Расчётливый отказ от награды: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (1 версия импортирована)
Строка 10: Строка 10:


== Примеры ==
== Примеры ==
=== [[Фольклор]] ===
=== [[Фольклор]] ===
* Анекдот про [[Пейсы, кашрут и день субботний|еврейского мальчика]], выбирающего из двух монет одну меньшего номинала, поскольку иначе перестанут давать.
* Анекдот про [[Пейсы, кашрут и день субботний|еврейского мальчика]], выбирающего из двух монет одну меньшего номинала, поскольку иначе перестанут давать.
Строка 34: Строка 33:


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
* [[Легенда о Героях Галактики]]: Райнхард фон Лоэнграмм отказался занять любую из трёх высших должностей в Галактическом Рейхе, потому что, как он сказал Кирхайсу, легко может сделать это позже. Зато таким образом он предстал в хорошем свете перед императором и не нажил себе раньше времени новых врагов среди аристократов.
* [[Ginga Eiyuu Densetsu]] Райнхард фон Лоэнграмм отказался занять любую из трёх высших должностей в Галактическом Рейхе, потому что, как он сказал Кирхайсу, легко может сделать это позже. Зато таким образом он предстал в хорошем свете перед императором и не нажил себе раньше времени новых врагов среди аристократов.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* Во многих RPG: отказавшись от материальной награды за сданный квест, персонаж получает нематериальную — экспу, плюс к репутации, очки светлой стороны Силы ([[KOTOR]])
* Во многих RPG: отказавшись от материальной награды за сданный квест, персонаж получает нематериальную — экспу, плюс к репутации, [[Star Wars|очки]] [[Star Wars: Knights of the Old Republic|светлой]] [[Star Wars: Knights of the Old Republic II: The Sith Lords|стороны]] [[Star Wars: The Old Republic|Силы]]…
** Бывает и ещё круче. Например, в [[Gothic]] 2 есть один квест, в котором нужно спасти фермера от наёмников. [[Очевидный выбор|Если после этого намекнуть на денежное вознаграждение, вы заработаете меньше экспы… но денег всё равно не получите, потому что у фермера ничего нет]].
** Бывает и ещё круче. Например, в [[Gothic]] 2 есть один квест, в котором нужно спасти фермера от наёмников. [[Очевидный выбор|Если после этого намекнуть на денежное вознаграждение, вы заработаете меньше экспы… но денег всё равно не получите, потому что у фермера ничего нет]].
* Более сюжетный вариант в [[Dragon Age: Origins]]. Если на вопрос, чего вы хотите в награду за победу над Архидемоном, ответить, что хотите лишь служить Ферелдену, герой получит должность канцлера. Если на троне Алистер (особенно «не ожесточенный»), то канцлер будет фактически править от его имени.
* Более сюжетный вариант в [[Dragon Age: Origins]]. Если на вопрос, чего вы хотите в награду за победу над Архидемоном, ответить, что хотите лишь служить Ферелдену, герой получит должность канцлера. Если на троне Алистер (особенно «не ожесточенный»), то канцлер будет фактически править от его имени.
Строка 44: Строка 43:
* [[Heroes of Might and Magic]] же! Найдя сундук и отказавшись от золота, вы получаете куда более ценный опыт.
* [[Heroes of Might and Magic]] же! Найдя сундук и отказавшись от золота, вы получаете куда более ценный опыт.
** Субверсия: более ценный только до определенного момента (зависит от конкретной игры в серии и уровня сложности). В последних частях кампаний обычно опыт уже мало что решает, поэтому золото брать выгоднее. Да и в сценариях золото тоже очень часто бывает нужнее.
** Субверсия: более ценный только до определенного момента (зависит от конкретной игры в серии и уровня сложности). В последних частях кампаний обычно опыт уже мало что решает, поэтому золото брать выгоднее. Да и в сценариях золото тоже очень часто бывает нужнее.
* [[Мор (Утопия)]]: Есть в игре парочка квестов, где отказ от материальной награды в пользу награждающего (мол, тебе нужнее) даёт повышение репутации.
* [[Мор (Утопия)]] — есть в игре парочка квестов, где отказ от материальной награды в пользу награждающего (мол, тебе нужнее) даёт повышение репутации.
