Жуткая альтернативная реальность

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Dark World. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« ПОБАЛИВАЕТ ПЕЧЕНЬ?! ПРИЛИВАЕТ ЖЕЛЧЬ?! НЕВРАСТЕНИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА?! ТОНЗИЛЛИТ?! АРТРИТ?! Это лишь малая часть недугов, от которых вас может избавить профессиональное КРОВОПУСКАНИЕ. В нашей конторе лежат пачки БЛАГОДАРСТВЕННЫХ ОТЗЫВОВ, с которыми можно ознакомиться в любое время. Не доверяйте свое здоровье недоучкам-любителям! Положитесь на специалистов с многолетним опытом: ВЛ. ЦЕПЕШ — ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КРОВОПУСКАНИЕ. Румыния, Париж, Лондон, Уитби. Не впадай в отчаяние — попробуй КРОВОПУСКАНИЕ!!! »
— Нил Гейман, «Этюд в изумрудных тонах». Газетное объявление в альтернативном викторианском Лондоне
« Надоело есть жесткие отбивные? Свинину проще выбросить, чем разделать? Тогда вам пора в МЯСНУЮ ЛАВКУ ДЖЕКА! Работаем в присутствии клиента. Неизменно превосходный результат. Ни единой жалобы за три года! Спешите в МЯСНУЮ ЛАВКУ ДЖЕКА! Забьем, освежуем, распотрошим и разделаем за пятнадцать минут. Для дам — особая скидка в МЯСНОЙ ЛАВКЕ ДЖЕКА В УАЙТЧЕПЛЕ! Скидки действуют с 31 августа по 8 ноября. »
— Оттуда же

Для полного погружения рекомендуется читать статью под эту музыку

При словах «параллельный мир» большинство представляет себе фантастические пейзажи и невероятных существ, которых по определению не бывает в нашем мире. Но всё может быть не совсем так…

Представьте себе, что вы свернули не в тот переулок и попали в незнакомый район города. Выглядит он абсолютно обычно (жилые многоэтажки, витрины магазинов, рекламы на стенах), и ни о чём таком вы не думаете: здесь скорее стоит бояться уличной шпаны, потому что место довольно безлюдное. А вот этот дядя на шпану не похож, спросим-ка у него дорогу? Пробурчал что-то невнятное и пошёл дальше (и кстати, что это у него с лицом?) Ладно, разберёмся сами, если идти дальше по улице, наверняка же выйдешь в людное место. Вот только людей всё нет, и сама улица какая-то неприятная: куклы в витрине смотрят как живые, а Кока-Кола, которую пьёт парень на рекламном плакате, какого-то странного ярко-красного цвета… В любом случае, надо бы позвонить домой, чтобы близкие не волновались… Что значит «Набранный вами номер не существует»?!

И вот тут вы понимаете, что вы очень крепко влипли. В лучшем случае провалились в портал между мирами, и надо теперь искать обратный ход, а в худшем — лежите при смерти и видите глюки (или уже умерли и сами того не заметили), со всеми вытекающими отсюда проблемами. Хотя если вам повезёт, то можете и оклематься на больничной койке.

Антиутопии и вариации на тему «история изменилась, и всё стало плохо/миром правит тиран/человечество вымерло в результате ядерной войны» — не сюда, а в троп Альтернативная история. Этот троп — про инфернально-мистические миры, которые только внешне выглядят похожими на наш.

Родственный и часто пересекающийся троп — Обыденный кошмар, когда в повседневно-уютной реальности появляются очень пугающие детали. Более общий троп — Странная альтернативная реальность.

