Такой мрачный, что уже смешно

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Эджлорд»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Goths Have It Hard. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Eat crayons.pngНа вкус и цвет все фломастеры разные
Эта статья описывает явление так называемой вкусовщины. То есть, наличие или отсутствие этого явления в значительной степени зависит от мнения аудитории. Пожалуйста, помещайте примеры этого явления в статьи о собственно данном явлении.
« Да я сам себе в зеркале не улыбаюсь от того, что серьёзный такой! »
— Алёша Попович. Лично он, к счастью, не представитель тропа.

Вы — автор крутого боевика и вам необходимо создать крутого и мрачного антигероя (или антагониста — тоже покатит). Казалось бы, нет ничего проще! Надо сделать персонажа как можно более мрачным и злым, не особо задумываясь о проработке характера. Нарядить в чёрное кожаное пальто и дать по пистолету в каждую руку. Маловато? Пожалуй, ведь ваш антигерой должен ещё и вести себя подобающе, на то он и АНТИгерой (или АНТАгонист). Пусть он будет есть младенцев на завтрак перед миссией по спасению мира. И самое главное, он должен быть максимально груб в общении, чтобы люди от него шарахались. О! И пусть в его аудиоплеере записаны только песни группы Slipknot. Потому что это круто. Готово! Теперь пора выводить его на све… А чё в смысле он смешной?! Почему публика высмеивает персонажа в мемах? Разве она не должна восхищаться его крутизной? Ведь все любят плохих парней!

(link)

Без комментариев

Если вы столкнулись с данной проблемой, наш любимый йунный Аффтар, поздравляем — вы только что породили на свет эджлорда!

Несчастные эджи-персонажи и Лазурит требуют, чтобы их воспринимали всерьёз.

Такой мрачный, что уже смешно или эджлорд (англ. edgelord) или мистер Мрачные Штаны — это антигерой или злодей, который своим мрачным имиджем скатывается не в пафос, а в бафос. И такого персонажа публика вряд ли воспримет всерьёз из-за перебора с тёмными и острыми штампами.

Жнец из Overwatch. Эталонный пример

По-английски слово Edge означает «(режущий) край» [а ещё «преимущество», «преобладание» или «резкий тон голоса»]. Эджлорд весь целиком состоит из бритв Оккама и действует строго по алгоритму, потому и шутят, что об него можно порезаться. Но тут есть и игра слов: англоязычный кодификатор — ёжик Шедоу (Shadow the Hedgehog) из серии игр Sonic the Hedgehog.

Отчасти противотроп — весёлый готик, который только выглядит мрачно, но способен и на позитивные эмоции.

Каков он?[править]

Как правило, герои тропа обладают следующими признаками:

  • В первую очередь, это вездесущий ПАФОС! Причем не пафос брутального героизма, а «тёмный» и построенный на нарочитой мрачности, таинственности и необъятной жестокости.
  • Эджлорд обязан выглядеть мрачно и брутально, ведь на то он и эджлорд. С высокой вероятностью он наденет на себя чёрный-пречёрный прикид Тёмного Властелина или хотя бы чёрное-пречёрное пальто, иногда с лохмотьями, патронташами или пиратскими повязками. Оружие — некая гигантская пушка, огромный меч, что-то готично-пафосное вроде боевой косы или целый набор разнообразного оружия под любую ситуацию. Короче, он должен выглядеть как можно более опасным и грозным.
  • Характер — картонный, трёх пересекающихся подвидов:
  • Мотивация тоже соответствует:
    • Движим мщением, тягой к насилию, болезненным перфекционизмом, идейным или религиозным фанатизмом. Иногда в этом узнаются комплексы, например, банальная жажда признания и славы или желание самоутвердиться, вплоть до «Хочу войти в историю как самый злобный и беспощадный злодей своего времени, ъуъ!!!».
    • Если мотивация все же более-менее консенсусно-героическая, то обязательно в «тёмных» тонах, вроде «я буду защищать людей от зла любыми способами и плевать, что это неблагодарное быдло меня не оценит и не поймёт» или «я готов в лепешку расшибиться за своих близких, а на остальных мне плевать».
    • Строит из себя циничного профессионала-эгоиста, который просто выполняет свою работу.
  • Танцы на граблях:
    • Если бы он не задалбывал сопартийцев своим не всегда уместным висельным юмором, не отмалчивался с угрюмым лицом на дружеских пирушках, не орал о своем Мрачнобоге среди соплеменников, признающих и его, но почитающих все-таки более благосклонных к людям богов земледелия, попытался смириться с утратой и жить дальше, а не картинно страдать по умершей тридцать лет назад возлюбленной, упиваясь своей «вечной любовью» — глядишь, и меньше поводов бы было для выспренних речей о «тупых обывателях, гонящих всех, кто на них не похож».
    • Если бы он признавал возможность компромисса с врагом или наоборот не менял стороны по желанию левой пятки, заключая сомнительные союзы под прикрытием речей о меньшем зле, не рисковал союзниками без их согласия и знал приёмы кроме опасных и запретных — было бы меньше желающих избавиться от этого придурка, который портит планы абсолютно всем.
  • Ангст! Много ангста! Эджлорд без душевных страданий — не эджлорд!
    • Тяжёлое и очень трагичное прошлое. Его хату сожгли враги и/или убили родителей у него на глазах. И он постоянно об этом вспоминает и не забывает напомнить всем вокруг, или же держит в себе чтобы оставаться загадочным и непонятым.
    • Похождения в настоящем тоже пропитаны ангстом по поводу жестокой реальности, заставляющей бедного эджлорда быть жестоким с ней в ответ. При этом он может совершенно не замечать решений, не приводящих к большим страданиям, то ли из-за привычки к чернушному окружению, то ли из-за морального мазохизма.
  • Религиозные взгляды — на самом деле почти любые, но со своей спецификой:
    • Циничный атеист, агностик или деист, считающий, что бога придумали для управления тупым стадом, а если не придумали, то ему на свое творение пофиг.
    • Может быть и сатанистом или иным мраккультистом, такие религии словно специально созданы для таких, как он. Если он язычник, то выберет себе для преимущественного почитания какое-нибудь мрачное божество вроде Аида, Гекаты, Кали, Чернобога или Морены, ну или кто там за них отдувается в фэнтезийном сеттинге.
    • Если исповедует монотеистическую религию, то в таком случае будет акцентировать внимание не на милосердии, любви и прощении Единого Бога, а на Его мстительности, гневе и ревности (см. также Храмовник).
  • Возможно, выжатая в пол педаль мэрисьюшности.
  • Обычно эджлорд специализируется на мрачных профессиях: некромант, киллер, тёмный маг, маньяк, наёмник и т. д.
  • Нередко сам по себе является каким-то стереотипно-тёмным существом: оборотнем, полудемоном или натуральным демоном, представителем Прекрасного Народа, в особо запущенном случае — вампиром. Или, по крайней мере, имеет в предках кого-то из таких существ, знает об этом и втайне гордится, даже терзаясь по этому поводу напоказ.

Разумеется это не значит, что автору следует отказаться от создания мрачных героев. Ведь если персонаж прописан хорошо, то публика примет его в свои объятия. Здесь речь идёт о неудачных воплощениях графоманских фантазий.

Стоит отметить, что во времена пост- и метамодернизма образ эджлорда становится фичей, и талантливый автор может эксплуатировать данный троп ради прикола или обыгрывания штампов. Особенно если пишет пародийное произведение.

Отдельный случай если само произведение становится абсурдно мрачным, то это уже троп Ангстишка.

Внимание! В интернете 2020-х эджлордом стали называть того, кто во время беседы пытается унизить собеседников, намеренно использует дискриминационные высказывания и т. п., но не чтобы разозлить людей и вывести их на сильные эмоции (то был бы «толстый тролль»), а чтобы попытаться создать себе «крутой, грозный, мрачный, броский, властный» имидж, хотя, мягко говоря, не получается.

Примеры[править]

Один из типажей эджлордов — Антигерой девяностых. Необязательно, но весьма часто.

