнерадостно переигрывающий ведущий... Вот только куклы, выступающие соведущими Брэя, откровенно пугают, на экране порой происходит крайне странное действо вроде распиливания Уайяттом собственной картонной копии при помощи бензопилы, а сам ведущий имеет милую особенность превращаться в демоноподобную тварь, известную как Изверг.

Музыка[править]

  • «Король и Шут» — признанные мастера, особенно давали жару в ранних альбомах. «Кукольный театр», «Весёлые тролли», «Отец и маски», «Проказник скоморох», «Тень клоуна», «Санта-Клаус»… «Камнем по голове» — аверсия: злодей в страшной маске пришёл на праздник к мирным обывателям.
    • КняZz — «Роковой карнавал».
  • Творчество ныне распавшегося коллектива Vigilia (г. Чита, не путать с другими одноименными коллективами), например, композиции «Ночь в латинском квартале» или «Сарабанда»
    • Проект «Чёртова кукла» (С-Пб.), продолжатель традиций Vigilia.
  • Цирк Безумия KISS, своего рода классика. В клипе тема раскрыта полнее, но как-то «вбок» относительно самого текста.
  • Песенка Вокалоидов «Цирк Чёрного леса» — вся об этом.

Реальная жизнь[править]

  • Гладиаторские бои и травля дикими зверями в Риме.
  • «Ледяной дом» Анны Иоанновны — свадьба двух живых людей, шутов, которые должны были провести в нём первую брачную ночь.
  • В нацистских концлагерях была весьма распространена издевательская практика — сопровождать пытки и мучения заключенных музыкой. Это были обычно транслируемые во всю громкость немецкие оперы, распевание народных немецких песней или маршей хором заключенных или игра лагерных оркестров. Особенно отличился Яновский концлагерь смерти, организованный в 1941 г. на окраине Львова. Пытки и казни регулярно сопровождала музыка лагерного оркестра из лучших еврейских музыкантов, причем обычно исполнялось танго «Утомлённое солнце». Накануне освобождения Львова нацисты истребили и сам оркестр, и тоже под его же музыку.
    • В эпиграфе к песне «Баллада о вечном огне» Александр Галич написал: «…Мне рассказывали, что любимой мелодией лагерного начальства в Освенциме, мелодией, под которую отправлял на смерть очередную партию заключённых, была песенка „Тум-балалайка“, которую обычно исполнял оркестр заключённых».