Giant Robo

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
GiantRobo.jpg

Giant Robo — одна из первых мех, придуманных ещё в до-мазингеровую эпоху родоначальником жанра, Мисутэру Йокоямой. В седых шестидесятых выходила манга и по ней же токусацу, последнее даже попало за рубеж — как минимум в Индию и США. Но жанр на месте не стоял, и к началу 90-х про Giant Robo уже почти все забыли.

А потом пришёл некто Ясухиро Имагава и всё испортил.

Настоящая статья посвящена в первую очередь OVA 1992—1998 годов с подзаголовком «День, когда Земля остановилась». Посмотреть её можно здесь (с английскими субтитрами).

Почему это стоит смотреть[править]

  • Ретрофутуризм и эклектика. То, что можно увидеть здесь, вы вряд ли увидите где-то ещё. И что любопытно, ничто здесь не смотрится инородно.
  • Крутизна, что плещет через край. Персонажей здесь великое множество, и почти все они эпически круты. Даже краснорубашечники!
  • Персонажи не только круты, но и весьма колоритны. Многие из них ещё и раскрыты намного лучше, чем можно было ожидать от столь обширного каста. Во всяком случае, после просмотра вспоминаться будут прежде всего герои-люди, а не роботы. Искусственного выжимания эмоций из зрителей здесь тоже нет: даже обладающие нечеловеческими способностями персонажи ведут себя довольно адекватно ситуациям, в которых находятся.
  • Лихо закрученный, но при этом логичный и законченный сюжет. Вотэтоповороты, опять же. Пятая часть текста ниже скрыта за спойлерами не просто так.
  • Драма отнюдь не для галочки. Как, впрочем, и научно-фантастическая составляющая.
  • Тех, кто ценит своё время, порадует небольшая продолжительность сериала в пользу насыщенности повествования: здесь 7 увесистых эпизодов. Во избежание мозговых перегрузок при просмотре можно растянуть процесс на полнедели (примерно 2-3 эпизода в день), если не больше.
  • Визуальный ряд. Графика и анимация здесь — одни из лучших в жанре меха. Ясухиро Имагава тот ещё перфекционист, и его, бывало, выгоняли с проектов за то, что не укладывался в смету, но здесь он и аниматоры выложились на полную. Задники детализированы на уровне полнометражных аниме, механизмы столь же подробны (за меха-часть отвечал небезызвестный Макото Кобаяси), хватает сцен с тотальной анимацией, и кроме того, дизайн персонажей ярок, разнообразен и вполне приятен для глаз.
  • Музыка под стать визуалу. Оркестровая музыка, между прочим!
  • Без этой OVA не было бы The Big O. А кое-где влияние Giant Robo прослеживается в самых известных меха-сериалах.

Почему это может не понравиться[править]

  • Те же ретрофутуризм и эклектика. Зайдёт не всем.
  • Нелюбители театральности и любители чернухи, просим сразу на выход.
  • Кто все эти люди? В какой-то момент обилие на экране новых лиц, о которых ничего не известно, переходит границы допустимого. Их должны были раскрыть в сиквелах, но увы.
  • Собственно мехи здесь на удивление мало, полноценных дуэлей гигантских роботов — и того меньше. Качество в ущерб количеству, да.
  • Если вы считаете, что CGI априори красивее рисованной на целлулоиде мультипликации.
  • Если вам не нравится жанр меха как таковой. Или аниме в целом. Или мультипликация в принципе. Или если вам вообще ничего не нравится.

Завязка сюжета[править]

В недалёком будущем человечество преодолело энергетический кризис и вступило в эпоху благоденствия, и всё благодаря практически вечным двигателям профессора Сидзумы. Войны прекратились, но подняла голову Группа Большого Огня — тайная террористическая организация, явно намеренная захватить мир. Чтобы противостоять им, мировое правительство создало спецслужбу из экстраординарных людей — Экспертов Правосудия. На стороне последних сражается самый мощный робот в мире, и его юный пилот командир — Дайсаку Кусама.

Таковы исходные данные, но вы же не думаете, что всё так просто?

Персонажи (не все)[править]

Примечание: выделенный курсивом текст — взятые с фансайта материалы, которыми будто бы поделились участвовавшие в работе над проектом люди.

Эксперты Правосудия, слева направо: Каэ, Косин, Тэцугю, Го, Тюдзё, Тайсо, Ёси, Иссэй, Кэндзи, Дайсаку и Гинрэй, на фоне — голова Гигантского Робота.
Группа Большого Огня, тоже слева направо: Фицджеральд, Дзюдзёдзи, Дзангэцу, Сервантес, Альберто, Хандзуи, Каварадзаки, Юки, Даки, Рэд Маск (вся Великолепная Десятка). По центру — Гэнья, над ним — Большой Огонь и его ручной Ахиллес, на фоне — Сфера Воглера.
  • Дайсаку Кусама — протагонист, двенадцатилетний ОЯШ[1]. Чуть ли не единственный простой смертный среди героев, без Робота считай что совсем не крут. В силу возраста наивен, непосредственен и склонен к необдуманным решениям, но также способен и на мужественный поступок, и голова у него на плечах есть. Как и положено герою-ребёнку, остро переживает любую несправедливость, а неудачи и потрясения легко его ломают. Да и вообще Дайсаку довольно меланхоличен, и не без причины. Взрослые коллеги в основном относятся к нему с сочувствием и уважением и сожалеют, что в условиях затянувшейся войны Дайсаку не может жить, как обычные дети, поскольку он — один из объектов охоты террористов и, чтобы выжить, должен находиться либо под защитой Робота, либо под присмотром Экспертов Правосудия.
    • Гигантский Робот (далее просто Робот) — массивная меха с человеческим лицом и обрамлением а-ля фараон. Считается самым мощным роботом в мире, и вполне заслуженно. Крепок, летает, бьёт металлическими кулаками, несёт в себе столько пушек и ракет, что их хватило бы на армейский корпус. Кабины не имеет, так как придуман ещё до Го Нагая, управляется при помощи голосовых команд в наручные часы, никого кроме Дайсаку не признаёт. Работает на ядерной энергии, посему массовые отключения двигателей Сидзумы ему не страшны. Наконец, Робот очень важен для Дайсаку в эмоциональном плане — всё-таки его построил покойный отец мальчика, а перед смертью сказал Дайсаку, чтобы тот не давал никому использовать Робота во зло. Судя по всему, эмоциональная связь Дайсаку и Робота двухсторонняя.

