Нуар: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:Noir1.jpg|thumb|right|]]
[[Файл:Noir1.jpg|thumb|right|]]
'''Внимание''': Это статья о жанре. Если вы искали одноимённый аниме-сериал про наёмный убийц ([[Название-розыгрыш|который даже не относится к рассматриваемому жанру]]), то вам [[Noir|сюда]].''


'''Нуар''' (''noir'') — это одновременно и [[жанр]] [[литература|литературы]] и [[кино]], и своеобразная стилистика. Кратко его можно описать словами «мрачный криминальный детектив», но это не передаст всей сути. Тем более, что нуар мог быть не детективным. Или не детективом, а криминальной драмой. Или детективом без преступления. Кратко и стереотипно: нуар — это когда [[чернуха]], но красиво и печально.
'''Нуар''' (''noir'') — это одновременно и [[жанр]] [[литература|литературы]] и [[кино]], и своеобразная стилистика. Кратко его можно описать словами «мрачный криминальный детектив», но это не передаст всей сути. Тем более, что нуар мог быть не детективным. Или не детективом, а криминальной драмой. Или детективом без преступления. Кратко и стереотипно: нуар — это когда [[чернуха]], но красиво и печально.

Версия 09:53, 19 июля 2023

Noir1.jpg

Внимание: Это статья о жанре. Если вы искали одноимённый аниме-сериал про наёмный убийц (который даже не относится к рассматриваемому жанру), то вам сюда.

Нуар (noir) — это одновременно и жанр литературы и кино, и своеобразная стилистика. Кратко его можно описать словами «мрачный криминальный детектив», но это не передаст всей сути. Тем более, что нуар мог быть не детективным. Или не детективом, а криминальной драмой. Или детективом без преступления. Кратко и стереотипно: нуар — это когда чернуха, но красиво и печально.

Жанр

Краткий ликбез о жанре и стиле.

Нуар появился в «ревущие» 20-е, отличаясь от крутых детективов своим главным героем — явно асоциальной личностью, непосредственно вовлеченной в преступление — то бишь это был либо преступник, либо свидетель, либо человек, которого подставили. Всего в нуаре есть три способа вляпаться в несовместимые с жизнью обстоятельства — это жажда денег, роковая женщина и «оказался не в том месте, не в то время».

До 50-х годов жанр не знал своего читателя, однако невзрачным «черным» романам повезло оказаться в кино (впоследствии также и комиксах): криминальные драмы начала 1940-х — конца 1950-х были черно-белыми, полными цинизма и безысходности историями; они отражали весь спектр настроений, охвативших американское общество после Великой депрессии и во время Второй мировой войны. Этот стиль кино и породившая его литература являются основой для более поздних жанров, например, киберпанка.

Для сюжета нуарных фильмов характерны расследования убийств, ограбления, мошенничества и ложные обвинения в преступлении, секс, насилие, предательства и двуличность, постоянное курение и пьянство. Сложные сюжеты еще сильнее закручиваются с помощью флэшбэков и флэшфорвардов.

Обычно протагонистом в нуаре является антигерой (или даже откровенный мерзавец, конченый подонок, обладающий, однако, единственной чертой, вызывающей сострадание публики) — человек, обществу чуждый, страдающий от экзистенциального кризиса. Лишенный иллюзий циничный частный сыщик, бандит, коррумпированный полицейский, герой-любовник — персонаж влипает в какое-то дерьмо и обычно половину истории пытается разобраться, какого черта произошло, а вторую — как из этого выбраться. Дело осложняется тем, что на персонажа буквально открыта охота, и сколько он проживет зависит лишь от крепости черепа и наличия патронов. Из-за чего весь сыр-бор? Как обычно — деньги, женщины… Победы случаются редко, и хэппи-энд для нуара — редкость.

Стилистика

(link)

Ненуарный нуар.

Нуар визуально темнее обычного гангстерского кино, изобилует игрой со светом, тенью и необычными ракурсами, создавая тяжелую, гнетущую атмосферу. Часто контраст между светом и тенью отражает разницу между злодеем и протагонистом. В действительности темнота являлась лишь следствием того, что большая часть нуаров являлись малобюджетным кино, и режиссерам приходилось выкручиваться. Альтернатива, где напротив много солнца и цвета при сохранении депрессивной логики происходящего, называется «солей» («Ниагара» с Мэрилин Монро, «На ярком солнце» с Аленом Делоном, «Драйв» с Райаном Гослингом. В изобразительном искусстве — картины Эдварда Хоппера).

