Здравия желаю!

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Здравия желаю!, или Бешеный дембель» — советский комедийный фильм 1990 года, снятый на Свердловской киностудии и посвящённый неуставным взаимоотношениям в армии.

Роль неунывающего Митьки Агафонова сыграл на экране Антон Андросов (в то время — восходящая звезда кино), запомнившийся многим в фильме В. Абдрашитова «Плюмбум, или Опасная игра», в роли жутковатого подростка Руслана Чутко по прозвищу «Плюмбум»… а также в меметичном ныне фильме «Беспредел», в роли наивного фанатика-«революционера» Филателиста. Андросов ещё раз доказал, снимаясь в «Здравия желаю!», что ему самые разные роли по плечу.

Сюжет[править]

Весь построен на юморе, которым характеризуются сказки про Иванушку-дурачка — в чём-то наивного, но в целом не такого уж и глупенького. Перед нами попросту этюд на тему «Иванушка-дурачок в позднесоветской армии, разъедаемой дедовщиною старослужащих и разгильдяйством командиров».

Недавний выпускник ПТУ № 1994 по специальности «радиотелемастер» Дмитрий Агафонов призван в армию. На эту службу — а также на всё остальное в этом мире — Митька смотрит с оптимизмом, как на полезную в своей жизни вещь.

В части ему показывают базу капитан Бодров и прапорщик Туча. Вскоре Дмитрий, как и другие новобранцы, знакомится и с теми, кто служит здесь уже достаточно давно, а именно с ефрейтором Замотаевым и другим старослужащим Кокой, которые здесь завели свои порядки. Оба «деда» как-то не в восторге от настроения главного героя; они пытаются его проучить, внятно показать ему, кто здесь главный и кто кого «дрючит». А Митька наш вроде как собрался жить строго по уставу (формально ведь от каждого так и требуется!), и к тому же он все приказы исполняет точно.

Впрочем, первые проявления этой Митькиной наклонности особо не повредили Замотаеву: подъём и отбой по команде — максимально быстро; уборка казарм — все бы так работали!.. А вот когда дошло до «полосы препятствий» (одного из традиционных издевательских «испытаний», которое деды устраивают новобранцам), тут уже началось нечто необычное: попытка главного героя вызволить своего товарища, застрявшего под кроватью, привела к тому, что Замотаев оказался зажат меж двух кроватей.

Ефрейтор-«дедушка» тогда отправил Агафонова драить туалет в части и велел делать это киркой, которую ему и вручил (хорошо, что не вилку)… Но главгерой счёл кирку непрактичной, нашёл вместо неё пожарный шланг и очистил им туалет до блеска! Да ещё ромашками украсил. И вот входит Замотаев в туалет, «принимать работу»… и поскальзывается там, и несёт его по полу до стены, и по-мультяшному он об стенку хрясь!..

Поутру «дедушка Советской армии», пылающий жаждой мести, заставил Агафонова прошагать «парад» в их части (ещё одно традиционное издевательство). Митька марширует один — всем остальным не до этого, они осматривают «невиданный доселе» туалет, и сколько там было еще поскользнувшихся, история умалчивает. Но подвело Замотаева привычное ощущение своего всевластия и всемогущества: Митька-то марширует — значит, двигается, согревается, а Замотаев сидит неподвижно, как царь на именинах, и кончилось это для «дедушки» обморожением… а Агафонову хоть бы хны. Замотаев-то ждал, что парень скоро выдохнется, запросит пощады… но не дождался.

Командование части задаётся вопросом: этот Агафонов — он, вашу растуды, кто вообще такой?! Что это за диковинный «дух» (новичок в части, новобранец), который самого Замотаева замотал, причём трижды за короткое время?.. Капитан Бодров вызывает Митю к себе домой (Дмитрий по пути успел постучать в дверь к абсолютно незнакомому человеку, ибо там было написано «Прошу стучать!»). Бодров велит Мите починить телевизор, коль скоро тот специалист в этом деле. Там же случайно оказался Палыч, наставник главного героя из ПТУ. В результате телевизор Бодрова начал принимать западные программы со спутника; долго мучились два мастера, бывалый и молодой, пока наткнулись наконец на выпуск «7-го канала». Далее Агафонову приходится чинить не что-нибудь, а блок помех в радийном секторе части: там на радарах каким-то чудом отображается высадка американцев на Луну!.. А Митьке еще и дочь Бодрова, Анна, понравилась, и кажется, это взаимно…

Далее Агафонова заставляют учить весь устав наизусть. Но и эта задача нашему Иванушке… то есть Митьке по плечу! Выдающиеся всё-таки способности у парня.

Вскоре Агафонов попадает в караул. И вот идут с отдыха полковник и генерал-майор, а с ними и сам Бодров — командир той части, где служит Митька… а наш бдительный служака-протагонист не пускает их на территорию части ввиду незнания ими пароля! А что, устав же требует. (Явная вольная экранизация старой советской детской песенки про короля и караульных: «Говорит охрана: „Постой, король! Если ты король, то скажи пароль; а если ты, король, позабыл пароль — значит, ты мошенник, а не король“».)