Эксперты Правосудия / Международная полицейская организация (МПО)[править]

Хорошие ребята, блюдут покой новосозданной утопии, борются с теми, кто хочет подмять эту утопию под себя. И если МПО — это просто крутые профессионалы, то Эксперты Правосудия — элитная команда уникальных людей со сверхчеловеческими способностями (и внутри Экспертов, в свою очередь, есть ещё более элитная группа — Небесная Девятка).

  • Командующий Тюдзё — не самый главный в организации, но самый главный из показанных, начальник Пекинской штаб-квартиры. С высокой долей вероятности — САМЫЙ сильный боец в сеттинге, настолько сильный, что во избежание оверкилла и непоправимого урона инфраструктуре сам обычно не дерётся. Как и положено начальнику такого калибра, хладнокровен и мудр, и готов в случае чего действовать лично. Носит бороду и большие солнцезащитные очки, курит трубку.
  • Гинрэй/Фармель фон Воглер — девтерагонист, молодая, но уже весьма опытная и профессиональная агентша Экспертов. Красивая и добрая девушка в коротеньком китайском платье. Мастерски владеет пистолетом, с акробатикой и мощностью прыжков у неё тоже полный порядок, но её навыки тянут, максимум, на классического «человека-плюс». При этом Гинрэй далеко не простой крутой смертный — суперспособность у неё есть, просто она ею предпочитает не пользоваться. Эта способность – телепортация, причём телепортировать она может не только себя, но и других, и даже целые локации со всем, что в них есть. Вот только цену за это платит немалую...
  • Тэцугю — штатный буйный силач Экспертов и напарник Гинрэй, здоровенный бугай[2] с двумя топорами на цепях. Любит выпить и закусить, очень вспыльчив, слегка инфантилен. Пытается флиртовать с Гинрэй и недолюбливает Дайсаку, считая того выскочкой. Козёл, как вы понимаете, с золотым сердцем и с раной в душе, о которой всё время порывается рассказать близким ему людям.
  • Тайсо — названный старший брат Тэцугю, куда более рассудительный и ответственный, хотя прикидывается раздолбаем, а выпить любит даже больше брата. Великолепный боец, мастер маг-фу. Насколько можно судить — киборг, может запитать от генератора в своём теле целую обесточенную базу. Вместе с Тюдзё входит в элитную Небесную Девятку.
  • Профессор Го — научный консультант организации, по совместительству мастер многофункциональных боевых вееров. С натяжками метросексуал и, пожалуй, самый эмоциональный из Экспертов. Лично присутствовал во время трагедии в Баштарле и тяжело переживает любые упоминания о ней.
  • Кэндзи Мурасамэ — агент-одиночка с чертами Штирлица из анекдотов нуарного детектива, бессмертный ретроактивного типа. Из-за этой последней особенности у него развилась социопатия, потому что он уже не понимает, каково это – смерть навсегда, и не ценит ни свою жизнь, ни чужую. Подотчётен Парижской штаб-квартире, но к моменту действия сериала остался чуть ли не единственным действующим её агентом.
  • Иссэй — лысый даосский монах-чародей. Владеет магией превращения, иллюзий, вызова… любой магией, можно сказать. Сражается мечом, магию кастует им же.
  • Ёси по прозвищу Синяя Великанша — рослая бой-бабища с синеватым оттенком кожи. Рулевая на дирижабле «Грета Гарбо», мастер боевого посоха, напарница Иссэя и жена Тайсо.
  • Каэ — вероятный лидер Рёдзампаку, суровый воин-мечник. Верит в справедливость, но не верит в доброту (один раз даже ударил Дайсаку и приказал не вмешиваться в решающую битву, не то худо будет). Впрочем, отваги и умения у него не отнять, и ошибки он признавать умеет.
  • Косин — товарищ Каэ и в некотором роде антипод: если Каэ козлистый мастер меча, то Косин покладистый крутой лучник. Очень крутой. Подробнее ниже, в пункте «Мультишот».
  • Бойцы Рёдзампаку — целая обойма колоритных воинов прямиком из китайского средневековья.
  • Рядовой состав МПО — краснорубашечники, но очень крутые (могут, например, запрыгнуть с земли на крышу высотки, а с крыши — на дирижабль). Впрочем, в столкновении с элитными бойцами Большого Огня всё равно гибнут десятками.

Группа Большого Огня (ГБО)[править]

Сплочённая преступная организация с чертами тоталитарной секты, ответственная за многочисленные беспорядки и разрушения[3]. Их элита — Великолепная Десятка — тоже состоит из людей-плюс. Обладают внушительным арсеналом гигантских роботов (собственно, титульный Гигантский Робот изначально принадлежал ГБО). Хотят подмять утопию под себя. Или их цель на самом деле другая?

