Странные вещи на фотографии

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Представьте себе, что главный герой сделал какой-то снимок с помощью фотоаппарата. Затем он несет пленку в проявку, или в случае мгновенной или цифровой фотографии сразу же любуется результатом — в общем так или иначе смотрит на снимок, и видит там нечто, чего он совершенно не снимал. Человек, которого не было, и не могло быть в кадре. Возможно, призрак. Таинственные следы на теле одного из людей. Неопознанный летающий объект. Просто пейзаж с другой планеты, или животное, не слишком ласково глядящее на него.

Таким образом, герой сразу получает в свое распоряжение тайну, которую необходимо раскрыть. И это еще в лучшем случае — а если он снимал самого себя в зеркале, то зачастую еще и тайну, которую надо раскрыть, чтобы не умереть.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • «Случай на советско-польской границе» (возможно, основан на каком-то литературном произведении или фильме — у Успенского проходит в разделе «Олитературенный фольклор»). Солдаты, дежурившие на границе возле заброшенного замка, замечают в окне одной из комнат какой-то свет и отправляются туда, но при виде того, что находилось в комнате, с диким криком падают замертво. На радужке их глаз отпечатывается то, что они увидели, это нечто фотографируют. Однако каждый, взглянувший на фотографию, моментально умирает от разрыва сердца. Фотографию сжигают, что запечатлелось на снимке остается тайной.
    • Похожая история «Таинственный колодец» — геолог, спустившийся в колодец, видит нечто, что превращает его в косматую тварь с рогами. Его товарищам удается спустить в колодец фотоаппарат и сделать снимок таинственного явления, однако уже в городе при проявке фотографии их знакомый фотограф также превращается в безобразное существо. Тогда геологи сжигают фотографию, но на улице тут же темнеет, а в окне загораются «чьи-то зеленоватые глаза». Все герои бесследно исчезают; что с ними сделал обладатель зеленых глаз, кто он был такой, что находилось в колодце и запечатлелось на фотографии, почему увидевшие его сами обезображивались — остается загадкой.

Литература[править]

  • Кортасар, рассказ «Слюни дьявола» — с прикрученным фитильком, т. к. непонятно, действительно ли фотограф нечаянно запечатлел на снимке людей, собирающихся совершить преступление, и их будущую жертву или же просто домыслил разные ужасы.
  • Всеволод Нестайко, «Тореадоры из Васюковки» (третья часть) — Ява сделал фотографию безголового призрака из местной легенды — несправедливо казнённого казака. Главгерои наделали много шума, но Призрак оказался сушащейся на плечиках нейлоновой рубашкой. А Ява психологически был настроен его увидеть.
  • Кир Булычев, «Сапфировый венец» — эпизод с фотографией одного из героев в крымском музее. То он исчез прямо на глазах, то вновь появился на снимке. Правда, эта линия так и не получила дальнейшего развития.
  • Стивен Кинг, «Солнечный пёс» — на фотографиях, сделанных проклятым «Поляроидом», видна одна и та же зловещая черная собака, которая постепенно приближается к главному герою.
  • Что там было у Пратчетта о фотографиях большого пальца?
  • Лю Цысинь, «Задача трёх тел» — когда главный герой делает фото, на снимках появляются цифры, складывающиеся в обратный отсчет.
  • Р. Л. Стайн, «Смертельное фото». Подростки находят в заброшенном доме старый фотоаппарат, делающий моментальные фото по типу «Полароида» — он делает моментальные фото, на которых с объектом съёмки всегда происходит нечто ужасное… и вскоре это сбывается и в жизни.
    • А также продолжение «Улыбнись и умри» и спин-офф «Улыбнись и умри крича».
  • «Омен»[1] — на фотографиях иногда проступал дефект в виде облачка, и вскоре после этого сфотографированный умирал каким-нибудь заковыристым способом.
  • Евгений Абрамович, «Дефекты» — собственно, заглавные дефекты архивного фото, которые рассматривает герой. При ближайшем рассмотрении оказываются мухами, в гигантских количествах обсиживающими фотографируемых.
  • Роберт Блох, рассказ «Что увидишь — то получишь»: все, кого снимает фотоаппарат, некогда принадлежавший магу, гибнут. Сфотографировав самого себя, герой пытается обмануть судьбу; получается лишь самосбывающееся пророчество.
  • Уильям Гибсон, «Граф Ноль» — таинственные шкатулки и их фотографии: одна из трёх основных сюжетных линий расследует их происхождение.
  • Шон Хатсон, «Жертвы» — герою пересаживают глаз убийцы, и он получает возможность видеть особую ауру на фотографиях людей, которых вскоре должны убить.
  • Юрий Нестеренко, повесть «Место» — обитатели Места и члены пропавшей экспедиции на фотографиях или выходят не в фокусе, или выглядят не так, как в реальности.

