Босс-самоубийца

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Tactical suicide boss. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« — Тебе не победить. Этот скафандр выдержит все, кроме удачно расположенных кристаллов лавы. »
— Подсветка в Saints row: The third

В своих странствиях отважный герой уже многое повидал — в том числе боссов всех форм и расцветок. Кого-то затоптал, толком не заметив; кого-то заковырял до смерти, постепенно сняв тысячи хитов; кого-то взял хитростью… Одни противники были послабее, другие — посильнее, но в целом — ничего выдающегося.

Но вот на сцену выходит особенный босс. Даже не живучий, а практически неуязвимый. Его надежно прикрывает силовое поле, чудо-броня, толстенный панцирь или всё сразу. В принципе ему всё равно, чем его лупят — простейшим оружием или самым мощным из того, что есть в арсенале. Полоска жизни как показывала сто процентов ХП, так и будет показывать после всех атак героя.

Неужели это тупик? Не переживайте — вполне возможно, что босс войдет в положение героя. Зачастую он не то что победить не хочет — ему вообще жизнь не мила. Любимый фокус босса-самоубийцы — убрать защиту и открыть свое слабое место до, во время или после мощной атаки. В особо запущенных случаях босс сам забегает в заботливо расставленные ловушки, роняет себе потолок на голову или просто стреляет лучом смерти, зная, что тот срикошетит и прилетит ему обратно в морду. А еще бывает так, что самоубийца по ходу боя делает выводы, меняет тактику… и начинает вредить своему здоровью альтернативным способом.

Суицидник — подвид босса-головоломки, но требует иного подхода. Фигурально выражаясь, «головоломку» следует перехитрить, подобрав ключик к непростому сопернику. А в нашем случае ключ уже заботливо торчит в скважине — нужно просто не теряться и «поворачивать» его, пользуясь глупостью оппонента. Субтроп — арена против босса. Это тот случай, когда арсенал героя бесполезен против врага… но оружие, которого он боится, валяется прямо на арене (как вариант, босса нужно выкинуть за пределы поля боя — в яму, лаву, кислоту и т. д.)

С прикрученным фитильком, если босса можно победить и так, но если использовать вражескую глупость — будет быстрее. Или, если этой самой глупостью можно воспользоваться лишь определенной количество раз, а потом босс перестает подставляться (например, второй бой с боссом идет без глупости, и игрок пробивает когда-то непробиваемую защиту буром, просто за счет прокачки и большего урона). Педаль в пол, если босс в результате глюка, отражения урона, выполнения героем какого-то особого действия или просто по собственной тупости может убиться полностью самостоятельно, без прямого участия игрока, а то и без появления того в поле зрения босса — пошел не туда, зашел в лаву, забыл, что стоять там опасно, и помер.

Примеры[править]