  • Гэнья/Эммануэль фон Воглер — элегантный молодой человек приятной наружности, в ГБО вступил не так давно, но каким-то образом выбил себе руководящую роль в важной операции: захватить и передать Большому Огню три чемоданчика с нестандартными версиями двигателей Сидзумы. На самом деле он себе на уме: зная о способности этих двигателей выключать обычные в огромном радиусе, он хочет сам использовать уникальные батарейки, чтобы устроить всей Земле блэкаут. Благо, у него есть персональная мобильная крепость, чтобы принести всеотключающее поле в каждый уголок земного шара. Зачем ему это? Обратите внимание на его фамилию. Имеет спецабилку, которой почти не пользуется: она такая же, как у его сестры.
  • Альберто, Ударная Волна — ветеран ГБО, один из членов Великолепной Десятки. Приставлен к Гэнье — содействовать выполнению плана. Выглядит как типичный опереточный злодей, но на поверку оказывается архикрутым и харизматичным негодяем с принципами. Умеет генерировать разрушительные волны из рук, очень сильный рукопашник, один из глаз заменён киберпротезом. Характер взрывной. Имеет на стороне Экспертов «лучшего врага»: это Тайсо.
  • Иван — верный слуга, а конкретно дворецкий, секретарь и личный шофер Альберто. Плюгавенький мужичок с лысой головой неправильной формы и длинным носом. Далеко не так крут, как его начальник, но к обязанностям относится с полной самоотдачей и умеет очень многое: пилотировать меху, устраивать диверсии, забирать-доставлять — это всё к нему. Один из немногих выживших жителей Баштарла.
  • Ко Энсаку — зловещий молчаливый воин[4] в маске и плаще. Неумолим, непреклонен, неубиваем, умеет возникать из ниоткуда и исчезать в никуда, оснащён карманным измерением в складках плаща, вооружён мечом и хлыстом. Выполняет личные поручения Комэя. Приставлен к Гэнье и Альберто.
  • Сёкацу Комэй[5] — главный стратег ГБО, стоит в иерархии выше Великолепной Десятки и приходится Большому Огню правой рукой. Привёл в организацию Гэнью. Явный гад-кукловод, но его истинные цели так и остались неизвестными. Именно Комэй ответственен за то, что о ГБО узнал весь мир — он сорвал покров с доселе тайного общества, но сделал это так эпично, что вместо наказания получил повышение. А талант планирования спецопераций он проявил ещё раньше.
  • Хандзуи, Тёмный Мессия — лидер Великолепной Десятки. Крут, хладнокровен, не боится пойти против Комэя (но не против Большого Огня), к соратникам и подчинённым относится по-человечески, опекает Санни в отсутствие Альберто, и вообще как злодей себя не проявил от слова «совсем». Мощнейший колдун и воин. Обучался в одном монастыре с Иссэем, но недоучился, бросил однокашников и дальше практиковался в магии самостоятельно, причём в настоящее время как маг значительно превосходит Иссэя.
  • Каварадзаки — самый старый член ГБО, бывший лидер Великолепной Десятки и бывший главный стратег всей организации; относительно недавно уступил первый пост Хандзуи, а второй — Комэю. Владеет телекинезом и может влиять на погоду. Фактически основатель и главный спонсор ГБО, по некоторым данным — бессмертный и, ни много ни мало, самый первый ниндзя.
  • Юки Сумрачный — долговязлый тип с обликом Чезаре и вечно кислой миной. Повелевает роем насекомых, которым может, например, закрыться от вредоносного излучения. На самом деле всё круче — ему подчиняются вообще любые живые существа, кроме людей и некоторых искусственных форм жизни. Эта способность у него врождённая и проявляться начала в самом раннем детстве. В ГБО его пригласил лично Каварадзаки.
  • Дзангэцу Полуденный — флегматичный молодой человек в полумаске и то ли китайской, то ли корейской чиновничьей шапочке. Самый молодой член Великолепной Десятки, но с огромным опытом работы на ГБО — приложил руку к большинству проектов их роботов. Умеет трансформировать любые природные элементы в оружие, хотя в кадре этого ни разу не делал. Дзангэцу — это не настоящее его имя, но кто он на самом деле, известно только Каварадзаки и Большому Огню.
  • Дзюдзёдзи — колдун (мастер оммёдо), толстяк неприглядно-карикатурной наружности с тёмными кругами вокруг глаз и с бородавкой на носу. Владеет магическим колокольчиком, при помощи которого может как минимум обращать искусственную жизнь в ничто. И вообще за годы путешествий по миру насобирал порядочно колдовских артефактов.
  • Рэд Маск — ниндзя фэнтезийной разновидности, плюс командует големом по прозвищу Золотая Гора. Обладатель приятной внешности, неподражаемого злодейского смеха и крайне жестокого характера, которому только чуть-чуть не хватает до полного чудовища.
  • Фантастический Фицджеральд — главный ассасин ГБО, ходячее чудо одной сцены из-за спецабилки и манеры её применять. Фицджеральд умеет уничтожать технику и людей, щёлкая в их сторону пальцами, и при этом ещё и танцует! Судя по всему, как минимум Рэд Маск и Даки его изрядно недолюбливают (хотя последнему может быть просто пофиг). Когда Дайсаку перешёл на сторону Экспертов и Робота с собой прихватил, именно Фицджеральду было поручено ликвидировать перебежчика — в этом он, очевидно, не преуспел. К моменту второй встречи, впрочем, он не стремится убить Дайсаку.
  • Даки — одноглазый мастер меча, вероятно, рыцарь крови. Вроде как единственный член Великолепной Десятки без паранормальных способностей, но они ему и не нужны.
  • Ослепительный Сервантес — к моменту действий сериала погиб в бою с Тайсо, но показан во флэшбэке. Судя по всему, находился в хороших отношениях с Дайсаку, когда его отец ещё работал на ГБО. Умел прожигать металлические плиты руками (возможно, его способности аналогичны способностям Альберто). Был лучшим другом Альберто ещё до того, как оба вступили в ГБО.
  • Санни-волшебница[6] — штатный ребёнок уже в стане ГБО, дочь Альберто. Когда папа уезжает по делам, находится под крылом Хандзуи и даже называет его дядюшкой, хотя Хандзуи и Альберто вроде бы не родные братья. Чувствует ментальную связь с Альберто, в остальном на сюжет не влияет.
  • Огромное количество головорезов в одинаковых масках, подозрительно похожих на blackface. В отличие от рядового состава МПО индивидуально не круты (да и в группах тоже), несмотря на внушительный парк техники.
  • Большой Огонь — собственно лидер ГБО, красивый, но жутковатый юноша без реплик. Что он может и что он собой представляет — вопрос на миллион. Ясно только то, что в ГБО он находится на положении живого божества и что подчинённые даже помыслить не могут о том, чтобы ему перечить. Чем нагло пользуется Комэй, проворачивая разные комбинации от имени Самого.
    • Также Большому Огню непосредственно подчиняются гигантская амфибийная меха Посейдон, гигантская крылатая тварь Гаруда и пантера-метаморф Ахиллес.