Кино[править]

  • «Фотоувеличение» (1967) Антониони. Фильм снят по мотивам рассказа Кортасара «Слюни дьявола». Тут, в отличие от рассказа, преступление несомненно происходит.
  • «Асфикс/Дух мертвеца» 1973 года — на снимках гибнущих людей отображается некий дух смерти, забирающий душу человека в момент гибели. Учёный, заметивший это, решает, что изолировав духа в нужный момент, можно жить вечно. Вот только бессмертие оказывается дефективным.
  • «Астрал» («Insidious») — на детских фотографиях Джоша можно увидеть призрак старухи в черном. С каждой фотографией ее изображение становится четче и она все ближе к Джошу. После, когда Джош выходит в астрал на поиски сына, он встречает эту старуху, и она вселяется в его тело.
    • Когда жена Джоша в конце фильма взяла в руки фотоаппарат, то увидела на фотографии вместо мужа эту старуху.
  • «Звонок» — жертв проклятия можно опознать по размытым лицам на фотографиях и видеозаписях.
    • Высмеяно в «Очень страшном кино 3»: у фотографируемых действительно такие рожи.
  • «Возвращение» (2003, реж. Андрей Звягинцев. Почти весь фильм посвящён общению двух братьев-мальчиков с приехавшим отцом «Иван находит на чердаке семейную фотографию, и они убеждаются, что это действительно их отец». «Мальчики садятся в машину [отца] и обнаруживают в ней фотографию, похожую на ту семейную фотографию с чердака, но отца на ней почему-то уже нет… В финале фильма идёт ряд чёрно-белых фотографий, сделанных мальчиками в поездке, и более ранних. Видно, что за всю поездку нет ни одного кадра, доказывающего, что их отец действительно был там с ними».
  • «Кочевники» (1986), мистический триллер Джона Мактирнана — вариация на тему. На фото не добавляется ничего нового, зато на нем не хватает некоторых сфотографированных людей, поскольку они на самом деле — злые духи.
  • «Омен» — на фотографиях с будущими жертвами Дэмиена видно, каким способом они умрут.
  • «Полароид» 2017 года.
  • «Камера-обскура» 2017 г.
  • В фильме «Пункт назначения 3»: в самом начале главная героиня Венди Кристенсен делает фотографии своих однокурсников для выпускного альбома. Каждая из фотографий имеет подсказки к тому, как умрёт человек, на ней изображённый.
  • «Фото на память» (2018) — каждый сфотографированный человек совсем скоро умирает, а само фото содержит предсказание этой смерти. Иногда самосбывающееся.
  • «Наследие Вальдемара» — в начале фильма, когда главная героиня засыпает, фотография заброшенного особняка Вальдемара внезапно оживает: изображение приближается к окну, к которому изнутри дома приближается какая-то фигура.
  • «Шестое чувство» — на детских фотографиях Коула заметны повторяющиеся еле заметные дефекты — один из ранних «звоночков», сигнализирующий о его особой связи с загробным миром.

Телесериалы[править]

