Так не доставайся же ты никому!

Материал из Posmotrelisu
Версия от 01:14, 2 апреля 2025; Илай Джавуд (обсуждение | вклад) (→‎Мультсериалы)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья If I Can't Have You.... Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть, — читайте!
«

— Подсудимый, почему вы убили свою жену?
— Я возвращаюсь вечером домой и застаю её с любовником. Что мне ещё было делать?
— Это, конечно, незаконно, но по-человечески понятно. Вопрос в другом: почему вы не убили любовника?
— Ваша честь, ну что, по-вашему, гуманнее: один раз убить одну б**дь или каждую неделю убивать нового мужчину?

»
В Советской России гипотенуза убивает тебя![1]

Персонаж страстно желает обладать некоей вещью, человеком или чем-либо ещё. Однако помимо него той же самой вещью желают обладать и некоторые другие люди, причём они имеют на это больше прав или шансов. Персонаж, понимая, что объекта вожделения не получит, уничтожает его, дабы насолить соперникам или потому что не сможет жить с мыслью, что желанная вещь досталась кому-то другому.

Возможен также прагматичный вариант: персонаж уничтожает объект, который не может заполучить либо использовать, чтобы тот не дал преимуществ остальным.

И благородно-геройский вариант: персонаж уничтожает объект, чтобы люди из-за него больше не маялись алчностью, не дрались, не интриговали, не убивали — в общем, не «творили бяду».

См. также Камнепад забирает золото себе — о том, когда «Не доставайся же ты никому!» говорит неподконтрольная персонажам стихия — и подтроп Тактика выжженной земли — когда во время/после войны уничтожают всё, что можно, чтобы оно не досталось врагу.

С прикрученным фитильком — если речь идёт о любовных отношениях, а ревнующий персонаж — не полное чудовище, ну или если рейтинг не позволяет, он «всего лишь» будет мешать объекту вожделения встречаться с кем-либо ещё, вплоть до очернения репутации или даже нанесения физических травм или уродства.

Родственный троп — убить гипотенузу, в котором гибнет не сама пассия, а его/её партнёры.

Примеры[править]

  • Именно так поступают особо отмороженные яндэрэ со своими любовными интересами.

Театр[править]

  • Кодификатор (но не первопример) тропа — пьеса А. Н. Островского «Бесприданница»: Карандышев, не желая, чтобы его возлюбленная Лариса Огудалова досталась другому мужчине, со словами, вынесенными в название статьи, убивает её выстрелом из пистолета.
  • «Кармен» Бизе: дон Хосе, не в силах стерпеть, что Кармен его бросила и ушла к другому, убил цыганку.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Борис Акунин, «Левиафан». Эраст Фандорин получил карту несметных сокровищ — и выбросил в море, видя, что за неё вот-вот начнётся драка, в перспективе — общемировая.
    • Там ещё фишка в том, что Рассеюшка в число потенциальных наследников не входила никак, а отдать такой козырь Англии-Франции-Бельгии-Индии аж совсем не вариант.
  • Тайный город: главы Великих Домов отправляют чересчур мощные и опасные макгаффины в Бункер Вечного Сна, откуда их уже не достать. В частности туда попал Юлианский Круг - артефакт для перемещений во времени.
    • Задолго до этого — в «Царе горы» — истинные кардиналы Робене искали и уничтожали Амулеты Крови, принадлежавшие другим истинным кардиналам. Они считали, что Амулеты, требующие для работы вампирской крови, не сплачивают, а разделяют семью Масан.
    • Последние книги — «Поцелуй Уробороса» и «Наследие великанов» — откатили оба примера тропа. Королеве понадобилось послать кое-кого в прошлое? Без проблем - князь и великий магистр снимут с Бункера свои печати, чтобы Всеслава закончила ритуал и достала Юлианский обратно! Робене уничтожили Амулеты Крови? А вы, значит, поверили им на слово, да? Хитрые Робене всего лишь соорудили свой аналог Бункера, в котором Амулеты хранились до лучших времен.
  • Легар Рудый, «Порождения зла, или Нет врага страшнее, чем бывший друг» — во время необычной спецоперации русских военных кинологов вместе с чеченскими боевиками, по истреблению своры одичавших собак, полевой командир Али захотел себе купить одного пса, чёрного пойнтера Ричарда, обладавшего необыкновенным слухом. Небось, для того, чтобы предупреждал вовремя о появлении федеральных войск. Но хозяин Ричарда наотрез отказался его продать, сказав: «Он мне как сын». И вот, в конце, когда русские войска оттуда уходят со своими собаками, простившись с боевиками почти по-хорошему, на горной дороге кто-то прицельным выстрелом убил этого самого пса Ричарда. Только его — и никого больше.
  • Порри Гаттер — персонажи постоянно хотели сберечь двенадцатиствольную Трубу Мордевольта, из которой ранее была отобрана магия у 666 волшебников. К концу первой книги это была единственная функционирующая Труба; все остальные уже успели сломать. В первой книге Трубу используют и прячут, в третьей — достают и используют, в четвёртой — перепрятывают и опять достают… а потом Сен Аесли, потрепанный Хочугой Решительности и из-за этого научившийся мыслить нелогично, выкидывает Трубу из окна. Действительно, чего беречь опасное устройство от недобрых рук, когда лучше взять и сломать?
  • Дмитрий Политов, «Пепел Удачи» — финал книги и про это монолог полковника Кирсанова в эпилоге.
  • Владислав Крапивин, «Баркентина с именем звезды» — под действием заклинания, прочтённого ГГ, дорогое ему судно воспламеняется и сгорает, избежав «недостойного» переоборудования в плавучий ресторан.
  • Михаил Булгаков «Ханский огонь» — наследник сжигает усадьбу, придя к выводу, что большевики — это всерьёз и надолго.
  • Человек-амфибия Александра Беляева. После ареста доктора Сальватора суд счёл Ихтиандра нееспособным. На опекунство над ним претендовал Бальтазар (биологический отец) и Педро Зурита. Последний даже за мзду малую добился судебного решения в свою пользу. Но вот епископ, разобиженный на Сальватора и начальник тюрьмы решили отравить Ихтиандра. К счастью, один из надзирателей был обязан Сальватора и поспособствовал побегу Ихтиандра.