Прочие[править]

  • Профессор Сидзума — изобретатель чудо-двигателя имени себя, на котором в мире будущего работает вообще всё, от электростанций до зажигалок. За ним и чемоданчиком с продвинутой версией чудо-двигателя охотится Большой Огонь. Панически боится мести следующего персонажа в списке, благо, есть за что.
  • Доктор Франкен фон Воглер — работал над проектом чудо-двигателя вместе с Сидзумой, растил сына Эммануэля и дочь Фармель. В какой-то момент сбрендил, решил врубить чудо-двигатели непредусмотренным способом и устроить всему миру «прекрасную ночь». Результатом стал взрыв, который убил самого Воглера и полностью стёр с лица Земли небольшую страну Баштарл, а остальной планете отключил все источники энергии. Таким образом Воглер устроил мировой коллапс и погубил две трети населения Земли. Почти всё это – неправда.

Тропы[править]

  • В первую очередь Педаль в пол — дабы не засорять статью упоминаниями педалей и не придумывать, куда их в этот раз выжимают, скажем только, что значительная часть тропов здесь гипертрофирована, дистиллирована и доведена до предела, и это, как ни странно, работает.
  • Во вторую очередь Блестящий неканон и Безумная клёвость.
  • А человек ли это? — Ко Энсаку и Большой Огонь.
  • Ай, молодца! — ну разве кто-то мог предположить, что лучше всего будет отдать Эммануэлю третий компонент, пока он ещё не натворил делов?
  • Апокалиптическое порно — разрушение Парижа, просто разрушение Парижа. И не только это.
  • Армия из одного человека — кто только не! Многие ещё и люди массового поражения.
    • Тэцугю в открывающей сцене лихо разделался с целой эскадрильей вертолётчиков ГБО.
    • Альберто вломился на одну из баз Экспертов и всё там разнёс, буквально наплевав на сопротивление. А потом к нему присоединился ещё и Ко Энсаку.
    • Сам Ко Энсаку в одиночку уничтожил почти весь личный состав на борту «Греты Гарбо», и Ёси в том числе.
    • Фицджеральд, опять же.
    • Ну и последняя битва, в которой уже Эксперты Правосудия укладывают врагов в промышленных количествах.
  • Бакенбарды крутизны — у Тэцугю и Тайсо, и у некоторых второстепенных персонажей.
  • Бафос-нежданчик — в основном аверсии. Местный сеттинг достаточно безумен, чтобы в нём органично смотрелась почти любая мозголомная дичь. Даже выход Фицджеральда сделан таким доставляющим совершенно намеренно.
  • Бедный злодей! — да Эммануэль же. Апокалиптическая бедняжка как есть. В финале на него просто больно смотреть, настолько он подавлен.
  • Бисэйнэн — Гэнья, Рэд Маск, Дзангэцу (насколько можно судить по наполовину скрытому лицу). Большой Огонь — бисёнэн.
  • Боевая пара — Тайсо и Ёси, хотя в кадре ни разу вместе не сражались.
  • Боже мой, что же я наделал! — Тэцугю испытал это два раза: первый раз – в детстве, когда убил отца, второй раз – в середине сюжета. Он специально пошёл на поводу у Дайсаку, которому не терпелось поучаствовать в операции без всякой на то команды, в надежде на то, что Дайсаку облажается. Ну, Дайсаку и облажался. А ещё в итоге погибли Тайсо и Ёси.
    • Почти одновременно с ним то же самое испытывает Дайсаку, который почти угробил Робота, но думает, что угробил его совсем.
    • Эммануэль, когда понимает, что все эти годы занимался совсем не тем, чего хотел его отец, именно эту фразу и произносит.
  • Васкес должна умереть — умерли и Ёси, и Гинрэй. Но Ёси всё-таки раньше.
  • Великолепный мерзавец — в первую очередь Альберто, во вторую — Эммануэль. Остальные злодеи отыгрывают троп периодически, а самоуверенных мерзавчиков здесь вовсе нет.
  • Вечная загадка — всё, что связано с Большим Огнём.
    • Смог ли Кэндзи восстановиться после своей последней показанной смерти? Слово Божие утверждает, что таки смог.
    • Не вполне ясен статус Ко Энсаку в ГБО. Входит он или нет в Великолепную Десятку? По возможностям он бы туда вписался, да и место покойного Сервантеса надо кому-то занять. С другой стороны, никто не говорит о Ко Энсаку как о члене Великолепной Десятки, в конфликте Хандзуи и Комэя он ожидаемо на стороне последнего, а индивидуальная крутизна ещё не показатель — Кэндзи Мурасамэ и Иссэй, например, при всей их имбовости в Небесную Девятку не входят.
  • Вечно закрытые глаза — у профессора Го. Впрочем, он их открывает в моменты эмоционального напряжения — то есть довольно-таки часто.
  • Геометрическое чудовище, Машина Судного дня и Чужеродная машина — Сфера Воглера, километровый чёрный шар с одним огромным красным глазом, орудие мести Эммануэля.
  • Герой-подпорка — в какой-то момент Кэндзи и Го не дают колоссу размером с высотку раздавить Дайсаку.
  • Геройская красная кнопка — несколько примеров.
    • Фармель тяжело переносит телепортацию, даже когда перемещается только она одна. А в финале ей пришлось перенести на многие километры целый город вместе с людьми. Фармель поплатилась за это половиной тела – всё, что ниже пояса, просто перестало существовать.
    • Альберто и его последняя энергетическая волна, которой он обезоружил Сферу Воглера.
  • Да кто вы такие? Откуда взялись? — ВЕСЬ набор персонажей, кроме протагониста. Они пришли из других работ мангаки Йокоямы. Из-за каких-то разногласий с правообладателями Имагава не получил добро на то, чтобы использовать кого-то помимо Дайсаку и Робота, но в итоге получилось только лучше.