Примеры[править]

Не совсем Нью-Йорк…

Литература[править]

  • Рассказы Жана Рэя — во все поля! Очень часто встречаются сюжеты про героев, попавших в некую жутковатую местность, переулок и др., которого нет на карте («Переулок святой Берегонны», «Солянка» и др.)
  • Даниил Андреев, «Роза Мира» — практически во всех Мирах Возмездия (аналог кругов Ада и Чистилища) есть копии мест из нашего обычного мира. Автор, в частности, описывает инфра-Петербург: в одном мире, называемом Агром, там течёт «чёрная, как тушь, река», а здания излучают «кроваво-красное свечение». В другом, Дуггуре, город освещён синими фонарями, там есть свой Медный Всадник, который держит в руке факел и мчится не на коне, а на исполинском змее, а вместо Исаакиевского собора — тёмная пирамида-жертвенник. По мнению автора, Александр Блок в своих стихах описал именно Петербург из Дуггура.
  • Дмитрий Колодан, «Время Бармаглота» — главный герой Джек проваливается из нашего обычного мира именно в такую реальность, основанную на «Алисе в Стране Чудес», только в эстетике мистического нуар-детектива (напополам со Странная альтернативная реальность). В этом мире живут люди-устрицы, на заводе по производству часов часы смазывают маслом, а работают там лунные жители, Бармаглот из известного стиха здесь инфернальное Чу-Чу, а Плотник — маньяк-убийца, который похищает и убивает девушек с помощью биомеханических киборгов-Моржей.
  • Эдуард Успенский, «Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы» — в одной из сцен ГГ оказывается в странном незнакомом районе Москвы, где ходят трамваи, на которых вместо номеров годы рождения и смерти. Он едва не сел в трамвай, на котором был написан его год рождения…
  • Стивен Кинг, «Крауч Энд».
  • Роберт Шекли, «Алтарь» — любопытного и настойчивого главгероя привели в такое место. Он пожалел об этом, но было уже поздно.
  • Макс Фрай:
    • «Ключ из жёлтого металла» — в такую передрягу попадает ГГ, проезжая на автобусе литовско-польскую границу. К счастью, закончилось всё благополучно.
    • «Властелин Морморы»: силами антагониста целый город вынужден еженощно видеть во сне сабж. Правда, в силу некоторых личных качеств оного антагониста периодически становится так страшно, что уже смешно.
  • Генри Лайон Олди, «Дорога» — что-то такое создаёт вокруг попавших в него людей Отросток Некросферы, причём градус изменений и степень их опасности плавно нарастают. Да и сама временная линия с возникновением Некросферы (мир оживших вещей, играющих людьми) вполне себе попадает под определение — для нас, потому что относительно нашей реальности она так и осталась альтернативной.
  • Юрий Нестеренко:
    • «Нижний город» — главный герой просто ненароком вышел на заброшенную станцию метро, сел там на очень странный поезд и оказался именно в такой версии Нью-Йорка. В конце его труп находят на этой самой заброшенной станции.
    • «Газета» — жизнь главного героя постепенно превращается в сабж, а началось всё с того, что очередной номер выписываемой им газеты оказался очень странного и жуткого содержания.
  • Макс Далин, «Рукопись, найденная под прилавком»: главный герой — продавец книг в метро, у которого и обычная-то жизнь не сахар: мертвецы-пассажиры в метро, электрические пауки, слова, вытекающие из книг… А потом он выходит не на той станции и попадает именно в такой мир. А возможно, что это всё бред сумасшедшего.
