Умереть самим собой: различия между версиями
м (1 версия импортирована) |
|||
(не показаны 3 промежуточные версии 2 участников) | |||
Строка 2: | Строка 2: | ||
{{spoilers ahoy}} | {{spoilers ahoy}} | ||
{{Q|Мне бы только дать им понять, что они мне не хозяева. Даже если умру, хочу остаться самим собой.|Пит Мелларк, «[[Голодные игры]]».}} | {{Q|Мне бы только дать им понять, что они мне не хозяева. Даже если умру, хочу остаться самим собой.|Пит Мелларк, «[[Голодные игры]]».}} | ||
{{q|Фокус не в том, чтобы жить вечно, Джеки. А в том, как остаться собой — | {{q|Фокус не в том, чтобы жить вечно, Джеки. А в том, как остаться собой — навечно.|Капитан Тиг, «[[Пираты Карибского моря]]: [[На краю света]]»}} | ||
Наш персонаж попал под [[Одержимость демонами|одержимость тёмными силами]]. Скорее всего, он превратится в [[ | Наш персонаж попал под [[Одержимость демонами|одержимость тёмными силами]]. Скорее всего, он превратится в [[это уже не он|ужасного монстра]]. [[Промывка мозгов|Разум нашего героя]] сдает позиции тёмной пелене ненависти и абсолютной злобы. Контроль над телом, скорее всего, уже взят, и персонажу не представляется возможным убить себя. Поэтому он хочет '''умереть самим собой'''. Он хочет умереть до того, как тёмные силы полностью возьмут верх и превратят его в чудовище, так что [[из последних сил]] выжимает из себя остатки [[героическая сила воли|героической силы воли]] и [[прочь из моей головы!|на краткий миг заглушает то, что пытается им овладеть]]. Если наш персонаж не один, он может попросить товарищей [[Удар милосердия|прервать его муки]]. Если он всё-таки был полностью подчинен тёмными силами, то есть вероятность, что одержимость пропадёт после победы над ним, а разум несчастного очистится. | ||
В конце наш персонаж может поведать своим товарищам, что [[Боже, что я наделал!|жалеет о содеянном]], передать [[Последняя просьба|последнее желание]] и/или [[умереть с улыбкой]]. | В конце наш персонаж может поведать своим товарищам, что [[Боже, что я наделал!|жалеет о содеянном]], передать [[Последняя просьба|последнее желание]] и/или [[умереть с улыбкой]]. | ||
Контртроп — [[Среди великолепия и чудес]]. | |||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== [[Театр]] === | |||
* Эжен Ионеско, «Носорог» — благодаря этому финал выглядит как натуральная [[эвкатастрофа]]. «Один против всех — буду защищаться. [[ствол — великий уравнитель|Где мое ружьё]]? Я последний человек и останусь человеком до конца! Я не сдамся!» — восклицает в финале [[протагонист|Беранже]], все близкие которого превратились в носорогов. И чем чёрт не шутит — может, он действительно где-нибудь за кадром, в постканоне, победит? | |||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* «13-й Легион» Г.Торпа (сеттинг Warhammer 40000) — именно поэтому техноадепт-«расстрига» Гудманз записался на самоубийственную миссию со штрафниками Шеффера. Да, после «отлучения» от Адептус Механикус незадачливому барыге (продавал оружие пиратам) в любом случае осталась протянуть пару-тройку месяцев (без «техобслуживания» его аугментированное 286-летнее тело обязательно откажет), но это видится куда более приятной альтернативой существованию в виде безмозглого сервитора. {{spoiler|И да, миссия была действительно самоубийственной, до конца Гудманз не дожил.}} | |||
* А. К. Толстой, «Семья вурдалака». Уходящий [[Охотник на вампиров|охотиться на вурдалаков]] отец семейства строго-настрого велел сыновьям ''вогнать кол ему в спину'', если он вернётся позднее, чем через 10 дней. К самому концу десятого дня отец возвращается, но [[Вернулся не таким|ведет себя очень странно]]… | * А. К. Толстой, «Семья вурдалака». Уходящий [[Охотник на вампиров|охотиться на вурдалаков]] отец семейства строго-настрого велел сыновьям ''вогнать кол ему в спину'', если он вернётся позднее, чем через 10 дней. К самому концу десятого дня отец возвращается, но [[Вернулся не таким|ведет себя очень странно]]… | ||
* [[Конан-варвар|Сага о Конане]] — правитель Вендии, чью душу колдуны собираются переместить в тело адского чудовища, просит свою сестру убить его. Тогда его душа отправится к богам. | * [[Конан-варвар|Сага о Конане]] — правитель Вендии, чью душу колдуны собираются переместить в тело адского чудовища, просит свою сестру убить его. Тогда его душа отправится к богам. | ||
Строка 41: | Строка 47: | ||
