Оркестровая бомбёжка

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Orchestral Bombing. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

(link)

Оркестр, хор, колокола, пушки — бомбёжка по полной программе!

(link)

Two Steps from Hell — Victory. Современный пример

(link)

Музыкальная тема Halo

*подняв дирижёрскую палочку* А теперь все вместе! Грандиозо, помпезо, апофеозо!

Пафосный хор! Струнные! Ударные! Духовые! Громче! Форте! Фортиссимо!

Именно пафосно сыгранная оркестровая музыка отлично подчёркивает наиболее эпичные моменты в произведении. Как показать величие сияющего города? Правильно, напишем пафосную музыку под хор, и заставляем камеру осмотреть все достопримечательности. Главгерой сражается с драконом? Окей, Джереми, напиши пафосную песню на драконьем языке! Стоило победить, как этот сердцеед уже целует возлюбленную и загораживает объектив нашей камеры… Совет да любовь, добавьте побольше романтичных клавишных! Студент из всех сил пытается сдать экзамен? Да, можно и сюда напихнуть сабж, только это уже будет бафос. Так уж получилось, что зрители воспринимают особо эпические моменты именно под оркестровую бомбёжку.

Оркестровая бомбёжка бывает разной. Это может быть героическая музыка под Триумфальный хор, или Зловеще-пафосное песнопение. Но объединяет их именно пафос! А если объединить оркестровую бомбёжку с металлической музыкой, то мы получим симфоник-метал!

Самый известный вариант сабжа — разумеется Полёт валькирий!

Примеры[править]

Музыка[править]

Классические примеры[править]

  • Рихард Вагнер, король тропа, без которого подобная тенденция не пришла бы в кинематограф. Во всех операх щедро используется троп. Самая знаменитая —"Полет валькирий" из оперы «Валькирия». Как пример, еще увертюра к опере «Летучий Голландец», хор вассалов из второго действия «Гибели Богов», спуск в Нибельхайм из «Золота Рейна» (в оркестровку включен ансамбль из восемнадцати наковален) и т. д.
  • Чайковский, торжественная увертюра «1812 год» (видео). Наверное, единственный в истории пример, когда в партитуре в качестве музыкального инструмента прописаны пушки. Неслучайно неуловимый мститель-тираноборец в маске Гая Фокса по кличке Ви выбрал её саундтреком к подрыву Парламента! Ну а в США эта тема уже давно стала финальным аккордом в праздновании 4 июля! Невероятно, но факт. Использование пушек дает повод для шуток уже нескольким поколениям американских петросянов.
  • Мусоргский тоже не отстаёт со своими «богатырскими воротами».
  • Седьмая симфония Шостаковича — завершающие вариации «темы нашествия».
  • Музыка для фильма «Александр Невский» от Прокофьева — от мрачной темы «Крестоносцы во Пскове» до вдохновляющей «Вставайте, люди русские».
  • Иоганн Штраус (отец), «Марш Радецкого». Забавно, что «специальностью» этого композитора были вальсы, и маршей он написал немного.
  • «Land of Hope and Glory» Артура Кристофера Бенсона и Эдуарда Элгара. В сочетании с триумфальным хором.
  • Авангардистская симфония Арсения Авраамова «Симфония гудков» была вживую исполнена всего два раза. Почему? Да потому что партитура симфонии включает в себя: пистолетные и пушечные выстрелы, заводские гудки и шум станков, речевки и лозунги толпы, а местом исполнения являелся, на минуточку, весь город.
  • Георгий Свиридов, сюита «Время, вперёд!», та самая, которая была записана как часть саундтрека к одноимённому фильму 1965 года о строительстве Магнитогорского комбината (в свою очередь, снятому по роману Валентина Катаева) и которая запомнилась в умах большинства как заставка программы «Время».
  • Во многих орга́нах есть кнопка «Tutti», нажатие на которую включает все имеющиеся регистры.
  • Ансамбль ННА ГДР им. Эриха Вайнера — «Наша танковая дивизия». У автора правки вызывает дикое желание ломануться НАЛАМАНШ через Фульдский коридор, верхом на верном Т-72[1].
  • В реквиемах многих композиторов — часть «Dies irae» («День гнева»). Но педаль в асфальт давит реквием Верди.
  • «Неоконченная симфония» Шуберта — середина второй части. В целом вторая часть намного светлее и мягче тёмной и драматической первой, но среди нежных пасторальных, природных мотивов внезапно прорывается жуткое, надрывное тутти. Только слушатели слегка успокоились — и оркестровая бомбёжка повторяется чуть ближе к концу симфонии. Вокруг того, что здесь хотел сказать автор, сломано немало копий. Как минимум — что план героя симфонии по побегу от жестокой реальности в собственные мечты провалился.
  • Девятая симфония Дворжака aka «Из Нового Света», четвёртая часть (allegro con fuoco).
  • «O Fortuna» из «Carmina Burana» Орфа.
  • «Mars, Bringer of War» Густава Холста. Написана перед самым началом Первой Мировой войны… Именно отсюда растут ноги у батального саундтрека к «Звёздным войнам».