  • Дуэльное порно, а в последней серии и батальное. Полноценная дуэль гигантских роботов тут только одна, да и та во флэшбэке.
  • Жанровый гибрид — загибаем пальцы: меха, фильм-катастрофа, уся, шпионский триллер, драма, наконец.
  • Закадычные враги — Тайсо и Альберто. Их последний диалог, когда Тайсо намеренно пропустил смертельный удар — это квинтэссенция тропа. И опять же, последние слова Альберто – мысленное обращение к давно покойному Тайсо. Вот что значит достойный противник!
  • Зло против небытия — когда элита ГБО понимает, к чему стремится Гэнья, они решают остановить сумасброда. Правда, их самих останавливают Комэй и лично Большой Огонь (ненастоящий) — стойте и смотрите. А вот Альберто остановить было некому.
  • Инстинкт старшей сестры — у Гинрэй к Дайсаку. Тэцугю это неправильно понимает, что тёплым отношениям с Дайсаку отнюдь не способствует.
    • А у Тайсо инстинкт старшего брата по отношению к самому Тэцугю.
  • Каст с хитов — телепортация Эммануэля и Фармель бьёт не то что по их здоровью, а по их физической целостности.
    • Судя по всему, суперспособность Тюдзё — это камикадзе-атака, но он её умудрился пережить.
  • Кающийся грешник — профессор Сидзума. Почему — см. следующий пункт.
  • Козёл отпущения — Франкен фон Воглер. Согласно официальной версии событий, он ни с того ни с сего решил устроить «прекрасную ночь», а коллеги не смогли его остановить. В реальности было наоборот – это Сидзума и компания провели эксперимент, плюнув на предосторожности и предупреждения Воглера.
  • Конец-переворот — Эммануэль, сам того не зная, стремился к спасению мира от глобальной экологической катастрофы. Соответственно, если бы героям удалось его остановить, всей планете пришёл бы конец.
  • Коронная смерть — если бы Альберто умер от выстрела в глаз, это было бы сливом персонажа. Спойлер: он не умер от выстрела в глаз. Он вылетел пулей из ружья Чехова в финале и наиэпичнейшим образом пожертвовал собой. И умер с улыбкой.
  • Крик в небеса — «Отец, почему ты не сказал об этом раньше?!»
  • Кровь роботов — когда у Робота разлетелась вдребезги рука (от удара по Сфере Воглера), во все стороны брызнули не только обломки металла, но и гидравлическая жидкость.
    • Взорвавшиеся двигатели Сидзумы обляпывают всё вокруг красным.
  • Крутой в историческом костюме — больше половины персонажей с обоих сторон.
  • Крутой дедуля — Иссэй у Экспертов и Каварадзаки в Великолепной Десятке ГБО. Последний, правда, особой крутизны не проявил — случая не подвернулось, только на воздушном змее летал.
  • Крутой курильщик: Тюдзё курит трубку, Кэндзи — сигареты, Альберто — сигары, Дзангэцу — трубку с длинным мундштуком.
  • Лейтмотив — у нескольких персонажей он есть. Например, вот лейтмотив Альберто, а вот рефрен в его коронный момент.
  • Месть за злодея — Альберто упоминает, что Тайсо должен ответить за смерть Сервантеса из Великолепной Десятки. Само событие осталось за кадром.
    • Эммануэль отыгрывает троп зигзагом. Он намерен мстить за Франкена фон Воглера, но тот злодеем не был, ровно наоборот.
  • Мехаон — с натяжками. Всё-таки произведение чересчур своеобразное для такой классификации.
  • Милый злодей — половина Великолепной Десятки с героями в кадре не конфликтует, а пытается остановить собственного начальника. И между собой они общаются как нормальные люди, связанные общими целями.
  • Могучий перебежчик — фактически Дайсаку. Не сам, конечно, а с Роботом. Робота строил для ГБО покойный отец Дайсаку, но в какой-то момент решил, что оружие такой силы не должно достаться Большому Огню. Отчего, собственно, и помер.
  • Может, магия, а может, реальность — намекается, что Робот разумен, испытывает эмоции, и что в нём находится дух отца Дайсаку. Эта OVA была раньше!
Вот так
  • Мультишот — вы видели, как стрела в полёте делится на две или три? А как стрела, пущенная в небо, обрушивается на врага дождём из стрел? А если этот дождь покрывает несколько квадратных километров сплошным ковром из воткнутых в землю стрел?
  • Не буду я тебя спасать — Рэд Маск не стал вытаскивать Фицджеральда, застрявшего в глыбе после массовой телепортации, мало того — вероломно всадил в него нож. «Ты бы не захотел жить с таким позором, верно же?»
  • Не было гвоздя — скольких бед можно было бы избежать, если бы один умирающий старик выразил свои мысли внятно!
  • Не троньте его! Он мой! — Альберто аж пожертвовал собой, чтобы Гэнья не погубил Экспертов Правосудия и весь мир впридачу. Иначе не за что будет сражаться, да и не с кем.
  • Нестандартное прикуривание — у Альберто сигары в руках загораются сами, причём не целиком, а с нужного конца.
  • Нестандартные осадки — дождь из двигателей Сидзумы в последней серии.
  • Низкий старший брат, высокий младший — Тайсо и Тэцугю, хотя они и не родные братья, и возраста примерно одинакового (Тайсо просто по складу характера старше).
