Вот вам барабан!

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Проигравший персонаж совершает такого рода саботаж по отношению к самому себе (даже если ему будет очень больно и страшно, так что не всякий мог бы вынести), после которого, по его расчётам, противнику станет так или иначе невесело (накроются планы, сорвётся триумф, будет омрачён успех, начнутся осложнения, и т.п.).
Pomoshzala.jpgПрошу помощь зала.
Автор статьи начал её писать, но не уверен, что сможет доработать до соответствия стандартам. Поэтому он просит других участников помочь в написании статьи.
« Василия Ивановича поймали людоеды и говорят: «Ну что, попался, бледнолицый! Сейчас мы снимем с тебя шкуру и натянем на барабан. Но, по закону нашего племени, мы сначала исполним твое желание.» Василий Иванович говорит — развяжите мне руки, тогда я скажу вам последнее желание. Развязали ему руки, а он говорит: «Принесите мне большой ржавый гвоздь». Три дня искали — приносят. Василий Иванович взял гвоздь в правую руку и давай им полосовать себя вдоль и поперек, приговаривая: ВОТ ВАМ БАРАБАН! ВОТ ВАМ БАРАБАН! »
— Анекдот-тропнеймер

Персонаж проиграл, и для него сейчас все кончится плохо. И знаете что? Он делает сам себе ещё хуже! Зачем? А чтобы враги не торжествовали! Нет, это не тот случай, когда персонаж пытается поторопить смерть или кончает с собой, потому что лучше умереть, чем быть убитым. Может, его и убивать-то никто не собирался. Да, ему хотели нанести вред, но меньший по сравнению с тем, что он нанес себе сам. Окей, допустим, его хотели убить — но гораздо менее мучительно и позорно, чем то, что вышло в результате. Если речь идет не о смерти или увечии, а об уничтожении имущества, то тут персонаж может руководствоваться соображениями так не доставайся же ты никому! С выжатой в пол педалью может получиться троп взять в ад компанию.

Чем это отличается от тропа Назло врагам козу продам? Во-первых, тем, что «козопродавцу» никто изначально не вредит, он сам себе злобный баклан — а в нашем случае ущерб будет нанесен независимо от действий персонажа. Сам персонаж лишь решает его усилить. Во-вторых, «козопродавец» в большинстве случаев вредит только себе и своим — для тех, на кого направлены его действия, ущерб если и есть, то ничтожный. В нашем же тропе саморазрушение героя оборачивается реальным ущербом для противника, пусть даже чисто моральным.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Сага о Форкосиганах — с прикрученным фитильком: Эйрел говорит Корделии, что в крайнем случае убил бы принца Серга и Форратьера. Его бы за это, конечно, приговорили к голодной смерти в клетке перед дворцом, но чтобы избавить его от мук и позора, тихонько передали бы кинжал, чтобы он закололся или вскрыл вены. Вот только он бы этого кинжала не принял, чтоб император Эзар подольше смотрел, как другой расплачивается за его грехи.
  • A Song of Ice and Fire — Теон Грейджой, захватив Винтерфелл, казнит псаря за убийство одного из своих людей. Последнее, что может сделать псарь — это бросить ему в лицо, что лорд Старк сам исполнял вынесенные им приговоры. Пришлось Теону самому рубить псарю голову, а поскольку руки у него от волнения дрожали, получилось это не с первого раза. После чего его долго колбасило.
  • Вейская Империя — единственный способ, которым верный вассал Киссур может посчитаться с императором за подлый поступок — это покончить с собой в его присутствии. К счастью, при дворе императора уже были земляне с их продвинутой медициной. Откачали.
  • Dresden Files — Гарри Дрезден нанимает Кинкейда, чтобы тот застрелил его как можно быстрее по исполнении миссии против Красного Двора — и тем самым лишил Мэб её Зимнего Рыцаря. Но Мэб не тот клиент, от которого можно отделаться так просто.
  • Александр и Ксения Рудазовы, «Паргоронские байки» — в Парифатской империи во время вторжений Паргорона многие солдаты и офицеры носили «Горькое милосердие» — душеразрушающий амулет, в случае смерти носителя отправляющий его сразу на реинкарнацию. Демоны, которые эту войну ради захвата душ и вели, были очень недовольны.

Кино[править]

  • Braveheart — Уильям Уоллес отказывается выпить притупляющее боль зелье и идет на мучительную казнь в полном сознании, чтоб поганые сассанахи видели: его сломить не удалось. Сассанахи так впечатлились, что аж сами просили для него пощады.
  • Looper (2012) — герой пытается спасти едва знакомую ему женщину от переместившегося из будущего себя же, но разрыв в боевом опыте делает своё дело — и тогда герой решается разыграть гамбит Танатоса, чтобы пришелец из будущего просто перестал существовать.
  • Seppuku — зигзаг. Мотомэ Тоидзива просит позволения покончить с собой в усадьбе господина, поскольку не в силах влачить нищенское существование. Он даже все мечи продал, и теперь ходит с бамбуковым. Обычно в ответ на такую просьбу самураю повышали жалование… вот только даймё Хиконэ хочет поиздеваться над самураем и требует довести самоубийство до конца. Бамбуковым мечом, ага. Молодой самурай умирает в муках, вроде как нимало не тронув своего господина. А какое-то время спустя у ворот появляется другой ронин, Цугумо. С такой же просьбой. Жестокий даймё разрешает ему, предчувствуя потеху… вот только у Цугумо меч не бамбуковый, и вообще он приемный отец Мотомэ. И пришел не самоубиваться, а мстить…
  • Беспредел же!
  • «16-й уровень» — почти буквально. Узнав, что девушек выращивают на самом деле на кожу для пластических операций, главная героиня режет себе лицо скальпелем.

Телесериалы[править]

  • «Вариант „Омега“» — Скорин, попав в руки Абвера, принужденный передавать дезинформацию, начинает спиваться со страшной скоростью, чтобы Шлоссеру достался не разведчик, а пьяная развалина. Субверсия — на самом деле он притворялся.
  • «Институт благородных девиц» — в финале князь Хованский, наделавший дел по глупости и слабости, после того как потерял все в жизни, обманом заставил негодяя Маркина направить на себя пистолет, хотя тот и не думал его убивать, а потом сам нажал на спуск. В результате Маркина обвинили в убийстве.

Видеоигры[править]

  • The Elder Scrolls Online — в бородатые времена племенных войн в Валенвуде когда лесным эльфам из деревни Валлейн стало известно, что к ним движется армия другого босмерского клана, победить которую нет никаких шансов, жители приняли медленно действующий яд, чтобы враги, по традиции поедающие тела побеждённых, перетравились сами.

Реальная жизнь[править]

  • Распространённый в древнем Китае способ мести богатому или влиятельному человеку — покончить с собой в его доме (традиционно — повеситься на воротах). Считалось, что в таком случае дух умершего будет преследовать недруга и портить ему жизнь.
    • Похожий обычай имеется у чувашей и удмуртов и называется w:типшар.
  • В Токугавской Японии часто игралось с прикрученным фитильком: бедствующий самурай приходил к господину и говорил, что покончит с собой прямо тут, если ему не увеличат содержание. Господин, чтоб избежать позора, увеличивал. Вот только могло выйти как в том примере из кино…