Зарубежная[править]

  • «Песнь о Роланде» — с прикрученным фитильком: умирая, Роланд пытается сломать свой верный меч Дюрандаль и бьёт им ей[2] о скалу, но на мече не остаётся ни щербинки. Фитилёк прикручен потому, что Роланд не хочет оставлять оружие врагам. Достойному христианскому рыцарю отдал бы.
  • Джеймс Фенимор Купер, «Последний из могикан» — индеец Ункас влюблён в квартеронку Кору, дочь английского офицера. Индеец Магуа — к несчастью, тоже, и делиться не намерен.
  • П. Мериме, «Жемчужина Толедо» — с прикрученным фитильком: мавр не убил прекрасную Аврору де Варгас, а «всего лишь» полоснул саблей по лицу.
  • В. Гюго, «Собор Парижской Богоматери» — Клод Фролло, не преуспев в том, чтобы взять Эсмеральду силой, бормотал себе под нос: «Она не достанется никому». И немало этому поспособствовал в дальнейшем.
  • Т. Майн Рид, «Всадник без головы» — убийство Мигуэлем Диасом Исидоры де Лос-Льянос. Особенно нелепо, если учесть, что его якобы соперник Морис Джеральд её не любил…
    • Зато она на Диаса не хотела смотреть, так что тут даже больше месть Исидоре от отвергнутого кавалера, чем желание лишить ее именно Джеральда.
  • А. Конан Дойл, повесть «Знак четырёх» — Джонатан Смолл, видя, что не уйдёт от погони, стал выбрасывать драгоценности в Темзу по одной, чтобы никто не наслаждался ими, пока он будет гнить в тюрьме. Зато их якобы законная обладательница не стала самой богатой невестой Лондона, и скромному доктору Уотсону не стыдно сделать ей предложение.
    • «Открытие Рафлза Хоу» — осознав, что дармовое золото портит людей, и что окружающие ценят его только за богатства, герой уничтожает все свои запасы драгоценного металла, ломает оборудование по его производству и сжигает все свои записи. А потом сам умирает — правда, вряд ли нарочно.
  • «Книга джунглей» — в новелле «Княжеский анкас» Маугли прикручивает тропу фитилёк: вернул драгоценность, которую отнял было у старой Кобры, обратно в её логово. Выбрасывать или топить в реке, вероятно, попросту побоялся — глядишь, опять попадёт в руки людишкам, и опять заверте… Даром, что трупы пятерых прежних хозяев он уже увидел.
    • Роберт Льюис Стивенсон, повесть «Алмаз раджи» — в ту же тему. Принц Флоризель выбрасывает в Темзу ставший причиной многих убийств алмаз, чтобы он больше не являлся соблазном для охотников за наживой.
  • Рафаэлло Джованьоли, роман «Спартак» — в соответствии с тогдашней моралью автор не только не увидел ничего плохого в том чтобы убить своего коня, так он ещё и счёл этот поступок пафосным и геройским. «Так не доставайся же ты никому! А я себе ещё найду» — в глазах соратников героя это сразу +10 к репутации.
    • На самом деле он демонстрировал соратникам, что останется с ними до конца, не имея возможности спастись бегством.
    • В реальности, как отмечают историки, Спартак скорее всего тривиально перед решительной битвой принес коня в жертву богам, рассчитывая на их ответную милость — в те годы подобная практика была очень распространена.
  • Там же влюблённая в Спартака куртизанка Эвтибида, поняв что тот предпочитает аристократку Валерию, предаёт и губит возлюбленного.