  • Mickey Mania: The Timeless Adventures of Mickey Mouse (1994) — в финальной битве неуязвимый для обычных атак, но жаждущий уйти из жизни босс (коим является толстый капитан королевской стражи Пит) и мечтающая уничтожить босса арена нашли друг друга и слились в смертельном страстном танце. В распоряжении Пита имеется две атаки: он либо подпрыгивает и обрушивается вниз, пытаясь раздавать Микки Мауса своей жирной задницей, либо метает меч. В первую фазу боя после приземления Пита арена сотрясается и на на неё падает доска с торчащими вверх шипами. Игроку остаётся лишь подгадывать момент так, чтобы Пит приземлялся на неё. Во вторую фазу сверху спускается металлическая гиря на цепи, а по бокам арены появляются два переключателя, котоые заставляют этот маятник качнуться и врезать боссу. Переключатели находятся слишком высоко, но Микки может допрыгнуть на них, оттолкнувшись от воткнутого в стену меча, любезно предоставленного самим боссом. Пит был бы непобедим, если бы не прыгал в первую фазу боя или не бросал меч во вторую. И если прыжок хотя бы представляет угрозу для игрока, то бросок меча совершенно не опасен — замах слишком долгий, а увернуться очень легко, просто пригнувшись.
  • Comix Zone — вырвавшийся на свободу Мортус дорисовывает в комикс противников автора, но на строго определенных страницах и довольно медленно. А если бы он рисовал их беспрерывно и самых мощных, или например пририсовал бы на игровое поле термоядерную бомбу, то выиграть было бы вообще невозможно.
    • Судя по всему, на нём всё ещё лежат некоторые ограничения, и настоящую свободу он обретёт, только убив ГГ.
  • Brütal Legend — Королева Металла. Обладает прочной металлической шкурой и мягким подбрюшьем, которое то и дело открывает.
  • Серия Crash Bandicoot. Достаточно примеров:
    • Crash Bandicoot. Коала Конг швыряется булыжниками, и каждый третий из них можно посылать обратно с помощью вращения. Так же выглядит тактика в финальном бою с Кортексом. Ладно Конг — у него всего одна атака. Но у злого доктора энергетические шары трёх видов! Зачем использовать зелёные, которые Краш может отражать вращением? А дракон Кортекса — Брио — бросает в героя живые комки слизи, которые каким-то образом отнимают здоровье босса, когда их давишь.
    • Crash Bandicoot 2. Комодо Мо и Комодо Джо. Один из братьев-варанов запускает другого, чтобы он крутился волчком и носился по арене. Очень мило с его стороны! Когда крутившийся останавливается и пытается прийти в себя, его можно отбросить в брата, поранив обоих. А известный с прошлого выпуска кенгуру Риппер Ру после подрыва на полу коробок с тротилом зачем-то устанавливает нитроглицериновые, которые выводят его из строя (с другой стороны — он тот ещё псих, а таким логика мало знакома). Победил Н.Джин, который просто отстреливал нашего главгероя с персональной мехи (другое дело, перезаряжался долго. Да и раз пять открывать уязвимое оружие, чтобы потом один раз выстрелить — сомнительная тактика).
    • Crash Bandicoot 3. Тут вообще сплошные суицидники… Тигр Тайни становится уязвимым, когда втыкает в землю трезубец. Дингодайл окружен тройным щитом из кристаллов и может стрелять из-за него навесом хоть бесконечно, но сам себе ломает защиту прямыми залпами из огнемета. Тропи умеет управлять временем и использует исключительно дистанционные атаки и отделен от Краша пропастью… но зачем-то создает для него мостик вместо того, чтобы кастануть на него ZA WARUDO и закидать камертонами, пока время стоит и впадает в краткосрочный ступор[1]. Да и Кортекс опять отличился! Сидит в персональном защитном пузыре, но снимает его, после того как разложит мины. Короче говоря, самым адекватным боссом опять-таки, стал Н. Джин, и опять с дальними атаками на мехе.
    • Crash Twinsanity. Снова половина боссов, даже если опустить ничему не научившегося Кортекса. С Меха-Бандикутом считай та же ситуация, что и Кортексом в первой части. Внезапно, сам Н. Джин упорно кидает в Краша ящики тнт, хотя прекрасно видно, что те запросто могут разрушить платформы того места, на котором он стоит. Наш знакомый Дингодайл постоянно использует атаку, которая позволяет Крашу снять его огненную защиту, хотя имеются и другие атаки огнемётом. Ну и мадам Амберли, глава академии покаяния злодеев, до кучи. Зачем посылать в нас колокольчики после молний, если это в итоге помогает обнажить её слабое место?
  • Серия Megaman — Желтый Дьявол и все его модификации. Основной урон наносит тем, что перелетает с одного конца экрана на другой. Не открывал бы глаз ради слабенького выстрела — был бы вообще неуязвим.
    • Megaman X6: Гейт. Боится только собственных энергетических шаров. Если их уничтожить, во все стороны полетят шары поменьше, которые могут попасть в Гейта.
  • Spyro the Dragon — в первой части: доктор Шемп из 2-го мира (цельнокопированный с Папу-Папу из CB) и Металлоголовый из 4-го. Первый слишком большой, чтобы таранить, и в жаропрочном фартуке. Мог бы просто забить дракона, если бы не крутился на месте, обнажая уязвимую спину. Второй вообще привел главного героя во вторую комнату, в которой находятся подпитывающие его пилоны, хотя мог оставаться в первой, где пилоны уже были уничтожены. Во второй — громила Краш (не путать с героем Crash Bandicoot). Лупит дубиной по полу, от чего ему на макушку падают камни с потолка.
  • Трилогия Syphon Filter:
    • В 1 части — Антон Жирдо, вооруженный огнеметом и одетый в тяжелый бронекостюм, периодически поворачивается к Гейбу спиной. На которой размещен топливный бак огнемета.
    • Во 2 части — единственное, что мешает убить Диллона Моргана сразу же — это установленная им взрывчатка, соединенная с датчиком сердцебиения. Как только напарница Гейба обезвреживает последнюю бомбу, Моргана можно вульгарно уложить хэдшотом, как рядового противника.
  • Dead Rising 2 — Салливан. Издалека его бить долго, а в рукопашной он сильнее. К счастью, босс кидается сигнальными огнями, вызывая огонь с воздуха. Но если «сигналка» прилетит обратно под ноги Салливану, доверчивый пилот самолета прямо по нему и отбомбится.
  • Saints Row: The Third — см. эпиграф. В комичном сражении с Киллбейном придется заманивать его на раскиданные повсюду кристаллы лавы и подрывать их выстрелами.