*** [[Субверсия]] со Жрецом: заражённый в агонии умоляет Чупу убить его до превращения, и тот высаживает Жрецу в грудь обойму серебра. Помогло, но ненадолго: спустя несколько секунд Жрец восстал уже в качестве оборотня, поэтому Блэйду пришлось прострелить окно и впустить солнечный свет. | *** [[Субверсия]] со Жрецом: заражённый в агонии умоляет Чупу убить его до превращения, и тот высаживает Жрецу в грудь обойму серебра. Помогло, но ненадолго: спустя несколько секунд Жрец восстал уже в качестве оборотня, поэтому Блэйду пришлось прострелить окно и впустить солнечный свет. | ||
* «[[The Fly|Муха]]» (1986) — Брандл, то есть Брандлмуха, то есть Брандлмухателепод из последних сил помогает навести себе ружьё на голову. | * «[[The Fly|Муха]]» (1986) — Брандл, то есть Брандлмуха, то есть Брандлмухателепод из последних сил помогает навести себе ружьё на голову. | ||
* [[Spider-Man Trilogy| | * «[[Spider-Man Trilogy|Человек-паук]]» Сэма Рэйми — в первой части Норман Осборн всё же взял верх над Зелёным Гоблином, когда уже умирал, чтобы [[Последняя просьба|попросить]]: «Питер… не говори Гарри». | ||
** Во второй части доктор Октавиус [[Искупление равносильно смерти|жертвует собой]] со словами «Я не умру монстром!». | ** Во второй части доктор Октавиус [[Искупление равносильно смерти|жертвует собой]] со словами «Я не умру монстром!». | ||
* «[[От заката до рассвета]]» — [[субверсия]]: Джейкоб просит своих детей убить его, ''как только'' он превратится в [[вампир]]а, намереваясь сражаться до самого конца. Из-за этого в нужный момент у Скотта не хватает решимости убить того, кто ещё минуту назад был его отцом. А вот сам Скотт после этого отыгрывает троп напрямую, когда молит Кейт сжечь его вместе с отцом и другими схватившими его вампирами. | * «[[От заката до рассвета]]» — [[субверсия]]: Джейкоб просит своих детей убить его, ''как только'' он превратится в [[вампир]]а, намереваясь сражаться до самого конца. Из-за этого в нужный момент у Скотта не хватает решимости убить того, кто ещё минуту назад был его отцом. А вот сам Скотт после этого отыгрывает троп напрямую, когда молит Кейт сжечь его вместе с отцом и другими схватившими его вампирами. | ||
Строка 55: | Строка 61: | ||
* «Капитан Кронос: Охотник на вампиров» — {{Spoiler|друг главного героя, обращенный в вампира, после того как Кронос с грехом пополам (и вообще случайно) нанес ему удар милосердия, с облегчением успевает сказать что стал прежним.}} | * «Капитан Кронос: Охотник на вампиров» — {{Spoiler|друг главного героя, обращенный в вампира, после того как Кронос с грехом пополам (и вообще случайно) нанес ему удар милосердия, с облегчением успевает сказать что стал прежним.}} | ||
* «Сестра оборотня» — Бриджит отчаянно пытается оттянуть окончательное превращение в оборотня, прокалывая себе лекарство, но в конце, когда оно кончается, просит вытащенную ею из сумасшедшего дома девочку убить ее, когда она покончит с преследующим их оборотнем. {{Spoiler|Вот только девочка и в самом деле сумасшедшая и очень, очень жестокая. А ручная оборотниха ей нужна для новой игры в реальном мире.}} | * «Сестра оборотня» — Бриджит отчаянно пытается оттянуть окончательное превращение в оборотня, прокалывая себе лекарство, но в конце, когда оно кончается, просит вытащенную ею из сумасшедшего дома девочку убить ее, когда она покончит с преследующим их оборотнем. {{Spoiler|Вот только девочка и в самом деле сумасшедшая и очень, очень жестокая. А ручная оборотниха ей нужна для новой игры в реальном мире.}} | ||
* «Дагон» — главный герой, поняв, что на самом деле является таким же рыбочеловеком, как его настоящий отец и сестра, просто у него еще не проявились характерные признаки, решает сжечь себя, лишь бы не быть чудовищем. {{Spoiler|Щупальценогая сестрица не дает ему это сделать, сбрасывая в море.}} | * «Дагон» — главный герой, поняв, что на самом деле является таким же рыбочеловеком, как его настоящий отец и сестра, просто у него еще не проявились характерные признаки, решает сжечь себя, лишь бы не быть чудовищем. {{Spoiler|Щупальценогая сестрица не дает ему это сделать, сбрасывая в море, где они вместе играют [[среди великолепия и чудес|контртроп]].}} | ||
* «[[World War Z]]» — капитан укушен зомби: «Вы у меня на прицеле, Капитан. Ваши указания? — Не надо, Рядовой… Я сам.» — за кадром раздаётся звук выстрела из пистолета. | |||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