  • Никогда не доверяйте трейлеру — в нашем случае, не доверяйте вступительной сцене. Большая часть показанных роботов в истории не появится (причём, со временем одни роботы сменяют других, и их вид настолько мозговыносящий или клоунский, что зрители легко распознают здесь театральный бафос для какой-никакой разрядки смехом).
    • Но-но-но, вид роботов — умышленное ретро! В манге Йокоямы Tetsujin 28-go, как и в оригинальном Giant Robo, роботы именно так и выглядели — они здесь взяты прямо оттуда с минимальным редизайном.
    • Элита ГБО в самой истории — индивидуализированный кордебалет, а не одинаковые люди в одинаковых масках.
  • Огромный парень, крошечная девушка — Тэцугю и Гинрэй не романтическая пара, но на задания часто отправляются вместе.
  • Одним миром мазаны — редкий случай, когда этот приём не затемняет героя, а осветляет злодея: Эммануэль с пониманием отнёсся к тому, что Дайсаку хочет выполнить последнюю волю отца. Когда Дайсаку в плену бредил и обращался к папе, Эммануэль даже взял его за руку и сказал, что всё будет хорошо!
  • Одноглазый крутой — у Альберто за моноклем скрыты многофункциональные механизмы. А глаз ему когда-то выбил в бою Тайсо (ну а кто ещё).
    • Ещё один член Великолепной Десятки, Даки, просто держит нерабочий глаз закрытым.
    • Иссэй после крушения в Гималаях ходит с перебинтованной головой, и один глаз у него под бинтами.
  • Ой, бл… — много таких моментов.
    • Альберто зашёл на базу Экспертов. А за ним ещё и Ко Энсаку. Тут кто хочешь запаникует.
    • Дайсаку испытал натуральный шок, когда рука Робота сломалась о Сферу Воглера.
    • Больше всего на «ой, бл…» везёт Эммануэлю:
      • Сфера Воглера неумолимо движется к Сент-Эбби, и на её пути оказывается один человек. Всего один. Только Эммануэлю становится не до смеха, когда он понимает, КТО этот человек и ЧТО он сейчас сделает.
      • Робот вот-вот испарится вместе с Дайсаку, уже можно праздновать победу… Это что, энергетическая волна? Это что, Альберто?..
      • И сразу после этого Робот расчехляет ВЕСЬ свой арсенал. А Сфера уже не защищена силовым полем…
  • Она высокая, он низенький — Ёси заметно выше и своего мужа Тайсо, и своего напарника Иссэя.
  • Офигенно большая пушка — Ёси стреляла из электромагнитной пушки с рук. Электромагнитная пушка величиной где-то с микроавтобус.
  • Персональный козёл — Тэцугю для Дайсаку. С чего здоровому дядьке открыто злиться на мальчика, который всё делает правильно? Ревность из-за Гинрэй — это только вершина айсберга, на самом деле Тэцугю завидует Дайсаку, потому что тот пережил гибель отца, но нашёл в себе силы жить дальше, а Тэцугю со смертью своего уже лет двадцать смириться не может.
  • Печальный трофей — да Робот же, для Дайсаку. Приём «робота построил незадолго до смерти отец главгероя» был в мехе штампом уже в 70-х, но развить это в драматическом ключе догадался только Имагава.
    • В финале для Дайсаку таковым становится ещё и серёжка Гинрей — всё, что осталось от девушки, трагически погибшей при попытке дать отпор родному брату.
  • Пожертвовать добрым именем — Франкен фон Воглер даже не пытался сообщить миру, что он выжил, и что на самом деле случилось в Баштарле. Если бы ему и поверили, это поставило бы крест на исследованиях Сидзумы, и мировой энергетический кризис не был бы решён. Из тех же соображений правду скрывали Го и Фармель. Знали бы они, как всё в итоге обернётся…
  • Полное чудовище — нет таких! Эммануэль трагический злодей и эталонный апокалиптический бедняжка, его по-человечески жаль. Альберто на свой лад благороден, Ко Энсаку только исполняет приказы (не самые притом аморальные) Комэя, сам Комэй коварен, но его хитрые планы в итоге не дали человечеству погибнуть. Фицджеральд жесток, но встретив Дайсаку, он по-джентельменски попросил того не путаться под ногами. Рэд Маск — единственный поименованный антагонист, который явно не видел ничего зазорного в убийстве Дайсаку — и тот до полного чудовища всё-таки не дотягивает.
  • Посмертный персонаж — зигзагами с доктором Воглером. Все думали, что он погиб во время того взрыва в Баштарле, но Эммануэль телепортировал себя и отца прочь. Потом доктор Воглер объявляется лично спустя десять лет – но это не он, а замаскированный Эммануэль. Сам же Франкен фон Воглер прожил после катастрофы ещё несколько месяцев и умер не то от возраста, не то от переутомления.
  • Проблемы с коммуникацией убивают — ещё никогда непонятные последние слова не приводили к таким последствиям. Доктор Воглер на последнем издыхании велел сыну «остановить Сидзуму». Эммануэль понял это так: за то, что испытал его отец, надо наказать весь мир, оставив людей без двигателей Сидзумы: пусть выкручиваются как хотят. Папа имел в виду вот что: у двигателей Сидзумы есть критический недостаток, и если его не исправить, то лет через десять они уничтожат жизнь на Земле. Самое обидное, что Воглер успел записать обращение, в котором всё объясняет, но показать его сыну, прежде чем тот разрушит несколько десятков мегаполисов, он не догадался.
  • Развитой постапокалипсис — многие показанные локации выглядят вполне футуристично, и почти все — уютно. По ним не скажешь, что трагедия в Баштарле вызвала мировой энергетический кризис (перестало работать вообще всё), а это, в свою очередь, сгубило две трети человечества.