  • «Секретные материалы» — фотографии, сделанные в присутствии маньяка, отпечатывают лица намеченных им жертв.
  • «Доктор Кто»:
    • В серии «Багровый ужас» обыгрывается легенда, что на фотографии в зрачке убитого можно увидеть то, на что он смотрел перед смертью.
    • В двухсерийнике «Время ангелов/Плоть и камень» выясняется, что изображения плачущих ангелов представляют не меньшую угрозу чем сами ангелы, ибо любое изображение ангела становится ангелом. Поэтому нигде нет их фотографий или даже нарисованных изображений, зато была одна 4х-секундная видеозапись… Таким же способом, ангел отпечатывается в зрительной коре Эми Понд, медленно ее убивая, и стараясь ее напугать.
    • В серии «Прячься» на фотографиях поместья Калиберн жутковатый призрак на фотографии появляется на протяжении всей истории Земли — со времен первичного бульона до гибели планеты от увеличивающегося Солнца. Выясняется, что это первая путешественница во времени, потерявшаяся в карманной вселенной, где время идет гораздо медленнее по сравнению с нашим.
  • «Театр ужасов Кадзуо Умэдзу» — «Диета» (эпизод 2). Инверсия — главная героиня вдруг стала замечать, что вместо неё на фотографиях стала появляться толстая и малосимпатичная девушка. Потом её же она стала видеть в случайных отражениях на зеркале и окне. Это её довело до грани нервного срыва, и только во второй половине серии выяснилось, что толстуха и есть её истинное отражение. Сама же она видела и считала себя стройной и симпатичной школьницей, окружающие же после этого сказали ей, что эту истину не могли донести до неё годами и потом просто махнули на эту её странность рукой.
  • «Очень странных делах» — Нэнси понимает, что творится что-то неладное именно когда видит то, чего на фотографии быть не должно. С прикрученным фитильком, потому что замечают Демогоргона на фотографии далеко не сразу.

Телевидение[править]

  • «Городок» — «Приколы нашего городка» в 75-м выпуске. Актёр просит прохожих его сфотографировать (то с «женой», то одного). В полароид вставлены заготовленные фотографии — в варианте с женой она просто на снимке отсутствует, а на сольном же фото ещё круче: рядом с фотографируемым появляется «призрак» (другой актёр, обмотанный бинтами, ещё и поверх противогаза). Прохожие, увидев такие снимки, смешно реагируют, хорошо хоть никого кондрашка не хватила.
  • Один из частых трюков индонезийской фокусницы Рианы, использующей хоррор-образ (в частности, одежду, причёску и манеру поведения под героиню ужастка «Звонок)», показанный в разном обрамлении, в частности, на шоу Asia Got Talent и America Got Talent — фотографирует выбранного человека в аудитории (на GT — в жюри) поляроидом, дает ему свежее не успевшее еще проявиться фото и прочит держать изнанкой вверх, делает другие фокусы, а потом предлагает посмотреть на фотографию — где за плечом «жертвы» обнаруживается изображение её самой или «случайно» выбранного человека. Разгадка, естественно, в подготовленной плёнке с двойным экспонированием.

Мультсериалы[править]

  • «Гриффины» — шутки ради (герои об этом забыли в следующей же сцене). В одной из серий Питер и его друзья решили снять своё вирусное видео. Сделали несколько попыток; например, Питер каждый день фотографировался, стоя в ванной, и потом сделал из фотографий видео и наложил трогательную песню. Ближе к концу появляется какой-то мальчик в одном белье с голубой кожей, чёрными глазами и красными белками глаз. На каждой фотографии он всё ближе к Питеру, в итоге Питер его даже увидел (после этого мальчик на фотографиях не появлялся), и на последних фото был невыспавшимся и небритым.
  • Выстебано в «Phineas and Ferb»:
« Майор Монограмм: Посмотрите, агент П. Видите что-нибудь странное? (протягивает фотографию с летающими тарелками, ожившими динозаврами и тому подобными вещами)
Агент П: (молча охреневает).
Майор Монограмм: Да-да, вот здесь.
Агент П: (с помощью лупы едва рассматривает в углу фотки облачко в виде слова «ФУФЕЛ»).
Майор Монограмм: Тут написано «ФУФЕЛ», а это значит Фуфелшмертц! Выясните, что он замышляет!
»
— Конечно, ведь больше на фотографии не было совершенно ничего подозрительного...

Аниме и манга[править]

  • GoShogun: Toki no Étranger — будущим жертвам вручаются фотографии, где видно, как они умрут. Жертвы, правда, активно не согласны.
  • JoJo's Bizarre Adventure — призрак Киры-старшего. В рамках своей фотографии он вполне может навредить.
  • Another — в прошлом на выпускной фотографии появился дух погибшей ученицы. В финале наоборот — человек, который был призраком, исчезает с фотографии.