  • Илья Масодов — Чёрная Москва (например, из романа «Тьма твоих глаз»).
  • Андрей Дашков, «Чёрный „Ровер“, я не твой» — главный герой, типичный бандит из девяностых, ненароком заехал в странный провинциальный городок, где все жители ужасно напуганы и ждут прихода какого-то Бледного, а ещё на луне в небе виден знак черепа. Как оказалось, Бледный — это сама Смерть.
  • Р. Л. Стайн, «Безбашенный Хэллоуин»: главный герой, убегая от погони, перепрыгивает овраг и попадает в странный безлюдный район города, где улицы называются просто «Улица 1», «Улица 2» и др. Только в одном доме вечеринка по поводу Хэллоуина, но и она оставляет желать лучшего. А разгадка проста: на самом деле он НЕ перепрыгнул овраг.
  • Ричард Лаймон, «Ночь в тоскливом октябре» — с прикрученным фитильком. Ночной город, по которому гуляет главный герой, периодически производит такое впечатление (появляются жуткие прохожие, улицы с незнакомыми названиями и др.)
  • Нил Гейман:
    • «Этюд в изумрудных тонах» — альтернативная Земля XIX века, которой правят Великие Древние Лавкрафта (все королевские династии состоят из них); в здешней викторианской Англии Джек Потрошитель держит мясную лавку, а Доктор Джекилл продаёт лечебный порошок для «освобождения внутреннего Я» (см. эпиграф). Субверсия, потому что это на самом деле Лавкрафт-лайт, и атмосфера здесь скорее пародийная, чем реально страшная.
    • «Коралина в стране кошмаров» — что характерно, сабж замаскирован под лучшую версию обычной реальности.
  • Диана Дуэйн, «Как стать волшебником» — альтернативная версия Манхэттена, где проживает Главгад, и где водятся хищные автомобили и гидранты.
  • Дэвид Линдсей, «Наваждение» — в старом доме главная героиня находит лестницу, которую больше никто не видит, и попадает на отсутствующий этаж, а оттуда выходит в странный мир, где вечная весна, и где обитает загадочный музыкант в пёстром наряде. Пополам со Странная альтернативная реальность, потому что место хотя и имеет зловещий оттенок, но не выглядит откровенно враждебным.
  • Саймон Грин, цикл «Темная сторона». Опасный мир, где царит вечная ночь, где любая невозможность возможна, где живут, общаются и конкурируют самые невероятные существа, каких только можно вообразить. Туда можно попасть через лондонское метро.
  • «Башня» Дениса Назарова — в первой части книги герой во сне проваливается в жуткую реальность, где вместо дома какое-то другое полуразрушенное строение с гигантской дверью. В конце выясняется, что это-то как раз настоящая реальность, а вот жизнь с семьёй ему только кажется.
  • «Тёмные Складки» Владимира Чубукова — те самые складки. Формально реальность наша, но обособленная. Там обретаются души тех, кто не дозрел до посмертия — и там весьма плохо.
  • «Дрыжздь йбодагхьёл!» Владимира Чубукова — мельком описанный мир именно таков. Альтернативно-мрачные песни, альтернативная лексика русского языка, заключённое рядом с миром древнее зло…
  • «НонЛонДон» Чайна Мьевиля — есть альтернативный Лондону город, куда можно попасть из реального. Жители его жутковаты, есть и другие отличия — но на первый взгляд город тот же.