Комплексные франшизы[править]

  • «Звёздные войны» — Дарт Вейдер. В фильмах выражено не столь ярко, а вот в комиксах (особенно тех, где выступает основным персонажем) он нередко давит педаль в пол.
    • Дарт Малгус из расширенной вселенной — эталонный пример из палаты мер и весов.
    • Лорд Скордж оттуда же. Компаньон рыцаря-джедая, которому придётся терпеть типично ситхские тараканы в голове у этого персонажа и постоянные напоминания о том, что Тёмная Сторона — это круто.
    • И многих ситхов можно отнести к сабжу. Отличительные черты: чёрный кожаный костюм, чёрная-чёрная мантия, покрытое шрамами и искажённое тёмной стороной лицо со светящимися жёлтыми/красными глазами, наличие каких-либо увечий, переполненные пафосом монологи. Часто наличествует и трагическая история в прошлом, например, о неразделённой любви, суровость и беспощадность как к врагам, так и к союзникам. И просто тотальная неубиваемость, позволяющая выживать в любых ситуациях и даже при смертельных ранениях. В игре «Star Wars: The Old Republic» можно и самому отыграть такого персонажа, даже сделав подходящую внешность и соответствующе нарядившись.
    • Кайло Рен из новой трилогии продавил педаль в пол и воплотил в себе худшие черты данного тропа. Чокнутый мраккультист и адепт Тёмной Стороны, фанатеющий от своего деда Дарта Вейдера и стремящийся во всем быть похожим на своего кумира. Так как он по характеру ни разу не Дарт Вейдер, выходит весьма трагикомично; можно было бы даже заподозрить пародию, если б не общая всратость сюжета.
    • Подчинённые ему адепты тёмной стороны, Рыцари Рен, в ряды которых входят считающий себя Мрачным Жнецом тюнибё, собиратель зловещих трофеев и палач-садист, тоже подходят под амплуа. То, что персонажи они достаточно бестолковые, только добавляет их имиджу очков натужности и нелепости.
    • Кхем Вал — компаньон ситха-инквизитора из SWTOR тоже попадает под троп. Любит зло ради зла и постоянно причитать о «старых-добрых» временах, когда трава была зеленее, а ситхи — злее.

Литература[править]

  • Ник Перумов, цикл «Хранитель Мечей» — некромант Фесс, он же Неясыть, он же Кэр Лаэда, он же Аэктанн, он же Разрушитель. Картонно-задумчивый тип, вечно погруженный в мысли о принципе меньшего зла, седой и в чёрном плаще, с арсеналом оружия, режущий кошек, чтобы спасать города, и его вечно не понимает © общество.
  • «Гарри Поттер» — лорд Волдеморт, что неоднократно подчёркивается в тексте. И псевдоним себе выбрал помрачнее-поготичнее (в переводе с французского — «полёт смерти»), и организацию свою назвал не иначе как «Пожиратели Смерти», и пафосу ради приписал себе лордский титул (по женской линии он потомок знатного, но разорившегося в пух и прах знатного магического рода, а по мужской - бастард магловского аристократа, которого, впрочем, знать не хочет), и по роду занятий — злой колдун и лич. В общем, когда самоуверенный колдун карикатурно бесится, когда кто-то вспоминает его настоящее имя Том, то сложно не разглядеть в мрачном-премрачном Тёмном Лорде обиженного и капризного вечного подростка[1].
  • Александр Рудазов, цикл «Криабал» — Мектиг Свирепый, шутки ради. Здоровенный громила-наёмник из народа СФК викингов, с большой секирой-крушилой, который бежал из родных земель после того, как убил конунга за оскорбление. Редко говорит, почти никогда не улыбается, и почти всякая встреча с чем-то новым начинается с «Х. Мектиг ненавидел Х». За тремя исключениями: Мертиг не ненавидел мороз, тишину и цвергов. Последних даже по-своему уважал. А титанов вовсе не встречал раньше.
  • «Песнь Льда и Огня» — Герольд Дейн по прозвищу «Тёмная Звезда», удостоившийся от читателей издевательского прозвища «Задротская Звезда» (англ. «Dorkstar»). Рыцарь, ломающий из себя суперкрутого злодея, преступного гения и в целом дофига опасного человека, любит напускать на себя пафосный вид и всячески понтоваться… на деле же — просто неплохой мечник с зашкаливающим самомнением, импульсивный и склонный к плетению идиотских планов и абсурдных интриг, и на этом поприще быстро сливающийся, да еще и способный без зазрения совести поднять меч на ребенка. Неудивительно, что как читатели, так и персонажи считают этого готичного самоуверенного мерзавчика нелепо-бафосным поцем, болтуном и куском картона.
  • «Сага о ведьмаке» — таковым был Геральт в рассказе «Ведьмак». Крутой и мрачный охотник на нечисть в костюме, усеянном серебряными набивками, вооруженный двумя мечами, серебряной цепью и заклинаниями-Знаками, не гнушавшийся ради понтов убивать людей. В последующих повестях и романах Геральт уже совсем другой: со значительно более глубоким характером и вовсе не такой отмороженный. По-видимому, Сапковский понял, что писать про эджлорда большие произведения будет уныло, а потому изменил характер персонажа, но переписывать оригинальный рассказ не стал. И получилось, что в оригинальном рассказе Геральт намеренно косплеил типаж, шёл на поводу у стереотипов, чтобы «сразу себя поставить» (вполне укладывается в комплексы, которые были у Геральта в юности и которые в сильно усохшем виде остались у него и через много десятков лет).
  • Цикл Майкла Муркока про Элрика из Мелнибонэ — собственно Элрик, как бы не кодификатор. Создал моду на антигероев с мрачным прошлым, настоящим и будущим, и вышеупомянутые Ди и Геральт (среди прочих) явно им вдохновлены. А что можно сказать о самом Элрике? Он потомственный чёрный маг из народа тёмных эльфов, у него есть кровожадный демонический меч, он имеет в Молодых Королевствах крайне зловещую (и притом заслуженно) репутацию, и много ангстует. И вообще у него стабильно все плохо, кроме секса — и то его любовницы долго не живут, что добавляет лишних поводов для ангста.
  • Клайв Баркер, «Явление тайны» — Томми-Рэй Магуайр. Изначально был просто подростком-бунтарем, «духовным сыном» злого волшебника Яффа, но уже тогда обладал асоциальными наклонностями и испытывал явно не братскую любовь к своей сестре Джо-Бет. Когда его отец вернулся, чтобы завербовать детей в свои слуги, Томми-Рэй с радостью откликнулся на его зов и стал его приспешником, помогавшим папаше-чернокнижнику создавать монстров-миньонов из людских страхов. На службе отцу начал проявлять явственные некрофильские наклонности и нездорово сдвинулся на тематике смерти и разложения, в том числе духовного. Возбуждается от лицезрения смертей и сцен унизительного секса, способен убить ради развлечения. Наложив руки на Нунций, стал таким же волшебником как Яфф, открыв в себе дар некроманта и объявив себя Человеком-Смертью, а когда добрался до Субстанции, умудрился примкнуть к чужеродным чудовищам Иад-Уроборосам, которые нормальных людей сводят с ума. При всем при этом большая часть эджлордских понтов Томми-Рэя напускная, на деле он в проявил себя как в целом некомпетентный мелкий злодейчик, движимый комплексами и при любом удобном случае плачущийся в жилетку своим близким.

Кино[править]

  • «Доктор Стрэндж» — в киноверсии вокруг глаз главгада-мраккультиста Кецилия появились огромные растрескавшиеся чернильные круги, а с лица актёра в любой из выражаемых эмоций не сходила гримаса боли, смешанной с гробовой серьёзностью (хотя он явно старается и персонажа вытягивает). И говорит Кецилий постоянно о судьбах мира и необходимости принять великое зло для всеобщего блага.
  • «Майор Гром: Чумной Доктор» — собственно, Чумной доктор. Стал здесь брутальнее, чем в комиксе: ходит на дело в чёрном бронекостюме с огнемётами. Характер — готичный мститель и вигилант, уничтожающий вместе с коррупционерами и невинных. В отличие от комикса, Чумным доктором является не техномагнат Разумовский, а его телохранитель и друг детства Олег Волков, брутальный ветеран войны с мрачной суровой внешностью. Впрочем, на деле всё сложнее, это спойлер, но и истинное положение дел тоже «мрачноштанно»!
  • «Хэллбой: Герой из пекла» — Карл Рупрехт Кронен. Механический зомби-нацист в чёрной «комиссарской» кожанке, в фуражке, крутой маске, с двумя выкидными мечами. Тамошний Распутин, конечно, несколько опереточный и дюже клюквенный, но типичный эджлорд — именно служащий ему подручным Кронен. Персонажа любят ставить на аватарку инфантильные (и иронические) неонацисты, особенно с приставкой «языческие» и «сатано-», фанатеющие от карикатурного образа «оккультного рейха» (хотя в реале там были и христианские, и пантеистические, и языческие тенденции — да и сам Гитлер адептов всяческого «национал-оккультизма» не жаловал и в «Майн Кампф» посвятил им весьма желчную тираду).