  • Darksiders — Паучиха. Когда она втягивает в себя воздух, ей следует подсунуть угощение в виде висящих под потолком «куколок». Пока чудовище трескает, его можно безнаказанно ударить в спину. В той же игре отличился Страга. Прятать слабое место на затылке, до которого герой не достает — умное решение. Понаставить на арене «окошки», на которых создаются порталы Voidwalker’а, и прилепить одно такое на собственную булаву… ну вы поняли.
  • Batman: Arkham Asylum — Ядовитый Плющ. Сидит внутри громадного растения, время от времени убирает защиту, чтобы подразнить Бэтмена, и закономерно получает бэтарангом в лоб.
    • Batman: Arkham City — финальный босс. Максимальный урон получает, когда катается по арене и влетает во взрывоопасные бочки.
  • Final Fantasy VI — субверсия с самым первым боссом. Игра подталкивает к тому, чтобы атаковать его в тот момент, когда он высовывается из панциря. Но при желании монстра можно забить прямо сквозь защиту. Неизбежную «отдачу» от ударов по панцирю компенсирует своевременное лечение.
  • Prince of Persia: The Two Thrones — двойной босс. У одного противника меч, у другого — топор, и они очень умело пользуются оружием, отбивая все атаки Принца. Однако босс с топором любит бить им в прыжке, из-за чего застревает и становится беззащитным. Этим он подставляет не только себя, но и напарника с мечом.
  • Mortal Kombat — Шао Канн же! Он любит насмехаться над противниками на поле боя. Это открывает его для применения комбо и суперударов. Уже не один игрок побеждал императора, когда оставалось мало хитов, а тот вместо того чтобы атаковать, решил поглумиться.
  • Half-Life 2: Episode Two — босс-вертолёт на пути в Белую Рощу. Что есть у игрока? Разве что грави-пушка. Что следует делать вертолёту? Подняться повыше и задолбить наглого Фримена из импульсного пулемёта. Что делает вертолёт? Опускается пониже и точечно кидается во Фримена минами, которые моментально летят ему же в брюхо. Что за идиот!
  • American McGee's Alice — Сороконожка. Периодически пытается напрыгнуть на Алису, открывая своё единственное уязвимое место — рану на брюхе.
    • Да и последний и единственный босс сиквела Madness Returns, Кукольник, тоже хорош: нефиг махать-блевать на героиню конечностями, на которых находятся твои уязвимые места.
  • «Чип и Дейл 2» для NES — педаль в пол: этим тропом страдают шесть боссов из восьми, кидаясь в вас всяким мусором, который надо кидать в них обратно, а финальный может в буквальном смысле совершить самоубийство без помощи игрока, тупо приземляясь на собственные бомбы.
  • Starbound — Азра Нокс раз за разом повторяет морф-атаку, которая заставляет ее выдыхаться и разряжает щит.
  • Parasite Eve II — зигзаг с предпоследним боссом: его жизненно важная часть тела одновременно является и его главным калибром, способным испепелить героиню на месте. В общем кто кого. К тому же у него вполне может не оказаться выбора, потому что все остальное Айя может ему оторвать.
  • Portal 2 — субверсия с последним боссом. Помня о первом поражении GLaDOS, он старательно отсекает Челл возможности победить и ехидно комментирует каждый тактический ход. Однако турели и нейротоксин были заранее выведены из строя, и остались только бомбы — ими и предстоит забрасывать противника, хотя тот всеми силами старается предотвратить такое развитие событий.
  • Lost Planet — некоторые акриды этим грешат, главным образом представители категории G, хотя далеко не все.
  • Warhammer 40,000: Dawn of War 2: Retribution — Баивой Вагон орков. Нанести сколько-нибудь значительный урон ему можно только если заставить его врезаться во взрывчатые бочки, что неизменно подсвечивается водителем сего чуда.
  • Игра «Гарри Поттер и философский камень» — Волдеморт в теле Квиррелла. Мало того что не вылезает из ямы, где Гарри может снова и снова ронять на двуликую башку колонны, так ещё и раз за разом пускает лучи смерти, которые Гарри может повёрнутым зеркалом отражать в него самого. Мы уже молчим про то, что этот идиот, чтобы повернуться лицом к Гарри, своими руками шею себе свернул…
    • Фанатский обоснуй — Квиррелл взбунтовался против Волдеморта и решил его убить хотя бы с собой вместе. В книге заделы на это были.
    • Во второй игре Арагогу тоже стоило бы вылезти из ямы…
  • Titan Quest — финальный босс Тифон. Он мог бы легко убить героя, если бы преследовал его, пока не прикончит. Но нет, хочется ему раз за разом возвращаться на верхнюю площадку… так что hit-and-run обеспечивает герою победу.
  • StarCraft — Сверхразум. Несмотря на сверхразум, не додумался на время битвы окружить себя тройным кольцом подземных и споровых колоний. Только не говорите, что у него не хватило бы ресурсов! А на ту кучу ульев и зергов, которую так легко обойти ускоренными зилотами, хватило?
    • Обоснуй из второй части. Он в принципе и не собирался выживать. Это такой большой Гамбит Танатоса был.
    • Вот только в первой части этого ещё не придумали. Иначе зачем бы Сверхразум в этой миссии обложился такой армией и постоянно нападал на базы терранов и протоссов вместо ухода в глухую оборону? Кстати, большинство игроков не знает хитрости с ускоренными зилотами и с большим трудом выносит Сверхразум через штурм его огромной базы.
  • Aladdin — Джафар, ну не надо превращаться в змею! Это никогда не помогает!
  • Shadow The Hedgehog — эпичнейший пример с одним из финальных боссов, Egg Dealer. Он представляет собой слот-машину на колёсиках, которая случайным образом определяет, чем атаковать протагониста. При этом на корпусе зачем-то встроены три огромные кнопки, нажав на которые, Шедоу заставит машину атаковать саму себя своими же бомбами и ракетами. Сидящий в ней доктор Эггман настолько отчаянно визжит и кричит, что сложно поверить, что он самостоятельно встроил такую функцию в свой аппарат.
    • Да и не он сделал эту функцию. Под подчинением Соника в рядах Эггмана есть диверсант-разведчик. Штирлиц подсказывает Эггману дебильные идеи и ставит в машины лазейки, конструктивные изъяны и вредные функции, и у него это отлично получается, только испортить абсолютно все проекты он не может — физически не успевает.