Когда товарищи офицеры попытались повысить голос — рядовой Агафонов даже огонь открыл. Нарушение режима ведь дело серьёзное; в особых случаях устав прямо предписывает применение оружия. А у генерал-майора радикулит, ему тяжело лежать на снегу-то… И формально никак не подкопаешься к действиям караульного; наказывать его вроде бы не за что. Ближе к вечеру пароль наконец прозвучал, а Агафонова в карауле наконец сменили. После этого Бодров слёг в постель. А о судьбе полковника и генерал-майора история умалчивает, разве что сообщается, что последнего увезли — видимо, для госпитализации; причём не уточнено, в какое именно лечебное учреждение — может, даже разум не вынес.

Возникает вопрос: куда девать такого уникального воина, как его сбыть с рук? Никому не улыбается служить вместе с ним и дальше… Туча начинает придумывать хитрый план… Для начала он тайно выкрал у Агафонова паяльник, дабы тот не смог починить блок помех. Здесь вмешалась Анна, пришедшая в часть и принёсшая недостающий инструмент, а также пирожки для Митьки и Палыча. Затем Агафонова отправляют бежать кросс длиной в 56 км — а потом хотят подстроить так, чтобы у неугомонного рядового «что-то вышло» с некоей Клавой. Поначалу всё шло так, как было запланировано; но в избе, где собирались застукать Агафонова с Клавой, застают его с Анной в одной постели в обнимку. А с Клавой, по-видимому, что-то началось у Палыча, агафоновского наставника, явно не без помощи опять-таки Анны.

Бодров даже хотел Митьку на дуэль вызвать — но Туча напомнил сослуживцу, что это анахронизм. Да и Анна крепко влюбилась в Агафонова, она теперь за него горой. Тогда Митьку отправляют на гауптвахту на 10 суток… Но Мурза, начальник гауптвахты, в итоге прибегает в командование части, — так, как будто за ним демоны гонятся, — и требует срочно убрать Агафонова из камеры, куда угодно! И пускай до окончания срока ареста ещё 16 часов — Мурза уже просто не может терпеть рядового Агафонова на вверенном объекте: гауптвахта этому «чудовищу» вообще ничего не способна сделать — с Митьки всё как с гуся вода.

Бодров молит вышестоящего командира убрать Агафонова не просто с гауптвахты, но и вообще в другую часть. Пусть с ним там мучаются. Так и поступили. Вся бодровская часть провожает Агафонова: он стал в солдатской массе очень популярен.

Что здесь есть[править]

  • Бетти и Вероника — аверсия: Клава должна была исполнить роль Вероники для Агафонова в сегменте с кроссом (при Бетти Анне), но Клаву за кадром скормили Палычу, а Агафонова в избе застают с Анной.
  • Всё пошло слишком так/Итальянская забастовка — именно так Агафонов исполняет абсолютно все приказы, что ему давались.
  • Грызть реквизит — этим тут занимаются все, кого задолбал Агафонов: Замотаев, Бодров, полковник, Мурза. Разве что дочь Бодрова Анна выбивается из этого ряда «грызунов», но и это имеет отношение к главному герою — влюблена ведь в него на взаимной основе…
    • Большое НЕТ! — у Анны, когда Бодров велел Мурзе вывести Агафонова с гауптвахты.
    • ЭТО! СПАРТА! — дважды за фильм:
      • «И ЧТОБ У МЕНЯ УСТАВ! ЧЕРЕЗ ЧАС!! НАИЗУСТЬ!!! ВЕСЬ!!!!!» ((С) Бодров так отдал приказ Агафонову выучить весь устав наизусть после того, как блок помех стал показывать высадку на Луну).
      • «Я ИЗ ТЕБЯ! ШАШЛЫК СДЕЛАЮ!! ЗАБИРАЙ ЕГО!!! ОБРАТНО!!!!!» ((С) Мурза охраннику командного пункта, затем Бодрову, требуя избавить его от Агафонова).
  • Житель Страны Эльфов — генерал-майор, рассказывающий, как он переходил с Суворовым через Альпы, а также не совсем адекватно отнёсшийся к ситуации, когда Агафонов его, полковника и Бодрова не пускал на базу.
  • Не рой другому яму — в первой трети фильма это участь Замотаева. В последней — перестрелка тропом между Агафоновым (не пускавшем своё командование в часть за незнание пароля как чужаков, как того требует устав) и его командованием (сначала Туча выкрал паяльник, а Анна принесла его, затем миссия «скормить Агафонова Клаве» провалилась усилиями Палыча и опять-таки Анны, а по итогу уже начальник гауптвахты в ужасе от главгероя).
  • Мисс Фансервис — только один персонаж из тех, кого мы видели в кадре, НЕ подпадает под этот троп — дочь капитана Бодрова Анна, коя просто милашка, не больше, но вот все остальные женщины, которых мы увидели…
  • Плохой хороший конец — Агафонова переводят в другую часть, не очень понятно, будет ли эта жить по уставу, но самые последние кадры — салют и Анна с Митей, обнимающиеся прямо в камеру.
    • А ещё здесь аверсия тропа «Несчастливый конец»: все думали, что Агафонова убьют при переводе в другую часть (даже сигналили ему), но это оказывается салют, организованный полковником из сегмента с паролем части.
  • Подсветка — все три раза, когда непосредственно Замотаеву доставалось от Агафонова, вставлялся кадр салюта на чёрном фоне.
  • Разрушение четвёртой стены — внутримировой пример: в конце сегмента с телевизором в части Бодрова диктор «7-го канала» Владимир Березин обращается к капитану с сообщением о тревоге.
  • Странный грамматика — «МОЙ ГАУТПВАХТ ТВОЙ АГАФОН НЕ ПРИНИМАЕТ!!!» (орёт Мурза Бодрову)
  • Супружеская измена — её вечно подозревает некая Люся у Тучи. Последний дважды, в части и в квартире Бодрова, просит передать сообщение «Люся, я не у Клавы!». Да и сам Туча до того пугался таких звонков, что даже у проблемного блока помех, когда позвонил полковник (представлен в этой сцене как «Первый»), переспросил, кто звонит.