Частое место действия — огромный, подавляющий, хмурый город. Темные переулки, полупустые бары, сомнительные ночные клубы, в которых антигерой будет искать информаторов, чтобы затем выбить из них информацию, игровые притоны, расположенные у прибрежных товарных складов. Ночью обязательно будет идти дождь, а антигерой на своей подержанной машине будет перемещаться от заведения к заведению, встречаясь с циничной, исполненной безысходности публикой самого дурного пошиба, сталкиваясь с асоциалами, мизантропами в погоне за своей призрачной и бессмысленной целью. Саундтреком обязательно будет зловещий джаз.

0000c2f1.jpeg

Персонажи обычно вооружены и плевать хотели на права человека. Они при галстуках, носят костюмы, федоры и плащи, под которыми прячут Томми-ганы[1][2]. Они передвигаются на громоздких машинах 50-х с мягкой подвеской и мощным мотором.

Они никогда не будут счастливы, и в конце фильма ни один из них не получит того, чего желал — такова депрессивная логика стилистики нуара.

Отличия от гангстерского кино

Вообще, сами по себе отличия — дело вкуса. До появления французской serié noir, где выходила подобная литература, нуар называли просто — «криминальное кино категории B».

В первую очередь, в нуаре главный герой редко бывает весельчаком, душой компании и человеком, который широко известен обществу, причем одни им восхищаются, а другие ненавидят — как это часто бывает в гангстерском кино. Скорее главный герой будет мелкой крысой в самых низах общества, никому неизвестной и о которой никто жалеть не будет.

Второе — это стилистика. Гангстерское кино светлее, в нём присутствует элемент драмы, в то время как в нуаре обычно темно и присутствует трагедия.

Третье — это о ком идёт речь. В гангстерском кино повествуется — обычно — о том, как «пацан пришел к успеху», воруя и убивая, жил как король и достойно умер в перестрелке с ФБР[3] (утрировано). Нуар повествует о том, как человек, редко когда являющийся закоренелым преступником (хотя и такие бывают), совершает преступление ради денег или женщины и как пытается уйти от расплаты, но ему это редко удаётся, хотя он изо всех сил пытается выкрутиться. Это наиболее распространённые фабулы сюжетов, хотя бывают и случаи деконструкции жанра или даже попытки изменить манеру подачи сюжета, снимая кино в другой стилистике, нежели классическая. Но мы рассматриваем именно классику, ибо, зная её, можно отличить одно от другого.

Несколько простых способов отличить одно от другого:

  • Если в фильме играет Кэгни — это гангстерское кино. Если его там нет, но есть Богарт[4] — это скорее всего нуар (или солей).
  • Если в фильме есть роковая женщина — это скорее всего нуар, гангстерское кино сосредоточено на маскулинности главного героя.
  • Если в фильме присутствует сцена штурма здания, где засел герой с оружием и твердым намерением умереть — это либо полицейский боевик, либо гангстерское кино. Герои нуара так практически не поступают, они предпочитают тихо сидеть в тюрьме и ждать смертного приговора.
  • Если повествование ведётся от первого лица[5] — это скорее всего нуар.
  • Если в фильме куча народа с томми-ганами делают кучу дырок в автомобиле с главгероем — это гангстерское кино.
  • Если в фильме главгерой в финале стреляет в женщину — это стопроцентный нуар.
  • Если в начале фильма главный герой весь в крови надиктовывает на фонограф исповедь во всех своих грехах — это стопроцентный нуар.

…и так далее, продолжать можно вечно.

Конец?

К концу 1950-х популярность нуара вслед за спадом пессимистичных настроений резко упала. Снова актуальным жанр оказался в первой половине 1970-х, после череды неудач во Вьетнамской кампании, громких политических скандалов и экономической стагнации. Эпоха неонуара привнесла в жанр акцент на тотальной коррупции, политических играх и бесправии честного человека. Закономерным финалом становится в лучшем случае хороший плохой конец, а иногда и просто плохой. Главным героем обычно становится частный детектив или вигилант. Настоятельно рекомендуются к ознакомлению знаковые фильмы той эпохи: «Китайский квартал», «Ночные ходы», «Злые улицы», «параноидальная трилогия» Пакулы («Клют», «Заговор „Параллакс“», «Вся президентская рать»).

Ещё один всплеск популярности жанр пережил в конце 1980-х. В эти годы были выпущены ремейки старых лент, да и в оригинальных наметился некоторый возврат к жанровым условностям классического нуара.