  • Silent Storm — Часовые, миссия «Предательство». Появление вражеских панцеркляйнов должно стать неожиданностью для команды, и трофейного противотанкового оружия для их уничтожения явно недостаточно. Но если нанести им некоторый урон и изводить огнём, оставаясь вне досягаемости, операторы панцеркляйнов сами покинут свои машины. Позволив, в том числе, их успешно затрофеить.
    • В оригинальном Silent Storm панцеркляйны террористов трудно уничтожить, а ещё труднее — взять трофеем: необратимо повреждённые — самоуничтожаются. Но если застать панцеркляйнера врасплох и всадить ему в упор очередь из РПД в голову, оператор погибнет, оставив машину почти новой.
    • В арсенале Оси есть гранаты с хитрым расчётом урона, благодаря которому при подрыве парнцеркляйна броня почти не страдает, зато пилот после одного — двух бросков по машине почти гарантированно умирает.
  • BioShock 2 — игра с тропом: Гилберт Александр хочет чтобы его страданиям положили конец и потому оставил инструкцию как себя победить.
  • The Saboteur — Курт Деккер, самоубийца в прямом смысле. Если долго медлить с тем, чтобы его прикончить, он сам бросится вниз с Эйфелевой башни.
    • Только он никакой не босс — пистолет у него заклинило, когда он застрелил своего соратника, так что он просто стоит и толкает речь.
  • Serious Sam 3: BFE — финальный босс огромный, постоянно регенерирует, но не очень умный: периодически вместо Сэма начинает драться с песчаным китом, подставляя под удар уязвимую спину.
  • Undertale — Меттатон EX во время своего «дебюта» то и дело безо всякой причины открывает нам свою самую уязвимую часть — сердце — и в результате теряет руки и ноги. На самом деле, инверсия, потому что при желании он убивается обычными ударами и без выстрелов по сердцу, а потеря конечностей не снижает хитпойнты и не ведёт к смерти. Но выглядит при этом как типичный пример тропа.
    • Безумный Манекен. Как призрак, не до конца слившийся с оболочкой, является неуязвимым для физических атак, а значит, для протагониста. Тем не менее, во время боя постоянно призывает мини-манекенов, использующих магические атаки, которые, в свою очередь, легко перенаправляются на БМ и сильно воздействуют на него. Впрочем, как и в прошлом примере, полоска здоровья у противника от этого не снижается, и убить его таким образом невозможно.
    • Король Асгор. Мало того, что каждый раз даёт вам целый ход «на отхилиться», снизив ваше ХП до одного, так ещё и в самом начале боя уничтожает кнопку «Пощады», не давая вам возможности пощадить его. К тому же, по некоторым косвенным данным, вроде рассказа Андайн, он с вами и бьётся-то не в полную силу…
  • «Глаз Дракона» — играя драконом-магом Баррохом, в финальной битве достаточно постоянно кастовать на себя отражающее заклятие, чтобы босс оказался побежден собственными атаками.
  • Kingdom Come: Deliverance — самый распоследний головорез в войске злодея носит хотя бы какой-то шлем, но босс Коротышка сверкает лысиной. Результат предсказуем.
  • Hand of Fate — финальный босс, Мастер, за своим силовым полем в принципе неуязвим для игрока. Тем не менее, кто бы сомневался, что после победы над каждой мастью он кидает в персонажа файерболлы, которые, отражённые щитом, вырубают его и позволяют герою некоторое время атаковать. И так все четыре раза, да. Среди разбросанных по игре монологов Мастера можно найти обоснуй — так уж устроено их мироздание, что хоть какой-то шанс на победу быть обязан.
  • Sudeki — огр-наёмник на пути в Нью-Браитвотер.
    • И он самоубийца потому что...
  • Fallout — финальному боссу игры можно объяснить (словами!), что он в корне не прав и тот от расстройства буквально покончит с собой. Для этого надо быть очень убедительным болтуном и вникнуть в деятельность злодея с научной точки зрения, обнаружив в его планах фатальный изъян. В итоге, мирно побеседовав, вгоняем босса в глубочайшую депрессию — его планы неосуществимы, все чем он занимался бессмысленно.
    • Fallout 3 — значимый босс генерал Jingwei. Его уровень устанавливается как x10 от уровня игрока, т.е. на 30 уровне протагониста у генерала будет уровень 300 (!), что делает его, в подобном случае, самым сильным противником в игре вообще. Но если протагонист доходчиво объяснит, что сражение в целом уже проиграно и генерала впереди ждет только позорный плен, он вместо финального боя с протагонистом просто убьет себя собственным мечом.
    • Полковник Отем оттуда же — угрожать бойцам Братства Стали и порядком прокачанному герою в тесной комнате, в сопровождении нескольких солдат Анклава, будучи вооружённым всего-то лазерным пистолетом и одетым в обыкновенный плащ вместо силовой брони — не лучшая идея.
  • New Vegas — Бенни, ты серьёзно? Уходить от своей охраны в одну комнату с героем? Такой план и святого введёт в искушение, скажем, зарезать тебя припрятанным ножом…
    • Соль-на-Раны на момент встречи пленён Джошуа Грэхэмом вместе с несколькими своими бойцами, и если не мешать бывшему легату, он их банально перестреляет. Но стоит выразить желание убить их в честном бою — дикари тут же повыхватывают оружие и накинутся на вас, как будто секунду назад и не умоляли на коленях о пощаде.
  • Dark Souls — Демон-Телец может слишком увлечься прыжками на узкой, но высокой стене.
    • С прикрученным фитильком, Нагой Сит. Его нельзя убить, пока цел особый кристалл, который игрок может уничтожить как самостоятельно, так и обманом заставив Сита разрушить его в ходе атаки. Если кристалл будет уничтожен вторым путём, он ненадолго перестанет атаковать и начнёт костерить себя за глупость, давая игроку немного времени на атаку.
    • Йорм в третьей части — меч, которым проще всего его победить, лежит прямо возле его трона, а второй такой же — у его друга, который отправился в поход именно подарить Йорму покой.
  • Cosmowarrior Zero — с сильно прикрученным фитильком. Во время финального боя, защитники Технологии быстро заметили, что корабль главгада снимает щиты во время залпа (не из тяги к саморазрушению, просто сам-же не может пробить свое силовое поле), чем не преминули воспользоваться. Облом: корабль не выносится с одного залпа и очень быстро (за секунды) самовосстанавливается. Пришлось выносить с использованием системы «Элмо». Не совсем субверсия: из-за этой слабости главгад вынужден был реже стрелять, что дало время подготовиться к решающему выстрелу.
