Жертва сверхспециализации

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Crippling Overspecialisation. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Поздравляем! У вас оказалась великолепная суперспособность. Или умение. Или навык. Может, даже целая специализация. И вы овладели этим на все сто, стали в этом непревзойдённым мастером. А возможно, вы единственный, кто этим владеет.

Круто, верно?

Но не спешите радоваться. Ибо, как это ни прискорбно, в вашем мире почти все одарённые владеют сразу несколькими способностями или являются мультиклассовыми бойцами. Или при желании могут овладеть несколькими способностями, в отличие от вас. Особенно вам не повезло, если вы маг, способный сотворить только одно заклинание, а ваши коллеги — не один десяток. Ох, как бы ваша сверхспециализация не стала невероятно отстойным даром!

Но не отчаивайтесь: возможно, ваша способность настолько крута или вы настолько круто владеете ею, что она может считаться невероятно клёвым проклятием.

А может, в какой-то один решающий момент она всё же пригодится.

Частный случай, если речь идёт об интеллектуальных способностях — Синдром саванта.

Ещё частный случай — такой сильный, что уже слабый, когда персонаж может либо жахнуть так, что мало никому не покажется, либо вообще никак (а жахнуть «в меру» ну совсем не способен).

Противотроп — Специалист наоборот, который разбирается во всём, кроме того, в чём он должен разбираться.

Где встречается[править]

Фольклор[править]

  • Анекдот про любителя собачьих боев, научившего своего бульдога вцепляться противнику мёртвой хваткой в левую заднюю ногу и не отпускать, пока тот не выбьется из сил. Всё шло хорошо… пока бульдог не нарвался на собаку без левой задней ноги.
    • Возможно, прототипом послужил рассказ Марка Твена «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса». Кличка бульдога — Эндрю Джексон.
    • Или наоборот.
  • Байка (рассказ Дональда Биссета) про кузнечика, который не хотел учиться маленьким скачкам. В результате никак не мог попасть домой, так как постоянно его перепрыгивал (а тригонометрии — чтобы прыгнуть куда-нибудь в сторону — его, видимо, не учили). Пришлось ехать домой верхом на улитке.

Литература[править]

