Шо, опять они?!

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Eat crayons.pngНа вкус и цвет все фломастеры разные
Эта статья описывает явление так называемой вкусовщины. То есть, наличие или отсутствие этого явления в значительной степени зависит от мнения аудитории. Пожалуйста, помещайте примеры этого явления в статьи о собственно данном явлении.
«

Никто, кроме Бранднера, не писал ничего стоящего про оборотней. Может быть, состряпать какую-нибудь свеженькую муру про оборотней? Брось это дело. Все телешоу давно прикрыли эту тему. Но не книги. Ларри сердито посмотрел на экран. Забудь об оборотнях. Что там ещё осталось?

»
— Ричард Лаймон. «Кол»

Вы ищете хороший ужастик. Заметив нечто интригующее, берёте в руки, читаете аннотацию… Как будто здорово. Начинаете читать: Пока что всё на высоте — стиль, атмосфера, персонажи, саспенс… Так что же на самом деле губит людей?

И вот автор решает это прояснить…

Шо, опять они?!

«Они» — это существа, за долгие годы художественной эксплуатации успевшие всем намозолить глаза до такой степени, что их использование в качестве главных антагонистов зачастую уже считается дурновкусицей. Истоки сего явления следует искать в том, что большинство этих историй крепко замешаны на штампах. Оборотень — это человек, в полнолуние превращающийся в волка и пожирающий всё живое, убить его можно только серебряной пулей; вампиры — кровососущие бледные господа с клыками, не отражающиеся в зеркалах и умеющие превращаться в летучих мышей, против них помогают чеснок, святая вода и осиновый кол. Зомби — это плотоядные ходячие мертвецы, которых можно убить только выстрелом в голову и укус которых превращает человека в такого же зомби… Всё это описано тысячи раз, способы борьбы разработаны, сюжетные ходы не просто исхожены — истоптаны. Придумать что-то новое крайне сложно, а старое публике смертельно надоело.

Надо отметить, что сильнее всего троп проявляется именно во втором случае, когда публика ждала чего-то новенького, а на выходе — опять они.

Надтроп — убитый штамп.

По причине вкусовщины мы не станем здесь приводить конкретных произведений, а обрисуем явление в общих чертах.

Наиболее затасканные существа[править]

  • Вампиры. К концу двадцатого столетия изрядно подзатаскались сами по себе. Богомерзкие «Сумерки» вбили в грудь кровососам дюжину осиновых кольев. Тем не менее, на фоне сопливой гламурной вампирятины традиционных лютых упырей стали воспринимать более благодушно. Такой вот парадокс.
  • Зомби. «Смертельный вирус поразил планету, превратив большую часть человечества в кровожадных зомби. Немногочисленная группа выживших бла-бла-бла…». С середины нулевых эксплуатация зомби-тематики — эталонный признак трэша.
  • Оборотни. Историй о превращении человека в волка гораздо меньше, чем о вышеперечисленных товарищах. Тем не менее, косматые лунатики успели фанатам хоррора изрядно поднадоесть. Тоже пострадали от «Сумерек», хотя и в меньшей степени.
  • Инопланетяне. Не столько раздражают они сами (в конце концов, тут возможен полёт фантазии — «онижепришельцы!»), сколько привычкой авторов объяснять любую необъяснимую хрень именно их происками («онижепришельцы!»). Кто поставил непробиваемый купол над городком в романе Стивена Кинга «Под куполом»? Разумеется, пришельцы! Кто такие Боб, Карлик и Великан, обитающие в Твин Пиксе? По первоначальному замыслу сценариста Марка Фроста (который, он, к счастью, так и не смог реализовать в свое время), в третьем сезоне эти духи должны были оказаться ещё и пришельцами. Кто наслал стихийные бедствия в одном из романов Дина Кунца? Они — пришельцы. Ну, то есть это поначалу так кажется...
  • Дьявол. В 1970-е годы тема была так популярна и так эксплуатировалась, что успела осточертеть (простите за каламбур) уже к 1980-м.
  • Сатанисты. В ту же степь. Ныне не вызывают ничего, кроме смеха.
  • Демоны. Конечно же. Особенно во всяких исекаях.
  • Призраки. «Семья с детьми переезжает в новый дом, где вскоре начинают происходить странности…» — тьфу!
  • Типичные НЁХ крипипаст: тощие бледные гуманоиды с отсутствующими чертами лица и/или с кровоточащими глазами. Что особенно странно — часто трудно, а то и неуязвимые к физическому урону. Также весьма типичен сюжет «взяли игру, сделали персонажей, всех в крови, с кровью сочащейся отовсюду и красными светящимся/отсутствующими глазами, которые пытаются оставшихся нормальными героев убить, порвать или влепить им в лицо скримером». Зачастую их заезженность ещё больше усугубляется низкими литературными умениями автора/ов.
  • Из типичных методов пугания зрителя или игрока же последним больше всего надоели скримеры. С точки зрения некоторых, они пугают в основном ВНЕЗАПНОСТЬЮ, а кроме этого в основном ничем, их ставят так часто, что от них начинаешь раздражаться или скучать, и из-за того, что их просто сделать, всякие инди-хорроры в основном из них и состоят. Игрокам приелось, одни говорят, что «жанр стал слишком скримерозависемым», другие же говорят с точностью до наоборот, что «им бы надо на другие варианты переходить, этот уже совсем наскучил».