* [[Stellaris]], ивент с Машиной Бесконечности. За помощь в ее проекте вам предложат в награду технологию искусственного интеллекта (Позитронный ИИ). Если отказаться, то вам дадут образец уникального процессора, который ускоряет ход любых исследований. При этом технологию ИИ можно изучить и позже (а можно и не изучить — ещё [[Бунт машин|восстания машин]] не хватало), она все равно появится на технологическом древе при некоторых условиях, а бонус дает небольшое, но уникальное преимущество в скорости прокачки империи.
* [[Stellaris]], ивент с Машиной Бесконечности. За помощь в ее проекте вам предложат в награду технологию искусственного интеллекта (Позитронный ИИ). Если отказаться, то вам дадут образец уникального процессора, который ускоряет ход любых исследований. При этом технологию ИИ можно изучить и позже (а можно и не изучить — ещё [[Бунт машин|восстания машин]] не хватало), она все равно появится на технологическом древе при некоторых условиях, а бонус дает небольшое, но уникальное преимущество в скорости прокачки империи.
* [[Fallout 2]]: имеет смысл самому выплатить долг за Фреда в Дыре (Den) и вернуться через 3-6 месяцев — Фред выиграет в казино крупную сумму, разбогатеет и может поделиться с ГГ.
* [[Fallout 2]] имеет смысл самому выплатить долг за Фреда в Дыре (Den) и вернуться через 3-6 месяцев — Фред выиграет в казино крупную сумму, разбогатеет и может поделиться с ГГ.
** Также имеет смысл отказаться от денег за квест по раскрытию антимутантского заговора в Брокен-Хиллз: тогда Маркус даст охотничье ружье с оптическим прицелом. Чудесная штука, уступает только снайперке и гауссовке.
** Также имеет смысл отказаться от денег за квест по раскрытию антимутантского заговора в Брокен-Хиллз: тогда Маркус даст охотничье ружье с оптическим прицелом. Чудесная штука, уступает только снайперке и гауссовке.
** А вот Зевс из шахты дает при отказе от награды автоматический шотган. Нет, тоже полезная фиговина, но она легко берется и в других местах.
** А вот Зевс из шахты дает при отказе от награды автоматический шотган. Нет, тоже полезная фиговина, но она легко берется и в других местах.
* [[Witcher III]]: Если привести Цири к её отцу, но при этом отказаться от денег в качестве награды, то Геральт получит красивую вороную кобылу. Да и шанс на хорошую концовку возрастёт.
* [[The Witcher 3]] — сли привести Цири к её отцу, но при этом отказаться от денег в качестве награды, то Геральт получит красивую вороную кобылу. Да и шанс на хорошую концовку возрастёт.
* Златогорье 2: Холодные небеса — квестовая ветка хранительницы Хросса, если выполнять её не прося награды, то дадут откровенно имбовый меч.
* Златогорье 2: Холодные небеса — квестовая ветка хранительницы Хросса, если выполнять её не прося награды, то дадут откровенно имбовый меч.
* [[Quest for Glory]] V — герой получает 50 квестовых очков за согласие или отказ на корону Сильмарии. У альтруиста-паладина есть опция получить дополнительные 50 очков, сказав, что отрекаешься в пользу Эльзы, и она более достойна. Но расчётливый паладин может до этого жениться на Эльзе. В итоге получает: 100 квестовых очков, жену и таки титул короля за статус мужа королевы.
* [[Quest for Glory]] V — герой получает 50 квестовых очков за согласие или отказ на корону Сильмарии. У альтруиста-паладина есть опция получить дополнительные 50 очков, сказав, что отрекаешься в пользу Эльзы, и она более достойна. Но расчётливый паладин может до этого жениться на Эльзе. В итоге получает: 100 квестовых очков, жену и таки титул короля за статус мужа королевы.

Версия 18:30, 4 марта 2023

Расчётливый отказ от наградыотказ от награды ради других будущих плюшек.

Встречается также в варианте с прикрученным фитильком, когда на выбор предлагается несколько вариантов награды, а выбирается кажущаяся менее ценной.

Троп может использоваться для избегания попадания в услужение к нежелательному лицу. Также это может спасать от не слишком полезных наград и даже от подозрительных благословений.