  • Nioh — Одна Нобунага. С прикрученным фитильком, поскольку победить его можно и нужно, но все хит-поинты воскресший сёгун протагонисту сбить не даст: сначала запускается катсцена, в которой он обезоруживает Уильяма, а после сам складывает оружие, посылая главного не очень гада на три японские буквы. Нобунага отказывается от звания ревенанта, сеющего хаос в Японии из-за целей какого-то иноземного черного мага, да и сама мысль о существовании в мире вещи, которую нельзя уничтожить, ему претит.
  • Star Wars: The Clone Wars: Republic Heroes: Кул Теска обожает метать в игрока оружие, которое можно с помощью силы можно отправить по обратному адресу. В первой драке это мины, во второй и третьей — ракеты.
  • Silent Hill 2 — во время финальной схватки с Пирамидоголовыми вовсе необязательно даже пытаться сражаться: если продержаться определённое время, оба палача покончат с собой. Во время первой схватки с Пирамидоголовым можно применить аналогичную тактику, и, если оказаться достаточно вёртким, он уйдёт по истечении определённого времени. Последний босс игры, если прийти к нему без боеприпасов к огнестрельному оружию, тоже умрёт самостоятельно, если продержаться некоторое время. Аналогично было и с последним боссом первой игры.
  • Death’s Gambit — минорный босс-антипод в аду для бессмертных, настолько буквально, насколько это возможно: и вы, и он в этом бою переводите свой урон на себя.
  • Septerra Core — Пиратский капитан встречает героев сидя троне… В качестве которого используется электрический стул. Бить надо не его, а выключатель.
  • Mushroom 11 — Босс третьего уровня побеждается только бомбами. И он этими же бомбами стреляет! Что и позволяет ГГ его убить. Босс четвёртого уровня стреляет ракетами, после чего его можно атаковать в открытое «дуло». Финальный босс вообще гениален в этом плане — когда вы ему скармливаете часть ГГ (За него не волнуйтесь, у него регенерация), босс растёт и в какой-то момент кусает сам себя, начинает пытаться проглотить собственное тело… и разрывается на части. С прикрученным фитилькомбосс второго уровня, забрасывающий ГГ себе на голову, где находится несколько его уязвимых мест, но по сути он просто пытается вас раздавить ногами, а рядом находились качели… Поджал бы ноги к телу — жил бы дальше.
  • Kyrandia I — Злой шут Малькольм и его ой, бл... в ответ на трюк с зеркалом. Это квест, так что и сражаться то с боссом "по настоящему" не выйдет.
  • It Takes Two
    • Босс-пылесос бросает на арену взрывчатку, которую герои возвращают обратно при помощи втягивающего воздух шланга. Чем меньше у босса остаётся здоровья, тем опаснее становятся все прочие атаки, но от бросания взрывоопасного мусора, почти не вредящего героям, но наносящего урон ему самому, так и не отказывается.
    • Вторая фаза боя против Ящика с инструментами. После проведения серии атак босс с силой ударяет по арене лопаткой и надолго задерживает её на полу. После чего Коди встаёт на лопатку, Мэй ударяет по ней молотком, подбрасывая Коди высоко вверх, откуда он сможет метнуть гвозди по лежащему в Ящике взрывоопасному баллончику. После нескольких попаданий баллончик взорвётся и Ящик погибнет. В защиту босса следует сказать, что эти атаки не наносят ему непосредственного урона, а значит он может попросту не осознавать, что подбрасывание Коди представляет для него какую-то опасность.
    • С фитильком: Гигантская женщина-цветок Радость не вредит себе напрямую, но заметно помогает героем одолеть себя. Трижды за бой, перед тем как вырастить на арене брызжущие ядом стебли, она превращает Коди в отлично катающийся плод (сначала в томат, потом в картофелину и наконец в лайм), делая его идеальным оружием против этих самых стеблей. А в какой-то момент она забрасывает арену поддонами от цветочных горшков, после чего делает весь пол смертельно токсичным и начинает хаотично бить по поддонам, разрушая их один за другим, и останавливается, когда остаётся один последний. Не используй она эти поддоны, или нанеси ещё один удар по последнему оставшемуся, у Коди и Мэй не было ни единого шанса на выживание.
  • CrossCode (2018) — здесь таких много. И почти все они учатся на своих ошибках, но учатся как-то странно: самоубиваться не перестают, но усложняют сам процесс.
    • Огромный враждебный краб — первый босс в игре, а уже давит педаль в пол. На спине этого огромного (и разумеется — враждебного) краба расположен закрытый непробиваемый металлический контейнер, внутри которого находится большой кристалл — единственное уязвимое место босса. Проведя серию атак, краб останавливается и открывает контейнер, давая игроку уйму времени, чтобы настучать по кристаллу.
    • X01 Бурильщик H.F.S — единственное уязвимое место этого гигантского робота закрыто силовым щитом, непрошибаемым для атак игрока. Единственный способ временно убрать этот щит — атаковать его бомбами, которые любезно сбрасывает на арену сам босс. И это при том, что помимо этих бомб в его арсенале есть несколько других атак, никак не помогающих игроку. На новых фазах боя прочность щита возрастает, как и количество одновременно сбрасываемых бомб для его пробития. А на самой последней фазе босс додумывается после уничтожения щита прикрывать уязвимое место рукой, вот только убирает он её гораздо раньше, чем щит успевает восстановиться.
    • Мастер Магмоль — бой проходит на трёх островках, разделённых лавовыми протоками, слишком широкими для того, чтобы игрок мог через них перепрыгнуть. Чтобы получить возможность наносить урон здоровью босса, нужно сначала обнулить ему полоску брони. А лишившись брони, Магмоль вынужден на некоторое время приземлиться, чтобы отдохнуть и немного подлечиться. В первую фазу боя он садится на тот же островок, где находится игрок, а потому становится лёгкой добычей для самых мощных рукопашных атак. В следующие фазы, вроде бы, умнеет и приземляется на соседние островки, но при этом выстреливает в сторону игрока два водяных шара. Эти шары никак не вредят игроку, зато если их вовремя заморозить, можно построить импровизированную дорожку на нужный островок, добраться до босса и вломить ему от души.
