S.P.E.C.I.A.L.
S.P.E.C.I.A.L. – это система создания и развития персонажа. Основа основ в играх серии Fallout.
Само слово SPECIAL является апронимом[1], каждая буква которого обозначает используемую характеристику:
- Strength (Сила)
- Perception (Восприятие)
- Endurance (Выносливость)
- Charisma (Харизма)
- Intelligence (Интеллект)
- Agility (Ловкость)
- Luck (Удача)
История возникновения
Что тут что
Характеристики
Каждый из атрибутов может иметь значение от 1 до 10.
На старте все характеристики по умолчанию равны 5. А ещё даётся 5 нераспределённых очков характеристик. Таким образом, у персонажа на старте по сути 40[2] очков, которые можно раскидать.
Характеристики неизменны. Их увеличение — это событие неординарное. В противовес этому любую характеристику можно временно повысить с помощью разномастных веществ.
В зависимости от игры роль тех или иных характеристик меняется. Поэтому тут приведены значения отовсюду, которые могут быть или не быть в определенной игре. И да, список может быть не полон.
Сила:
- урон в рукопашной;
- урон холодным оружием;
- дальность броска;
- количество очков здоровья;
- насколько тяжелым оружием может пользоваться персонаж без штрафов;
- максимальная грузоподъемность.
Восприятие:
- точность стрельбы;
- инициатива (если выше, ходишь первым);
- внимание персонажа к разнообразным деталям.
Выносливость:
- количество очков здоровья;
- восстановление очков здоровья во время отдыха;
- сопротивление ядам, радиации или что там у вас планируется;
- продолжительность секса;
- макс. количество вживляемых имплантов;
- сколько тратится очков действия на спринт/перемещение.
Харизма:
- реакция окружающих;
- цены при торговле;
- максимальное количество спутников;
- убеждение;
- боевая эффективность спутников.
Интеллект:
- количество получаемых очков навыка за уровень;
- количество получаемого опыта;
- эффективность взлома компьютеров.
Ловкость:
- количество очков действия за ход;
- инициатива (если выше, ходишь первым);
- защита персонажа;
- скорость перезарядки оружия.
Удача:
- шанс критического попадания;
- шанс на случайные встречи;
- увеличение всех навыков[3].
Производные значения
Кол-во очков за уровень
Инициатива
Очки действий
Навыки
Особенности
« | Дополнительные особенности — штрихи к портрету вашего персонажа. Все особенности имеют положительное или отрицательное влияние. | » |
— Fallout Tactics |
На старте можно взять до 2 особенностей персонажа. Список особенностей зависит от игры или от желания гейм-мастера (вы же будете играть в ролёвку по SPECIAL. Будете, да?).
У каждой особенности есть своеобразные плюсы и минусы, которые могут оказать заметное влияние на геймплей.
Например, как вам особенность «одарённый», которая даёт +1 к каждой характеристике, но уменьшает кол-во очков за уровень на 5 ед., режет весь получаемый опыт, а ещё ухудшает абсолютно все навыки?
Перки
Модификации ролевой системы
Критика/Узкие места
NB: часть критики применима и к другим ролевым системам.
Удача
Эта характеристика критиковалась ещё одним из разработчиков Fallout. Если не брать в расчёт специфические перки, то роль удачи сводится к дополнительной переменной по повышению критического урона. Суета ради суеты.
Роль же характеристики в диалогах и вовсе может сводиться к вызову рояля.
Есть и другая проблема — удача выбивается из рядя характеристик. Смотрите, у нас есть 4 физических показателя (сила, восприятие, выносливость и ловкость), 2 ментальных (интеллект и харизма) и… непонятная удача.
Хотя в Fallout: New Vegas при установке импланта на удачу доктор говорит, что удача — это умение считать вероятности. Но творящуюся порой в серии дичь это не объясняет. Таинственный незнакомец? Оружие врагов начинает массово клинить или взрываться? Дождь из крышек? Падение инопланетян?
Можно предположить, что удача на самом деле обозначает магический/псионический потенциал персонажа, но это уже СПГС.
Интеллект и ловкость
Интеллект и ловкость — важнейшие характеристики в S.P.E.C.I.A.L.
Интеллект позволяет получать больше навыков, что с каждым уровнем увеличивает эффективность персонажа, а ловкость увеличивает защиту и количество очков действий. Таким образом, эффективный билд строится на максимальном увеличении этих двух характеристик в ущерб остальным. Манчкинизм… ммм.
В некоторых вариациях эту проблему стараются обходить, вводя различные ограничения и условия. Например:
- Низкая сила — забудь про броню (грузоподъемность) и получи штрафы к владению почти всем оружием.
- Низкое восприятие — забудь про стрельбу из чего бы то ни было.
- Низкая харизма — забудь про кучу квестов, романов и торговцев.
В любом случае проблема такая существует. Правда, система SPECIAL тут не одинока. В D&D и Pathfinder то же самое.
Где используется (кроме Fallout)
- ATOM RPG и ATOM RPG Trudograd – всё на месте. Лишь иначе сделана система перков.
- Encased: A Sci-Fi Post-Apocalyptic RPG – примечательна добавлением ещё одной характеристики Психо, которая отвечает за псионику.
Примечания
- ↑ Апроним – аббревиатура, представляющая собой допустимое слово или омофон. Например, язык программирования Basic это апроним от Beginner's All-purpose Symbolic Instruction Code. Posmotreli.su образовательный.
- ↑ 33, если учесть что ни одна характеристика не может быть меньше 1.
- ↑ 2 ед. удачи даёт 1 ед. каждого навыка