  • «Белый Клык» — заглавный волко-пёс стал чемпионом Аляски по собачьим боям, но, выступив против бульдога, не сумел адаптироваться к необычному противнику и чуть не погиб. Более того, его подвёл его самый испытанный приём — таран плечом, сбивавший противника с ног. Через приземистого бульдога Белый Клык просто перелетел и сам впервые в жизни оказался на лопатках.
  • «Досье Дрездена» — Ханна Эшер. Пирокинетик высшего класса, настолько, что даже Гарри, сам тот ещё ходячий огнемёт, от неё в благоговейном ужасе. Плюс ещё носитель падшего ангела Ласкиэли, что наделяет её огромной магической выносливостью. Тем не менее, против саламандры оказалась почти беспомощна, а в бою с ней тот же Гарри (мастер огня, льда, воздуха, телекинеза, магических непробиваемых щитов, плюс 15 лет боевого опыта) вытер ею (Ханной) пол, при этом даже не нападая — одними контратаками, и всё время пытаясь уговорить её помириться. А она билась об него, пока не убилась.
  • «Гарри Поттер»:
    • Гилдерой Локхарт — субверсия. Да, он знает только заклинание стирания памяти и в любой другой области любой другой волшебник вытрет им пол… если он не вытрет память этому волшебнику раньше. В итоге погубила его не сверхспециализация, а сломанная палочка Рона.
    • В седьмой книге Гарри сам едва не стал жертвой сверхспециализации пополам с фатальным пацифизмом: во время операции с участием его двойников увидел Стэна Шанпайка (который был под Империусом) и ударил его своим любимым заклинанием — «Экспеллиармус», тем самым показав всем врагам, какой из Гарри настоящий.
    • Волдеморт — с сильно прикрученным фитильком. В ряде областей магии (например, магия эльфов или взаимоотношения палочек и их хозяев) имел колоссальные пробелы. Однако воспользоваться ими сумел только Дамблдор.
  • Ринсвинда в первых двух книгах о Плоском Мире в некоторой степени тоже можно назвать невольной жертвой сверспециализации. Незадачливый маг в студенческие годы заглянул в Октаво, книгу, в которой записаны восемь Заклинаний, по легенде произнесённых Создателем в момент сотворения Плоского Мира, в результате чего одно из великих заклятий сбежало в Ринсвинда, а все прочие элементарные колдунства, боясь соседства с таким могучим заклинанием, просто перестали помещаться тому в голову. Впрочем, именно наличие великого заклинания в голове в конечном итоге спасло жизнь Ринсвинду и всему Плоскому Миру.
  • Маяковский, «Мое открытие Америки». «Позднее я узнал, что если американец заостривает только кончики, так он знает это дело лучше всех на свете, но он может никогда ничего не слыхать про игольи ушки. Игольи ушки — не его специальность, и он не обязан их знать».
  • Элеонора Раткевич, «Ларе-и-т’аэ» — король Адейны в погоне за прибылью от розового масла засадил розами всю свободную землю, не оставив ни пашен, ни виноградников, ни прочих культур. После чего внезапно обнаружил, что импорт продовольствия сжирает едва ли не всю прибыль; а уж когда соседний король стал откровенно вредить, мешая импорту-экспорту…
    • Стоит, впрочем, отметить, что король Риэрна хоть и додумался вредить, но в остальном был не меньший идиот, чем этот розовод — это ж надо было додуматься, приколотить год бюджетный к фискальному! Неудивительно, что вполне обеспеченная страна вмиг обнищала (отчего ему и нужна была Адейна)…
  • «Архимаг»:
    • Такой жертвой пал Горран Ледяной Меч. Он бесконтрольно, даже не задумываясь, впитывает весь случившийся поблизости огонь, перерабатывая его в огненную ману… вот только если впитает слишком много, то вынужден будет «проблеваться». Креол же, поняв это, выжал максимум из сидящего в посохе ифрита и «перекормил» противника, а потом поместил в куб воды, где тот и сварился.
    • С Ригеллионом Одноглазым — субверсия с подсветкой. Да, он не умел и десятой доли всего того, что умел Креол, но встретились-то с Креолом они в бою! А Ригеллион как раз узкоспециализированный боевой маг. И проиграл совсем не из-за этого.
  • Перумов, «Рождение мага» — пополам с аналогия подвела. Объясняя герою про мощь некромантии против нежити, наставник рассказывает о гибели могущественного мага ветра от рук зомби. Молнии, которыми он пытался сжечь их, оказались бесполезны. На вопрос героя, почему бы, скажем, не завалить их камнями, наставник поясняет, что этот конкретный маг был «романтиком молний» и в любой ситуации полагался на них.
  • «Ксанф» Пирса Энтони — педаль в пол, ибо масса примеров. Каждый человек в Ксанфе обладает магической спецспособностью, но только одной. Кто-то — полезной, кто-то — не очень (Волшебник Хамфри рассказывает историю об обладателе способности изменять цвет своей мочи. Он не только не смог придумать ей хоть какого-то полезного применения, но даже в порядке исключения был освобождён от обязательной публичной демонстрации таланта). В начале цикла создаётся впечатление, что исключением из этого правила являются Волшебники, но на самом деле — нет. Создавать впечатление профессионалов широкого профиля им удаётся либо из-за особой специализации всё того же одного дара (Так, упомянутый выше Хамфри умел только одно: узнавать правду. Казалось бы, не так много? Но по факту это предполагает массу практических навыков — от развеивания иллюзий до призыва демонов), либо просто благодаря обмену услугами с другими Волшебниками. Что же до конкретных примеров…
    • Вот, скажем, мечтающий завоевать Ксанф Злой Волшебник-Трансформатор Трент обладает способностью мгновенно превращать кого угодно в кого угодно, игнорируя такие мелочи, как изменение массы и объёма, а также сохранение человеческого разума в теле животного (а то и в дереве — он может!). Казалось бы, путешествие по самым опасным краям должно стать для него лёгкой прогулкой… Ан нет! Он постоянно влипает в неприятности, попадая в ситуации, где его магия бесполезна (или почти бесполезна): то попадёт под действие антимагического эликсира, который сам и изготовил, то столкнётся с целым роем мелких врагов (превращать он может только по одному), то встретится с невидимкой (он должен видеть жертву), то рискует утонуть (превратить самого себя в способное летать или дышать под водой существо он не может, только окружающих), то окажется под гипнозом… Наконец, его магия имеет предел по дальности действия, который в принципе позволяет огнедышашему дракону изжарить Волшебника с вполне безопасного расстояния, а кракен неуязвим для чар, поскольку Волшебник должен видеть именно тело (в идеале — голову) жертвы, а не концы щупалец. Некоторые проблемы решаются при помощи превращения спутников, но и этот метод не идеален: подвергаться превращениям слишком часто вредно для психики.
    • Более того, выясняется, что вообще все злоключения главного героя первой книги чуть ли не с момента рождения — результат действия его собственной спецспособности. А суть его спецспособности заключается в том, что никто и никаким способом не может узнать, в чем же её суть.
  • «Звёзды — холодные игрушки» Лукьяненко — все Слабые расы Конклава являются именно сабжем, правда не по своей воле. Сильные расы заправляют всем и назначают Слабым определённые роли. Бесполезные с их точки зрения расы уничтожаются. Земляне обладают уникальным методом тирьямпампации, который не подходит ни одной другой расе, так что их назначают извозчиками. Алари вынуждены содержать огромный флот. Счётчики используются только для сложные расчётов. Метаморфы-куалькуа используются в качестве переводчиков и управляющего элемента в бомбах. Все попытки расы выйти из специализации приводят к получении новой специализации. Сильные расы не заинтересованы в том, чтобы помогать Слабым. Для них важнее статус-кво.
    • Он же «Геном» — спецы, люди, генетически-модифицированные под определенную профессию. Когда появление новых движков сделало ненужными навигаторов и энергетиков старого поколения, им осталось только спиваться по барам. Особый трагизм ситуации придает то, что генетическая специализация подразумевает влюбленность (порой, в прямом смысле) в свою работу.
  • Татьяна Леванова, «Сквозняки» — главная героиня Маша Некрасова умеет только телепортироваться с помощью маячков (обязательно идентичные друг другу вещи, одна при себе, другую заранее следует положить в желаемом месте), телепортировать предметы (только принадлежащие ей или на использование которых владелец дал Маше прямое разрешение, зато аж между мирами) и принимать облик другого человека (если достаточно хорошо представляет его и уверена в себе). Вот с таким нехитрым набором приходится спасать миры с весьма разными проблемами и сеттингом.
  • Из детской советской книжки про робототехнику — эпизод про Чика и Чака, роботов-манипуляторов, вся жизнь которых посвящена исключительно тому, чтобы один поднял с движущегося конвейера лампочку за цоколь, а второй подхватил ее мягкой резиновой рукой за баллон, ввинтил в патрон и проверил, светится ли. В реальной жизни подобная сверхспециализация, конечно, не используется. Для этого есть неквалифицированная рабочая сила.
  • Р. Хайнлайн «Имею скафандр, готов путешествовать» — скафандр Крошки туристический, поэтому у него нет и достаточного для долгих рейдов запаса кислорода для дыхания. Зато в скафандре главного героя, предназначенного для ремонтных работ на орбите, нет компаса. А кислородные клапаны обоих скафандров не подходят друг к другу (что и в реальной жизни способно доставить неприятностей — экипаж «Аполлона-13» кивает с пониманием).
  • Айзек Азимов, «Профессия» — в будущем людям закачивают профессиональные знания напрямую в мозг, но рано или поздно оборудование, работе с которым их «обучили», устаревает и заменяется новым, и специалисты остаются не у дел. А почитать что-то по теме и вообще хоть как-то саморазвиваться додумался только главный герой, и то для развлечения, но ему как раз закачать профессию оказалось невозможно из-за аномального строения мозга, и пришлось ему учиться по книжкам и дальше, чтобы получить высшее образование, научную степень и так далее — на самом деле у него обнаружили творческие задатки, и записать ему что-нибудь означает испортить потенциального изобретателя.

Кино[править]

  • «Счастливчик Гилмор» — Хэппи с детства обожает хоккей и тренирует свой щелчок до совершенства, однако кроме этого ничего больше не умеет. Когда он переходит на гольф, то щелчок позволяет ему бить далеко и точно, однако попасть в лунку не может из-за того, что не тренирует слабые удары. И всё же он соглашается принять помощь и учится ближней игре.
  • «Дублёры» — Клиффорд Франклин умеет быстро бегать, а вот ловить мяч — не очень. Во время одной игры ему даже руки смазали суперклеем.
  • «Рокки 3» — «Клаббер» Лэнг специализируется на мощных, сокрушительных ударах и посылает боксёров в нокаут в первых двух раундах. Рокки проходит немного подготовки и держится до третьего раунда, когда Лэнг уже настолько устал, что еле стоит на ногах.
  • «Люди Икс» — Джон талантливый пирокинетик, но без источника огня он беспомощен.