Строка 78: | Строка 85: | ||
* [[Hellsing]] — расстрелянный солдатами Красной Армии штурмбаннфюрер Максимиллиан Монтана на пороге смерти получил выбор: умереть, как человек — или же получить бессмертие взамен своей человеческой сущности. Штурмбаннфюрер без раздумий выбирает первое. [[Субверсия]], так как он всё же выжил и прожил потом очень много лет. | * [[Hellsing]] — расстрелянный солдатами Красной Армии штурмбаннфюрер Максимиллиан Монтана на пороге смерти получил выбор: умереть, как человек — или же получить бессмертие взамен своей человеческой сущности. Штурмбаннфюрер без раздумий выбирает первое. [[Субверсия]], так как он всё же выжил и прожил потом очень много лет. | ||
** Субверсия ещё и потому, что взамен становления вампиром он превратил себя в [[киборг]]а. Собственно, Монтана считал, что сможет уничтожить Алукарда, так как остался человеком («только человек может убить чудовище»), а Интегра возразила, что он давно утратил человеческие черты. Возвращение Алукарда показывает, что права Интегра (хотя есть вариант, что дело тут в нечеловеческой сущности Шрёдингера, который и убил Алукарда). | ** Субверсия ещё и потому, что взамен становления вампиром он превратил себя в [[киборг]]а. Собственно, Монтана считал, что сможет уничтожить Алукарда, так как остался человеком («только человек может убить чудовище»), а Интегра возразила, что он давно утратил человеческие черты. Возвращение Алукарда показывает, что права Интегра (хотя есть вариант, что дело тут в нечеловеческой сущности Шрёдингера, который и убил Алукарда). | ||
** Макс Монтана 45-го смог бы убить Алукарда. А Штурмбаннфюрер уже не имеет шансов. И дело не в протезах, а в том, что он 60 лет как безумный лелеял свой суицидально-геноцидный план, прекрасно зная, что никакого другого исхода, кроме взаимного истребления, и быть не может. Куда заводит месть, педаль в асфальт — у героя даже /не получилось/ отомстить именно из-за его одержимости идеей мести. | ** Макс Монтана 45-го смог бы убить Алукарда. А Штурмбаннфюрер уже не имеет шансов. И дело не в протезах, а в том, что он 60 лет как безумный лелеял свой суицидально-геноцидный план, прекрасно зная, что никакого другого исхода, кроме взаимного истребления, и быть не может. [[Куда заводит месть]], педаль в асфальт — у героя даже /не получилось/ отомстить именно из-за его одержимости идеей мести. | ||
* Saint Seiya — ненадолго избавившись от одержимости Аресом во время бою с Афиной, Близнецы Сага предпочел покончить с собой, пока он в своем уме, а не ждать, когда Арес опять перехватит контроль. | * Saint Seiya — ненадолго избавившись от одержимости Аресом во время бою с Афиной, Близнецы Сага предпочел покончить с собой, пока он в своем уме, а не ждать, когда Арес опять перехватит контроль. | ||
Строка 86: | Строка 93: | ||
* [[Mass Effect 3]] — [[Mass Effect/Rila|Рила]]. «Мы не ваши рабы!» | * [[Mass Effect 3]] — [[Mass Effect/Rila|Рила]]. «Мы не ваши рабы!» | ||
** Бенезия из первой части в свои последние секунды избавляется от влияния Властелина. | ** Бенезия из первой части в свои последние секунды избавляется от влияния Властелина. | ||
** [[ | ** [[Mass Effect/Saren|Сарен]] может на миг преодолеть одурманивание, и покончить с собой. | ||
** Точно так же может поступить [[ | ** Точно так же может поступить [[Mass Effect/The Illusive Man|Призрак]] в конце третьей части. | ||
* [[Dragon Age]] — услышав Зов, Серые Стражи уходят на Глубинные Тропы, чтобы погибнуть в бою, прежде чем станут монстрами. | * [[Dragon Age]] — услышав Зов, Серые Стражи уходят на Глубинные Тропы, чтобы погибнуть в бою, прежде чем станут монстрами. | ||
** Усмиренный друг Андерса, ненадолго пробудившись, умоляет убить его, чтобы не жить лишенным эмоций механизмом. | ** Усмиренный друг Андерса, ненадолго пробудившись, умоляет убить его, чтобы не жить лишенным эмоций механизмом. | ||
Строка 102: | Строка 109: | ||
=== [[Настольные игры]] === | === [[Настольные игры]] === | ||
* [[Warhammer 40,000]] — легенды гласят, что на пороге смерти разум Хоруса на время очистился от влияния Тёмных Богов, и он со слезами на глазах сам просил Императора добить его. | * [[Warhammer 40,000]] — легенды гласят, что на пороге смерти разум Хоруса на время очистился от влияния Тёмных Богов, и он со слезами на глазах сам просил Императора добить его. | ||
