Когда есть только молоток

Материал из Posmotreli
Версия от 13:06, 16 февраля 2022; commons>FurryTiger (→‎Аниме и манга)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья When All You Have Is a Hammer…. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Как бы много способностей и возможностей не было бы у пользователя тропа, любую проблему он будет решать одним единственным методом (как правило физической силой).
« Тот, кто хорошо владеет молотком, везде склонен видеть гвозди »
— А. Маслоу
« Если надо забить гвоздь, не надо умничать, надо лупить со всей дури! »
— Сержант Кремень
« Как посчитать устойчивость столика с одной ножкой? Вот по такой формуле… Как посчитать устойчивость столика с четырьмя ножками? Отпилить три ножки и воспользоваться формулой из предыдущего параграфа. »
— В точных науках тоже знают толк в тропе

У персонажей в любом сеттинге, как правило, довольно ограниченный набор возможностей, а их противники достаточно сильны, чтобы с ними нельзя было справиться без стратегии. Но, как правило, стратегия сводится к «найти способ стукнуть посильнее и стукнуть». Или «стукнуть как обычно, но по роже». Или может быть подано более замысловато: «О черт, тут нужно заклинание „Снять неуязвимость“, а я не владею магией. Надо овладеть. А потом — стукнуть».

Наиболее вопиюще этот штамп проявляется в сюжетах, когда на словах герои побеждают злодея какой-нибудь силой дружбы, верой в светлое будущее или чем-нибудь столь же туманно-философским, а на деле это выглядит как бомбежка главгада самыми разрушительными из доступных заклинаний. Такое свойственно RPG и прочим играм, сила дружбы в цифрах не выражается (ну да, мы же не в The Sims играем, хотя в Mass Effect лояльность командиру влияет на шансы последующего выживания и способности персонажа), а заклинание «Огонь-III» — очень даже.

Примеры

Литература

  • Далёкая гейПарадуга Леонида Каганова — Михалыч, бывший кладбищенский сторож, решает все проблемы с точки зрения своего опыта: на уроках труда — учить варить могильные ограднки резкой, сваркой и покраской; на уроках географии — начинает урок с «все мы когда-нибудь в землю ляжем», во время истории с магнитами раз за разом предлагает что-нибудь порезать, покрасить или сварить. Тем веселее, что в конце концов молоток таки помог там, где не помогло всё остальное.

Кино

  • V значит вендетта — у канцлера Адама Сатлера, похоже, программа «сто бед — один ответ», и этот ответ — насилие и подавление.
  • «Армагеддон» — игра с тропом: «Вот так мы решаем все проблемы на русской космической станции!!!».
  • «Олдбой» (2003) — троп раскрыт дословно.
  • «Драйв» — опять же, Водитель предпочитает молоток всяким огнестрелам и колюще-режущим.
  • «Папа, сдохни» — главный герой принес на встречу с отцом девушки молоток… явно не для того чтобы забивать им доски.
  • «Звёздные войны» — Империя и Звезда Смерти. В оригинальной трилогии присутствовало в разумных пределах, в сиквелах пошло вразнос. Сперва МЕГА-ЗС, способная уничтожить аж пять планет за раз через пол-галактики (это как минимум — а научные расчеты дают цифру измеряемую как минимум в тысячах и миллионах), потом лазерный таран (!) на основе технологии ЗС, а под конец — сотни, тысячи Стар Дестроеров, и у каждого по пушке от ЗС! И ЧСХ ничего, буквально ничего из этого толком не помогает!

Мультфильмы

  • WALL-E — первоначальное стандартное решение любой проблемы для робота ЕВА — стрелять по ней из встроенной в руку пушки.
    • Педаль в пол с M-O: чистить загрязнения — его единственное умение, by design.
  • My Little Pony: Friendship is Magic: сила «дружбомагии» позвлояет одолеть подавляющее большинство злодеев и решить немало проблем. Именно то, что написано на упаковке.
    • Считать Элементы Гармонии обычным разрушительным заклинанием ошибочно. Кризалис проверяла.
    • Тем забавнее что в комиксах происходит аверсия, единственный раз когда там смогли использовать Элементы Гармонии они гармонизировали своих носительниц, а не цель. Против остальных Элементы не применялись в связи с различными обстоятельствами.
  • Кунг-фу Панда: Секреты Неистовой Пятёрки — Старый Мастер Гадюка (отец Гадюки из Неистовой Пятёрки) славился своими ядовитыми клыками, которыми мог расправиться с целыми отрядами противников. Пока буквально не обломал зубы об одного воина-гориллу в тяжёлой броне. А вот его дочь, с рождения не обладающая ядом и тогда умевшая лишь танцевать с шёлковой ленточкой, устроила злобной обезьяне 220, скрутив врага в бараний рог (при момощи этой самой ленточки).