  • Разговаривает с мёртвыми — короткий, но тем не менее сильный эпизод, когда Дайсаку в конце пути к Роботу встречают погибшие Тайсо и Ёси. А сразу после этого ещё более эмоциональная сцена: "Иди ко мне, сыночек!"
    • В принципе, Тэцугю аккурат перед этой сценой, когда он спасает Дайсаку от последнего вражеского бойца, тоже мог проявить посмертный героизм. Однако то, что он выжил, нам показали мельком до этого.
  • Разминулись — «На дороге пробка. Какие-то пьяные дебош устроили. Пойду в обход пешком.» Знал бы Альберто, что эти пьяные — его старый соперник со своим названным братом…
  • Розовый цвет для настоящих мужиков — тренч Кэндзи как раз розового цвета.
  • Розовый — цвет настоящего зла/Красное зло- Рэд Маск в полумаске и шарфе мягко-красного цвета. Насколько можно судить, самый жестокий и подлый член Великолепной Десятки: пытался на полном серьёзе убить ребёнка, предал побратима по желанию левой пятки, да и вообще явно тащился от кровопролития.
  • Ружьё Чехова — экспериментальная установка профессора Го чуть не убила его самого и всех, кто был поблизости, убрав из воздуха кислород. Предзнаменование глобальной катастрофы, которая могла бы произойти из-за фатального недостатка всех двигателей Сидзумы.
  • Рука крушит отточенную сталь — Альберто пытались остановить экскаватором, но Альберто просто прошёл сквозь машину как горячий нож сквозь масло.
    • И, конечно, феерический выход Тюдзё против Сферы Воглера.
    • Не такой эпичный, как предыдущие два, но тем не менее сильный эпизод: боец ГБО, что прорвался сквозь заслон, уже готов опустить меч на голову Дайсаку, и тут этот самый меч останавливает чья-то рука. Важно не то, что меч только что остановили голыми руками — важно, кто именно это сделал.
  • Синдром Джорджа Мартина — первая из семи серий вышла в 1992 году, последняя — аж в 1998, через три года после предпоследней. Впрочем, в перерыве между шестой и седьмой выпустили три коротких бонусных эпизода.
    • Третий том «Мёртвых душ» — у Имагавы были поистине наполеоновские планы насчёт продолжений. По его замыслу, эта семисерийная OVA должна была быть предпоследней главой эпопеи из семи сериалов. Их мы уже не увидим.
  • Сиротинушка — Тэцугю в возрасте двенадцати лет убил своего отца, зная, что это оперативник ГБО, но не зная, что это его отец. И у него на этой почве застарелый комплекс вины.
  • Слезогонка — достигает критической массы в последней серии.
  • Смерть равносильна искуплению — осознав, что наделал, Эммануэль телепортировал Сферу Воглера за пределы атмосферы Земли, чтобы её самоуничтожение не унесло ещё больше жизней. Учитывая, как работает его абилка, абсолютно неважно, телепортировался он с ней или остался на Земле.
  • Смерть героя — гибель Гинрей в финале. Трагизм момента усиливается ещё и тем, что, уступая брату, она бы не сделала хуже. Впрочем, и лучше бы не сделала...
  • Стоп-кадровый бонус — в книгах, разбросанных на полу спальни Гэньи, в основном каракули да неверные романизации имён собственных, но именно из них можно заключить, что на дворе 2060 год (по годам жизни Франкена фон Воглера: 1990—2050)[7].
  • Сцена после титров — души Фармель и Эммануэля смотрят на Землю из космоса и беседуют друг с другом. И судя по всему, Фармель брата простила.
  • Сын своего отца — Дайсаку. И Эммануэль тоже.
    • И после финальных титров: «Этот фильм посвящается всем отцам и сыновьям».
  • Такой крутой, что уже смешно — здесь пруд пруди просто крутых и хватает очень крутых, но именно под этот троп попадает Тюдзё. Он собирался уничтожить Сферу Воглера голыми руками. И почти уничтожил. И то, «почти» получилось только потому, что он по ней не попал.
  • Телепатический интерфейс — судя по всему, Робот управляется именно так.
  • Телепатия — согласно всё тому же Слову апостола Павла, она в местном сеттинге даже не суперсила — её может развить в принципе любой. Почему, собственно, противники слышат друг друга на расстоянии нескольких километров. Правда, мысли человека нельзя прочитать, если он сам этого не хочет — как минимум это верно в отношении элиты Экспертов и ГБО, у которых ментальная самодисциплина на уровне.
  • Техническое порно. Безусловно, одна из высших точек в жанре меха, Макото Кобаяси это гарантирует.
  • Умереть с улыбкой — Тайсо (бонус за то, что его последние слова были бронебойным ответом). И, что характерно, Альберто — улыбка украсила его и без того коронную смерть.
  • Чёрно-красный — для всех опасный: Ко Энсаку. Багровые маска и плащ, чёрные броня и шлем с багровым же плюмажем.
  • Шизотех — тонны его. Дирижабли в пост-ядерную эпоху, энергетические пушки на паровом ходу, сам Робот, наконец.
  • Штатный ребёнок — Дайсаку среди Экспертов Правосудия и Санни среди Группы Большого Огня.
  • Элитная армия — одетые не по эпохе защитники Рёдзампаку, многие из которых тянут на армию из одного человека. ГБО направила против них сразу троих членов Великолепной Десятки, а уж воинам-монахам они учинили образцовый разгром.
  • Этот милый слуху звук — Робот при активации издаёт ну оч-чень характерный гул.
  • Японский белый — угадайте, одежду какого цвета носят Гэнья и Комэй, и какой плащ у Большого Огня.

