Неуклюжий маг

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Даром преподаватели Время со мною тратили, Даром со мною мучился Самый искусный маг! Мудрых преподавателей Слушал я невнимательно, Все что ни задавали мне — Делал я кое-как.

»
— Есть у меня диплом, только вот дело в том,
Что всемогущий маг лишь на бумаге я

Неуклюжий маг совсем не шарлатан или обманщик. Он на самом деле владеет настоящей магией и может ее использовать, правда получается у него… мягко говоря, не очень. Его заклинания часто попадают в него самого, или производят совсем не то действие, на которое он рассчитывал. Например, растопить лед, в котором заключен противник, вместо того, чтобы разбить. Или наколдовать противнику крутое копье, хотя нужно было вырубить его телекинезом.

Но не все так безнадёжно. Иногда на горе-мага находит невероятное вдохновение: его заклинания бьют точно в цель, поражая противника так, как было задумано. Вариант: оплошности играют магу на руку и эффект заклинаний превосходит любые ожидания. Обычно это случается в критической ситуации, когда все нормальные маги уже выдохлись или побеждены. В крайнем случае всё стандартно идет не так, но все шишки валятся на противников.

Близкий троп — Маг-недоучка. В отличие от него, сабж прошёл полноценное обучение и обычно неплохо знает теорию, но с практикой у него все очень и очень печально. Возможно, персонажу не хватило сил, таланта или способностей; а может быть — всего лишь усидчивости и целеустремлённости. педаль в ядро, если он не то что неуклюжий, а вообще никакой маг.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • Питер Бигл, «Последний единорог» — Шмендрик.
  • Гарри Поттер — Невилл Лонгботтом до пятой книги. Практически эталон. Потому что любящая бабушка выдала внуку палочку отца. В Поттериане же совместимость мага с палочкой прямым родством не гарантируется. Ну и судя по описанию обучения аппарации, для магов вообще важна вера в себя, а у Невилла с этим проблемы благодаря воспитанию той же бабушки. Также Рон Уизли во второй книге, когда его палочка была сломана пополам.
    • Гилдерой Локхарт — педаль в пол. Единственное заклинание, которым он нормально владеет — заклятие, стирающее память. Пользуется он им, конечно хитро, но один раз он пытался использовать заклинание с той самой сломанной палочкой Рона, и в результате выжал педаль в асфальт — отшиб память сам себе.
    • Хагриду мешает толком колдовать не столько недоученность, сколько его чрезвычайная эмоциональность, дополнительно усиливающаяся под мухой. Злые языки (не будем показывать пальцем на Драко Малфоя) поговаривают, что роль сыграла ещё и великанья кровь, но нет — Олимпия Максим при тех же данных достаточно хорошая волшебница, чтобы возглавлять Шармбатон.
    • Нимфадора Тонкс — волшебница высококлассная, в свои довольно юные годы уже оперативница аврората. Но вот по жизни реально неуклюжа и вечно что-нибудь роняет или разбивает.
    • В экранизации — Шеймус (Симус в переводе «Росмэн») Финнеган — не иначе как потомственный боевик ИРА, у которого при попытке наколдовать что угодно неизменно получается взрыв.
  • Spellsinger — Джон-Том. Он может колдовать с помощью музыки, но у него получается смешно. Хотя иногда круто. Но вообще он старается это делать только в крайнем случае, потому что никогда нельзя предугадать, что именно получится и насколько именно пойдёт не так. Захочешь вырыть землянку, а вместо этого тебя разразят кроты — лучше не рисковать.
  • Dragonlance, субверсия. Палин Маджере упорно считает себя неуклюжим магом, однако он просто сравнивает себя не с молодыми коллегами аналогичного опыта, а с дядей-архимагом. Ну, и очень, очень тяжело переживает гибель братьев в бою — не защитил…
  • Рассказ Урсулы Ле Гуин «Правило имён». Чародей в деревне имеется, но, по общему признанию, плохонький. Из всех видов снадобий и заклинаний он более-менее твёрдо освоил разве что фейерверки. Впрочем, это простительно, учитывая, что за сельского мага себя пытается выдавать вышедший на пенсию дракон.
  • Александр Рудазов, «Три мудреца в одном тазу» — вариация. Три Безумных Волхва — настоящие маги, очень могущественные маги и магией своей владеют в совершенстве. В чём же проблема? В том, что они, все трое, страдают от крайне запущенного старческого слабоумия. Из-за этого результаты их колдунств оказываются весьма, так сказать, своеобразными.
  • Макс Фрай — сэр Макс колдует так же, как и делает всё остальное, то есть не как все нормальные люди. К примеру, его Смертные Шары, у всех остальных убивающие мишень на месте, порабощают жертву, заставляя мгновенно выполнить любой приказ, например: «Не смей умирать!»
  • Алекс Кош, «Огненный факультет». Главный герой — человек с очень низкими способностями к магии («даже свет нормально зажечь не может»). Но когда выясняется (и ликвидируется) причина «неуклюжести», становится нормальным магом.
  • Светлана Багдерина, лукоморский цикл — Агафон, пополам с магом-недоучкой, многократно чуть не вылетавший из Шантоньской высшей щколы магии по неспособности творить бытовую магию без окружающих разрушений и, скорее всего, окончательно вылетевший к окончанию «Не будите Гаурдака». Зато его боевая магия, при всей неуклюжести и путании в теории и заклинаниях, спасала главных героев сотоварищи не раз; да что уж там — все Лукоморское царство спас, заморозив и разбив бессмертного Костея.
  • Терри Пратчетт, «Цвет волшебства» и некоторые другие книги — Ринсвинд. Был обычным магом, но на свою беду прочитал одно из Великих Заклинаний. Заклинание при этом переселилось в голову Ринсвинда, заняв весь доступный для магии объём. В итоге Ринсвинд не может ни применить Великое Заклинание, ни выучить никакое другое.