    • Гигантская монструозная улитка Гастрополис обладает настолько огромным запасом здоровья, что любые атаки Леи для него это даже не комариные укусы, а нежное дуновение ветерка. Чтобы у игрока появился хоть какой-то шанс сладить с боссом, Сергей колдует над настройками игры так, чтобы показатель атаки Леи возрастал всякий раз, как она убивает насылаемых Гастрополисом слизней-камикадзе. Разумеется, босс продолжает спаунить этих слизней даже после того, как атаки Леи начинают причинять ему ощутимый урон. Оно и логично: с точки зрения игры CrossWorlds, Гастрополис тварь неразумная, а значит связь между убийством слизней и усилением атаки увидеть не способная. А с точки зрения CrossCode, у него не прописан алгоритм против жульничающих игроков.
    • Двойной босс: Сын Востока (обезьян, срисованный с Сунь Укуна) и Древний Страж (летающий синий кит). Лишившись брони, кит падает на арену и лежит там, будто выброшенный на берег, но хотя он выглядит в таком состоянии беспомощным и уязвимым, нанести урон его здоровью всё ещё не получится. Благо сразу после падения кит выстреливает из своего дыхала катушку тесла и несколько штырей-громоотводов, которые втыкаются в пол так, что громоотводы образуют дорожку от катушки к киту. А Сын Востока в это время летает на облаке над ареной и мечет в игрока молнии. При попадании такой молнии в катушку, разряд электричества проносится по громоотводам и поражает Древнего Стража — теперь его можно атаковать. На второй и третей фазах в цепочке громоотводов не хватает одного и двух звеньев соответственно. Не беда — кит начинает прицельно стрелять в игрока новыми громоотводами, которые тоже втыкаются в землю, что позволяет завершить цепочку и снова поразить кита молнией, любезно предоставленной обезьяном.
    • Взломавший игру хакер Генри окружает Лею непроходимым и неуязвимым энергетическим забором и бесконечно спаунит к ней пауков, сам при этом оставаясь снаружи периметра. Зато внутри находится специальный зонд, и если атаковать его стихией электричества, это вызовет скачок напряжения, в результате которого небольшой участок забора станет проницаемым для выстрелов, давая возможность достать Генри. После нескольких попаданий Генри принимает меры и меняет настройки игры, делая зонд союзником Леи, отчего та лишается возможности атаковать его. Вроде, всё логично и адекватно. Вот только после этого Генри вместо ледяных пауков начинает спаунить лунных жуков, которые как раз используют необходимое для перегрузки зонда электричество и, поскольку тот теперь в союзе с Леей, могут наносить ему урон. Всё что остаётся сделать игроку, это провоцировать жуков так, чтобы их атаки задевали зонд.
    • Mecha Gear РЫБА — рыба-удильщик, пилотирующая огромный «Метал Гир» о двух ногах. Робот столь большой, что Лея просто не достаёт до кабины с рыбой и может атаковать только ноги. После того, как обе ноги будут основательно повреждены, робот перейдёт в режим восстановления: встанет на одном месте и начнёт регенерировать броню ног, а заодно — обстреливать Лею огненными шарами, прицельно падающими сверху. Если встать прямо под робота, шары попадут в кабину и пилот-удильщик на некоторое время вывалится из неё на землю, ну а дальше вы знаете, что делать.
    • Дикоборзый король — гигантский толстый дикоборз (помесь ежа с дикобразом) в короне, восседающий на троне и призывающий модифицированных летающих дикоборзов с пропеллерами. Субверсия: убить босса помогает не он сам, а мобы из его свиты. Трон с королём летает по воздуху при помощи нескольких дикоборзов, крепящихся к его верхушке на манер лопастей пропеллера, и потому недосягаем для атак игрока. Точне — был бы таковым, если бы один из дикоборзов, остающихся на земле не швырял бы в игрока специальными трамплинами, благодаря которым можно подпрыгнуть высоко вверх, уничтожить живой «пропеллер» и спустить короля с небес на землю, сделав тем самым уязвимым для атак.
    • Финальный босс Создатель, в определённый момент боя чувствует, что не справляется, и пытается провернуть тот же трюк, что с Гастрополисом — увеличивает своё здоровье до совершенно неприличных значений. Сергей в ответ снова включает Лее увеличение атаки за убийство мобов. А босс закономерно этих самых мобов поставляет, делая тем самым возможной победу над ним. И в отличие от Гастрополиса, тут нельзя списать всё на неразумность или отсутствия программы, ибо Создатель — это аватар, управляемый живым человеком, причём тем же самым, который наслал на Лею «непобедимого» Гастрополиса.
    • Финальный босс DLC «Новый дом» — Сидвелл в третий раз наступает на те же грабли: читерски высокий показатель защиты контрится Серёгиным хаком атаки за убийство свиты, которую босс продолжает призывать, несмотря ни на что. Оправдание: этот босс — не сам Сидвелл лично, а его эвотар (копия, снятая с оригинала и управляемая ИИ), который был создан и оставлен здесь до того, как у Сидвела была возможность увидеть бой Леи с Создателем. А вот чему оправданий нет, так это привычке босса хватать несчастного эвотара Тронни и устраивать ему допрос прямо посреди боя, переставая в этот момент и атаковать, и уворачиваться, коей он не изменяет даже когда его защита перестаёт быть непробиваемой.
  • В игре по первому фильму трилогии «Артур и минипуты» есть один боссфайт с сыном главного злодея Мракосом. Убить военачальника Некрополиса нельзя, понижение здоровья до околонулевых значений и успешное QTE только заставляют его некоторое время хаотично крушить всё подряд. Выход — несколько раз вызвать у босса состояние неконтролируемой ярости рядом со строительными лесами, пока те не обрушатся Мракосу на голову. Естественно, сам Мракос такое не продумал, в силу своих интеллектуальных способностей, да и падение всей конструкции на голову его только оглушило, так что троп с прикрученным фитильком.
  • Cry of Fear — Собственно первый босс игры. Проживающая в подвале многоквартирного дома долговязая тварь просто отпилит себе голову после нанесения необходимого урона.
  • Rayman 3: Hoodlum Havoc — четвёртый босс, несмотря на наличие в арсенале смертоносного лазера и зелёных пуль, регулярно применяет самонаводящиеся ракеты, которые необходимо перенаправлять на него.