Телесериалы[править]

  • «Игра престолов»:
    • Безупречные считаются наилучшей тяжёлой пехотой в мире. Однако на узких городских улицах они становятся жертвами нападений плохо тренированных партизан с кинжалами. В переулке длинным копьём не сильно помахаешь.
      • Как раз-таки нет. Безупречных называют элитой легкой пехоты. По Мартину их вооружение состоит из трех копий, короткого меча и щита. Защита - бронзовый шлем и стеганый доспех (quilted tunic). Типичная легкая пехота средневековья - в поле используют копья как основное оружие, при этом естественно имея дополнительное короткое оружие (меч) для близкого контакта. В книгах они страдали от ночных нападений при патрулировании в парах либо вообще будучи не при исполнении по одиночке. При этом на них всегда нападали неожиданно, со спины да еще и с большим численным перевесом. В сериале доспехи заменили на декоративную кожу, но мечи никуда не делись, как и десять лет тренировок по их использованию. Сцены сериала, когда обученные воины с короткими мечами и ЩИТАМИ ничего не могут противопоставить плохо организованной толпе с одними лишь кинжалами вызывают только стыд за сценаристов.
    • Войскам дома Грейджой на волнах нет равных, однако когда они начинают воевать на суше, то сразу сказываются их малочисленность и слабая дисциплина.
    • Власть Таргариенов держалась в основном на драконах. Когда драконы вымерли, то дом Таргариен продержался у власти немногим более столетия.
      • Учитывая, что последний дракон умер в 153 году после завоевания Эйгона, а Таргариены правили до 284 года, то соотношение вполне себе неплохое.
  • «Лексс» — у одноимённого исполинского биокорабля есть всего одно оружие, позволяющее ему уничтожать планеты, а вот попасть в маленькую манёвренную цель — это уже как повезёт. Скорее всего, именно для этого корабль и предназначался, так как его должен был сопровождать целый флот.
  • «Пацаны» — Мезмер, супергерой, умеющий читать мысли наложением рук и больше ничего. В детстве был звездой полицейского сериала, однако вскоре стал никому не интересен, и сейчас к нему на местечковые конвенты за автографом подходят если только полтора земплекопа.
    • Спорно: умение читать мысли наложением рук неоценимо в работе полиции. Мог бы стать отличным детективом, но додуматься не смог.

Мультфильмы[править]

  • «Ральф»: Феликс умеет чинить любые предметы — и всё. Когда он пытается доломать решётку в тюрьме — та чинится. И в драке от него пользы — разве что хилером. Ральф, в свою очередь, сокрушается тому, что умеет только ломать вещи, из-за чего коллеги по игре его недолюбливают — но в итоге способность разнести что угодно кулаками приходится очень кстати.
  • Советский «C бору – по сосенке»: весь об этом. Команда (если так можно назвать четырёх игроков) у деревянных человечков состоит из центрфорварда, виртуозно играющего головой и только головой, но без паса товарища не способного как-либо вообще взаимодействовать с мячом; вингера, с невообразимой силой и точностью попадаюшего в ворота, но способного бить только правой ногой, и уже на левом фланге абсолютно беспомощного; защитника с сильно «сбитым» прицелом, умеющего в отличный дриблинг, и тут же мажущего по пустым воротам соперника. Завершает всю эту весёлую компанию вратарь, способный легко поймать пущенный с любой силой мяч в ворота руками, но также элементарно пропускающего голы между ногами.

Мультсериалы[править]

  • RWBY: фирменная фишка сеттинга — комбинации оружия (от косы-винтовки до ховерборда-парных пистолетов), обусловленные необходимостью всегда иметь возможность сменить дистанцию. Однако, без родного оружия в руках сражаться могут очень немногие. При этом некоторые персонажи выделяются заметными личными слабостями:
    • Руби — крутая снайперша, методично отстреливающая врагов из своей супервинтовки, да и в ближнем бою может порубить в фарш кого угодно, разложив свою пушку в боевую косу. Без своего оружия она настолько беспомощна и растерянна, что не только не способна одолеть даже рядового головореза Белого клыка (её удар кулаком тот даже не почувствовал!), но и даже сообразить воспользоваться своим проявлением — Скоростью для рывка к выбитой косе. Это весьма странно, так как, чтобы без устали махать семикилограммовой дурой весь бой нужна весьма немалая сила.
      • В дальнейших сезонах по настоянию шефа Озпина всё-таки начала тренироваться рукопашному бою.
    • Ян, старшая сестра Руби — девушка-боксёр, чья сила растёт пропорционально полученному урону. Основная тактика — вломиться в ближний бой и молотить противника, возвращая ему пропущенные удары в двойном размере. Если противник очень сильно или хитро бьёт, умеет круто уклоняться, или если у него банально оружие длиннее — начинаются проблемы. В первом же бою с мечником с хорошей реакцией (чокнутый фавн-террорист Адам Таурус) она чудом отделалась только потерянной рукой, после чего отец учит её драться с протезом и в процессе читает лекцию о вреде сверхспециализации.
    • Жан, лидер команды JNPR, вооружён семейной реликвией класса «щит и меч», но в результате стрелять ему нечем — правда потом научившись контролировать свою ауру частично решил эту проблему. Впрочем, он не жалуется.
    • Генерал Айронвуд вооружён крутым пистолетом, но в ближнем бою вынужден им же и размахивать, перехватив за ствол. Впрочем, этому кабинетному вояке лучше вообще в серьезный бой не соваться: как боец он хуже курсантов-первокурсников. Похоже, мастерство всё же можно пропить… ну или просто разучиться из-за долгой нехватки практики.
    • Меркьюри Блэк, в противовес Ян, любитель помахать ногами (точнее, киберпротезами ног со встроенными пушками), но вот руками дерётся, пожалуй, хуже, чем Руби — попытка стукнуть её, предварительно обезоруженную, кулаком закончилась тем, что она от души врезала ему головой в нос и быстренько подобрала косу.
    • Вышеупомянутый Адам использует свой меч как для набора энергии для своего Проявления-суперудара, так и для его использования. Без него он оказывается практически беспомощен. Точнее, оказался.