Кто виноват[править]

  • Авторы, лишённые фантазии. Публика, требующая привычных историй, пока они не приедятся ей самой. Продюсеры, выдаивающие любые удачные идеи досуха и при этом не способные заметить, когда доить уже становится нечего.
  • Характерен пример с режиссёром Стюартом Гордоном: ещё в 1990-х он мечтал экранизировать повесть Говарда Лавкрафта «Тень над Инсмутом», однако продюсеры заявили, что какие-то эти рыболюди непривычные, и потребовали заменить их на более традиционных оборотней или вампиров. Раздосадованный режиссёр послал их в известном направлении, засунул сценарий в стол и залёг на дно до 2001 года, когда ему удалось наконец выпустить картину «Дагон».

Что делать[править]

А людям вот хочется создавать истории про вампиров, зомби, инопланетян или оборотней. И как тут быть?

  • Великолепная реализация. Чтобы от восторга публика забыла о том, что потребляет банальную историю про банальных вампиров/оборотней/зомби. Крайне сложно. Велик риск, что публика скажет «Эх, потратить такой талант на такую банальщину!». С другой стороны, если и вправду вышла банальщина — значит, ты не писатель, а говно.
  • Сделать их необычными. Не так-то это сложно — достаточной иной раз просто отойти от стереотипов масс-культуры. Народное воображение породило таких невероятных созданий, до каких не додумался бы ни один голливудский сценарист. Прошаренные писатели частенько обращаются к фольклору. Иногда и зарубежному. Великолепны вампиры Азии в своих кровожадности и разнообразии! Да и другие твари там хороши.
    • Да и европейский фольклор не так уж исчерпан и заезжен — по большей части его представляют по массовой культуре XX века. К примеру, вы знали, что изначально осиновым колом вампира не убивали? Просто осина — сравнительно дешёвый (для средневековья) и долговечный материал, которым можно прибить вампира к гробу и забыть про него лет на сто.
    • И солнечный свет их не убивает (и уж точно не поджигает — вампиры что, из бензина сделаны?). Просто, как и любая нечисть, вампир с восходом солнца теряет силу и избегает людей. Представляете, сколько интересного можно выжать из таких правил?
    • И чеснок их тоже не убивает. Он нужен, чтобы скрыть запах человека[1]. И, да, вампиры находили людей по запаху. И, кстати, это не Блэйд придумал, что на вампиров действует серебро. Тут по аналогии с чесноком. Человек может почувствовать труп по запаху? Значит, и труп может почуять человека (духом русским пахнет, ога). Для человека ядовит свинец (ну верили в это тогда)? Значит, нечисти он не вреден, а вредно… ну, например, неядовитое для человека серебро. Так что, можно чесноком от оборотней прятаться. А вы знали, что волк из Красной Шапочки в первой версии был оборотнем, что и заставило Шапочку заговорить с ним, а не испугаться?
  • Также экзотики можно добавить просто перенеся действие в другую страну, другое место и/или другое время. Характерный пример — дилогия «Мёртвые», где эпидемия зомби захватывает Африку и Индию.
  • Необычное построение сюжета. Ричард Лаймон, к примеру, написал три книги о вампирах — «Кол», «Укус» и «Странствующий цирк вампиров» — почти без вампиров: на протяжении всего сюжета само существование вампиров ставится под сомнение, а романы «Кол» и «Укус» вдобавок начинаются с того места, где истории о вампирах обыкновенно заканчиваются — с забивания кола в сердце (ведь потом предстоит ещё и морока с телом, которое и не думает рассыпаться в прах).