Новое начало

В 70х жанр, умирая, переродился. В это время возникли новые поджанры, смешивающие классические тропы родительского жанра, от иных — избавляющиеся, а иные — и добавляющие

  • Неонуар — «взгляд со стороны» на классические нуарные мотивы. Как правило, если сейчас говорят о фильме, как о нуаре — то он неонуар. Из-за ослабшего ока цензора отличается большей гибкостью к построению сюжета, из-за пессимизма общественных настроений — мрачным взглядом на сущность человека. Некоторые привнесенные жанром мотивы, вроде бессмертия зла и психических расстройств у главного героя, настолько прижились, что ассоциируются именно с родительским жанром. Как отличить: если фильм цветной — это скорее всего, неонуар. Примеры: Китайский квартал, Долгое прощание, Семь.
  • Технонуар — перенос неонуарной атмосферы в фантастические декорации. Как правило — развитого, но в глубине души мрачного города. Как правило — ночного. Название пошло от одноимённого бара в «Терминаторе», прожектором подсветившего тенденцию фантастики 80х перенимать некоторые черты родительского жанра. Тесно связан с киберпанком — их роднит тема влияния технологий как мрачной и разрушительной силы. Технонуар дополнительно заостряет внимание на бессмертие зла и его закостенелость в человеке. Ну, и конечно, использует эстетику характерного города будущего и детектива в двубортном пальто. Как отличить: если действие происходит в будущем (или настоящем, но вокруг много фантастики), вокруг темно и действие происходит в мрачном городе — это технонуар.Примеры: Ренессанс, Blade Runner, Dark City и Terminator.
  • Палп-нуар — доведение классических тропов нуара до абсурда, китча и чёрной комедии. При этом в сюжете может быть драма, а декорацией выступать клишированный нуарный город. Как отличить: если от происходящего в нуаре хочется смеяться, хотя ничего смешного по сути не происходит — это палп-нуар. Примеры: Batman (1989), Pulp Fiction.
  • Пост-нуар — берем стереотипные нуарные тропы и помещаем в современность. Или обыгрываем их нестандартным образом. Или давим педаль в пол. В любом случае — когда зритель готов вздохнуть, обыгрываем их так, что он остаётся как минимум удивлённым. Как отличить: если в фильме собраны все возможные стереотипы нуара и их швыряют в лицо — то это пост-нуар. Примеры: Sin City, Драйв, Bad Times at the El Royale.
В настоящее время нуар занимает довольно узкую, но стабильную нишу фильмов сильно на любителя: даже знаковые картины редко окупаются в прокате. С другой стороны, и откровенный проходняк снимается редко, а элементы нуара всё чаще встречаются в фильмах других жанров.

Впрочем, среди редких шедевров неонуара нашёлся один детективный сериал, который в представлении не нуждается…

In Soviet Russia

Думаете, в Советском Союзе не было не только секса, но и нуара? Был, ещё как был! Более того, именно советский фильм «Западня» 1965 года по мотивам одноименного рассказа Теодора Драйзера во многом предвосхитил жанровые особенности и визуальные приёмы неонуара, который появился почти десятилетие спустя. Увы, для советского зрителя история американского журналиста в мире коррупции оказалась слишком мрачной, и фильм довольно быстро и совершенно незаслуженно забыли.

Впрочем, так или иначе, но встречались нуарные фильмы и позднее. Обычно про очередную буржуинию. Иногда детектив с нуарной примесью. Пленка «Свема», если не самого лучшего качества, вполне способна сделать общую картину мрачнее и саму историю несколько безнадежнее. В 1990е и 2000е появились отдельные эксперименты на ниве технонуара — к такому однозначно можно отнести «Кое-что задаром».

Про загнивающий Запад понятно, а возможен ли нуар в советском антураже? Опять же, да. Фильм «Мой друг Иван Лапшин» именно таковым и является. История подаётся через флешбэки о жизни в провинциальном советском городе 30-х годов: тут и жестокая и хорошо организованная банда, держащая в страхе городок, и очень нуарный милиционер, и безнадёга коммуналок, и роковая женщина — всё по канонам классического нуара. Декорации при этом могли быть весьма экзотическими — «Допрос» 1979 года поиграл на поле «Китайского квартала» в Советском Азербайджане, например.