Примеры не из игр[править]

Литература[править]

  • Инверсия в «Атаке мутанта» Р. Л. Стайна — что в книге, что в сериале. Главгерой якобы случайно выбалтывает, что убить его способна только кислота… дабы главгад-метаморф превратился в оную кислоту и погиб, ибо безопасно он мог превращаться лишь в твёрдые объекты.

Кино[править]

  • Фильм «Миротворец» с Дольфом Лундгреном: подполковник Мерфи, запустив по Белому дому баллистическую ракету, вместо схватки с пришедшим остановить его майором Кроссом собирается сброситься с верхнего этажа бункера, пристегнув к себе ядерный чемоданчик, без которого боеголовку не деактивировать. Майору удается перехватить его в последний момент, но полковник все равно кончает с собой, на прощание лишь согласившись отдать ему чемоданчик.
  • Шредер-мутант в финале «Черепашек-ниндзя» сразу же после превращения обрушил на себя тяжеленный потолок.
  • А Арес из «Чудо-женщины» вообще сделал всё возможное, чтобы погибнуть в битве с главгероиней.
  • «Восстание зловещих мертвецов» (2023) — на протяжении всего фильма игра фактически шла в одни ворота. У смертных попросту не было подходящего оружия, чтобы уничтожить дедайтов или расчленить их до безвредного состояния. А от всяких «мелочей» вроде протыкания заострёнными палками, ковыряния ножиками и вбивания ножниц в рожу эффект был, как в той песне: «Трупы дохли и снова оживали, ржали людям вслед». Но в финале мертвецам, видимо, наскучила их унылая непобедимость, и они предприняли всё, что только можно, чтобы проиграть. Для начала дедайты слились в одного большого монстра с телом из тел, будто бы специально для того, чтобы его можно было прихлопнуть одним махом. Потом этот босс взял бензопилу, которой всё это время так не хватало героям, и так и не сделав с ней ничего путного, не слишком метко метнул её в Бет — считай подарил. И наконец он решил эффектно убить Бет, затащив её в измельчитель древесины, для чего собственноручно включил его и забрался сверху, чтобы удобнее было затаскивать. Конец немного предсказуем.