  • «Хроника капитана Блада» — субверсия. Вольверстон, командовавший «Арабеллой», не знал о наличии на борту «Авенджера» клада Моргана — потому и потопил флагман пирата Истерлинга решительно и безжалостно.
  • Арда — Кольцо Всевластья, два из трех Сильмариллов и часть Палантиров.
  • К. С. Льюис, «Хроники Нарнии»: королева Джадис когда-то правила королевством в другом мире, но проиграла войну со своей сестрой. Чтобы не отдавать сестре победу, Джадис произнесла Погибельное слово, уничтожившее всю жизнь в мире, кроме неё самой.
  • «Гарри Поттер и Дары Смерти» — Гарри прячет в могиле Дамблдора Старшую Палочку, надеясь, что она утратит свою силу, и специально теряет Воскрешающий камень.
    • В фильме он палочку и вовсе ломает пополам — что было бы весьма сомнительно в отношении столь мощного магического артефакта. И даже не восстановил собственную.
      • Сомнительно с моральной, или с физической точки зрения? Как раз самый безопасный с точки зрения последствий вариант действий - это при помощи мощного магического артефакта починить собственную, тоже в некоторой степени уникальную и идеально подходящую Гарри палочку - а затем сломать упомянутый артефакт об колено, чтобы не натворил впредь никаких дел. ЭТУ палочку уж точно починить не под силу никому из живущих.
  • Трилогия «Тамули» Эддингса, продолжение «Элениума». Заласта и его любовь к Сефрении. Впрочем, штатный телепат героев, Ксанетия, отмечает что «желал он обладания нею, а не любви её».[3]
  • Филип Пулман, «Рубин во мгле». Чем-то напоминает пример выше: главная героиня Салли швыряет в реку рубин, ставший причиной множества убийств. А главзлодейка тут же прыгает за ним и благополучно тонет.
  • «Владыка Тьмы» Танит Ли — демоны данного сеттинга способны испытывать чувство любви. Но оно обязательно отягощается именно этим тропом.
  • «Драконы зимней ночи» — Тас разбивает добытый с огромным трудом волшебный Глаз Дракона, когда понимает, что люди и эльфы готовы передраться за него.
  • Инверсия в «Американской трагедии»: здесь объект любви сам убивает незадачливую влюблённую.
    • И аналогичная попытка в «Красном и чёрном», но влюблённая выжила, хотя и пережила героя на три дня…

Сетевая[править]

  • «Юбер аллес» Ю. Нестеренко и М. Харитонова — Власов в финале тоже поступил аналогично Флоризелю, но выжимая педаль в пол — он уничтожил не один драгоценный камень, а карты всех полезных ископаемых России, поскольку Россия перестала быть союзным Райху государством и вообще рухнула вся национал-социалистическая система, за сохранение которой он боролся, и впереди ясно обозначились бесславные девяностые, персонажам которых Власов не желал содействовать ни за какие коврижки. (В этом мире, где СССР проиграл Вторую мировую войну, данные предвоенных советских геологоразведочных экспедиций остались неизвестны новым властям). Правда, эти карты не были целью протагониста, за ними охотились другие. Но мотивы использовать их для своего личного обогащения у него были, и еще какие.

Кино[править]