Сетевая литература[править]

  • «На расвете» — параллельный мир, где в Первую Мировую войну рука об руку с людьми сражаются и весьма жуткие мутанты (Одиннадцатый Лифляндский чудовищный полк) и, по видимому, имеет место быть и боевая магия. В релаьности - видения погибшего под крепостью Осовец солдата той самой тринадцатой роты Землянского полка. В конце, видимо, героя увозят в Рай, где он воссоединяется с умершими родителями..
  • «Помин чудес» — по всей видимости, жуткий выпуск известной любимой всеми передачи, который видел в детстве и пересматривает в наши дни герой, прибыл откуда-то из именно такой реальности.

Кино[править]

  • «Лестница Иакова» — герой периодически выпадает из своей обычной жизни в такой мир (наиболее яркие сцены — в метро и в больнице). Напополам с псевдозаговором, ибо к демонам из галлюцинаций примешиваются ещё и правительственные агенты. В действительности он умирает в военном госпитале, «демоны» — это ангелы, а жуткий вид альтернативных миров выражает его страх перед смертью.
  • «Тёмные углы» — главная героиня живёт в двух параллельных реальностях, одна из которых сладко-сиропная в духе голливудских мелодрам, а другая — именно такая.
  • «Тёмный город» 1998 года — на первый взгляд вроде бы обычный американский мегаполис, но на самом деле представляет собой странную смесь эпох, отчасти с футуристическими элементами (например, закусочная-автомат, где блюда появляются в специальных окошках), а отчасти с элементами готического хоррора и множественными отсылками к немецкому экспрессионизму (в первую очередь к фильмам Фрица Ланга и к «Носферату» Мурнау). А ещё здесь всё время ночь, происходят кровавые убийства, по улицам бродят жуткого вида люди в чёрном, и география города меняется произвольным образом. На самом деле город находится в космосе, все его жители были похищены с Земли инопланетянами (теми самыми людьми в чёрном), и все происходящие события — часть изощрённого психологического эксперимента.
  • «Тупик» (Dead End, 2003) — семья поехала отмечать Рождество у родственников, решила срезать путь и оказалась на бесконечной дороге, где бродит странная женщина в белом платье и ездит чёрный автомобиль с затемнёнными стёклами. Отец заснул за рулём, и все попали в аварию; гибели членов семьи в инфернальной реальности отражали их смерти в реальном мире от травм.
  • «Алиса, или Последний побег» Шаброля — фантазия на тему «Алисы в Стране Чудес»: главная героиня после автомобильной аварии оказывается в очень странном особняке, населённом кафкианскими персонажами и окружённом лесами, из которых невозможно выбраться. Очень тонкий вариант сабжа на грани с соседним тропом: крови и монстров здесь нет, французские лесные лабиринты выглядят очень красиво, и жуть навевают чисто психологически. А разгадка проста.
  • «В пасти безумия» — именно в сабж к финалу превращается реальность привычная.

Телесериалы[править]

  • Stranger Things — «Обратная сторона», параллельный мир, похожий на наш, но пустой, темный, отравленный и населенный монстрами.
  • «Баффи — истребительница вампиров» — Корделия загадала в присутствии демона Аньянки желание, чтобы Баффи никогда не появлялась в Саннидейле. Готово! Добро пожаловать в альтернативную реальность, где Саннидейлом правят вампиры!

Мультсериалы[править]

  • «Симпсоны» — хэллоуинские выпуски из серии «Домик ужасов на дереве» представляют собой именно сабж: они содержат множество жутких деталей и неканоничны по отношению к основному сюжету «Симпсонов».
  • «Настоящие охотники за привидениями» — эпизод «Антимир» («Flip Side»), обыграно в пародийном ключе. Город Бу-Йорк (Boo York, в русском дубляже — Нью-Ужас), населённый нечистью, которая жутко боится людей, и там даже есть свои охотники за людьми.
  • «Черный Плащ» — аналогичная серия «Антимиры», где все противоположно привычному миру ЧП и правит там Антиплащ.
  • Похожее было и в «Войне гоботов».
  • «Гаргульи» (1994)
    • «Будущее время» (2 сезон, 43 серия). Голиаф, Анджела, Элиза и Бруклин попадают в зловещее будущее, где Ксанатос, обретший-таки вожделенное бессмертие, захватил Нью-Йорк и переименовал его в «Ксанатопию» и готовится додавить последние остатки сопротивления. Демона примирилась с соплеменниками и завела роман с Бруклином, Бродвей лишился глаз, Лексингтон киборгизировался, а Гудзон погиб в бою с Ксанатосом. На самом деле, Ксанатос тоже погиб в той давней схватке с Гудзоном. А за всем стоит повернувший налево Лексингтон, который создал цифровую копию Ксанатоса и с её помощью правит руинами Нью-Йорка, подумывая захватить и весь остальной мир. Но всё это оказалось иллюзией — Пак в очередной раз решил поприкалываться и заодно убедить Голиафа отдать ему Врата Феникса.
    • «А если сбудется?» (3 сезон, 10 серия). Голиаф обнаруживает, что он человек, работает в фирме снова ставшего злым Ксанатоса и никогда не был гаргульей, у них с Элизой дом — полная чаша и двое детей… а старые товарищи-гаргульи в упор понять не могут, зачем этот мужик за ними гоняется и чего ему от них надо. Как оказалось, это Титания не то изменила реальность, не то навеяла иллюзию, пытаясь таким хитровывернутым образом помочь Голиафу разобраться, чего он сам хочет. С фитильком: Справедливости ради, сама по себе эта реальность была не такой уж и жуткой (особенно на фоне предыдущего примера), и всё ухудшилось именно из-за попыток Голиафа разобраться, отчего всё вдруг так переменилось, которых он не предпринял бы, если бы реальность изначально была такой.
  • «Великий Человек-Паук» — во время путешествия по альтернативным Вселенным Питер Паркер побывал в различных мирах, причём в одном из них произошла эпидемия вампиризма и города наводнены кровожадными безжалостными упырями.
    • Противоземля из «Непобедимого Человека-Паука» тоже подходит.
  • «Джуманджи» — альтернативный город Брентфорд в 16 серии. С офицером Ван Бентли и гигантской собакой-монстром.
  • Мой шумный дом — гендербендерный Роял Вудс
    • Это сон Линкольна, какая тут альтернативная реальность?

