Чистилище

Материал из Posmotreli
Чистилище (фильм)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Чистилище
Постер фильма
Общая информация
Жанр
  • Военная драма
Страна производстваРоссия
КиностудияПервый канал
РежиссёрАлександр Невзоров
Автор сценарияАлександр Невзоров
Когда вышел1997
Продолжительность115 минут
В главных ролях:
Виктор СтепановСуворов
Дмитрий НагиевИсрапилов
Иван ГанжаИван
Роман ЖилкинГригоращенко
Сергей РостКлёц
Вячеслав БурлачкоКобра

У нас на сайте также есть статья про Чистилище как религиозное понятие

« «Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его». Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» »
— Пс.136:1-9, эпиграф фильма
« «Коробочка, хорони ребят!» »
— Самая известная цитата

«Чистилище» — российский фильм о войне в Чечне, снятый в 1997 г. Александром Невзоровым. Фильм по сути продолжает чеченскую тему, начатую Невзоровым еще в документальном фильме «Ад». «Чистилище» известно тем, что в нем присутствует огромное количество сцен насилия и незацензуренная матерная ругань вкупе с весьма неполиткорректной демонстрацией ранних эпизодов Первой Чеченской кампании. Многими фильм считается одним из самых натуралистичных произведений о войне на грани чернухи. Тем не менее, фильм обрел немалую популярность в народе и стал рассадником мемов для отечественного милитаристского сообщества.

Сюжет[править]

Январь 1995 года, Грозный. Новогодний штурм города захлебнулся в обороне чеченских сепаратистов. Российские войска во главе с полковником Суворовым («Сугроб-2») ведут бой с боевиками полевого командира Дукуза Исрапилова за больничный комплекс. Бойцы Суворова обескровлены длительным боем и большими потерями, а из техники у них остался всего один танк под командованием лейтенанта Игоря Григоращенко (позывной «Коробочка-2»). Видя плачевное состояние федералов, чеченцы готовят решающую атаку, чтобы окончательно разгромить силы Суворова. В этот момент к больнице прибывает отряд спецназа ГРУ во главе с «Коброй», который решает попытаться изменить расстановку сил.

« «Ну, пойдем, повоюем, раз больше некому» »
— Кобра-на

Солдаты Суворова небоеспособны, поэтому спецназовцы объединяют силы с Григоращенко, чтобы прорваться к корпусу, занимаемому чеченцами. В ходе операции «Коробочку» подбивают, лишая подвижности, но бойцы Кобры прорываются внутрь. К подбитому, но не уничтоженному танку Григоращенко выходит сам полевой командир Исрапилов, предлагая Григоращенко перейти на его сторону. Танкист просит дать ему время подумать, но использует данные ему пять минут для того, чтобы обсудить с Коброй план атаки.

Григоращенко совершает героическое самопожертвование, расстреливая из обездвиженного танка занятые боевиками корпуса. Чеченцы несут огромные потери, но в итоге расстреливают танк в упор из гранатометов. Полуживого лейтенанта вытаскивают из подбитой боевой машины и распинают на кресте, выставив его в одно из окон. Тем временем отряд Кобры уничтожает прибалтийских женщин-снайперов, державших под огневым контролем площадь между корпусами.

Боевые порядки боевиков разрушены, и для федералов появляется возможность контратаковать, вдобавок, крест с телом Григоращенко вызывает у российских солдат праведную ярость. Полковник Суворов поднимает оставшихся людей в атаку и отбивает корпуса больницы. Исрапилов ранен и гибнет от руки Кобры, когда адъютант пытается вынести его с поля сражения. Российские солдаты снимают Григоращенко с креста. Фильм заканчивается кадрами уцелевших бойцов, несущих тело геройского танкиста на руках, и надписью о том, что больница вскоре снова была занята чеченскими подразделениями.

Что здесь есть[править]