Тропы бонусных эпизодов[править]

Это те самые, которые вышли между шестой и седьмой сериями. Сами они покороче, качество анимации в них ощутимо ниже, чем в основной истории, и вдобавок два эпизода из трёх — откровенный (само)стёб.

  • Бафос — ну а то!
  • Закадычные враги — и снова Тайсо и Альберто, но уже в откровенно комическом ключе. Когда Тайсо и Ко Энсаку соревнуются, кто кого перепьёт, угадайте с одного раза, за кого болеет Альберто.
  • Консервная банка — Дзинтэцу (отсылка, однако), которого довелось пилотировать Дайсаку. Две трети веса этой мехи составляет броня, и без двух громадных реактивных двигателей за спиной он даже с места сдвинуться не может.
  • Мастер маскировки — Кэндзи умудрился замаскироваться под Гинрэй.
  • Неправильное использование магии — а карманное измерение в плаще Ко Энсаку жидкости-то не держит! Пришлось ему лужу вытирать.
  • Офигенно большая пушка — Гинрэй достаёт базуку из декольте.
  • Ребрендинг — Группа Синего Цветка, бывшая Группа Большого Огня. Если, конечно, это не альтернативная вселенная, где они всегда так назывались. Аббревиатура на английском осталась прежняя: Big Fire / Blue Flower.
  • У нас есть печеньки! — когда Робота опечатали, Дайсаку ушёл с базы Экспертов Правосудия, и его прямо за шлагбаумом подцепил на крючок Гэнья. «Айда к нам в ГБО ГСЦ! Полный соцпакет, хорошие зарплаты и премии, новые друзья! Можно управлять роботами сколько душе угодно! Даже не так — будешь у нас главным по роботам!» Малец не устоял. А чуть позже ГБО ГСЦ буквально засыпала героев листовками, где буквально к каждому нашли индивидуальный подход.
  • Упростили и опошлили — ну, ладно первые два эпизода, они шутливые. Но Тэцугю в третьем, вроде бы драматичном, упростился до комичного дуболома. Он и в основной истории таким кажется поначалу, но именно что кажется.
  • Фансервис — его во много раз больше, чем в основной истории. По этой причине может зайти не всем.

Что было раньше[править]

Этот раздел посвящён оригинальным манге и токусацу. Автор статьи когда-нибудь, возможно, прочтёт мангу, а вот смотреть токусацу — это вряд ли. Поэтому любая помощь со стороны будет кстати.

Что было потом[править]

(link)

Короткометражка на сорокалетие франшизы

Мисутэру Йокояма не особенно любил Giant Robo, но допускал возможность, что когда-нибудь выпустит ремейк. «Когда-нибудь» так и не настало: весной 2004 года Йокояма погиб при пожаре у себя дома.

В 2006 году стартовала манга Giant Robo: The Day Earth Burned. Сюжет представляет альтернативный вариант событий OVA; сценаристом стал сам Имагава.

В 2007 году, на сорокалетие франшизы, выпустили ТВ-аниме GR: Giant Robo. Здесь сценаристом был не кто иной как Тиаики Дж. Конака (Serial Experiments Lain, Digimon Tamers, и что ещё более важно, The Big O), но сериал дольше одного сезона из тринадцати серий не продержался. Популярность OVA сыграла с сериалом злую шутку, когда зрители не увидели в нём того же, что было у Имагавы.

Этот раздел тоже следует дополнить и расширить.

Примечания[править]

  1. Номинально: в школу Дайсаку, насколько можно судить, не ходит, а живёт среди сотрудников Экспертов Правосудия. Учитесь, растяпы из NERV!
  2. «Тэцугю» и значит «Железный бык». Нет, не из драгонаги (её и в проекте ещё не было), а прозвище Ли Куя из «Речных заводей».
  3. В бонусных OVA мы узнаём, что ГБО ещё и держит по всему миру сеть общественных заведений, где устраивают теракты уже Эксперты Правосудия.
  4. Велик соблазн назвать его самураем, но доспех на нём китайского образца.
  5. Японское прочтение имени Чжугэ Лян. Судя по вееру из журавлиных перьев, это тот самый Чжугэ Лян, потому что почему бы и нет.
  6. См. Sally the Witch.
  7. С другой стороны, явно служебные справочники о трагедии в Баштарле называются «Bashtarle 2029 AD».