Видеоигры[править]

  • Внезапно, World of Tanks. Как вам сражения на мёртвых танках в танковом аду? (Аду ли?) А бои в сумеречном лесу, кишащем танковой нежитью?
    • Педаль в пол выжимает город «Мирный-13», где из жуткой альтернативной реальности нужно выбраться в нормальный мир.
  • World of Warships туда же. Хэллоуинские операции "Спасение «Трансильвании» и «Луч во тьме», особенно «Ужас глубин». А как вам линкор-нежить «Распутин»?
  • Silent Hill — во все поля! Герои постоянно ныряют из «нормального» мира в «ненормальный» и назад. Самая плохая концовка первой игры — твист Амброза Бирса (выясняется, что ГГ погиб в автокатастрофе, с которой началась игра, и все последующие события — его предсмертные видения).
  • Мор (Утопия) — судя по всему, разработчиками изначально ставилась цель сделать место действия как можно ближе к реалистичному, дабы потом всякой происходящей чертовщиной раз за разом рвать шаблоны игрокам, которые, насмотревшись на вполне непримечательный город, перестают ожидать подвоха. Вполне успешно получилось.
  • «Шизариум» — некоторые уровни представляют собой откровенно фантастические миры, но другие поначалу выглядят практически нормально, а затем оказываются не менее инфернально-сюрреалистическими (например, психбольница, где в начале игры очнулся ГГ). И всё это были приключения в Комаляндии.
  • Fran Bow — Ультрареальность является жуткой и искажённой смесью для пяти реальностей и трёх временных линий.
  • Max Payne 2 — в телесериале «Адрес неизвестен» главгерой попадает в Нуар-Йорк — зловещую альтернативную версию Нью-Йорка.
  • Driver: San Francisco — нет, большую часть игры Сан Франциско, являющийся сном Таннера в коме, как раз таки нормальный. Однако, ближе к середине игры, Таннер временами постепенно начнёт «просачиваться» в его мрачную и кошмарную версию.
  • Квест «Gibbous» по мотивам миров Лавкрафта в стилистике LucasArts — субверсия. Представляет собой альтернативную версию современного мира, где процветают культы Великих Древних и магия вуду, обитают лавкрафтианские монстры и др., но по атмосфере игра совсем не жуткая, вполне себе уютная и скорее напоминает классику жанра типа Curse of Monkey Island.
  • Серия TES — план Молаг Бала, Холодная Гавань, представляет собой именно это.
  • Квест «Вовочка и Петечка» — после восьмого уровня герои разбиваются на мотоцикле и попадают в Комаляндию. В целом она не очень жуткая, но один из уровней («Фрейд знал, о чем писать») представляет собой более мрачную версию школьного туалета с жуткой гориллой и неприятной крысой.
  • «Harvester» — городок Харвест, который похож на наш обычный мир, но при этом в нём есть что-то откровенно странное и ненормальное.
  • «Dark Seed 2» — жуткая альтенативная версия нормального мира.
  • «Dark Souls 3» — если Храм Огня кажется вам слишком уютным для Лотрика местом, загляните в его темную версию в локации Заброшенные Могилы. По разным версиям это может быть прошлое, либо место вне времени, либо параллельная реальность другого протагониста.
  • Серия игр Painkiller: уровни игры представляют собой именно сабж.

