Саллах

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Волшебный помощник» — функция в сюжете волшебной сказки по В. Проппу; некое существо, которое помогает сказочному персонажу ориентироваться в «тридевятом царстве, тридесятом государстве», помогая ему решать задачи, спасая его из передряг, а то и попросту выполняя за него всю работу. Это Серый Волк для Ивана-Царевича, Конёк-горбунок для Ивана-дурака, куколка для Василисы и так далее.

Когда же функцию волшебного помощника в приключенческом произведении выполняет представитель меньшинства, который почти весь к этой функции и сводится — это наш троп. Своих целей и желаний у такого персонажа обычно нет — он полностью живёт жизнью главного героя и решает его задачи. Когда наступает момент решительного противостояния со злыднем, он отступает в сторону, чтобы на передний план вышел герой.

Как правило, такой персонаж не образован (это прерогатива главного героя — конечно, белого, и почти всегда мужчины), но зато наделён «народной мудростью», которую время от времени изрекает. Кроме того, он воплощает в себе национальные и расовые стереотипы: «волшебный негр», как правило, силён, а если нет — то умеет пользоваться какой-то магией племени мумба-юмба (в современном сеттинге — «мудростью улицы»), «волшебный индеец» — непревзойдённый следопыт и охотник, «волшебный китаец» владеет кун-фу. В супергеройском сеттинге может обладать суперсилой.

Персонаж, который сводится к функции — это вообще не есть хорошо. Но если к этому добавить ещё и расовые/национальные/гендерные/классовые стереотипы, то выйдет особенно… благоуханно.

Этим тропом, конечно же, полным-полна приключенческая литература, написанная с точки зрения народа-колонизатора, видящего в колонизируемых народах стереотипно-безликую массу. Но увы, он попадается также и во вполне современных произведениях. Впрочем, нередко этот троп постмодернистски обстёбывается.

Внимание! Если представитель меньшинства не сводится к функции «волшебного помощника», а является полноценно прописанным персонажем — это не наш троп. Например, Чингачгук для Соколиного Глаза — не «волшебный индеец», а полноценный напарник.

Где встречается

  • Соломон Кейн — Н’Лонга.
  • «Пятнадцатилетний капитан» — Геркулес.
  • Стивен Кинг, «Противостояние» — Матушка Абигайл, глухонемой Ник и умственно отсталый Том Каллен.
    • Да ну, Ник полноценный персонаж со своей точкой зрения.
  • Dresden Files — субверсия тропа: говорящий мудрыми загадками чёрный уборщик оказывается архангелом под прикрытием.
  • «Одинокий рейнджер» — случай постмодернистского обстёбывания: Тонто прикидывается «волшебным индейцем», но именно что прикидывается. А вот в изначальной радиопостановке он таким и был.
  • The Matrix — Тринити. Всё её предназначение, по словам Оракула, сводится с тому, чтобы полюбить Избранного.
  • Французский фильм «1+1» — с фитильком, потому что чёрный силач там вроде как протагонист. Но тем не менее, он весь сводится к функции «быть простым весёлым чёрным парнем, который вдохновляет белого мужчину жить». И да, он буквально делает за героя всё, потому что тот парализован.