Аниме и манга

  • Наруто, конечно же. Этот сериал даже породил отдельный мем «Нарутотерапия» — метод психологической обработки врага, который сводится к набиванию ему морды в сочетании с самым пафосным монологом о дружбе и отваге. Для набивания морд используются два основных инструмента — клоны и Расенган.
    • Наноха (с подругами) занимается ровно тем же самым, только в ещё более индустриальных масштабах. Starlight Breaker!
  • One Piece — Луффи прокачивается от арки к арке. Но каждый раз это сводится к тому же — изобретению нового, ещё более сильного удара, которым только и удаётся вырубить босса. Хотя в Новом мире ему пришлось в срочном порядке качать Волю наблюдения. Но и ВД ему нужна для того, чтобы знать, где ударят, и ударить самому.
    • Собственно, это же касается всех мугивар, в том числе Усоппа, который-таки время от времени использует молоток. Надувной, но всё же.
  • Heavy Object — нет такой проблемы и задачи, которую бы Квенсер Барботаж не решил бы с помощью взрывчатки.
  • Mahou Shoujo Madoka Magica — Хомура решает все проблемы с помощью оружия и остановки времени. Увы, кроме Вальпургиевой Ночи.
  • Pokemon — Мяут из команды R. Иногда у него бывают приступы героизма, но в целом дерется он плохо и неохотно. Все нормальные покемоны применяют четыре атаки, а Мяут с первых сезонов орудует когтями и ничему другому учиться не хочет. По его собственной версии, не может — якобы пожертвовал боевыми навыками ради умения разговаривать.
    • Здесь же — Воббафет (любой — не только тот, что у Джесси). Может поглощать и отражать чужие атаки… а вот сам нападать, извините, не умеет. И обучить его этому нельзя. Троп обоснован.
    • Пикачу Эша. Практически для любой проблемы решение одно — ударить током да посильнее.
    • Тайнамо — главный покемон Элизы [1] — использует аж целый один приём. И это Tackle («Толчок») — банальнейший таранный удар, которым многие покемоны владеют с самого начала! Впрочем, Тайнамо и так неплохо, поскольку скорость зашкаливает, а сила «Толчка» позволяет вбивать противников в стены или в землю, словно гвозди. Но защита у этой малявки никакая. Совсем.
  • Bleach — главный герой, будучи шинигами/квинси/пустым/подчинителем/чертом в ступе, в принципе может многое. Де-факто применяет дополнительные абилки лишь по большим праздникам. В остальное время у него всё просто: Гецуга Теншоу проложит путь в светлое будущее!
    • Совсем клинический случай — Зараки Кенпачи. У него даже Гецуги нету — один только меч (в шикае и банкае — просто дрын еще большего размера)! «Могу рубить, могу не рубить». — «А можешь одолеть мальца с силой воображения, который кастует метеориты, порталы в космос и многое другое, от чего нормальный шинигами кони двинет?» — «Могу, но это надо много рубить!»
      • При всём том сам он не прочь лишний раз подсветить, что побеждает в первую очередь за счёт ошибок противника, а не своей ни в какие ворота не лезущей грубой силы: то противник очевидного не увидит, то под удар подставится, то целенаправленно надорвётся — тактическим гением Зараки-тайчо, конечно, не блещет, но голову по прямому назначению использовать вполне умеет. Да, он умеет рубить, но он это очень хорошо умеет.
  • Death Note — у Лайта в распоряжении артефакт, способный убить любого человека, чьи имя и лицо известны Лайту. Да, хитрые планы строить приходится, но итогом всех хитрых планов все равно становится убийство оппонентов с помощью той самой тетради.
    • Дополнительные очки за то что для убийства оппонентов или преступников из всего великого множества способов умерщвления Лайт практически всегда использует только один — сердечный приступ через 40 секунд. Проявлял бы больше фантазии и разнообразия, ну или хотя бы делал смерть не мгновенной, а через пару дней, глядишь и не спалился бы во второй же серии аниме.
      • Пандемию смертей среди преступников так и так заметили бы
      • Да он специально выбирал только один метод, что бы люди заметили закономерность и начали бояться этого «вершителя справедливости»
  • Dorohedoro — Син. Просто Син.
    • Педаль в пол до обретения контроля над своим дымом — тогда у него буквально был только молоток.
  • Golden Kamuy — в буквальном смысле. Усами заперли без оружия с двумя убийцами в свинарнике, так он выхватил у одного из нападавших молоток и забил обоих.
  • Onepunch-Man: главный герой все проблемы решает кулаком по морде. С такой силой удара ему ничего другого и не требуется.
  • «Juuni Taisen» — та же проблема, что у Самурая из примера выше. Бык — супермечник, который умеет рубить противников в лапшу. В этом деле он лучший, но каких-либо хитрых приёмов не имеет. Слился, когда вместо живых противников пришлось сражаться с мертвяками, дерущимися и после расчленения (а серебряный меч Бык прихватить не догадался).
    • Справедливости ради, здесь половина Воинов делает ставку на что-то одно: рукопашку, бомбы, огнемёт, пулемёт и т. д. Кролик потому и получает преимущество, что собирает зомби с разнообразными прижизненными способностями и так компенсирует свои слабости.
    • Вообще-то двоих зомби они с Тигрицей победили, да и план для победы над Кроликом он уже придумал, но не знал про Обезьяну.
  • JoJo's Bizarre Adventure — не смотря на все гениальные планы главных героев, в основном их суть сводится к тому, чтобы только добраться до противника (и обезвредить суперспособности противника если они включились). Вражина попал в радиус атаки станда/кулака с хамоном/Томмигана? А нам больше и не надо!
  • Hokuto no Ken — Главный герой Кенширо просто бьёт противников, чтобы они взрывались или по-другому умирали болезненной смертью. При этом, если просто так его убить не удаётся, в отличие от других героев сёнэнов, он даже не проходит тренировки, а просто бьёт немного по-другому, и они дохнут как положено.

