Феодальный техно-капитализм

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Феодальный техно-капитализм — абсурдный антисеттинг, построенный на ярких различиях между уровнем развития технологий и общественных отношений. Характерен в первую очередь для произведений молодых талантливых авторов, пресыщенных подростковыми антиутопиями и желающих написать «ещё жёстче». Поскольку знакомством с классиками антиутопии и киберпанка молодые талантливые авторы обычно не испорчены, получается смешно. Однако порой к этому приёму обращаются и по-настоящему опытные писатели, которым под силу пройти по тонкой грани между несовместимыми, казалось бы, обстоятельствами.

В чём суть?[править]

Как правило, человеческое общество развивается достаточно гармонично, поскольку разные аспекты (технологический, культурный, социальный и так далее) этого процесса прямо или опосредованно влияют друг на друга. Перекос в какую-то одну сторону чреват социальными потрясениями, вплоть до коллапса. Автор же в своём произведении вполне может обосновать, каким образом с потрясениями удалось справиться, и почему такое «перекошенное» общество продолжает существовать.

Как не надо[править]

Берётся общество, окружающее автора, в особо запущенных случаях — только в рамках отдельной страны или даже города, и градус угнетения выкручивается на максимум. Как правило, с уровня «чекистско-бандитский мордор» всё только начинается, а потом полируется фантастическими допущениями. Основной мыслью образовавшегося кадавра является «всё плохо и лучше не сделать НИКАК», а похождения героев сводятся либо к героическому сопротивлению системе, либо к медленной гибели среди отчаяния и безнадёги.

Сюда же отнесём утверждения на голубом глазу, что общество, окружающее автора (а самое главное, читателя) и есть мордор с выкрученным градусом угнетения. Такие произведения чаще пишутся в пропагандистских целях.

Как надо[править]

В большинстве случаев при обсуждении дисгармоничных сеттингов можно смело ссылаться на статью Звёздные короли. Помимо приведённых там типов, характерных в первую очередь для человеческих сообществ, перекос в ту или иную сторону могут с чистой совестью иметь цивилизации трёх классических типажей инопланетян и в целом любые носители нечеловеческой психологии. Если у нас в центре повествования всё же люди или близкие к ним существа, тогда наиболее рациональным обоснуем является вмешательство извне, которое либо возвысило уровень технологии/культуры/еще чего-нибудь до нехарактерно высокого, либо наоборот, подкосило все стороны жизни, кроме одной, за которую с тех пор народ и цепляется.

Отдельной строкой, опять же, можно отметить жанр политической сатиры, где вроде как и нагнетается абсурд, но исключительно шутки ради.

Сюжет в большинстве случаев крутится вокруг культурного шока, который испытывает в сеттинге выходец из более цивилизованных мест, или же житель феодального техно-капитализма — в привычном читателям мире. Спектр возможных последствий достаточно широк.

Примеры[править]

Литература[править]

  • К. Саймак — «Кольцо вокруг солнца». Общество, которое хотят построить мутанты на Земле-2, они называют «пасторально-феодальным периодом», при этом жители активно используют предметы, изготавливаемые на автоматических заводах роботами. Проблем у этого общества за время книги ещё не появилось — оно там только зарождается, идёт переселение недовольных людей с нашей Земли на этот параллельный мир. Но в книге мутанты говорят, что предусмотрели это: если возникнет новая угроза уничтожения мира, то в запасе есть Земля-3, Земля-4,5,1000… бесконечное число «отстающих от нашей Земли на секунду и т. д.» миров. Бесконечное кольцо вокруг Солнца.
  • Г. Гаррисон — «Специалист по этике». Общество, деградировавшее от высоких технологий к средневековой, клановой системе. Некоторые кланы сохранили по одной отрсали науки (химия, механика, добыча и переработка нефти итд.), но воспроизводят их как Культ Карго, конкурируют друг с другом и трясутся над сохранением системы внутри клана.