Телесериалы[править]

Отечественные[править]

  • Дилогия «Кремень» — главный герой, пример антигероя девяностых в обоих смыслах, хоть сами мини-сериалы и 2010-х годов. Молчаливая и грозно сопящая версия сабжа (изредка этого здоровяка пробивает на хвилосовские речи), бывший ГРУшник с тесаком, рубящий не только беглых зеков и продажных ментов, но и безусых сержантиков с методичностью, подобной этому вашему Гаттсу. И да, этот самый Андрей Шаманов обожает ходить в чёрном. Многозначительные комментарии бывшего начальника главгероя в духе «вы пробудили зверя» только подливают масла в огонь. А ещё образ бафосный для тех, кто смотрел другой фильм с В. Епифанцевым, 1998 года
    • Вы только не подумайте, что это стоит добавить в коллекцию «годных фильмов» и принимать всерьёз. Нет, нет. Увы. Это трэш — преимущественно в ругательном смысле этого слова. Подряд смотреть это стоит, только если вы профессиональный исследователь подобных феноменов. С картинной мрачнухой переборщили (ВСЯ дилогия сама по себе есть этакий «эджлорд», а не только её протагонист!). Мера между «взаправдашним» и условным не соблюдена. Во втором мини-сериале авторы очень нажимают на авторский произвол. В целом — слишком слабо для серьёза, слишком жёстко для курьёза. Какой-либо «разрядки смехом» — в любой из двух частей принципиально ноль. Подход к построению фабулы — наглое цитирование чуть ли не целиком (на грани плагиата, но с попытками закосплеить «постмодернизм») фабул заслуженно знаменитых и знаковых боевиков вроде «Первая кровь», «Холодное лето пятьдесят третьего», а во второй части — каких-то, по-видимому, прославленных на Западе ужастиков, боевиков, триллеров, психологических драм, а может, ещё и комиксов, и AAA-игр-боевиков-выживалок (пусть знатоки перечислят сплагиаченные использованные здесь концепты — автор правки не смотрел всех этих первоисточников и не играл в них). А уж режиссёрские и операторские приёмы тырятся у всех подряд (включая Кустурицу? Или показалось?). Вторая часть заканчивается «не пойми чем и не очень понятно, почему именно этим». В первой части эджлорд-протагонист косплеил Рэмбо, Лузгу-Басаргина и героев из российских горе-боевиков 1990-х, а во второй он одновременно предстаёт «всё тем же сверхчеловеком, который может кромсать и расстреливать целые толпы врагов» и «бессильным силачом, мало что способным изменить к лучшему, хоть он и подпортил немного жизнь некоей до-пародийности-опасной международной организации злодейских гадов».

Зарубежные[править]

  • «Тик»:
    • Оверкилл, пародия на Карателя.
    • Cайдкик Жанны д’Арк носит прозвище Эджлорд, обладает нелепо-готичной внешностью, но все-таки является неплохим хакером и техником.
  • «Парки и зоны отдыха» — друг Эйприл Орин отыгрывает троп на десять из десяти.
  • «Однажды в сказке» — Лили Пейдж. Дочь, как она думает, крутой и безжалостной злодейки. С рождения проклята на постоянные несчастья. Ищет способ жестоко отомстить тем, кому обязана этим проклятьем. Для полного комплекта еще и способна превращаться в дракона и склонна драматизировать события. Но персонаж глубоко второстепенный, да и после примирения с Малефисентой заметно исправилась.
  • «Уэнсдей», просто Уэнсдей, особенно в начале сериала. Сознательная пародия на троп, особенно яркая на фоне куда более вменяемой родни девочки.
  • «Баффи — истребительница вампиров» — хорошую, годную эксплуатацию штампа представляет собой Фейт «тёмная истребительница» Лихейн. Изначально предстает как более мрачнушная версия главной героини: такая же Истребительница, как и Баффи, но жестокая, агрессивная, любящая приложиться к бутылке, ведущая достаточно беспорядочную половую жизнь (ещё и с садомазо-фетишем!) и откровенно ловящая кайф от ультранасилия. Потом совершает переход на Тёмную сторону и становится полноценной злодейкой: правой рукой мэра-чернокнижника Уилкинса. Впоследствии исправляется и окончательно переходит на сторону героев, да ещё и оказывается, что её эпатажное поведение — это напускное, связанное с детскими комплексами.
  • «Во все тяжкие» — да, даже в реалистическом и преимущественно достоверном сеттинге они тоже бывают. А именно — близнецы Саламанка. Два лысых киллера-социопата молчаливого и грозно сопящего подтипа, воспитаны дядей — жестоким криминальным авторитетом, ходят в туфлях типа «казаков» с черепами, поклоняются Santa Muerte. Пристрелить агента ОБН для них недостаточно — надо зарубить топором; при этом если стрелять — то пулей, которая разворотит полчерепа (сцену с Хэнком на стоянке многие критики считают натянутой и придающей серьёзному сериалу оттенок клоунады, так что здесь, возможно, именно мрачноштанный образ близнецов подпортил сюжет; а если рассматривать братцев как эджлордов внутри нарратива, то эджлордское позёрство их и сгубило). При этом сыграны убедительно и могут в самом деле вызвать ужас и саспенс своим поведением.
  • «Штамм» — дампир Куинланн, рождённый заражённой Хозяином женщиной и преследующий своего «отца» уже более двух тысяч лет. Бледное лицо с чудовищными шрамами, совершенно лысый череп, белые радужки глаз. Костюм и вооружение не отстают — тут и чёрное кожаное пальто, и серебряный меч за спиной (рукоять меча сделана из чьей-то берцовой кости). А ещё он говорит низким хриплым голосом.

Мультсериалы[править]

  • «RWBY» — Адам Таурус, мститель за тяжкое детство и испорченную внешность, борец за права фавнов, террорист, нацист, абьюзер и просто хороший педо… то есть челобык. Соответствует всем пунктам из описания, кроме «откровенной мерисьюшности» — на деле он скорее молодец против овец, чей потолок — гонять одиноких первокурсниц (а уже от двух бывших первокурсниц он отхватил 220 с летальным исходом).
  • «Ши-Ра и непобедимые принцессы» — два из трёх главных антагонистов, Хордак и Катра. Причём у обоих это зиждется на отчаянном желании доказать, что они чего-то стоят: у первого — Хорд-Прайму, дефективным клоном которого он является и который сам под троп не подходит, а у второй — всему белу свету.
  • «Битлджус» — Принц Винс, ходячая насмешка над тропом. А был ли тогда троп?
  • «Madness Combat» — тут весь сеттинг такой, но главный герой Хэнк воплощает сей троп в режиме педаль в асфальт. Крутой и жестокий мужик в чёрной бандане и чёрном пальто с красными очками, вооруженный до зубов разнообразными пушками. Впоследствии он заменяет нижнюю челюсть на жуткий протез, а ближе к концу и вовсе превращается в мутанта с рукой-клешнёй. Сделано это, конечно, ради фичи.
  • «Аватар: Легенда об Аанге» — таков принц Зуко поначалу. Угрюмый и вспыльчивый парень, со шрамом на поллица, сложной ситуацией в семье (отец, изгнавший Зуко и нанёс ему этот шрам, мать пропала несколько лет назад, куда более успешная и жестокая сестра в открытую посмеивается), изгой среди своего же народа, одержимый желанием поймать Аватара. Впрочем, чем дальше, тем глубже и сложнее становится образ и тем меньше остаётся от эджлорда.