Аниме и манга[править]

  • KonoSuba — в принципе, у главгероя весь гарем состоит из фансервисных девочек разной степени бесполезности (маразматичная богиня-алкоголичка, фанатка взрывов и рыцарь-мазохистка), но бесполезность из-за специализации только у Мегумин. Она владеет только заклинанием взрыва такой силы, что может кастовать его всего раз в день, после чего падает без сил. Неудивительно, что вся её тактика в бою «устроить взрыв в наибольшем скоплении врагов, после чего валяться бесполезным балластом», а в помещении Мегумин и вовсе бесполезна.
    • Хотя вообще, бесполезны они все. У Аквы есть две нереально крутые абилки — возможность призвать «очень много воды'» (после чего это эпичное цунами приводит к разрушениям, за которые выставляют миллионный счет), и возможность изгнать нежить и демонов (учитывая, что Аква является маяком для нежити, это можно было бы использовать чтобы без помех прокачаться, если бы не одно «но» — у Аквы максимальный уровень, поэтому она не может брать новых профильных навыков, поэтому берёт фокусы). Зато огромные, но живые и недемоничесские жабы могут полакомиться ей без проблем. Что до рыцаря, то она, конечно, может выдержать очень много урона, вот только во-первых она в процессе этого обкончается, а во-вторых она не может попасть даже по стене туалета, даже если сидит в нём, и без помощи других членов пати она полностью бесполезна.
      • Бесполезность спутниц больше расхожая шутка, чем факт. Аква прекрасный клирик, регулярно вытаскивающий Казуму с того света. Даркнесс выполняет задачи танка лучше некуда, и вдобавок атакует противника психически, не в одиночку же ей всех самой побеждать.
    • А вот главгерой жертвой сверхспециализации не стал и ни в чём особо не выделяется, но именно это — и плюс тактический гений — позволяет ему организовать эту пати бесполезняш в самую убойную команду на свете.
  • Mahouka Koukou no Rettousei — Шиба Тацуя при рождении мог использовать только два чрезвычайно могущественных заклинания — разрушение и восстановление материи, но потом ему привили способность использовать другие заклинания, хоть и на очень низком уровне и ценой большинства его эмоций.
  • Naruto — клан Хьюга. Бьякуган и джукен — мощная связка, но если противник способен вывести их из игры, то бойцам клана будет плохо.
    • Аверсия: Рок Ли и его учитель Майто Гай кроме рукопашного боя ничего не умеют (точнее? Рок Ли применять местную магию вне себя не может физически, а Майто Гай не применяет такие умения по личным убеждениям, но в экстренных случаях таки кастует на себя защиту от гэндзюцу), но это не помешало первому выдать первую порцию эпических люлей Гааре, самому сильному генину на тот момент, а второй выдал их в финале самому полубогу Мадаре.
    • Канкуро Песчаный. С одной стороны, кукловоды — весьма неприятные соперники. С другой — нормального арсенала других умений у Канкуро нет. Аверсия: куда более опытные кукловоды Чие и Сасори проблему решали качеством и количеством кукол.
    • Сам Наруто, не считая своей одержимости девятихвостым демоном, умеет только в два серьёзных заклинания: «расенган» и «массовое теневое клонирование» (хотя в финальном бою отвлечь врага ему помогло другое). Зато он мастер солдатской смекалки, игры на роялях и героического превозмогания.
  • Bleach — примерно такую репутацию имеют члены 4-го отряда. Другие шинигами относятся к ним с презрением, т. к. их основная специализация — это лечение и поддержка.
    • В определённой мере схожая ситуация и с 11-м отрядом: согласно неписанному правилу, использовать магию в бою у них не принято (поскольку это считается «нечестным»).
    • Аверсия с Ямамото — обладателем «самого сильного огненного занпакто». Айзен искренне считал этого мощного старика жертвой нашего тропа, поэтому заранее подготовил специального арранкара, способного заблокировать силу Рюджин Джакки. Но в этот раз злодей просчитал далеко не всё — Ямамото сломал «огнетушителя» без занпакто, голыми руками. Потом еще и Айзену из последних сил зарядил…
    • Занпакто Исэ Нанао практически бесполезен в бою и является, скорее, ритуальным атрибутом и семейной реликвией клана Исэ. У него даже режущей кромки нет. Плюс ко всему считается, что этот меч является причиной проклятия, из-за которого все мужчины, так или иначе связанные с кланом Исэ, умирали. Единственное назначение данного занпакто — «убивать богов». И в бою с Лиллье Барро это оказалось полезно.
  • Pokémon (аниме) — Чили, один из братьев Сайлана, специализирован настолько, что дальше просто некуда. Всего один покемон — обезьяна Пансир, а все приёмы как на подбор — огненные и атакующие [1]. В результате «огненного» братца бьют все соискатели подряд — даже Трип с травяным стартовиком — и без труда получают значок гима. Со временем Чили сам понял, что он слабое звено в семье, психанул, сбежал из дома и вернулся только после того, как Сайлан серьёзно поработал над его тактикой. Определенные успехи, конечно, были. Но судя по тому, что Пансир со всем своим огнём ухитрился продуть в конце арки ледяному покемону, им с тренером ещё учиться и учиться.
    • Нандо — тренер с закосом под странствующего менестреля, и он жить не может без музыки. Играет на лире сам, и покемонов учит либо танцам, либо музыкальным приёмам (которые ослабляют или выводят из строя противников). Прекрасные номера Нандо на ура проходят во время состязаний… но он чересчур зациклился на музыке, пихая её практически во все выступления. И поплатился за предсказуемость. Более гибкая Зои понаблюдала за менестрелем и провернула фокус в стиле «Заело твою музыку», поломав излюбленную тактику противника. Вылетев с Большого Фестиваля, Нандо ещё и в Лиге отхватил от Эша. И опять из-за сверхспециализации, к которой протагонист нашёл свою «контру»! Педаль в пол — под конец битвы Нандо упрямо подумал, что «песни-пляски» — это, как ни крути, «его стиль», поэтому всё равно велел Крикетуну использовать усыпляющее «Пение», показавшее свою неэффективность против Геракросса. Ай, молодца, музыкант! Пока твой сверчок готовился пиликать, Геракросс Эша успел провести фатальную атаку.
  • Goblin Slayer — все, что не касается гоблинов, для ГГ темный лес.
    • В самом начале — может быть. Но он и против «непрофильных» противников хорошо себя показывает, и от новой информации никогда не отказывается, и даже социалочку потихоньку качает.
    • Совсем не то. Герой хоть и жертва, но точно не сверхспециализации. В бою он наоборот применяет всё, что только сможет, и постоянно ищет новые способы. Специализируется на гоблинах он по желанию, никак не от невозможности другого, и по надобности может справится с любым противником.
    • При это он не может запомнить что такое Огр.
      • Неправда, может. Это "Не гоблин".
  • To aru majutsu no indekkusu — тут уже случай с эсперами. В отличии от здешних магов, эсперы, как правило, владеют лишь одной способностью. Но зато, если эспер сильный, эта способность делает его трудным противником даже против сильных магов с их обширным арсеналом заклинаний.
  • Kuragehime — водитель Ханамори оказался плохой помощью для детектива, поскольку умеет идеально рисовать «Мерседесы», но ничего кроме них.
  • Bishoujo Senshi Sailor Moon — некоторые чудища недели совсем не умеют драться, потому что созданы с одной единственной целью, например, держать защитное поле или дурачить героев.
  • Легенда о героях Галактики — Биттенфельд. В прямом и стремительном наступлении лучше любого из имперских адмиралов, даже Миттермайера, которого «Ураганным Волком» назвали в том числе и умение организовать натиск. Но хорош Биттенфельд ТОЛЬКО в этом — в остальных тактических приёмах он, в самом лучшем случае, только компетентен. В результате, когда сражение начинает затягиваться или требуется какое-то нестандартное решение, он раз за разом огребает.
  • JoJo's Bizarre AdventureБлэкмор едва ли не ярчайший пример. Лютая имба под дождём, в сухую погоду бессилен. Нет — вызывать дожди по мере необходимости он не может как и полить себя из лейки.
  • Hataraku Saibou — Эозинофил. Позорится против рядовых бацилл, но только на горизонте появится паразит…
  • Sword Art Online — в GGO таковыми стали игроки AGI-типа (специализировавшиеся на ловкости). Да, скорости и подвижности у них было хоть отбавляй, но при этом они не могли ни использовать большую часть арсенала (не хватало силы), ни нормально держать удар (не хватало выносливости). И если Ямикадзе ещё как-то нивелировал это выдающимися навыками игры (и то, и во второй, и в третьей «Золотой пуле» победить он так и не смог), то для обычного игрока такая раскачка была заведомо тупиковой, что коротко упоминает Кёдзи Синкава, чей Шпигель, в конечном счёте, оказался не в состоянии заработать даже на игровую подписку.
  • Slime Taoshite 300-nen, Shiranai Uchi ni Level MAX ni Nattemashita — в беспредельной ненависти к убийце слизней Адзусе, её "дочка" Шалша десятилетиями оттачивала «магию кары» ~ и теперь вся беспредельная мощь 99 уровня Адзусы ей нипочем, а вот она может сделать с ней все что угодно. Вот только работает это только на Адзусе — простейший тычок когтем драконицы Лейки вышибает начисто дух.