  • Star Wars — в диснеевском каноне Палпатин решил что его Империя должна умереть вместе с ним, и после в случае своей смерти на Эндоре приказал доверенному приближенному адмиралу Раксу инициировать план «Пепел». То есть устроить Далекой далекой натуральный Экстерминатус всеми доступными способами и противодействовать любым попыткам восстановления Империи. Также предполагался исход избранных Палпатином сторонников его режима в Неизведанные регионы с целью воссоздания Империи, какой её Палпатин и хотел видеть.
  • Малоизвестный (но культовый в узких кругах фанатов казачества) фильм «Дикое поле» (1991) — о приключенцах русского фронтира в XVI в. Обыграно множество штампов и стереотипов, большинство имеют реальную почву.
« — А бабы у тебя никогда не было?
— Почто не было? Были, ежели в походе добуду. А нет — терпим…
— А тех, что добывал, бросал?
— Резали. На то мы и казаки — нам с бабами не возиться. Солнышко пригреет, весна — и уже в поход! И тут уж баба ни к чему. Резали…
— Зачем резать-то?
— (с искренним изумлением) Чтоб она какому-нибудь ордынцу досталась?!
»
— Объяснение реалий невразумительному новичку
  • «Сокровища Агры», советская экранизация повести «Знак четырёх» (см. выше).
  • «Приключения принца Флоризеля» — алмаз, из-за которого пролилось много крови, герой сам выбросил в реку, дабы прекратить это безобразие. Правда, затем один из второстепенных персонажей лихорадочно искал камень в водолазном костюме.
  • «Корона Российской империи, или Снова неуловимые»: Овечкин бросает сумку с царской короной в море, лишь бы не досталась ненавистным большевикам. Вот только короны в сумке уже нет — её спас Нарышкин.
  • Перестроечное кино «Дикая любовь»: главная героиня, узнав, что её парень собирается улететь за границу с американкой, убивает его прямо в аэропорту.
  • «Гарри Поттер и Дары Смерти» — Гарри сломал Старшую (Бузинную) Палочку, чтобы ни у кого больше не было соблазна её заполучить (в книге — просто вернул её в гробницу Дамблдора).
  • 12-й фильм бондианы «Только для ваших глаз»: Бонд уничтожил суперкомпьютер АТАС, дабы он не достался генералу Гоголю. Впрочем, такой вариант главу КГБ тоже устроил.
  • «Возвращение мушкетёров» (2009, Россия): д’Артаньян не берёт Кольцо Бессмертия себе и, по зрелом размышлении, не уступает его ни одному из своих друзей. Он вручает этот артефакт напрямую Небесам (Богу). Небеса одобряют это решение д’Артаньяна: они посылают благих духов в облике белых голубей, и эти духи благословляют всех присутствующих, чем и знаменуется гранд-финал.
  • «Леди-ястреб» — епископ в финале произносит практически эти самые слова, собираясь ударить Изабо острием посоха в спину.
    • Там и главный положительный (!) герой так рассуждает. Приказывает слуге убить свою же возлюбленную, если план провалится.
  • «Жить!» (活着) — богачу предложили уплотнение, то есть в его огромный роскошный дом подселят тех, у кого нет жилья. Богач не просто отказался, но и сжёг свой дом — из принципа, чтобы было невозможно туда никого заселить. Его судили и приговорили к расстрелу за контрреволюционную деятельность. Если бы он не поступил по-принципу «Так не доставайся же ты никому!», то максимум, что ему грозило бы — перевоспитание.
  • Короткометражка «Секс-бомба» (2005) — после того, как протагонистка Шарлотта отказалась давать своему бывшему парню Уоррену Буззу пятый (!) шанс (а он ведь даже волосы в её любимый розовый цвет покрасил, на такую великую жертву пошёл, что ж ей ещё надо-то!), тот решил решил прибегнуть к тропу. И вот Шарлотта уже привязана к стулу и заткнута кляпом, а установленная рядом с ней бомба отсчитывает последние минуты до взрыва. Вот только наша героиня не из тех, кто сдаётся без борьбы. Собственно, весь фильм посвящён её попыткам спастись.
  • «Довод» (2020) — жизненное кредо Андрея Сатора. Как в отношениях с супругой, которой он прямо об этом заявляет, так и по отношению ко всему миру: узнав о том, что болен раком, решил помочь своим спонсорам из будущего уничтожить человечество в настоящем — мол, раз я умираю, то со мной должны умереть все.

Телесериалы[править]

  • «Игра престолов» (2011) — 8 сезон, 6 серия. После убийства Дейенерис Дрогон уничтожил Железный Трон.
  • «Великолепный век. Кёсем» — после того как Фахрие, разочаровавшись в Мехмеде, прогнала его, заявив, что любовь и утешение будет искать у мужа, он помог выманить её из святой обители, где Фахрие скрывалась после покушения на султана.
  • «Вавилон-5» — когда президент Кларк понимает, что проиграл гражданскую войну, перед самоубийством он перенацеливает систему орбитальной ракетной обороны Земли против планеты. Героям и их противникам приходится, забыв о сражении друг с другом, срочно уничтожать ракетные платформы, пока они не успели дать залп.