Кино[править]

  • Мюзикл-капустник С. Горова «Золушка» (2002) — сомнительный пример. Фея-крёстная хочет с помощью магии нарядить Золушку для бала — и поначалу, неловко колданув, полностью её обнажает, к некоторому ужасу самой Золушки. Но поди знай: фея прокосячила (то есть она порой являет собою сабж), или она сделала это нарочно, чтобы потроллить Золушку?
  • «Крулл»: Эрго Великолепный столько раз ставил себя в глупое положение, пытаясь превратить врагов в гусей, свиней и так далее, пока не понял, как работает его магия: превращаться может только он сам.
  • «Отважный Ширак» (1977). Песня из эпиграфа — как раз про мальчика Сезама, который и неуклюжий маг, и маг-недоучка.

Телесериалы[править]

  • Power Rangers Mystic Force — именно такова молодая начинающая волшебница Клер. По ходу сериала ощутимо поднимает уровень крутизны. Да и сами мистические рейнджеры, за неимением опыта, иногда творят заклинания как попало, а не как надо.
  • «Самая плохая ведьма» — Милдред Хаббл, главная героиня. Плохо летает на метле, может перепутать заклинания, но в ответственный момент у нее хватает духу спасти ситуацию.
  • Баффи — истребительница вампиров: Хватает таких, особенно выделяется девушка Эми, довольно могущественная ведьма, но её первые попытки колдовать были той ещё катастрофой, в результате чего она превратила себя в крысу на несколько лет.
    • Уиллоу по началу тоже, да и когда освоилась, иногда возьмёт, да и нашлёт на всю скуби банду заклинание забвения.
  • «Yūsha Yoshihiko» — маг Мереб. Каждую серию он выучивает новое заклинание, и каждый раз оно оказывается либо бесполезным (например, заставляет хотеть сладкого), либо очень слабым — огненное и ледяное заклинания всего лишь чуть-чуть нагревали или охлаждали жертву. Тем не менее, некоторым заклинаниям удается найти применение — «сладким» заклинанием можно отвлекать врага в бою, а огненное и ледяное заклинание можно спамить, и тогда они будут наносить урон.