В компьютерных играх, где ведётся игра на развитие, когда выбор любого из вариантов награды так или иначе что-то изменяет, часто может пересекаться с тропом обесценивающиеся ресурсы — выбор зачастую происходит в пользу того ресурса, который будет более ценен в перспективе, даже если соотношение стоимости объёмов с альтернативами условно невыгодное. Если одним из вариантов награды явялется какой-то ресурс, существующий в самой игре в фиксированном ограниченном количестве, с большой вероятностью выбор будет сделан в его пользу, потому как для других ресурсов существуют иные условно неисчерпаемые источники, а этот добывается отовсюду, где он есть, любыми средствами.

В реальной жизни троп применяется для повышения репутации и избегания нежелательной излишней ответственности, которая может прилагаться к подозрительно щедрой награде.

Примеры

Фольклор

  • Анекдот про еврейского мальчика, выбирающего из двух монет одну меньшего номинала, поскольку иначе перестанут давать.
    • Вариант — дурачку больше нравится блестящая монета, чем мятая купюра. Или большая монета по пять центов, а не маленькая по десять.
    • В анекдоте все так и думают, но панчлайн именно в ответе «дурачка».

Литература

  • Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба» — по традиции, от атаманской булавы нужно отказаться минимум дважды.
  • Иван Нечуй-Левицкий «Старосветские батюшки и матушки» — аверсия. Сельская попадья в гостях у будущих родственников дважды отказывается от угощения (вот когда в третий раз начнут уговаривать, тогда уже будет прилично согласиться). Городская хозяйка же о таких «правилах приличия» не знает: предлагает раз, на всякий случай предлагает ещё раз, вдруг гостья передумала — и всё. Так бабка и отправилась домой голодной.
  • Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»: «Никогда и ничего не просите, особенно у тех, кто сильнее вас! Сами предложат и сами всё дадут», — советуют Маргарите. И ведь срабатывает! А начни Маргарита выпрашивать у Воланда награду — могла бы и плохо кончить.
  • Алексей Пехов, «Вьюга теней» — Гаррет в финале рвёт пожалованное ему королевское помилование. Красивый жест? Возможно. Но, с другой стороны, в самом деле, зачем оно тому, кто нацелился в творцы миров?
    • Ну, не откажись он от награды (и даже реши он действительно честно осесть на дно: имея ретроактивное бессмертие, он имел — и имеет: неизвестно, когда он закончит думать над разумным устройством мира и примется за дело, — полную возможность дожить жизнь, как он хочет, а потом уже идти создавать свой мир), способности бы он от этого не потерял. Просто планировал тут-же взяться за старое и не хотел лицемерить. Так что это скорее туда. Другое дело, что ему с его способностями та награда (и многие куда более серьезные вещи) действительно до лампочки.

Фанфики

  • «Гарри Поттер и методы рационального мышления», шутки ради: отказавшись от «материальной» награды за рассказ Минерве МакГоннагл о тайном послании Салазара Слизерина в Сортирующей Шляпе, Гарри получает маховик времени. Получил бы в любом случае, в полном соответствии с планом Дамблдора, но этот случай утвердил МакГоннагл в мысли, что Гарри — не такое уж и ходячее бедствие.

Кино

  • «После дождичка, в четверг…» — ключница, якобы спасшая царского сына, пожертвовав своим (на самом деле она поменяла младенцев местами, чтобы усадить своего ребенка на престол), отказывается от награды… А в последующие годы постоянно манипулирует царём на том основании, что спасла его сына, и постепенно прибирает к рукам все царство.

Телесериалы

  • «Великолепный век» — персонажи регулярно отказываются от награды, заявляя в ответ на предложение «Проси в награду всё, что хочешь», что лучшая награда — это услужить султану. А вот от щедрых подарков султана не отказываются.

Аниме и манга

  • Легенда о героях Галактики — Райнхард фон Лоэнграмм отказался занять любую из трёх высших должностей в Галактическом Рейхе, потому что, как он сказал Кирхайсу, легко может сделать это позже. Зато таким образом он предстал в хорошем свете перед императором и не нажил себе раньше времени новых врагов среди аристократов.