Мультфильмы[править]

  • «Возвращение домовёнка» — Баба-Яга, поняв, что Кузя решил во чтобы то не стало вернуться к Наташе, решила запечь его в печке. «Моим не будешь, так и ничьим тебе не бывать!»

Мультсериалы[править]

  • «Скуби Ду: Забавные состязания „Всех мультсупер звёзд“» (1977) — эпизод «Египет и Шервудский лес» (1 сезон, 8 серия). По правилам первого конкурса победит та команда, чей участник первым коснётся вершины пирамиды. Увидев, что дела у команды злодеев идут не очень, Барон Страх (сам в состязании не участвующий, но активно пакостящий соперникам) решил отпилить вершину: «Если не победим мы, не победит никто!»
  • RWBY — Адам Таурус после того, как Блейк покинула Белый Клык и, соответственно, самого Адама, лидера местной ячейки. Правда, просто убить ему мало. Он хочет, чтобы любимая страдала.
  • The Owl House — Луз передаёт императору дверь в свой мир, предварительно покрыв его взрывными глифами.
  • «Охотники на драконов» — именно так поступает местный браконьер Гранофф с милейшим детёнышем белкодракона скиура, когда золотое трио теснит негодяя к обрыву пропасти. Гвиздо не успевает спасти выброшенного дракончика, для которого уже поработал приёмной мамой, но, к счастью, тот в последний момент научается летать с помощью хвоста, и это выясняется спустя «всего лишь» две недели посттравматической хандры маленького охотника.
  • «Люди в Чёрном» — Альфа, нечаянно запустив ракету-планетоубийцу вместе с собой, изрекает: «Детка, увы, ты не досталась мне, но и другому ты не достанешься!»
    • Вообще-то 1. Ракету запустил не он, а Венгис, 2. Запустил он ракету специально, чтобы получить запасы нефти, 3. Поначалу Альфа пытался её остановить.
  • «Звёздная принцесса и силы зла» — Стар, понимая, что битва добра и зла нескончаема, вместе с родными уничтожает магию, дающую силу обеим сторонам.
  • «Хлебоутки»: пока Шлёп-Шлёп и Хлебрекон дрались за легендарный Хлеб с Золотым Горшком, Быдыщ просто сбросил артефакт в лаву.

Веб-комиксы[править]

  • Schlock Mercenary — инверсия. Видя, что вокруг сломанного артефакта Предтеч (а ныне просто спутанного клубка хренполучия размером с Землю) вот-вот начнутся звёздные войны, Пити разносит клубок вдребезги релятивистской бомбардировкой… чтобы всем досталось по кусочку.

Аниме и манга[править]

  • Space Capitan Harlock — Земля была безнадежно погублена Харлоком в результате использование тем инопланетного межзвездного двигателя на орбите планеты. А сделал это бравый капитан из-за того, что власть предержащие нарушили соглашение о неприкосновенности прародины человечества и собирались превратить Землю-матушку в свой личный курорт, пока остальное «быдло» медленно вымирало в угасающих колониях по всей Галактике.
    • Все-же, с прикрученным фитильком: ничего такого он делать не собирался, да и не знал, что тем кончится (в общем-то, как и Мииме, да и вообще идея была из разряда «Это ж надо было додуматься!»). Другое дело, что абсолютно непредсказуемые последствия его и не волновали, но это уже объясняется скорее приступом ПТСР. А вот желание Гайи уничтожить Землю уже окончательно, чтобы не допустить утечки информации — сабж в чистом виде, равно как и план Харлока, который он пытался реализовать большую часть фильма (при том, во втором случае педаль пробивает пространственно-временной континуумБуквально).
    • Манга 1978 года — токаргане восстали против мазон… В общем не везёт Токарге, не везёт из сказки в сказку. Но тут момент именно для мазон был особо трагично-пафосен — Токаргу они оборудовали под своё зернохранилище. То есть СВОЁ зернохранилище — читай роддом (там были семена самих мазонок). Сколько зелёных девочек так и не появилось на свет — лучше даже не думать…
    • Arcadia of My Youth — а вот здесь вариант героический. Харлок очень грубо сажает корабль (просто врезаться в землю на полной скорости не мог, так как на корабле была куча людей), чтобы как можно сильнее его повредить. Потому как корабль построен на основе технологии, которой иллюмидианцы (инопланетные захватчики) не владеют, и он очень хочет, чтобы так дело и осталось. Как оказалось позже, не доломал (но реверс-инженирингом иллюмидианцы все равно даже не пытались заниматься, просто используют сам корабль против Харлока).
      • Вероятна также отсылка к реальной жизни. Харлок — потомок (и реинкаранация) лётчика из Люфтваффе (см. полнометражку). Его-то в той жизни макизары отловили, а вообще многие люфты, как и другие нацисты, охотно сдавались союзникам (догадывались, что у нас им многое припомнят) и, понятно, добирались до них на своих самолётах. Часто они садились как Харлок на «Тени» и ломали шасси — формально они не сдали самолёты целыми, вроде как и не предатели уже.
  • Berserk — Гриффит был готов убить Гатса, но не дать вырваться из своих рук тому, кого считает принадлежащим себе. Субверсия: не получилось, сабля сломалась раньше.
  • Akatsuki no Yona — солдаты Кая после своего поражения армии Коуки решили уничтожить провинцию, раз всё равно проиграют её более сильному врагу.
  • School Days — судьба Макото, которого убила Секай за измены не менее чем с шестью девушками.[4]
  • Gunslinger Girl — девочка-киллер Эльза неровно дышала к своему куратору Лауро, которого её внимание только раздражало. Поняв, что взаимность ей не светит, но и отдать Лауро кому-то ещё недопустимо, Эльза застрелила его, а затем отправилась следом.

