Подъезды и подворотни

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

В подворотне нас ждёт маниак, Хочет нас посадить на крючок.

»
— Мумий Тролль, «Утекай»

Промежуточные между квартирой и улицей городские территории — подъезды (они же парадные), лестницы и лестничные клетки, лифты, подворотни, дворовые проезды и закоулки (при условии легкого доступа также крыши, балконы, подвалы и Т.П.) — обладают особой зловещей аурой. Это пространство опасности. В своей квартире человек чувствует себя в безопасности по определению. На улице (если город не совсем уж Мерзкий Улей) более-менее тоже: всё-таки вокруг люди, есть освещение, и места много, так что в худшем случае есть куда убежать. Промежуточные территории — другое дело. Они доступны для проникновения, обычно плохо просматриваются, не всегда освещены, там тесно и бежать некуда — идеальное место для засадного хищника городских джунглей. Загаженные подъезды хрущёвских пятиэтажек с выкрученными лампочками, старопитерские дворы-колодцы с тёмными просквожёнными подворотнями и зловеще-слепыми стенами брандмауэров, американские подземные паркинги, гигантские, безлюдные и полутёмные… Как в медиа, так и, увы, в реальной жизни, в таких местах могут подстерегать жертв киллеры, маньяки, грабители, насильники, обдолбанные или пьяные отморозки. И каждый работающий или учащийся горожанин вынужден проходить через них минимум дважды в день, зачастую поздно вечером. Отсюда Страхи взрослого человека вокруг таких мест и любовь к ним в жанрах триллера, хоррора и во всяческой чернухе. Правда, будем справедливы, иногда неожиданно попадаются весьма чистые и уютные экземпляры подъездов (разумеется силами жителей), с цветами, картинами и чистотой высокого уровня. Да и вообще, к подъезду применимо правило, чем он грязнее, тем больше его будут загрязнять.

А ещё здесь постоянно гадят.

Примеры[править]

Общее[править]

  • Очень распространённое место действия в отечественных крипипастах: в домах-муравейниках нередко настолько стрёмные подъезды (а также лифты), что воображение рисует нечисть в каждом тёмном углу. Завсегдатаи Мракопедии наверняка припомнили сейчас много историй — «Он», «Тени под лестницей», «Хлам», «Шмяк. Хлюп. Сссссс» и прочее. В последнем примере, кстати, загадочная «НЁХ» водится в подъезде не какой-то загаженной «малосемейки», а вполне себе пристойного дома с консьержкой (причём эта самая бабка-консьержка уже даже вполне привыкла к описанным в названии звукам за дверью).

Литература[править]

  • Корней Чуковский, «Тараканище» — именно из подворотни (посреди джунглей!) выскочило насекомое.
    • Дык пародия. Джунгли и каменными бывают, и в них подворотень завались.
  • Сергей Лукьяненко «Ночной Дозор» — туда же вампиры заманивали Егора в самом начале книги.
  • Эд Макбэйн, «87th Precinct» — инверсия в «Fuzz» («Легавые»). Для Глухого с простреленным плечом, который напоролся ночью на улице на поджидавшую людей шпану, незапертый подъезд оказался ключом ко спасению: он поднялся наверх и ушел по крышам. Для шпаны — наоборот: начавших дергать двери подъездов в поисках потенциальной жертвы парней заметили и тут же повязали полицейские.

Телесериалы[править]

  • «Великолепный век» и сиквел «Великолепный век. Кёсем» — в коридорах Топкапы (дворца, где жили султан, его гарем и родня) ходить весьма опасно: запросто могут убить/похитить и никто никогда ничего не узнает.

Музыка[править]

  • «Чайф», «С войны» — первые же слова «в твоем парадном темно…» настраивают на невеселый лад. Основная драма разыгралась не в подъезде, а во дворе, но всё же.
  • «Наутилус Помпилиус», «Христос» — «Мне снилось, что Он пил вино в подъезде со шпаной, и били до смерти Его цепочкою стальной».
  • ДДТ, «Песня о свободе» — «Тёмный подъезд, еще одного ко дну, кровь на полу»…
  • «Алиса», «Армия жизни» — «Подворотни растили их, чердаки заменили им дом».
  • «Мумий Тролль», «Утекай» — вынесено в эпиграф.
  • «В тёмном переулке, возле синагоги» — версия «Мурки».

Реальная жизнь[править]

  • Автору правки приходилось бывать по делам в центре Питера, во дворах, где темно солнечным летним днем.