Видеоигры

  • Tomb Raider (2013) — большинство проблем в игре решаются ледорубом. Буквально. Даже древняя демоническая императрица изгоняется ледорубом по темечку.
    • Вообще-то путем втыкания в грудь горящего факела, но ледоруб используется много и часто.
  • "Герои Меча и Магии 3" - только "молоток" есть у непрокаченных героев с магией, в борьбе с медленными нейтралами забрасывающими их пресловутой народной "волшебной стрелой". А когда маг разучивает вызов элементалей и при этом его фантазия атрофируется в силу лени игрока/действительной эффективности/хитрого плана/ужасающей демонстрации - появляется другой молоток. И ещё с огнеупорными существами самое милое дело всех палить Армагеддоном.
  • Hitman: Blood Money (хотя можно и к предыдущим сериям игры применить) — многие, очень многие. даже новички, проходили игру в стиле «Когда есть только удавка».
  • Duck Tales (старый и переиздание) — все проблемы дядюшка Скрудж решает посредством трости по темечку или тростью с разворота.
  • Indiana Johnes and the Emperor’s Tomb — оружия в игре достаточно. Недостаточно к нему патронов, поэтому большую часть своих проблем Инди решает посредством рук, ног и верного кнута. Ввалить дракону, правда, ими не получится, но тут уж ничего не попишешь — он летучий.
  • Проще перечислить, где этот троп НЕ встречается…

Реальная жизнь

  • Программисты вне естественной среды обитания часто склонны решать при помощи кода и электроники задачи, которые гораздо проще решаются верёвкой и палкой. И даже в естественной среде по мере снижения порога вхождения в программирование те задачи, для которых достаточно написать десяток строк нормального кода, всё чаще решаются скрученными вместе при помощи синей изоленты мышекодерства библиотеками из интернета.
    • Субверсия с языком Common Lisp. Это очень выразительный и гибкий язык, но с библиотеками все очень плохо даже когда они есть. «Каждый разработчик на Лиспе писал собственную библиотеку для <подставить задачу>». Да и сам Лисп это всего семь базовых функций, а все остальное лишь их комбинации.
    • Кто-то похоже путает common lisp co scheme. Уж с чем чем, а с библиотеками в коммон лиспе проблем не было, одна монструознейшая CLOS чего стоит, проблемы были с производительностью, жадностью до памяти и кучей несовместимых реализаций. А вот схема - да, образец минимализма, стандартизирована, есть быстрые реализации (в том числе и полностью компилируемые), зато с библиотеками полнейший швах.
      • Столлмановский GNU EMACS[3] (Emacs'овский диалект Лиспа был одним из основных источников Common Lisp'а) до сих пор критикуется за тяжеловесность и попытки запихать туда всё что можно, порождая расшифровки типа Eight Megabytes And Constantly Swapping[4] и Eventually malloc()s All Computer Storage.

Примечания

  1. Отсебятина аниме — в играх у неё немного другая команда и другая, страшно неприятная тактика.
  2. Так называемое «10-е правило Гринспена». Причём в полном соответствии с принципом Арнольда наиболее распространённую его формулировку (с поправкой про собственно интерпретатор Лиспа) предложил не Филип Гринспен, а Роберт Моррис.
  3. Generally Not Used Except by Middle Aged Computer Scientists
  4. Из времён когда компьютеры были большими, а память — маленькой, и 8М — это было ого-го!