Комиксы[править]

  • Бэтмен, в его самой распространённой ныне трактовке. На самом деле образ за много лет претерпел кучу изменений (достаточно сказать, что Бэтс Серебряного века ходил в сером и синем, часто улыбался и шутил). Но начиная с «Возвращения Тёмного рыцаря» Миллера и «Убийственной шутки» Мура Бэтмен чаще всего типичный эджлорд: предаётся мэнгсту по убитым родителям, ходит мрачный, весь в чёрном, разговаривает коротко и хмуро, привязанностей боится. Педаль в пол продавил Грёбаный Бэтмен в миллеровском же All Star Batman and Robin, the Boy Wonder.
    • Неудивительно, что именно эту его черту пародируют чаще всего, продавливая её в магму. В различных пародиях («Лего. Фильм», «Как это должно было закончиться», «Batmetal») Бэтси намеренно сделан таким эджлордом, что уже просто обхохочешься.
  • Каратель, само собой. Брутальный и жестокий боец в длинном пальто и с бронежилетом-черепом на груди, не дающий врагам шанса выжить. Для Marvel это был один из первых таких персонажей, оттого проба пера получилась весьма успешной.
  • А также Ворон из одноимённой серии. Все элементы налицо: мрачность, ангст, непобедимость и почти неуязвимость, жестокая месть врагам. Впрочем, обыграно достаточно удачно, чтобы над ним не смеялись, а полюбили его именно таким.
  • Комикс-продолжение мультсериала «Аватар: Легенда об Аанге»: Тёмный, он же Му Чи Гу Чи Ла Пу Чи Третий, и не называйте его настоящее имя, один из первых учеников Тоф в магии металла. Скорее даже намеренная пародия на троп.
  • Самый тупой в мире маг — в общем-то, в пародийном комиксе, обстёбывающем штампы героического и эпического фентези, таких персонажей хватает, но особо выделяется чернокнижник Браззель и все нордведы. Последние — пополам с соседним тропом.
  • Requiem Chevalier Vampire — вообще все персонажи, кроме лемурианцев. Особо выделились мраккультисты Клавдия, Мортис и Блэк Саббат, все капитанши пираток-вурдалачек (хотя и среди них выделяется капитанша «дэт-металл пиратов») и вампирский господарь Дракула и его жена графиня Батори. Некоторые, вроде хана Атиллы и антипаладина Турима заходят в своей мрачноштанности до такого уровня, что начинают придерживаться особого антинравственного кодекса поведения — считать красоту уродством, а добродетель — извращением. Неудивительно, что на их фоне Генрих и Отто (на минуточку, нацистский преступник и комендант концлагеря) выглядят едва ли не святыми.
  • Top Cow Universe — мафиози Джеки Эстакадо (с ручными миньонами и тентаклями) и бывший пастор Том Джадж (с полу-ручным выводком демонов). Лор вселенной, построенный на каббале, «балансе света и тьмы» и прочем сектантском бла-бла-бла, очень способствует формированию сабжа.
  • «Бесобой» — протагонист: бывший ВДВшник, весь в магических наколках, с капюшоном на лице и ручным бесёнком.
  • Sin City — Марв. Добро с огромными кулачищами. После войны[2] страдает от жёсткого ПТСР (правда страдает, не наслаждается), горстями пьёт сильнодействующие лекарства, десятками убивает разных отморозков и регулярно сомневается в себе: не превратился ли он в поехавшего маньяка. Нет, не превратился: все, кого он с наслаждением убил, этого определённо заслужили. А хорошим людям Марв всегда рад помочь, даже во вред себе.

Аниме, манга и ранобэ[править]

(link)