** [[Боже мой, что же я наделал!]] — тут Хоруса постигло скорее это, нежели предмет статьи, потому как Большая Четвёрка всего лишь показала ему один из возможных вариантов будущего, где Хорус и половина его братьев будут забыты, а другую половину будут почитать, как святых — а всё остальное он по большому счёту наворотил сам без лишних подсказок чисто из страха лишиться славы героя. Всякие небольшие благословения и удобные коридоры через Имматериум для некоторых отдельных кораблей — в сущности мелочь на фоне того, что Хорус вытворял сознательно. А Магнус его предупреждал, что Большая Четвёрка намеренно не показывает, как галактика докатится до представленного ему состояния. | |||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка]] === | ||
* Тол Мириам, | * Тол Мириам, «Баллада о шторме» — когда обреченному на гибель [[пират]]у предложили бессмертие ценою души, он выбрал смерть. Потому что русалка сдуру или из самоуверенности проболталась, от [[дьявол|чьего]] имени это предлагала, и с этим персонажем [[даже у зла есть стандарты|даже закоренелый преступник не захотел иметь ничего общего]]. [[Смерть равносильна искуплению]], одним словом. | ||
=== Реальная жизнь === | === [[Реальная жизнь]] === | ||
* Многие психические заболевания, разрушающие личность человека и превращающие его в опасного безумца (такие как клиническая паранойя, ряд форм шизофрении, многие психозы), перед самой смертью отступают, словно давая человеку попрощаться с родными и близкими. Такая предсмертная ремиссия. Но бывает и так, что именно такое просветление толкает человека на самоубийство — от осознания пропасти между настоящей личностью и тем, что с ней сделала болезнь. | * Многие психические заболевания, разрушающие личность человека и превращающие его в опасного безумца (такие как клиническая паранойя, ряд форм шизофрении, многие психозы), перед самой смертью отступают, словно давая человеку попрощаться с родными и близкими. Такая предсмертная ремиссия. Но бывает и так, что именно такое просветление толкает человека на самоубийство — от осознания пропасти между настоящей личностью и тем, что с ней сделала болезнь. | ||
** А антипсихотик клозапин единственный полностью это глушит, но имеет убойные побочные эффекты, и выходит, что принимающие его могут пройти по этому тропу. | ** А антипсихотик клозапин единственный полностью это глушит, но имеет убойные побочные эффекты, и выходит, что принимающие его могут пройти по этому тропу. | ||
* Основной лейтмотив восставших в Варшавском гетто. Уж лучше умереть в битве чем быть убитым как жертвенная свинья | * Основной лейтмотив восставших в Варшавском гетто. Уж лучше [[лучше умереть, чем быть убитым|погибнуть в битве, чем быть убитым]], как жертвенная свинья. | ||
* восстание 16 мая 1944 года цыган в Освенциме. | * восстание 16 мая 1944 года цыган в Освенциме. | ||
{{Nav/Смерть}} | {{Nav/Смерть}} |
Текущая версия на 10:28, 13 апреля 2023
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Dying as Yourself. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Мне бы только дать им понять, что они мне не хозяева. Даже если умру, хочу остаться самим собой. | » |
— Пит Мелларк, «Голодные игры». |
« | Фокус не в том, чтобы жить вечно, Джеки. А в том, как остаться собой — навечно. | » |
— Капитан Тиг, «Пираты Карибского моря: На краю света» |
Наш персонаж попал под одержимость тёмными силами. Скорее всего, он превратится в ужасного монстра. Разум нашего героя сдает позиции тёмной пелене ненависти и абсолютной злобы. Контроль над телом, скорее всего, уже взят, и персонажу не представляется возможным убить себя. Поэтому он хочет умереть самим собой. Он хочет умереть до того, как тёмные силы полностью возьмут верх и превратят его в чудовище, так что из последних сил выжимает из себя остатки героической силы воли и на краткий миг заглушает то, что пытается им овладеть. Если наш персонаж не один, он может попросить товарищей прервать его муки. Если он всё-таки был полностью подчинен тёмными силами, то есть вероятность, что одержимость пропадёт после победы над ним, а разум несчастного очистится.
В конце наш персонаж может поведать своим товарищам, что жалеет о содеянном, передать последнее желание и/или умереть с улыбкой.
Контртроп — Среди великолепия и чудес.