Видеоигры[править]

  • Ситуация с ближним боем у стрелков в большинстве стратегий, как пошаговых, так и RTS. Проявляется в двух вариациях: либо юниты вовсе теряют способность наносить урон и оказываются беспомощными (см. ниже, «Казаки»), либо всё-таки пытаются нанести какой-никакой урон, но он чисто символический.
    • Со вторым вариантом встречается аверсия в виде юнитов, не имеющих штрафа при рукопашной и одинаково эффективных как в дальнем, так и в ближнем бою — как в HoMM или Total War.
  • Любой игрок может исполнить в RPG, Action-RPG и т. д. сабж, если перестарается с узкоспециализированным развитием.
  • Так называемое мейнерство — игра в MOBA и подобные игры только в определённом стиле и определённой роли. Если складывается такая ситуация, что любимый герой законтрен, то игрок либо страдает на нём, либо берёт другого и опять страдает потому что не умеет играть. Таких игроков называют «One Trick Pony».
  • Собственно сама система навыков — можно быть гениальным механиком, но не суметь вскрыть самый простой замок, хотя это очень близкие вещи. Хорошо сделано в Underrail: при прокачке навыка, несколько единиц добавляются и в смежные.
  • Баланс StarCraft весь об этом: юнит А пачками кладёт юниты B, но при этом сам беспомощен против юнита C и так по кругу.
  • Supreme Commander — ПВО и артиллерия. Ничто кроме специализированных зениток тут не бьёт по воздуху с земли, а без них авиация делает очень больно. При этом наземные СЗО и турели по земле стрелять вообще не могут (кроме кибранских), а крейсера против эсминцев и особенно подлодок тоже беспомощны. Что же до артиллерии, то она испытывает проблемы с упреждением и её снаряды долго летят, так что против подвижной цели она бесполезна чуть менее, чем полностью, а вот базы сносит на ура.
  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — Внезапно, ЛЮБАЯ специализация. Максимальный уровень — 50, число очков ограниченно. Мастер огнестрела? Огнестрел надо еще и собрать (высокий интеллект и очки на тех.школу) и научиться пользоваться (высокое восприятие и очки на стрельбу). Дипломатия? Ой, извините, это дальше по коридору, очков не хватило. Патроны кончились? Ну, что поделать — спили мушку… С магией дела обстоят не намного лучше.
    • Магу достаточно знать только первое заклинание чёрной некромантии (вред), первое заклинание белой некромантии (лечилка) и пару заклинаний магии времени (для ускорения или остановки времени), после чего в походовом режиме он превращается в совершеннейшую имбу, разбирающую на запчасти всё, что движется. Разумеется, для максимальной эффективности можно набрать ещё каких-нибудь заклинаний, чтобы выкрутить склонность к магии на соточку: всякие гипнозы/призывы и прочие ситуативные спеллы для этого прекрасно подойдут.
      • Угу, а еще телепортацию. Ибо без нее уж очень хреново. И еще Имба-Имбой (а собака на что?), а социальные навыки все-равно будут в пролете…
        • Игру/большинство квестов чистым магом пройти более чем реально, дипломатом играть просто интереснее/больше возможностей, да и узким местом для дипломата являются лишь Шахты Клана Чёрной Горы. Совмещать, кстати, ничто не запрещает, другое дело что (сферический в вакууме) маг-дипломат человеческой расы без (полезной) биографии достигнет (эффективного) предела по заданным параметрам (интеллект 10 или 12, воля 18, харизма 20, убеждение 5, 100 магической силы/20 известных заклинаний, итого 49-51 очков из доступных 64) только примерно на уровне 40. Хотя это именно предела, маг и без максимальной склонности вполне боеспособен, а высокие проверки по интеллекту/убеждению/харизме появляются не сразу и не везде (и не для всех). ̶Б̶е̶д̶н̶ы̶м̶ ̶т̶е̶х̶н̶о̶л̶о̶г̶а̶м̶ Прочим персонажам тяжелее, но и они вроде бы вполне нормально жить могут даже без особого манчкинизма.
    • Один из профессоров Тарантского Университета бросает интересную фразу — «Специализация только для насекомых и орков
      • Профессор Икинс («эксперт демонологии и учёный») просто цитирует Хайнлайна и он сам же признаёт, что «пока ещё сам не успел вникнуть в суть научного подхода».
  • «Казаки» — стрелки XVII века наотрез отказываются сражаться врукопашную и просто убегают, пока их режут. А ведь ручное оружие-то у них есть — бердыши стрельцов, например, не только для того, чтобы класть на них пищали.
    • Можно решить проблему разделив стрелков на несколько групп и атакуя противников другой группы.
    • А вот стрелки XVIII века, как правило, уже весьма умело орудуют штыком.
    • В ту же копилку идут мортиры. Обстреливать здания из них просто и приятно за счёт дальности и скорострельности — а вот против других целей всё очень грустно (если только вокруг обстреливаемого здания не собрались вражеские юниты. Залпы мортир, и противника косят фонтаны из выбиваемых из стен здания кирпичей). А вот не скажите. Если связать вражеский корабль боем, чтоб он стоял на месте, мортиры с берега его бодро положат. Проверено на практике на карте с островами.
    • Линкор XVIII века — высокая живучесть, высокая дальнобойность, огромная мощь бортового залпа, но высокая цена, низкая скорость передвижения, большие размеры и запредельная по сравнению с другими юнитами стоимость содержания (Линкор что семнадцатого, что восемнадцатого века имеет 18.6 расхода золота на единицу времени, одна полностью улучшенная золотая шахта позволяет содержать всего 5 линкоров), относится к бунтующим по нехватке золота и долго строится. Да, он эффективен, стоит целой флотилии (одним залпом уничтожает линкор семнадцатого века и имеет вполне вменяемую скорострельность), но эта же самая флотилия может быть куда дешевле по стоимости и ОПРЕДЕЛЁННО быстрее по скорости передвижения. О, и ещё не имеет проблем со стрельбой на близких дистанциях: однажды довелось наблюдать картину того, как из обстреливаемого линкором порта (внимание игрока было чем-то отвлечено от этого линкора) вышла галера и снесла заметную часть здоровья совершенно беспомощному против настолько близкого противника линкору.