Визуальные романы[править]

  • «Бесконечное лето» — линия Маши/Мику. То ли сон, то ли и правда была какая-то чертовщина.
    • «7 дней лета» — именно так воспринимают нашу реальность из рассказов Семёна обитатели мира «Совёнка». В частности, Славя просто в шоке от предположения главного героя, что она его будет шантажировать найденным ею паспортом из родной РФ: девушка ни о чём подобном даже не думала, да и никому другому из этого мира подобная отвратительная мысль не пришла бы даже в голову — и это лучше всего, по её словам, свидетельствует о чужеродности главного героя. В свою очередь Саныч прямо предупреждает Семёна, чтобы он не приближался близко к «порриджу» именно по этой причине — эта мерзость, в качестве побочного эффекта, может материализовывать подсознательные образы, и старому вояке даже думать не хочется, ЧТО может появиться из подсознания жителя мрачной и циничной РФ.
  • Rewrite — изначально таким кажется замкнутое пространство Кадзамацури, так как до линий девушек нам вообще не объясняют, что это такое. Посудите сами: герой попадает в какое-то другие измерение, в точности напоминающее его город, но где серое небо, нет людей, а по улицам бродят только странные типы в мантиях и злобные чёрные псы. Только потом мы узнаём, что это другое пространство, где организация Gaia хранит своих фамильяров, и ничего жуткого там по сути нет.

Манга[править]

  • Koi Goku no Toshi (Тюрьма «Город любви») — обычный современный нам Токио, обычная жизнь обычного школьника. Вот только ему снятся сны о некой станции Синдзюку, а при попытке признаться подруге детства Ай в любви она едва успевает прокричать про Синдзюку, как ей сносит голову…а потом ситуация отматывается на момент до признания. Хуже того, при попытке выехать на окраину города в поисках той самой станции Синдзюку поезд вывозит его на неизвестную станцию S1. Потерявшаяся с ним девочка заходит в наполненный вагон…и начинает общаться с невидимым собеседником, как и все люди в вагоне, а у полицейских внезапно вылезают огромные фасеточные глаза. Оказывается, город отрезан от остального мира, всех сомневающихся или пытающихся уехать делают куклами, которые днем имитируют жизнь и служат глазами и ушами контролеров, ночью стоят на S1 в вагонах, болтая сами с собой. Единственное, что можно утверждать наверняка — контролеры всего этого видят и слышат любые помещения с окнами, так что для разговора о странностях этого мира необходимо скрыться в пещере или подвале (на крайний случай, можно спрятаться под покрывалом или одеялом и общаться записками). В итоге все оказалось виртуальной реальностью, все странности которой объясняются забагованностью и мерами по устранению ошибок.
  • Getter Robo (манга) — во время испытаний Истинного Геттера Рёма на мгновение провалился в какой-то разрушенный мир, где повсюду рыскают и жрут друг друга эклектичного вида мехи. В последней OVA (2004 год) этот момент перенесли, расширили и вдавили педаль в пол: там показано, что у этих мехов внутри.
  • Higurashi no Naku Koro ni — глава «Сон бабочки» в Антологии. Рика просыпается в реальности, где никакого синдрома Хинамидзавы нет…люди просто поголовно жестокие кровожадные сволочи. Все смерти ранее произошли по естественным причинам вроде семейных разборок, пьяного куража или сумасшествия, Мион убили в младенчестве, как и положено в семье Сонодзаки, Рэна и Шион стали напрочь отмороженными тварями, поделившими школу и избившими до полусмерти Тиэ при ее попытке вмешаться (да и Рике от Рэны досталось), Кэйти не переехал в Хинамидзаву, но расстрелял нескольких младшеклассников и попал под грузовик, Сатоко так и осталась в плену Тэппэя. Ах да, на Ватанагаси тут режут не футоны, а живого кролика — и то лишь потому, что человека старейшины достать не смогли, хотя и приглядывались к Сатоко. А Ханю лишь поощряет максимально жестокое и кровавое убийство, вкушая плоть и страдания жертвы через жрицу. Немудрено, что Рика решает отрезать себе голову, лишь бы не жить в столь гадостном мире.