Вокруг фильма[править]

  • А ты не староват для школьника? — призывной возраст до 27 лет, а Николай Гейко, игравший ефрейтора Замотаева, 1960 года рождения, и на момент съёмок фильма ему было 30 лет. Хотя он многим понравился, тем не менее. Будем считать, что персонаж — Замотаев — просто несколько старообразен, а в юности был акселератом.
  • Бонус для гениев — и сейчас существуют каналы, вещающие со спутника без кодировки (такие каналы называются FTA), а тогдашнее спутниковое вещание было аналоговым, потому обычный телевизор у Бодрова смог его принять без проблем.
  • Бонус для местных — место действия фильма — Свердловская область или приграничные с ней районы сопряжённых областей. Это вытекает из того, что телевизор Бодрова в хорошем качестве показывал выпуск «7-го канала», новостей именно что Свердловской области.
  • Бонус для современников — в фильме присутствует терминология, обозначавшее отдельных персонажей солдатского сообщества, и если «дедушки» хорошо известны, то «духи» — это как раз новобранцы.
  • Вечная загадка: главный герой — он всё-таки кто? Высокофункциональный клинический дебил (раз всё понимает только буквально, см. хотя бы сцену с «Прошу стучать!»), или всего лишь страдает наслаждается невиданной душевной простотою, ещё без клиники?.. Но уж точно не тролль, ловящий со всех «лулзы». Не занимается намеренными провокациями. Тем и симпатичен.
  • Идейный продолжатель — идейным преемником этого фильма по тематике стала комедия «ДМБ». Можно также вспомнить очень обаятельный малобюджетный фильм «Золушка в сапогах» (2002).
    • А вот фильм Андрея Малюкова «Делай раз!», вышедший за неполный год до «Здравия желаю!» — это никак не «идейный предшественник», там не до смеха, социальная проблема (хоть и та же самая) осмысляется отнюдь не комически. Там даже не то что драма, а форменная трагедия.
  • Не в ладах с технологией — сегмент с телевизором у Бодрова:
    • А как телевизор Бодрова смог принять западные передачи в цвете, причём все? Ведь французы не факт, что имелись на спутнике, на который вышел Агафонов, а остальные вещали либо в PAL, либо в NTSC, у которых советский телевизор распознал бы только сигнал яркости по идее.
    • Свердловская студия ТВ вряд ли вещала на спутнике, её сигнал передавался по радиорелейным линиям, поэтому по идее Агафонов должен был переключить антенну (ни у кого из персонажей не было и быть не могло ни переходников, ни штекеров, позволявших бы одновременно принимать сигнал и с антенны, и со спутника) и ненадолго, но спровоцировать шумы на телевизоре, а не переключиться со спутникового канала сразу на свердловскую передачу.
      • Но всё это — не более чем придирчивое заклёпошничество (хотя и любопытное «с точки зрения чистой эрудиции»), а в фильме мы имеем дело с художественной (комедийной) условностью. Любители фанатских обоснуев могут считать, что Агафонов обладает стихийными техномагическими способностями — и сам о том не ведает.
  • Оммаж — на «Лошадиную фамилию» Чехова в сегменте с паролем: собственно, пароль Бодров описал как слово, связанное с деревом, все «жертвы» в этом сегменте долго перебирали все деревья, пока в итоге не упомянули берёзу — это как раз и был пароль.
  • Откровение у холодильника:
    • Судя по всему, Анна подслушала разговор своего отца с Тучей, ибо, во-первых, принесла паяльник Агафонову, а, во-вторых, переспала с ним в избе, куда его увела Клава, коя должна была чем-то заниматься с Митей. Последнее, надо полагать, слила Палычу, ибо Клавы в избе не оказалось, а у Палыча чувства к ней появились.
    • Агафонов и на гауптвахте исполнял приказы слишком так, иначе зачем её начальнику Мурзе стремглав нестись к Бодрову и требовать убрать от него Митю, да ещё пожирая при этом реквизит всё время?
  • Чёрная комедия — из неё состоит где-то половина фильма, в том числе вся первая его треть.