Аниме и Манга[править]

  • «Ублюдок FFF ранга» — при первом бое с Верховным Драконом Забвения герой в принципе ничего ему сделать не может — но сам дракон велик размером и от старости подслеповат, из-за чего тоже ничего не может сделать протагонисту. И, в итоге, умирает сам от потери сил в попытках всё-таки достать врага своим дыханием. А не перенапрягался бы — ещё пару лет прожил б.
  • Наверно, подойдет и бой Виктории с Гауптманом — оборотень не просто поддавался вампирше в течение всего боя, но и сам же дал ей единственное эффективное оружие против себя — серебряную фиксу.

Музыка[править]

  • Владимир Высоцкий, «Сказка о несчастных лесных жителях» — Иван перед боем сказал Кащею, старику «двухтыщелетнему», всё, что о нём думает, «И от этих-то неслыханных речей / Умер сам Кащей, без всякого вмешательства, — / Он неграмотный, отсталый был Кащей».

Примечания[править]

  1. С Тропи все не так просто. По-видимому, его атаки полностью лишают киборга энергии, поэтому после удачно запущенных миниатюрных черных дыр в ГГ он, как одна великая плоскогрудая волшебница, становится бессилен и требует подзарядки. Создаваемую же дорожку можно списать на зашкаливающую самоуверенность: после того, как Краш уворачивается от всех дистанционных атак, Тропи бесится и выстраивает из платформ дорожку, чтобы лично наведаться к ГГ и покарать его в ближнем бою. Естественно, остатков энергии недостаточно, чтобы создать нормальную прямую дорожку, после чего он вырубается намертво. Но как можно быть настолько самоуверенным, чтобы поддаваться второй-третий раз?