Примеры[править]
Театр[править]
- Эжен Ионеско, «Носорог» — благодаря этому финал выглядит как натуральная эвкатастрофа. «Один против всех — буду защищаться. Где мое ружьё? Я последний человек и останусь человеком до конца! Я не сдамся!» — восклицает в финале Беранже, все близкие которого превратились в носорогов. И чем чёрт не шутит — может, он действительно где-нибудь за кадром, в постканоне, победит?
Литература[править]
- «13-й Легион» Г.Торпа (сеттинг Warhammer 40000) — именно поэтому техноадепт-«расстрига» Гудманз записался на самоубийственную миссию со штрафниками Шеффера. Да, после «отлучения» от Адептус Механикус незадачливому барыге (продавал оружие пиратам) в любом случае осталась протянуть пару-тройку месяцев (без «техобслуживания» его аугментированное 286-летнее тело обязательно откажет), но это видится куда более приятной альтернативой существованию в виде безмозглого сервитора. И да, миссия была действительно самоубийственной, до конца Гудманз не дожил.
- А. К. Толстой, «Семья вурдалака». Уходящий охотиться на вурдалаков отец семейства строго-настрого велел сыновьям вогнать кол ему в спину, если он вернётся позднее, чем через 10 дней. К самому концу десятого дня отец возвращается, но ведет себя очень странно…
- Сага о Конане — правитель Вендии, чью душу колдуны собираются переместить в тело адского чудовища, просит свою сестру убить его. Тогда его душа отправится к богам.
- Джордж Оруэлл, «1984» — аверсия: как бы Уинстон ни мечтал умереть свободным, в последнюю секунду перед пулей в затылок выкрикнув словопреступление, но на конечный момент он искренне любит Старшего Брата.
- «Властелин Колец» — Фродо полностью избавился от влияния Кольца после его уничтожения и готовился встретить погибель вместе с Сэмом и со всем разрушающимся Мордором. Но тут подоспел Гэндальф на орлах.
- Смертельно раненный Торин избавился от одержимости золотом и, прощаясь с Бильбо, просит прощения и жалеет, что не ценил простые радости в жизни.
- В продолжении Ника Перумова «Кольцо Тьмы» именно об этом Олмер просит Фолко в развязке.
- «Белая трость калибра 7.62» Онджея Неффа, в русскоязычной среде тянет на кодификатор. В финале главный герой, истребивший вторженцев, сам начинает превращаться в одно из Существ и кончает с собой.
- Стивен Кинг:
- «Рожать придётся дома» — Фрэнк Даггетт, чувствуя подступающую смерть, просит друзей застрелить его, чтобы не подняться в виде зомби.
- «Тёмная Башня» — когда Роланд впервые пользуется дверью между мирами и заглядывает в сознание Эдди Дина, голос Человека в чёрном подталкивает его забрать тело Эдди себе, взамен собственного (искалеченного и на тот момент погибающего от заражения крови). Стрелок решительно отметает эту возможность: если ему суждено умереть, он умрёт Роландом.
- Гиперион Д. Симмонса. Крестоформ, который на самом деле — искусственно созданный мех/организм-паразит, наделяет человека бессмертием, восстанавливая даже из состояния «кровавые брызги на стенах». Смертельно раненый Федерико Де Сойя, осознавший, чем является его церковь и крестоформ, просит Энею удалить его, чтобы — см. название тропа. С фитильком, ибо выжил и избавился от крестоформа.
- ПЛиО, «Танец с драконами» — Теон Грейджой мечтает только об одном: умереть с мечом в руках, но умереть Теоном, а не Вонючкой. Внезапное милосердие Мартина: он снова стал Теоном и даже остался жив (по крайней мере, пока; правда, Станнис намерен его казнить).
- Перемены — Гарри принял предложение Меб, но вот становиться Зимним рыцарем не желал. Пришлось просить Кинкейда об услуге.
- Экзорцист — по-настоящему избавить девочку от вселившегося в нее демона удалось только путем его переселения в нового носителя, которым стал священник Каррас. А чтобы это была не смена злого шила на едкое мыло, а явная победа бобра, ему пришлось немного полетать с окна, оставив демонюку без тушки.
- В. Точинов, «Пасть» — бизнесмен Колыванов, отравленный вызывающим ликантропию вирусом, ненадолго приходит в себя, понимает, что с ним творится что-то не то и пытается застрелиться и совсем чуть-чуть не успевает
- «Тёмный ученик» Энтони Рейнольдса — один из космодесантников хаоса получает поцелуй генокрада и отыгрывает троп, попросив товарища о смерти.
- Иван Багряный, «Тигроловы»: «Ліпше вмирати біжучи, ніж жити гниючи»
- Леди Мейгри Морианна из цикла «Звёздные стражи» Маргарет Уэйс. Попросила своего возлюбленного-врага Дерека Сагана убить её, чтобы не стать безумной убийцей.