    • Ещё пример: (предназначенная для уничтожения пехоты) многоствольная пушка. стреляет быстро и больно, но близко и картечью (то есть малоэффективна против почти любого врага в доспехах). А ещё под огонь часто попадают свои.
  • Pokémon — таковыми являются лидеры Стадионов в целом и любители драконов в частности.
  • Stellaris — если развивать только одно из направлений оружия, то при встрече с новым врагом он скорее всего разгромит вас. Особенно это чревато в середине игры, пока вы ещё не можете тупо завалить врага мясом.
    • Что, однако, не мешает одними лишь линкорами с полной «кинетикой» громить в пух и прах даже армии пробуждённых империй.
    • Кризисы поздней игры: вторженцев из другого измерения легко «гасит» оружие, пробивающее или игнорирующее щиты (торпеды, например), а преторианцы не выстоят против энергетического оружия вперемешку со средствами ПВО для защиты кораблей от карающих ракет и «штурмовиков» роя.
  • Duke Nukem Forever — высмеяно: солдат не может оказать первую помощь Дюку потому что он не медик, а инженер, и у него даже аптечки нет.
  • Galactic Civilizations — начиная со второй части, если изучать и оборудовать одни щиты в противовес лазерам, то враг с кинетическим или ракетным вооружением порвёт ваши крейсера как Тузик грелку. В общем, каждому из трёх типов вооружения (лазеры, рельсотроны и ракеты) соответствуют типы защиты (щиты, броня и ПРО). Против «своего» оружия, защита работает на полную, однако против одного из двух других, очки защиты от этого типа урезаются до квадратного корня от рейтинга (минимум — 1). Так что эсминец с щитами с рейтингом 9 будет защищать от ракет будто у них рейтинг 3.
  • WarCraft III — не юнит и не персонаж, а способность. В данном случае, маскировка ночных эльфов. Работала только ночью, только пока юнит не двигается и не атакует, и, вдобавок, была доступна буквально нескольким юнитам и героям. В результате, удачно применить её можно было разве что случайно. Способность стала бы эталонной ненужной фичей, если бы требовала хоть каких-то затрат или исследований, а так — просто антуражная деталь.
  • Subnautica — Морские императоры как вид. Огромные разумные полудраконы-полукальмары, которые впридачу являются телепатами, да ещё и имеют иммунитет к самому смертоносному вирусу в галактике. Что же могло пойти не так? Дело в том, что питались они только планктоном и были в принципе не способны питаться чем то другим. Когда вышеупомянутый вирус попал на их планету, планктон массово заразился и вымер, а в след за ним загнулись и морские императоры. В самом конце игры можно видеть одного сохранившегося.
  • Серия Valkyria Chronicles — классы: снайперы страшны в свой ход, но только элита умеет вести ответный огонь, и то не в каждой части, так что подобравшийся скаут легко разберется со снайпером, хоть бы пистолет ему дали. Попытка лансера прикончить пехотинца просто смешна (лучше бы своей бандурой по голове стукнул), но другие классы обычно ничего не могут сделать танку. По сути универсальные здесь только танки.
  • Crash Nitro Kart: Нэш спроектирован таким образом, чтобы быть в движении постоянно и не засыпать. Идеально для гонок, не очень для всего остального. Это также может объяснить его грубое поведение, причиной которого является недостаток сна.
  • Dark Souls — там легко стать жертвой этого обстоятельства, пока не вкачаете все характеристики и сможете одевать любой сет и брать любое оружие (это будет очень нескоро). Магам обязательно попадется в игре локация, где у всех её обитателей чуть ли не стопроцентный резист именно к вашей стихии, а в ближнем бою маг не слишком хорош так как нельзя одеть нормальную броню и взять подходящий дрын; а бойцам ближнего боя — локация забитая дальнобойщиками, нередкая ситуация во всех частях — если качать персонажа на силу, то могут возникнуть проблемы с быстрыми врагами — так как будет геморрно по ним попасть, а нормальное быстрое оружие нельзя взять так как не хватает ловкости либо, а то что можете взять будет наносить смешной урон.
    • Шут Томас. Этот ходячий живой вулкан кидается файерболами, как «Катюша» и «Град» вместе взятые, и, не обладая ни доспехами, ни другим оружием, вполне способен поджарить королеву Миту в одиночку. Вот только королева Мита взять другое снаряжение не может, а игрок, к которому шут вторгается чуть позже в облике красного фантома, может вооружиться большим щитом гирмов, полностью защищающим от огня. Автор примечания, еле одолевший Томаса в первый раз, во втором прохождении догадался взять с собой этот самый щит и даже не понял, как вообще огненный маг вызывал у него какие-то затруднения.
  • Civilization VI — Инквизиторы относительно миссионеров и апостолов. Могут больно врезать адептам конкурирующих религий и очистить от них города… но только на своей земле! Аналогично гуру — кроме лечения прочих религиозных юнитов больше ничего сделать не в состоянии.
  • Битва за Средиземье 2 — все юниты эльфов в силу низкого запаса здоровья либо сражаются против отрядов, которых контрят и разрывают без шансов для врага, либо сражаются против отрядов, которые контрят уже их, и оказываются совершенно беспомощными. Педаль в пол выжимают энты и орлы Манве — если у врага есть зажигательные стрелы, они бесполезны. Если стрел нет, чёрта с два их кто-то сможет завалить.