Видеоигры[править]

  • Company of Heroes — одна из специальных способностей немецких танкогвардейцев — разрушение ключевых точек (складов боеприпасов и ГСМ) для того, чтобы их не смог захватить враг. Если что, точку можно будет восстановить. Способ является не только этаким «шагом отчаяния» в случае, если минирование склада не помогло (наблюдательных пунктов у танкогвардейцев нет), но и действенным способом сделать сектор непригодным для развёртывания британских мобильных штабов.
  • Spec Ops: The Line — в ходе главы «Риггс» ЦРУ крадет у «Проклятых» стратегически важный груз, но те бросаются в погоню и уничтожают его.
  • «Казаки» — ИИ очень любит ломать здания и артиллерийские единицы, которые вы пытаетесь у него захватить, чтобы они не достались вам.
  • Heroes of Might & Magic 2 — можно было напустить призраков в шахту, сделав ее не рабочей и обрекая желающего прибрать ее к рукам драться.
    • В любой игре серии могла случиться ситуация: герой противника подходит к замку, отбиться не представляется возможным, даже если нанять всех возможных юнитов. Что делать? Зачастую выгодно нанять их именно для того, чтобы потом замок отбить было проще.
  • Starcraft 2: Legacy of The Void — понимая, что второго вторжения зергов Шакурас не выдержит, матриарх Воразун решает уничтожить планету как таковую. Артанис её план дорабатывает — он предлагает сперва заманить на Шакурас миллиард-другой зергов, а потом уже взрывать.
  • World of Warcraft: Battle of Azeroth — Во время нападения на столицу Орды Альянс почти полностью захватил Подгород и Сильвана во время отступления использовала чуму отрёкшихся что бы Подгород не достался и Альянсу.
  • Valis 3 — Юко была бы и не прочь снова вернуться домой, но вознеслась в Валгаллу и наглухо там засела. Зачем? Чтобы вместе с собой запечатать мечи Валис и Эйдос (в западной версии Литус), с помощью которых свежеубитый злыдень чуть не учинил армагеддец. С фитильком — Валис в следующей части пришлось отдать ученице.
  • Yandere Simulator — режим SNAP, в котором героиня убивает Сэмпая, себя и всех, кто попадёт ей под руку.
  • Fallout: New Vegas — Крейг Бун, узнав, что его жену продали в рабство, и имея шанс сделать всего один выстрел из снайперской винтовки, убивает именно ее, тем самым лишая легионеров Цезаря ценного приобретения, и избавляя любимую от мучений. Пополам с ударом милосердия.
  • Bioshock — Некогда Эндрю Райан спалил принадлежащий ему лес, чтобы не дать его национализировать и превратить в общественный парк. Во время игры он уничтожает «лёгкие» «Восторга» — оранжерею Аркадия — чтобы убить застрявшего там игрока, а когда понимает, что ему не удержать власть над городом, активирует режим самоуничтожения.
  • Halo. Перед лицом поражения на орбите Земли Конклав пытается превратить её в стеклянный шарик плазменной бомбардировкой.
  • Ys: Origin — в сюжетной линии Тоала, поняв, что проиграл, Даллас именно с такой мотивацией пытается взорвать чёрную жемчужину вместе со всей башней Дарм и теми, кто в ней находится. Что шло в разрез с планами стоявшего за всем этим Дарма, также известно под именем Каин Факт. В результате Дарм запустил молнией в "обрубившие собственные нитки марионетку" и явился на разборки лично.
  • Warframe — стандартная тактика врагов при любой попытке отжать у них материальные ценности силами игроков (то есть на миссиях обороны, угона и сбоя). Также они пытаются раздолбать консоли, в которых дистанционно через специальный девайс копается наш закадровый штурман, но это уже другое.
  • DotA 2 — самоубийство об нейтральных крипов в случае невозможности убежать от преследующего врага. Да, игрок потеряет часть денег, но враги ничего не получат вообще, в отличие от убийства фракционными крипами или башнями. Также можно этих самых союзных крипов бить самим когда у них остаётся меньше половины здоровья, и это стратегически важное искусство, которым обязан овладеть каждый дотер.
  • Hollow Knight — именно поэтому Халлоунест стал апокалиптической помойкой: Лучезарность, не желая позволить Бледному Королю забрать себе её владения, создала Чуму, которая превратила чуть ли не всех жуков в зомби, тем самым превратив Халлоунест в развалины.
  • Loop Hero — Тау, не сумев спасти свою галактику, отправил его в чёрную дыру.
  • Tales of Arise — Волран, окончательно проиграв Алфену, предпочёл уничтожить Альму Рены чем отдать её тому, кого он считал недостойным. С фитильком, поскольку вторым мотивом тут была откровенная вредность из серии «Лишь бы у соседа корова сдохла» (он отлично понимал, что без Альмы Рены у Алфена не будет другого выхода спасти Дану, кроме как убить Шион) и, откровенно говоря, не очень понятно какой из двух мотивов был ведущим.
  • Just Cause 2 — в финале игры Рико Родригес направляет ядерные ракеты, запущенные президентом Пандаком Панаем в сторону США, Китая, Японии и России, прямо в крупнейшее в мире нефтяное месторождение. Это приводит к тому, что диктатор Панау сгорает в ядерном взрыве, а нефтяное месторождение уничтожается, из-за чего Китай, Россия и Япония теряют интерес к маленькой стране Юго-Восточной Азии. США вроде как также несколько охладеют к Панау — да, проамериканский режим они возведут вновь, но столь ценный актив безвозвратно утрачен.