- Внезапно Дом скитальцев. Инженер Вячеслав Портнов стреляет в себя чтобы не дать захватить свое тело и личность инопланетянину. Пополам с тропом героическое самопожертвование, только так он может сохранить в тайне задуманную им и подростком диверсию. Иначе — «они лишь добавляют свою память. И волю, не забудь».
- «Мрачность» Элиана Тарса — Археус, в минуту прояснения попросивший протагониста о смерти.
- «Огненная невеста» Ивана Русских — Тарас, обращающийся в упыря, пытается утопиться. Не выходит: восставший труп просто выходит из реки по дну.
- «Обратный Отсчёт» Ивана Русских — обращаемый инопланетной заразой в монстра протагонист подрывает себя на гранате. Собственно, именно обратных отсчёт до взрыва и дал название рассказу.
- «Пирожки со сладким мясом» Дмитрия Лопухова — Как выясняется в конце, друг героя не просто покончил с собой, а не сдался проклятой книге. Да ещё и сжёг её, насколько мог.
Кино[править]
- Star Wars. Энакин Скайуокер и Бен Соло.
- «Блэйд»:
- Первый фильм — искусанный вампирами Уистлер просит Блейда дать ему пистолет, чтобы он мог уйти как человек. Не помогло, хотя во втором фильме он всё же вернул свою человеческую природу.
- «Блэйд 2» — укушенная оборотнем Номаком Нисса, желая умереть обычным вампиром, попросила Блэйда вынести её на солнце.
- Субверсия со Жрецом: заражённый в агонии умоляет Чупу убить его до превращения, и тот высаживает Жрецу в грудь обойму серебра. Помогло, но ненадолго: спустя несколько секунд Жрец восстал уже в качестве оборотня, поэтому Блэйду пришлось прострелить окно и впустить солнечный свет.
- «Муха» (1986) — Брандл, то есть Брандлмуха, то есть Брандлмухателепод из последних сил помогает навести себе ружьё на голову.
- «Человек-паук» Сэма Рэйми — в первой части Норман Осборн всё же взял верх над Зелёным Гоблином, когда уже умирал, чтобы попросить: «Питер… не говори Гарри».
- Во второй части доктор Октавиус жертвует собой со словами «Я не умру монстром!».
- «От заката до рассвета» — субверсия: Джейкоб просит своих детей убить его, как только он превратится в вампира, намереваясь сражаться до самого конца. Из-за этого в нужный момент у Скотта не хватает решимости убить того, кто ещё минуту назад был его отцом. А вот сам Скотт после этого отыгрывает троп напрямую, когда молит Кейт сжечь его вместе с отцом и другими схватившими его вампирами.
- «30 дней ночи». Ставший вампиром главный герой в конце остается встречать рассвет.
- «Особь 2» — заразившийся инопланетной мерзостью Патрик Росс, осознав, что стал причиной смерти нескольких женщин, стреляет себе в голову из дробовика, чтобы умереть как человек. Не получилось.
- «Безумцы» (2010) — Рассел, чувствуя что превращается в кровожадного безумца, идёт на героическое самопожертвование, чтобы выиграть время для своих товарищей.
- «Doom» (2005) — Грешник, чувствуя что превращается в зомби, вначале перекрестился, а затем буквально расколотил свою голову о стену.
- «Взвод монстров» — оборотень на пороге смерти превращается в человека, который шепчет «спасибо» убившим его людям, прежде чем умереть
- «Возвращение живых мертвецов» — Фрэнк, укушенный зомби, сжигает себя в печи крематория, чтобы уйти как человек. Перед этим он снимает и целует своё обручальное кольцо и читает последнюю молитву.
- «Конец света» — Джерихо, чувствуя, как Сатана завладевает его телом, в последний момент бросается на меч статуи.
- «Псы-воины» — командир Уэллс за мгновение до превращение в оборотня жертвует собой, чтобы взорвать дом с клыкастыми чудовищами.
- «Остров проклятых» — «Я вот здесь оказался и задумался… что по твоему лучше — жить монстром или умереть человеком?», спрашивает Тедди перед тем, как его уводят на лоботомию.
- «Капитан Кронос: Охотник на вампиров» — друг главного героя, обращенный в вампира, после того как Кронос с грехом пополам (и вообще случайно) нанес ему удар милосердия, с облегчением успевает сказать что стал прежним.
- «Сестра оборотня» — Бриджит отчаянно пытается оттянуть окончательное превращение в оборотня, прокалывая себе лекарство, но в конце, когда оно кончается, просит вытащенную ею из сумасшедшего дома девочку убить ее, когда она покончит с преследующим их оборотнем. Вот только девочка и в самом деле сумасшедшая и очень, очень жестокая. А ручная оборотниха ей нужна для новой игры в реальном мире.