Визуальные романы[править]

  • Fate/Stay Night: Широ. Не будучи наследником магических генов, неспособен воспринять большую часть заклинаний приёмного отца. Однако, путём упорных тренировок он всё же смог овладеть заклинанием проекции. И даже укрепление, а в качестве Героической души ещё и взрыв, он делает через проекцию!
  • Long Live the Queen — главный злодей, как замечает Элоди, в магическом бою полагается исключительно на свою магию. Так что если героиня помимо магии прокачала ещё рефлексы+фехтование (чтобы создать магический меч и эффективно им пользоваться) или украшения (чтобы ослепить главгада), то контрить ваш финальный приём ему будет нечем.

Реальная жизнь[править]

  • Неравномерное интеллектуальное развитие. Человек, обладающий отличным логическим и творческим мышлением (например, ботан-программист) может иметь ужасные вербальный интеллект и коммуникативные навыки (не понимая фигур речи и имплицитных допущений, которые обычно встречаются в человеческой речи), и, ни черта не разбираясь в человеческом поведении (имея слабый эмоциональный интеллект), легко увлекается псевдопсихологией.
  • Современное разделение труда же. Сейчас любой профессионал всё сильнее становится заложником собственной специализации. Маяковский был прав.
    • Сверхспециализация учёных — одна из причин живучести лженауки. Специалист совершенно не разбирается не то что в чужих дисциплинах, а в соседних разделах своей, но журналистам и обывателям пофигу, и первые продолжают ссылаться на авторитеты просто по факту наличия учёной степени, а вторые этому верят. К тому же, современное научное знание из-за этого стало безнадёжно далёким от не-специалистов вообще, что вернуло учёным репутацию тайного общества.
      • Впрочем, основной смысл подавляющего большинства научных результатов вполне можно понять (хоть и не воспроизвести самому), если честно закончить школу. В том смысле, что не просто получить аттестат, но и усвоить ту информацию, которую теоретически имеющий этот аттестат человек должен был усвоить. Этот фактор и является определяющим: раньше научными результатами интересовались (или хотя бы просто знали об их существовании) только люди с весьма приличным общим образованием, позволявшим многое понять. Сейчас 99% лженауки не выходят за рамки стандартной школьной программы, но и 99% закончивших школу эту программу просто не знают. Тоже, кстати, своеобразный случай тропа.
  • Все виды животных, что в процессе эволюции вырабатывают специализацию к определённой среде существования, но иногда специализация заходит так далеко, что при малейшем изменении среды животные просто вымирают:
    • Прямое попадание струи скунса может привести к летальному исходу для собаки. Болевой шок. Хотя для остальных это просто неприятно. Но это еще хоть как-то работает. А вот когда в каком-то заповеднике попробовали разводить скунсов на шерсть, предварительно удалив им пахучие железы, выяснилось, что лечь на землю хвостом к врагу — это единственная тактика, которую знает скунс.
    • Часто встречается среди насекомых. Яркий пример: бабочка Brenthia hexaselena внешним видом и движениями изображает паука Phiale formosa. Этот паук территориален и, думая, что попал на чужую территорию, ретируется. На других врагов такая защита не действует.
    • Большая панда приспособились к поеданию определенных видов побегов бамбука. В последние десятилетия вид вымирал даже не из-за прямого истребления людьми, а из-за массового сведения бамбуковых зарослей под пашни. Теоретически большие панды являются всеядным видом, но на практике без бамбуковой диеты живут недолго и плохо. Считается одним из самых сложных для содержания в зоопарке видов.
    • Муравьеды и ленивцы специализированны даже сильнее, чем панды. Например, муравьеды практически ничем, кроме как муравьями и термитами, вообще не могут питаться в принципе (морды очень узкие, зубов нет, рот открывается нешироко), фактически они уже даже не могут эволюционировать во что-либо ещё. Такое состояние и называется «эволюционный тупик».
    • Коалы не питаются ничем, кроме эвкалипта. А поскольку никто, кроме них, этот эвкалипт более не переваривает, то из-за отсутствия конкуренции за пищу и естественных врагов они не только остановились в развитии, но и деградировали (их мозг за время эволюции максимально упростился и уменьшился в размере). А ещё эвкалипт, с которого срывают листья, выделяет токсин, и коала, чтобы не отравиться, переходит на другое дерево. Поэтому долгое время попытки содержать коалу в неволе кончались тем, что коалы травились насмерть. Так что прокормить маленькую коалу ещё сложней, чем большую панду.
    • В более узком смысле сверхспециализацией можно назвать отдельные преобразования некоторых органов. У лошадей на конечностях остался только один палец с сильно разросшимся роговым образованием — копытом. Животное отлично приспособлено к быстрому бегу по твёрдому субстрату, но зато полностью утрачена возможность к какому-либо ещё развитию конечностей.
      • Предки людей почти весь кайнозой вырабатывали сильный кистевой захват, задними конечностями тоже. Для жизни на деревьях это было всё классно, а вот ходить с кистеподобными стопами, отнюдь не очень, а вдобавок ещё сами кисти надо было освободить от ходьбы. Вчерашние древолазы долго и мучительно учились ходить на двух ногах, да так толком и не выучились: по образному выражению Дробышевского, обувь — это реализованная тоска по незавершенной эволюции человеческого копыта.
    • Как ни странно, сверхспециализация не всегда является «эволюционным тупиком». Первые позвоночные сухопутные животные (протоамфибии, проторептилии, протосинапсиды) с синхронной точки зрения были просто рыбами-уродинами, сверхспециализированными к жизни на суше. В результате их просто туда и вытеснили из рек и морей.
    • Современные люди. Они сломали систему и начали стремительно менять среду вместо того, чтобы самим медленно-медленно приспосабливаться в процессе смены поколений, и только поэтому не стали жертвой в полном смысле слова. Но некоторые из них любят мысленные эксперименты на тему последствий падения цивилизации, в которых выясняется в том числе это.
  • Домашние животные и культурные растения — как эволюционная специализация, только ещё хуже. Их насильственно приспосабливают не выживать, а выполнять какую-нибудь функцию, совершенно оторванную от жизни в дикой природе и иногда при этом культивируют откровенно вредные мутации. Добавляется ещё само по себе отсутствие или заблаговременная ликвидация болезней и неблагоприятных условий, в результате чего не закрепляется крепкое здоровье, и за «специалистами» нужно очень много ухода.
    • Авокадо — специализировано, под то, чтобы его ели гигантские ленивцы и распространяли его семена, а без него оно в дикой природе выжить не способно, так как кожура плода противная на вкус и ядовитая. Когда в Америку попали первые люди, то они съели всех гигантских ленивцев и прочую мегафауну. И ему очень повезло, что плоды оказались достаточно вкусными для людей (человек ядовитую кожуру просто счищает), а крупные косточки оказались интересными, чтобы их всюду таскать и сажать.