Мультфильмы[править]

  • «Шрек третий» — Мерлин, нечаянно поменял телами Кота в сапогах и Осла, когда исправлял это, случайно перепутал их хвостами.
  • «Меч в камне» — тоже Мерлин. Маг-то очень сильный, но тот ещё чудак.
  • «Моана» — Мауи пришлось примерить шкуру неудачника, из-за чего он ненадолго впал в глубокую депрессию.
  • «Белоснежка 2: И жили они счастливо» — младшая из гномих, Громовержица, ведает, как следует из имени, погодными эффектами. Только поначалу она не умела управлять своей силой.

Мультсериалы[править]

  • «Черный плащ» — Заклинания Морганы часто работают совсем не так, как она хотела. Судя по всему, это зависит от ее эмоционального состояния.
  • Подземелье драконов: у волшебника Престо есть магический колпак. Все заклинания он придумывает на ходу, и поэтому может произойти всё что угодно.
  • Время приключений: Абракаданиэль. Просто Абракаданиэль. Да и половина волшебников, коих засветилось немало.
  • Aladdin — Джинни. Магические способности — почти космические, а применяет он их как типичный глупый джинн.
  • «Мишки Гамми». Колдун Зумми ― маг не столько неуклюжий, сколько рассеянный.

Аниме и манга[править]

  • «Подручный бездарной Луизы» — собственно Луиза. Что бы она не пыталась наколдовать ― происходит взрыв. Луиза ― редкий прирождённый маг пятой стихии сеттинга, Пустоты. Методы как обучения, так и контроля, стандартных стихий, ей просто не подходят. Ситуацию меняет появление книги, принадлежавшей другому такому магу.
  • Bleach — лейтенант Абараи лихо управляется со своим монструозным мечом, но вот заклинания-кидо у него получаются из рук вон плохо. Например, шары красного огня, которые надо метать в противника, у Абараи то и дело взрываются. В схватке с Заэльаппоро он сознательно воспользовался этим багом в ближнем бою.
  • «Наруто» — Собственно Наруто. Для Узумаки вообще характерны проблемы с контролем из-за врождённого большого резерва чакры, что у Наруто усугубляется влиянием чакры девятихвостого. Отсюда же и проблемы с изучением новых техник.
    • Чоуджи Акимичи. Начальные клановые техники рассчитаны на телосложение «шарик на ножках», что не очень способствует навыкам шиноби. В арке Четвёрки Звука показывается, что настоящая клановая техника Акимичи ― форсированная перегонка резерва массы тела в чакру, и отъедаются / обжираются они скорее вынужденно.
  • Little Witch Academia — Акко. В OVA сила ее просто не слушается, в сериале она очень слаба и элементарные вещи приходится превозмогать.
  • «Ведьмина служба доставки» — Кики в общем-то только и умеет, что летать на метле. На почве депрессии на какое-то время лишается и этого.

Видеоигры[править]

  • Dragon Age — Йован. Несмотря на использование магии крови, он намного слабее всех остальных магов, и изучает запретное искусство от отчаяния.
  • Heroes of Might & Magic V — шаман-гоблин в замке у орков, способный сорвать каст вражеского заклинания с четырьмя возможными исходами: вражеское заклинание не скастуется, скастуется и ударит по самому же врагу, скастуется и ударит по шаману, ничего не получится у шамана.
  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — Йормунд, с прикрученным фитильком. Как маг он вполне даже хороший и мощный, но вот дело в том, что он дварф… а дварфы во вселенной Арканума не дружат с магией вообще (маргиналы вроде Йормунда — единицы), и если Йормунду приходится колдовать, он расходует в процессе вдвое больше сил, чем остальные расы, и быстро падает в обморок.
  • Skyrim — каждый студент Коллегии Винтерхолда выдаст Довакину немного неуклюжей магии:
    • Дж’Зарго даёт свитки огненного плаща, которые наносят урон применившему этот плащ магу и всем, кто стоит рядом. При сдаче задания можно спросить каджита, что это была за фигня.
    • Брелина Марион в ходе выполнения её персонального квеста сначала вешает на игрока какое-то заклинание, накладывающее на всё зелёный фильтр (видимо, пыталась создать заклинание ночного зрения), затем последовательно превращает главного героя в корову, лошадь, собаку и обратно в человека/эльфа/зверолюда.
    • А Онмунд неуклюж просто в бою, из-за привычки использовать заклинания, бьющие по области (из-за чего в городе, забрасывая молниями дракона, может запросто сагрить на себя всех стражников).