Современные примеры[править]

  • Жанр «trailer music» — помпезная музыка, которую специально пишут для последующей продажи в саундтреки. По большей части это компании, объединяющие композиторов и продающие их музыку, вроде Immediate Music, Future World Music, X-Ray Dog, Pfeifer Broz. Music, но особенно попадает под описанный троп Two Steps from Hell (одна из их композиций занесена в начале статьи). Но встречаются и независимые композиторы вроде Antti Martikainen и Tom Salta.
  • Жанр «симфоник-метал» основан на сочетании сабжа с металлом и женским оперным вокалом. Часто сопровождается текстами о мифологии или истории. Яркие примеры — группы Nightwish, Therion, Leaves Eyes и Epica.
    • Сюда же смешанные жанры: симфоник-пауэр (например, Rhapsody, Kamelot) и симфоник-блэк (например, Dimmu Borgir, Summoning). Да и просто в прогрессив-роке встречается: тот же Pink Floyd : «Atom Heart Mother», «The Trial» и т. д.

Кино[править]

  • «Космическая одиссея 2001» — без комментариев. В кинотеатре приходится даже иногда зажимать уши.
  • «Апокалипсис сегодня» — безусловным кодификатором является налёт на деревню под «Полёт валькирий». И да, это натуральная бомбёжка под оркестр.
  • Фильмы «Властелин колец» и «Хоббит» — поскольку Говард Шор сделал из саундтрека к фильму полноценную симфонию, само собой разумеется, оркестровой бомбёжки там навалом, особенно в экшн-сценах.
  • Главный голливудский мастер оркестровой бомбёжки — Ханс Циммер. Берите любой его саундтрек («Скала», «Пираты Карибского моря», «Гладиатор» и многие другие). Исключение составляют разве что «Inception» и «Interstellar».
  • Его японский аналог Сиро Сагису, написавший множество саундтреков к культовым аниме-сериалам и фильмам. Наиболее ярким получилось музыкальное оформление «Евангелиона».
  • Джеймс Хорнер — саундтрек к «Титанику», особенно The Sinking (под которую корабль, собственно говоря, стремительно тонет!).
  • Джон Уильямс, саундтрек к чему угодно, особенно к «Звёздным войнам».
  • «72 метра» — оркестровая стрельба корабельными ракетами по мишеням на учениях. Заканчивается тем, что одна из отработанных разгонных ступеней, упав на дно моря, обламывает цепь той злополучной мины, на которой позже подорвётся подводная лодка с главными героями.
  • «Мы из будущего» — творческий союз режиссёра Андрея Малюкова и композитора Ивана Бурляева создал великолепное батальное порно.
  • The Matrix: Neodammerung, тема финальной битвы. Пополам со зловеще-пафосным песнопением на санскрите.
  • «Ленинградская симфония» — почти буквально. На музыку Шостаковича накладываются звуки канонады и соответствующий видеоряд.
  • «Король-Лев» (ремейк 2019 года) — для начала послушаете вот это, для сравнения. Это из оригинального мультфильма. Ну как, эпично? Муражки бегут по коже? А теперь послушаете вот ЭТО.

Телесериалы[править]

  • Беар МакКрири — саундтреки к батальным сценам в «Звёздном крейсере „Галактика“».
  • Четырёхсерийный фильм «Грозовые ворота» — ещё один плод совместного творчества режиссёра Андрея Малюкова и композитора Ивана Бурляева. Много батальных сцен, каждая из которых сопровождается своим оркестровым артобстрелом. Особо стоит обратить внимание на мелодию «орлиное гнездо», которая звучит, когда передовой отряд террористов выходит прямо на засаду спецназовцев — противостояние «арабских напевов» и «нашей» музыки прекрасно передаёт характер боя даже без видеоряда.
  • «Два капитана» — увертюра. Самая натуральная ковровая бомбардировка. Бороться и искать, найти и не сдаваться!
  • «Тёмные начала» от BBC One и HBO — заглавная тема. А что, на Бога же ополчаемся!

Телевидение[править]

  • Два слова: «Угадай мелодию». В разных странах. А для постсоветского уха эталоном стала музыкальная тема Елены Дединской, используемая как у Валдиса Пельша в России, так и у Авета Барсегяна в Армении.

Аниме[править]

(link)

Полтора часа музыки от маэстро Савано.

Видеоигры[править]

Визуальные романы[править]

Примечания[править]

  1. Хотя для «броска на Ла-Манш» вообще-то создали Т-80, но в Фольксармее он не поставлялся.