  • Майкл Бэй же! Спецэффекты — это его всё, а остальное в его фильмах…
    • Однако даже он способен выдать кино сюжетное, а не только про «взрывы» — «Скала» и «13 часов» тому примеры.
  • Голландская болезнь — резкий бум в одном секторе экономики и постепенная специализация страны именно на нём. В кратковременной перспективе — приток быстрых денег. Спустя некоторой время — зависимость от «выстрелившего» сектора, падение производства в прочих отраслях экономики из-за отсутствия инвестиций. Сверхдоходы от выстрелившего сектора обеспечивают общий рост ВВП, но в результате его обвала последствия для страны будут очень плохими. Может произойти из-за любого сектора экономики, но классическим является случай с ростом экспорта добывающих отраслей, характерный для «энергетических держав».
    • Появление термина связано с освоением шельфовых месторождений газа и нефти в Северном море в 1960-70-е государствами вроде Нидерландов и Норвегии. В краткосрочной перспективе там действительно был бурный рост ВВП, но в начале-середине 1980-х годов резкое падение цен на энергоносители заставило их срочно диверсифицировать свои экономики.
    • Давным-давно, где-то в XVII в., в Голландии прошло «Тюльпановое безумие»…
    • Японская экономика в 1960—70-е годы специализировалась на тяжёлом и среднем машиностроении, металлообработке, но резкое повышение цен на нефть в 1973 очень больно ударило по стране. Японское правительство оперативно отреагировало на это принудительным поворотом экономики в намного менее энерго- и ресурсоёмкие отрасли промышленности (ИТ, точное машино- и приборостроение, бытовая электроника).
    • Подобная же судьба постигла и расположенное на коралловом острове государство Науру. В 1970-80-е годы благодаря массовой добыче фосфатов уровень жизни в этой стране был одним из самых высоких в мире. Однако после того, как все фосфаты были срыты, экономика страны сдулась не просто быстро, а ОЧЕНЬ быстро. А диверсифицировать экономику не получилось, ибо ничего больше на острове нет. И сейчас Науру кормится дотациями от Австралии (по душевной доброте соседа) и России (за признание независимости Абхазии и Южной Осетии).
    • Сама же Австралия в свою очередь неоднократно наступала на грабли — что с зерном, что с овцеводством.
  • В эту же копилку — многочисленные городки по всему миру, построенные вокруг градообразующего предприятия. Если с оным вдруг что-то случится, если оно закроется, обанкротится, станет жертвой экономического кризиса — городку хана. Одно из самых известных подобных образований — Детройт. Город моторов и рока.
  • Банановые республики — другой известный пример болезни. Классические кандидаты в жертвы экономической сверхспециализации — для них была характерная монокультура (тех же бананов, кофе, ананасов, сахара), и в случае резкого падения цен экономика оказывались в очень неприглядном положении. И не только — нередко там не производили даже достаточно еды (вся земля под бананами, амигос!) для внутреннего потребления. Классическое описание — О.Генри в повести «Короли и капуста».
    • Вообще политическое господство элиты — сельхозпроизводителей ништяков, старавшихся задавить прочих конкурентов, — характерная черта обеих Америк, и не обошла самые крупные державы региона: Бразилия — политика «кофе с молоком» и позже каучуком; Аргентина — мясо, молоко, кожи, шерсть; даже США — первые президенты США нередко были из штата Виргинии (внутриамериканская кличка — «Старый доминион») и взросли на поставках табака, включая Вашингтона. В первой половине XIX много президентов дали южные «хлопковые» штаты.
  • Во время Второй мировой войны немецкая военная концепция подразумевала создание противотанковых САУ, самоходной артиллерии и штурмовых орудий как трех отдельных высокоспециализированных машин. В СССР придерживались другого подхода — придании определенной степени универсализации всем типам машин за счет некоторой потери эффективности в каждой «роли». В итоге машины немцев были лучше каждая на «своем поле», но почти бесполезны в других ролях. Соответственно, часто складывалась ситуация, когда нужно штурмовое орудие, а под рукой есть только противотанковое. Советский подход оказался более практичным.
  • Двуручные мечи, монструозные моргенштерны, мушкеты слонобойных калибров и многое другое холодное и огнестрельное оружие Позднего Средневековья, предназначенное в первую очередь для пробития доспехов. Да, это всё вполне крутые штуки, но когда европейские армии в XVIII—XIX веке увеличились в численности, а доспехи остались разве что у тяжёлой кавалерии, выяснилось, что простому солдату против бездоспешного противника хватит штыка/кинжала/сабли/шпаги и куда более скромной, чем мушкет, фузеи, а от артиллерии всё равно никакая броня не спасёт. К слову, ушли в прошлое заодно и гигантские орудия — массовое производство металлических ядер вместо каменных позволило уменьшить калибр, сохранив вес и ударную мощь ядра. В дальнейшем огромные орудия вполне производились и применялись, но лишь | немногие из них могли сравниться размерами и калибром с той же Царь-пушкой.
  • Поздние дуэльные шпаги! Отлично работают в поединке один на один, так как лёгкая и быстрая, позволяя за счёт скорости перефехтовать противника с более тяжёлой шпагой. Но, ради этого пожертвовали длиной оружия, а чтобы облегчённый клинок сохранил необходимую жёсткость для укола, клинок сделали трёхгранным пожертвовав лезвиями. В результате на поле боя в против палашей, сабель и штыков защищаться столь лёгким оружием очень кисло: клинок слишком короток против штыка, и слишком лёгок чтобы надёжно сдержать удар, не будучи снесённым, палашом или саблей. :(
  • Шашка — лёгкий клинок без гарды, который отлично рубит, но которым крайне трудно защищаться. народы Кавказа в качестве защиты полагались на кулачный щит-кастет
    • Тропом, правда, не стала: с самого начала массового использования шашка расценивалась как «оружие одного удара» — новобранца быстро обучали двум-трем приемам, позволявшим при столкновении с противником первым же ударом нанести ему травму, несовместимую как минимум с продолжением боя (а в идеале — с жизнью). Ничего большего от шашки не ожидалось; если противник уклонялся, то дальше надо было стрелять.
  • В боях MMA ударники (люди, как правило, начавшие изначально с бокса, кикбоксинга, карате и муай-тай), как правило, уступают борцам. Ибо борьба и ударка — биомеханически принципиально разные вещи, и очень сложно уметь и то, и другое. Ранее часты были случаи: ударник успевал хорошо разбить морду борцу, но тот всё равно переводил схватку в партер и душил ударника. В итоге: борец побит, но выиграл, ударник цел, но проиграл.
  • Себастьян Феттель. Единственная стратегия, которую он умеет — квалифицироваться на первом ряду, рвануть и уехать от всех остальных.
  1. В бою с Эшем всё было не настолько печально — Пансир пользовался земным «Подкопом». И надо же было Чили заменить этот приём четвёртым огненным!