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — орочьи чудилы, у которых любая попытка колдовства ― лотерея с непредсказуемым эффектом. Даже самый опытный чудила не застрахован от того, что выверяемый десятилетиями ритуал призыва варп-напалма на головы врагов при очередном применении вдруг не превратит самого чудилу в «неведому зверушку». Опытные чудилы для этого и носят посохи с большим количеством медной обмотки в навершии ― часто срыв ритуала выражается всего лишь в ударе молнии с ясного неба, а посох позволяет эту молнию поймать (потому что чудила в это верит). Поймать и стукнуть врага свежезаряженным «молнявым» посохом по черепу, раз уж с магией не вышло.

Эстрада и цирк[править]

  • Один из вариантов прочтения образа "фокусник-неудачник".
    • Терри Герберт https://www.youtube.com/watch?v=OucVcLx6nJI В телешоу "The best of magic" его выступление больше подходит к теме статьи. В наличии трость, которая уменьшается и разваливается когда хочет, факел из свечи, столик, уезжающий как паровоз и проч.
    • Клоун-фокусник (или точнее — комический фокусник) Макронэ-младший. Номер «Зигзаг» (конец 1990х и начало 2000х), т. е. классический трюк, который кое-где кое-кому уже надоел. Лезвия застревают, ящик разваливается и т. п.
    • Коль и компания (пик активности — 1990-е гг.). Сочетают иллюзию и клоунаду. Неуклюжесть у всех - не только "маг", но и его помощники.
    • Юмористические номера Евгения Воронина. Он отыгрывает роль мага с зашкаливающим самомнением, невероятно серьезного. Из-за этого не может правильно "колдонуть" или удержать в руках "наколдованное".
    • Руди Коби - через раз. Супергерой и сумасшедший ученый, на грани "так круто, что уже смешно". Время от времени фокус "не получается".
  • Бывают небольшие вставки, когда "не получилось", но потом трюк получился намного эффектней.
    • Угадывание карты при помощи рисования - В.Руденко ("Магик-Шоу", 1994). Там же некоторые трюки Алекса, в т.ч. и вместе с известными личностями. Не раз на грани клоунады.
    • Угадывание карты по инструкции - С.Солоницын
    • Д.Копперфилд - примерно 1-2 раза за телешоу. Иногда на грани стендап юмора и клоунады.
    • Дэвид Вильямсон (или Ульямсон) - образ буйного и нервного фокусника. Из-за своей "буйности" фокусы "не так" получаются. Один из шуточных номеров (на грани клоунады) - "Появление тигра" (под большим платком). Тигр как бы появился, но он был голоден. А "маг" тоже. В общем фокусник съел тигра - остался только хвост.
    • и т.д.
  • Клоунские репризы, где артист пародирует фокусника. Сотни их.

Музыка[править]

  • «Волшебник-недоучка», песня Александра Зацепина на слова Леонида Дербенёва в исполнении Аллы Пугачёвой (см. эпиграф):
«

Сделать хотел грозу, А получил козу, Розовую козу С желтою полосой. Вместо хвоста нога, А на ноге рога. я не хотел бы вновь Встретиться с той козой.

Сделать хотел утюг, — Слон получился вдруг, Крылья — как у пчелы, Вместо ушей цветы.

»
— «Волшебник-недоучка»