- «Дагон» — главный герой, поняв, что на самом деле является таким же рыбочеловеком, как его настоящий отец и сестра, просто у него еще не проявились характерные признаки, решает сжечь себя, лишь бы не быть чудовищем. Щупальценогая сестрица не дает ему это сделать, сбрасывая в море, где они вместе играют контртроп.
- «Мировая война Z» — капитан укушен зомби: «Вы у меня на прицеле, Капитан. Ваши указания? — Не надо, Рядовой… Я сам.» — за кадром раздаётся звук выстрела из пистолета.
Телесериалы[править]
- «Рим» — Марк Антоний, несмотря на все восточные татуировки и лихо подведённые глаза, внутри остался римлянином и хотел умереть таковым, бросившись на единственный доступный при дворе Клеопатры истинный римский меч — меч своего телохранителя Луция Ворена — со следующими словами: «Скажи, что я умер достойно. Скажи, что я умер римлянином». Ворен, до конца исполняя его желание, переодел тело Антония в римскую одежду и смыл с его лица краску. А каким взглядом он встретил Клеопатру, из-за которой Антоний и погряз в египетском разврате и в итоге лишился жизни…
Мультфильмы[править]
- «Храбрая сердцем» — принц Морду, превращенный в медведя. Когда он погибает от упавшего камня, из его тела вылетает человеческий призрак. Морду кивает Мериде и исчезает.
Комиксы[править]
- «Меметик» — возлюбленный главного героя, посмотревший зомбирующий мем, предпочитает прыгнуть с крыши и разбиться насмерть.
- «Crossed» — деконструкция: большинство людей, подхватив вирус «крестоносца», с большим трудом могут решиться на самоубийство, до последнего надеясь, что уж они-то точно особенНЫЕ… МУА-ХА-ХА… ВЕ-СЕ-ЛУ-ХА!
- Тем не менее, в конце первого тома один из группы выживших незаражённых, облитый кровью «крестоносца», жертвует собой, прыгая в пропасть и уводя от остальных армию «маньякозомби».
- Инверсия в случае с учёным-квислингом из арки «Бесплодные земли». Он заражается вирусом, чтобы перестать помогать разумному «крестоносцу» Пожарнику, так как в этом состоянии он для него бесполезен.
Аниме, манга, ранобэ[править]
- Claymore — охотницы на демонов-Йома Клейморы сами наполовину демоны, а потому в случае особо сложного боя они могут немного перебрать демонической силы и начать превращаться в Пробуждённых, которые еще опаснее простых Йома. Если процесс не удалось остановить, но получилось замедлить, Клеймор может послать свой личный знак одной из подруг, как просьбу убить её, пока она остаётся в здравом уме и относительно трезвом рассудке.
- Kara no Kyoukai — Томоэ Эндзё давит педаль в пол: он умирает как человек, будучи на самом деле механической куклой. «Может, я и подделка, но моё сердце живое!».
- Аверсия с Лио Ширазуми — он умирает именно когда окончательно теряет свою прежнюю человеческую личность. Сам же кричал, что хочет хотя бы умереть собой настоящим — но для этого надо было взглянуть в глаза правде о своих грехах, на что у него не хватило смелости.
- И субверсия с Микией Кокуто, чей Исток Лио пытался пробудить. «Если быть особенным значит быть таким, как ты, то я лучше умру обычным человеком». Однако он, вопреки ожиданиям Лио и ещё одной полученной ране, остался в живых.
- Puella Magi Madoka Magica — во втором таймлайне Мадока попросила Хомуру пристрелить её, пока она не превратилась в ведьму. После этого Хомура, отмотав время назад, укрепилась в своей решимости вообще не дать Мадоке стать волшебницей.
- Bleach — Канамэ Тосэн, мутировавший в жуткую сверчкомуху, перед смертью снова обретает облик человека (то есть, синигами) и успевает проститься с друзьями.
- Hellsing — расстрелянный солдатами Красной Армии штурмбаннфюрер Максимиллиан Монтана на пороге смерти получил выбор: умереть, как человек — или же получить бессмертие взамен своей человеческой сущности. Штурмбаннфюрер без раздумий выбирает первое. Субверсия, так как он всё же выжил и прожил потом очень много лет.
- Субверсия ещё и потому, что взамен становления вампиром он превратил себя в киборга. Собственно, Монтана считал, что сможет уничтожить Алукарда, так как остался человеком («только человек может убить чудовище»), а Интегра возразила, что он давно утратил человеческие черты. Возвращение Алукарда показывает, что права Интегра (хотя есть вариант, что дело тут в нечеловеческой сущности Шрёдингера, который и убил Алукарда).