Визуальные романы[править]

  • Некоторые концовки School Days. Плюс концовка аниме, где доведённая до бешенства Секай убивает Макото, после чего приходит другая пассия, мстит и ворует голову покойного.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — Экстерминатус. В случае когда Имперцы не могут отбить планету даже с большими потерями/цена её удержания слишком высока планета уничтожается. В лучшем случае — для последующего перезаселения через 1000 лет. В худшем — до состояния «облако астероидов».
    • Хаосисты тоже любят экстерминатус перед лицом поражения. Или могут просто выкинуть планету в Варп, на радость его обитателям.

Музыка[править]

(link)

Бабка случайно убила Киркорова и Баскова, предварительно лизнув первого
  • Песня Высоцкого «На судне бунт» — пиратский капитан выбрасывает за борт добычу, из-за которой разгорелся весь сыр-бор. Бунт на корабле — это вам не революция по-детски, давить его приходится со всей пролетарской беспощадностью: вчера повесили двоих зачинщиков, «но мало, надо было четверых».
  • Клип Gazebo, «I Like Chopin» — подруга лирической героини оказалась лесбиянкой и убила свою возлюбленную, заодно подставив её жениха.
  • Mylène Farmer, «Libertine» (клип) — именно это устраивает своему возлюбленному соперница лирической героини, когда узнаёт, что он сделал выбор не в её пользу. А заодно и разлучнице — с явным посылом «Вместе вы будете только в могиле!»
  • Garbage, «The World is Not Enough» — «If we can’t have it all, then nobody will!» (Если мир не достанется нам, то не достанется никому!)
  • Шотландская народная баллада «Young Hunting» (также «Henry Lee», известная больше всего в исполнении Ника Кейва и PJ Harvey) — мужчина сообщает девушке, что любит другую, она просит возлюбленного о прощальном вечере, а затем убивает его.