Краткое руководство по созданию сабжа. Несложно отследить вдохновленность образом Гатса из «Чёрного мечника»
  • Канеки Кен же! Можно сказать, главный эджлорд от мира аниме и русскоязычный кодификатор тропа. Заделался из вечно ангстующего книжного червя в одного из сильнейших гулей с психическими отклонениями. По совместительству — персонаж многочисленных интернет-мемов и главный символ субкультуры «Dead Inside». По внешнему виду — мрачный тип в кожаных одеждах с жуткой маской на лице.
    • Хотя ради справедливости отметим, что такое впечатление Канеки оставляет лишь в аниме, где многое повырезали и утрировали. В манге до подобного эджлордства он не докатился, и, учитывая, что ему пришлось пережить, его можно понять.
      • Ну как посмотреть, как посмотреть. Тотальная смена личностных установок по три раза за каждую мангу на фоне типа очередной травмы, с новым стилем волос каждый раз, — это именно то, что принято называть «edgy». Большую часть времени он скорее цветущий божий одуванчик или просто Синдзи, да. Но вот, например, когда он в очередной раз психанул и переобулся, стал следователем с выкрученным усердием, то его чёрный прикид, чёрная шевелюра и очочки вкупе с внезапной циничностью сделали из него олицетворение тропа. Любовь к Кафке и прочей немецкой философии не выпячивается, но утверждается. Понять можно симпатию к нему автора, менее бафосно не становится.
  • «Bungou Stray Dogs» — Акутагава Рюноске. Стильный готичный прикид и внешность под стать — галочка. Детство в трущобах, в значительной мере повлиявшее на характер мрачного поехавшего социал-дарвиниста — галочка. Стенд способность, идеально подходящая для убийства (и, к тому же, обладающая чёрно-красной расцветкой), вследствие чего мафия использует его как исключительно мощного киллера — галочка. Тёмный пафос вперемешку со стремлением доказать всем своё превосходство — галочка. И это только первый сезон. Примечательно, что автор, в честь которого он назван, тоже писал не о розовых пони, но был гораздо более тонким человеком.
  • «Kill la Kill» — безбашенная и столь же «эджи» Рюко Матои, чей образ эдж-леди дополняется красновато-чёрной внешностью и превозмоганием. Впрочем, поскольку аниме очень стёбное, то восприятию не мешает. Благодаря столь меметичному имиджу фанаты начали сравнивать её с ежом Шедоу из Sonic the Hedgehog (см. ниже). Данная шутка, к слову пришлась авторам саги про синего ёжика по душе: официальный англоязычный твиттер-аккаунт серии официально подтверждает, что любимое аниме Шедоу — то, в котором главная героиня — мрачная девушка с мечом из половинки гигантских ножниц.
  • Гораздо более старый и широко известный, нежели примеры выше, копиркин капитана Немо — Капитан Харлок, исключительно яркий пример условно положительного эджлорда родом из Лейдживерса. Впрочем, в последних экранизациях он даже при выкрученной до бафоса мрачности умудряется откалывать такие фортеля, что становится уже совсем не смешно — от ТАКОГО даже те, кто уволен из гестапо за жестокость, открещиваться будут.
  • Naruto — Учиха Саске, разумеется. В его честь эджлордов, особенно помешанных на желании отомстить кому-нибудь за что-нибудь как единственной цели в жизни иногда называют «фукусюсями».
    • Преимущественно во второй половине манги. В первых главах демонстрировал и другие эмоции, помимо «убийственной» серьёзности, да и вёл себя куда адекватней.
  • Elfen Lied — Люси. Жестокая и абсолютная безжалостная к людям девушка-диклониус с раздвоением личности. Угробила кучу народа во время побега из лаборатории и с тех пор поклялась, что она убьёт всех людей на этой планете.
  • Kage no Jitsuryokusha ni Naritakute — пародийный вариант. ГГ — тюнибё, откровенно фанатеющий (а судя по некоторым намёкам — и вовсе поехавший на нём) как раз по образу утрированного эджи-антигероя, творящего добро (а заодно пафос, зло и дичь по настроению), сначала пытался таким стать в реальном мире, а когда исекайнулся — косил под такой образ уже в новом мире, подкачавшись и начав по галочкам выбивать пункты уровня «пафосно засмеяться на крыше высокого здания, на фоне горящего города» и «создать организацию тайных убийц, охотящихся за мраккультистами» (изначально выдуманными от балды, но как потом оказалось — реально существующими).
  • Bleach — Гриммджоу Джаггерджек. Нет, он ходит не в чёрном[3], временами и языком почесать не дурак, да и улыбается регулярно. Вот только цвет одёжки тут «корпоративный», манера речи выдаёт классического «трудного подростка», а вместо улыбки зачастую выходит оскал.
    • В принципе многие другие персонажи ходят близко к тропу, но становятся несколько глубже и многограннее по мере раскрытия. У Гриммджоу же по мере раскрытия проступает только дистиллированный Ангст.
  • Onepunch-Man — Гароу. Фитилёк слегка прикручен, поскольку пациент недостаточно мрачен для эджлорда и на вызовы судьбы чаще реагирует со злым весельем. А в остальном — полный набор: тёмный пафос, брутальность, цинизм, неутолимое желание «наводить справедливость» и мстить за психологические травмы детства. Бонусных баллов подкидывает готовность Гароу стать монстром во имя своей цели. Поначалу — только фигурально, но впоследствии…
    • Куда более комичный пример — Соник. Пафосный и асоциальный киллер-ниндзя в тёмной одежде, который выкашивает противников целыми отрядами… а потом совсем по-детски негодует и обижается на Сайтаму, который посмел (вот наглец!) пережить их первую встречу. С того судьбоносного момента у рассерженного Соника одна цель — отчекрыжить сопернику лысую башку. Но, благодаря пофигизму и неуязвимости Сайтамы, получается смешно.
  • Х. Кикути, «Ди, охотник на вампиров» — заглавный персонаж. Крутой и мрачный внешний вид? Ди — высоченный бисэйнэн в чёрном прикиде, плаще с высоким воротником и шляпе хитровыдуманного фасона а-ля ваховские инквизиторы. Мрачный род занятий и принадлежность к «монстровой» расе? Ди — охотник на нечисть и дампир, отчаянно сдерживающий свою вампирскую натуру. Характер? Настолько эталонный «мрачно-задумчивый с вечным гробовым молчанием», что даже добавить нечего. Оружие? Таки да, огромный меч плюс дофига суперспособностей на все случаи жизни.
  • Берсерк — Гатс в арке «Чёрный мечник». Мрачный и циничный готичный мститель с огромным мечом, пушкой-протезом и арбалетом, носящий чёрные доспехи и разглагольствующий о том, как он ненавидит слабаков и насколько ему плевать на невинных жертв Апостолов. И не только разглагольствующий, впрочем — чтобы выманить из замка того же Барона, он спровоцировал его на нападение на город. Потом, конечно, Миура объяснил, как Гатс стал Мистером Мрачные Штаны, пережив гибель почти всех своих товарищей по банде, изнасилование любимой девушки и предательство со стороны лучшего друга, а в следующих арках дал своему герою развитие, заметно сбавив ему градус мрачноштанности.
  • Chainsaw Man — Аки Хаякава, вечно серьёзный и неразговорчивый охотник на демонов и крутой курильщик, чью семью в мгновение ока уничтожил демон-огнестрел прямо у него на глазах, а потому одержим местью демонам. Всегда одет по форме и педантичен, в бою использует проклятую катану, почти безразличен к собственной смерти и почти ничего не боится. Хотя, не смотря на показное спокойствие и морду кирпичом, циником он совсем не является — со временем привязывается к Денджи и Пауэр и даже заводит дружбу с демоном-ангелом, а особенно он привязан к своей наставнице Химено, смерть которую он горько оплакивал, пока никто не видит.
  • Code Geass — на грани между таковым и серьезным антигероем ходит Лелуш. С одной стороны, он вроде бы вменяемый человек, честно стремящийся к своим целям и исполняющий поставленные перед собой задачи с безжалостной эффективностью. Но его напускной ангст, но его пафосно-бессмысленные разглагольствования на тему «я не герой, я всего лишь борюсь меньшим злом против большего», но его нарочито опереточный образ «Тёмного Властелина — магистра ордена чёрных рыцарей»…
    • Лучано Брэдли оттуда же — злодейский вариант тропа. Уж как он изображает из себя крутого беспринципного головореза-социопата, «посмотрите все на меня, я такой кровожадный, мухаха!». Спасибо уж на том, что персонаж глубоко третьестепенный.
  • Fairy Gone — Вероника Торн: мрачная и хладнокровная девушка, одетая в черные и красные одеяния, имеет классическое тяжёлое прошлое в стиле враги сожгли родную хату, одержима местью человеку, уничтожившему её родную деревню, в результате чего из жизнерадостного и добродушного ребёнка резко превратилась в суровую и безжалостную убийцу.
  • Final Fantasy VII: Advent Children — именно таким перед нами предстаёт протагонист исходной игры Клауд Страйф. Справедливости ради, значительную часть сюжета он страдает от мистической болезни, связанной с местным древним злом Дженовой и её своеобразным «Избранным» (а по совместительству главгадом исходной игры) Сефиротом, а потом ещё и вынужден разгребать последствия второго пришествия оного Сефирота, но так как по непонятной причине именно характер Клауда из этой полнометражки (где его из ангста пытался выводить в том числе штатный эджлорд оригинальной игры Винсент Валентайн) крепко запал в память всем, в том числе и адаптаторам, то персонажа, бывшего куда более сложно прописанным в оригинальной игре, стали стереотипно воспринимать едва ли не как Мистера Мрачные Штаны всея японской игроиндустрии. Хвала создателям FF7: Remake, где перед нами снова оригинальный Клауд.
  • Getter Robo Apocrypha — Хаято (не старый «добрый» Хаято Дзин — даже внешне не похож). Вечно хмурый юноша в чёрном, бывший предводитель постапокалиптической банды подростков, хладнокровный убивец, ещё и глушит боевой наркотик, от которого превращается в кровожадное чудовище.
  • Hellsing — большая часть персонажей. Вампир-стрелок Алукард, рыцарь крови и рыцарь смерти, здорово похожий на нижепомянутого Калеба. Католический священник, религиозный фанатик и командир церковных эскадронов смерти Александр Андерсон и его ученицы: задумчиво-мрачная Хайкель Вульф и импульсивно-жестокая Юмико Такаги. Карикатурные нацики на ролях командиров «Миллениума», среди которых, есть к тому же две ведьмы и оборотень, да и командует всей конторой свихнувшийся на почве войны СС-штурмбаннфюрер. И тут же грандиозная субверсия: сеттинг манги — ни разу не серьёзно-мрачный гримдарк, а весьма восьмидесятнический кровавый балаган, в котором подобные типажи смотрятся совершенно естественно и отторжения не вызывают.
  • Hokuto no Ken — Кайо, пародия на Рао в Угрожающих Чёрных Доспехах с Ужасающим Шипастым Шлемом. Ведёт заунывные речи на «Добро — это отстой» и «Я кровожадный, я беспощадный, я злой разбойник Бармалей новый дьявол». В конце истории было показано прошлое, что сделало таким озлобленным и он стал пародией не только на Рао, но и на Саузера.
  • Mazinkaiser SKL — оба главгероя: лихой рубака Кэн Кайдо («весёлые мрачные штаны») и — в ещё большей степени — готичный палач Рё Магами («мрачные-мрачные штаны»). Но в рамках боевика, целиком построенного на гипертрофированной крутизне и эстетике МИТОЛАЪ, они оба смотрятся на редкость органично.
  • Mobile Suit Gundam SEED Destiny — главный герой, Синн Асука. Обычный ОРБовский школьник, осиротевший благодаря чужой войне и построивший всю свою импульсивно-агрессивную личность вокруг стремления стать сильнее и мести за потерянных родных.
  • Monogatari Series — Кайки Дэйсю, см. эпиграф. Специалист-мошенник, помешанный на деньгах, который регулярно врет клиентам, нарушает обещания, впаривает подделки и сбегает с платой, не выполнив контракт, постоянно разглагольствует на тему того что для него деньги важнее всего, и того, какой он коварный, алчный и злой, поддерживает исключительно мефистофелевский облик и носит то чёрный траурный костюм с фраком, то прикид нуарного детектива с долгополым тренчем, восхищается чужими отрицательными качествами и выражает разочарованность в людях, изменившихся к лучшему. На деле он антизлодей со своими принципами и у многих его на первый взгляд циничных поступков есть скрытая благородная мотивация, так что образ ходульного мрачноштана он, в общем-то, отыгрывает намеренно.
  • Visions of Escaflowne — Диландау Альбато занимается в основном тем, что кичится собственными кровожадностью и беспощадностью. Как Лучано Брэдли (см. выше), только на этот раз один из центральных персонажей.
  • Wolf Guy Ookami no Monshou — главный герой Акира Инугами. Вечно мрачный и одевающийся в черное юноша, отпускающий редкие и циничные комментарии в отношении происходящих вокруг него событий и держащий во фрэндзоне влюблённую в него учительницу. К тому же, он оборотень, регулярно устраивающий кровавые бани различным негодяям.