В перестроечное кинематографе так же стали активно использовать элементы нуара. «Помогли» экономическая и политическая нестабильность вместе с кричащим богатством нуворишей. Некоторые вполне открыто причисляют одну культовую классику к жанру, хоть и с оговорками, чего уж говорить про менее известные картины. «Лох — победитель воды» (да, с неймингом проблемы так и остались) создал странный сплав неонуарной эстетики «развалившихся 90х», перестроечной чернухи и мрачноватой научной фантастики. Так же нуарную стилистику можно заметить в арке «Адвокат» сериала «Бандитский Петербург» и серии «Целую. Ларин», с неожиданной стороны раскрывшей одноимённого персонажа «Улиц разбитых фонарей». Сериальные традиции продолжил постнуарный «Мизантроп» и попытка поиграть на поле неонуара в «Водовороте». Некоторые фильмы Быкова временами относят к жанру, но его чернь и хтонь слишком неоднозначны к точному жанровому определению.

Кроме того, заслуживают внимания и эксперименты наших братьев по соцлагерю. Так болгарский «Инспектор и ночь», почти дословно поставленный по роману известного детективщика Богомила Райнова, — это практически стопроцентный нуар с элементами деконструкции. В болгарских же декорациях времён соцлагеря происходит действие неонуара «Дзифт» 2008 года, снятого с большим вкусом.

Примеры

Фольклор

  • Известный текст, который дают школьникам в качестве упражнения для редактирования текстов в Microsoft Word, являет собой квинтэссенцию всех штампов жанра. В обработанном и читабельном виде он выглядит так:
«

Была тёмная и бурная ночь. Четыре человека сидели и играли в карты в кабинете майора Хога. Вдруг свет потух, и кто-то закричал. Когда свет включили снова, миссис Пимпл лежала на полу и хваталась руками за горло. «Мои алмазы! — воскликнула она. — Они украли мои алмазы!» «Всем оставаться на местах!» — крикнул инспектор Блер, выбегая через балконные двери. На снегу тянулась цепочка следов от остролиста на краю поляны до балконной двери. Казалось, что они уходят дальше в сад, но они обрывались там. «Очень умно», — сказал себе под нос инспектор Блер. Он вошел в кабинет и внимательно посмотрел на ботинки каждого. «Как ловко преступник скрылся!» — проворчал майор Хог. «Не так уж и ловко», — сказал инспектор Блер, глядя на покрытые снегом ботинки майора. В одно мгновение он защелкнул наручники на запястьях майора и выудил сверкающее колье из его кармана.

»

Литература

  • Поэма Киплинга «Вампирша» повлияла на образ женщины-вамп.

Кино

  • Преднуарные фильмы «Ящик Пандоры» Пабста, 1928 г. и «М» Фрица Ланга, 1931.
  • «Мальтийский сокол» и «Стеклянный ключ» — классика жанра.
  • «Тень сомнения»
  • Фильмы-нуар с не порочными героинями: «Незнакомец на третьем этаже», «Седьмая жертва», Хичкоков «Shadow of a doubt», «Beyond the forest», «No man of her own».
  • Первый цветной нуар «Leave her to Heaven», John Stahl, 1946. Также см. цвет в «Some came running» Винсента Миннелли.

Ссылки

Примечания

  1. На фотографии справа представлен классический случай позерства — из автомата Томпсона проблематично даже просто стрелять одной рукой из-за большого веса, а уж об эффективной стрельбе и говорить не приходится.
  2. Что интересно, на самом деле в нуаре мало кто пользуется револьверами (в основном фигурируют полицейский револьвер Смит-вессон 38 калибра, что логично, и армейский револьвер Colt M1917 45 калибра, поступивший на гражданский рынок — что как раз и вызывает путаницу), основным оружием там всё же является широко распространённый автоматический пистолет Colt M1911 сорок пятого калибра. «Мораторий» на автоматические пистолеты в нуар вошел во многом благодаря Чейзу, ибо у него не всегда можно понять какой именно ствол сорок пятого калибра используется. Есть даже опасение, что он регулярно путает понятия «револьвер» и «автоматический пистолет» (для пилота ВВС времен Второй мировой войны это было бы странно, так что имеющиеся косяки вероятно являются заслугой переводчиков).
  3. Или на электрическом стуле.
  4. В спорных случаях — например, когда Кэгни, Богарт и О’Брайен снимались в гангстерском кино «Ангелы с грязными лицами», судить следует именно по Кэгни: он в нуарах не снимался.
  5. В кино. Обычно обозначается закадровым голосом, озвучивающим мысли главгероя; это штамп жанра.