Реальная жизнь[править]

  • Тактика выжженной земли — вся об этом.
    • Рассказывается, что во время отступления из Испании от наполеоновской армии англичане убили лошадей, чтобы не оставлять их французам.
    • В результате войны в Персидском заливе произошла одна из самых тяжёлых экологических катастроф в истории: иракцы, отступая из Кувейта, нарочно сбросили в залив около 8 млн баррелей нефти.
    • После конфликта в Нагорном Карабахе в 2020 армяне, покидающие районы, перешедшие под контроль Азербайджана, поджигали свои дома, чтобы они не достались победителям. При этом зачем-то демонтировали в этих домах унитазы и уносили с собой (это было бы понятным в 1975 г., когда любая сантехника была лютым дефицитом, но всё происходило в 2020), что вызвало в том году целый вал карикатур.
    • Инверсия: в 2005 году израильтяне в одностороннем порядке вывели войска и поселенцев из сектора Газы. По просьбе ООН, теплицы, принадлежавшие эвакуированным поселенцам, оставили нетронутыми со всем оборудованием, для передачи их палестинским фермерам. Но арабские фермеры зря раскатали губищу: пришли активисты ХАМАСа (тоже арабы, если чё) и разнесли эти теплицы в хлам.
  • Американский массовый убийца Ричард Спек, сидя в тюрьме, нашёл и выходил изувеченную ласточку, которая залетела в разбитое окно. Когда птица обрела способность стоять на лапках, Спек перевязал ей ножки и посадил себе на плечо. Заметивший это охранник напомнил ему, что в камере животных держать запрещается. Услышав это, Спек бросил птицу в работающий вентилятор (однако хорошо живут амские зэки!). На вопрос шокированного охранника «Но вы же её любили!», Спек ответил «Любил. Но раз ею не могу владеть я, ею не будет владеть никто». Мысль о том, что ласточка не нуждается во владельце, ему в голову не приходила[5]
  • В 1968 году советский художник-нонконформист Франсиско Инфанте-Арана предложил проект переменного освещения для Кремля и храма Василия Блаженного. Неожиданно проект получил одобрение и уже готовился к передаче на самый верх, но в итоге фамилия художника оказалась последней в списке авторов после всех бонз Моспроекта. Инфанте-Арана вспылил и уничтожил большую часть наработок, и проект почил в бозе.
  • Распространённый приём в Голливуде: назло врагам козу куплю. Студии скупают права на экранизацию популярных книг и комиксов и… ничего не снимают; задача была в том, чтобы конкурентам не досталось. Для борьбы с такими приёмами часто вводятся особые пункты договора, по которым студия обязана что-то снять… ну, она и снимает какой-нибудь ошмёток на полчаса, показывает его ночью в одном кинотеатре, потом судится с автором, её поливают позором в СМИ, зато врагам не досталось! Примеры — недоэкранизация «Хоббита» (1966), запрещённая к показу «нулевая» «Фантчетвёрка» (1994), пилот-пролог «Колеса Времени» (2015). Во всех этих случаях недофильм был снят исключительно с целью продлить права на экранизацию (подобные слухи ходят и про Фантчетвёрку 2015 года, но там скорее всего получилась явная лажа).
    • Нередко это не «назло врагам», а с искренним намерением что-то снять, просто… не сложилось. Например, именно так надолго завис «Властелин Колец» — несколько неудачных сценариев, потом экранизация Ральфа Бакши, показавшая, что при тогдашнем техническом уровне это попытка с негодными средствами… И только к концу 90-х цифровые технологии вышли на нужный уровень.
    • Вне голливуда этим занимается корпорация зла EA. Скупают компании, выпускающие набравшие популярность серии игр. И гробят методом «слепить по известной франшизе абы что пока инерция бренда работает, и с падением продаж забить на продолжения». Делают они это специально, чтобы продолжения не выходили, и не отнимали аудиторию у штампуемых на конвеере серий Battlefield, Need for Speed… Фанаты мысленно посылают издателю лучи поноса, но методика работает, деньги владельцам приносит, то есть свою непосредственную задачу корпорация выполняет.

Примечания[править]

  1. А если сменить пол всех персонажей, то последние пять слов анекдота ещё и являются почти точным описанием происходящего в Yandere Simulator: каждую неделю в школу переводится девушка, начинает оказывать знаки внимания Сэмпаю и должна огрести от главгероини.
  2. В романских языках, в т.ч французском, слово «меч» женского рода; соответственно, личные имена рыцарских мечей (в т. ч. Дюрандаль) — женские
  3. Но учитывая что эти отношения длились более 300 лет и любое обыкновенное вожделение давно бы выветрилось (особенно поскольку в других женщинах Заласта себе не отказывал), скорее речь всё же идёт о любви. Вот такой психованной и трагичной любви, да!
  4. И это ещё оптимистичная оценка.
  5. Ну, данная конкретная птица могла и нуждаться: выхоженная заключённым в условиях тюрьмы птица вряд ли выжила бы в природе. Хотя в условиях той же камеры и ухода со стороны того же заключённого, с его возможностями и на уровне его разумения, она бы все равно долго не прожила. Адекватности подобному поступку это, впрочем, не добавляет.