Видеоигры[править]

Картинка, ставшая мемом

(link)

Stranger of Paradise: Final Fantasy Origin

(link)

Та самая сцена
  • Sonic the Hedgehog — йожик Шедоу. До появления собственной сольной игры он был куда более вменяемым персонажем. Но разработчики посчитали, что анти-Сонику не хватает крутизны, что привело к заметному утрированию его характера. Заодно дали мотоцикл и огнестрел. В итоге Шедоу стал персонажем многочисленных интернет-мемов.
    • Правда, после выхода Sonic Forces появился новый персонаж, который во многом превзошёл Шедоу. Знакомьтесь: шакал Инфинит, которого разработчики преподнесли как наикрутейшего суперзлодея, который помог Эггману наконец завоевать мир! Но у фанатов сложилось впечатление, что Инфинит скорее напоминает подростка, воображающего себя мега-крутым Плохим Парнем из-за травли со стороны Шедоу. В DLC нам и вправду показывают, как Инфинит на серьёзных щщах закатывает истерику после того, как Шедоу обозвал его слабаком. К слову, судя по комиксу-приквелу, Инфинит ещё до встречи с Шедоу был жестоким и грубым наёмником, который относился к своим подопечным как к мусору…
  • Hatred — собственно, заглавный… злодей, за которого мы играем. Уже с первых секунд игры мы наблюдаем сцену, как он, произнося невероятно пафосный монолог о ненависти к человечеству, собирает оружие и выходит на улицу с одной лишь целью — убить всех людей. Образ патлатого металлюги в длинном пальто прилагается.
  • Overwatch — Жнец (см. иллюстрацию). Псих-наёмник и крайне мрачный тип, который любит убивать людишек. Вполне вероятно, что авторы намеренно сделали его таковым ради стёба над тропом.
  • God of War — Кратос, конечно же. Он живёт только ради мести. Небезызвестный игровой журналист Олег Ставицкий даже подметил, что Кратос по поведению больше напоминает подростка в пубертатном периоде.
    • В God of War 2018 года возраст и здравый смысл возобладали, и Кратос пошел семимильными шагами по пути исправления, остепенившись и обзаведясь семьей. Однако «мрачноштанное» прошлое будет мучать спартанца не хуже того, как он сам измывался над олимпийскими богами.
  • Devil May Cry — Вергилий. Но так как сама по себе игра в достаточной мере стёбная, эджлорд смотрится в ней вполне уместно.
    • Его сын Неро в четвёртой части тоже подходит под троп. В отличие от вечно спокойного бати, Неро слишком эмоционален и истеричен, а потому презираем фанатами. За свой буйный нрав он едва не поплатился жизнью, и если бы не пришедший вовремя Данте, вся история, возможно, закончилась бы печально. К счастью, к концу игры Неро исправляется и уже в следующей части больше походит на весельчака Данте.
  • Kid Icarus: Uprising — Тёмный Пит. Немногие люди догадываются, что он задуман как намеренная пародия на троп. По совместительству натебейка в сторону упомянутого выше Шедоу.
  • Underfell — фанатская AU по Undertale, которую вкратце можно описать как «обычный мир, но все вокруг стали эджи».
  • Fallout: New Vegas — Улисс (ирон. Улюлюсец), проверяем по пунктам: 1) Пафос мрачности и таинственности? В каждом децибеле голоса, в каждом сантиметре облика. 2) Мрачный и брутальный вид? Посмотрите и убедитесь. 3) Асоциален и необщителен? Да, одинокий странник, совсем недавно осевший в дорогих его сердцу развалинах Эштона. Циничен? Не то слово: какие бы идеалы Курьер ни поддерживал — раздавит и внушит ощущение безысходности. И философический угар в обычае его речи. 4) АНГСТИЩЕ! ПТСР после гибели Разлома и Нью-Ханаана — не шутка. 5) Рыцарские доспехи проржавели настолько, что он готов перейти моральный горизонт событий. 6) Немного о сьюшности: все показатели SPECIAL — 10/10. 7) Вообще-то он курьер, но по совместительству был и фрументарием Легиона Цезаря, должность не для идеалистов. 8) Тяжёлое прошлое, горелая хата — очевидно из сюжета Lonesome Road. 9) Жаждет не просто отомстить НКР и Легиону — сбросить две атомные бомбы на них. И Курьеру он хочет припомнить разрушение Разлома, правда, не столько с целью отомстить, сколько проучить. 10) А вот сверхъестественного в его природе ничего. Самый главный признак эджлорда: бафос. Есть? Да: многим фанатам он представился не столько мрачным философом Пустоши и альтер-эго Криса Авеллона, сколько «угорающим по феласафии» поехавшим подростком, несущим что-то маловразумительное: над его «BULL BEAR DIVIDE! BULL BEAR DIVIDE! BULL BEAR DIVIDE!»[4]. потешался не один фанат.
  • For Honor — тёмный приор. Рыцарь в капюшоне, с густо подведёнными тушью глазами, с шипастым щитом и жутким фламбергом, вещающий про тьму, войну и бездну и имбующий на поле боя. И при всём этом у него фефекты фикции. DAHKNESH!
  • Hollow Knight — маэстро Гримм, начиная с имени, продолжая чёрно-красным цирком ужасов и заканчивая голосом умирающего от жажды заядлого курильщика. А ещё его эта гадкая атака — превращение в иглобрюха.
  • Blasphemous — главный герой. Мрачный боевой религиозный садомазохист с обетом молчания в цельнометаллическом колпаке с маской, плачущей кровью, использующий в качестве дальнобойной атаки метание собственной крови, лечащийся разбиванием аптечек (с кровью) об голову (фейспалмом) и брутально расправляющийся с мобами… которых потом, видимо, оплакивает, потому что деньги в игре называются «слёзы искупления».
  • Выстебано (как и очень многое другое) в глобальном ромхаке Pokemon Clover, сделанным авторами с 4chan. Противник главгероя — до смеху мрачный подросток в черном костюме, черной шляпе, с длинным шарфом и без обуви (чтоб драматичнее было) — изо всех сил хочет превзойти своего отца, который, якобы, был еще куда более мрачным и могущественным.
    • В послелиговом продолжении (где сюжета уже как на вторую игру) можно встретить того самого отца. Он держит свой гим стального типа, где играет хеви-метал, все вокруг утыкано шипами и решетками, а сам отец весь обколот партаками, носит катану и курит. Как только у нас на глазах соперник прибежит превосходить отца, тот сразу ему выдаст, что нарочно его так воспитывал, чтобы сын имел волю к жизни и вовремя сообразил, как глупо себя ведет.
  • Stranger of Paradise: Final Fantasy Origin — эта игра еще не вышла на момент правки, но уже на момент своего анонса была высмеяна всеми, кому не лень. А все из-за того, что в дебютном трейлере главный герой Джек вел себя как истинный эджлорд и постоянно говорил «I must kill Chaos!». Апогеем ситуации стала вторая демоверсия игры, в которой Джек после речи героини говорит «Bullshit», достает смартфон, включает дабстеп-рок, что звучит в его наушниках, разворачивается и уходит. Как выяснилось в конце второй демки, действия происходит в мире самой первой части, а фамилия Джека — Гарланд. Да-да, даже разработчики в интервью сказали, что они создают игру про то, как протагонист станет злодеем.
  • Tales of Berseria — главная протагонистка игры, Вельвет Кроу. Была обычной деревенской девушкой, которая заботилась о своём братике. Но в кроволунии пыталась остановить ритуал Арториаса по предотвращению появления демонов, включающий в себя пожертвование Лафицета. В итоге Вельвет стала терионом (то есть демонессой с особыми силами, которая сохранила свой разум и человеческий облик), и её отправили в тюрьму. После нескольких лет отсидки она выбралась из тюрьмы (не без помощи малахима) и стала одержимой местью Арториасу, за что она не гнушается даже прагматичным методов, получив прозвище «Владыка Бедствий». Откровенный костюмчик чёрно-красного цвета прилагается.
  • Ведьмак 3: Дикая Охота, аддон «Кровь и вино» — Детлафф. Импульсивный и даже где-то инфантильный готический брюнет в чёрном кожаном прикиде и с трагической предысторией любви и отсутствием социальных навыков, в бою настолько эффективный, что совсем уже не смешно. При этом прописан настолько грамотно и обоснованно, что вызывает нешуточное сочувствие? и получается не карикатура, а форменная реконструкция образа.
  • Blood — чокнутый техасец-мраккультист Калеб, под свои ехидные комментарии уморительно-жестоко расправляющийся с сектантами, демонами и нечистью — отличная пародия на амплуа. В отличие от них, ни разу не картонен.
  • Castlevania: Curse of Darkness — главгад игры, Дьявольский Мастер Айзек. Чёрный маг в садомазоподобном прикиде (в который входят и самые натуральные «мрачные», то есть черные кожаные, штаны), который до событий игры верно служил Дракуле, и отбитый псих, упивающийся насилием и обожающий толкать пафосные злодейские речи. В общем, оно и к лучшему, что когда этот временной отрезок серии экранизировали Netflix, то этого персонажа заменили на харизматичного мавританского колдуна-суфия Исхака, а внешность и характер Айзека отдали громиле злодейской команды Годбранду.
  • Chivalry и Chivalry 2 — Орден Мэйсона, одна из противоборствующих сторон в «сюжете» этих кооперативных слэшеров, может считаться целой фракцией эджлордов. Мэйсон, глава ордена, генерал-предатель с периодическими вспышками неконтролируемого гнева. Официальная религия — язычество с человеческими жертвоприношениями, отсюда варварство и социал-дарвинизм в идеологии. В войсках там служат соответствующие личности: испорченные аристократы (один из возможных голосов игрового персонажа отсылает к Маркизу де Саду), циничные наёмники и злобные варвары. И, как вишенка на торте, общая эстетика фракции. Герб — чёрный железный кулак на красном фоне, в качестве же поселений — нищие деревни и крайне мрачные города. Впрочем, пример на тормозах, так как игры, во-первых, не слишком серьёзны, а во-вторых, своя правда есть и у «мэйсонцев».
  • Darkest Dungeon — представителем тропа можно назвать класс наёмника. Он носит наглухо закрытую броню, и сражается боевым топором. Наёмник мрачен, испытывает проблемы с доверием к людям, и немногословен. Даже когда перед героем возникает перспектива быть убитым Сердцем Тьмы, он только говорит «…хм».