Настольные игры[править]

  • Vampire: the Masquerade, а также все другие игровые линейки Старого и Нового Миров Тьмы. Собственно, Мир Тьмы соответствует нашей реальности конца девяностых (Старый) и начала двадцать первого века (Новый), и большинство его обитателей не знают (или просто закрывают на это глаза), что рядом с ними обитают (и, подчас, охотятся на людей) вампиры, оборотни, призраки, маги, демоны и прочие ужасающие твари и сущности.
  • Dungeons and Dragons:
    • Трехсполовииная редакция — План Тени, темное, постоянно меняющиеся отражение Первичного Материального Плана. Любые источники света (даже магические) здесь постепенно гаснут, из цветов есть только оттенки серого. Любые места Прайма становятся жуткими — город может превратиться в руины, обыкновенный средневековый замок — в сатанинско-готический, а во тьме леса будут мерещиться монстры. Вода и пища здесь горькие, а путешественник постоянно чувствует холод, не физический, а скорее нервный, и вообще — план со временем изменяет понаеховших обитателей. Из местных — любые варианты теней и много нежити из-за скоплений Негативной энергии.
    • Четвертая редакция — Царство Теней, оно же Шэдоуфелл. Слегка измененный План Тени.

Социальная реклама[править]

  • «Бухаете? Тогда я иду к вам!» © — социальный ролик в двух частях от минздрава, в котором белочка рассказывает о своих приключениях вместе с теми, кто употребил лишнего. И пусть всё является лишь приключением в Комаляндии, и известно нам лишь со слов белочки, выглядит всё это действительно жутко.

Музыка[править]

  • Вторая версия клипа на песню «Утекай» группы «Мумий Тролль» (справа приведён вариант с китайским ремиксом). Первоначально нам кажется, что за человеком бежит злобный гуманоид с окровавленным ртом. На деле же именно обычно выглядящий человек является жестоким убийцей, которого в конце ловят полицейские с такими же ртами в крови. Также показано, что такой рот присутствует у остальных людей, а также крыс. И вообще это кетчуп.
  • Известная песня Hotel California — это не говорится прямо, но создается ощущение, что герой «заехал» в отель после того, как погиб на дороге и теперь ЭТО — его персональный ад. Удивительно, но многие не знающие или плохо разбирающие на слух английский считают, что песня «как обычно», про романтику — тем более, что исполняется она именно в романтическом стиле…
    • Хотя возможно это просто проклятая гостиница вроде отеля «Оверлук» из сами-знаете-какого произведения Стивена Кинга.
    • Или тюрьма, или аллюзия на употребление наркотиков — версий и трактовок множество.
    • Сами же «Орлы» относительно недавно (где-то в начале 10-х) объяснили смысл этой песни как аллюзию на попадание в шоу-бизнес. Да, круто ты попал на TV…
  • Клип к песне Boiler американской рэп-метал группы Limp Bizkit. После неплохо проведенной ночи с девушкой герой оказывается в жуткой реальности, где эта самая девушка начинена высокотехнологичной бомбой, в уличной закусочной подают гамбургеры с червями, а дальше все еще хуже…

Реальная жизнь[править]

  • Японская городская легенда, согласно которой, выполнив в лифте определённую последовательность действий, можно попасть в сабж.
  • Галлюцинации при психических заболеваниях (особенно при шизофрении) иногда дают такой эффект: от одной-двух пугающих деталей (например, копыта у людей на улице или живой шарф на кресле) до полноценного погружения в сабж.
  • Автор этой правки наблюдал человека после наркоза, попавшего, как ему казалось, в такое ужасное место. Тот кричал, что до операции был в другом месте, а тут за окном лес (?), что стены были другого цвета, не узнавал никого из соседей по палате, в общем крыша съехала капитально. Наутро пришел в себя, все вспомнил. Но ночные кошмары помнил.
  • Употребление алкоголя тоже позволяет приобщиться к сабжу.