Кино[править]

  • Predator — Яутжа представляют собой конкретную такую загадку в смысле истории и культурогенеза. Умеют в космические перелёты, не говоря уже обо всём остальном, и при этом наглухо повёрнуты на своей Охоте. Слово Божие утверждает, что корабли и прочие продвинутые игрушки они залутали у каких-то других бедолаг, вздумавших вторгнуться на их родную планету(возможно у инженеров-жокеев).
    • Реалистичная фанатская теория: они там не все такие. Как, собственно, и в человеческом обществе: наша цивилизация умеет в атомную энергетику, космические полёты, информационные технологии, биоразлагаемый пластик и животноводство, но всё равно находятся увлечённые охотники, которые в свой законный отпуск нагружают припасами свой лифтованный УАЗик, берут ружжо и совершенно добровольно прутся в такие дебри, куда кто другой без веской причины сунуться не пожелает. Так почему бы и у хищников не быть таким?
      • Ну так также не интересно - ведь все инопланетяне — традиционалисты! Законов "Об охоте" тоже быть не может - только дикарский кодекс чести! И браконьера не могут повязать егеря (или наоборот) — только вражда между кланами!

Комиксы[править]

  • Ваканда из вселенной Marvel. Превосходит весь остальной земной шар по технологиям лет этак на двести (и то отсчёт начнётся, только когда человечество наложит лапу на собственный источник вибрания), но крепко держится за племенную культуру с шаманами и тотемами.

Аниме и манга[править]

  • Легенда о Героях Галактики — политическое устройство Галактического Рейха представляет из себя данный троп — государством, раскинувшимся на десятки звездных систем правит императорская семья и феодальная аристократия, владеющая целыми планетами. Даже в ведении войны присутствуют феодальные нотки — некоторые офицеры-дворяне могут своевольно игнорировать приказы старших по званию и увести часть флота в бой, будто это реально феодальное войско какого-то графа. Справедливости ради, изначально аристократия была создана Рудольфом фон Гольденбаумом в качестве лояльной политической элиты, а на начало событий аниме/цикла романов с тех времён прошло уже 500 лет, и высшие дворяне предстают перед зрителем в крайне неприглядном свете, а их своеволие на войне показывается именно как недостаток, присущий именно заносчивым прогнившим аристократам.

Видеоигры[править]

  • Age of Wonders: Planetfall — Синдикат. Аристократические Дома этой фракции происходят от древних корпораций, сохранивших монополию на псионические технологии. Производство и торговля более-менее идёт своим чередом, только вместо развитой промышленности по большей части мануфактуры, заполненные работниками с промытыми мозгами.
  • Halo — прямо так не говорится, но все, кроме людей, настолько стукнутые традиционалисты, что кажется, что на дворе пятнадцатый век... До нашей эры, только с современными технологиями. Общественные отношения соответствуют.

Настольные игры[править]

  • Некоторые планеты во вселенной Warhammer 40000 играют этот троп с обеих сторон, под абажуром, с фитильком, подъёмом и переворотом. Например, рыцарские миры, на которых после приведения к Согласию в общем-то всё осталось как было, только боевые кони как-то сильно изменились. Или напротив, некогда высокоразвитые миры, скатившиеся после локальной войны или какой-нибудь катастрофы до анархо-феодального режима.
    • Адептус Механикус — Техно-феодализм с религией в Бога Машин. А еще у них самый большой флот и самые крутые технологии. Круче только у некронов. Религия с верой в технологии и огромных роботов-титанов! Что может быть лучше?
    • Некроны, же — самая технически развитая раса в Галактике, и самая архаичная в плане политического устройства.
    • Несущие слово — тоже техно-феодализм но только с демонами и садизмом. А еще у них своя империя в оке ужаса.

Реальная жизнь[править]

  • Эпоха «милитаристов» в Китае первой половины XX века, с Синьхайской Революции и до Северного похода Чан Кайши — время борьбы за формальную власть в стране военных группировок, фактически довольно часто являвшихся феодальными.
  • До сих пор наличествует в некоторых странах, особенно явно — в нефтяных монархиях Персидского Залива. Очень высокий уровень жизни и достаточно высокие технологии сочетаются с абсолютной монархией и средневековым законодательством.
  • Неофеодализм