    • Грабительница Могил по сути его женская версия — мрачная и ехидная алкоголичка, одетая в стиле «а-ля Соломон Кейн», предпочитающая закидывать вражин отравленными дротиками и ножами, а в случае чего кишка не тонка взяться за бронебойных кирку. Отвратительный характер — склонна на привале в забитых мистикой, бандосами и мутантами местах травить «висельные шутки». Также в наличии мрачное прошлое — из-за долгов родича вынуждена была пойти на мародёрство и грабеж.
  • Dishonored — визуальный образ Корво Аттано: Ассасин в чёрном наряде с капюшоном, вооружён мечом, пистолетом, ловушками и таинственной запретной магией местного трикстера-полубога, а главное, — ходит в маске в виде полумеханического черепа. Гораздо практичнее было закрывать лицо чем-то действительно неприметным, пусть и с гаджетами. По характеру Корво не примитивен, но в первой части он страдал синдромом Гордона Фримена, и это могло вызвать ассоциации с эджлордом молчаливого типа. В сиквеле Корво ходит в той же маске и тоже с арсеналом оружия/магии/гаджетов, но уже пожилой ментор королевы и более разговорчив.
  • Final Fantasy VII — Винсент Валентайн, один из опциональных членов играбельной ячейки ЛАВИНЫ. Впрочем, обвинять его в неадекватном поведении трудно: сначала профессор Ходзё увел у него любимую девушку, потом подстроил его смерть (несмотря на то, что они работали на одну компанию: Ходзё был в ней главой исследовательского отдела, а Винсент — боевиком корпоративной СБ), и, проводя эксперименты над трупом, оживил его в виде вампиро-подобного метаморфа, умеющего превращаться в разномастную нечисть и нежить. Разумеется, такая биография не могла не сказаться на характере героя, а новообретенные способности только придали ему готичного имиджа.
    • Если ожидали увидеть здесь протагониста Клауда Страйфа, то вам в секцию «Аниме и манга» — в самой игре он вовсе не такой.
  • Genshin Impact — Сяо. Его цундероидная жестокость и карикатурный ПТСР в сочетании с внешностью (самый низкорослый мужской персонаж в игре) и смешной анимацией взрыва стихии вызывают скорее ухмылку, чем сочувствие. Но маленьким девочкам вроде нравится. Дополнительные баллы за то, что сразу после выхода анонса персонажа youtube-канал Anigami Impact сделал ролик, где поверх трейлера персонажа играет опенинг Токийского Гуля.
    • Фишль, принцесса Осуждения. По словам её самой, она путешественница из других миров и наследница королевства Нирвана Ночи; в конце времён ей предстоит провести Великий Суд над тевтонами вселенной, испепелив всё негодное божественными молниями, после чего та возродится вновь. Но это будет позже, сейчас Фишль только в самом начале своего пути и путешествует только по малоразвитому миру Тейвата, распугивая окружающих высокопарными речами и готичным, весьма экспрессивным стилем одежды: маленькое чёрно-фиолетовое платье, сапоги с крыльями летучей мыши и повязка на левый глаз. Её сопровождает фамильяр-ворон, служащий зачастую голосом разума для слишком уж заболтавшейся о Судьбе и Правосудии принцессы. На самом деле её, конечно, зовут не так: это полюбившийся маленькой девочке яркой образ из книги «Цветы для принцессы Фишль», который та с удовольствием отыгрывала перед своими родителями. А затем кто-то из богов Селестии (видимо, шутки ради) даровал ей сверхъестественные силы, чтобы она могла быть Фишль и в реальной жизни.
  • Lethal RPG — Леталь, педаль в пол: Рыцарь-маг-полудемон в шипастой броне с наплечниками типа «проткни себе мозг», с огромным мечом-дубиной, который завоёвывает мир, чтобы отомстить бывшему господину за свою смерть в битве? Почему бы и нет. К тому же с развитием сюжета «мрачность штанов» этого персонажа только прогрессирует.
  • Warcraft — Иллидан: опытный боец и колдун, обладающий психикой пубертатного бунтаря и находящийся 10k лет во френдзоне. Мечется между фракциями, как угорелый, предаёт налево и направо, в текущий момент развития истории оказывается спасителем мира, но при этом убивает одну из древних На’ару, которая хотела его очистить — дескать, «мои недостатки мне дóроги!» Сколько здесь ненамеренной попытки сделать «крутого персонажа», а сколько — замысла Близзов, — вопрос открытый. Как замечали на одном старом форуме, Иллидан — признанный кумир «прыщавых подростков». И да, у Иллидана мрачные штаны и в самом прямом смысле.
  • Mortal Kombat — здешние «мрачноштаны» нормально вписываются в изначально гротескную вселенную.
    • Кабал. Антигерой либо злодей в разных таймлайнах и адаптациях (но запишем сюда, ведь первоисточник — игры). Носит маску-противогаз, что, как правило, связано с тем, что Кабала изуродовали (в мультике в качестве последствий побоев у него лицо стало почему-то оркоподобным с острыми клыками). Вооружён чем-то типа двух ломов с лезвиями и крюками парными китайскими мечами особой формы — ху-то-гоу, которые можно было видеть в некоторых американских кинобоевиках 1980-х и 1990-х.
    • Ночной Волк. Само имя намекает на сабж: серые хищники у поклонников типажа в большом почёте. Ночной волк часто представлен как одиночка, исподволь помогающий героям всяким мрачным шаманизмом, у него пустые глаза, крутые дикарские татухи, кожаный прикид (иногда механизированный), астральное оружие и призрачные боевые питомцы.
    • В какой-то мере эджлордами могут являться ключевые злодеи саги: Шао Кан (маска-череп, ремни на голом торсе, как не у тёмного, а, хм, Чёрного властелина), Шан Цзун с его «Your soul is mine!», крашеный под «блэкера» колдун Куан Чи, а также Скорпион, Саб-Зиро, Нуб Сэйбот и Эрмак — тут всё зависит от проработки в конкретной части. По внешности ещё и Кано: бандит с мефистофельской бородкой и железным имплантом на лице, из банды «Чёрный дракон», фанат ножей. Но он обычно обладает чертой, противоречащей дутому пафосу тупого «мрачноштана»: чёрным юмором, а потому является скорее великолепным мерзавцем (отчасти и пародией на такового, потому что черты самоуверенного мерзавчика у него тоже есть).
  • В одном очень популярном (и очень комедийно-чернушном) фанатском ромхаке по вселенной Pokémon — Pokemon Clover — таковым является соперник протагониста: везде появляется в черном костюме, шляпе, в красном шарфе и босиком, реплики выдает возвышенным тоном, и все время упоминает, что хочет «превзойти своего отца». После первой Лиги нам открывается вторая половина игры, где мы этого отца сможем увидеть вживую: у него целый зал на высокой горе, где не играет фоновая музыка, и раздаются лишь драматичные удары грома, а сам отец не только немногословен и мрачен, но носит катану, курит и весь исколот партаками. Более того, наш соперник на глазах у протагониста даже умудряется сразиться с ним и проиграть, на что отец не сдерживается, начинает ржать в голос, хвалит сына за успехи и признается, что изображал перед сынулей мрачные штаны, чтобы он не пинал балду. После этого «мрачноштанность» с соперника понемножечку начинает слетать.
  • Street Fighter — Вега (он же Коготь), боец злой стороны в маске, с татуировками, вооружённый когтями. Типаж немного разбавлен тем, что этот Вега есть позёр и бабник (что, впрочем, характерно для стереотипного el hispanohablante loco).
  • Tekken — Ёсимицу, боец, представленный во всех частях. Самурай с элементами ниндзя, киборга, нежити и демона (как визуальными, так и по сути) в разных пропорциях, в 7-ой части ему даже меха-тентакли приделали.
  • Brawl Stars — Эдгар и Ворон, особенно на фоне более комедийных персонажей и общей мультяшной рисовки игры.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — данный троп является фишкой франшизы, учитывая далеко не радужный сеттинг и эстетику. Так что сюда можно отнести многих персонажей и даже целые фракции.
    • Но корона тропа принадлежит Конраду Керзу. Тяжёлое детство? Керз жил как дикий зверь, скрываясь от общества, а по ночам кошмаря тех, кого считал негодяями. Безграничная жестокость, но при этом острое стремление к справедливости? Это почти исчерпывающее описание характера Керза. Страдалец? Ещё какой! Кроме закономерных проблем с социальной адаптацией и статуса парии в кругу братьев-примархов, он ещё и мучился видениями очень паршивого будущего. Ну и его легион туда же: сплошь циники-нигилисты, которые стремятся демонстративными зверствами сломить волю врагов.
      • После «Проё… Потерянного Освобождения» Конрад Кёрз, давясь хохотом, передал корону тропа Корвусу Кораксу — да, буквально потешаясь над ним прямо на страницах произведения. Мышонок, конечно, сам по себе неслабо утрирован, но он свою помойку по имени Нострамо по крайней мере попытался из беспросветной сделать хотя бы немножечко приглаженной и даже чуточку в этом преуспел. Воронёнок же… Во-первых, он прилетел на колонию-каторгу, где сами колонисты-каторжники, несмотря на не слишком приятные условия, в целом жили дружно по крайней мере друг с другом и новенького охотно «приняли в семью». Во-вторых, этот грё… Лирой Горлов против трёх с половиной пулемётных гнёзд на пару дюжин надзирателей развернул общенародное наступление масштабом чуть ли не с Верден, помноженный на Пашендейл, разумеется угробив уйму народу — и это при том, что физически он был вполне способен просто пешком подойти к надзирателям и голыми руками отобрать у них оружие, из которого его самого всё равно даже не поцарапать. В-третьих, Кёрз большую часть своих детских комплексов всё же перерос, а меньшую часть надёжно задавил внутри себя, оставив от «старого себя» только маску, которую использовал для устрашения окружающих, тогда как Коракс усиленно строил из себя «зеркальное отражение» Конрада, при том не играя на публику, а натурально живя в этом образе, хотя на своём Освобождении рос в гораздо более мягких условиях. В результате, если Конрад Кёрз получился карикатурен с точки зрения читателей (а в новых романах так вообще ну о-о-очень несчастный злодей), то Корвус Коракс карикатурен уже в видении своих «братьев» прямо внутри сеттинга и не вызывает жеста «рука-лицо» разве что у застрявшего в самокопании Лоргара.