  • Война — это кошмарпедаль в пол. Грязь, кровь, огонь, дым, мат, крики раненых, бесконечный надсадный свист мин и лютая ненависть сторон друг к другу. Атмосферу безысходности усиливают великолепные декорации — грязь вперемешку с кровью, кусками тел и тысячами стреляных гильз на фоне сгоревшей техники. А еще весь хронометраж фильма — это непрерывные боевые действия.
  • Чернуха — разумеется. Чеченцы режут головы пленным и половые органы убитым российским солдатам, сами федералы — перепуганные и беспомощные срочники, командование в штабах некомпетентно, и даже героические вроде бы спецназовцы ГРУ не прочь пошарить по карманам убитых врагов на предмет долларов.
  • Даже у зла есть стандарты — Исраилов и некоторые из чеченцев смотрят на безобразия афганцев с плохо скрываемым недобрением. Но запретить — нельзя, уйдут.
  • Знают именно за это — о, это тот самый фильм, где солдат хоронят танком?
  • Триколоры с ракетами — худшие времена российской армии показаны вполне достоверно.
    • В Tom Clancy's Ghost Recon среди визуалов российских солдат есть экипировка Кобры (rs_winter_frad.chr), остальных спецов (rs_winter_gp25.chr) и примкнувшего к ним снайпера (rs_winter_svd.chr)
  • Бесславные девяностые — сеттинг, конечно же.
  • Бой-баба — злодейский вариант. На стороне чеченцев в качестве снайперов воюют две биатлонистки из Прибалтики.
  • Вербальный тик — Кобра-на. Этот персонаж-на очень любит-на добавлять «на» после каждого-на слова-на.
  • Верность до конца — Григоращенко. Несмотря ни на что, в критической ситуации остается верным родной стране и офицерской чести, жертвуя собой ради спасения боевых товарищей.
  • Герой в распятой позе — педаль в могилу: чеченцы буквально распинают Игоря на кресте. Прототип, оренбургский казак, старший лейтенант Игорь Григорашенко, действительно был командиром танка и погиб в первую кампанию, но от разрыва мины, а не был распят.
  • Кармическая справедливость — сцена с прибалтийскими снайпершами. «—Куда им стрелять? — Туда же, куда они нашим парням стреляли»
  • Командирский голос — та самая сцена «Коробочка, хорони ребят!». Стали бы танкисты делать то, что они сделали кто смотрел, тот поймёт, не отдай Суворов этот приказ голосом, не терпящим возражений?
  • Лечит и калечит — Исрапилов до войны был хирургом в больнице.
  • Почему ты отстой — разговор Исрапилова с Григоращенко. Чеченец ещё и пытается склонить танкиста к повороту налево. Не выходит.
« Я тебе пришел рассказать, лейтенант, чем мы отличаемся с тобой. Ты пришел ко мне домой, это мой дом. Я здесь дерусь за это небо, за эту землю, за камешек, за каждую травинку. А ты за что дерешься здесь, лейтенант? За то, чтобы по пять месяцев зарплату не получать? Ну, «да» — скажи: «да»! Я перед тобой не буду кривляться. У нас в армии Ичкерии с танкистами сложности. С хорошими танкистами! Соображаешь? »
— полевой командир — танкисту
« Если им запретить резать головы, они заскучают и уйдут. »
— Исрапилов
« Я прошу всех, кто может хотя бы шевелиться, разобрать оружие и поддержать атаку. Нас очень мало, нас практически нет. У меня ведь только вы остались, желторотики вы мои чертовы… Встаём, встаём. Встаём! »
—  Суворов
  • Мы тебя где-то уже видели — дуэт Дмитрия Нагиева, исполнившего роль Дукуза Исрапилова, и Сергея Роста, игравшего танкиста, чуть позже прославился комедийным ситкомом «Осторожно, модерн!». С фитильком — на момент выпуска фильма «ОМ!» шёл уже год с лишним, но на региональном питерском 6 канале (будущий СТС), поэтому в масштабах страны был неизвестен.
  • Наёмник — некие англоговорящие негры. Если у афганцев, прибалтиек и боевиков УНА-УНСО ещё просматриваются какие-то личные мотивы ненависти к «русским оккупантам» и их оплата в отряде Исрапилова вполне могла быть чисто символической, то для негров это очередная работа.
  • Ой, бл… и Бешеный гнев — реакция Исрапилова на решение, принятое Григоращенко.
  • Предательство или смерть? — главарь боевиков предлагает танкистам перейти на их сторону, так как Ичкерии нужны танки, но получает отказ. Когда чеченцы всё же потрошат танк, его командира распинают.
  • Прямая линия с врагом — Исрапилов постоянно переговаривается с Суворовым, насмехаясь над ним. Обосновано технической возможностью — «у тебя рация говно, а у меня японский радиосканер».
  • Танки — это круто — цитата из фильма вынесена в эпиграф профильной статьи. Танк Т-80БВ под командованием Григоращенко выигрывает бой за больницу, о чем в конце говорит Кобра. «Коробочка-2» настолько крута, что выдерживает продолжительный обстрел из гранатомётов, давая время уничтожить оборону чеченцев, и даже позволяет одному из танкистов пережить самопожертвование.
    • Небольшое уточнение: танк держит обстрел из легких РПГ-26, которые для борьбы с основными боевыми танками не предназначены — на что-то можно рассчитывать только при стрельбе в уязвимые места. При применении РПГ-7 боевики одним выстрелом снимают танку гусеницу
  • Удар милосердия — экстремальнейший вариант тропа в режиме педаль в земную кору. Удар милосердия в фильме нужен не раненым, а уже мертвым солдатам — Суворов приказывает закопать размолоть в фарш тела погибших на площади бойцов, проехав по ним танковыми гусеницами, чтобы спасти их от осквернения чеченцами. Сцена похорон танком, пожалуй, самая известная в фильме.
    • Интересно, а что, по мнению сценариста более милосердно — отправить родным, хоть и изуродованный, но с неиллюзорными шансами (!) на опознание труп… Или месиво, которое сгребли лопатой, а то и пустой гроб с похоронкой?
    • Спасают здесь не тела убитых, а боевой дух живых. Что там будут думать родные покойников, командира волнует в последнюю очередь. Ибо еще пара таких «шуточек» боевиков — и его солдат можно будет брать голыми руками.
    • Здесь скорее просматривается аллегория: танк — война, военная машина, которая перемалывает людей, оставляя после себя месиво, убитых, искалеченных… Причём не только физические, а ещё и психические.