Видеоигры

  • Во многих RPG: отказавшись от материальной награды за сданный квест, персонаж получает нематериальную — экспу, плюс к репутации, очки светлой стороны Силы
  • Более сюжетный вариант в Dragon Age: Origins. Если на вопрос, чего вы хотите в награду за победу над Архидемоном, ответить, что хотите лишь служить Ферелдену, герой получит должность канцлера. Если на троне Алистер (особенно «не ожесточенный»), то канцлер будет фактически править от его имени.
  • Mount & Blade: Warband — существует возможность как отказаться от материальной награды в обмен на нематериальную (к примеру, если вы не станете требовать выкуп за захваченного вражеского лорда, а просто отпустите его, то ваш рейтинг чести вырастет, и в результате все честные лорды станут относиться к вам немного лучше), так и отказаться от одной материальной награды в обмен на другую. Например, большинство лордов в игре считает, что захваченная крепость должна достаться захватчику, но вы можете сознательно отказаться от взятого замка из расчёта на то, чтобы потом захватить и потребовать себе город, который принесёт намного больше денег. А если отказываться и от городов, вас вполне могут назначить главнокомандующим вашего королевства.
    • Если вы защитили деревню от разбойников (с предварительным обучением крестьян искусству боя, или без оного) — обычно не стоит брать припасы, которые вам предложат благодарные крестьяне. Исключение — когда вы и ваш отряд попросту голодаете. Во всех прочих случаях плюсик к репутации дороже и ценнее.
  • Heroes of Might and Magic же! Найдя сундук и отказавшись от золота, вы получаете куда более ценный опыт.
    • Субверсия: более ценный только до определенного момента (зависит от конкретной игры в серии и уровня сложности). В последних частях кампаний обычно опыт уже мало что решает, поэтому золото брать выгоднее. Да и в сценариях золото тоже очень часто бывает нужнее.
  • Мор (Утопия) — есть в игре парочка квестов, где отказ от материальной награды в пользу награждающего (мол, тебе нужнее) даёт повышение репутации.
  • Stellaris, ивент с Машиной Бесконечности. За помощь в ее проекте вам предложат в награду технологию искусственного интеллекта (Позитронный ИИ). Если отказаться, то вам дадут образец уникального процессора, который ускоряет ход любых исследований. При этом технологию ИИ можно изучить и позже (а можно и не изучить — ещё восстания машин не хватало), она все равно появится на технологическом древе при некоторых условиях, а бонус дает небольшое, но уникальное преимущество в скорости прокачки империи.
  • Fallout 2 — имеет смысл самому выплатить долг за Фреда в Дыре (Den) и вернуться через 3-6 месяцев — Фред выиграет в казино крупную сумму, разбогатеет и может поделиться с ГГ.
    • Также имеет смысл отказаться от денег за квест по раскрытию антимутантского заговора в Брокен-Хиллз: тогда Маркус даст охотничье ружье с оптическим прицелом. Чудесная штука, уступает только снайперке и гауссовке.
    • А вот Зевс из шахты дает при отказе от награды автоматический шотган. Нет, тоже полезная фиговина, но она легко берется и в других местах.
  • Ведьмак 3: Дикая Охота — сли привести Цири к её отцу, но при этом отказаться от денег в качестве награды, то Геральт получит красивую вороную кобылу. Да и шанс на хорошую концовку возрастёт.
  • Златогорье 2: Холодные небеса — квестовая ветка хранительницы Хросса, если выполнять её не прося награды, то дадут откровенно имбовый меч.
  • Quest for Glory V — герой получает 50 квестовых очков за согласие или отказ на корону Сильмарии. У альтруиста-паладина есть опция получить дополнительные 50 очков, сказав, что отрекаешься в пользу Эльзы, и она более достойна. Но расчётливый паладин может до этого жениться на Эльзе. В итоге получает: 100 квестовых очков, жену и таки титул короля за статус мужа королевы.

Реальная жизнь

  • Григорий Перельман, памятуя о первом скандале вокруг премии за доказательства гипотезы Пуанкаре, вызванном тем, что большая часть использованных им для этого выкладок была позаимствована у других математиков, отказался от новой премии, дабы не повторять историю, тем более что в математике без фрагментов чужих выкладок вообще редко обходится, а указать всех, кого хочется, в соавторах не всегда дают. Или считать доказавшим завершившего выкладку — или записывать на счёт всего человечества в целом.