Видеоигры[править]

  • В «Fatal Frame» — снимки, сделанные камерой-обскурой, показывают обитателей потустороннего мира. Также снимок с Кодзи Агато показывает, как он умрет.
  • Игра Singularity — в подземной лаборатории, где спрятан МВП, на столе стоит сломанный «полароид». Если восстановить его с помощью МВП и нажать кнопку «использовать», фотоаппарат даст снимок, на котором позади ГГ стоит монстр. И он действительно там стоит. Если обернуться тут же — нападет незамедлительно, если попытаться уйти в сторону, не сдвигая прицел, — 50 на 50, либо нападет, либо останется стоять, пока на него все же не посмотришь с уже безопасного расстояния. Иногда при движении в сторону (видимо, из-за бага) может застыть истуканом и так и стоять, даже если в него начать стрелять, либо вообще исчезнуть.
  • Clive Barker’s Undying — скорее «странные вещи на картинах». Герой имеет дар «ясновидения», показывающий «истинную сущность вещей». Если посмотреть на групповой портрет Ковенантов с этой способностью, увидишь не милую дружную семью, а бандита-психа-мутанта трсанти, призрака в виде оскальпированного тела, некроманта с собственной отрубленной башкой в руках, страхолюдную ведьму и косолапую зубастую монстрюгу. Да еще зловещие миньоны по бокам появляются.
  • Life is Strange — с прикрученным фитильком: со странной ряби и звуков на фотографии в третьем эпизоде начались еще более закрученные события, связанные с силами Макс.

Музыка[править]

  • Тимур Шаов, «Правда глаза колет» — о фотографе, на работах которого проявлялась истинная суть фотографируемого. После работы по заказу кого-то «главного в Москве», фотографируя подчинённых и подчас его самого — закончилось плохо для героя.

Прочее[править]

  • В начале 2010-х в интернете была популярна головоломка «майндфак». Принцип её в том, что это обычная фотография. Но если посмотреть повнимательнее… Например, на одной фотографии была изображена обычная сцена с парком в тумане. Но присмотревшись, можно было разглядеть: из тумана прямо на зрителя приближается динозавр! Традицию продолжили уже в конце 2010-х жанром cursed/unnerving images. В остальном, чаще всего в майндфаках мелькают совершенно обычные вещи в ужасном, смешном или непристойном виде.
  • Есть вариант, когда под майндфак замаскирован скример: на самом деле фотография представляет собой анимированный GIF, показывающий статику довольно долгое время. Когда клиент тщательно упрется в картинку, на которой ничего особенного нет, ища детали — внезапно покажет жуткую жуть.
  • ИРЛ. Многие, работавшие с камерами наблюдения, замечали, как в кадре бесследно пропадают быстро движущиеся предметы, обычно — пешеходы и автомобили. Мистика? Нет, просто алгоритмы компенсации движения при обработке видео могут случайно затереть соседние кадры. А ещё это был взрыв болотного газа.
    • Сему посвящено немалое внимание в романе Владимира Савченко «Должность во Вселенной».
    • На фотографиях со вспышкой многие фантомы образованы отражающими поверхностями. Например, отражение в чашке чая, которая даже не попала в кадр, дает жуткое привидение на стене за спиной у объекта съемки.
    • Справедливости ради, следует сказать, что на пленке действительно можно запечатлеть нечто, невидимое для невооруженного глаза — все же диапазон чувствительности глаза и фотопленки немного разный. Педаль в пол — ИК-фотография. Аналогично — дефекты при проявке, некоторые из которых вполне могут напугать несведущих людей.
  • Много историй на тему наблюдения НЛО построено на основании этого тропа. «Пошел снимать красивые пейзажи, ничего необычного не видел. Проявил пленку — а там ТАКОЕ!».
  • w:Солуэй-Фертский космонавт. Считается, что таким причудливым образом попала в кадр и исказилась фигура матери изображённой на фото девочки.
  • Грех не вспомнить печально известного в определенных кругах профессора РАЕН Чудинова и его «мокоидов».
  • Весьма контраверсионная статья, авторы которой якобы обнаружили движущиеся объекты на фотографиях с Венеры. Противники таких выводов утверждают, что повысить точность фотографий невозможно, а с помощью приведенных в статье методов можно только повытаскивать все шумы, которыми на самом деле движение и объясняется. Публиковалось; правда, в издании не самого высокого уровня.

Примечания[править]

  1. Следует иметь в виду, что первоисточник всё-таки фильм, а книги представляют собой новеллизации. Первая книга была выпущена за две недели до выхода уже готового фильма лишь в качестве рекламной акции.