  • Социальный, психологический подтекст с затрагиванием животрепещущих проблем современного общества. Аллегория. Характерный пример — роман Юна Айвиде Линдквиста «Впусти меня»[2], история скорее об одиночестве, нежели о вампирах. Кстати, там ещё и кинцо достойное. А вот американский римейк — говно.
  • Смена жанра. Если уж не хоррор, то всю стандартную нечисть можно пихать, скажем, в боевики — это пока ещё не так надоело. Или обыгрывать юмористически. Или превратить историю в драму. Чаще всего последний вариант отсылает нас к предыдущему пункту.
  • Можно утопить педаль в пол, как сделали сценаристы фильма «Хватай и беги!»: обычные американские школьники подвергаются нападению зомби, на которых, в свою очередь нападают вампиры, и тут высаживаются инопланетяне, и школьники объединяются с зомби и вампирами против общего врага. Думаете, дичайший трэшак? Ничего подобного, довольно крепкая социальная сатира. Или «Меня зовут Брюс», где жители захолустного городка насмотрелись «Зловещих мертвецов» и решили: кто может быть лучшим борцом с пробудившимися силами зла, чем звезда франшизы Брюс Кэмпбелл?
    • Возможно, это отсылка к комедии «Три амиго» (со Стивом Мартином и Чеви Чейзом), где жители страдающей от набегающих бандитов мексиканской деревушки, насмотревшись немых фильмов про трех борцов с преступностью зовут их на помощь (причем актеры сперва уверены, что их приглашают на съемки).
  • …ну да, опять они. И что? Много ли новизны или оригинальности в книгах о зомби авторства Макса Брукса или Андрея Круза? Это не помешало им стать культовыми в определённых кругах.
    • Так ведь не о зомби, а о живых. О том, насколько по-разному вся эта фигня развивается в разных странах и насколько по-разному на разных этапах. А в 2020 можно и по новостям отслеживать, насколько точно или неточно было спрогнозирована пандемия.
  • Можно экспериментировать с сюжетно-прошаренными персонажами, знающими, кто «они» и как с ними бороться… Вот только в нашей реальности дорогих тачек, песка и говна — навалом, а серебра, чеснока и осины нету!!!
  • Можно сделать их фоном, неизбежным злом, с которым, в принципе, жить можно, но осторожно, а сюжет посвятить раскрытию персонажей и их попыткам сделать что-то нужное им самим, миру или лично автору. Зомби-апокалипсис? Миллиарды мертвяков штурмуют последние цитадели здоровых людей? Отличная завязка для крепкого произведения, посвященного выживанию таких разных людей, которых объединяет только то, что они — последние, и им нужно как-то научиться преодолевать разногласия ради того, чтобы дать начало новому человечеству. А зомби — да что зомби? Бегают себе за оградой, кидаются на нее периодически, кому они нужны?
  • Можно дать/поискать какие-никакие научные обоснования вампирам-оборотням-whatever… Пресловутый Уоттс с вампирами-космонавтами, вышеупомянутый Линдквист (в романе «Впусти меня» одна из побочных сюжетных линий — изменения тела свежеукушенной особи и что думают по этому поводу медики; в экранизациях вырезано напрочь).
  • Сыграть на ностальгии. Хороший пример — сериал «Мёртвое лето»: он был ужасно клишированным мистическим слэшером, наполенным убитыми штампами, но бережно воссозданная атмосфера 80-х буквально погружает в те времена, когда «Пятница, 13-е» и «Кошмар на улице Вязов» ещё были не наивными, а действительно пугающими.

Примечания[править]

  1. И вообще изначально речь шла не о «плодах», а о цветах чеснока, что уместно упомянул «Сектор Газа» в «Истребителях вампиров».)
  2. Да и другие романы автора отличаются оригинальностью подачи ставшей банальной темы.