- Макс Монтана 45-го смог бы убить Алукарда. А Штурмбаннфюрер уже не имеет шансов. И дело не в протезах, а в том, что он 60 лет как безумный лелеял свой суицидально-геноцидный план, прекрасно зная, что никакого другого исхода, кроме взаимного истребления, и быть не может. Куда заводит месть, педаль в асфальт — у героя даже /не получилось/ отомстить именно из-за его одержимости идеей мести.
- Saint Seiya — ненадолго избавившись от одержимости Аресом во время бою с Афиной, Близнецы Сага предпочел покончить с собой, пока он в своем уме, а не ждать, когда Арес опять перехватит контроль.
Видеоигры[править]
- Warcraft III — Гром Адский Крик после убийства Маннорота.
- Артес в WoW: Wrath of the Lich King.
- Mass Effect 3 — Рила. «Мы не ваши рабы!»
- Dragon Age — услышав Зов, Серые Стражи уходят на Глубинные Тропы, чтобы погибнуть в бою, прежде чем станут монстрами.
- Усмиренный друг Андерса, ненадолго пробудившись, умоляет убить его, чтобы не жить лишенным эмоций механизмом.
- Мать Хоук(а), ставшая частью кошмарного создания безумного мага, в последние секунды приходит в себя и говорит, как она гордится своим ребенком.
- Final Fantasy IX — Королева Брана, получившая смертельные ранения от своего же монстра, на руках у простившей её дочери, наконец приходит в себя от погубившей её жадности и говорит, что любит Гарнет и благословляет на правление.
- Spider-Man: Web of Shadows — так поступает Веном, если в конце выбрать «красный» вариант действия. Спасает Спайди, скинув его с борта вертоносца Щ.И.Т, а сам выбрасывается в один из винтов, чем обрекает себя самого и финального босса на смерть.
- Splatterhouse: после того как Рик побеждает Дженнифер, ставшую монстром, к ней возвращается человеческий облик, и она поблагодарив героя тает у него в руках.
- MOTHER 3 — Клаус/Замаскированный. Осознав, какой ужас он натворил, будучи под гипнозом Порки, убивает себя своей же молнией.
- The Dark Pictures Anthology: Little Hope — такая судьба постигнет главного героя, Энтони, если погибли все члены группы, а у него был с собой пистолет. Он выстрелит себе в висок, освободив себя от образа Эндрю и болезненных воспоминаний, преследовавших его всю жизнь.
Визуальные романы[править]
- Crimson Gray — Лиззи в одной из концовок получает инъекцию вещества, которое окончательно сведёт её с ума. Девушка спрашивает у Джона, любит ли он её. Получив утвердительный ответ, она со счастливой улыбкой на лице перерезает себе горло… чтобы защитить своего возлюбленного от самой себя.
Настольные игры[править]
- Warhammer 40,000 — легенды гласят, что на пороге смерти разум Хоруса на время очистился от влияния Тёмных Богов, и он со слезами на глазах сам просил Императора добить его.
- Боже мой, что же я наделал! — тут Хоруса постигло скорее это, нежели предмет статьи, потому как Большая Четвёрка всего лишь показала ему один из возможных вариантов будущего, где Хорус и половина его братьев будут забыты, а другую половину будут почитать, как святых — а всё остальное он по большому счёту наворотил сам без лишних подсказок чисто из страха лишиться славы героя. Всякие небольшие благословения и удобные коридоры через Имматериум для некоторых отдельных кораблей — в сущности мелочь на фоне того, что Хорус вытворял сознательно. А Магнус его предупреждал, что Большая Четвёрка намеренно не показывает, как галактика докатится до представленного ему состояния.
Музыка[править]
- Тол Мириам, «Баллада о шторме» — когда обреченному на гибель пирату предложили бессмертие ценою души, он выбрал смерть. Потому что русалка сдуру или из самоуверенности проболталась, от чьего имени это предлагала, и с этим персонажем даже закоренелый преступник не захотел иметь ничего общего. Смерть равносильна искуплению, одним словом.
Реальная жизнь[править]
- Многие психические заболевания, разрушающие личность человека и превращающие его в опасного безумца (такие как клиническая паранойя, ряд форм шизофрении, многие психозы), перед самой смертью отступают, словно давая человеку попрощаться с родными и близкими. Такая предсмертная ремиссия. Но бывает и так, что именно такое просветление толкает человека на самоубийство — от осознания пропасти между настоящей личностью и тем, что с ней сделала болезнь.
- А антипсихотик клозапин единственный полностью это глушит, но имеет убойные побочные эффекты, и выходит, что принимающие его могут пройти по этому тропу.
- Основной лейтмотив восставших в Варшавском гетто. Уж лучше погибнуть в битве, чем быть убитым, как жертвенная свинья.
- восстание 16 мая 1944 года цыган в Освенциме.