Музыка[править]

Многие группы иронизируют над образом нарочито мрачного бунтаря не от мира сего, который даже себе в зеркало не улыбается. Причём во многих случаях это самоирония.

  • Black Sabbath — Paranoid. Старше, чем интернет.
  • Type O Negative — Black № 1 (Little Miss Scare-All), ироничное описание ну очень мрачной готессы. Да и многие более поздние песни вроде I don’t wanna be me к этому тяготеют, только в них Питер Стил стебал уже себя за депрессию.
  • The 69 Eyes — очень многие их песни постиронично стебут стереотипных готов, воспринимающих «готику как состояние души» слишком серьёзно. Сама группа при этом придерживается скорее образа довольных жизнью готов-тусовщиков.
  • Otto Dix — песня «Гот» повествует как раз о сабже статьи (это при том, что музыканты сами не прочь на себя этот имидж примерить).
  • Лорд Винхетейро же!
  • Angizia — Тёмный Подмастерье, заглавный герой альбома Des Winters Finsterer Gesell. Серийный убийца, вырезающий людей пачками и считающий, что таким образом карает грехи прогнившего мира, и верный только Зиме, Лесу и Лесной Деве. Готичные пафос и мизантропия в его партиях не просто прут, а откровенно фонтанируют.
  • Disturbed — The Guy, маскот группы. Мускулистый парень в лохмотьях и рваных цепях, тяжёлых ботинках типа «нью-роков», с капюшоном на голове, скрытым тьмой лицом, красными глазами и демонической ухмылкой. По сюжету обычно подбивает народ на бунты и занимается прочим экстремизмом. Вообще говоря, у некоторых металлистов подобные маскоты в чести, обычно с той или иной долей иронии.
  • «Эпидемия» — лирический герой песни «Чёрный маг». Вдохновлен Рейстлином из «Саги о Копье».
  • «Король и Шут», «Некромант» — главный герой попадает, кажется, под все пункты описания.

Интернет[править]

Краткая лекция о том, как НЕ надо делать антигероев.

  • До того, как участились насмешки над штампом и сформировался типаж, в англоязычном интернете «эджлордом» дразнили такого участника соцсети, который старше большинства остальных участников разговора по возрасту и/или по положению ЛИБО нагло выдаёт себя за такого, таким не будучи (хрен отличишь, ведь ни подлинного личика, ни документов не видать!), и который притом из тех или иных соображений пишет подчёркнуто властные реплики. Зазнался или отыгрывает зазнавшегося. Всяческими прямыми и/или косвенными методами подчёркивает своё «превосходство, преобладание и преимущества» (например, реальный или мнимый опыт). Общается свысока, и т. п.
    • Некоторые edgelords вели себя так в надежде, что примут за админа/модератора (например, действующего инкогнито). Порой они получали за это от настоящих представителей-власти-на-ресурсе закономерный и заслуженный бан.
  • Creepypasta — Джефф Убийца. Кто-то выложил в сеть историю о том, как бедного подростка обидели хулиганы, из-за которых он обгорел по полной, а потом и вовсе с ума сошёл и начал убивать всех подряд. Как итог — появилась целая плеяда фанфиков и артов, где этого урода (в прямом и переносном смысле) изображают красавцем-бисёнэном, готовым переспать с какой-нибудь Мэри Сью.
  • Субкультура Dead Inside весь об этом. Если вкратце, Дэд Инсайды, они же Гули, являются фанатами Токийского Гуля, которые любят играть в Dota 2. Крайне агрессивны к окружающим, за что они стали персонажами многочисленных интернет-мемов, зашедшие далеко за пределы комьюнити Dota 2. Дошло до такой степени, что любого эджи-юзера в рунете нарекают Дэд Инсайдом.
    • При всём том каких-то лет десять тому назад dead inside называли всего лишь вызванную стрессом или депрессией апатию, перетекающую в ангедонию, или попросту говоря «выгорание». И если о какой-то субкультуре речь тут идти и могла, то разве что в формате компашкой таких вот «выгоревших» собраться посмотреть какое-нибудь доброе кино уровня «для всей семьи» или посидеть за настолками под чаёчек, ибо от алкоголя в таком состоянии тошнит. Никакой агрессивностью там даже и близко не пахло.

Изобразительное искусство[править]

  • Death Dealer — центральный персонаж нескольких картин Фрэнка Фразетты: здоровенный мужичище в закрытом рогатом шлеме, из которого только горящие глаза и видны, и вот с таким топором. Из этих картин целая франшиза выросла, с романами и комиксами — но они, в отличие от созданного Фразеттой образа, массам не запомнились.

Реальная жизнь[править]

  • Да-да, именно они самые, вы правильно угадали: любая не стремящаяся вписаться в мэйнстрим субкультура может быть разделена на тех, кто просто увлекается тем или иным жанром или стилистикой, и тех, кто воспринимает её как серьёзное руководство по жизни, выдумывает некие правила, кто может быть её «истинным» членом, а кто нет, и каким он «обязан» быть. В результате субкультура обзаводится дурной репутацией, а её представители с разными взглядами на суть начинают друг другу предъявлять, что они «НЕ ТРУЪ».
  • Такова репутация философа Фридриха Ницше. Во многом стараниями малограмотных самоучек, подобных предыдущему пункту.

Примечания[править]

  1. Как шутят поттероманы: «Лорд Волдеморт — это девочка-подросток: у него есть дневник, куча безделушек, питомец, которого он обожает — и зависимость от знаменитого мальчика!»
  2. Какой именно — не уточняется; в местном эклектичном абстрактно-нуарном сеттинге это может быть любая война от Второй мировой до конфликта в Персидском заливе включительно, а то и вовсе вымышленная.
  3. После таймскипа таки ходит в чёрном — белая остаётся только куртка.
  4. Для понимания масштаба бедствия поясним, что это из High School DxD